Что такое посвящение в литературе

Посвящение автора

Авторским посвящением называются и лирические вступления к большим стихотворным произведениям с обращением к определенному лицу (пример: «Мороз, Красный нос» Некрасова — посвящение сестре) или без него («Zueignung» к «Фаусту» Гёте).

Обыкновенно в посвящении ограничиваются одним общим заявлением, с кратким указанием на внутреннее основание посвящения (В знак…), но ранее было принято также излагать посвящение в форме целого послания в прозе или стихах (épître dé dicatoire), в большинстве случаев весьма многоречивого, высокопарного и льстивого. Это являлось прямым следствием приниженного положения литературных деятелей, вынужденных искать своему произведению и себе могущественных покровителей среди лиц знатных и богатых. Редко посвящения были следствием настоящего уважения и преданности; обыкновенно они делались в расчёте на денежное вознаграждение, напр. в Англии в XVII веке посвящение стоило от 20 до 40 фунтов.

Содержание

Во Франции

Система покровительства сделала из Франции классическую страну посвящений. Наряду с ничтожными писаками (напр., Рошетт де ла Мюрльера, который, посвятив свою книгу г-же Дюбарри, восхвалял в посвящении её добродетели и таланты), печальная хроника посвящений насчитывает в своих списках много славных имен. Корнель, посвятив «Цинну» — за тысячу пистолей — президенту Монторону, написал ему в посвящении столь неумеренный панегирик, что «слава Монторону» (épître à Montauron) вошло в пословицу и Гере (Gabriel Guéret, 1641—1688) в своем литературном кодексе «Реформированный Парнас» (Parnasse réformé) среди прочего устанавливал: «Хватит врать в авторских посвящениях, скажем нет всем панегирикам Монторону» (Défendons de mentir dans les épîtres dédicatoires; supprimons tous les panégyriques а la Montauron).

Людовик XIII отказался принять посвящение «Полиевкта» Пьера Корнеля, боясь, что это ему будет дорого стоить. Драйден был известен подобострастием своих посвящений. Даже Вольтер не брезговал ими; известно, что Людовик XV не принял посвящённую ему «Генриаду» в 1728 году. Жан-Жак Руссо, отказавшись посвятить своё произведение королеве, вызвал удивление современников.

Злоупотребления

Посвящения автора вызывали разные виды реакции; Скаррон посвятил свою книгу «A très honnête el très divertissante chienne dame Guille.mette»; в заголовке «Тристрама Шэнди» Стерн заявил: «Посвящение продается». Сборники литературных курьёзов Лаланна и Дизраэли перечисляют длинный ряд необычайных посвящений. В XVIII веке им были посвящены целые книги, напр.:

В России

В России панегирический тон литературы XVIII века нашёл себе весьма яркое выражение в авторском посвящении. Любопытную в культурно-историческом отношении параллель между старым и современным посвящением можно найти у К. Михайловского («Сочинения», т. I, стр. 733). Превосходны посвящения Жуковского — А. А. Воейковой («Громобой»), Д. Н. Блудову («Вадим»), вел. княжне Александре Николаевне («Наль и Дамаянти»), а также посвящения Пушкина к «Руслану», «Полтаве», «Онегину», посвящения Лермонтова — ряд посвящений к «Демону».

Источник

Посвящение

Библиография:
О посвящении стихотворном см.: Gramsch A., Widmungsgedicht, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd III, Berlin, 1928—29.

Полезное

Смотреть что такое «Посвящение» в других словарях:

ПОСВЯЩЕНИЕ — ПОСВЯЩЕНИЕ, посвящения, ср. 1. только ед. Действие по гл. посвятить посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари. 2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение … Толковый словарь Ушакова

Посвящение — (поэтическое), стихотв. обращение к лицу, достоинства или память к рого поэт желает почтить своим произв.; обычно содержит мотивы обращения, характеристику адресата или (реже) самого произведения; как правило, предваряет большое произв., но может … Лермонтовская энциклопедия

Посвящение — автора заявление автора о почётном подношении своего труда. Посвящение (оккультное) ключевой элемент учения А.Бейли, грандиозное расширение сознания, благодаря полученному опыту. «Посвящение» альбом группы «Голубые береты» … Википедия

посвящение — приобщение, хиротония, рукоположение, дедикация, рукополагание, осведомление, надпись Словарь русских синонимов. посвящение сущ., кол во синонимов: 7 • дедикация (1) • … Словарь синонимов

Посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ выраженное письменно почетное подношение литературного произведения какому нибудь лицу, группе лиц (напр., друзьям), народу, стране, учреждению, даже отвлеченному понятию (истине, свободе, прошлому), или памяти лица и проч. Иногда… … Словарь литературных терминов

Посвящение — текст перед основным текстом издания, в котором автор излагает, кому он посвящает свой труд. Обычно посвящение выделяется кеглем, курсивом, набором со втяжкой т. п … Реклама и полиграфия

посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. посвятить 1. 2. Посвящающая надпись или вступительная часть сочинения, обращённая к лицу, к рому сочинение посвящено. II. ПОСВЯЩЕНИЕ см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСВЯЩЕНИЕ 1 — ПОСВЯЩЕНИЕ 1, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСВЯЩЕНИЕ 2 — см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

посвящение — Элемент произведения, который помещается перед началом основного текста и содержит указание на лицо или коллектив, в чью честь или в память о ком написано автором это произведение. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы… … Справочник технического переводчика

Источник

Посвящение

Полезное

Смотреть что такое «Посвящение» в других словарях:

Посвящение — (dedication, dedicace, Widmung, Zueignung) вступительные к произведению строки, иногда даже отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором. П. исторически сложилось в период, когда автору необходимо… … Литературная энциклопедия

ПОСВЯЩЕНИЕ — ПОСВЯЩЕНИЕ, посвящения, ср. 1. только ед. Действие по гл. посвятить посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари. 2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение … Толковый словарь Ушакова

Посвящение — (поэтическое), стихотв. обращение к лицу, достоинства или память к рого поэт желает почтить своим произв.; обычно содержит мотивы обращения, характеристику адресата или (реже) самого произведения; как правило, предваряет большое произв., но может … Лермонтовская энциклопедия

Посвящение — автора заявление автора о почётном подношении своего труда. Посвящение (оккультное) ключевой элемент учения А.Бейли, грандиозное расширение сознания, благодаря полученному опыту. «Посвящение» альбом группы «Голубые береты» … Википедия

посвящение — приобщение, хиротония, рукоположение, дедикация, рукополагание, осведомление, надпись Словарь русских синонимов. посвящение сущ., кол во синонимов: 7 • дедикация (1) • … Словарь синонимов

Посвящение — текст перед основным текстом издания, в котором автор излагает, кому он посвящает свой труд. Обычно посвящение выделяется кеглем, курсивом, набором со втяжкой т. п … Реклама и полиграфия

посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. посвятить 1. 2. Посвящающая надпись или вступительная часть сочинения, обращённая к лицу, к рому сочинение посвящено. II. ПОСВЯЩЕНИЕ см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСВЯЩЕНИЕ 1 — ПОСВЯЩЕНИЕ 1, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСВЯЩЕНИЕ 2 — см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

посвящение — Элемент произведения, который помещается перед началом основного текста и содержит указание на лицо или коллектив, в чью честь или в память о ком написано автором это произведение. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы… … Справочник технического переводчика

Источник

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕ́НИЕ, 1) указание автором лица, честь или память которого он желает почтить своим произведением; как правило, предшествует самому произведению, может быть лаконичным или более пространным; в отличие от дарственной надписи, указание адресата П. — самим фактом публикования вместе с сочинением — рассчитано на широкую огласку;

2) поэтический жанр — стихотворное обращение к определённому лицу (редко — к памятному для поэта месту, какой-либо реалии, например шуточное П. «К моей чернильнице» А. С. Пушкина), содержащее мотивы обращения, характеристику адресата или самого произведения; в этом случае может сближаться с посланием. Иногда П. обособляется от сочинения, которому предпослано, и становится самостоятельным лирическим произведением.

Впервые П. появились во времена античности и получили распространение в эпоху меценатства в Риме (оды Горация — Меценату). Возникновение П. во многом обусловлено тем, что писатели часто были вынуждены искать защиту и поддержку у «сильных мира сего». Отсюда лесть и неумеренные похвалы в адрес знати, манерность, высокопарный слог, которыми часто грешили многочисленные авторы П., особенно в средние века и в эпоху абсолютизма. Широко распространено было П. во Франции XVI—XVII вв. В П. к «Тартюфу» Мольер обращается к Людовику XIV с просьбой о поддержке и защите от нападения воинствующих «святош» (католического духовенства).

В XVIII в., когда зависимость литературы от «покровителей» начинает ослабевать, появляются П. более свободные по духу и разнообразные по содержанию и форме: П.-манифесты, П.-заявления, П.-надписи. Вольтер использует П. к трагедии «Брут» для изложения мыслей о театре просветительского классицизма; П.-размышление о судьбе художника, о «неотпускающих» его темах и образах у И. В. Гёте (которым он предваряет издание своих сочинений), П. к его трагедии «Фауст»; саркастическое П. к роману «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. В дальнейшем распространяются интимные П.-послания (П. к драме «Кромвель» В. Гюго, адресованное отцу) и дружеские П. (к сборнику «Цветы зла» Ш. Бодлера — Т. Готье; к сказке «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери — Л. Верту).

В России П. были распространены еще в XVIII в., хотя в целом они не выходили за рамки панегирической литературы. В XIX в. они становятся более короткими и содержательными, часто — подлинными свидетельствами дружбы, памяти, любви. Таковы П. у Пушкина к поэме «Полтава», к роману «Евгений Онегин»; у М. Ю. Лермонтова — к некоторым редакциям поэмы» Демон», стих. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли »; у Н. А. Некрасова — к поэме «Мороз, Красный нос»; у И. С. Тургенева — к «Песни торжествующей любви» («памяти Флобера») и др. П. как лирический жанр не утратило своего значения и в советской литературе: В. В. Маяковский — стих. «Сергею Есенину»; М. И. Цветаева — П. к «Поэме Горы»; А. А. Ахматова —три П. к «Поэме без героя».

Полезное

Смотреть что такое «ПОСВЯЩЕНИЕ» в других словарях:

Посвящение — (dedication, dedicace, Widmung, Zueignung) вступительные к произведению строки, иногда даже отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором. П. исторически сложилось в период, когда автору необходимо… … Литературная энциклопедия

ПОСВЯЩЕНИЕ — ПОСВЯЩЕНИЕ, посвящения, ср. 1. только ед. Действие по гл. посвятить посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари. 2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение … Толковый словарь Ушакова

Посвящение — (поэтическое), стихотв. обращение к лицу, достоинства или память к рого поэт желает почтить своим произв.; обычно содержит мотивы обращения, характеристику адресата или (реже) самого произведения; как правило, предваряет большое произв., но может … Лермонтовская энциклопедия

Посвящение — автора заявление автора о почётном подношении своего труда. Посвящение (оккультное) ключевой элемент учения А.Бейли, грандиозное расширение сознания, благодаря полученному опыту. «Посвящение» альбом группы «Голубые береты» … Википедия

посвящение — приобщение, хиротония, рукоположение, дедикация, рукополагание, осведомление, надпись Словарь русских синонимов. посвящение сущ., кол во синонимов: 7 • дедикация (1) • … Словарь синонимов

Посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ выраженное письменно почетное подношение литературного произведения какому нибудь лицу, группе лиц (напр., друзьям), народу, стране, учреждению, даже отвлеченному понятию (истине, свободе, прошлому), или памяти лица и проч. Иногда… … Словарь литературных терминов

Посвящение — текст перед основным текстом издания, в котором автор излагает, кому он посвящает свой труд. Обычно посвящение выделяется кеглем, курсивом, набором со втяжкой т. п … Реклама и полиграфия

посвящение — ПОСВЯЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. посвятить 1. 2. Посвящающая надпись или вступительная часть сочинения, обращённая к лицу, к рому сочинение посвящено. II. ПОСВЯЩЕНИЕ см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСВЯЩЕНИЕ 1 — ПОСВЯЩЕНИЕ 1, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОСВЯЩЕНИЕ 2 — см. посвятить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

посвящение — Элемент произведения, который помещается перед началом основного текста и содержит указание на лицо или коллектив, в чью честь или в память о ком написано автором это произведение. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы… … Справочник технического переводчика

Источник

ПОСВЯЩЕНИЕ

Библиография:
О посвящении стихотворном см.: Gramsch A., Widmungsgedicht, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd III, Berlin, 1928—29.

Смотреть что такое ПОСВЯЩЕНИЕ в других словарях:

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ

посвящение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: посвящать, посвятить (1а1,3). 2) Надпись в начале произведения, указывающая, в честь кого оно написано или кому посвящается автором.

ПОСВЯЩЕНИЕ

посвящение с.1. (в книге) dedication 2. (в тайну) initiation 3. (в сан) ordaining, consecrating; (в рыцари) knighting

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩ́́ЕНИЕ (поэтическое), стихотв. обращение к лицу, достоинства или память к-рого поэт желает почтить своим произв.; обычно содержит мотивы обращени. смотреть

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ

[dedication, dedicace, Widmung, Zueignung]— вступительные к произведению строки, иногда даже отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором. П. исторически сложилось в период, когда автору необходимо было искать для своего произведения защиты у сильных лиц и обратить на себя внимание публики ссылкой на авторитетное имя. П. первоначально сводилось к восхвалению или выражению благодарности знатному «покровителю» и было объектом купли-продажи, отнюдь не обязательно свидетельствуя об искренности чувств автора. По аналогии с благодарственными П. божествам и героям возникают античные П. П. расцветает в Риме в эпоху меценатства (см.) иногда в форме самостоятельного стихотворения (у Горация — Меценату, Пизонам), иногда же в форме прозаического фрагмента (Цицерон). Изобретение книгопечатания придало новые формы П. (особенно в XVI и XVII вв.). В Испании, Италии, Франции вельможам посвящаются как художественные произведения, так и научные (напр. «Дон-Кихот» Сервантеса посвящен одному тупому и грубому герцогу, которого Сервантес «умоляет благосклонно принять под покровительство» свой труд; таково же П. «Рассуждения о телах, пребывающих в воде» Галилея). Классическая страна П. — Франция XVI—XVII вв., где господствующая роль двора порождала утонченные и в то же время низменно-льстивые П., превратив их в «печальный жанр», к-рый не могла искоренить и французская революция. Известны посвящения Скаррона (собачке одной дамы), Корнеля (панегирик-П. к «Цинне», написанный за 1000 пистолей); П. «Сида» герцогине «не с целью передать свое имя грядущим векам», но «с единой лишь целью — увековечить то, чем я обязан вам»; Расина, Буало, Мольера («Тартюф»). Лишь XVIII век, породив целую лит-ру с П., создает и новые, более свободные формы посвящения. Руссо отказывается посвятить свой труд королеве, но одно из своих произведений посвящает «Женевской республике» [1759. Вольтер использовал П. для изложения своих теоретических взглядов (знаменитое П. к «Оресту», «Китайскому сироте», «Магомету», где бросается вызов папе). Вольтер заявляет: «Мы живем уже не в те эпохи, когда гений в низменном посвящении просил у глупца его дозволения войти в будущие века под сенью имени». Стерн открывает «Тристрама Шэнди» вызовом: «Посвящение продается». XIX в. дает ряд П. лит-ым авторитетам-современникам. Знамениты посвящения Байрона («Сарданапал» — Гёте, «Каин» — В. Скотту), Бодлера («Цветы зла» — Т. Готье). Тургенев посвящает «Песнь торжествующей любви» «памяти Флобера». Появляются и интимные П. («Кромвель» Гюго — отцу; «Братья Карамазовы» — А. Г. Достоевской). Возникает безличное символическое П. (П. «Фауста» Гёте — фантазии). Наиболее резкую противоположность первоначальным формам П. образуют П. в революционно-демократической и революционной пролетарской лит-ре — П. представителям угнетенных классов, революционным борцам, наконец массовые П. («Я пою для тех, чьи души юны, кто болел как за себя за брата» — П. Якубовича; «Другу, передовому борцу пролетариата» — В. Вольфу — К. Маркс, Капитал, т. I). Последняя форма П. присуща и послеоктябрьской лит-ре, совершенно изменяя характер П. Библиография: II. О посвящении стихотворном см.: Gramsch A., Widmungsgedicht, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd III, Berlin, 1928—29. Д. Я. смотреть

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕ́НИЕ, 1) указание автором лица, честь или память которого он желает почтить своим произведением; как правило, предшествует самому произведению, может быть лаконичным или более пространным; в отличие от дарственной надписи, указание адресата П. — самим фактом публикования вместе с сочинением — рассчитано на широкую огласку;

2) поэтический жанр — стихотворное обращение к определённому лицу (редко — к памятному для поэта месту, какой-либо реалии, например шуточное П. «К моей чернильнице» А. С. Пушкина), содержащее мотивы обращения, характеристику адресата или самого произведения; в этом случае может сближаться с посланием. Иногда П. обособляется от сочинения, которому предпослано, и становится самостоятельным лирическим произведением.

Впервые П. появились во времена античности и получили распространение в эпоху меценатства в Риме (оды Горация — Меценату). Возникновение П. во многом обусловлено тем, что писатели часто были вынуждены искать защиту и поддержку у «сильных мира сего». Отсюда лесть и неумеренные похвалы в адрес знати, манерность, высокопарный слог, которыми часто грешили многочисленные авторы П., особенно в средние века и в эпоху абсолютизма. Широко распространено было П. во Франции XVI—XVII вв. В П. к «Тартюфу» Мольер обращается к Людовику XIV с просьбой о поддержке и защите от нападения воинствующих «святош» (католического духовенства).

В XVIII в., когда зависимость литературы от «покровителей» начинает ослабевать, появляются П. более свободные по духу и разнообразные по содержанию и форме: П.-манифесты, П.-заявления, П.-надписи. Вольтер использует П. к трагедии «Брут» для изложения мыслей о театре просветительского классицизма; П.-размышление о судьбе художника, о «неотпускающих» его темах и образах у И. В. Гёте (которым он предваряет издание своих сочинений), П. к его трагедии «Фауст»; саркастическое П. к роману «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. В дальнейшем распространяются интимные П.-послания (П. к драме «Кромвель» В. Гюго, адресованное отцу) и дружеские П. (к сборнику «Цветы зла» Ш. Бодлера — Т. Готье; к сказке «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери — Л. Верту).

В России П. были распространены еще в XVIII в., хотя в целом они не выходили за рамки панегирической литературы. В XIX в. они становятся более короткими и содержательными, часто — подлинными свидетельствами дружбы, памяти, любви. Таковы П. у Пушкина к поэме «Полтава», к роману «Евгений Онегин»; у М. Ю. Лермонтова — к некоторым редакциям поэмы» Демон», стих. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли »; у Н. А. Некрасова — к поэме «Мороз, Красный нос»; у И. С. Тургенева — к «Песни торжествующей любви» («памяти Флобера») и др. П. как лирический жанр не утратило своего значения и в советской литературе: В. В. Маяковский — стих. «Сергею Есенину»; М. И. Цветаева — П. к «Поэме Горы»; А. А. Ахматова —три П. к «Поэме без героя».

ПОСВЯЩЕНИЕ

Таинство священства совершаемое в алтаре у престола при архиерейском служении литургии. В диаконы и в священники посвящает один епископ, а посвящение в. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *