Что такое поперечник в геодезии

Съемка поперечных профилей в геодезии

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

Съемка поперечных профилей земляного полотна производится на всех пикетах и плюсах, указанных пикетажистом при натурной проверке плана и профиля и съемках для капитального и среднего ремонта пути, а также при обследовании земляного полотна и водоотводных сооружений на участках больных мест.

Основой для съемки поперечников служит пикетаж по оси пути и отметки головок рельсов в точках разбивки их.

Разбивка поперечников производится, как правило, под углом 90° к оси пути. В кривых участках пути положение поперечника определяется как перпендикуляр к середине хорды. За ось поперечника, т.е. за начало промеров, принимается ось существующего пути.

Длина поперечника в каждую сторону от оси пути должна быть такой, чтобы последняя точка его находилась за полевой гранью последнего водоотводного сооружения земляного полотна не ближе 5 м и во всяком случае не менее 20 м от подошвы насыпи или бровки выемки.

Разбивка поперечника

Для разбивки поперечников на перегоне применяются обычно простейшие угломерные инструменты — гониометр или эккер.

Поперечники длиной более 50 м на перегоне и на станции разбивают теодолитом. Для измерения расстояний применяется стальная 20-м лента, а на линиях с автоблокировкой — тесьмяная рулетка или трос Лукерьина.

При разбивке поперечника эккером сначала в точке А (рис. 27):

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

строят прямой угол и вешат линию AD с одной стороны оси пути, а затем тем же порядком — линию AM с другой стороны.

Если разбивка поперечника производится гониометром или теодолитом, то ориентируют инструмент по внутренней грани головки рельса, затем, повернув алидаду на 90°, устанавливают вешки в створе коллимационной плоскости гониометра или визирной оси трубы теодолита.

Разбивка створа

Для разбивки створа на другой стороне пути достаточно повернуть алидаду инструмента на 180° или трубу теодолита через зенит.

Вешение линии ведется таким же образом, как и при разбивке створа эккером. Промер расстояний между характерными точками поперечника и нивелировку их производят одновременно, поскольку промежуточные точки поперечника ничем не закрепляются.

Закрепление точками и сторожками производят только конечных точек поперечника.

Кроме того, для восстановления направления створа устанавливают еще один сторожок на расстоянии 5 м от каждой крайней точки поперечника.

Съемка точек поперечника

Съемку точек поперечника (промер расстояний и нивелировку) производят следующим образом. Воткнув шпильку в шпалу или балласт на оси пути, надевают на нее конец ленты и укладывают последнюю по направлению разбитого створа так, чтобы она была хорошо натянута и горизонтальна.

В это время пикетажист определяет расстояние по ленте (с точностью до 0,1 м) от оси пути до характерной точки, указывает реечнику место установки рейки и записывает в пикетажном журнале***, где расположена точка и расстояние до нее от оси пути.

***Пикетажный журнал для съемки поперечников составляется только при съемке больных объектов земляного полотна.

Фиксация в нивелировочном журнале

Одновременно с пикетажистом нивелировщик записывает в нивелировочном журнале, табл. 5:

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

те же характерные точки поперечника и отсчеты по рейке в этих точках, пользуясь следующими сокращенными обозначениями:

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

В нивелировочном журнале указывают также номер пикета и плюса для каждого снимаемого поперечника и сторонность его относительно оси пути.

При нивелировании точек поперечника рейку устанавливают везде на грунт, за исключением головки рельса и крайней закрепленной точки.

Съемка поперечных профилей на станциях принципиально ничем не отличается от съемки их на перегоне. Разница состоит лишь в том, что в этом случае уделяется больше внимания точному замеру междупутий (до 0,01 м) и берутся отметки головок рельсов всех путей.

Источник

Поперечный профиль — поперечник

Поперечный профиль — это вертикальный разрез сооружения в направлении, перпендикулярном его главной оси. Поперечные профили необходимы для подготовки проектов капитального ремонта и реконструкции линейных сооружений — насыпей и выемок на железных и автомобильных дорогах, а также плотин и дамб в гидротехнике.

Элементы поперечного профиля

Назначение поперечного профиля

Поперечный профиль дороги в составе проектной документации, вместе с продольным профилем, определяет основную конфигурацию земляного полотна будущей трассы, а также технологию выполнения земляных работ (схема движения строительной техники, порядок и степень уплотнения) при сооружении насыпей или выемок в дорожном строительстве.

Поперечный профиль разработки или поперечный профиль карьера служит для подсчета объема грунта, выработанного или добытого материала за определенный период времени.

Поперечный профиль земляного полотна при эксплуатации линейных сооружений является основным материалом для выполнения расчетов на устойчивость земляных сооружений, в том числе расчет устойчивости откосов насыпей и выемок, для анализа условий водоотвода и планирования работ по водоотведению от объекта, для расчетов площадей водосбора и определения площади укрепления откосов при необходимости.

Построение поперечного профиля

Нивелирование поперечников выполняется геодезистом с помощью тахеометра, теодолита и нивелирной рейки для измерения расстояний или просто нивелиром и обычной рейкой, если строится поперечный профиль улицы или достаточно равнинной местности. После обработки геодезических измерений рассчитываются заложения и отметки поперечного профиля, по которым вычерчивается профиль в нужном масштабе.

© Геодезическая служба «Скорая геодезическая помощь», Москва, Российская Федерация.

Высота/глубина насыпи/выемкименее 4 м4-12 мболее 12 м
Длина профиля менее 60 м1 196 рублей1 655 рублей2 255 рублей
Длина профиля 60-100 м1 416 рублей1 976 рублей2 690 рублей
Длина профиля 100-200 м1 870 рублей2 530 рублей3 580 рублей
Длина профиля 200-300 м2 070 рублей2 960 рублей4 180 рублей

Заказать нивелирование поперечников или уточнить стоимость съемки поперечных профилей автомобильной дороги можно через пункт меню «Есть вопрос?», который расположен вверху с левой стороны, или по телефонам (9:00-21:00 по Москве): +7 (926) 926-03-03 («Мегафон») и +7 (962) 962-03-03 («Билайн»).

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

Ещё из раздела «транспортная геодезия»: топографические работы. Кроме того, геодезия на транспорте рассматривает вопросы геодезической разбивки трассы автомобильных дорог и железных дорог. Мы будем очень признательны, если Вы добавите эту страничку к себе в социальные сети с помощью вот этих кнопочек внизу:

Источник

Нивелирование трассы и поперечников.

Значения hч и hк не должны различаться более чем на 5 мм. В противном случае отсчёты по рейкам повторяют.

За окончательное значение превышения принимают среднее:

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

Рис. 15.8 Нивелирование трассы

На крутых склонах, где превышение между соседними точками трассы превышает длину рейки, измерить его с одной станции невозможно. На рис. 15.8 это превышение между точками ПК4+17 и ПК5. Такое превышение измеряют по частям, введя дополнительную связующую точку, называемую икс-точкой. Рейку в икс-точке ставят на колышек или переносный башмак. На больших склонах приходится делать несколько икс-точек. Для профиля трассы икс-точки не нужны, поэтому расстояния до них от пикетов не измеряют.

При перерыве в работе нивелирование заканчивают на репере, постоянном или специально для этого устраиваемом временном.

Отметки связующих точек (графа 8) вычисляют поочерёдно, прибавляя к отметке задней точки среднее превышение Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии:

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии,

Каждая страница журнала должна содержать целое число станций, то есть начинаться отсчётами на заднюю, а заканчиваться отсчётами на переднюю рейку.

Начав нивелирный ход на репере с высотой Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии, последовательно вычисляют высоты всех связующих точек хода. Вычисленная высота последней точки будет равна

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии,

где Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии – сумма средних превышений по всему ходу.

Источник

Построение продольных, поперечных, вертикальных профилей

В геодезии профилем называют вертикальное сечение рельефа по указанной линии. Чаще всего его используют при проектировании различных линейных объектов – с его помощью можно рассчитать необходимые объемы земляных работ. Всеми нужными для этого измерениями и дальнейшими вычислениями занимаются инженеры-геодезисты.

В работе над созданием разрезов для автодороги или канализации есть свои особенности.

Построение продольного профиля трассы: основные действия

Сечение рельефа является обязательным элементом проекта автомобильной дороги. На выбранном участке нужно обозначить трассу и выполнить разбивку пикетажа, по которому после будет проводиться техническое нивелирование. Трасса имеет характерные точки (начало, конец, радиусы кривых, обозначающих повороты), при ее проектировании учитываются все особенности района, в котором запланировано строительство автодороги. Построение продольного профиля трассы начинается с выноса пикетов по всей ее оси. Они устанавливаются через каждые сто метров. Если на отдельных участках наблюдается большой уклон, то перпендикулярно главной оси также выполняется разбивка пикетажа. Во время камеральной обработки на этом месте строятся поперечники.

После выноса и закрепления всех элементов трассы на натуре выполняется их нивелирование. Автомобильные дороги нивелируют, применяя ход из середины: нивелир устанавливают между двумя пикетами и проводят замеры по рейкам. Результаты измерений заносятся в журнал. На основе этого журнала, пикетажной книжки, ведомости прямых и кривых, в дальнейшем производится построение продольного и поперечного профиля трассы.

Элементы профиля автодороги

Построение продольного профиля трассы нивелирования следует выполнять на миллиметровой бумаге в двух масштабах: 1:2000 или 1:5000 (горизонтальный) и 1:200 или 1:500 (вертикальный). На листе вычерчивается сетка. Она содержит графы с фактическими отметками, что были получены в результате проведенных на натуре измерений. Также в сетке располагаются графы, отведенные под проектные данные.

В сетку также входят такие графы:

Важно! При работе над проектированием трассы стараются проложить ее наиболее короткий вариант между двумя заданными точками, используя как можно меньше поворотов и не превышая предельных значений уклонов, указанных в соответствующих инструкциях.

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

Создание профиля местности на основе результатов изысканий

Сечение местности очень часто используется при решении различных инженерных и строительных задач, например, при разработке проектов линейных сооружений, во время работы над геологическими разрезами.

Построение вертикального профиля рельефа местности производится с использованием данных, полученных за время полевых исследований. Их проводят следующим образом: по заданной линии устанавливаются пикеты, с помощью нивелира или тахеометра выполняются замеры. При камеральной обработке результатов определяются относительные высоты точек земной поверхности.

Важно! В условиях сложного рельефа построение профиля местности выполняется на основе данных, полученных при помощи тригонометрического метода нивелирования. При использовании данного способа измерения производятся теодолитом или электронным тахеометром.

Выполняя построение профиля рельефа местности, следует также учитывать относительные высоты начальной и конечной точек заданной линии. Помимо этого, важным элементом являются точки перегиба скатов местности. Как правило, они появляются в момент пересечения водоразделов или тальвегов.

Особенности создания профиля газопровода

Предварительные исследования при составлении профиля газопровода во многом схожи с аналогичными для автодороги. Однако построение профиля газопровода имеет свои особенности.

Прежде всего, на нем отображаются фактическая и проектная отметки земли, уровень грунтовых вод. От обозначенного уровня поверхности откладывают измеренную глубину траншеи. Также схематически изображаются дороги, железнодорожные пути, наземные и подземные коммуникации, которые оказывают влияние на расположение будущего газопровода. В местах их пересечений с траншеей проставляются отметки ее дна. Кроме этого, указываются место врезки в общую сеть и уровень верха газовой трубы.

Сетка на листе в этом случае может быть дополнена другими строками, например, строкой «Характеристика грунта», где указывается способность почвы к проседанию, набуханию и другие ее свойства.

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

Как создается профиль трубопровода?

Профиль трубопровода используется для проведения гидравлических расчетов, определения расстояний между перекачивающими станциями. Его строят с учетом направления движения воды.

Сечение рельефа для трубопровода выглядит несколько сжатым из-за соотношения вертикального и горизонтального масштабов (1:10000 и 1:1000000). Это позволяет наглядно увидеть все возвышения и впадины.

Сечение рельефа для канализационной сети

Продольный профиль канализации, построение которого также начинается с выполнения ряда инженерных изысканий и измерений, помимо прочих обязательных атрибутов должен содержать информацию о диаметре, типе и материале труб, используемых в сети, их уклоны, глубины расположения колодцев. Построение продольного профиля канализационной сети выполняется на основе ее гидравлического расчета.

Прежде всего, нужно определить расчетные участки сети и отметки лотков труб в начале и конце каждого из них.

Важно! В смотровых колодцах трубы разного диаметра соединяются по верху, а трубы с разным расчетным наполнением – по уровню воды. Это стоит учитывать при определении высот лотков второго и следующих по счету расчетных участков.

Для расчетов используются: абсолютный уровень земли возле здания, минимальная глубина расположения труб сети, уклон трубопровода, разница в диаметре труб или разница в высоте слоев жидкости. Эти значения заносятся в таблицу, на ее основе и производятся дальнейшие построения.

Что такое поперечник в геодезии. Смотреть фото Что такое поперечник в геодезии. Смотреть картинку Что такое поперечник в геодезии. Картинка про Что такое поперечник в геодезии. Фото Что такое поперечник в геодезии

Как происходит построение профиля по карте?

Построение профиля рельефа по карте не требует дополнительных изысканий – все данные берутся из картографических материалов. Прежде всего, проводится отрезок, соединяющий две точки. В создании разреза используются относительные высоты начала и конца этого отрезка, мест его пересечения с реками, озерами, ставками, горизонталями и характерными точками рельефа.

Как и в других случаях, построение профиля по топографической карте подразумевает наличие двух видов масштабов – горизонтального и вертикального. Первый равен масштабу карты, а второй принимается исходя из поставленных задач.

Чтобы выполнить построение профиля по карте, прежде всего, необходимо определить высотные отметки характерных точек. Для этого применяют метод интерполяции, а в качестве исходных данных используют значение ближайших горизонталей. При вычислениях используется циркуль для более точного переноса расстояний на лист миллиметровой бумаги.

Заказать создание профиля в Москве и области

Наша компания «ГеоГИС» предоставляет услуги по созданию профилей для различных нужд в городе Москва и соседних городах по области. Для получения необходимой информации мы также проводим комплекс инженерно-геодезических изысканий. Наши специалисты работают строго согласно действующим инструкциям, нормативам и правилам. За нашими плечами множество успешно завершенных исследований и расчетов, различных по объемам и степени сложности. На оснащении у наших специалистов только самое современное геодезическое оборудование. Соотношение цены и качества наших услуг вас приятно порадует, ведь мы не увеличиваем цену пропорционально удаленности участка исследований – стоимость зависит лишь от их объема, сложности и установленных сроков. За дополнительными консультациями обращайтесь к нашим сотрудникам.

Источник

Инженерной геодезии

3 В случае, если разность превышений будет более 5 мм, то производят повторное нивелирование на данной станции.

Тогда между точками пикетажа выбирается одна (см. рисунок 6.14, б ) или больше иксовых точек так, чтобы при помощи их можно было бы произвести нивелирование. Иксовые точки служат лишь для передачи отметок, поэтому расстояния от них до пикетов не измеряются и на профиль эти точки не наносятся.

На криволинейных участках трассы нивелируют как промежуточные точки начало, середину и конец кривой, а также все пикеты и плюсовые точки, вынесенные с тангенса на кривую.

Нивелирование трассы через пикет возможно только при равнинной местности. Расстояния от нивелира до связующих точек при этом будут около 100 м. Нивелир в этом случае устанавливают в стороне от оси трассы не менее чем на 10 м. Пикеты через один служат связующими точками, а все остальные нивелируют как промежуточные точки.

Рисунок 6.14 – Применение иксовой точки

Нивелирование поперечников. Поперечники – это прямые линии, перпендикулярные к направлению трассы. Разбивают их обычно с помощью эккера или теодолита на 20–50 м влево и вправо от оси трассы. Если позволяют условия местности, то нивелирование поперечников производят с ближайших к ним станций продольного нивелирования трассы. В противном случае поперечники нивелируют с отдельных станций, причем отсчеты по рейке берут на всех точках поперечника, только по черной стороне рейки. Отсчеты записывают на отдельных страницах в конце журнала нивелирования. Образец записи показан в таблице 6.2.

Станции нивелирования на поперечниках выбирают так, чтобы были

видны отсчеты на все характерные точки поперечника (правые и левые от

его оси), а также на одну или две точки, лежащие на трассе (обычно на задний или передний пикеты или плюсовые точки (рисунок 6.15, а ).

Таблица 6.2 – Журнал нивелирования поперечников

Абсолютные (условные) высоты

На крутых косогорах нивелирование поперечника с одной станции выполнить невозможно, поэтому поперечник нивелируют с нескольких станций. В этих случаях высоты точек на последующие станции нивелирования передают через связующие точки, лежащие на трассе (см. рисунок 6.15, б ).

Рисунок 6.15 – Схема нивелирования поперечников

Вычисление высот точек на поперечниках выполняют через горизонт нивелира. По высотам точек на поперечниках составляют поперечные профили трассы.

Высотная привязка трассы к реперам

государственной нивелирной сети.

Нивелирование через реки и овраги

В целях передачи абсолютных отметок на точки трассы, получения дополнительного контроля и повышения точности нивелирования трассы через 5–10 км выполняют привязку к близлежащим реперам и маркам государственного нивелирования.

Привязку трассы производят путем проложения нивелирного хода, состоящего из одной или нескольких станций от близлежащего репера до точки на трассе. Одна рейка при этом устанавливается на репер, а вторая – на колышек, костыль или башмак, забитый в землю на расстоянии 100–200 м от репера в направлении трассы. Нивелирование на станции выполняют методом из середины, так же, как и при нивелировании трассы. При отвязке от стенных марок имеются некоторые особенности.

Стенные марки обычно расположены выше горизонта прибора. Поэтому при привязке к ним желательно иметь специальную подвесную рейку. Марка и подвесная рейка имеют отверстия одинакового диаметра. В отверстие марки вставляют стальной штифт, и на него навешивают подвесную рейку. Нуль рейки совмещен с центром ее отверстия. Согласно рисунку 6.16 превышение точки В над маркой А в этом случае будет

где З и П – отсчеты по рейкам.

При отсутствии подвесной рейки проекцию среднего горизонтального штриха сетки нитей зрительной трубы нивелира отмечают карандашом на стене под маркой, и расстояние от центра марки до проекции нити измеряют рулеткой. Схему привязки к марке или реперу зарисовывают в журнале нивелирования.

Если ширина реки более 300 м и взять отсчеты непосредственно по рейке из-за больших расстояний нельзя, то применяют специальные щитки, передвигаемые реечником вдоль реек по указанию наблюдателя до совмещения с проекцией нити. Отсчет по щитку-марке делает помощник наблюдателя или реечник.

Зимой нивелирование через широкие реки может быть произведено по льду. Нивелир и рейки при этом устанавливают на специально вмороженные в лед колья. Нивелирование по льду нужно выполнять в возможно кратчайший срок, так как лед нельзя считать неподвижным.

Широкие и глубокие овраги нивелируют в два приема: сначала определяют превышение между точками, установленными на его берегах, по правилам передачи высот через реки, а затем нивелируют овраг между точками на его берегах.

Нивелирование склонов и дна оврага можно произвести при помощи нивелира (см. рисунок 6.18). Характерной особенностью будут небольшие расстояния между связующими точками, что заставляет выбирать станции на 10– 15 м стороне от трассы. Нивелирование крутых склонов оврага можно произвести также ватерпасовкой при помощи двух реек, одна из которых должна быть снабжена цилиндрическим уровнем, а другая – круглым. Сущность этого способа нивелирования понятна из рисунка 6.18.

При нивелировании заболоченных участков для установки нивелира и реек забиваются колья до твердого грунта (рисунок 6.19).

В этом случае наиболее точные результаты дает применение самоустанавливающихся нивелиров с компенсатором.

6.11 Обработка журнала нивелирования

и составление профиля трассы

В журнале нивелирования (см. таблицу 6.1) для каждой станции вычисляют среднее значение превышения как среднее арифметическое из превышений, полученных по черным и красным сторонам реек. Например, для первой станции

h ср = [ – 1285 + ( – 1283)]/2 = −1284 мм.

Средние превышения записывают в графы 8 или 9 в зависимости от знака. Если среднее превышение оканчивается на 0,5 мм, то результат округляют до 1 мм к ближайшей четной цифре. Например: h ср = 1984,5 = 1984 мм; h ср = 2113,5 = 2114 мм.

На каждой странице журнала выполняют постраничный контроль, проверяя равенство:

Например, в таблице 6.1

(ΣЗ – ΣП)/2 = −2676; Σ h ср = −2676.

За счет ошибок округлений допускаются расхождения в равенстве постраничного контроля в пределах 1–2 мм.

Если нивелирование трассы привязано к реперам, то вычисляют невязку в превышениях по формуле

f h = Σ h ср – ( Н кон − Н нач ),

где Н нач и Н кон – отметки начального и конечного реперов;

f h – невязка (должна быть меньше ±50 мм√ L ).

Невязку распределяют с противоположным знаком поровну, на средние превышения хода, округляя до 1 мм, при этом сумма поправок должна равняться невязке с обратным знаком. Поправки в превышениях записывают в журнал нивелирования (над средними превышениями). Далее по высотам (отметкам) реперов трассы и уравненным превышениям (средние превышения с учетом поправок) вычисляют высоты всех связующих точек трассы по правилу: высота последующей точки Н посл равна высоте предыдущей Н пред плюс уравненное уравнение h между ними:

Высоты плюсовых (промежуточных) точек и точек на поперечниках вычисляют через горизонт нивелира. Горизонт нивелира ГН равен высоте точки плюс отсчет по черной стороне рейки на этой точке, например, на второй станции (см. таблицу 6.1) горизонт нивелира

ГН = Н пк0 + З; ГН = 58,385 + 1,134 = 59,519 м.

Высоты промежуточных точек +20 и +60 получены как горизонт нивелира на второй станции минус отсчет по рейке на этих точках:

Н +20 = 59,519 − 0,944 = 58,575 м; Н +60 = 59,519 − 0,712 = 58,807 м.

Аналогично через горизонт нивелира вычисляют высоты точек поперечника на пикете 3 (см. таблицу 6.2).

После обработки журнала нивелирования приступают к составлению профилей трассы. Профили дорог составляют в масштабах: горизонтальном – 1: 10000, вертикальном – 1: 200. При составлении профилей следует руководствоваться установленными образцами, на которых показана принятая сетка профиля для записи необходимых для проектирования данных (рисунок 6.20).

Масштабы: горизонтальный 1:10000

Рисунок 6.20 – Продольный профиль трассы

Продольный профиль составляют в такой последовательности:

1 На миллиметровой бумаге вычерчивают сетку профиля. Заполняют графы «Пикеты» и «Километры». Каждый десятый пикет подписывают полным номером, а остальные – только последней цифрой 1, …, 9.

2 Заполняют графы «Расстояния», «Отметки земли» и «Ординаты». В графах «Расстояния» и «Ординаты» проводят вертикальные линии на пикетах и плюсовых точках и в графе «Расстояния» отмечают расстояния между смежными ординатами, контролируя их сумму. В графу «Отметки земли» выписывают высоты точек из журнала нивелирования с округлением до 1 см.

3 Расписывают вертикальный масштаб от линии условного горизонта (верхняя линия сетки профиля) и по отметкам земли делают наколку профиля. Расстояние между линией профиля и линией условного горизонта должно быть не менее 6 см.

4 По данным пикетажного журнала заполняют графу «Ситуация», где у оси трассы, нанесенной в виде прямой линии, указывают ситуацию дорожной полосы.

6 В соответствии с заданными техническими условиями при достижении минимального объема выемок и насыпей, баланса земляных работ путем последовательных проб наносят проектную (красную) линию. Проектные отметки точек перелома проектной линии определяют графически. По ним с точностью до 0,0001 вычисляют уклоны (частное от деления превышений на горизонтальные длины линий) и выписывают в соответствующую графу сетки профиля. После этого вычисляют проектные отметки всех пикетов и плюсовых точек по следующему правилу: проектная отметка последующей точки равна проектной отметке предыдущей плюс произведение уклона линии на горизонтальное расстояние между точками.

7 Вычисляют рабочие отметки как разность между проектными отметками и отметками земли. Рабочие отметки насыпей выписывают на профиле над проектной линией, а рабочие отметки выемок – под проектной линией.

8 Аналитически рассчитывают положение точек нулевых работ (точки пересечения линии земли с проектной линией):

где Х – расстояние от точки нулевых работ до точки с рабочей отметкой a ;

a и b – рабочие отметки ближайших пикетов или плюсовых точек, меж-

ду которыми находится точка нулевых работ;

d – горизонтальное расстояние между рабочими отметками

Профиль вычерчивают и оформляют в соответствии с образцом (см. рисунок 6.20). Проектные данные на нем показывают красным цветом, точки нулевых работ и расстояния до них – синим, все остальное оформление делают черным цветом.

Поперечные профили составляют на миллиметровой бумаге в масштабах: горизонтальный – 1:1000, вертикальный – 1:100 (рисунок 6.21).

Горизонтальные расстояния до точек перегиба профиля на поперечнике откладывают вправо и влево от осевой точки трассы, на которой производилась разбивка поперечника. Высоты точек поперечника откладывают по вертикали от принятого условного горизонта в соответствующем масштабе.

6.12 Составление плана трассы. Ведомость углов поворота,

План трассы – это проекция трассы на горизонтальную плоскость. Составляют план трассы в масштабах 1:5000 или 1:10000 по координатам вер-

ш ин углов поворота, а при небольшой длине трассы – по дирекционным углам (румбам) и длинам линий. Трассу наносят красным цветом. На плане трассы указывают положение пикетных и километровых точек, главных точек круговых и переходных кривых. В условных знаках наносят ситуацию полосы местности. Пример оформления плана трассы показан на рисунке 6.22.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *