Что такое постановка проблемы
Постановка проблемы исследования
Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.
Что такое проблема?
Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:
Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.
Например, изучим уровень безработицы в регионе:
Основные критерии научной проблемы
Научную проблему принято отличать по таким критериям:
Для авторов качественная публикация научной статьи согласно всем требованиям залог успеха. Специалисты СибАК знают, как напечатать статью в выбранном издании.
Этапы постановки проблемы исследования
Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.
Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.
Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.
При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.
Формулировка постановки проблемы
Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.
Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:
Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.
Что такое постановка проблемы
Оглавление
Введение
Комплексность применения исследовательского метода обучения
Приложения
О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной
© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.
Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.
Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.
Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.
Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.
Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.
В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.
В качестве примера научных проблем приведем некоторые из
«Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы»Шаг в будущее»» /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.
1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?
2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?
3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?
4.Как идет развитие художественного конструирования в России?
5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?
6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?
Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.
Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.
1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.
2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:
-новые факты, найденные автором наблюдением, экспериментом, анкетированием, взятием интервью и т.д.;
-высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;
-обоснование тезиса /идеи/ со ссылкой на авторитетные источники;
-показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;
-толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.
К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:
1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?
2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?
3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.
Что такое постановка проблемы?
Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.
Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:
«В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?
При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является «молодежь нашего /например г. Королёва/ города».
По смыслу «предмет исследования» совпадает с «темой исследования».
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: «Представление молодежи нашего города о жизненном успехе». Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.
По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: «Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?». Или другая тема: «Почему геройство не привлекает современную молодежь?»
Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.
Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.
В учебнике после каждой темы есть «Блок добывания знаний и умений». В этом блоке, в числе других, есть «творческие задания» и «контрольные вопросы». Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.
Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: «Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия». Или: «Различия в форме правления государствами в современном мире».
Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:
«Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития».
Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.
1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.
1.Роль вирусов в жизни человека.
2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.
3.Содержание речного русла в черте города.
4.Перелетные птицы нашего города и т.д.
1.Современные моющие средства.
2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.
3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.
2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.
3.Анализ качества питьевой воды в городе.
4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.
1.Архитектура нашего города.
2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.
3.Краеведческий музей нашего города.
4.Мой любимый художник и т.д.
1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.
2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.
3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?
4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/
1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.
2.Заимствования английских слов в языке нашего города.
3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.
4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/
1.Распространение немецкого языка в России и других странах.
2.Экономическая терминология в современном немецком языке.
ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/
1.А.С.Пушкин.»Я помню чудное мгновенье-
Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.
2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.
3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.
4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.
1.Как я воспринимаю поэзию.
3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.
1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского «Игрок».
2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.
3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.
4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.
1.Идеальный учитель в моем представлении.
2.Как добиваются успеха люди в современной России.
3.Темы разговоров у современных старшеклассников.
4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.
1.Современная власть в России и нравственность.
2.Почему математику считают царицей наук?
3.Что такое общество в России?
4.Какова практическая важность знаний об обществе?
5.Истинность моральных суждений.
6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.
2.Как государство богатеет, и почему не нужно «долларов» ему, «когда простой продукт имеет?»
3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.
4.Образование и благосостояние страны и т.д.
1.Роль самообразования в становлении личности ученика.
3.Воспитание культуры слушания.
4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ
2.Приведем пример обоснования актуальности темы «Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность». В работе на указанную тему во введении есть такой текст.
«Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.
Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны».
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.
Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.
2. Приведем примеры формулировки цели исследования.
Рассмотрим, например, тему «Российские военные ордена».
В этом случае целью может быть: «Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого».
Но для этой темы может быть и другая цель, например: «Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели».
Другой пример. Тема: «Отличия в форме правления государством в США и в России». Для этой темы может быть выбрана такая цель:
«Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России».
Возьмем другую тему: «Основные языки мира». Целью для этой темы может быть: «Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков».
Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.
Глава 5. ПОСТАНОВКА И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
5.1. Введение
Несколько очень умных людей, собравшихся для обсуждения новых идей, вряд ли
смогут начать обсуждение, если никто из них ничего не предложит. Как выбрать проблему,
заслуживающую внимания? Кто определит точку его фокусировки? Как определить цели?
Прежде чем выискивать идеи, необходимо уяснить задачи, требующие решения.
Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем
порядке. Именно так и поступают опытные руководители и специалисты. Увидев, что
возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод решить, стоит ли вообще
заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится производственной
задачей.
Чтобы решить, есть проблема или ее нет, лучше всего попробовать ответить на
следующие вопросы [12]:
• Какую цель вы преследуете?
• Над какими идеями вы хотели бы работать?
• Что вы ожидаете от вашей работы?
• Что в деловых отношениях вы хотели бы улучшить?
• Что вообще вы хотели бы улучшить?
• На какие дела вам не хватает времени?
• Что еще вы ожидаете от своей работы?
• Каковы не достигнутые вами цели?
• Что вам нравится в вашей работе?
• Что вас в ней раздражает?
• Какие проблемы вы связываете с непониманием?
• На что вы жалуетесь?
• Какие изменения к худшему вы отмечаете в деятельности вашей фирмы?
• Что вы ожидаете от сотрудников?
• Какие перемены вы хотели бы реализовать?
• На что уходит слишком много времени?
• Что делается впустую?
• Что слишком проблематично?
• Каковы «узкие места»?
• В каких случаях вы работаете неэффективно?
• Что вас утомляет?
• Что в вашей работе выбивает вас из колеи?
• Что надо организовать лучше?
• Как еще можно делать деньги на работе?
38
Вслед за этим идут типичные рабочие задачи:
• Какие можно внести творческие предложения, связанные с производством?
• Как снизить затраты и повысить производительность?
• Каким образом сделать так, чтобы ваша продукция выгодно отличалась от
продукции конкурентов?
• Какой новый продукт требуется на рынке? Как расширить продукцию,
представленную на рынке?
• Каким образом увеличить уровень продаж на 20 процентов?
• Какие новые способы сбыта можно придумать? Реально ли снизить затраты при
существующих способах сбыта продукции?
• Каким образом стать незаменимым для фирмы человеком?
• Как лучше отвечать на жалобы клиентов?
• Как повысить роль сервиса при сбыте изделий?
• Какими способами можно улучшить качество рекламы товаров и услуг?
• Как настроить сотрудников на более активный поиск путей продвижения
производимых товаров на рынке сбыта?
• Какие процедуры следует ввести, чтобы сократить «бумажную» работу?
• Какие виды поощрений более значимы для сотрудников?
• Как в большей мере ориентироваться на потребителя?
• Возможно ли изменить к лучшему впечатление от вашей фирмы?
• Как превзойти конкурентов?
• Какое ваше изделие может стать «серебряной пулей»? («Серебряная пуля» это
главный продукт или основная услуга в данной области производства) [12].
5.2. Формулирование проблемы
Эффективность работы групп или отдельных сотрудников, занимающихся решением
проблем, во многом снижается за счет того, что они не могут четко выделить или
сформулировать проблему, подлежащую рассмотрению. Данная ситуация возникает в силу
ряда основных причин [9]:
1. Разное представление членов группы об окончательных результатах своей работы.
Любой человек в силу своей индивидуальности может концентрировать свое
внимание на чем-то определенном, поэтому точки зрения на одну и ту же проблему
будут различными. В качестве примера можно привести ситуацию, когда команда
улучшения одной фирмы работала над проблемой, сформулированной как «плохие
условия труда». Эта группа столкнулась с большими трудностями в процессе решения
данной проблемы по той причине, что все члены группы имели различные
представления о сути работы над проблемой. Вот какие точки зрения были у
различных сотрудников:
• Для повышения производительности следует улучшить условия труда.
• Решить вопросы безопасности труда.
40
• продолжать задавать вопросы: «А как еще. », «А почему еще. »
Чтобы «сжать» задачу и выявить ее сильные и слабые стороны, надо задавать
специальные вопросы: кто, что, где, когда, почему, как.
Рассмотрим несколько методов, позволяющих существенно сократить время на
формулирование проблемы.
5.3. Метод «Бритва Оккама»
Вильям Оккам родился в Англии в 1280 году. Монах-францисканец, философ-
революционер, он учился в Оксфордском университете. Его труды лежат в основе
современных теорий управления. Оккам прославился своим афоризмом: «Entia поп
multiplicanda praeter necessitatem», что означает: «Сущности не следует умножать без
необходимости». Это утверждение, получившее название «бритвы Оккама» (Occam’s Razor),
широко применяется в наши дни и подразумевает, что все явления, по возможности, должны
иметь простой и упорядоченный вид, и нам необходимо придерживаться сути проблемы [9].
Метод «бритва Оккама» может помочь как группам, так и отдельным сотрудникам
более четко определить проблемы. Метод состоит из трех шагов.
Группа проводит мозговой штурм по выдвижению проблем предприятия,
которые, по их мнению существуют, создают помехи в деятельности и их
необходимо решать. Выдвижение идей может происходить при использовании любых,
наиболее удобных для группы методов мозгового штурма. Этот шаг не нужен, когда
проблема формулируется с самого начала, это касается в основном целевых групп или групп в
подразделениях.
Далее необходимо выбрать из большого списка идей, полученных в результате
мозгового штурма, те, над которыми группа хотела бы работать. Существуют два
метода, которые позволяют достичь подходящего результата, не рассматривая каждую идею
во всех подробностях: анализ темы и четыре директивы.
а) Анализ темы
Анализ темы заключается в простой перегруппировке высказанных в ходе мозгового
штурма идей по общим категориям и темам. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Группа должна обсудить весь список выдвинутых идей и обозначить главные темы,
которые содержатся в данных формулировках. Обычно выделяется не более 5-8 тем.
2. При анализе темы, кроме формулировки главных категорий, необходимо ввести
категорию «другие», чтобы поместить в нее разнообразные предложения, не подходящие
ни к одной из выдвинутых тем.
3. После согласования заголовков и тем, нужно распределить все идеи, полученные во
время мозгового штурма, по категориям. При этом необходимо соблюдать два правила:
• группа должна распределять идеи быстро, не рассматривая подробно каждую из
них;
• не нужно записывать одну и ту же идею под заголовками разных категорий,
чтобы не создавать путаницу.
41
4. Лучше всего пронумеровать темы (для удобства восприятия можно использовать для
обозначения номеров различные цвета) и затем рядом с каждой идеей проставить номер
нужной темы соответствующим цветом.
5. После нумерации идей необходимо переписать их заново, сгруппировав под
соответствующими заголовками. Это может быть выполнено как на собрании, так и в
любое другое время.
После проведения анализа темы, на следующем этапе нужно провести
предварительный выбор одной из тем, а затем — одного из вопросов в качестве проблемы для
рассмотрения.
На этой стадии рекомендуется использовать метод, который может служить
своеобразным ситом для просеивания проблем и отбрасывания ненужных.
б) Четыре директивы
На данном этапе необходимо ответить на следующие вопросы по каждой
формулировке проблемы:
1. Может ли проблема быть решенной в нашей организации непосредственно?
Здесь отбрасываются те проблемы, на которые невозможно повлиять.
2. Возможно ли что-либо сделать по проблеме за приемлемый период времени?
Большей частью рассматриваются проблемы, для решения которых потребуются
недели или месяцы, но никак не годы.
3. Можем ли мы собрать информацию по проблеме?
Очень важно, чтобы решение проблем основывалось на фактах, а не на мнениях,
поэтому следует выбирать те вопросы, по которым можно собрать информацию.
4. Мы действительно хотим решить проблему?
Большое значение придается желанию каждого участника группы активно
работать над решением проблемы.
Группа может использовать метод «Четыре директивы» дважды: первый раз при
выборе тем, второй раз — при выборе в рамках этой темы одной или нескольких проблем.
Корректное применение данного метода обеспечит правильный выбор проблемной области.
Шаг 3
При формулировании проблемы необходимо уделить достаточно внимания
точному определению проблемы. Этот шаг важен для всех типов групп,
занимающихся решением проблем. Его рекомендуется применять и в целевых группах, и в
группах подразделений, т. к. поставленная перед ними проблема могла быть
сформулирована недостаточно точно.
Этот шаг включает в себя выполнение следующих действий:
1. Сформулированная проблема должна быть написана на большом листе бумаги и
размещена так, чтобы ее видел каждый участник группы.
2. Каждому члену группы должны быть выданы несколько листов бумаги или карточек и
ручка.
3. Членов группы просят тщательно обдумать формулировку проблемы. Им следует
объяснить, что часто правильная формулировка проблемы в действительности
представляет собой пути ее решения. Для членов группы можно привести следующие
примеры:
42
• «Мы нуждаемся в расширении площадей»
• «Нам нужен новый станок»
• «Нам нужна компьютерная система».
Все они одновременно являются возможными решениями проблемы. Однако это
могут быть неверные решения, поэтому нам нужно вернуться к сути проблемы. Следует
попросить участников группы тщательно обдумать первоначальную формулировку
проблемы и задать им вопрос, не содержит ли она завуалированное решение. Например,
если проблема была сформулирована как «Мы нуждаемся в расширении площадей», то
группа должна ответить на вопрос: «Какую главную проблему мы решим, если
расширим площади?» Каждый участник группы должен записать свои соображения на
полученных карточках.
4. Затем членов группы нужно попросить представить карточки и сгруппировать ответы
так, как показано на рисунке 8, причем повторяющиеся идеи не следует исключать.
5. После этого группа может приступить к обсуждению существа реальной проблемы, над
которой предстоит работать в дальнейшем. Важно отметить, что не обязательно это будет
вопрос, содержащийся в большинстве карточек, поэтому участники должны обсудить все
возможности и прийти к подлинному консенсусу.
Рис. 8. Группировка проблем по темам
После обсуждения существа проблем необходимо определить представления членов
группы о том, что они хотят получить в результате решения проблемы. Процесс
осуществляется следующим образом:
1. Формулировка проблемы пишется на большом листе бумаги, закрепленном на видном
месте.
2. Каждому члену группы предлагается написать на карточке, что он хотел бы видеть на
выходе процесса решения именно данной проблемы.
3. Идеи сортируются и группируются по темам.
4. Далее группа обсуждает, нуждается ли формулировка проблемы в исправлении, чтобы
сделать ее более понятной или отразить различные грани и перспективы.
Каждый метод применяется в зависимости от ситуации. Группа должна сама решить,
какой из них наиболее пригоден, хотя опыт показывает, что данный метод целесообразно
применять на начальных этапах каждой группы, решающей проблемы.
Шаг 4
На данном шаге группа должна серьезно обсудить вопрос: стоит ли тратить
время на рассмотрение данной проблемы. Если проблема, а также
предполагаемые результаты ее решения не представляют особой ценности для организации,
группа может прекратить ее дальнейшее обсуждение.
Если же группа решила, что проблема заслуживает все же дальнейшего рассмотрения,
то ее полная формулировка должна быть написана на большом листе бумаги, которая
вывешивается во время каждого собрания, чтобы служить постоянным напоминанием
группе о точной цели ее работы.
Если все проблемы анализировать в соответствии с описанными выше
рекомендациями, то группа получит гарантию того, что она будет сосредоточена на анализе
и поисках решения точно сформулированных вопросов, интересующих ее.
ЕСЛИ НЕ ЗНАЕТЕ КУДА ИДТИ, ТО НИКОГДА НЕ ДОБЕРЕТЕСЬ ДО ЦЕЛИ!
5.4. Диаграмма сродства
Диаграмма сродства — метод, который разработан для отыскания проблемы или для
облегчения понимания какой-либо идеи, благодаря соединению лингвистических данных,
ассоциативно связанных друг с другом [19].
Этот метод выражает факты, мнения или идеи еще хаотической или неопределенной
проблемы, описывающейся словами (лингвистические данные), и объединяет эти данные по
ассоциациям в диаграмме сродства таким образом, чтобы отыскать проблему, сделать
прогноз на будущее или облегчить понимание идеи.
Метод диаграммы сродства, берущий свое начало от метода Кей Джи, разработанного
доктором Дзиро Кавакита, был назван так для отличия от исходного метода, имеющего свою
зарегистрированную торговую марку.
Общий вид диаграммы сродства и определения основных нарушений процесса с целью
принятия мер по их устранению приведен на рис. 9. Процесс создания диаграммы является
творческим средством организации значительных качеств данных, таких как идеи, пожелания
потребителей или мнения участников обсуждаемой проблемы по принципу сродства
различных устных данных, и иллюстрирует ассоциации, а не логические связи.
Метод диаграммы сродства применяется как средство получения информации,
необходимой для достижения цели таким образом, чтобы процесс объединения, показанный
на этой диаграмме, обеспечивал лучшее понимание проблемы и в результате более
эффективное решение с помощью группового мышления.
Метод диаграммы сродства влияет на следующие виды мыслей:
• уяснить положение, которое должно быть,
• уяснить основную проблему,
• упорядочить мысли,
• предвидеть будущее, думать непосредственно о решении проблемы.
45
Далее каждый участник группы переписывает на отдельных карточках идеи с доски
под соответствующим ему номером. Например, участник, которому присвоен номер 3,
должен зафиксировать на отдельных карточках все идеи, которым соответствует цифра 3.
На данном шаге необходимо сгруппировать родственные данные по
направлениям различных уровней согласно принципам, приведенным на рис. 9.
Эта компиляция может быть осуществлена следующим образом:
1. Ведущий выбирает первую идею из списка и просит участников найти на своих
карточках идеи, которые кажутся родственными между собой в некоторой степени.
2. Группе предлагается определить общий заголовок для сгруппированных идей. После
определения заголовка, он фиксируется на листе бумаги, в который вкладываются
относящиеся к нему карточки.
3. после выбора для группировки идей из общего списка, ведущему необходимо как-
либо отметить их на больших листах бумаги, чтобы уже не рассматривать их далее.
Затем группа аналогичным образом группирует родственные данные и присваивает им
заголовки.
Шаг 3
Группа должна рассмотреть заголовки определенных ими групп и
попробовать объединить какие-либо из них под общим заголовком. Тема
заголовка должна в некотором смысле резюмировать сродство между выбранными группами
данных. Эту процедуру необходимо повторить с выделением ведущих направлений, таким
образом, создавая иерархию.
Анализ заканчивают, когда участники сгруппируют данные в соответствии с
подходящим количеством и уровней ведущих направлений в соответствии с принципами
построения диаграммы сродства (рис. 9).
Необходимо заметить, что можно начинать группировку родственных данных с
определения заголовков уровней иерархии. Выбирая первую идею из списка для дальнейшей
группировки, группа может дать название уровню, к которому будет относиться эта идея, и
далее выбирать родственные данные, ориентируясь на заголовок.
Рассмотрим процесс построения диаграммы сродства на примере компании —
оператора сотовой связи. Компания долгое время была лидером на региональном рынке, но
затем появились два серьезных конкурента. Группа по решению проблем компании
сформулировала общую тему для обсуждения следующим образом: «Увеличение продаж
услуг сотовой связи в условиях присутствия на региональном рынке серьезных
конкурентов».
После проведении мозгового штурма были определены основные причины, влияющие
на сформулированный результат. На основании полученных данных группа построила
диаграмму сродства (рис. 11).
Рис. 11. Диаграмма сродства постановки проблемы «Увеличение объема продаж …»
5.5. Древовидная диаграмма
Древовидная диаграмма, или систематическая диаграмма, — инструмент,
обеспечивающий систематический путь разрешения существенной проблемы, центральной
идеи или удовлетворения нужд потребителей, представленный на различных уровнях [19].
Метод иерархической структуры разработан для отыскания эффективных мер для
решения проблемы, благодаря систематическому прослеживанию средств, ведущих к
достижению цели или для определения объекта, который надо усовершенствовать с
помощью организации его структурных элементов.
Этот метод охватывает средства для достижения цели в соответствии с точкой зрения и
связи с ней:
• прослеживает соотношение между целью и средствами достижения возможных мер
решения проблемы;
• прослеживает отношение между целью и средствами или причиной и следствием для
выявления структурных элементов объекта исследования и их взаимосвязей.
Древовидная диаграмма может использоваться в следующих случаях:
47
• когда неясно сформированные пожелания потребителей в отношении продукта
преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне;
• когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы;
• когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы,
т.е. на этапе проектирования.
Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой структуры, элементами
которой являются различные способы решения проблемы. Принцип построения древовидной
диаграммы показан на рис. 12.
Рис. 12. Принцип построения древовидной диаграммы
Древовидная диаграмма может использоваться сразу для рассмотрения средств достижения
желаемого результата. В этом случае она выглядит следующим образом (рис. 13):
Рис. 13. Древовидная диаграмма для рассмотрения достижения целей
48
Построение древовидной диаграммы состоит из следующих шагов.
Группа проводит подготовку к мозговому штурму: участники повторяют правила
мозгового штурма (лучше всего, чтобы плакат с этими правилами во время
собраний группы висел на видном месте) и проводят разминку. Затем на доске вешают
плакат, в центре левого края которого размещают формулировку проблемы.
Группа при помощи мозгового штурма должна выявить наиболее общие причины,
влияющие на проблему. Их формулировки руководитель (или ведущий) располагает
в блоках справа от формулировки проблемы и соединяет блоки соответствующими линиями.
Оформление формулировок причин является завершающим этапом данного шага,
поэтому фиксировать поступающие идеи лучше всего на отдельном листе и только после
окончательного выбора участниками группы следует занести их на диаграмму.
Далее участники группы должны рассмотреть поочередно каждую причину
первого уровня, при помощи мозгового штурма выявить причины, влияющие на
нее. После обсуждения, окончательного выбора поступающих идей, зафиксировать причины
второго уровня на древовидной диаграмме в блоках и установить соответствующие связи.
На рис. 14 показан пример построения древовидной диаграммы для решения проблемы,
поставленной потребителем по «легкости в обращении регулировочным гаечным ключом».
В процессе построения древовидной диаграммы очень важно то, что предмет (проблема
и т. п.), который должен создаваться, точно определен и распознан.
Рис. 14. Древовидная диаграмма пожелания потребителя «легкости в обращении», которое
относится к регулировочному гаечному ключу