Что такое послание к римлянам

Римлянам введение

ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К РИМЛЯНАМ

ПОСЛАНИЕ, НЕ ПОХОЖЕЕ НА ДРУГИЕ

Существует очевидное различие между Посланием апостола Павла к Римлянам и его другими посланиями. Всякий читатель, переходя непосредственно после чтения, например, Послания к Коринфянам, почувствует отличие как по духу, так и по подходу. В очень большой степени объясняется это тем, что когда Павел писал Римской церкви он обратился к церкви, в основании которой он не принимал никакого участия и с которой у него не было совершенно никаких личных связей. Этим и объясняется то, что в Послании к Римлянам так мало деталей, касающихся конкретных проблем, которыми полны его прочие послания. Вот почему Послание к Римлянам, на первый взгляд, кажется более абстрактным. Как выразился Дибелиус: «Из всех посланий апостола Павла это послание менее всего обусловлено текущим моментом».

Мы можем выразить это иначе. Послание к Римлянам из всех посланий апостола Павла ближе всех приближается к богословскому трактату. Почти во всех своих других посланиях он разрешает какую-нибудь насущную проблему, сложное положение, текущую ошибку или угрожающую опасность, нависшую над церковными общинами, к которым он писал. В Послании к Римлянам апостол Павел подошёл ближе всего к систематическому изложению своих собственных богословских взглядов вне зависимости от стечения каких-либо животрепещущих обстоятельств.

ЗАВЕЩАТЕЛЬНОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ

Именно поэтому два великих учёных применили к Посланию к Римлянам два великолепных определения. Санди назвал его завещательным. Создаётся такое впечатление, что Павел как бы писал своё последнее богословское завещание, своё последнее слово о своей вере, как будто в Послании к Римлянам он источил сокровенное слово о своей вере и о своём убеждении. Рим был крупнейшим городом мира, столицей величайшей империи, какую мир когда-либо видел. Апостол Павел никогда не бывал там и он не знал, будет ли он там когда-нибудь. Но когда он писал церкви в таком городе, было уместным изложить основу и суть своей веры. Профилактическим является то, что предохраняет от инфекции. Апостол Павел слишком часто видел какой вред и заботы могут вызвать ложные представления, извращённые понятия, вводящие в заблуждение концепции христианской веры и убеждения. Поэтому он хотел послать церкви города, являвшегося центром тогдашнего мира, послание, которое бы воздвигло для них такой храм веры, что если бы к ним когда-нибудь пришла зараза, они имели бы в истинном слове христианского учения мощное и действенное противоядие. Он почувствовал, что лучшей защитой от заразы ложных учений является профилактическое воздействие истины.

ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ

Всю его жизнь преследовала апостола Павла мысль о Риме. Благовествовать там — всегда было его мечтой. Находясь в Ефесе, он замышляет пройти снова через Ахаию и Македонию. А потом у него срывается предложение, определённо идущее от сердца «Побывав там я должен видеть Рим» (Деян 19:21). Когда он встретился с большими трудностями в Иерусалиме и положение его было угрожающим и конец казался близким, ему явилось одно из тех видений, которые ободряли его. В этом видении Бог стоял рядом с ним и говорил: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так НАДЛЕЖИТ ТЕБЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ И В РИМЕ» (Деян 23:11). Уже в первой главе этого послания звучит страстное желание Павла увидеть Рим «Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» (Рим 1:11). «Итак, что до меня, то я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим 1:15). Можно уверенно сказать, что имя «Рим» было начертано в сердце апостола Павла.

Послание к Римлянам Апостол Павел написал в 58 г. в Коринфе. Он как раз завершал очень дорогой его сердцу замысел. Церковь в Иерусалиме, являвшаяся матерью всех церковных общин, обеднела и Павел собирал в её пользу денежные подаяния во всех вновь созданных церковных общинах (1Кор 16:1 и далее; 2Кор 9:1 далее). Эти денежные даяния имели две цели: они давали молодым церковным общинам возможность проявить на деле христианское милосердие, и они представляли собой самый действенный путь показать всем христианам единство христианской церкви, научить их тому, что они являются не просто членами изолированных и независимых религиозных братств, а членами одной великой церкви, каждая часть которой несёт бремя ответственности за всех остальных. Когда апостол Павел писал Послание к Римлянам, он как раз собирался отправиться в Иерусалим с этим даром для Иерусалимской церковной общины: «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым» (Рим 15:25).

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ

Почему же он написал это послание в такой момент?

(а) Апостол Павел знал, что поездка в Иерусалим была чревата опасными последствиями. Он знал, что поехать в Иерусалим означало рисковать своей жизнью и свободой. Он очень хотел, чтобы и члены Римской церкви молились за него, прежде чем он отправится в своё путешествие. «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, чтобы служение моё для Иерусалима было благоприятно святым». (Рим 15:30,31). Он заручался молитвами верующих, прежде чем пуститься в это опасное предприятие.

(б) В голове Павла зрели большие планы. О нём говорили, что его «всегда преследовали мысли о дальних краях». Он никогда не видел судна, стоящего на якоре, но он всегда горел желанием подняться на борт, чтобы принести людям за морем благую весть. Он никогда не видел горной цепи в голубой дали, но он всегда горел желанием пересечь её, чтобы передать рассказ о распятии людям, которые никогда не слышали о нём. И в то же время Павла преследовала мысль об Испании. «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что проходя, увижусь с вами». (Рим 15:24). «Исполнив это и доставив им (церкви в Иерусалиме) сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию». (Рим 15:28). Откуда это страстное желание пойти в Испанию? Рим открыл эту землю. Некоторые из больших римских дорог и строений всё ещё находятся там до наших времён. Как раз в то время Испания блистала великими именами. Многие из великих людей, которые вписывали свои имена в римскую историю и литературу, были выходцами из Испании. Среди них был Марциал — великий мастер эпиграмм, Лукан — эпический поэт; были Колумела и Помпоний Мела — крупные фигуры в римской литературе, был Квинтиллиан — мастер римского ораторского искусства, и, особенно, там был Сенека — величайший из римских философов-стоиков, учитель императора Нерона и премьер министр Римской империи. Поэтому вполне естественно, что мысли Павла обратились к этой стране, породившей такую плеяду блистательных имён. Что может произойти, если такие люди станут сопричастными к Христу? Насколько нам известно, Павел никогда так и не побывал в Испании. Во время этого визита в Иерусалиме его арестовали и больше не освободили. Но когда он писал Послание к Римлянам, он мечтал именно об этом.

Павел был превосходным стратегом. Он, как хороший полководец, наметил план действия. Он считал, что может покинуть Малую Азию и на время оставить Грецию. Он видел перед собой весь Запад, нетронутую территорию, которую он должен был покорить для Христа. Однако, для того чтобы приступить к исполнению такого плана на Западе, ему нужен был опорный пункт. И таким опорным пунктом могло быть только одно место, и этим местом был Рим.

Вот почему Павел написал Послание к Римлянам. В его сердце ожила та великая мечта, а в его уме зрел великий план. Ему нужен был Рим как опорный пункт для этого нового совершения. Он был уверен в том, что церковь в Риме должна знать его имя. Но, как человек трезвый, он был также уверен в том, что известия о нём, доходившие до Рима, были разноречивыми. Его недруги могли распространять о нём клевету и ложные обвинения. Вот поэтому он написал послание Римской церкви, дав в нём изложение самой сути своей веры, дабы, когда придёт время свершений, найти в Риме сочувствующую церковь, через которую можно было бы установить связи с Испанией и с Западом. Потому что у него был такой план и такие намерения апостол Павел и написал в 58 г. в Коринфе своё Послание к Римлянам.

ПЛАН ПОСЛАНИЯ

Послание к Римлянам является одновременно и очень сложным, и по структуре тщательно продуманным письмом. Чтобы легче разобраться в нём надобно иметь представление о его структуре. Оно разделяется на четыре части.

(1) Главы 1−8, в которых речь идёт о проблеме праведности.

(2) Главы 9−11, которые посвящены вопросу иудеев, т. е, избранному народу.

(3) Главы 12−15, в которых идёт речь о практических вопросах жизни.

(4) Глава 16 является письмом, в котором представлена диакониса Фива и перечислены личные приветствия.

(1) Когда Павел пользуется словом праведность, он подразумевает правильные отношения к Богу. Праведный — это человек, который находится в правильных отношениях к Богу, и жизнь его подтверждает это.

Павел начинает с образа языческого мира. Стоит только взглянуть на разложение и разврат, царящие там, чтобы понять, что проблема праведности там не разрешена. После этого Павел обращается к иудеям. Иудеи пытались разрешить проблемы праведности дотошным исполнением закона. Павел сам испытал этот путь, приведший его к крушению и поражению, ибо ни один человек на земле не может в совершенстве исполнять законы и, следовательно, каждый обречён жить с постоянным чувством, что он в долгу перед Богом и заслуживает Его осуждения. Поэтому Павел находит путь праведности для себя — путь абсолютной веры и преданности. Единственно правильное отношение к Богу — это поверить Ему на слово и положиться на Его милость и любовь. Это и есть путь веры. Надо знать, что важно не то, что мы можем сделать для Бога, но что Он сделал для нас. Основой христианской веры для Павла было убеждение, что мы не только никогда не сможем заслужить милость Бога или стать достойными её, но нам и не нужно этого добиваться. Вся проблема заключается исключительно в милости, и всё, что мы можем делать — это принимать с изумлённой любовью, благодарностью и доверием то, что Бог сделал для нас. Это, однако, не освобождает нас от обстоятельств, и не даёт нам права поступать по нашему усмотрению: это значит, что мы должны постоянно и всегда пытаться быть достойными той любви, столько совершившей для нас. Но мы более не пытаемся выполнять требования неумолимого, строгого и осуждающего закона; мы более не преступники перед судьёй; мы — любящие, которые отдали всю свою жизнь и любовь тому, Кто первым полюбил нас.

(2) Проблема иудеев была терзающей. В полном смысле этого слова они были избранным Богом народом, однако, когда Сын Его пришёл в мир, они отвергли Его. Какие объяснения можно было дать этому душераздирающему факту?

Единственное объяснение Павла заключалось в том, что это тоже было божественным актом. Сердца иудеев были почему-то ожесточены; кроме того, это было не полным поражением: какая то часть иудеев оставалась верной Ему. Кроме того, это было не без смысла: ибо именно потому, что иудеи отвергли Христа, к Нему получили доступ язычники, которые потом обратят иудеев и всё человечество будет спасено.

Павел идёт дальше: иудей всегда претендовал на то, что он является членом избранного народа уже в силу того, что он родился иудеем. Это всё выводилось из факта чисто расового происхождения от Авраама. Но Павел настаивает на том, что истинный иудей не тот, чья кровь и плоть могут быть по происхождению прослежены до Авраама. Это тот человек, который пришёл к тому же решению об абсолютной покорности Богу в любящей вере, к которому пришёл и Авраам. Поэтому Павел утверждает, что есть много чистокровных иудеев, которые вовсе не являются иудеями в истинном смысле этого слова. В то же время много людей из других народов являются истинными иудеями. Новый Израиль, поэтому, не представляет собой расового единства; его составляли те, кто имел ту же веру, которую имел Авраам.

(3) Двенадцатая глава Послания к Римлянам содержит столь важные этические положения, что её всегда нужно ставить рядом с Нагорной проповедью. В этой главе Павел излагает этические достоинства христианской веры. Четырнадцатая и пятнадцатая главы касаются извечно важного вопроса. В церкви всегда имелся узкий круг людей, которые считали, что они должны воздерживаться от определённых яств и напитков, и которые придавали определённым дням и церемониям особое значение. Павел рассуждает о них как о более слабых братьях, так как их вера зависела от этих внешних вещей. Имелась и другая более свободомыслящая часть, которая не связывала себя строгим соблюдением этих правил и обрядов. Павел считает их братьями более сильными в их вере. Он совершенно ясно излагает, что он на стороне братьев более свободных от предрассудков; но он излагает здесь важный принцип: ни один человек никогда не должен делать ничего такого, что могло бы уничижить более слабого собрата, либо же поставить на его пути камни преткновения. Он защищает свой основной принцип, что никто не должен когда-либо совершать такое, что может затруднять кому-либо быть христианином; и это вполне можно понимать так, что мы должны оставить то, что является удобным и полезным для нас лично, ради нашего более слабого собрата. Христианская свобода не должна быть применена таким образом, чтобы этим наносился вред жизни или совести другого человека.

ДВА ВОПРОСА

Шестнадцатая глава всегда ставила перед учёными проблему. Многие чувствовали, что она, в сущности, не представляет собой части Послания к Римлянам, а что она на самом деле, письмо, адресованное другой церкви, которое было присоединено к Посланию к Римлянам, когда собирали письма апостола Павла. Каковы их доводы? Во-первых и прежде всего, в этой главе Павел посылает приветствия двадцати шести различным лицам, двадцати четырёх из них он называет по имени и, очевидно, все ему близко знакомы. Он, например, может сказать, что мать Руфа была и ему матерью. Возможно ли это, чтобы Павел близко знал двадцать шесть человек в церкви, которую он никогда не посещал? Собственно говоря, в этой главе он приветствует гораздо больше людей, нежели в любом другом послании. А ведь он никогда не вступал в Рим Здесь нужны какие-то объяснения. Если эта глава не была написана в Рим, то кому же она была адресована? Именно здесь появляются имена Прискиллы и Акилы, которые вызывают разногласия. Мы знаем, что они покинули Рим в 52 г., когда Император Клавдий издал эдикт, изгонявший иудеев (Деян 18:2). Мы знаем, что они прибыли с Павлом в Ефес (Деян 18:18), что они были в Ефесе, когда Павел писал своё Послание к Коринфянам (1Кор 16:19), т.е., менее двух лет перед тем как он писал Послание к Римлянам. И мы знаем, что они находились ещё в Ефесе, когда были написаны пасторские послания (2Тим 4:9). Несомненно, что если к нам попадает письмо, в котором посылаются приветствия Прискилле и Акиле без другого адреса, то мы должны бы предположить, что оно было адресовано в Ефес.

Имеются ли какие-либо доказательства, позволяющие нам сделать заключение, что глава 16 была в первую очередь послана в Ефес? Имеются очевидные причины, обусловившие более длительное пребывание Павла в Ефесе, нежели в другом месте, и, поэтому было бы вполне естественно, если бы он посылал туда приветствия многим людям. Павел говорит далее об Епенете, «который есть начаток Ахаии для Христа». Ефес находится в Малой Азии, и поэтому, такое упоминание было бы также естественным для послания в Ефес, но не для послания в Рим В Послании к Римлянам (Рим 16:17) говорится «о производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились». Это звучит, как будто Павел говорит о возможном неповиновении его собственному учению, а ведь он никогда не учил в Риме.

Можно утверждать, что шестнадцатая глава была первоначально адресована в Ефес, но и это утверждение не является столь неопровержимым, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, нет никаких доказательств, что эта глава когда-либо связывалась с чем-либо, кроме Послания к Римлянам. Во-вторых, как это ни странно, но Павел никогда не посылает личных приветствий в церкви, которые он хорошо знал. Ни в Посланиях к Фессалоникийцам, ни к Коринфянам, Галатам и Филиппийцам к церквам, которые он хорошо знал — нет личных приветствий, и в то же время такие приветствия имеются в Послании к Колоссянам, хотя Павел никогда не бывал в Колоссах.

Причина этому проста: если бы Павел посылал личные приветствия хорошо ему знакомым церквам, то среди членов церкви вполне могло возникнуть чувство ревности и зависти. Напротив же, когда он писал послания церквам, которых он никогда не посещал, он хотел установить как можно больше личных связей. Лишь один тот факт, что Павел никогда не был в Риме, вполне мог его побудить к стремлению установить как можно больше личных связей. Опять же важно помнить, что Прискилла и Акила действительно были изгнаны из Рима эдиктом, но разве не высшей степени вероятно, что после того, как прошли все опасности, через шесть-семь лет они вернутся в Рим с тем, чтобы вновь заняться своим ремеслом, после того как они пожили в других городах? И разве не вполне допустимо, что многие из других имён принадлежат людям, которые также побывали в изгнании, жили временно в других городах, где они встретили Павла, и, которые, как только опасность миновала, вернулись в Рим и в свои дома? Павел был бы в восторге от того, что у него так много личных знакомых в Риме и обязательно воспользовался бы случаем, чтобы установить с ними прочную связь.

Ниже, как мы увидим, когда мы перейдём к детальному изучению главы шестнадцатой, многие имена — домочадцы Аристовула и Наркисса, Амплий, Нирей и другие — вполне уместны для Рима. Несмотря на то, что имеются доводы в пользу Ефеса, мы можем принять, что нет необходимости отделять главу шестнадцать от Послания к Римлянам.

Но есть более интересная и более важная проблема. Ранние списки показывают чрезвычайно странные вещи, связанные с главами 14, 15, 16. Самым естественным для славословия местом является конец послания. В Послании к Римлянам (16:25−27) имеется хвалебный гимн во славу Господа и в большинстве хороших списков он стоит в конце. Но в некоторых списках он стоит в конце четырнадцатой главы (24−26), в двух хороших списках этот гимн приводится и в том и в другом месте, в одном древнем списке он приводится в конце пятнадцатой главы, в двух списках его нет ни в том, ни в другом месте, но для него оставлено свободное место. В одном древнем латинском списке приводится перечень краткого содержания разделов. Вот как выглядят последние два:

50: Об ответственности того, кто осуждает брата своего за пищу.

Это, несомненно, Послание к Римлянам 14:15−23.

51: О Тайне Господа, о которой было умолчано до Его страданий, но которая явлена после Его страданий.

Это, также несомненно, Послание к Римлянам 14:24−26 — гимн во славу Господа. Ясно, что этот перечень краткого содержания глав был сделан по списку, в котором отсутствовали главы пятнадцать и шестнадцать. Однако имеется нечто, что проливает свет на это. В одном списке упоминание названия Рима (Рим 1:7 и 1:15) совершенно упущено. В нём вообще нет указания на место, куда адресовано послание.

Всё это показывает, что Послание к Римлянам распространялось в двух формах. Одна форма та, которая у нас — с шестнадцатью главами и другая — с четырнадцатью; и возможно, ещё одна — с пятнадцатью. Объяснение, по-видимому, такое: когда Павел писал Послание к Римлянам, в нём было шестнадцать глав; однако, главы 15 и 16 носят личный характер и касаются конкретно Рима. С другой же стороны, ни в одном другом послании Павла не приводится всё его учение в такой сжатой форме. Должно быть, произошло следующее: Послание к Римлянам стало распространяться среди всех других церквей, при этом опускались последние главы, имевшие чисто местное значение, за исключением славословия. Уже тогда, несомненно, почувствовали, что Послание к Римлянам носит слишком фундаментальный характер, чтобы оно могло ограничиваться только Римом и остаться там и, поэтому, из него были изъяты главы, носившие чисто локальный характер и оно было разослано всей церкви. Уже с самых ранних времён Церковь почувствовала, что Послание к Римлянам является таким выдающимся изложением мыслей Павла, что оно должно стать достоянием не только одной общины, но церкви в целом. Когда мы изучаем Послание апостола Павла к Римлянам, мы должны помнить, что люди всегда смотрели на него как на основу евангельской веры Павла.

комментарии Баркли на послание К Римлянам, введение

Источник

Послание к Римлянам апостола Павла

Послание к Римлянам Апостола Павла — книга Нового Завета. Апостольское послание обращено к христианским общинам Рима. Христиане Рима – это сплошь новообращенные язычники. Не имея возможности общаться с римлянами напрямую, Павел в своем послании передает в сокращенном виде все тезисы своего учения. Послание Римлянам Апостола Павла по праву считается одним из лучших образцов древней литературы в целом.

Послание Павла к римлянам – читать, слушать.

На нашем сайте Вы можете прочесть или послушать Послание к римлянам. Послание состоит из 16 глав.

Авторство и время написания.

Послание к Римлянам имеет первое место среди всех посланий Апостола, хотя по времени оно не самое раннее. Написание Послания Святого Апостола Павла к римлянам ученые-библеисты датируют 58 годом. Вероятное место написания – Коринф. Послание к Римлянам было, вероятно, написано в конце третьего миссионерского путешествия Павла.

Подлинность послания не вызывает сомнений. Послание к римлянам всегда пользовалось большим авторитетом у отцов Церкви. В начале Послания Павел называет себя по имени. В последней главе Послания сказано, что записал его ученик Апостола – Тертий – со слов самого Павла. Другие свидетельства по тексту также говорят в пользу авторства Павла.

Основные темы послания Павла к римлянам.

В своем Послании автор поднимал множество тем, важнейших для христианского богословия на пути его становления. Особое внимание Павел обращал на один из источников главных разногласий в Церкви того времени – Моисеев закона для вошедших в Церковь язычников.

Второй по важности темой, которую поднимает апостол Павел в своем Послании к римлянам, является реакция Израиля на распространение Благой Вести.

Заключительные главы Послания несут наставления христианам римской общины.

Толкование на Послание Павла Римлянам.

В своем послании Павел обращается к христианам Рима, которые в большинстве своем были прежде язычниками, лишь малая часть римских христиан была евреями. Павел сам именует себя «апостолом язычников». В последней главе Послания автор шлет личные приветствия деятелям Римской Церкви (всего он называет 28 имен), из чего можно сделать вывод, что Апостол Павел имел большое влияние на Христианскую общину. Многие из ведущих деятелей данной общины обратились к вере благодаря деятельности Павла.

Одной из целей написания Послания к Римлянам было сообщить общине о своем намерении посетить Рим и подготовить христиан к своему приезду. Павел всегда имел огромное желание посетить римскую общину и хотел, чтобы верующие Рима молились об исполнении этих планов. Павел хотел лично благовествовать римлянам о всеобщем спасении. В Послании Павел знакомит римлян с планом триединого Бога по спасению человечества. Также Павла волновали противоречия, которые возникали в римской христианской общине между евреями и язычниками. Павел говорил о преимуществе «быть иудеем», однако подчеркивал «доступность» веры и Бога для остальных народов.

Апостол Павел в Послании Римлянам много рассуждает о «правде Божией», которая принимается верой. Эта правда присуща Богу и проявляется во всех Его действиях. Эту правду Бог дает человеку через веру.

Краткое содержание Послания Апостола Павла к Римлянам.

Глава 1. Вступление, приветствие, изложение темы Послания. Рассуждения о том, что в гневе Божьем раскрывается Его праведность.

Глава 2. О людских судах и Суде Божьем. Иисус Христос. Осуждение неверия и лицемерия евреев.

Глава 3. О греховности и неверии. Каждый осознает греховность свою. О праведности Божьей.

Глава 4. Примеры праведности Божьей. Праведность оценивается по вере.

Глава 5. Греховность и праведность в противопоставлении.

Глава 6. Об освящении. О службе праведности.

Глава 7. Триада Вера-Грех-Закон.

Глава 8. Сила и уверенность освященных

Глава 9. О праве Бога совершать избрание. Объяснение принципа избрания. Израиль – как избранный народ. Результаты избрания.

Глава 10. Отношение Бога и Народа Богоизбранного.

Глава 11. Неизменность Божьего избрания. О взаимоотношениях язычников с Богом.

Глава 12. Божия праведность проявляется жизни язычников. О христианском служении и взаимоотношениях.

Глава 13. Об отношении к властям, о жизни и приближающемся спасении.

Глава 14. О взаимоотношениях между верующими.

Глава 15. О подражании Христу. О личных планах апостола Павла посетить римлян.

Глава 16. Приветствия членам римской общины.

Источник

К Римлянам введение

ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ

Большинство, если не все великие подъемы и преобразования в истории Церкви были непосредственно связаны с Посланием к Римлянам. В сентябре 386 года Р.Х. уроженец Северной Африки, бывший в течение нескольких лет профессором в итальянском городе Милане, сокрушенно сидел в саду у своего друга Алипиуса и рассуждал о греховности своей жизни. В это время он услышал пение ребенка: „Tolle, lege. Tolle, lege”, что по латыни означает: «Возьми, прочти. Возьми, прочти». Позади сидящего лежала рукопись Послания к Римлянам, человек взял ее. Первое, что он увидел, были строки: «Не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (13:13−14). Позже этот человек так описывал происшедшее: «Я не читал дальше, мне это было не нужно. Тот же час, как я прочел последнее слово, произошло озарение, и уверенность наполнила мое сердце, все сомнения исчезли» («Исповедь» [Confessions], книга 8, глава 12). Этим человеком был Августин Аврелий, который, прочитав этот коротенький отрывок из Послания к Римлянам, уверовал в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя, и впоследствии стал одним из выдающихся богословов и служителей Церкви.

Ровно тысячу лет спустя Мартин Лютер, монах римско-католического ордена, названного в честь Августина, излагал Послание к Римлянам студентам Уитенбергского университета в Германии. Тщательно изучая текст, он все больше и больше убеждался в том, что главная тема Павла — оправдание по вере. Он писал:

«Я очень хотел постичь смысл Послания к Римлянам, и затруднение представляло лишь одно выражение — «праведность Бога», поскольку я считал, что речь идет о том, что Бог праведен и справедливо наказывает нечестие и несправедливость. День и ночь я размышлял, пока. не понял, что речь идет о праведности Бога, Который по милости и благодати оправдывает нас по вере. Я почувствовал, что родился заново и вошел через открытые двери в рай. Все Св. Писание приобрело для меня новое значение, и если раньше «праведность Бога» вызывала у меня ярость, то теперь это выражение стало для меня невыразимо прекрасным в огромной любви. Это выражение из послания стало для меня небесными вратами (цитируется по Barend Klaas Kuiper, „Martin Luther: The Formative Years” [Grand Rapids: Eerdmans, 1933], стр. 198−208).

Несколькими столетиями позже священник англиканской церкви Джон Уэсли испытывал сходные затруднения в понимании Благой вести и истинного спасения. Вечером 24 мая 1738 года он записал в своем дневнике:

«Я очень неохотно отправился в общество, находящееся на Альдерсгейт Стрит, где читали предисловие Лютера к Посланию к Римлянам. Без четверти девять, когда читали об изменениях, производимых Богом в сердце через веру в Христа, я испытал какое-то особое тепло в моем сердце. Я осознал, что верю в Христа и только в Христа ради моего спасения; и мне была дана уверенность, что Он уничтожил не только мои грехи, но даже сам их источник, и спас меня от закона греха и смерти».

Говоря о важности Послания к Римлянам, Жан Кальвин отметил: «Тому, кто познал это послание, открываются самые сокровенные места Св. Писания» („Commentaries on the Epistle of Paul to the Romans” [Grand Rapids: Baker, 1979], стр. 1). Мартин Лютер сказал, что Послание к Римлянам — это «важнейшая часть Нового Завета, выражающая суть Благой вести» („Commentary on the Epistle to the Romans” [Grand Rapids: Kregel, 1954]). Фредерик Годет, известный шведский толкователь Библии, назвал Послание к Римлянам «сборником доктрин христианской веры» („Commentary on St. Paul’s Epistle to the Romans” [New York: Funk & Wagnalls, 1883], стр. 1).

Знаменитый переводчик Библии Уильям Тиндейл, живший в 19-ом столетии, писал в предисловии к Посланию к Римлянам:

«Поскольку это послание — главная и самая лучшая часть Нового Завета, чистейшее Евангелие, то есть добрая весть, которую мы называем Благой вестью, открывающей путь к пониманию всего Св. Писания, я думаю, необходимо, чтобы каждый христианин не только знал его наизусть, но и не переставал изучать, чтобы это было ежедневным хлебом души. Никто не может сказать, что читает его слишком часто или изучил весьма хорошо; чем больше его изучают, тем оно интересней; чем больше над ним рассуждают, тем оно приятней; чем настойчивее ищут, тем драгоценнее открытие — настолько велики его духовные сокровища» („Doctrinal Treatises and Introductions of Different Portions of the Holy Scriptures by William Tyndale”, Henry Walter, ed. [Cambridge: University Press, 1848], стр. 484).

Популярный толкователь Библии Дональд Грей Барнхауз, одиннадцать лет выступавший на радио с еженедельными проповедями по Посланию к Римлянам, написал об этом замечательном послании:

«Ученый скажет, что молоко матери — это самая совершенная пища, известная человеку, он сможет привести вам результаты анализов, показывающие все его химические компоненты, перечислить содержащиеся в молоке витамины и подсчитать количество калорий в данном объеме. Младенец будет пить его, абсолютно ничего не зная о его составе, и будет расти с каждым днем, улыбаясь и процветая в своем неведении. То же самое относится и к глубочайшим истинам Слова Божьего („Man’s Ruin: Romans 1:1−32» [Grand Rapids: Eerdmans, 1952], стр. 3).

Говорят, что Послание к Римлянам не только принесет удовольствие величайшему логику и завладеет умом гения, но и утешит даже самую робкую душу и просветлит даже самый заурядный ум. Оно сначала повергнет, а затем поднимет вас. Сначала сорвет ваши одежды, а затем облечет вас вечным изяществом. Послание к Римлянам обращает бедфордского лудильщика, вроде Джона Буньяна, в духовного гиганта и литературного мастера, написавшего «Путешествие пилигрима» и «Духовную войну».

Ветхий Завет цитируется в этом послании около 57 раз, больше, чем в любой другой книге Нового Завета. Постоянно используются ключевые слова: Бог — 154 раза, закон — 77 раз, Христос — 66 раз, грех — 45 раз, Господь — 44 раза, вера — 40 раз.

Даются ответы также и на такие вопросы: «Что делает Св. Дух для верующего? Насколько близки взаимоотношения христианина с Богом? Почему существует страдание? Изменится ли когда-нибудь мир? Что такое избрание и предопределение? Как правильно христианам молиться? Насколько незыблемо спасение верующего? В чем заключается теперь Божий замысел в отношении Израиля? В чем состоит Его будущий замысел в отношении Израиля? Почему и для чего язычники были избраны Богом? В чем состоит ответственность христианина перед евреями и Израилем? Что такое настоящая духовная преданность? Каковы взаимоотношения христиан с миром в целом и в частности с неспасенными людьми, с другими христианами и с человеческими властями? Как христиане поступают в ситуациях, которые по своей сути ни хорошие, ни плохие? Что такое истинная любовь и каково ее действие? Что такое настоящая свобода? Насколько важно единство церкви?»

Неудивительно, что Фредерик Годет, слова которого приводились выше, однажды воскликнул: «О, Св. Павел! Если бы его единственной заслугой было лишь написание Послания к Римлянам, то и этого было бы достаточно, чтобы непрестанно благодарить за него Господа».

Послание к Римлянам и сегодня оказывает такое же могучее воздействие на нас, как и на людей в первом столетии. Оно воздействует на нравственность, говоря о прелюбодеянии, блуде, гомосексуализме, ненависти, убийстве, лжи и неповиновении властям. Оно воздействует на интеллект, говоря нам, что обычный человек пребывает в смятении, поскольку его ум безнравственен. Оно оказывает социальное воздействие, говоря, как нам следует относиться друг к другу. Оно оказывает психологическое воздействие, говоря нам, откуда исходит настоящая свобода, избавляющая людей от тяжести вины. Оно оказывает воздействие на страны, говоря о нашей ответственности перед человеческими властями. Оно воздействует на весь мир, говоря нам о конечной судьбе земли, а в особенности, о будущем Израиля. Оно воздействует духовно, предлагая надежду на будущее в ответ на человеческое отчаяние. Оно воздействует на богословие, говоря нам о взаимоотношениях между плотью и духом, между законом и благодатью, между делами и верой. Но важнее всего то, что оно приближает нас к Самому Богу.

ПИСАТЕЛЬ ПОСЛАНИЯ

Невозможно хорошо понять Послание к Римлянам, не зная некоторых фактов о его замечательном писателе.

Изначально Павел был назван Савлом в честь первого царя Израиля и, как его тезка, происходил из колена Вениаминова (Флп 3:5). Павел родился в Тарсе (Деян 9:11), процветающем городе, расположенном недалеко от северо-восточного побережья Средиземного моря в провинции Киликия. Теперь Тарс — это территория Турции. Тарс был центром греческого образования и культуры, в нем находился один из трех самых знаменитых университетов Римской империи. Савл, видимо, получил образование там, а затем продолжил его в Иерусалиме под руководством Гамалиила, внука Гиллеля, бывшего, пожалуй, самым известным раввином всех времен. Поскольку Гамалиила считали олицетворением закона, его часто называли «образец закона». Следовательно, Савл был обучен как греческой литературе и философии, так и раввинскому закону.

По закону Моисея Савл был обрезан на восьмой день (Флп 3:5). Вероятно, вскоре после того, как ему исполнилось тринадцать лет, он был послан в Иерусалим, именно в этом возрасте еврейских мальчиков начинали считать мужчинами. Под руководством Гамалиила Савл изучил Св. Писание, в особенности Талмуд, и научился толковать его, в соответствии с раввинской традицией. Видимо, во время своего пребывания в Иерусалиме он стал фарисеем. Поскольку его отец был римским гражданином, то и Савл родился в этом гражданстве (Деян 22:28), обладать которым было почетно и выгодно. Тем самым, он обладал высоким статусом как в греко-римском, так и в еврейском обществе.

В соответствии с еврейской традицией, Савл был обучен ремеслу своего отца — изготовлению палаток (Деян 18:3). Из того, что апостол никогда не встречался с Иисусом во время Его земного служения, можно заключить, что он, по-видимому, возвратился в Тарс после обучения в Иерусалиме. Благодаря такому блестящему образованию, он, несомненно, возглавлял одну из главных синагог Тарса, а также занимался изготовлением палаток. По его собственному признанию, он был ревностным законником, приверженцем иудаизма абсолютно во всем тщательно следовавшим закону (Флп 3:5−6).

Вероятно, возвратившись в Тарс, он услышал о том, что в Иерусалиме возникла новая «секта», причем распространяется не только ее учение, но и растет число обращенных. Подобно большинству иудейских вождей Палестины, Савл был глубоко задет мессианскими заявлениями Иисуса и посвятил себя уничтожению того, что он считал ересью. Он был еще молодым человеком, когда возвратился в Иерусалим, но благодаря своему рвению и природным способностям, вскоре стал одним из главных действующих лиц в преследовании церкви. Побитие камнями Стефана не открыло сердце Савла для Благой вести, а лишь озлобило его еще больше, и он «терзал церковь, входя в дома, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян 8:3).

Не удовлетворившись преследованием верующих в Иерусалиме и в Иудее, Савл «пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим» (Деян 9:1−2). Савл был поглощен страстью заточать и уничтожать христиан, и перед тем как отправиться в Дамаск, он преследовал христиан во многих других «чужих городах» вне Израиля (см. Деян 26:11).

В то время Дамаск был городом, в котором проживало примерно 150 тысяч жителей, среди них было много тысяч евреев. Следовательно, вполне вероятно, что синагог, о письмах к которым просил Савл первосвященника, могло быть двенадцать и более. Дамаск был тогда столицей Сирии и находился в 250 км на северо-востоке от Иерусалима; путь от одного города до другого занимал не менее шести дней.

Во время своего пути, когда он уже «приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (9:3−4). Много лет спустя, в своей защите перед царем Агриппой Павел говорил, что затем Иисус прибавил: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян 26:14). Рожон — это длинная направляющая палка, использовавшаяся при выпасе домашнего скота, а именно, рогатого скота. Рожном били по бокам или по нижней части ног, направляя животное. В греческой культуре выражение «идти против рожна» было распространенным и означало выступать против божества. Это выражение Савл, несомненно, много раз слышал во время своего пребывания в Тарсе. Используя эту фразу, Иисус показал Савлу, что преследование христиан было равносильно выступлению против Бога, то есть было прямо противоположно тому, к чему он стремился.

В страхе Савл ответил голосу с неба: «Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян 9:5). В этот момент Савл должен был испытать и ужас, и отчаяние — ужас, потому что он находился в присутствии Бога, и отчаяние из-за того, что он боролся против Бога вместо того, чтобы служить Ему. Он был подавлен сознанием того, что пролитая им кровь была кровью Божьих людей. Иисус, Которого его собратья-израильтяне высмеивали, избивали и предали смерти; Иисус, к Которому обратился Стефан, когда Савл стоял рядом, одобряя его смерть; Иисус, последователей Которого Савл заточал в тюрьму и уничтожал, этот Иисус действительно был Богом, как и утверждал! Теперь Павел беспомощно стоял перед Ним, ослепленный невероятным сиянием Его открывшегося величия.

В течение нескольких лет Савл был полностью поглощен уничтожением церкви, и если бы ему удалось осуществить свой план, церковь погибла бы в младенчестве, захлебнувшись своей собственной кровью. Если бы Господь тут же не прибавил: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (9:6), Савл, скорее всего, просто умер бы от страха, вызванного чудовищностью его греха. Много лет спустя он, оглядываясь назад, провозглашал:

«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовию во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим 1:12−15).

На дороге, неподалеку от Дамаска, Савл был чудесно и навсегда изменен. Хотя он был временно ослеплен и почти лишился дара речи, благодаря произошедшему он подчинил свою жизнь Христу.

По-видимому, Савл был так сильно настроен на уничтожение последователей Христа, что ни один христианин не смог бы открыть ему Благую весть. Лишь Бог, благодаря Своему вмешательству, мог привлечь его внимание. Чтобы заставить его прислушаться к Божьей истине, его необходимо было полностью сокрушить. Ведь он был таким ярым врагом церкви, что даже апостолы не хотели говорить с Савлом, когда он впервые обратился к ним. Апостолам казалось невероятным, что Савл из Тарса может стать последователем Христа (см. Деян 9:26).

Как только к Савлу вернулось зрение, он был крещен и немного поел в первый раз после трех дней без пищи и питья (см. 9:3). Следуя своему природному усердию, он «тотчас стал проповедовать в синагогах [в Дамаске] об Иисусе» (ст. 20) — в тех самых синагогах, к которым были обращены находившиеся у него письма первосвященника, позволявшие ему арестовывать любого обнаруженного там христианина! Так что не удивительно, что «все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие, да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам?» (ст. 21)

Благодаря замечательному Божьему озарению Савл, сразу же после своего обращения мог не просто свидетельствовать о том, что с ним произошло, но так замечательно защищал Благую весть, что приводил в замешательство любого неверующего еврея, «доказывая, что Сей есть Христос» (ст. 22).

Как сам Павел рассказывает в Послании к Галатам, после этого он пошел в Аравию и провел там три года (см. Гал 1:17−18). Видимо, апостол многому там научился и получил откровение от Господа. Как он свидетельствовал галатам, благовестие, которое он проповедует, «не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (1:11−12).

После обучения в Божественной «семинарии» в Аравии Набатийской, Савл возвратился на короткое время в Дамаск (см. Гал 1:17). Возможно, что именно во время второго визита в Дамаск областеначальник царя Ареты стерег Савла. Причиной этого мог послужить царский гнев в связи с тем, что Савл проповедовал Благую весть в Аравии, которая находилась под управлением монарха. Если это так, то Савл второй раз бежал из Дамаска, спустившись по стене в корзине (см. 2Кор 11:33).

Лишь спустя три года Савл идет в Иерусалим и встречает остальных апостолов. Благодаря доверию и милостивому посредничеству Варнавы (см. Деян 9:27), апостолы окончательно признали Савла истинным верующим и приняли его.

После того как Варнава был послан иерусалимской церковью организовать церковь в Антиохии Сирийской, он служил там в течение некоторого времени, а затем решил позвать к себе на помощь Савла. Найдя Савла в Тарсе, Варнава «привел его в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей». Именно во время совместного служения Савла и Варнавы «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян 11:22−26).

Когда наступил предсказанный Агавом голод во всей вселенной, церковь в Антиохии собрала среди своих членов пожертвования в помощь верующим в Иудее, которые особенно нуждались. Собранное было послано в Иерусалим «к пресвитерам чрез Варнаву и Савла» (Деян 11:28−30).

Церковь в Антиохии росла, появлялись другие учителя и пророки, и в конце концов, Св. Дух сказал им: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян 13:1−3). Именно с этого момента Павел, которого все еще звали Савлом, начал свое беспримерное служение, как апостол язычников.

МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Павел совершил три длительных миссионерских путешествия, описанных в Деян 13:4−21:17, а затем заключительное путешествие в Рим, чтобы быть выслушанным кесарем (27:1−28:16). Во время третьего путешествия он в третий раз прибыл в Коринф, процветающий, но порочный портовый город в провинции Ахаия. Теперь это Южная Греция. Видимо, во время этого пребывания в Коринфе Павел собирал подаяния для бедствующих верующих в Палестине (см. Рим 15:26), о чем он писал в послании к римской церкви.

Тщательный анализ, произведенный различными авторами и опирающийся на изучение Деяний и самого послания, относит дату написания послания к ранней весне 58 года Р.Х., то есть незадолго до того, как Павел отправился в Иерусалим (см. Рим 15:25), чтобы прибыть туда ко дню Пятидесятницы (см. Деян 20:16).

ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ

Павел говорит, что преследовал несколько целей, когда писал Послание к Римлянам. Прежде всего, он многократно стремился посетить римскую церковь, но всегда встречал препятствия на своем пути (Рим 1:13). Он объясняет, что хочет идти туда, «чтобы преподать. некое дарование духовное к утверждению» их (ст. 11). В отличие от того, что утверждает римская католическая церковь, церковь в Риме не была основана Петром или каким-либо другим апостолом. Павел объясняет в конце своего послания, что он не создает на чужом основании (см. 15:20), то есть не дает советы и не руководит общиной, основанной другим апостолом или служителем.

По-видимому, церковь в Риме была основана группой еврейских христиан, пришедших из Иудеи. Возможно, христиане в течение многих лет жили в Риме и были обращенными иудеями и прозелитами, приходившими из Рима на празднование Пятидесятницы (см. Деян 2:10). Они были свидетелями сошествия Святого Духа, слышали то, что говорил апостол на их родных языках, и были свидетелями яркой проповеди Петра. Если так, то они были в числе тех трех тысяч, которые поверили и были крещены в этот день (ст. 41).

В любом случае, несмотря на то, что верующие в Риме были верной и преданной группой и жили в самом сердце империи, они не обладали преимуществами, которые давала апостольская проповедь и учение. Именно этот недостаток и хотел восполнить Павел, посещая их с целью наставления и ободрения.

Павел также стремился заняться там евангелизационной деятельностью, то есть он очень хотел «благовествовать. находящимся в Риме» (Рим 1:15).

Кроме этого Павел надеялся, что посещение римской церкви принесет пользу и лично ему, чтобы ему «утешиться. верою общею» (1:12). Он хотел идти туда не только ради Христа, но и ради церкви, ради погибающих и ради себя.

Он желал узнать римских верующих и желал, чтобы они узнали его. Прежде всего, он хотел, чтобы они узнали его для того, чтобы могли молиться за него. Несмотря на то, что большинство из них были незнакомы ему, он просит их в конце послания: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами» (15:30,32).

Возможно Павел также хотел, чтобы они узнали его для того, чтобы после его пребывания в Риме они захотели помочь ему в приготовлениях к путешествию в Испанию, где он надеялся потом служить (см. 15:28).

Послание Павла римской церкви было, кроме всего остального, и представлением себя в качестве апостола. Он очень ясно излагал проповедуемую им Благую весть, так что верующие в Риме должны были утвердиться в своей уверенности в его полномочиях. Он написал монументальный труд для того, чтобы укрепить их в истине и показать, что он действительно настоящий апостол Иисуса Христа.

Павел, наконец, прибыл в Рим; это была поездка за счет римских властей, так как была вызвана требованием Павла, чтобы его, обвиненного первосвященниками и другими начальниками Иерусалима, судил как римского гражданина суд кесаря (Деян 25:2,11). Следовательно, он служил в Риме, находясь в заключении, и во время этого заключения он написал Послание к Филиппийцам, в котором слал им приветствие из «кесарева дома» (Флп 4:22). Возможно, что из Рима Павел писал ефесянам (Еф 3:1; 6:20), колоссянам (Кол 4:10) и Филимону (Филим. 1).

Невозможно описать ошеломляющий триумф, сопутствующий служению Павла. Св. Дух использовал апостола и давал ему силы для небывалых свершений. По оценкам историков к концу апостольского периода насчитывалось полмиллиона христиан! Лишь одному Богу известно, скольких из них привели к Господу прямые или косвенные усилия Павла. Столетиями использует Господь вдохновленные Духом произведения апостола, чтобы возвращать погибающих к праведной жизни, чтобы наставлять, укреплять, ободрять и направлять бесчисленные миллионы верующих. Он был отделен Богом еще во чреве матери, чтобы он «благовествовал Его язычникам» (Гал 1:15−16).

ХАРАКТЕР ПАВЛА

Физически Павел не был привлекательным (см., например, 2Кор 10:10; Гал 4:14). Он был низкого роста, на лице и на теле у него были шрамы — следы многочисленных побоев и избиения камнями. Но какой бы ни была его физическая наружность, духовный рост и великолепие Павла, без сомнения, были непревзойденными среди слуг Божьих.

Личные черты, которыми обладал Павел, делали его полезным Богу. Без сомнения, он обладал Библейским складом ума. Он был пропитан Словом Божьим. В его дни Словом Божьим называлось то, что мы теперь считаем Ветхим Заветом. Его могучий ум был непрерывно погружен в еврейское Св. Писание, постоянно изучая предыдущие откровения Бога о Себе и о Его воле.

В Послании к Римлянам Павел, например, со знанием дела говорил об Аврааме. Он понимал взаимосвязь между благодатью и законом и между плотью и духом. Говоря об этом, он использует произведения Моисея, Осии, Исайи, Давида и других. В вопросах, касающихся закона, он обнаруживает особое знание книг Бытие, Исход, Левит и Второзаконие. Он цитирует Иеремию и Малахию, упоминает Даниила. Он цитирует из Иоиль 2 и Наум 1, ссылается на 1-ю книгу Царств, 3-ю книгу Царств и Иез 37. Его мысли и его учение постоянно пересекаются с Ветхим Заветом и более всего с Исайей, пророчества которого он использует.

Цитируя Ис 28:6, он провозглашает: «Как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим 9:33; ср. 10:11). Несколькими стихами ниже он цитирует Ис 52:7: «Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (10:15). В 11-й главе, ссылаясь на 3Цар 19:10, он задает риторический вопрос: «Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии?» (ст. 2). В два раза чаще Павел обращается к Св. Писанию без указания ссылки. Чтобы усилить сказанное, каждую цитату он предваряет словами «как написано» (ст. 8,26; ср. Втор 29:4; Пс 68:36; Ис 27:9; 59:20−21). Повсюду в послании он апеллирует к авторитету Св. Писания (например, 12:9; 14:11; 15:3).

Библейское мышление сочеталось в Павле с непоколебимой решимостью в служении. Будучи избиваем, он не прекращал служение; попав в тюрьму, он устроил евангелизационное собрание (Деян 16:22−25). Когда он бывал побит и брошен умирать, Бог поднимал его, и он продолжал свой путь (14:19−20). Когда во время продолжительной поздней проповеди утомленный слушатель упал из окна и умер, апостол спустился к нему и воскресил, а затем продолжил свою беседу (см. Деян 20:9−12).

Павел исходил большую часть Римской империи его дней — от Иерусалима до Рима, от Кесарии до Македонских Филипп. Он был строителем фундамента, без устали благовествуя около двадцати лет. Успокаивая и предупреждая пресвитеров из Ефеса, пришедших в Милит на встречу с ним, Павел говорил: «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян 20:23−24).

Он писал к церкви в Коринфе: «Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор 9:16). В последующем послании к этой же церкви он написал:

«Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах» (2Кор 11:23−28).

Перед тем как написать Послание к Римлянам, апостол испытал все это и еще многое другое. Он советовал своему молодому ученику Тимофею: «Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Затем он говорит о себе: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим 4:5−7).

Будучи преданным истине и служению, он обладал такой огромной, горячей Божьей любовью, что она пропитывала все, что он делал, говорил и писал. Нельзя понять великого апостола вне его глубокой любви к Богу, братьям-верующим и его любви к неверующему человечеству, в особенности к соплеменникам-евреям. Он так любил Израиль, так сильно желал его спасения, что с полной искренностью мог сказать: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9:3).

Любовь Павла к своим духовным братьям и сестрам в церкви проявляется во всем послании в Рим Глава 16 представляет собой перечень приветствий различным верующим, которые были особенно дороги апостолу, включая тех, кто служил ему и кому он служил.

Опираясь на глубокий личный опыт и на Божье откровение, Ал. Павел говорит: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5). Он также провозгласил: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8:35,37). Как уже говорилось выше, в конце послания он просит своих читателей: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (15:30).

Как и должно каждому верующему, Павел был всецело подвластен Христовой любви (см. 2Кор 5:14). И по мере того, как он все больше и больше понимал и испытывал Божью любовь, он все больше и больше отвечал Ему любовью.

Однако Павел прежде всего жил и трудился во славу Бога. О Господе он писал: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим 11:36; ср. также 1Кор 10:31).

Он убеждал своих читателей иметь такое же желание и цель: «Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (15:6). Его великое стремление как особо избранного апостола язычников состояло в том, «чтобы славили Бога» (15:9). Заключительные слова 14-ой главы Послания к Римлянам — это фактически посвящение «единому премудрому Богу», Которому «чрез Иисуса Христа, слава вовеки» (см. 14:26).

Как заметил Дональд Грей Барнхауз: «Павел никогда не мог забыть, из какой пропасти он был вытащен» („Man’s Ruin: Romans 1:1−32» [Grand Rapids: Eerdmans, 1952], стр. 8). Он всегда давал реальную и скромную оценку своим достижениям и самому себе.

Павел был настолько предан Иисусу Христу, что мог с уверенностью и совершенным смирением сказать своим читателям: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор 11:1; ср. 4:16) и «Подражайте, братия, мне» (Флп 3:17, ср. Деян 20:18−24; 2Фес 3:7−9).

Каждый проповедник, провозгл

комментарии Джона МакАртура на послание к Римлянам, введение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *