Что такое постинтернатное сопровождение

Постинтернатное сопровождение

Постинтернатное сопровождение – это процесс адаптации воспитанников, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь.

Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются:

Постинтернатное сопровождение выпускников осуществляют специалисты разного профиля: педагог-психолог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, социальный педагог.

Специалистами Центра предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, срочные социальные услуги. Все виды услуг предоставляются на бесплатной основе.

Для осуществления постинтернатного сопровождения Выпускники представляют в организацию для детей-сирот, выпускниками которой они являлись, следующие документы:

Заявление Выпускников об установлении постинтернатного сопровож­дения регистрируются в течение 2 рабочих дней со дня их поступления в орга­низацию для детей-сирот.

Организация для детей-сирот в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления Выпускника:

Организация для детей-сирот в полной мере обеспечивает реализацию ин­дивидуального плана постинтернатного сопровождения путем взаимодействия с различными службами и ведомствами.

Договор постинтернатного сопровождения прекращается в связи с истече­нием его срока действия на основании заключения о результатах постинтернатно­го сопровождения.

Правовым основанием организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников являются нормативно правовые акты органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

Источник

Как работает самая крупная в городе служба постинтернатного сопровождения

3 сентября 2020 года

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Достигшие совершеннолетия воспитанники центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ) не остаются один на один со взрослой жизнью. Для них существует особый вид социальной помощи — постинтернатное сопровождение. Не лишней оказывается поддержка специалистов и для выпускников приемных семей. Каждому нужен тот, кто подставит надежное плечо в начале самостоятельной жизни: подскажет, как жить в собственной квартире, правильно распределять финансы, справляться с трудностями в общении с людьми, найти работу. Самая крупная в городе служба постинтерантного сопровождения работает при Ресурсном центре «Спутник».

Как стать сопровождаемым

В Центре этой работой занимаются девять специалистов. Каждый из них курирует по восемь-девять выпускников, причем не только из Центра «Спутник», но и из других столичных ЦССВ и приемных семей. Всего в городе постинтернатным патронатом занимаются 39 организаций. «Москва растет и расширяется, а вместе с ней расширяется и география работы наших специалистов. Многие из наших выпускников проживают на территории Новой Москвы (Троицк, Новые Ватутинки, Московский, поселок Киевский, Коммунарка). Но расстояния нас не страшат, ведь главное — помочь нашим ребятам», — считает специалист по социальной работе Алексей Быков.

Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь. Также специалисты взаимодействуют с благотворительными фондами, которые готовы оказать помощь и поддержку выпускникам. Например, сейчас собраны вещи в помощь для выпускниц, недавно ставших мамами или готовящихся к рождению ребенка.

Задача сопровождения — поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся в Центр, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, специалисты рассказывают, как поставить водо- и электросчетчики, помогают организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказывают они и психологическую помощь, учат выстраивать взаимоотношения с людьми.

Когда воспитанник покидает центр содействия семейному воспитанию, но хочет продолжить общение со специалистами, которым доверяет, он становится на постинтернатное сопровождение. Это услуга — бесплатная. Такое решение иногда принимают и ребята из приемных семей, которые ранее были на сопровождении. Иногда специалисты органов опеки и попечительства обращаются в «Спутник» с просьбой взять на постинтернатное сопровождение выпускника, а иногда и сами подопечные просят помочь их знакомым, например однокурсникам.

«Сопровождением выпускников в центре „Спутник“ я занимаюсь почти пять лет. За это время удалось успешно закончить процесс социализации многих наших выпускников. В настоящее время у меня на сопровождении девять выпускников как из Центра „Спутник“, так и из других ЦССВ города. Так как уровень социализации наших сопровождаемых совершенно разный, приходится порой достаточно много времени уделять кому-то из выпускников в решении его проблем. Вопросы могут быть совершенно разные. Это может быть как социально-бытовая помощь, так и юридическая. Считаю, что особую роль в процессе сопровождения выпускников играет индивидуальный подход. Специалисту необходимо четкое понимание психологии выпускника, его особенностей, уровня готовности к самостоятельному проживанию, и уже от этого мы разрабатываем план работы с выпускником, в соответствии с которым проводим свою работу», — отмечает специалист по социальной работе Денис Алексеев.

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

В связке с приемными родителями

«Выпускников в нашей организации я сопровождаю уже 15 лет. Основной процент моих подопечных — это дети, которые воспитывались в замещающих семьях. Таких на сопровождении в нашем Центре всего 14. Кто-то воспитывался в них с рождения, кто-то — последние годы. Разные ребята — разные случаи, все очень индивидуальные. Все нуждаются в постоянном сопровождении профессионала, особенно в первый год после совершеннолетия», — рассказывает специалист по социальной работе Николь Харченко.

Конечно, когда у ребенка есть поддержка, например бывших опекунов, ему легче вступать во взрослую жизнь. Многие замещающие родители помогают ребятам в обустройстве жилья, приобретении всего необходимого для проживания, дают им эмоциональную поддержку. «Но есть особенности в сопровождении таких выпускников. Многим приемным родителям трудно принять, что это уже не маленькие дети, которых они растили и несли за них ответственность, а взрослые самостоятельные люди, которые имеют уже соответствующие права и обязанности», — делится специалист.

Жизнь глазами выпускников

21-летний Владимир Борисов, выпускник Центра «Спутник», студент колледжа, осваивает специальность «машинист уборочных машин».

«В начале нашей работы с моим куратором Денисом Алексеевым мы вместе посещали организации, так как, придя в МФЦ, я не мог даже сказать, что мне нужно. Мы вместе приходили в Пенсионный фонд, чтобы оформить мне пенсию по потере кормильца, прикрепиться к поликлинике по месту прописки, оформить региональные доплаты к пенсии. Я не знаю, как бы я получил военный билет без помощи Дениса Анатольевича, даже с ним мы посетили военкомат раза четыре, в этом мне было бы сложно разобраться самостоятельно», — вспоминает юноша.

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Он уже получил специальность повара-кондитера, решил, что хочет продолжить образование. О том, в какой из этих специальностей будет развиваться, юноша пока думает. Правда, есть у него мечта открыть свою булочную. «Если я что-то пеку, я всегда даю пробовать друзьям или соседям, с которыми у меня хорошие отношения. Они всегда рады», — делится юноша.

Специалисты делают все, чтобы помочь юноше сделать осознанный выбор. Например, два года назад для него совместно с благотворительным фондом организовали мастер-класс в ресторане отеля «Арарат». «Вова смог непосредственно познакомиться с работой поваров», — рассказывает Денис Алексеев. «Мы делали пряничные домики, учились декорировать торты. Я пока, наверное, не смогу испечь настолько красивый торт, как профессионалы. Но однажды делал торт для подруги на заказ. Она осталась довольна», — делится Владимир.

Молодой человек уже несколько лет живет самостоятельно в квартире, которую получил от города. «Начинать жить самому было сложно. Труднее всего — остаться в первый раз в квартире в одиночестве. Непривычная обстановка. Обычно рядом были ребята и воспитатели. Потом я завел себе собаку — стало легче. Сейчас у меня две кошечки — Ляля и Маня», — рассказывает он. Адаптироваться ко взрослой жизни Владимиру помогали специалисты постинтернатного патроната. «Заключить договор мне посоветовали сотрудники Центра. Мне нужна в жизни какая-то поддержка, чтобы я мог обратиться за помощью. Я на сопровождении с 2017 года. Все это время мне во всем помогают. Самое главное — научили общаться с людьми. В первое время специалист ходил вместе со мной, например в поликлинику, показывал и рассказывал, как и что нужно делать. Постепенно я научился всему сам. Еще мне помогли правильно обустроить квартиру, подсказывали, как правильно оплачивать услуги ЖКХ и так далее», — вспоминает выпускник.

С бытовыми вопросами у Вовы проблем не было. Готовить он научился еще живя в Центре: «Мне всегда было это интересно, поэтому я учился еще у поваров Центра „Спутник“».

Владимир планирует и дальше пользоваться услугами постинтернатного сопровождения. «Я не все знаю, иногда возникают не совсем понятные мне ситуации. Мне спокойнее, если рядом будут люди, которые могут подсказать и помочь. С каждым днем я становлюсь все более уверенным», — убежден молодой человек.

А выпускница Анастасия Стрижова Центр «Спутник» покинула год назад. «От города я получила квартиру, специалисты по постинтернатному сопровождению помогли мне ее обустроить. Мы с моим куратором Алексеем Ивановичем вместе ходили в центр госуслуг, опеку и другие организации. Он рассказывал, как решить все возникающие у меня вопросы. Сейчас учусь на 2 курсе колледжа, осваиваю профессию швеи. Недавно я вышла замуж, скоро у меня будет ребенок, и надеюсь, что специалисты будут мне помогать и подсказывать что-то в вопросах его воспитания», — говорит девушка.

Остаться один на один со взрослой жизнью страшно даже тому, у кого всегда рядом есть любящие родители и родственники. Для детей, лишившихся родительского попечения, особенно важно, чтобы рядом были опытные, знающие специалисты, которые способны научить юношей и девушек принимать решения самостоятельно, чтобы в будущем выпускникам требовалось все меньше и меньше помощи. Постинтернатное сопровождение — это дружеское плечо для тех, кто еще недостаточно уверенно идет по непростой дороге жизни.

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Что такое постинтернатное сопровождение

Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников государственных учреждений всегда существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Поэтому именно сегодня становится актуальной проблема разработки и реализации технологии постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений.

Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются: содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав; обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период; повышение социального статуса выпускников государственных учреждений.

Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Под термином «сопровождение» следует понимать комплекс действий представителей государственных и общественных структур, направленных на социализацию выпускников.

Различные исследования отечественных социологов и других специалистов по данной проблеме (М.С. Астоянц, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, В.Н. Ефименко, Г.В.Семья, Н.В. Пустовойт, Т.В. Сизанова, И.А.Бобылева, Е.А.Ильина, Л.П. Ослопова, Н.П. Шеховцова, С.Б. Соломатова, А.О. Шарипова), а также многочисленные социологические опросы выпускников интернатов позволяют констатировать, что при любой воспитательной системе вне семьи (дома), созданная государственной системой модель не может создать адекватные современным условиям развития общества возможности для полноценного развития детей и заменить родительское воспитание [6, с. 28].

Задачами постинтернатного сопровождения являются:

— содействие в получении образования, адаптации в обществе, трудоустройстве, в защите имущественных и личных прав;

— обеспечение реабилитационной работы в постинтернатный период;

— повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В последние годы стали активно возникать новые модели работы с выпускниками интернатов. Ситуация стала активно освещаться в средствах массовой информации, проблемных научных конференциях, подниматься на уровне федеральных и местных властей.

В 2007 году в рамках инновационной программы «Дети-сироты» были разработаны концепции и рекомендации, с целью создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей-сирот.

Поэтому в настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.

Проблемы постинтернатного сопровождения нашли свое отражение в развитии отечественного законодательства. Национальная доктрина российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как технологии социальной работы с детьми. Показательны в этом отношении послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и направленные на их реализацию поручения Президента РФ, где поднимались задачи разработки и реализации программ постинтернатовского сопровождения детей, выпускающихся из таких государственных учреждений, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.

Однако до настоящего времени только незначительная часть регионов страны создали подобные модели и еще в меньших можно отметить практические позитивные результаты. Поэтому можно констатировать, что на сегодняшний день в большинстве регионов РФ отсутствуют практические модели межведомственного взаимодействия помощи выпускникам интернатов, а в других (где эти модели уже созданы), выявлены различные проблемы ее практической реализации.

