Что такое пост в исламе

История поста и его цели

Пост в исламе имеет целый ряд отличий от доисламского поста:

1. Начнем с того, что в религиях, существовавших или появившихся до ислама, пост зачастую был предписан только для определенной части общины. Например, в индуизме пост не был обязателен для небрахманов. У зороастрийцев пост был обязателен только для священнослужителей, а у греков пост предназначался только женщинам. Если бы пост рассматривался в качестве похвального и достойного действия, тогда его необходимо было бы сделать одинаково обязательным для всех последователей религии без исключения. В отличие от других религий, ислам не установил и не ограничил пост определенной группой приверженцев. Он дал общее предписание, которому должны следовать в равной степени все его последователи.

Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (Коран, 2:185)

2. Как правило, религии придерживаются солнечного календаря. Если бы в исламе для определения дней поста использовался солнечный календарь, то эти дни обязательно попадали бы на одно и то же время года, и какие бы то ни было изменения в датах поста были бы недопустимы. Так, если бы пост приходился на длинные или короткие дни лета или зимы, то пост всегда был бы либо очень тяжелым, либо наоборот очень легким – в зависимости от конкретной страны. Но в исламе дни поста определяются лунным календарем. И поэтому длительность поста из года в год меняется в зависимости от продолжительности дня и времени года. Таким образом, исламский пост приходится в различных странах на различные времена года, и тяжесть его соблюдения сменяется легкостью и наоборот.

3. Изучая священные книги других религий, мы не нашли в них указаний на освобождение от поста по уважительным причинам. Так, в Торе утверждается, что, если человек по какой-то причине не постится, он будет убит. Указывается даже, что, если путник, пусть и не являющийся иудеем, собирается остановиться среди иудеев, он должен поститься в обязательном порядке. Но в прославленном Коране Аллах по Своей великой Божественной мудрости освободил от обязанности поститься всех не способных на пост людей и тех, у кого имеется уважительная причина для отказа от поста: например, детей, беременных и кормящих женщин, женщин в период месячных. Пожилые люди, больные и слабые, а также те, кто находится в пути, тоже освобождаются от поста. Находящиеся в пути, больные и все те, кто временно не может поститься, должны будут восстановить пост, т. е. поститься в течение пропущенного ими количества дней уже после того, как выздоровеют, закончат свое путешествие, или после того, как причина их освобождения от поста будет устранена. Те же, кто уже никогда не сможет поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста.

А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, кто способен поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. (Коран, 2:184)

В сборнике Тирмизи приводятся от Анаса (да будет доволен им Аллах) слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Аллах освободил от поста беременных и кормящих женщин. Иными словами, если в месяц рамадан такие женщины чувствуют, что пост будет опасен для их жизни или жизни их ребенка, им разрешается отложить пост до того момента, когда эта опасность исчезнет, и восполнить пропущенные дни позже.

4. Для постов других религий было характерно отсутствие умеренности. Иногда требовалось тотальное голодание в течение определенного количества дней, а порой во время поста людям разрешалось есть все, за исключением злаков и мяса. Ислам же и здесь занял умеренную позицию. Он установил пост сроком в один месяц и запретил все разновидности еды и питья только на некоторое количество часов в течение суток – от рассвета до заката.

5. В джайнизме пост длится в течение многих недель. Христианские монахи Аравии постились в течение многих дней кряду. Пост иудеев продолжался в течение полных 24 часов. Ислам предписал пост только от рассвета до заката.

А затем поститесь до ночи. (Коран, 2:187)

6. Среди иудеев в момент разговения было принято есть все то, что им было разрешено есть. После этого им снова не разрешалось есть. Иными словами, следующий пост начинался после того, как заканчивался предыдущий. У арабов существовал обычай ничего не есть после отправления ко сну. Поначалу такой же обычай был принят и среди мусульман. Однажды в месяц рамадан в доме одного из сподвижников не успели приготовить к вечеру ужин. Ожидая приготовления ужина своей женой, он незаметно уснул. Когда еда была приготовлена, жена принесла ее своему мужу, но он уже не мог к ней притронуться, так как к тому времени он уже поспал. На следующий день он упал в обморок во время поста. По этому случаю был ниспослан следующий аят:

Ешьте и пейте до тех пор, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной. (Коран, 2:187)

7. В доисламскую эпоху супруги в период поста спали ночью раздельно. Но, поскольку это было неестественным, люди вступали в интимную близость, когда их одолевала страсть. В связи с этим ислам запретил половую близость только на время часов поста и разрешил ее ночью:

Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. (Коран, 2:187)

8. Забывчивость и ошибки прощаются в исламе. Так, если постящийся забудет о том, что постится, и вследствие этого съест или выпьет что-нибудь, его пост не нарушится. Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет во время поста, пусть продолжает поститься и дальше, ведь, поистине, это Аллах накормил и напоил его. (Бухари, Муслим)

9. Подобным же образом противоречащее посту действие не нарушит его, если совершено неумышленно.

10. У иудеев пост в основном проводился в память о трудностях и был символом печали, поэтому во время поста они не мыли лица и изображали грусть.

У ислама противоположный взгляд на пост. В исламе не запрещено протирать голову маслами, подкрашивать глаза сурьмой и пользоваться духами. Поощряется также умывание лица и чистка зубов мисваком. Помимо чистоты, целью служит то, чтобы постящийся не пал жертвой притворства и лицемерия, и чтобы не выглядело так, будто он испытывает невероятные трудности и страдания, исполняя это веление Аллаха. Наоборот, следует излучать радость, счастье и желание поститься.

11. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился очень часто. Для этого он даже определил специальные дни в течение недели и месяца. Для последователей ислама пост в эти дни считался похвальным (мустахаб), но необязательным. В дополнение к этому пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда постился непрерывно днем и ночью. Очевидно, что пост, если сравнивать его с другими видами поклонения, в некоторой степени влечет за собой трудности и страдания. Поэтому необходимо было предотвратить последователей ислама от чрезмерного увлечения постом. «Висал» (непрерывный пост днем и ночью) был строго запрещен пророком (мир ему и благословение Аллаха) для его последователей. Когда некоторые из сподвижников спросили о причине данного запрета, пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

Я не такой как вы, ведь Аллах кормит и поит меня. (Бухари)

Цели поста

Выше мы рассмотрели характерные черты исламского поста. Теперь давайте посмотрим, какие же цели имеет пост в исламе. Хотя об этом в некоторой степени мы уже говорили ранее, мы хотели бы подробнее осветить данный вопрос. Божественные учения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) соответствуют велениям Аллаха и основаны на мудрости и рассудительности. Эти учения включают в себя все духовные, моральные и материальные выгоды. Принципы и цели велений Аллаха объяснены и проиллюстрированы на примерах самим пророком (мир ему и благословение Аллаха). Разъяснение целей и значения поста можно также обнаружить в трех коротких фразах прославленного Корана:

...и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. (Коран, 2:185)

Быть может, вы будете благодарны. (Коран, 2:185)

…быть может, вы устрашитесь. (Коран, 2:183)

Жизнеописания всех пророков, которым были дарованы Божественные Законы, показывают, что они вели ангельский образ жизни в течение определенного времени перед тем, как получить откровения с Божественным Руководством. В течение всего этого времени они воздерживались, как только могли, от еды, питья и других человеческих потребностей. Тем самым они позволяли своим душам воссоединиться с Аллахом, и в итоге были вознаграждены Его Откровением. Пророк Муса (мир ему) провел в таком состоянии 40 дней, после чего ему были вверены Заповеди Торы. Пророк Иса (мир ему) провел в этом состоянии 40 дней, и только после этого из его сердца и с его языка забил источник мудрости. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), последний посланник Аллаха, был занят поклонением в пещере Хира в течение 30 дней, когда ему начало ниспосылаться блистательное послание Аллаха. Из всего этого становится ясно, что главной целью поста было следование действиям, которые совершали пророки в те дни уединения. Иудеи, следуя пророку Мусе (мир ему), считают необходимым поститься в течение 40 дней, а пост в сороковой день рассматривают как обязательный. Христиане должны были следовать этому же обычаю и поститься 40 дней, следуя пророку Исе (мир ему). Но так же, как они не подчинились велениям Исы (мир ему), последовав за Павлом, они не стали выполнять и эту обязанность. Аллах приказал мусульманам следовать своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и проводить определенное количество дней таким же образом.

Верующие! Вам предписан пост, как он был предписан вашим предшественникам… (Коран, 2:183)

Учения пророков предыдущих религий были быстро забыты их последователями, но тысячи и миллионы приверженцев ислама по-прежнему помнят учения своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и следуют им. Они не едят и не пьют в течение дня и воздерживаются от других плотских утех в течение месяца, и тем самым ведут ангельский образ жизни в течение всего этого времени.

Источник

Истинный смысл поста

Что такое пост в исламе. Смотреть фото Что такое пост в исламе. Смотреть картинку Что такое пост в исламе. Картинка про Что такое пост в исламе. Фото Что такое пост в исламе

В эти дни, в дни благословенного месяца Рамадан, большинство мусульман в мире соблюдают пост (уразу). Они добровольно отказываются от потребления еды, питья и половой близости от рассвета до захода солнца. Однако, в чем основной смысл этого поклонения?

Почему Всевышний Творец, не нуждающийся ни в чем, требует от своих творений воздерживаться от еды, воды и половой близости? В чем мудрость этого поклонения? Какое влияние оказывает пост на духовное состояние мусульманина и на его взаимоотношение с его Господом?

К сожалению, многие мусульмане, сегодня ошибочно полагают, что основной смысл поста заключается в воздержании от еды, питья и половой близости. Однако, мало кто задается вопросом, почему Всевышний Аллах предписал для мусульман это великое поклонение, которое является одним из пяти столпов Ислама.

На самом деле пост в Рамадан – это не просто временное отречение от еды и половой близости. Пост в месяц Рамадан — это великая духовная школа, которая, своими уроками, дает мусульманам возможность стать лучшими людьми: приближенными и любимыми творениями для Всевышнего Аллаха, и наиболее доброжелательными для окружающих людей. Однако есть ли понимающие эти уроки?!

Давайте рассмотрим некоторые из самых основных уроков великой школы поста. Быть может, осознав и поняв эти уроки, мы сможем стать приближенными и любимыми творениями Великого Творца!

Пост учит нас единобожию

Подумайте, вы сейчас поститесь, и бывает так, что вы часто остаетесь наедине с самим собой, у себя дома или на работе. Вас мучают жажда и голод. Однако, несмотря на это, вы никогда не осмелитесь прикоснуться к еде или воде. Почему?! Потому что, вы понимаете, что Всевышний Аллах видит вас сейчас, и что вы не сможете скрыть от Него ничего! Ведь «Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (Коран, сура 57:4).

Аллах видит все, что вы совершаете, и вы в этом абсолютно убеждены. Как же тогда, после всего этого, мы можем взывать в наших молитвах к кому-либо, помимо Аллаха?! Как мы можем полагать, что какой-то камушек, амулет, медальон, дерево и другие неживые предметы могут принести нам пользу или вред?! Как мы можем просить о чем-то умерших праведников, которые не видят и не слышат!? Ведь Всевышний Аллах говорит о мертвых:

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение».

Ведь мы же убеждены, что оставшись наедине, в темной комнате, мы не можем нарушить пост, ибо Всевышний Аллах узнает об этом? Как же тогда после этого, мы сознательно поклоняемся, молимся, и боимся кого-либо помимо Великого Творца, тем самым равняя и приписывая творениям такие атрибуты и качества Всемогущего Творца, как всеведение и всезнание?! Поэтому, Всевышний Аллах говорит нам: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (Коран, 2:22).

С другой стороны, обратите внимание, как Всевышний Аллах, вознаграждает вас за пост, который основан на единобожии – за то, что вы поститесь только для Него и осознаете Его величие и всезнание. В достоверном хадисе передается, что Всевышний Аллах говорит:

«Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него».

Обратите внимание, как Всевышний Аллах выделил пост, среди всех остальных поклонений, и сказал: «Он соблюдает его для Меня и Я буду вознаграждать за него». Почему? Потому, что в отличие от других поклонений, как например намаза и хаджа, ваш голод и жажду, при соблюдении поста, не видят окружающие вас люди. Однако, вы понимаете, что вас видит Всевидящий и Всезнающий Аллах, и вам достаточно этого, ибо вы только Ему поклоняетесь, и только Его довольства ищете, соблюдая этот пост.

Пост воспитывает в нас любовь к Всевышнему Аллаху

Подумайте об истинном смысле поста. От восхода до захода солнца, люди добровольно отказываются от еды, воды и половой близости. Разве удовлетворение голода, жажды и полового желания это не самые любимые занятия для человека? Задумайтесь, почему вы оставляете добровольно самые любимые для вас занятия? Разве не потому, что Всевышний Аллах более любимый для вас? Ведь человек жертвует тем, что любимо для него только ради более любимого и желаемого. Именно поэтому, в достоверном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня» (Муслим).

Как же жаль тех людей, которые не осознают истинного смысла поста. Они постятся, следуя обычаям и традициям своего народа или следуя какой-то моде. Соблюдая пост, они не полностью посвящают это поклонение Всевышнему Аллаху, и тем самым не осознают истинную любовь к Всевышнему Аллаху. Ведь любовь к Аллаху и праведный образ жизни ведет к тому, что и Всевышний Аллах начинает любить такого человека. А что может быть лучше, чем любовь Всемогущего Аллаха к человеку?! Разве такой человек может быть несчастным?! Как говорит Всевышний Аллах:

«Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его».

Пост учит нас покаянию и оставлению грехов

Рамадан – это месяц перемен к лучшему для каждого из нас. В этот месяц, у нас есть возможность избавиться от грехов и улучшить свой нрав. Задумайтесь, в этот месяц, от восхода до захода солнца, мы, ради Всевышнего Аллаха, отказываемся от еды и питья – вещей, которые, в основе, являются дозволенными для нас в другое время. Как же может быть, что мы отказываемся от дозволенных для нас вещей в этот месяц, но продолжаем совершать запрещенные деяния?! Разве это не противоречие?!

Мы оставляем еду и воду, но не оставляем плохое отношение к родителям, курение, сплетни, несвоевременное совершение молитвы и другие грехи. Таким образом, пост в Рамадане учит нас, что, при желании, мы можем оставить свои грехи, также как мы смогли оставить пищу и воду в этом месяце.

В достоверном хадисе, который передал Ахмад, сообщается, что однажды пророк Мухаммад (мир ему и благословение) поднялся на кафедру и сказал: «Аминь! Аминь! Аминь!». Тогда его спросили сподвижники: «О посланник Аллаха, почему поднявшись на кафедру, ты сказал трижды «Аминь»? Тогда он ответил: «Поистине, ко мне пришел (ангел) Джибриль, мир ему, и сказал: «Горе тому, чьи грехи не были прощены в Рамадан, и он попал в Ад», тогда я сказал «Аминь!»

В чем смысл этого хадиса? Смысл этого хадиса в том, что Милостивый Аллах проявляет к нам еще больше милосердия в этом месяце, чем в другое время, и только неумный человек может оставить этот шанс. Ведь в этот месяц, козни сатаны ослабевают, и у мусульман увеличивается стремление совершать хорошие деяния. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил:

«Как только наступает первая ночь месяца Рамадан, сковываются шайтаны (бесы), закрываются двери Огня, открываются двери Рая, и глашатай призывает: «О, желающий блага, устремляйся. О, желающий зла, прекращай».

Тирмизи. Шейх Альбани подтвердил достоверность

С другой стороны, подумайте, как можно сторониться дозволенной еды, питья и половой связи большую часть дня, а потом, после разговения, употреблять недозволенную пищу, спиртное, сигареты, или заниматься прелюбодеянием, тем самым нанося вред себе и окружающим?! Да простит Аллах всех мусульман за их грехи!

Уважаемый мусульманин, помни, что Всевышний Аллах тебя всегда видит, и что Он предписал для тебя это великое поклонение – пост в Рамадан, чтобы ты изменился в лучшую сторону и оставил свои грехи. Он не предписал тебе это великое поклонение, для того чтобы ты соблюдал диету или твой организм избавился от ненужных шлаков, как это ошибочно полагают многие. Посмотри, что говорит о посте сам Всевышний Аллах в Своей книге:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам для того, чтобы вы стали богобоязненными».

Св. Коран, сура 2:183

Обрати внимание дорогой мусульманин, Всевышний Аллах предписал этот пост для того, чтобы ты стал богобоязненным и оставил свои грехи. Всевышний Аллах хочет, чтобы ты изменился к лучшему и начал совершать хорошие деяния. Задумайся над словами Пророка (мир ему и благословение): «Тот кто не оставляет (во время поста) непристойные слова и плохие поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек оставлял еду и питье» (Бухари).

В другом хадисе, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Есть среди постящихся те, которые получают за свой пост только голод и жажду» (Табарани).

Т.е. не получают никакой награды за свой пост из-за отсутствия желания совершать хорошие деяния и оставлять грехи! Просим Всевышнего Аллаха, чтобы он не лишал нас Своей награды и милости!

Пост учит нас делать добро людям

Задумайтесь, мы сейчас постимся, и каждый день ощущаем сильный голод и жажду. Возможно, 11 месяцев мы не знали этих ощущений. Таким образом, в месяц Рамадан, мы поневоле вспоминаем наших неимущих братьев и сестер – бедных и нуждающихся мусульман. Ведь, возможно, в отличие от нас, они испытывают подобный голод каждый месяц, а не только в Рамадан! Все это, лишь очередной раз побуждает нас благодарить Всевышнего Аллаха за оказанную нам милость, и помогать нуждающимся мусульманам. Как говорил пророк (мир ему и благословение): «Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает её брату своему» (Муслим). Также он говорил: «Тот, кто накормит постящегося, тот также получит награду постящегося» (Тирмизи).

Пост учит нас терпению и высокой нравственности

Терпение — это одно из таких качеств, за которое верующий получает великую награду от своего Господа. Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Коран, 39:10).

Однако, многие из нас жалуются на то, что не могут воспитать в себе это качество. Рамадан же учит и доказывает нам, что мы можем быть терпеливыми, ибо в этот месяц мы проявляем терпение, перенося голод и жажду. Также, в этот месяц, мы нуждаемся в большем терпении, т.к. запрещено постящемуся входить в конфликт, даже если с ним поступают несправедливо. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «А если кто-то станет ругать его или захочет подраться с ним, то пусть скажет: «Я пощусь!» (Бухари).

В другом хадисе сообщается, что один человек попросил пророка (мир ему и благословение): «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не гневайся». (Бухари).

Просим Милосердного Аллаха простить нам наши грехи в этот священный месяц, и сделать нас из тех, кто любит Его, и кого любит Он! Аминь!

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». Коран, 3:31

Подготовил: Рамин Муталлим

Источник

Основы Ислама

ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА

Пост – это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.

Количество дней в месяце Рамадан может быть 29 или 30 дней. Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, за свою жизнь успел соблюсти девять постов месяца Рамадан, четыре из которых были по 29, а пять – по 30 дней.

Мусульмане почитают Рамадан как священный месяц. Именно в этом месяце началась пророческая миссия последнего Божьего Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В это благословенное время началось ниспослание Священного Корана. На Рамадан приходится самая лучшая ночь года – ночь Могущества «Ляйлят-уль-Кадр».

В этом месяце верующие соблюдают пост, посредством которого человек очищается от грехов, злых помыслов и плохих поступков. Всевышний Аллах в Священном Коране предписывает:

يَأيُها الَّذِينَ ءَامَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ

كَمَا كُتِبَ عَلَي الَذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَكُمْ تَتَقُونَ

Пост является одним из особо значимых видов поклонения – в мирской жизни он уберегает людей от плохих дел, а в Судный День – от Ада, способствуя прощению Аллахом грехов человека.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

ПОЛЬЗА ПОСТА

1. Пост укрепляет нравственность.

Пост напоминает людям об Аллахе, повышает чувство ответственности, воспитывает нравственность, очищает сердца от низменных чувств и мыслей, предостерегает от неодобряемых поступков и от плохого отношения к людям.

Пост оберегает глаза от взглядов на запретное, язык – от лжи и недостойных слов, уши – от сплетен, живот – от запрещенной пищи, руки – от порицаемых действий, а ноги – от хождения за запретным.

Мудрость поклонения заключается в том, чтобы ради Аллаха выполнять Его повеления и избегать греховного.

2. Пост пробуждает чувство милосердия.

Человек, который никогда не испытывал чувство голода и недоедания, не поймет проблем бедняка. Постящийся же, сам испытавший данные чувства, способен на сострадание и готов протянуть руку помощи неимущим, помогая им преодолеть трудности.

3. Пост помогает осознать ценность благ, дарованных Всевышним Аллахом.

Человек осознаёт ценность чего-либо лишь после того, как лишается этого. Постящийся, отстраняясь от многих благ Создателя, лучше осознает их ценность, учится беречь их и еще больше благодарит Аллаха за Его бесчисленные дары.

4. Пост делает человека здоровым.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Соблюдайте пост – приобретете здоровье» [6] .

Благодаря соблюдению поста, уставшие за 11 месяцев непрерывной работы органы пищеварения получают отдых и после Рамадана с новой силой активизируют свои функции.

Ученые доказали, что пост полезен для человеческого организма. По мнению известного французского ученого, лауреата Нобелевской премии, доктора Алексиса Карреля, во время соблюдения поста из организма выводятся накопившиеся продукты распада и происходит обновление организма.

5. Пост учит человека терпению.

6. Пост становится причиной прощения грехов верующего.

В Священном Коране говорится:«…соблюдающие пост мужчины и женщины, оберегающие свою плоть [от прелюбодеяния] мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха мужчины и женщины. Господь уготовил им прощение и великую награду» [8] .

7. Пост становится причиной вхождения в Рай.

8. Пост будет заступником в Судный День.

9. Всевышний Аллах принимает мольбу-ду‘а постящегося.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

По этой причине постящийся должен много молить Всевышнего Аллаха о счастье и спасении как в мирской жизни, так и Следующей.

Существует специальная мольба-ду‘а, которую читают во время разговения (ифтара):

«Аллахумма ляка сумту ва бикя аманту ва ‘аля ризкыкя афтарту»

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ

«О Аллах, ради тебя я соблюдал пост, уверовал в Тебя, уповаю на Тебя, Твоими дарами я разговляюсь».

ВИДЫ ПОСТА

Существует шесть видов поста:

1. Обязательный (фард) пост это пост в месяц Рамадан, а также возмещение (када) пропущенного поста в месяц Рамадан и пост-искупление (каффарат).

2. Необходимый (ваджиб) пост – это пост по обету (назр) и возмещение (када) нарушенного добровольного (нафиль) поста.

3. Желательный (сунна) пост – это, например, пост в 9 и 10 день месяца Мухаррам или 10 и 11 день этого же месяца.

4. Добровольный (мустахаб) пост.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самый похвальный пост это пост, который соблюдал пророк Дауд (мир ему). Дауд (мир ему) один день постился, а другой день не постился». Абдуллах ибн Умар сказал: «Я могу держать еще больше». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Больше этого нет»» [14] .

К этому же виду относится пост 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца мусульманского календаря, понедельник и четверг каждой недели, шесть дней в месяце Шавваль после Рамадана, первые 10 дней месяца Зуль-хиджа, а также пост в месяце Шаабан.

5. Нежелательный (танзихан-макрух) пост это, например, соблюдение поста только 10-го числа месяца Мухаррам один день, пост только в пятницу или только в субботу, или только в воскресение (можно держать четверг и пятницу, или пятницу и субботу, или же субботу и воскресение).

6. Крайне порицаемый (тахриман-макрух) пост – это пост в день праздника Ураза-байрам и в четыре дня праздника Курбан-байрам, а также соблюдение поста 2-3 дня без разговения.

УТРЕННИЙ ПРИЕМ ПИЩИ (СУХУР) И ВЕЧЕРНЕЕ РАЗГОВЕНИЕ (ИФТАР)

Утренний прием пищидо рассвета (сухур) является одобряемым действием (мустахаб). Принимать пищу во время поста желательно не вечером, а именно накануне первых признаков рассвета, так как вознаграждение (саваб) в этом случае будет больше.

В Священном Коране говорится:

«Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца]» [15] .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

Выделяют следующие факторы благословенности утреннего приема пищи (сухур)[18]:

1) Это действие совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха;

2) Утренний прием пищи (сухур) придает силы для поклонения (‘ибада);

3) Утренний прием пищи (сухур) увеличивает искренность в поклонении (‘ибада), так как благодаря раннему подкреплению пищей человек не так сильно испытывает голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел;

4) Утренний прием пищи (сухур) помогает людям контролировать самих себя, свой темперамент, так как злость нередко вызывается сильным голодом;

5) Время утреннего приема пищи (сухур) – это время, когда мольбы-ду‘а принимаются;

6) Встав на утренний прием пищи (сухур), человек имеет возможность совершить дополнительный ночной намаз «ат-тахаджуд» и поминать Всевышнего Аллаха (зикр) в последнюю часть ночи, поклонение в которой особо вознаграждаемы.

Вечернее разговение (ифтар) приносит несравненную радость и награду постящемуся, который провел весь свой день в поклонении, соблюдая пост ради Всевышнего Аллаха.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«У постящегося мусульманина есть две радости: одна – во время совершения разговения (ифтар), другая (настанет) тогда, когда он предстанет перед Аллахом» [19] .

При этом ни во время утреннего приема пищи (сухур), ни во время вечернего разговения (ифтар) не следует переедать. Мусульманские ученые говорили: «Кто остается относительно голодным в разрешенные (для приема пищи) часы Рамадана, тот становится защищенным от зла Сатаны (шайтана) в течение всего года до следующего Рамадана».

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЕН ПОСТ В МЕСЯЦ РАМАДАН

Каждый мукалляф – разумный мусульманин или мусульманка, достигший совершеннолетия, обязан (фард) соблюдать пост в месяц Рамадан. Это повеление Всевышнего Аллаха.

Ребенку, который не достиг совершеннолетия, соблюдение поста не обязательно. Вместе с тем, приучать к посту его лучше с детства, при этом делать это следует так, чтобы не препятствовать полноценному физическому развитию ребенка.

Женщины в дни менструации (хайд) и послеродового кровотечения (нифас) не соблюдают пост, но после их завершения восполняют (када) каждый пропущенный день поста.

ПРИЧИНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ПЕРЕНЕСТИ СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА МЕСЯЦА РАМАДАН НА ДРУГОЕ ВРЕМЯ

Не поститься в Рамадан без уважительной причины – большой грех, который влечет за собой наказание Всевышнего Аллаха, если Он не простит грешника по Своей милости.

Не соблюдать пост в месяц Рамадан или прервать его разрешается по следующим причинам:

1. Болезнь. Если человек опасается, что его болезнь из-за поста может затянуться или осложниться, то ему разрешается не поститься или прервать свой пост. После выздоровления он должен будет возместить (када) каждый пропущенный день поста.

2. Путешествие. Тот, кто в месяце Рамадан отправился в дальнюю поездку, покинув свой населенный пункт более чем на 90 км, может не соблюдать пост. После поездки он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Однако, если в пути нет затруднений соблюдать пост, то лучше поститься.

3. Принуждение. Если постящемуся угрожают смертью или нанесением увечий, требуя, чтобы тот не постился, он может прервать свой пост. Позже он будет должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

4. Беременность или кормление. Если во время беременности или кормления грудью женщина опасается, что воздержание от еды и питья могут нанести вред здоровью ее или младенца, то ей разрешается не соблюдать пост или прервать его. После беременности или завершения кормления она должна возместить (када) каждый пропущенный день поста.

5. Невыносимый голод или жажда. Если постящийся испытывает голод или жажду настолько, что опасается потерять разум или причинить реальный вред своему организму, то он может нарушить пост, а потом возместить (када) его в другой день. В Священно Коране говорится:

«Не бросайте себя своими же руками в опасность (на погибель)!» [22]

6. Старость. Очень пожилым немощным людям, не имеющим сил соблюдать пост, разрешено не поститься. Так как из-за своей старческой немощности они уже не смогут возместить (када) пропущенные дни поста, им следует выплатить искупительную милостыню – «фидья» за каждый пропущенный день поста месяца Рамадан.

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ НЕ ПОСТИЛСЯ В РАМАДАН

Соблюдать пост в месяц Рамадан – повеление Всевышнего Аллаха. Все мусульмане (мукалляф) должны соблюдать его.

Если мусульманин, не имея уважительной причины, пропустил пост в Рамадан, он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Если мусульманин без уважительной причины нарушил начатый пост, он обязан не только восполнить (када) нарушенный день поста, но и совершить искупление (каффарат).

Тот, кто в месяце Рамадан не держал пост без уважительной причины, считается грешником и несет ответственность за этот грех перед Аллахом. Невыполнившему повеление Аллаха соблюдать пост в месяц Рамадан необходимо покаяться. Совершивший грех должен молить Аллаха о прощении, не теряя времени, возместить (када) пропущенные дни поста, и, если необходимо, выполнить искупление (каффарат).

КОГДА И КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМЕРЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ

Обязательным условием поста является намерение. Пост без намерения не принимается.

Намерение для поста можно сделать в любое время после захода солнца и до рассвета.

Лучше всего совершить намерение после утреннего приема пищи (сухур). Но если человек проснулся после рассвета, то он может сделать намерение до наступления полудня, не совершая при этом после рассвета действий, нарушающих пост.

Тот, кто не собирается вставать на утренний прием пищи (сухур), может сделать намерение соблюдать пост следующего дня уже с вечера.

Намерение соблюдать пост-возмещение пропущенных дней (када) и пост-искупление (каффарат) можно также сделать с вечера, но успеть до рассвета – обязательно. Для данных видов поста нельзя делать намерение после рассвета.

Намерение совершается сердцем. Это значит, что человек, в сердце пожелавший соблюдать пост предстоящего дня, считается совершившим намерение. Человек, который встал на утренний прием пищи, также считается совершившим намерение.

Пожелавший соблюдать пост может как про себя, так и вслух сделать намерение: «Намерился совершить пост предстоящего дня месяца Рамадан искренне ради Аллаха».

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ (Када) И ИСКУПЛЕНИЯ (КАФФАРАТ)

Если постящийся в месяц Рамадан сознательно и без уважительной причины нарушил пост, совершив в светлое время дня одно из следующих действий:

— пил, ел или принимал лекарство (таблетки или жидкость),

— вступил в половую близость,

то ему необходимо возместить нарушенный пост день за день (када) и совершить искупление (каффарат). Искупление (каффарат) является наказанием в этой жизни за сознательное нарушение поста месяца Рамадана, оно не налагается за нарушение других постов (в том числе и поста-возмещения (када)).

Искуплением (каффарат) является непрерывное соблюдение поста в течение 60-ти дней. Если пост-искупление (каффарат) прерван, необходимо совершать непрерывный 60-тидневный пост заново. Женщины, соблюдающие пост-искупление (каффарат), прерывают его на дни менструации и продолжают поститься с первого дня после их окончания.

Тот, кто по уважительным причинам не в состоянии соблюдать непрерывный 60-тидневный пост, обязан накормить 60 бедных мусульман завтраком и ужином (желательно найти богобоязненных). Искупление (каффарат) не выдается неверующим. Еда должна быть в достаточном количестве (например, хлеб пшеничный). Можно накормить одного бедняка 120 раз завтраком или 120 раз ужином или 60 человек накормить завтраком и 60 человек ужином.

Также возможно передавать стоимость еды в денежном эквиваленте в течении 60-ти дней одному бедняку или за один раз передать 60-ти беднякам. Если отдать одному человеку всю сумму единовременно, то это зачтется как один день искупления (каффарат).

Если в течении одного Рамадана человек сознательно нарушил пост несколько раз (или если сознательно нарушал пост в течении нескольких Рамаданов), то ему достаточно совершить одно искупление (каффарат) за все нарушения.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, передает:

«(Однажды), когда мы сидели вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, к нему пришел какой-то человек и сказал:

— О Посланник Аллаха! Я погиб!

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

— Что с тобой (случилось)?

— Я был с женой (в супружеской близости) во время поста.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

— Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

— А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

— А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, сказал: «После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, некоторое время хранил молчание, и пока мы находились в подобном положении, ему принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил:

— Где человек, задавший вопрос?

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

— Возьми это и раздай в качестве милостыни.

Этот человек сказал:

— Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом нет в пределах Медины семьи беднее моей.

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, улыбнулся так, что показались его зубы, а потом сказал:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛЬКО ВОЗМЕЩЕНИЯ (КАДА)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

ПОРИЦАЕМЫЕ (МАКРУХ) ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

Совершение данных действий в светлое время поста не нарушают его, однако их совершение порицается:

Не возбраняется во время соблюдения поста:

ИСКУПИТЕЛЬНАЯ МИЛОСТЫНЯ – «ФИДЬЯ»

Хронические больные и немощные старики, у которых нет сил поститься, за каждый пропущенный день поста должны выплачивать искупительную милостыню – «фидья».

«Фидья» исчисляется так же, как и милостыня «аль-фитр»(См. след главу «Закят», тема «Милостыня “аль-фитр”».) Это искупление можно отдать на протяжении всего месяца Рамадан.

По своему выбору можно отдать милостыню «фидья» одному бедняку или раздать нескольким нуждающимся.

Если больной человек не имеет возможности раздать милостыню «фидья», то он должен просить у Аллаха прощение.

Если больные выздоровят или пожилые люди приобретут силы для соблюдения поста, они должны возместить (када) каждый день пропущенных постов, даже если за них была выплачена «фидья», которая в этом случае будет засчитываться как милостыня (садака).

И‘ТИКЯФ

И‘тикяф – это пребывание в каком-либо месте с целью совершения поклонения Создателю. Вознаграждение аваб) за совершение и‘тикяфа очень велико, и невозможно даже перечислить всю его пользу и благословенность.

В соответствии с ханафитским мазхабом существуют 3 вида и‘тикяфа:

1) Необходимый (ваджиб) и‘тикяф. Например, когда человек дает обет перед Всевышним Аллахом, что проведет определенное количество дней в и‘тикяфе, если Аллах исполнит его какое-нибудь конкретное желание. Тогда, с момента исполнения этого желания, и‘тикяф становится для этого человека необходимым (ваджиб). Или же человек может дать клятву без условий, что он делает и‘тикяф необходимым (ваджиб) для себя на какое-либо определенное количество дней;

2) Желательный (сунна) и‘тикяф – совершается в последние 10 дней месяца Рамадан;

3) Добровольный (нафиль) и‘тикяф. Для этого вида нет специального времени или точного количества дней. Человек может сделать намерение на любое количество дней, даже на всю жизнь.

Длительность и‘тикяфа должна быть не менее одного дня.

Лучшее место для выполнения и‘тикяфа – Заповедная (аль-Харам) мечеть в Мекке, после которой – мечеть Пророка в Медине и затем – мечеть «аль-Акса» в Иерусалиме.

Следующая за ними по значению – это соборная мечеть в собственном городе, и, наконец, ближайшая от дома мечеть.

Женщины, по мнению некоторых ученых, могут выполнять и‘тикяф в своих собственных домах, желательно в специально отведенном на время и‘тикяфа месте. Это является облегчением для женщин.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

[1] Хиджра – переселение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину в 622 г.н.э. С этого года мусульмане ведут свое летоисчисление.

[4] Ибн Хузайма, Сахих, III, 190.

[5] Ибн Хузайма, Сахих, III, 191.

[6] Кашфуль-хафа, том II, стр. 33.

[7] Ат-Тирмизи, «Даават», 86.

[9] Аль Бухари, «Имам», 28. «Савм», 6; Муслим, «Сыям», 203.

[10] Аль-Бухари, «Савм», 4; Муслим, «Сиям», 166.

[11] Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 174.

[12] Ибн Маджа, I, стр. 557, №1752.

[13] Ибн Маджа, I, cтр. 557, №1753.

[14] Муслим, «Сыям», 192, 203; Ибн Маджа, «Сыям», 43.

[17] Аль-Бухари, «Савм», 20; Муслим, «Сыям», 45.

[18] Ибн Наджар, «Шарх Сахих Бухари».

[19] Аль-Бухари, «Савм», 9; Муслим, «Сыям»,163.

[21] Ат-Тирмизи, «Закят», 26; Абу Дауд, «Савм», 21.

[24] Аль-Бухари, Абу Дауд, «Ат-Тадж», II, стр. 68.

[25] Аль-Бухари, «Савм», 30; Муслим, «Сыям», 81.

[26] Аль-Бухари, «Лайлятуль-Кадр», 3.

[27] Аль-Бухари, «Савм», 5; Муслим, «Сыям», 1, 2, 4, 5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *