Что такое постная пища
Рождественский пост: меню на каждый день, чтобы не нарушать запреты
Опубликован календарь питания для верующих.
Во время Рождественского поста, который начинается 28 ноября, запрет налагается на все продукты животного происхождения: масло, сметану, кефир, сыры, мясо, яйца, полуфабрикаты с продуктами мясного происхождения. Исключение составляют некоторые дни, в которые разрешено употреблять рыбу и морепродукты и пригубить красного церковного вина.
28 ноября: в первый день поста верующим делается послабление, чтобы исключить развитие недугов. Резкий переход в питании может сказаться на здоровье и самочувствии, поэтому в воскресенье дозволяется употребление рыбы и морских продуктов вдобавок к основному меню. Исключить нужно растительное масло. Приготовить рыбу можно на пару с овощами на гриле.
29, 30 ноября: в понедельник и вторник можно готовить пищу и употреблять ее в горячем виде с добавлением любого из растительных масел. Каши, супы и гарниры из круп составят рацион на это время. Разнообразить меню помогут салаты из свежих овощей, а также компоты и травяные настои.
4, 5 декабря: в субботу и воскресенье верующие могут побаловать себя и близких рыбными продуктами. Запеченная белая рыба с пряными травами, уха или котлеты на пару помогут восполнить запас необходимых микроэлементов.
6 декабря: в понедельник будет день сухоядения. Допускается пища без термической обработки: мед, фрукты и овощи. Верующие должны помнить о том, что такое строгое меню могут соблюдать только физически здоровые люди.
7, 8, 9 и 10 декабря: четыре дня вновь отводятся под употребление горячей пищи. В эти дни меню может быть разнообразным: постные котлеты, солянка, щи из свежей или квашеной капусты, картофель с соленьями.
11, 12 декабря: в выходные наступает время рыбных продуктов, из которых можно приготовить множество вкусных блюд. Печеная, паровая или отварная рыба будут как нельзя кстати к столу.
13 декабря: день сухоядения. Верующие не употребляют обработанную термическим путем пищу, заменяя ее свежими овощами и фруктами. В этот день можно пить травяные настои и компоты с добавлением меда.
16, 17 декабря: в эти дни можно есть горячую пищу с маслом. Разнообразить меню можно свекольным салатом, тыквенным супом и гарниром с добавлением грибов, солений или маринованной капусты.
18, 19 декабря: в выходные меню разнообразят рыбные блюда. Карп с овощами в духовке, салат из морепродуктов с рисом и иные рыбные блюда будут ценным источником витаминов. Уха из нежирных сортов рыбы также станет приятным дополнением к рациону.
20 декабря: день сухоядения. В понедельник меню разнообразят орехи с медом, салаты из свежих овощей, маринованные и соленые закрутки. Допускается употребление горячих травяных настоев с медом.
21, 22 и 23 декабря: со среды про четверг можно есть горячую еду с растительными маслами. Приготовить можно овощное рагу, салат с фасолью, тушеный картофель с грибами. Дополнит рацион компот из фруктов.
24 декабря: день сухоядения. Соблюдающим строгий день можно есть фрукты и овощи, орехи и сухофрукты.
25, 26 декабря: в выходные разрешена рыба и морепродукты. Салат из морской капусты дополнит рацион и станет богатым источником витаминов, а запеченная или паровая рыба придется по душе домочадцам.
27 декабря: вновь день сухоядения, когда отказываются от пищи, прошедшей термическую обработку, заменяя ее растительной едой: салатом из квашеной капусты, свежими и маринованными овощами, фруктами, орехами и медом.
28 декабря: во вторник можно есть горячую еду с добавлением масла. Соблюдающие пост могут приготовить оригинальные постные блюда, чтобы порадовать семью: вареники с картошкой и зеленью, солянку с грибами, томленую в глиняных горшочках, и рис с овощами.
29 декабря: среда будет днем сухоядения. Употреблять горячую пищу нельзя, однако можно обогатить рацион орехами и свежими фруктами, а также сделать салаты. Источником витаминов послужат травяные настои.
30 декабря: в преддверии нового года вновь можно есть горячую пищу. Можно добавить в меню маринады и соленья, а также побаловать близких овощным рататуем, фаршированными грибами с рисом и перцем, а также запеченной тыквой с сухофруктами.
31 декабря: в православном мире не отмечают новогодний праздник, и в этот день вновь соблюдают сухоядение.
1, 2 января: в первые дни нового года разрешено есть горячую пищу. В меню включают зелень, фрукты и овощи, чтобы не было дефицита клетчатки и витаминов. Кроме того, побаловать себя можно горячими зимними напитками.
3 января: в этот день вновь запрет на горячую пищу. Верующие едят продукты, не прошедшие термической обработки.
4 января: в этот день вновь можно готовить пищу на огне. Последние дни поста самые сложные, поэтому важно менять рацион питания. Тефтели из гречневой крупы с грибами в томатном соусе с пряностями прибавят разнообразия, и к ним прекрасно подойдут макаронные изделия.
5 января: последний день сухоядения. Верующие едят свежие фрукты и овощи, употребляют в пищу орехи и мед.
6 января: в преддверии Рождества верующие отказываются от пищи до появления первой звезды. В Сочельник строгий пост соблюдают лишь здоровые люди. Послабление делается для беременных и кормящих женщин, детей, пожилых и людей с определенной диетой.
Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом?
В чем суть поста?
Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.
Дополнительная нагрузка и лишние расходы?
Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:
— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.
Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.
Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.
Нужно ли в пост есть невкусно?
Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?
Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):
— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.
— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.
Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:
— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.
Как вести себя постом в гостях?
Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?
Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:
— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10 : 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.
Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».
А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?
Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.
Какая пища считается постной?
По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?
Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):
— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.
Протоиерей Александр БОРИСОВ:
Зависят ли от мяса отношения с Богом?
Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»
Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:
— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):
— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.
Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.
Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!
Православная Жизнь
И в каких случаях молоко может быть постным продуктом.
Пост — тема больная. Каждый год меня изводят вопросом: «Батюшка, напишите что-нибудь про пост». И я им ответчаю: «Ну сколько можно?» Но оказывается, необходима эта речь, потому что православный человек является своего рода заложником совести.
Что такое постный продукт?
Мы читаем в календарях предписание о сухоядении, посте без рыбы, например, с вином или с рыбной икрой. Спрашивается, как это исполнять? Мысля аккуратно и последовательно, мы понимаем, что нужно сначала прояснить источники. Откуда эти предписания попали в календарь? Мы идем по следу и находим книгу «Типикон» — текст, который сформировался и был принят в конце XVII века в Русской Церкви.
Открываем эту книгу, читаем и видим, что это монашеский устав. Там первые главы все посвящены тому, как жить в общежитии, как отставлять жезлы во время службы, где брать одежду, как лечить брата, описывается общее владение имуществом. Это устав мужского монастыря. Мы задаем себе вопрос: какое это отношение имеет ко мне, например, мирянину или монахине?
Дело в том, что восточная монашеская традиция знает огромный ансамбль разных уставов, отсюда и происходит фраза «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Может быть, было принято какое-то положение общецерковное, которое обязало всех чад Русской Церкви следовать именно этому уставу? Нет, такого тоже не было.
Значит, не надо так поститься? А как надо? Мы сейчас находимся в некоторой канонической растерянности, потому что нет даже определения, что такое постный продукт. У нас есть некоторая не очень проясненная традиция, которая сформировалась на Востоке, где совсем другой ритм питания, другие условия жизни и прочее. Какое это отношение имеет к нам?
По утрам я ем кашу на молоке
И поэтому для себя я вывел совершенно простые правила:
Великим постом мы не едим эти продукты не потому, что они как-то влияют на нас. Мы сейчас знаем о медицине и о влиянии их на наш организм гораздо больше, чем самые святые из святых отцов. Мы уже прояснили, что орехи влияют гораздо хуже на аскетов, чем куриное мясо. Но дело совсем в другом. Пост в древней Церкви воспринимался как время скромности.
Я, например, считаю, что молоко — это постный продукт, потому что это дешево. И я вам признаюсь, что даже Великим постом — не всегда, но в простые дни — я утром ем кашу на молоке. Потому что до этого целые года я страшно мучился, у меня постоянно были проблемы с желудком. Но живу я в монастыре, и там что на трапезу поставили, то и поставили. В конце концов, я нашел вот эту простую формулу: утром я ем кашу на молоке, и у меня нет никаких проблем с желудком в течение дня.
Я должен есть в свое время вот эту простую пищу, ни на что не претендуя.
Пост для беременных, для больных…
Сдержанность, с одной стороны, с другой — скромность. И это просто ориентиры. У меня нет категорического ответа, как поститься. Я думаю, что в ближайшее время у нас в Церкви сформируется богословская каноническая комиссия, которая выработает какой-то современный устав поста, где будет отделен пост монашеский от поста для мирян, где будет прописано, что мы считаем постными продуктами и каков пост для беременных, для больных, для путешествующих.
Это необходимо, потому что мы — Русская Православная поместная Церковь. Мы имеем полное право, не спрашивая другие православные общины, не спрашивая у старших братьев, сами сформировать устав поста, руководствуясь своей традицией. А потом они пускай у нас даже консультируются. Есть у нас еще в Русской Церкви какой-то церковно-национальный комплекс неполноценности — перед греками, перед дивным византийским прошлым. Это неправильно.
Чисто практическая задача — снять хотя бы комплекс вины с людей, которые не могут выполнять этот устав, но хотят поститься.
Они не постятся не потому, что они кощунники какие-то. А потому, что это просто невозможно. Ты днями только и думаешь: «Как это съесть?» Ты его туда — а оно обратно! А потом как это заесть таблеткой омепразола, чтобы не болело? А потом что делать, каким святым молиться, чтобы оно вернулось, понимаете, в природное свое состояние? Это бесконечная история.
И спрашивается, чего мы себя изводим, если это даже не общецерковно принятый документ? Это какое-то сплошное недоразумение. Подчеркиваю: я консервативный человек, я сторонник традиции, никакой я не обновленец. Просто к чему я призываю всех и себя в том числе — к здравому смыслу.
Как составить полноценный рацион в пост?
Что есть в пост, чтобы не упала работоспособность и не ухудшилось состояние здоровья? Возможно ли разнообразить постный рацион?
После разгульной масленичной недели верующие люди переходят к смирению, отказываются от пищи животного происхождения и увеселений. Самой строгой считается первая неделя поста, которая начинается с Чистого понедельника: разрешается пить только воду.
На время поста исключить из рациона
Все виды мяса; яйца; молочные продукты; *рыбу; сладости, содержащие яйца и молочные продукты; алкоголь, кроме небольшого количества вина по выходным дням
В течение дня рекомендуется воздержаться от приема пищи. Со второго по пятый день поста верующие переходят на сухоядение: разрешена холодная пища, не прошедшая термическую обработку, и постный хлеб. Далее, со второй по шестую неделю, сухоядение соблюдается каждый понедельник, среду и пятницу. Во время страстной недели сухоядение соблюдается в понедельник, среду и субботу, причем в последний день разрешено вино. Горячая пища без масла: такого рациона необходимо придерживаться каждый вторник и четверг. Горячая пища с маслом и вино: разрешены в выходные дни.
Чтобы не навредить себе во время поста, необходимо понимать, что, например, «заряжаться» энергией из углеводов нужно утром, когда вы завтракаете. В обед можно ими подкрепиться. А вечером их стоит избегать. Подробнее о том, как лучше сочетать продукты в пост — расскажет специалист.
Вадим Крылов, врач-эндокринолог:
Подходя к вопросу о еде в пост, необходимо принимать во внимание, что такая смена рациона, в принципе, подходит далеко не всем. Не надо поститься людям, имеющим хронические заболевания, занимающимся тяжелым физическим трудом, детям. Основные правила для тех, кто постится: не нужно голодать и полностью себя ограничивать, просто запомните, что и когда следует есть.
Вадим Крылов, врач-эндокринолог:
Мужчины и женщины: кому что и сколько?
Давать универсальные рекомендации по питанию не решится ни один компетентный специалист. Каждый человек индивидуален: рост, вес, стиль жизни, болезни. Всё это необходимо учитывать. Во время поста не стоит усердствовать с физическими нагрузками, отдавайте предпочтение ходьбе. Если же вы занимаетесь физическим трудом: работаете на производстве, в сельском хозяйстве — можно увеличить количество углеводов. Но опять же, в первые два приема пищи, вечером стоит от них уходить.
Диаметр стандартной тарелки — 25 см. Выбрав тарелку диаметром на 5 см меньше, можно обмануть организм и наедаться меньшим количеством еды.
Небанальные продукты
В магазинах продаются продукты для поста, которые в течение года не пользуются особой популярностью. Так, например, котлеты из моркови, брокколи и других овощей едят, в основном, люди: контролирующие вес, имеющие определенные проблемы со здоровьем или вегетарианцы. Но с началом поста на этикетке этих продуктов появляется надпись «Постный» и целевая аудитория значительно расширяется. Есть и адаптированные «мясные» изделия из сои — колбасы, сосиски.
Заменители молока
Любителям пить кофе с молоком приходят на помощь кокосовое, соевое, миндальное, овсяное, рисовое молоко. Эти заменители коровьего молока также могут входить в рецептуру овощных супов и соусов для пасты. Соевое молоко считается адекватной заменой коровьему — и по содержанию незаменимых аминокислот, и даже по содержанию кальция и витаминов. Кроме того, в магазинах можно найти приготовленные из соевого молока кисломолочные напитки и соевый творог (тофу).
Итоги экспертизы кабачковой икры, читайте здесь.
Продукты из сои
Это не какой-то суррогат, а полезные и полноценные продукты. Могут входить в рацион питания, наряду с мясом и молочными продуктами, если речь идет просто о правильном питании, и вместо них, если это постное или вегетарианское меню. Соевый изолят, соевый концентрат и текстурированный соевый белок легко вписываются в рацион здорового питания. А вот цельные соевые бобы и соевая мука уже относятся к трудноусвояемой пище. Отметить стоит то, что большинство соевых аналогов колбасных изделий, так же, как и обычную колбасу, вряд ли можно отнести к правильному питанию.
Андрей Мосов, врач:
В колбасные изделия из сои входят те же ингредиенты, что встречаются в составе в обычной колбасы: фосфаты, усилители вкуса. Поэтому их можно рекомендовать только тем, кому этот продукт очень нравится сам по себе. Остальным лучше выбрать “соевое мясо” (текстурированный соевый белок) в натуральном виде. Кроме того, в “постной” колбасе встречаются и другие, более вредные, ингредиенты, например, гидрогенизированные жиры. В любом случае стоит внимательно изучить состав выбранного продукта.
Соя не обладает собственным ярко выраженным вкусом, ей можно придавать любой вкус, выдавая за разные продукты.
Есть и другие источники белка растительного происхождения. О них можно узнать в материале участника сообщества “Правда и мифы о пользе растительных белков”.
Рисовая бумага
Хороший аналог лаваша, когда хочется приготовить, например, домашнюю овощную шаурму. Состав прост: рисовая мука, вода и соль.
Виноградные листья
В них, как и в рисовую бумагу, можно завернуть начинку из крупы, грибов и овощей. Таким образом вы получите интересное, вкусное и сытное блюдо.
Продуктовая корзина на 48 дней Великого поста
Эксперты Росконтроля разработали оптимальный по пищевой ценности набор продуктов, создав продуктовую корзину, гарантированно удовлетворяющую потребность человека во всех пищевых веществах и энергии. Вы можете сделать запасы, руководствуясь предоставленным списком, и на период поста забыть про поход в магазин — всё необходимое будет под рукой. А в случае, если вам что-то из предложенного не по душе, просто замените на продукт с аналогичной пищевой ценностью. Убедитесь в том, что товаров для постного питания много, оно вполне может быть разнообразным, вкусным и безопасным для здоровья.
– хлеб ржаной (ржано-пшеничный) — 9 буханок (по 700 г)
– хлеб пшеничный — 16 батонов (по 380 г)
– хлеб и хлебцы цельнозерновые — 2,5 пачки (по 200 г)
– сушки, баранки — 2 упаковки (по 350 г)
– сухари панировочные — 1 упаковка (250 г)
– мука — 1 пакет (1 кг)
– крахмал картофельный — 1 упаковка
– макаронные изделия — 2,5 пачки (по 450 г)
– горох, фасоль, чечевица — по 1 упаковке (400 г)
– рис — 1 пакет (800 г)
– гречневая крупа — 1 пакет (800 г)
– овсяная крупа (хлопья) — 1 пакет (500 г)
– пшенная, кукурузная, перловая, ячневая, манная — по 1 упаковке (350 г)
– мюсли, злаковые хлопья и сухие завтраки — 2 упаковки (по 300 г)
– Соевый белок (изолят, текстурат) и изделия из него — 5 упаковок (по 250 г)
– яблоки, груши — 5 кг
– фрукты и ягоды сезонные — 2,5 кг
– Сухофрукты (курага, чернослив, изюм, компотная смесь) — 1 кг
Росконтроль уже провел экспертизу постных продуктов. С результатами проверки черного и белого хлеба, подсолнечного масла, оливкового масла, мюсли, спагетти, соков, гречки, риса можно ознакомиться в разделе «Каталог».