Преодоление указанной выше проблемы возможно посредством комплексной организации форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд компонентов:

— совершенствование нормативно-правовой базы;

— создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межведомственного взаимодействия;

— оптимизация системы воспитания самих государственных заведений (интернатов, детских домов) с учетом достижений современной педагогики и в условиях развития современного социума.

— создание научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, соответствующего требованиям законодательства и практическим реалиям [9, с. 98].

Проблемы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

Ребенок, растущий в государственных учреждениях, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из таких учреждений, вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок по отношению к другим детям занимает негативную позицию[1, с.15].

Дети-сироты и приемные дети являются одной из категорий детей с особыми образовательными потребностями, для которых пока не выстроена система поддержки и сопровождения в общеобразовательных организациях. В то же время они испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и социальным развитием [2, с. 206].

В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник государственного учреждения состоял в «группе риска» (являлся бомжем, находился под следствием либо уже отбывал наказание и т. д.) [3, c. 184].

Создание центров постинтернатной адаптации в государственных учреждениях для детей-сирот на практике всего лишь продлевает срок пребывания воспитанника в детском доме до достижения им 18 лет. Нужно отметить, что цели социальной адаптации выпускников не достигаются в данной форме, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, оставаясь в стенах детского дома, воспитанник-сирота просто продлевает свое интернатное детство еще на 2-3 года.

Согласно статистике, на 2014 г. в Челябинской области находилось 55 интернатных учреждений и приютов. Необходимо отметить, что в области наблюдается разная степень развития методологии и организации данной формы.

Так, например, в Коркинском детском доме № 2 ведется работа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает следующее: [9, с. 22]:

Таким образом, постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется следующим:

— созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения;

— разработкой механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений, где необходимо учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, в частности, изменение законодательной базы;

— развитием программ по социальной адаптации выпускников и разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования;

— моделями постинтернатной адаптации, которые требуют дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации, и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— совершенствованием законодательной базы для включения успешных инновационных моделей социальной адаптации в государственную структуру.

Таким образом, в настоящий момент становление системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник

После интерната: как помогают детям-сиротам в самостоятельной жизни

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Чтобы не оставлять один на один со взрослой жизнью выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей, в Москве существует особый вид социальной помощи – постинтернатный патронат. Появился он в 2010-2011 годах, когда было принято несколько соответствующих законов и постановлений Правительства Москвы. Занимаются им так называемые уполномоченные организации. Их в настоящее время в городе 54. Среди них –Центры содействия семейному воспитанию, Центры поддержки семьи и детства, некоммерческие организации, а также Центр «Детство». Поддержка гарантирована всем выпускникам в возрасте от 18 до 23 лет.

С какими сложностями во взрослой жизни сталкиваются дети-сироты? Как и для чего специалисты по постинтернатному сопровождению помогают им? Об этом в интервью с Екатериной Смарцевой, начальником отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центра «Детство».

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

— Екатерина Викторовна, как давно вы занимаетесь сопровождением выпускников?

Постинтернатным патронатом Центр «Детство» занимается с 2015 года. Деятельность эта набирает обороты, расширяется. В январе 2019 года она выделена в отдельное направление: был создан наш отдел.

В работе отдела выделено три больших направления: постинтернатнатный патронат выпускников; координация и консультирование служб, занимающихся постинтернатным патронатом в столице; организация и проведение городских мероприятий для всех выпускников.

Сейчас на постинтернатном патронате в нашем центре состоит 24 человека: это те, кто изъявил желание заключить договор. Он трехсторонний: между выпускником, органами опеки и попечительства и организацией по постинтернатному патронату. В договоре прописываются права и обязанности сторон. Он заключается на год и при необходимости продлевается. Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь.

Как молодые люди становятся клиентами отдела сопровождения? Они сами стремятся найти помощь или сотрудники Центра «Детство» ищут нуждающихся в ней?

— Когда Центр только начинал заниматься этой работой, мы сами предлагали ребятам свои услуги. Но настал момент, когда мы увидели, что не отдел ищет выпускников для заключения договоров о постинтернатном патронате, а они сами хотят, чтобы рядом были надежные люди.

Каковы главные проблемы сирот, вышедших в самостоятельную жизнь?

— Психологические трудности: непроработанные травмы, страхи, неумение выстраивать взаимоотношения с социумом (коллегами, соседями и т.д.), извечная проблема – нехватка денежных средств из-за того, что ребята не могут правильно распределять их. Не всегда получается у них и устроиться на работу или удержаться на ней. Сотрудники службы постинтернатного патроната часто выступают посредниками между выпускником и соседями. Нередко к решению проблем привлекаются специалисты Московской службы психологической помощи населению, Центра «Моя карьера».

— Как вы работаете с ребятами?

— Наша общая задача – поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся к нам, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, мы рассказываем, как поставить водо- и электросчетчики, помогаем организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказываем мы и психологическую помощь, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Расскажу о самых запомнившихся мне случаях, когда выпускники при поддержке Центра «Детство» смогли решить свои проблемы. Благодаря взаимодействию специалистов с благотворительным фондом «Река детства» выпускнице Анастасии И. помогли найти профессионального врача, когда у нее возникли проблемы со здоровьем, и подобрать правильную терапию, что значительно облегчило жизнь девушке. Ей же помогли реализовать право на получение выходного пособия, которое у нее не получалось оформить самостоятельно.

Выпускнику Александру Б., который в этом году готовится к сдаче ЕГЭ и оплачивал дорогостоящие занятия репетиторов, опять-таки посредством взаимодействия с благотворительным фондом найдены репетиторы-волонтеры. Теперь Александр готовится к сдаче экзаменов бесплатно.

Без нашей помощи выпускнице Кристине Ф., у которой два маленьких ребенка, пришлось бы совсем трудно. Благодаря специалистам нашего Центра девушка не осталась один на один со своими проблемами, которые, казалось, сыпались на нее как из рога изобилия. Вместе они списали задолженность по оплате коммунальных услуг и электричества, оставшуюся после предыдущих жильцов. Помогли с покупкой мебели, в том числе кроваток для детей. Научили, как прикрепиться к поликлинике маме и детям, оформить получение детского питания на молочной кухне и записать детей в детский сад. Направили Кристину на обучение в вечернюю школу и параллельно на работу. В настоящее время у нее все хорошо. Будем надеяться, что благодаря своевременно оказанной помощи мама и дети будут счастливы в своем доме.

— Вы упомянули совместную работу с благотворительным фондом «Река детства». Как развиваются отношения Центра «Детство» с некоммерческими организациями?

— В последнее время мы расширили зону взаимодействия с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Они помогают ребятам обустроиться в новых квартирах: обеспечивают мебелью, бытовой техникой, помогают сделать ремонт. Также благотворительные фонды организуют для них занятия по профориентации и финансовой грамотности, деловые встречи с успешными людьми и т.д.

Благотворительные фонды и некоммерческие организации становятся нашими неизменными партнерами и при проведении мероприятий: предоставляют волонтеров и ведущих, дарят подарки участникам и победителям конкурсов и спортивных соревнований.

С благодарностью отмечу наиболее активных наших партнеров: благотворительный фонд помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Река детства» (учредитель Ольга Поздеева), Союз социальных педагогов и социальных работников (вице-президент Денис Давлеткалиев), АНО «Социально-культурный центр «Развитие, творчество, инициатива» (научный руководитель Денис Давлеткалиев), Молодежное региональное общественное движение «Студенты Москвы» (руководитель Давид Арутюнян).

— Вернемся к направлениям работы отдела. Вы сказали, что
Центр «Детство» занимается координацией, методическим сопровождением, консультированием специалистов уполномоченных организаций Москвы.
Что они собой представляют?

— Это организации, в соответствии с приказом ДТСЗН г. Москвы прошедшие конкурсный отбор и имеющие право заниматься постинтернатным патронатом. У них есть для этого все необходимые ресурсы и условия. Эти организации имеют возможность оказания экстренной помощи выпускникам, включая дистанционную информационно-консультативную помощь.

В настоящее время в городе их 54. Среди них – Центры содействия семейному воспитанию, Центры помощи семье и детям, некоммерческие организации. Любой выпускник, оказавшись в сложной ситуации, может обратиться в любую из них и получить своевременную профессиональную помощь. Кроме того, большой выбор уполномоченных организаций позволяет выпускникам заключить договор о постинтернатном патронате именно с тем учреждением, которое ближе не только территориально, но и по духу, которое отвечает всем их запросам.

— Как Центр «Детство» взаимодействует с уполномоченными организациями?

— Центр «Детство» является проводником идей ДТСЗН г. Москвы по данному направлению. Он может выступить третьей стороной в решении наиболее острых вопросов при постинтернатном сопровождении.

В конце прошлого года Центром «Детство» был издан социальный справочник нанимателя жилого помещения из специализированного жилого фонда города Москвы «В добрый путь». Эта брошюра – путеводитель по самостоятельной жизни. Справочник предназначен как для выпускников, так и для специалистов, которые будут работать с ними. Он стал действительно хорошим подспорьем в решении многих вопросов, возникающих на пути ребят.

— Какие мероприятия проводите для выпускников?

— Мероприятий у нас много. Фотоконкурс «Москва в моем объективе», конкурс эссе «Мое новогоднее пожелание выпускнику 2019 года», турнир по мини-футболу «Уличный Забивака». В 2018 году был дан старт одному из знаковых мероприятий – конкурсу «Моя Москва – мои возможности», где встречаются успешные выпускники.

Ребята участвуют в них очень активно. Это говорит о том, что они востребованы и актуальны. Общение выпускников в неформальной обстановке позволяет им обмениваться мнениями, опытом, обсуждать и строить перспективы роста и развития, выстраивая отношения по принципу «выпускник – выпускнику», когда успешный молодой человек становится положительным примером для более младших товарищей.

Идеей 2019 года стало проведение спартакиады «Мой спортивный город», в рамках которой уже прошли два этапа: турниры по русским шашкам и настольному теннису. Впереди соревнования по мини-футболу. Сейчас в турнирной таблице спартакиады сложилась очень интересная ситуация: вторую строчку таблицы делят целых три команды! Интрига развивается, а ее развязку мы сможем наблюдать в сентябре, когда пройдет турнир по мини-футболу. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих стать зрителями завершения этих спортивных состязаний!

Также осенью пройдет второй конкурс «Моя Москва – мои возможности», где снова будет назван самый успешный и социализированный выпускник года.

— Видите ли вы положительный эффект от работы по сопровождению выпускников?

— Сейчас в обществе не утихают споры о необходимости постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты выражают два полярно противоположных мнения: одни считают эту работу нецелесообразной, другие выступают за ее преобразование и активное развитие. Забегая вперед, скажу, что по итогам проведенного Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой анализа системы постинтернатного сопровождения в РФ были сделаны выводы о необходимости ее обновления и развития. Детский обмудсмен разработала дорожную карту, которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного патроната. После доработки документ будет внедрен в практику работы организаций, занимающихся вопросами социальной адаптации выпускников.

От себя добавлю, что постинтернатное сопровождение выпускников просто необходимо. Специалисты, занимающиеся им, – это люди, готовые прийти на помощь ребятам, поддержать и сообща найти решение, причем нередко в любое время суток. Я всегда говорю, что заниматься вопросами сиротства нельзя формально, здесь нет понятия «работа по графику», этим может заниматься только человек с горящей и живой душой, мобильный и инициативный, другой просто не сможет добиться результата.

Наши ребята благодаря специалистам постинтернатного патроната научились самостоятельно решать самые разные вопросы, с которыми можно столкнуться в жизни. У них есть готовый алгоритм действий в той или иной ситуации. Они смогут применить его и тогда, когда рядом не будет опоры в лице наших специалистов. Я за них спокойна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *