Что такое поношение в православии

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.

Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru

Что такое поношение в православии. Смотреть фото Что такое поношение в православии. Смотреть картинку Что такое поношение в православии. Картинка про Что такое поношение в православии. Фото Что такое поношение в православии

Всякое ли поношение во благо? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

– Всякое ли поношение во благо? И как его соотнести с чувством справедливости, которое особенно обострено у детей?

— Чувство справедливости у детей обострено потому, что они не развиты духовно, им еще нужно пройти долгую школу христианской жизни. Детское чувство справедливости заключается в том, чтобы наказали их обидчика, который стал таким из-за их сквернейшего поведения. У всех детей, как у всех грешных существ, которые не знают еще Христа, справедливость только в одну сторону – по отношению к себе. Это никакая не справедливость, это подлючая подлость. Поэтому, дети – весьма несовершенные существа с точки зрения христианского подвижничества.

Не всякое поношение во благо. Например, поносить детей – это зло. Потому что благо в поношении только людям, которые стали на путь совершенства. А для людей несовершенных поношение – зло, потому что они будут еще более злы. А если поносить детей, то они перестанут учиться, станут врать, будут обязательно отыгрывать это зло на младших, на беспомощных, они вырастут садистами.

Как-то я уже рассказывал историю: один мальчик поступил к нам в детский дом из государственного «Дома малютки». И однажды мы увидели, как из всех игрушек он выбрал дракончика и стал его кормить с ложки. А дракон был не механический, и рот у него не очень открывался. И мальчик ему говорит: «Жри, сволочь!» Откуда трехлетний ребенок говорит таким тоном с игрушкой? Это значит, что когда его кормили там, с ним так обращались. Детки это все усваивают. Они не понимал смысла слова «сволочь», но прекрасно усвоил: если ты играешь в игру, где один кормит другого, тем более сильный маленького динозаврика, надо говорить вот эти слова.

Как однажды, когда Есенин катался в пролетке с Айседорой Дункан, она запомнила слова, которые Есенин говорил ямщику. После них ямщик гнал гораздо быстрее. И когда однажды какой-то господин ехал с Айседорой, она сказала ему: «Вы знаете, Есенин иногда говорил ямщику некие слова, которые я немножко подзабыла, и он сразу начинал гнать изо всех сил». Тот ответил: «Я не могу при женщине повторить этих слов». Поэтому очень важно, что мы произносим. Так же и с поношением, это есть меч. И если человек неопытный, то этим мечом может ранить человека насмерть.

– Правильно ли человеку, несовершенному в духовной жизни, желать себе поношений для укрепления, может быть, в духовности?

— Если он плохо представляет себе, в чем состоит духовная жизнь, это противопоказано. Потому что он тут же обидится. Был однажды такой эпизод: женщина подходит к священнику и говорит: «Батюшка, благословите на юродство». А он отвечает: «Тебе это ни к чему, ты и так дура». Та обиделась и отошла. Это говорит о том, что его указание превысило ее возможности. Я понимаю, что он это сделал с целью как раз остановить ее.

В житиях описывается случай, когда некий монах захотел взять подвиг носить вериги. Пришел к игумену и просит: «Отче, благословите, я буду вериги носить». Тот ему отвечает: «Носи. Иди к кузнецу, он тебе скует». А к кузнецу послал послушника сказать: «Сейчас к тебе придет монах, дай ему как следует». Монах пришел, говорит: «Игумен мне благословил вериги», а тот ему как дал! Монах отлетел, заплакал, прибежал к игумену: «А кузнец меня побил». Игумен говорит: «Ты жалуешься, какие же тебе вериги».

— Если даже пощечину не мог понести.

— Да, если не мог понести пощечины, как же ты будешь носить вериги? Это тоже такие приемы духовной жизни.

Источник

Поношение

Глава Его была уязвлена терновым венцом за нас, дабы мы с самоукорением переносили все поношения без смущения (прп. авва Исаия, 59, 73).

. Поношение и уничижение от людей ради Господа много способствует к очищению грехов (прп. Ефрем Сирин, 31, 188).

. Имеющему ум стыдно не слушать поношающего, но на сказанное отвечать (свт. Григорий Нисский, 23, 14). Источник.

. Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, – и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы (свт. Иоанн Златоуст, 51, 320). Источник.

Если же ты, подвергшись поношению, станешь огорчаться, то через это будешь поносить сам себя, потому что заставишь думать, что сказанное о тебе справедливо (свт. Иоанн Златоуст, 51, 320).

Если поносит тебя кто – не ожесточайся, но плачь и стенай не о том, что тебя поносят, но о грехе, который подверг тебя такому бесчестию (свт. Иоанн Златоуст, 53, 512). Источник.

Того ли домогаешься, чтобы Бога иметь тебе помощником? Смотри: помогал ли сам нуждающемуся, когда имел к тому возможность? Просишь ли у Него приложить тебе и богатство? Всмотрись, во благо ли распоряжался тем, что имеешь? Желаешь ли, чтобы Бог соделался благосклонным к тебе Судиею? Будь непамятозлобив ко врагам. Хочешь ли пользоваться Его человеколюбием? Сам будь снисходителен к подчиненным. Хорошо улучать спасение как воздаяние и дом, а не всякий раз, как милость, что свойственно непризнательному (прп. Исидор Пелусиот, 60, 221). Источник.

Поношение человеческое причиняет скорбь сердцу, но бывает причиною чистоты для того, кто его переносит (прп. Марк Подвижник, 89, 524). Источник.

Мы. в каждом деле устремляемся на ближнего, порицая и укоряя его, как нерадивого и не по совести поступающего. Как только услышим хотя (одно) слово, тотчас перетолковываем его, говоря: если бы он не хотел смутить меня, то он не сказал бы этого. Где пророк Давид, который сказал о Семее: Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида ( 2Цар. 16, 10 ). Мужу ли убийце говорил Бог, чтобы он проклинал пророка? Как, ужели Господь сказал ему (сие)? Но пророк, имея разум (духовный) и зная, что милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды, сказал: Оставите его проклинати Давида, яко Господь рече ему. Для чего? Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его ( 2Цар. 16, 12 ). Видишь ли, как разумно поступал пророк? Посему-то он и остановил хотевших отомстить проклинающему. Мы же не хотим сказать о брате нашем, что Господь ему сказал, но если услышим (оскорбительное) слово, то поступаем подобно собаке, в которую когда кто-нибудь бросит камнем, то она оставляет бросившего и бежит грызть камень. Так делаем и мы: оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас к очищению грехов наших, и обращаемся на ближнего, говоря: зачем он мне это сказал? зачем он мне это сделал? И тогда как мы могли бы получать большую пользу от подобных (случаев), мы делаем противное, и вредим сами себе, не разумея, что Промыслом Божиим все устраивается на пользу каждого (прп. авва Дорофей, 26, 97–98). Источник.

Поношение есть. омовение душевных страстей. известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами в лицо, говорят: «Я такого-то хорошо омыл» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 92). Источник.

. Поношение и посрамление падают на того, кто изрыгает их, а кто бесстрастно принимает их, тому принадлежит победа. (прп. Феодор Студит, 92, 100).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Поношение

Поноше́ние — 1) поток оскорб­ле­ний, руга­тельств; брань, хула; 2) кле­вета; 3) край­няя форма осуж­де­ния.

Чем опасен грех поно­ше­ния?

Предо­сте­ре­гая людей от соблазна осуж­дать своих ближ­них, Гос­подь Иисус Хри­стос запо­ве­до­вал: «не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ). При этом доба­вил, что каким судом они судят, таким сами осу­дятся ( Мф.7:2 ). Желая пока­зать, насколько сильно люди бывают взыс­ка­тельны по отно­ше­нию к другим и вместе с тем не тре­бо­ва­тельны по отно­ше­нию к себе, Он при­бег­нул к яркой мета­форе: «Что ты смот­ришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чув­ству­ешь?» ( Лк.6:41 ).

А ведь обы­ден­ное осуж­де­ние — не самая грубая форма поно­ше­ния. Гораздо опас­нее осуж­де­ния бывает бран­ная кле­вета. Изна­чально кле­вета была измыш­лена диа­во­лом. Стало быть, кле­ве­тать на своих ближ­них, а тем более на святых Божиих угод­ни­ков или, что хуже, на Бога, — под­ра­жать самому отцу лжи, нрав­ственно упо­доб­ляться ему.

Согласно опыту вели­ких хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков, выра­жен­ному в аске­ти­че­ской лите­ра­туре, демоны, овла­де­вая чело­ве­ком, нередко исполь­зуют те или иные его сла­бо­сти, гре­хов­ные стра­сти, кото­рые служат им своего рода лазей­ками к его сердцу. Насколько же широка может быть лазейка, свя­зан­ная со стра­стью, отоб­ра­жа­ю­щей одну из самых ужас­ных дья­воль­ских черт?

Будучи пагуб­ной и сама по себе, страсть к поно­ше­нию (брани, осуж­де­нию, кле­вете) спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию в греш­нике прочих стра­стей, таких, напри­мер, как гор­дость, тще­сла­вие, нена­висть. Каждая из них, а тем более все они в сово­куп­но­сти служат серьёз­ным пре­пят­ствием на пути к спа­се­нию, еди­не­нию с Богом и ближ­ними. Все эти стра­сти несов­ме­стимы с Цар­ством Небес­ным, кото­рое есть Цар­ство мира и Любви.

Помимо того, что поно­ше­ние опасно для того, кто поно­сит, оно может ска­зы­ваться нега­тивно и на тех, кто его слу­шает под­дер­жи­вает, а также на тех, против кого направ­лено поно­ше­ние. В этом случае ответ­ствен­ность греш­ника уве­ли­чи­ва­ется.

Источник

Поношение

Кто кого за глаза поносит, тот того боится.

Всего я натерпелся и поношений разных вынес.

Тот,кто поносит порядочного человека,поносит этим самого себя.

Ты можешь порицать людей, но не поносить и не подымать их на смех, ибо сплетня, смешащая многих, все же дурна, если она копает яму хотя бы одному человеку.

Поношение как качество личности – устойчивое стремление всё и всех опорочить, сильно бранить, ругать, бесславить и оскорблять; поносить кого-нибудь грубыми словами.

Однажды Иисус Христос проходил через некое селение. Там тогда собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив, начали поносить его. Иисус Христос стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происходившим, подошел к Иисусу Христу и спросил, почему тот улыбается, когда толпа его поносит. Иисус Христос ответил: «Каждый даёт то, что имеет в своем кошельке».

Существуют два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других.

Поношение – это когда ум заряжен на брань, осуждение, оскорбление и охаивание других.

Поносить людей не просто некрасиво, а крайне греховно и опасно. Особенно опасно поношение святых. Бог во многих местах в Бхагавад – гите, говорит, что вы можете поносить Меня, нет никаких проблем, но если вы поносите святого человека, то за это будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает поношение и оскорбления в свой адрес, но не принимает поношения и оскорбления святого.

Бог не боится поношения и не нуждается в защите земного правосудия. Человек, даже понося Бога, очищается. Если грязный человек станет под душ, и будет просто стоять, он всё равно немного очистится, несмотря на то, что не пользовался мылом и мочалкой. Лицемер, вынужденный постоянно играть роль порядочного человека, в конечном итоге, может им и стать. Актеры знают, что когда вживаешься в роль извне – с помощью определенных движений, жестов, мимики лица, начинают появляться естественные для данного случая эмоции.

Бог говорит: «Когда Мои возлюбленные, или те, кто любят Меня, когда они Меня ругают, когда они Меня поносят, для Меня их поношения более сладостны, чем гимны, которые прославляют Меня».

Психолог Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».

Поношения Святых проблема больше мужская. Женщины более аккуратны и осторожны. Они хотя бы вслух своих неприязней к каким-то святым не высказывают. Мужчины более радикальны. Поносят, почём свет стоит всех святых. В результате разрушают свои лучшие качества личности. Тот, кто поносит святого человека, может утратить всё вообще. Многие духовные традиции говорят, стоит начать поносить Святых, и у вас исчезнет всё благополучие, всё здоровье, вся продолжительность жизни, которые были положены по судьбе. Даже если они были гарантированно положены, можно из-за поношения уничтожить всё в одночасье.

Мужчинам свойственно, когда они кого-то или чего-то не добиваются, вести себя как лиса в басне «Лиса и виноград» – они не могут достать виноград и тогда начинают этот виноград просто поносить, мол, зелен, кисел.

Николай Сербский в контексте поношения высказал мудрую мысль: «Все мы в этом мире словно товар на базаре. Одни поднимают нашу цену до небес, другие не дают и гроша. Возношение и поношение, приходящие к нам от людей, всегда производят в нашей душе раздвоение: одна половина души радуется возношению, другая печалится из-за поношения, ибо в таинственной глубине собственного сознания мы чувствуем, что ни возношением, ни поношением всё о нас не сказано. Трезво смотри и на крайние возношения, и на крайние поношения — ибо ты не заслуживаешь ни того, ни другого, — чтобы не взлететь тебе без крыльев и не утонуть в бездне отчаяния».

Поносит других тот, в ком прописался внутренний диссонанс, корысть, зависть, злоба и дисгармония. Корыстное и доходное это дело – поносить и обливать других грязью. На этом ни один манипулятор и негодяй погрели руки. Пойди потом отмойся и оправдайся. На это и расчёт. Люди редко меняют своё мнение, схватились за первую порочащую кого-то грязную информацию и потом, чтобы быть последовательными, боятся от неё отойти.

Пустое дело перевоспитывать того, кто поднаторел в поношении других. Будет такой же эффект, как от поливки грязью свиньи. Если тебя облили грязью, это не повод уподобляться Злу, начиная в ответ поносить и лить грязь на других.

Когда человек живёт в гармонии с собой и с внешним миром, он просто не способен к поношению себя и других. Поносят и обливают грязью, если она есть в наличии внутри. Если в сознании чисто убрано, поливать людей грязью никак невозможно.

Психолог Рами Блект пишет: «Человеку на высоком духовном уровне, в благости, которому что-то про кого-то говорят плохое, или он что-то оскверняющее увидел или услышал, может даже физически стать плохо. У него может возникнуть ощущение, что его физически облили грязью. Такой человек всегда говорит правду приятными словами. Осознанно говорит каждое слово, и каждое слово приносит гармонию в этот мир. В речи много безобидного юмора, часто над собой. Такие люди практически всегда здоровы и счастливы».

Процесс поношения, то есть, поливки других грязью крайне парадоксален: чем больше поливаешь грязью других, тем больше грязи остаётся у себя самого. Ресурс грязи с поливкой не убывает, а, наоборот, резко пополняется. Занимательная, надо сказать, арифметика.

Мирза Шафи Вазех писал:

Мы любим аромат пчелиных сот,
И запах сада, если сад цветет,

Нас, одаряя радостью, как слово,
Которым славят человечий род.

Но места избегаем мы такого,
Где слышен запах тленья и болот,

Что сходен с речью человека злого,
Который всех поносит и клянет.

Купил человек себе новый дом — большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно поносил его перед соседями, пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится!

Источник

любите поношения, скорби, укоризны, озлобления, нестроения, нереализованные амбиции и мечты

Обратим внимание на тщеславие. Здесь, быть может впервые в аскетической традиции, Антоний Великий говорит об особом значении тщеславия в духовном устроении человека. Потом мы ещё не раз с этим встретимся, и в сущности уже сейчас можно с уверенностью сказать, хотя бы на основании только слов Антония Великого, что действительно: корень практически всякой похоти есть тщеславие. И единственный способ, таким образом, исцелиться от той или иной страсти, болезни души, той или иной степени собственной испорченности, похотливости, вот этой быстроты воспламеняемости своей души, своего естества к тому или иному плотскому удовольствию, к тому или иному греху – корень всего этого есть тщеславие. Именно по этой причине, что особенно ярко сказано у Иоанна Лествичника, именно по этой причине человеку черезвычайно, в величайшей степени необходимы разного рода неприятности, которые его тщеславие подавляют. То есть именно тщеславие подавляют. Не просто болезнь, не просто некая трудность экономическая, скажем нехватка денег, а именно нехватка денег тогда, когда ты очень хотел показать себя. Когда ты очень хотел каким-то образом блеснуть, сверкнуть. Каким-то образом, скажем, оказать благодеяние другому человеку – а у тебя нет денег. Человек тоскует, переживает, я ж не для себя говорит прошу, я же для другого это хочу сделать, для другого человека. Но на самом-то деле он и не разумеет, что хочет он сделать по тщеславной мысли это. И то что у него нет на это ни способности, ни средств, ни сил – благо для него. И вот такие трудности, которые бьют именно по тщеславию… разного рода нереализованные амбиции, мечты, уязвленное самолюбие, обиды со стороны других, укоризны со стороны начальства, неудовольствия, какие-нибудь злословия, вобщем всё то что бьёт по тщеславию человека – вот это есть врачество от Бога.

И поэтому часто приходится слышать, наблюдать людей, которые например искренно пытаясь, скажем, побороть сребролюбие, или блудную страсть, или пьянство, но не хотят ни в коем случае терпеть поношения, злословия, оскорбления от других… они искренно пытаются и поститься, и много молиться, и пытаются какие-то иные телесные и духовные подвиги нести… и их на какой-то взлёт, на какой-то порыв хватает, а потом вдруг совершенно случайное событие, неожиданное приключение, какой-нибудь облик, картинка, фотография, которая застаёт их в каком-то изнеможении, или в унынии, или в обиде, или тоске – она их сразу уязвлевает, сокрушает, низлагает, и они падают туда же откуда пытались выбраться. Каясь, они снова начинают то же самое, и не понимают что единственный способ исцелиться от той испорченности, того качества болезненности души, которое Антоний Великий называет «похотью» – единственный способ это терпеть поношения, скорби, укоризны, озлобления, всякие нестроения, которые сокрушают человеческое тщеславие. Это та атмосфера, в которой исцеляется человеческая душа.

Сколько мне позволяет видеть моей кругозор, идея выраженная здесь, такое отношение к житейским трудностям – нигде такого не встречал кроме святоотеческого православия. Ни в светской практической психологии-психотерапии, ни у христиан-протестантов. Единственно что близко, некоторые высказывания Ницше, навроде этих (не дословно): «всё что меня не убивает, делает меня сильней» и «любите войну больше чем мир, и любите короткий мир больше чем долгий». Тут недавно хотел помочь одному человеку, он жаловался на тяжёлую свою жизнь, и такое ему написал: «На всё воля Божья. Смириться надо. Бог посылает нам испытания для исправления нас, для очищения нас от страстей». А он мне в ответ: «Хоть убейте, но звучит как благоглупость». А человек этот православный и умный. Пытаюсь понять и до сих пор так и не могу понять почему он так ответил – ведь раз он православный и умный то вроде не должен был так ответить, а наоборот, было бы логично ответить что-нибудь навроде такого: «да, всё так, да только легко сказать трудно сделать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *