Что такое портовые услуги
Что такое портовые услуги
Статья 17. Правила оказания услуг в морском порту
1. В морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В морском порту Российской Федерации, являющемся портом, обязательным для захода судов на морской линии, судну, используемому на данной морской линии, обеспечивается движение в первоочередном порядке с учетом расписания данной морской линии, а также обеспечивается оказание услуг по обслуживанию в первоочередном порядке при осуществлении пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля (надзора), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 282-ФЗ)
2. Правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает:
1) правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг.
4. Правила обслуживания пассажиров и правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности услуг, в том числе услуг в отношении ручной клади, багажа, грузобагажа, утверждаются Правительством Российской Федерации.
4.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами в порядке, установленном правилами обслуживания пассажиров и правилами оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
5. Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту регулируются технологические процессы перевалки грузов с учетом особенностей различных видов грузов, и в этих правилах должны содержаться правила приема и сдачи грузов, осуществляемых оператором морского терминала и перевозчиком, определение места приема и сдачи грузов, порядок оформления приема и сдачи грузов и другие правила.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Услуги в морском порту оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями.
8. Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, допускается только на основании лицензий.
9. В отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в морском порту спасательных операций, применяются правила, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
10. Для целей применения Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в морских портах в Российской Федерации, является хозяйствующий субъект, установленная антимонопольным органом доля которого на этом рынке в границах территории морского порта превышает двадцать процентов.
(часть 10 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 343-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
Тарифы на услуги в морском порту
Комментарий к статье 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации»: Тарифы на услуги в морском порту
Тарифы на услуги в морском порту
Морские порты вправе определять тарифы на перевозки пассажиров, груза и багажа морским транспортом. Указанные тарифы изменяются в зависимости от комфортабельности условий во время поездки для пассажиров, а также государства, в которое направляется морское судно.
Исходя из вышеизложенного можно условно разделить морские тарифы на две группы:
— тарифы для пассажиров;
— тарифы на перевозку грузов.
Как правило, величина тарифа является максимальной, морские порты при оказании услуг вправе применять тарифы ниже или аналогично установленным. Превышать тарифы, установленные на федеральном уровне, субъекты не имеют права.
В зависимости от вида перевозок грузов тарифы классифицируются на:
В зависимости от схемы перегрузки грузов тарифы подразделяются на две группы:
В зависимости от количества производимых портом грузовых операций тарифы с внутрипортовым перемещением подразделяются на три категории:
Порядок определения тарифов на услуги, оказываемые в морских портах, определяется в соответствии с требованиями законодательства о естественных монополиях. Так, Правительством РФ принято Постановление о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей от 23 апреля 2008 г. N 293. Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.
Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Для расчета тарифов определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
1) расходы, связанные с оказанием услуг субъектами регулирования, в том числе:
— расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации;
— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
2) отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;
3) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, утверждаемой Федеральной службой по тарифам в установленном порядке;
4) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством РФ;
5) субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Законодательно установлен перечень услуг, тарифы на которые регламентируются государством. К таким услугам относятся:
— обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;
— обеспечение прохода судов по подходным каналам;
— обеспечение лоцманской проводки судов;
— ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;
— предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;
— предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуг систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;
— обеспечение экологической безопасности в порту;
— погрузка и выгрузка грузов;
— обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;
Помимо указанных, государственному регулированию подлежат тарифы на следующие виды услуг:
— обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям;
— навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям;
— обеспечение лоцманской проводки судов;
— ледокольное обеспечение в зимних условиях навигации;
— обеспечение прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям;
— обеспечение прохода иностранных судов по внутренним водным путям;
— погрузка и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам);
Несмотря на государственное регулирование тарифов на услуги морских портов, они выступают в качестве самостоятельных субъектов правоотношений. В связи с чем администрации морских портов вправе в пределах своей компетенции заключать договоры на оказание отдельных видов услуг. Самостоятельное регулирование цен морскими портами возможно в отношении тех услуг, которые не включены в перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются государством. Однако при самостоятельном определении цен на свои услуги администрации морских портов должны руководствоваться принципом рациональности и разумности установления цен. Цена на услуги порта должна компенсировать затраты порта на оказание конкретной услуги, но не быть искусственно завышенной и необоснованной.
Государственное регулирование тарифов и ценообразование
Несмотря на статус естественных монополий и сопряженные с ним ограничения в реализации ценовой политики, морские порты остаются полноправными участниками правоотношений, субъектами транспортных отношений. Государство определяет сферу своей деятельности в вопросе урегулирования тарифов на отдельные виды услуг, оказываемых морскими портами, оставляя им право распоряжаться своей деятельностью за пределами установленных ограничений самостоятельно.
Государственное регулирование деятельности морских портов в вопросах ценообразования направлено на устранение произвола портовых властей, неоправданного завышения цен, а также оказания одинаковых услуг по разным тарифам. Определение ценовой политики является основным направлением деятельности федеральных органов власти.
Правила оказания услуг в морском порту
Комментарий к статье 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации»: Правила оказания услуг в морском порту
Услуги, предоставляемые морским портом
При исследовании положений настоящей статьи следует указать, что ряд услуг, в соответствии с утвержденными государственными органами перечнями, оказывается в соответствии с установленным государством порядком их предоставления. Отдельные виды услуг могут оказываться морским портом самостоятельно, без вмешательства государства в порядок их предоставления и взимания соответствующей платы за них.
Правительством РФ утверждены Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности от 19 августа 2009 г. N 676. Указанные Правила представляют собой нормативно правовой акт, изданный в установленном порядке, утвержденный компетентным органом власти, регламентирующий виды оказываемых портом услуг и порядок их оказания. Как и любой нормативный акт, указанные Правила являются обязательными для неопределенного круга субъектов, границы которого обозначены формулировкой «участники правоотношений, регулируемых данными Правилами». Условно можно выделить несколько направлений предоставления услуг морским портом:
— услуги по обслуживанию судов;
— услуги по осуществлению операций с грузами;
— услуги по обслуживанию пассажиров;
Указанные виды услуг регламентированы ч. 1 настоящей статьи. Предмет регулирования настоящей статьи составляют отношения, возникающие при оказании услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пассажирам и другим гражданам при их обслуживании в морских портах Российской Федерации, в том числе при оказании услуг в отношении ручной клади, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
К услугам, оказываемым морским портом, по обслуживанию пассажиров относятся:
— организация отдыха пассажиров, в том числе комнат отдыха, залов ожидания и т.п.;
— организация экскурсионно-прогулочных мероприятий;
— организация услуг общественного питания, обмена валют, услуг связи и т.п.;
— по продаже при наличии свободных мест на судах перевозочных документов (билетов) до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения судов, согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством РФ льгот и преимуществ для потребителей определенных категорий;
— по перемещению ручной клади, багажа и грузобагажа;
— по предоставлению потребителям отдельных видов информации, например, о наличии билетов, о расписании движения судов и т.п.
Потребитель обязан соблюдать порядок в морском порту; оплатить согласно установленным тарифам оказание услуг, предоставляемых в морском порту; соблюдать другие требования при нахождении в морском порту, установленные законодательством РФ, в том числе связанные с осуществлением пограничного, таможенного и других видов контроля.
Потребитель имеет права, предусмотренные законодательством РФ, в том числе право на получение от исполнителя достоверной и полной информации об услугах, оказываемых в морском порту, и об их исполнителях; на оказание исполнителем услуг надлежащего качества.
Исполнитель обязан обеспечить качественное обслуживание потребителей при предоставлении услуг; своевременное информирование потребителей об изменениях в сроках выполнения, стоимости и качестве оказываемых услуг. Запрещается для выполнения одних услуг ставить условие об обязательном приобретении иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
Правила обслуживания пассажиров направлены на обеспечение максимальных видов информации, например о наличии билетов, о расписании движения судов и т.п.
Согласно вышеуказанным Правилам, при оказании услуг потребителям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты услуг. В соответствии с законодательством РФ, для отдельных категорий потребителей может быть предусмотрено предоставление льгот и преимуществ.
Исполнитель не вправе навязывать потребителю оказание платных услуг. Исполнитель не вправе ставить возможность оказания услуг по перевозке пассажиров в зависимость от необходимости оказания платных услуг, стоимость которых не входит в стоимость перевозки пассажиров.
Потребитель обязан соблюдать порядок в морском порту; оплатить согласно установленным тарифам оказание услуг, предоставляемых в морском порту; соблюдать другие требования при нахождении в морском порту, установленные законодательством РФ, в том числе связанные с осуществлением пограничного, таможенного и других видов контроля.
Потребитель имеет права, предусмотренные законодательством РФ, в том числе право на получение от исполнителя достоверной и полной информации об услугах, оказываемых в морском порту, и об их исполнителях; на оказание исполнителем услуг надлежащего качества.
Исполнитель обязан обеспечить качественное обслуживание потребителей при предоставлении услуг; своевременное информирование потребителей об изменениях в сроках выполнения, стоимости и качестве оказываемых услуг. Запрещается для выполнения одних услуг ставить условие об обязательном приобретении иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
Правила обслуживания пассажиров направлены на обеспечение максимального комфорта для лиц, воспользовавшихся услугами морского порта, а также их безопасности. Указанные Правила предусматривают максимальные возможности сервиса по обслуживания пассажиров. Такой подход способствует повышению привлекательности морского порта для пассажиров, поскольку объем предоставляемых услуг свидетельствует о возможности получить определенные блага без приложения дополнительных усилий и затрат времени. Чем шире перечень услуг, предоставляемых портом пассажирам, тем большее количество людей пожелает стать пассажирами морских судов и воспользоваться предлагаемыми портом услугами.
Обслуживание судов, операции с грузами и иные услуги
В зависимости от порта отправки и доставки в указанных схемах могут быть задействованы несколько перевозчиков.
В области оказания услуг по перевалке грузов оператор терминала морского порта, заключивший договор на перевозку груза, обязан:
— осуществлять перевалку груза в соответствии с поданным договором-заявкой, в том числе технологическое накопление, документальное оформление, ведение складского и таможенного учета приема/выдачи груза в соответствии с действующими Правилами, таможенным и иным законодательством РФ;
— выполнять размещение, сепарирование и крепление груза в транспортном средстве в соответствии с действующими нормативными документами, Правилами безопасности морской перевозки грузов и технологическими условиями погрузки и крепления грузов;
— выделять складскую площадь (без соблюдения температурно-влажностного режима и дополнительного укрытия грузов от атмосферных осадков) для технологического накопления (хранения) груза, в соответствии с существующей технологией и схемой размещения;
— осуществлять прием штучных грузов на склад и выдачу их со склада по количеству, счету мест, и за весом, указанным грузоотправителем в товарно-транспортных документах (коносаментах, накладных и т.д.);
— обеспечивать своевременный прием груза на складские площади и сдачу груза представителю заказчика;
— обеспечивать надлежащее складирование груза по накладным, коносаментам на/в открытых/крытых складских площадях, согласно действующим нормам, правилам и письменным указаниям заказчика;
— обеспечивать сохранность груза при перевалке и хранении его на складских площадях в объеме, указанном в договоре-заявке;
— производить ремонт поврежденной тары за собственный счет;
— удостоверять получение груза путем подписания документа, идентифицирующего груз (тальманской расписки), удостоверяющего факт и дату получения груза и указывающего состояние и количество груза в той степени, в какой они могут быть установлены с помощью разумных средств проверки;
— своевременно предоставлять заказчику пакет оформленных документов на прием/выдачу грузов на/со склад(-а) и товарно-транспортные документы;
— выполнять по возможности и за отдельную плату дополнительные работы и услуги в соответствии с заявками заказчика;
— составлять приемо-сдаточные документы (складские расписки) по факту выполнения работ и услуг, в том числе дополнительных работ и услуг, подтверждающие объем выполненных работ и услуг;
— выполнять все принятые на себя обязательства согласно полученным от заказчика доверенностям и полномочиям;
— вручать заказчику под роспись локальные нормативные документы, утвержденные администрацией морского порта и действующие на территории порта, а также своевременно, в письменной форме, под роспись, уведомлять заказчика обо всех изменениях в вышеуказанных документах.
Расчеты за услуги по перевалке грузов в отличие от обслуживания пассажиров, как правило, производятся безналичным путем. Нормативными актами порта могут быть предусмотрены различные варианты расчетов:
— частичная предоплата с полным расчетом по мере доставки груза получателю;
— расчет по факту получения груза адресатом.
С момента получения груза и до момента его выдачи получателю перевозчик несет ответственность за его сохранность.
Правила и условия обслуживания судов в порту
Третьим наиболее важным направлением нормотворчества в области оказания услуг морскими портами является разработка правил обслуживания судов на территории порта, а также на подходах к нему, т.е. определение условий обслуживания судов.
На сегодняшний день унифицированные правила обслуживания судов морскими портами РФ не разработаны, отдельные положения, касающиеся предоставления рассматриваемой категории услуг, отражены в актах администрации морского порта.
Обслуживание судов необходимо рассматривать в комплексе, предполагая необходимость предоставления разносторонних услуг. В большинстве своем действующие положения об обслуживании судов касаются обеспечения его технического обслуживания.
Анализ действующих документов свидетельствует о предоставлении узкого круга услуг по обслуживанию судов в морских портах. К таким услугам относятся:
— осмотр судов, грузов и иных объектов;
— выдача заключений о техническом состоянии судна, характере и масштабах повреждений, мореходности судна и т.п.;
— ремонт морских судов;
Формирование перечня услуг, оказываемых конкретным портом, зависит от технических возможностей порта, наличия специального оборудования, объемов работ и иных факторов. Как правило, обслуживание судов направлено на устранение поломок и неисправностей, восстановление мореходности судна, т.е. проведение необходимых работ для самостоятельного движения судна до порта приписки либо порта назначения. Капитальный ремонт судов по общему правилу проводится в порту приписки судна путем временного снятия судна с эксплуатации. Во всех остальных случаях проводятся восстановительные работы, капитальные работы по восстановлению судна могут быть проведены в отдельных случаях в соответствии с заключенными договорами. Экстренное проведение капитальных работ возможно в случае, если иным образом восстановить мореходность судна невозможно, равно как и невозможно перенаправить перевозимый им груз в порт назначения другим судном.
Морской порт вправе также оказывать и иные услуги. Критериями определения таких услуг являются:
— обычность оказания услуг для порта;
— оказываемые услуги связаны с основной деятельностью порта;
— техническая оснащенность порта позволяет оказывать такие услуги без ущерба основной деятельности.
На федеральном уровне перечень иных услуг определен применительно к обслуживанию пассажиров. Однако морской порт вправе оказывать любые услуги, не противоречащие его основной деятельности, а также разрешенные законодательством. Перечень таких услуг может быть установлен самим портом, причем расширительная формулировка нормы комментируемой статьи предполагает возможность периодического обновления такого перечня в зависимости от возможностей порта и его оснащенности.
— правила обслуживания судов;
— правила перевалки грузов;
— правила оказания иных услуг,
требуют наличия специальных знаний и навыков, предполагают проведение специальных процедур, направленных на достижение конечного результата. В связи с чем оценку целесообразности и обоснованности применения той или иной процедуры при оказании отдельных видов услуг может оценить специалист в данной отрасли деятельности, что является основанием для утверждения указанных правил специально уполномоченным органом власти, а не органом общей компетенции.
Закон устанавливает свободу предпринимательской деятельности в порту, закрепляя возможность осуществления деятельности по оказанию услуг как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Для осуществления деятельности по оказанию услуг в морских портах указанные субъекты должны пройти процедуру государственной регистрации, порядок которой определен действующим законодательством РФ. Наиболее важным и существенным условием допуска к указанному виду деятельности является включение указанных субъектов в соответствующий реестр. В отношении отдельных видов деятельности законодательно установлен обязательный порядок лицензирования и сертификации, что также выступает в качестве условия допуска субъекта к осуществлению деятельности в порту.
Договора на оказание услуг в морском порту
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность по оказанию услуг в морском порту в соответствии с действующим законодательством РФ, обязательными постановлениями порта, на основании заключенных ими договоров гражданско-правового характера.
Отдельные виды услуг оказываются в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера. К числу таких услуг относятся:
— услуги по проведению спасательных операций в морском порту.
Указанные виды услуг отнесены к категории обычно оказываемых морским портом услуг. Порядок оказания таких услуг регламентируется государством только в общих положениях, разработка и конкретизация порядка предоставления таких услуг регламентируется ГК РФ в рамках отдельных видов договоров, специфика предоставляемых услуг определяется нормами КТМ РФ.
По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).
Договор морского агентирования предусматривает обязанность морского агента за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.
Договор морского посредничества предполагает деятельность посредника (морского брокера) который обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования.
По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки.
В отношении услуг по проведению спасательных операций нормативными актами устанавливаются общие положения, которые могут быть изменены соглашением сторон.
Таким образом, в рамках договорной деятельности стороны правомочны самостоятельно устанавливать права и обязанности по совершению юридически значимых действий, связанных с оказанием услуг в морском порту.