Что такое пономарка в храме

Я — пономарь

Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.

Что такое пономарка в храме. Смотреть фото Что такое пономарка в храме. Смотреть картинку Что такое пономарка в храме. Картинка про Что такое пономарка в храме. Фото Что такое пономарка в храме
Фото Дениса Елистратова

По пояснению из «Закона Божия», пономари «принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению… имеют своею обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее». Что же кроется за этим «и так далее»?

Наверное, в жизни каждого православного христианина, который ходит в храм не для «галочки», а по велению сердца, стремится понять и усвоить христианское вероучение как можно полнее, наступает момент, когда он чувствует, что ему недостаточно уже того, что он имеет.

Человек приходит в церковь по воскресеньям, более или менее регулярно исповедуется и причащается. У него уже не так болят ноги во время многочасового стояния на службах. Он уже знаком кое с кем из прихожан храма, не чувствует стеснения на совместных молитвах. Почитал литературу и немного разбирается в структуре всенощного бдения и литургии. Знает не только в лицо, но и по именам почти всех священников, где в храме висит расписание богослужений, где написано, когда и какой праздник. А потом этот человек начинает осознавать, что ему мало просто ходить в храм. Он должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец. Ему это нужно, как пища и вода, как солнечный свет. Жить без служения уже невозможно, пусто и бессмысленно. Да простят меня за эти слова люди критичные и рассудительные, привыкшие принимать обдуманные решения, словом, умеющие жить, как говорится. Это зов души, это как влюбиться — сразу и безоглядно. Вера — это та же любовь, когда ты не спрашиваешь себя, за что и почему любишь. Ты либо принимаешь это, либо нет. Пограничных состояний, колебаний быть не должно. Ученые мужи называют этот процесс расширением духовной практики, святые отцы — духовным деланием. Я, человек в таких делах безграмотный, называю, как чувствую…

И вот в один прекрасный день я стою перед своим духовным отцом и бессвязно бормочу (откуда-то у меня, человека общительного и с хорошо подвешенным языком, появилась нежданная робость), что я хотел бы… вот… ну как бы… помочь… послужить… нельзя ли… ну если нет, то я понимаю…

Но, к моему удивлению, батюшка обрадовался моему решению и согласился «взять меня на работу». Начать он благословил с пономарского послушания.

Откровенно говоря, я совершенно не представлял себе пономарской службы. Вернее, что-то слышал и видел, естественно. Знал, что в алтаре совершаются Таинства, что туда нельзя входить женщинам, да и мужчины могут войти только по благословению священника, представлял, как там примерно все устроено.

Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь.

Я пока пономарь так себе. Службу знаю плохо, невнимателен, постоянно что-нибудь забываю. Но недостаток информации рано или поздно будет восполнен. Службой своей откровенно горжусь. Горжусь и оказанным мне доверием моего духовного отца. Может, он разглядел во мне зачатки чего-то хорошего, о чем я пока и не подозреваю. Спасибо ему за это.

Александр Яхонтов
Журнал «Православие и современность» №9 (25) 2008 год

Источник

Что должен делать пономарь в храме?

Что такое пономарка в храме. Смотреть фото Что такое пономарка в храме. Смотреть картинку Что такое пономарка в храме. Картинка про Что такое пономарка в храме. Фото Что такое пономарка в храмеСамо слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Источник

Кто такой пономарь?

Что такое пономарка в храме. Смотреть фото Что такое пономарка в храме. Смотреть картинку Что такое пономарка в храме. Картинка про Что такое пономарка в храме. Фото Что такое пономарка в храме

В настоящее время существует большое количество людей, которые имеют те или иные звания, вследствие, которых они напрямую соприкасаются с Православной христианской церковью. Помимо богослужителей, имеются разнообразные певцы, чтецы, уставщики и многие другие, а также пономари. Но в настоящее время мало, кто из людей представляет, кто это такие и, чем именно они занимаются в современной православной церкви.

Этимология

Что такое пономарка в храме. Смотреть фото Что такое пономарка в храме. Смотреть картинку Что такое пономарка в храме. Картинка про Что такое пономарка в храме. Фото Что такое пономарка в храме

Слово пономарь, берет свои истоки из Греции, где на протяжении долгого времени, именно таким словом называли неофициальных церковных служителей. Важно отметить, что за последние несколько лет слово пономарь практически вытеснили из ежедневного обихода православной христианской церкви, вследствие чего данное звание забыто, и мало кто из современных жителей мегаполиса представляет кто это, и чем он занимается. Важно отметить, что если обратиться к истокам и заглянуть не только в исторические сведения, но, а также пронаблюдать эволюцию пономарского служения, можно заметить различные изменения не только в плане роста, но и деяний в храме.

Аналоги пономарского служения

Каждому православному верующему человеку на планете известно, слово типикон. Поскольку оно, как и ранее обозначает богослужебный устав православной христианской церкви.

Согласно такому уставу пономарь по-иному может именоваться как:

Однако из-за сложности произношения, в современном мире не используются такие термины, которые звучат в типиконе, следовательно, даже служители храма не используют их в ежедневном обиходе. Важно отметить, что современная православная церковь в России называет пономарем простого, то есть обыкновенного алтарника. Следовательно, можно сделать вывод, что пономарь – это не только священнослужитель, но и человек, у которого имеется большое количество обязанностей, которые связаны с алтарем в храме, церкви или монастыре. То есть любой православный верующий человек, посещая храм, всегда видит пономаря, однако не знает, как именно называется его работа.

В древние времена, во время процветания стародавней христианской церкви служителя храма, которого ныне мы именуем пономарем, звали привратник. Он выполнял множество различных обязательств, в том числе основной его обязанностью являлось следить за порядком, то есть чистотой во время совершения молебна, службы или иного деяния в храме. Именно данный служитель должен закрыть врата церкви, монастыря или храма в момент богослужение для того, чтобы не просвещенные люди:

Не посетили храм. Поэтому привратник должен закрыть двери храма для того, чтобы ни один из непосвященных людей не смог проникнуть на таинство и принять в нём участие. Важно напомнить о том, что в проведении службы могут участвовать только лишь крещенные христианские православные верующие, однако в то же самое время на них не должна быть наложена епитимия. Также в древней христианской церкви было принято, чтобы данные служители храма заботятся о полной сохранности всего имущества, который расположен в храме или церкви. Также именно он отвечал за освещение того или иного предмета и в ходе проведения различных служб и молебнов, именно он должен быть на наблюдать за поведением православных верующих людей, которые находились в храме Таким образом, он мог предотвратить не только святотатство, но и кражу и многие другие незаурядные ситуации. Также согласно исторических данных известно, что в Вифлееме привратник должен был находиться постоянно для того, чтобы выполнять некую роль охраны в местах, где скапливалось большое количество паломников, а также именно пономарь оказывал основную помощь пилигримам.

Обязанности пономарей в наши дни

Что такое пономарка в храме. Смотреть фото Что такое пономарка в храме. Смотреть картинку Что такое пономарка в храме. Картинка про Что такое пономарка в храме. Фото Что такое пономарка в храме

Общие указания

Входя в Святой алтарь храма, Святой должен сделать совместно с благоговением три поклона перед святым престолом, а в дальнейшем перекреститься в сторону горнего и поклониться иному служащему человеку, который духовенствует, а также всем тем, кто присутствует вблизи алтаря. После поклонов пономарю необходимо подойти к служителю храма и ко всем старшим его по чину священнослужителям, которые на данный момент присутствует в церкви либо в храме, такими служителями могут быть инспектор или епископ.

В субботние, воскресные и праздничные дни согласно указаниям, которые хранятся в типиконе, данные служители храма, должны совершать только лишь поясные поклоны. Поэтому он должен, перед тем, как облачиться в стихарь совершить несколько поясных поклонов направленных на престол. Далее священнослужитель просит благословения на то, чтобы облачиться в стихарь у епископа или старшего по чину священника. После того, как пономарю дадут благословение ему необходимо совершить три поясных поклона к святому престолу, а затем совершить точно, такой же поклон к тому священнику, который даровал ему благословение.

Важно знать о том, что данному служителю храма приписывают обязанности, в которые входит наблюдение за алтарными подсвечниками, семисвечниками, лампадами которые располагаются вблизи престола. Каждый православный верующий человек знает о том, что ставить на престол лампады могут только лица, которые имеют определенный священный сан, то есть иным людям данное деяние совершать запрещено. Главной обязанностью пономаря является слежение за кадилом, то есть в необходимый момент именно данные служитель храма должен зажечь уголек.

Привратник подает кадило диакону только лишь с правой стороны от Святого престола. Стоит отметить, что в тот момент, когда они проходят через горнее место необходимо совершить крестное знамение. В тот момент, когда служитель передает кадило дьякону, ему необходимо совместно с ним перекреститься вблизи горного места и поклониться старшему по сану священнослужителю.

Обязанности пономарей за вечерним Богослужением

Перед пением 103 псалма, пономарь должен падать свечу и кадило;

Также именно данный богослужитель, должен подать кадила перед началом пения;

Перед началом малого хода, он должен выйти со свечами и падать кадило священнослужителю;

Во время того момента, как выносят Евангелие, пономарь должен вынести свечи;

Во время проведения помазания именно он выходит с благословенным Элем и держится сосуд.

Стоит отметить, что зачастую данными служителями Всевышнего являются мужчины, которые прежде были праведными прихожанами. В то же самое время очень часто случаются ситуации, когда алтарниками спустя несколько лет становятся дети тех или иных прихожан определенного храма. Богослужители утверждают, что в случае, если в приходском храме не хватает мужчин для того, чтобы избрать их для алтарного служения, тогда служители храма могут избрать самых благочестивых женщины из числа прихожан, но в то же самое время они должны быть пожилого возраста. Следовательно, можно сказать о том, что пономарем ни в коем случае не может быть юная девушка, особенно данное правило, касается русской церкви, поскольку в иных державах данное деяние допустимо. Православным верующим людям также важно знать и о том, что в монастырях ни в коем случае не бывает мужчин пономарей, поскольку там служат алтарницы – женщины. Однако согласно церковных канонов, женщинам строго запрещено заходить в алтарь, однако для женщин, которые проживают в монастыре и служат в сане алтарницы делаются исключения. Такие деяния были совершены вследствие того, что для русской церкви свойственна некая категоричность.

Многие люди утверждают о том, что в разнообразных храмах, которые принадлежат антиохийскому патриархату можно встретить вблизи алтаря служителей пономарей, которые имеют женский пол и в тоже время они молоды. Таким образом, многие свидетели говорят о том, что в антиохийском патриархате можно встретить девушек облаченных в стихарь (одеяние пономарей), следовательно, они являются пономарями храма. Однако такое деяние для Русской Православной христианской церкви немыслимо.

Что такое пономарка в храме. Смотреть фото Что такое пономарка в храме. Смотреть картинку Что такое пономарка в храме. Картинка про Что такое пономарка в храме. Фото Что такое пономарка в храме

Как стать пономарем?

Из исторических данных можно почерпнуть информацию о том, что пономарями ранее становились люди определенным образом. Церемония имела вид хиротесии, то есть происходила полноценная посвящение пономаря в служении к Всевышнему. На сегодняшний день данная процедура практически не проводится. Поскольку считается, что в обязанности пономаря входят в основном обыденные вещи, поэтому служители теперешнего православного храма считают, что достаточно для такого служителя лишь устное разрешение самого высокого по чину священнослужителя, который находится в том или ином храме. Также именно данный человек благословляет пономаря на ношение особого одеяния, то есть стихаря. Но в то же самое время до настоящих времен сохранилась традиция получения благословения непосредственно у епископа. Вследствие такой традиции многие алтарники теперешнего времени спрашивают разрешения на ношения стихаря. Однако православная христианская церковь считает, что на сегодняшний день и не существует таких церковных канонов, следовательно, это некая проявление традиций или местных обычаев.

Служители храмов в различных областях Российского государства считают, что для того, чтобы стать пономарем не нужно иметь никаких особых знаний. Следовательно, для того чтобы в современном мире стать прислужником достаточно лишь только являться прихожанином определённого храма, следовательно, важно постоянно посещать его и участвовать в различных процессах, которые происходят церковной жизни храма и в то же самое время иметь достаточную репутацию среди иных членов собственной общины. Соблюдая такие простые правила, можно спустя определенное время просить благословения у настоятеля храма для того, чтобы приобщиться к пономарскому служению.

Современным православным верующим христианам важно знать о том, что Пономарь – это мирянин, который служит в храме, но не является священнослужителем. Сейчас крайне редко, можно встретить храм, где имеется профессиональный штатный алтарник работу, которого организовывает старший пономарь, он же и следит за обучением своего заступника.

Источник

Кто такой пономарь и как им становятся?

В причт храма помимо священнослужителей входят миряне, которые несут различные послушания. Одно из них – пономарство. Пономарь – это человек, в обязанности которого входит следить за порядком во время совершения богослужения.

В древности пономари заботились о сохранности храмового имущества, об его освящении, наблюдали за поведением прихожан. В определенное время пономарь закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных – оглашаемых, инаковерующих, еретиков – не смог проникнуть на совершаемую Евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане.

В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Служение пономаря позволяет проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют обязанности чтецов. Пономарями могут стать только мужчины (за редким исключением, к примеру, для женских монастырей).

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре. Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же – нет. Чтобы стать пономарем или алтарником, необходимо иметь пламенное желание помогать в алтаре священству в присутствии Живого Бога, примерное поведение и веру.

Как же становятся алтарниками? Расскажу вам свою историю. Мне было одиннадцать лет, учился я в воскресной школе Свято-Андреевского храма города Маркса уже третий год. И довольно часто посещал богослужения в нашем приходе. Таинственное, загадочное и в какой-то мере непонятное чувство всегда влекло меня узнать, понять, как устроено все в алтаре, как совершают жертву Богу, по какому распорядку все происходит на службе.

В очередную субботу, до начала урока по церковнославянскому языку, учительница сказала, что настоятель протоиерей Валерий Генсицкий предложил мне попробовать себя в качестве алтарника. Я был ошеломлен, но согласился без раздумий.

В долгожданный воскресный день я стоял на паперти храма, ждал настоятеля. Батюшка встретил меня, сразу объяснил правила поведения в алтаре. А я, будучи ребенком, не до конца осознавал происходящее. И вот сам алтарь, Святая Святых христианского храма. Меня покорила обстановка этого места. Здесь своя, особенная тишина. Здесь как нигде чувствуется незримое, но действительное присутствие Живого Бога.

Батюшка подвел меня к старшему пономарю Сергию Карабанову, который прислуживал в храме более двадцати лет. Он встретил меня очень по-доброму: объяснил все, дал советы, за что ему я сердечно благодарен.

Стихарь носить мне сразу не благословили. Настоятель дал неделю «подготовки», я впитывал, наблюдал и усваивал информацию. Было это все в первую неделю поста. Непередаваемое чувство страха, радости, благоговения переполняли меня во время постовых богослужений, а песнопения покоряли до глубины души.

Прошло пять лет. За это время стремление служить в алтаре во мне только усиливалось. Особенно радостно бывает принимать участие в крестном ходе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, в Покровск приезжают священно-, церковнослужители и миряне со всех благочиний. Здесь я увидел – нас много, и только вместе мы сила. И сила эта — в соборной молитве Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери.

Источник

Православная Жизнь

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *