Что такое поместная церковь

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Понятие

Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии. Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:

Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому «Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь.» Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:

История устроения поместных Церквей

В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления «каждой области» (Антиох. 9) или «всякого народа» (Апост. 34) и осудил преступления «пределов» канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя, её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.

Со временем церковные области пользующиеся наибольшей степенью самоуправления стали именоваться автокефальными Церквами. Обособленные церковные области со значительной, но меньшей, независимостью известны как автономные. История Церкви видела многочисленные появления и исчезновения автокефальных и автономных Церквей. Правильный порядок этих процессов до начала XXI века оставался одним из ключевых спорных вопросов в отношениях между поместными Церквами.

Источник

Что такое поместная Церковь

Введение. В протестантской «христианской» среде очень распространено мнение, обосновываемое ими цитатами из Нового завета, что их проповедническая деятельность обязательно должна проявляться в этом мире созданием собраний, на которых люди, находящиеся в одном ключе верований и мышления должны собираться вместе для общения. Однако эти горе проповедники почему-то упускают из виду самый главный принцип совершения подобных действий апостолами, который записан в Ев. от Луки 24:49. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше».

К чему же это приводит и вообще, что является причиной подобных действий? А причиной всего этого является человеческое невежество в вопросе, что такое его я ложное живущее по своим, идущим вразрез с Божьими, законам существования и его Я истинное живущее жизнью Бога Отца влитой в Него Иисусом Христом посредством Святого Духа. Рассмотрим хотя бы вкратце, чем же отличаются действия «я» (человеческой души) от действий Я (человеческого духа слитого с Духом Святым).

1. Во-первых, отличительной чертой «я» является почти полное отсутствие внутри него (внутри значит не в душе, а в духе человека, связь с которым у «я» отсутствует) реальной уверенности в том, что все, что оно делает угодно Богу. Оно постоянно в этом сомневается, подкрепляя свою уверенность частым чтением Писания для насыщения своего ума (являющегося основной частью «я») и общением с людьми говорящими одни и те же слова (стереотипные и часто повторяющиеся). Именно это и является для людей, живущих по собственному усмотрению основной причиной для создания таких собраний (а по сути своих сект), потому что там они могут более реально погрузиться в иллюзию победы над собственными полу осознаваемыми сомнениями. Их часто гложет необъяснимое томление или ожидание чего-то нехорошего или наоборот хорошего часто ведущего их к излишней экзальтации, которое они склонны объяснять для себя действием Духа Святого якобы предупреждающего их об опасности. На самом деле это исходит из их подсознания, в которое они постоянно вытесняют из своего сознания всякие желания и мысли, считая их греховными и неугодными Богу, чем дают им возможность обретать там силу и оказывать на них сильное воздействие, которое они никогда за собой не замечают.

2.Во-вторых, такие люди отличаются исключительной набожностью и постоянными долгими молитвами, постами, ночными бдениями, участием в других ритуалах, постоянным уместным или неуместным поминанием имени Иисуса Христа придавая этим словам при этом какое-то почти магическое значение. Когда они так и не испытывают никаких реальных изменений в своей жизни из-за тщательного соблюдения этих ритуалов они начинают подсознательно верить в то что на самом деле эти действия нужно просто делать и всё, без всякой цели и без всякого осмысления их ими. Или же они сами себе выдумывают эти реальные изменения, но со временем они настолько им приедаются, теряют свою актуальность, становятся даже скучными, что они начинают считать, что Бог заносит им их в заслуги, благодаря которым Он обязательно поместит их после смерти в рай.

3.В-третьих, они отличаются усиленным поиском врагов постоянно старающихся по их «священному» и не подлежащему никакому обсуждению мнению навредить их «истинной» вере, им ведь и невдомёк начать искать этих врагов внутри себя, а не вовне, ведь они так и остаются обладателями чисто объективного восприятия окружающей реальности нисколько не меняющегося в результате их мнимого рождения свыше. Они не осознают что всё это продиктовано их внутренним страхом, инициируемым их ложным «я» и потому считают боязнь Бога нормальным и даже обязательным явлением в жизни «христианина» превращая этим Бога в некоего садиста сидящего где-то на небесах и только ждущего от людей беспрекословного подчинения Себе.

4.На начальных этапах это конечно весьма способствует освобождению ума человека от лишнего мыслительного «мусора» и обретению им контроля над своим мышлением. Однако это возможно только до тех пор, пока человек контролирует эти свои увлечения борьбой со своими внутренними сомнениями и имеет возможность остановиться. После того как человек теряет эту способность он подпадает под абсолютную власть своего «я» считая его самим собою и даже не пытаясь подвергать сомнению его мысли подкрепляемыми чувствами и даже психическими явлениями очень похожими на явления исходящие из духа и принимающиеся им ниспосланными Богом. Постепенно мотивируя свои действия словами Писания: «истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое, или трое собраны во имя моё, там Я посреди них» (Мтф. 18:19-20), эти люди приходят к выработке своих иллюзорных представлений о том, что такое присутствие Божье, распространяя его и на других членов собрания общающихся с ними. Таким образом, в этой узкой психической среде создаётся довольно сильное узкосектантское массовое сознание способное подчинять себе сознания отдельных индивидуумов невежественных в духовном отношении.

5.Мы все, приходя к живому общению с Богом при покаянии (греч. метанойя – новый или запредельный разум) начинаем испытывать внутренние ощущения связанные с этим, совершенно отличающиеся от всех ощущений испытанных нами ранее. Изначально это самые яркие и необыкновенные, самые глубинные ощущения, становящиеся для нас неким якорем, крепко связывающим нас с реальностью, в которой есть подлинное Божье присутствие. Это наше глубинное ощущение или чувствование, называемое в Писании чувствованием Христовым, есть наше осознание себя неотъемлемыми частями Божественного Сверхсознания, из которого мы дальше черпаем силу Божьей жизни для распространения Её в мире вокруг себя. Если человек до покаяния живший на довольно поверхностном психическом уровне самосознания (или просто осознания – термин введённый мною для обозначения духовных или энергетических восприятий себя, в отличие от восприятий чисто телесных, вещественных) и после покаяния не получает подлинно духовных глубинных ощущений своего естества, то для него потом оказывается уже невозможным обретение и подлинного рождения свыше.

7.Теперь рассмотрим ситуацию, когда в одном населённом пункте существует несколько подобных собраний относящих себя к различным учениям православной, протестантской или ещё какой-нибудь другой направленности. Какое из этих собраний наполненных духовно невежественными и не возрожденными людьми будет являться при этом поместной Церковью, являющей в этой местности Собою Божественную реальность? Да никакая. Принадлежность к поместной Церкви, как и принадлежность к истинной мистической Церкви Христовой являющейся Его Телом и проявляющей Его реальность в нашем мире определяется только Богом, а не людьми. И только если Бог захочет чтобы некоторые из людей знали это, то Он может дать этим людям мистическое подтверждение этого внутри них при помощи «уверенности в невидимом» или энергии Своей жизни приходящей к человеку из надсознания, то есть не полностью осознаваемой этим человеком своим чисто человеческим узким сознанием, но осознаваемой им при помощи своего нового постоянно расширяющегося сознания (которое называется в Писании умом Христовым).

8.Люди складывают свои представления о Церкви, (о собрании избранных) из слов, написанных о Ней в Новом завете изучая его при помощи своего чисто человеческого ума. И путей достижения этой Церкви в соответствии с Божьим водительством они естественно тоже не знают. Апостолы, приходя в некий населённый пункт, осуществляли проповедь, вникая в каких людях она «дала свои всходы» после чего осуществив перенос их сознаний в бытие в Божественной реальности, оставляли эту местность. Никаких назначений руководителей этих собраний в обычном понимании этого слова они не делали, потому что передаваемая ими этим людям Божественная реальность Сама осуществляла все иерархические установления в их среде. Эта Реальность по силе своего воздействия на сознание людей выявляла в их среде самых укоренённых в ней и наполняла других людей менее испытывавших на себе влияние Божьих откровений стремлением получить их больше через людей более просветлённых в этом плане. Также и людей больше наполненных ощущением Божьей реальности Она побуждала быть бдительными и чуткими к Её проявлениям в среде людей казавшихся менее продвинутыми в этом отношении. Не зря апостол Павел увещевает своих сподвижников в Эфесе воспринявших от него очень интенсивно бытие в Божественной реальности внимать себе и всему стаду (Деян 20:28), а апостол Пётр не господствовать над наследием Божьим подавая пример стаду (1 Пет. 5:1-3). Система погружения в Божественную реальность была саморегулирующейся и саморазвивающейся и потому не требовала какого-то дополнительного внешнего контроля со стороны апостолов. Только в редких случаях, когда некоторые люди составлявшие собрания попадали под власть своего ложного эго и оказывались неспособными самостоятельно выбраться из этого состояния, погружаясь в иллюзорную реальность, апостолы вынуждены были заниматься несколько насильственными с психологической точки зрения назначениями или отлучениями, однако происходило это опять же при совместном осознании этих моментов всем собранием.

9.Первоначальное чувство реального соединения, с Христом обретаемое при рождении свыше вело и управляло жизнью людей составлявших собрание и кроме этого проявлялось в них так, что у всех вокруг не было никакого сомнения в том, что эти люди святые и являются неотъемлемой частью Тела Христова. Поэтому, то массовое духовное состояние, которое мы имеем сейчас во время создания собраний людей ищущих Бога при отсутствии определённого учения о том, что такое покаяние и что такое плод достойный его вообще лишает нас какой-либо возможности решать, кто из нас составляет подлинно поместную Церковь. Ведь эти собрания строятся совершенно на другом принципе управления и организации людей, на принципе, возможно только создающим условия необходимые этим людям для обретения настоящего рождения свыше.

10.Однако что мы видим в реальности? Довольно большие массы проповедников трудящихся ради чисто земной награды создают самые разнообразные собрания из людей неутверждённых и легко попадающихся под психологическое воздействие и при этом похоже на апостольский труд? Или это имеет какое-то отношение к духовности, к глубоко интимным взаимоотношениям Бога с человеком? Попытки поставить проповедническую деятельность на поток ради обретения большого количества прихожан в ущерб духовному качеству этого труда ведёт к ещё большему погружению нашей нации в бездну бездуховности. И это беда не только наша это беда присущая всему человечеству это признак всё того же последнего времени и ничего общего с подлинным духовным пробуждением он не имеет.

11.Именно по причине наполнения собраний духовно невежественными людьми, охотящимися за устроением только нынешнего земного существования (построением психологического земного рая) мы и имеем сейчас ту массовую духовную деградацию, которая наблюдается сейчас. Люди стали ленивы и больше заботящимися о собственном благополучии совершенно не понимая того что полным их благополучие не станет до тех пор пока рядом с ними будут люди неблагополучные. Психологическое поле нации устроено таким образом, что если какие-то люди устраивают себе «райскую жизнь» то другая часть людей обязательно получает «жизнь адскую» компенсируя собой мнимое равновесие, существующее в обществе. По настоящему полным и нескончаемым снабжением всей нации большим притоком положительной духовной энергии тесно связанной с энергией психической можно только из реального Божественного источника. И осуществить создание канала для поступления такого количества жизненной энергии могут только люди, имеющие реальные взаимоотношения с Богом.

12.Именно такие люди и выстраивали в начальные времена жизни Церкви Христовой, на земле собрания, являвшиеся поместными Церквями составлявшими Тело Христово. И именно поэтому никакие преследования со стороны официальных властей не могли сломить дух этих людей, ведь дух их был Духом совершенно новым Духом Иисуса Христа или Духом Богочеловеческим способным отделять реально сознание каждого человека входившего с Ним в соприкосновение от бытия в посюсторонней двойственной (греховной) реальности. Именно поэтому они могли осознанно идти навстречу насильственной смерти, используя её для окончательного преображения своего бытия в бытие новое. И вместе с ними изменялся и окружающий мир, замиравший от удивления и восхищения мужеством этих людей. Хотя на самом деле для них это увлекательнейшим духовным путешествием, связанным с потрясающим преображением из нашего двойственного бытия в бытие многомерное наполненное Божьим присутствием так как «воды наполняют море».

«Сын Человеческий пришед найдёт ли веру?»
4.11.13г.

Источник

Поместные Православные Церкви

Еди­ная по суще­ству Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь состо­ит из 15 Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Каж­дая из Помест­ных Церк­вей име­ет адми­ни­стра­тив­ную неза­ви­си­мость (авто­ке­фа­лию) от дру­гих и воз­глав­ля­ет­ся соб­ствен­ным Пред­сто­я­те­лем – пат­ри­ар­хом, архи­епи­ско­пом или мит­ро­по­ли­том. Гла­вой всей Все­лен­ской Церк­ви явля­ет­ся Гос­подь Иисус Христос.

Назва­ние церквиОсно­ва­ниеПред­сто­я­тельГлав­ный городКален­дарьЯзы­ки богослужения
1. Кон­стан­ти­но­поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь381 год; пат­ри­ар­хат с 451 годапат­ри­арх ВарфоломейСтам­булново­юли­ан­ский 1)гре­че­ский, наци­о­наль­ные языки
2. Алек­сан­дрий­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (ап. Марк); пат­ри­ар­хат с 451 г.пат­ри­арх Фео­дор II.Алек­сан­дрияново­юли­ан­скийгре­че­ский, араб­ский, наци­о­наль­ные язы­ки Афри­ки, англий­ский и африкаанс
3. Антио­хий­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (апп. Петр и Павел); пат­ри­ар­хат с 451 г.пат­ри­арх Иоанн ХДамаскново­юли­ан­скийараб­ский
4. Иеру­са­лим­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI век; пат­ри­ар­хат с 451 годапат­ри­арх Фео­фил IIIИеру­са­лимюли­ан­скийгре­че­ский и арабский
5. Рус­ская Пра­во­слав­ная Церковь988 г. – Киев­ская мит­ро­по­лия в соста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви; авто­ке­фа­лия с 1448 г.пат­ри­арх КириллМоскваюли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский, наци­о­наль­ные языки
6. Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. – авто­ке­фа­лия от Антио­хий­ской Церквипат­ри­арх Илия IIТби­ли­сиюли­ан­скийста­ро­гру­зин­ский
7. Серб­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьIV в.; 1219г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх ИринейБел­градюли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский и сербский
8. Румын­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьIV в.; 1885г.— авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх ДаниилБуха­рестново­юли­ан­скийрумын­ский
9. Бол­гар­ская Пра­во­слав­ная Церковь865 г.; 919 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх НеофитСофияново­юли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский и болгарский
10. Кипр­ская Пра­во­слав­ная Церковь47 г. (ап. Варнава)архи­епи­скоп Хри­зо­стом IIНико­сияново­юли­ан­скийгре­че­ский
11. Эллад­ская (Гре­че­ская) Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (ап. Павел); 1850 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквиархи­епи­скоп Иеро­ним IIАфи­ныново­юли­ан­скийгре­че­ский
12. Албан­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьX в.; 1937 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквиархи­епи­скоп АнастасийТира­наново­юли­ан­скийалбан­ский, гре­че­ский и ару­мын­ский (влах­ский)
13. Поль­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьX в.; 1948 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит СавваВар­ша­ваюли­ан­скийполь­ский, цер­ков­но­сла­вян­ский, укра­ин­ский, в Бра­зи­лии – португальский
14. Пра­во­слав­ная Цер­ковь Чеш­ских земель и СловакииIX в. (свв. Кирилл и Мефо­дий); 1951 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит РостиславПре­шовюли­ан­ский, григорианскийцер­ков­но­сла­вян­ский, чеш­ский, словацкий
15. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Америке1970 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит ТихонВашинг­тонново­юли­ан­скийанглий­ский

[1] Ново­юли­ан­ский кален­дарь – моди­фи­ка­ция юли­ан­ско­го кален­да­ря, раз­ра­бо­тан­ная серб­ским аст­ро­но­мом и мате­ма­ти­ком Милу­ти­ном Милан­ко­ви­чем. До 2800 года будет пол­но­стью сов­па­дать с гри­го­ри­ан­ским кален­да­рем. – Ред.

Источник

Поместный Собор: вопросы и ответы

В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви существенно возрос интерес к теме церковных Соборов и традиции их проведения в Русской Церкви. Наиболее часто задаваемые в этой связи вопросы прокомментировал научный консультант Пресс-службы Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви секретарь Ученого совета Московской духовной академии доцент протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала «Богослов.ru».

Что такое поместная церковь. Смотреть фото Что такое поместная церковь. Смотреть картинку Что такое поместная церковь. Картинка про Что такое поместная церковь. Фото Что такое поместная церковь

— Отец Павел, расскажите, пожалуйста, что такое Поместный Собор? Какое место он занимает в системе церковной власти?

— Поместный Собор входит в систему органов высшей церковной власти и управления наряду с Архиерейским Собором, а также Священным Синодом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

В системе высшего церковного управления Поместный Собор, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, является органом высшей церковной власти в области вероучения и канонического устроения.

Собор состоит из архипастырей, представителей клира, монашествующих и мирян, и полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

— Кто имеет право созывать Поместный Собор?

— Собор не имеет периодичности в своем созыве. Он созывается в зависимости от назревшей необходимости по соответствующему решению, которое должен принимать Архиерейский Собор, или, в исключительном случае, Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод. Исключительным случаем, который предоставляет право Местоблюстителю и Священному Синоду принять решение о созыве Поместного Собора, является кончина Святейшего Патриарха.

— Скажите, пожалуйста, кто, как и почему принял решение о созыве Поместного Собора в 2009 году?

— Решение о созыве Поместного Собора и проведение такового в период с 27 по 29 января 2009 года было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола 10 декабря 2008 года (журнал № 96). В синодальном заседании также приняли участие члены Священного Синода как из числа постоянных, так и временных, вызванных на текущую сессию.

Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года.

Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал № 96).

— Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора?

— Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора.

Специально созданная Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты программы заседаний, повестки дня, регламента заседаний, которые и были предложены к рассмотрению Архиерейского Собора на заседании Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 104) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола.

— Почему накануне Поместного Собора необходимо проводить Архиерейский Собор?

С требованием об обязательности проведения Архиерейского Собора накануне Собора Поместного выступает Устав 2000 года. Причем Архиерейский Собор предваряет заседания Поместного Собора вне зависимости от того, кто выступил инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний несет ответственность за подготовку Поместного Собора.

Архиерейский Собор разрабатывает, предварительно одобряет и выносит на рассмотрение Поместного Собора программу заседаний, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора (либо утверждает указанные документы в случае созыва Собора Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом), принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

Проведение Архиерейского Собора 25-26 января 2009 года необходимо еще и для того, чтобы избрать тайным голосованием трех кандидатов на Патриарший престол, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним Уставом.

— Скажите, пожалуйста, кто определяет состав участников Поместного Собора?

— Устав 2000 года закрепляет норму о составе Поместного Собора из архиереев (как епархиальных, так и викарных, являющихся членами Собора по положению), а также представителей клира, монашествующих и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий устанавливаются Архиерейским Собором).

В исключительных случаях Устав предоставляет возможность установить процедуру избрания делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квоту Священному Синоду. Решение Синода в таком случае подлежит утверждению Архиерейского Собора. Опираясь на указанную норму, Священный Синод 10 декабря 2008 года принял «Положение о составе Поместного Собора» (журнал № 96), которым детализировал указания Устава о составе Собора.

Согласно «Положению» членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Отдела катехизации и религиозного образования, Отдела благотворительности и социального служения, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместники мужских ставропигиальных монастырей в епископском сане, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (ее персональный состав был утвержден на заседании Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал № 96)).

Кроме того, по квоте от Духовных семинарий избираются на ректорском совещании пять делегатов, а от женских ставропигиальных монастырей на съезде их настоятельниц избираются четыре делегата.

Согласно пункту 11 «Положения о составе Поместного Собора» от каждой епархии Русской Православной Церкви избираются три делегата (один клирик, один монашествующий и один мирянин), а от Патриарших приходов в Канаде, в США и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 105) перечень Патриарших приходов, представляющих по два делегата на Собор, был расширен за счет Патриарших приходов в Туркменистане и в Италии.

— Как в епархиях или Патриарших приходах происходят выборы делегатов на Собор?

— Устав 2000 года и «Положение о составе Поместного Собора» от 10 декабря 2008 года не регламентируют процедуру избрания делегатов на Собор.

«Положение» указывает, что делегаты на Собор избираются епархиальным собранием (общеприходским собранием в отношении Патриарших приходов в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах) по установленной самим собранием процедуре из лиц православного исповедания, отвечающих качествам, указанным в пункте 32 главы XI Устава для членов приходов Русской Православной Церкви, и проживающих на территории той епархии (прихода), от которой они избираются.

— Может ли принимать участие в заседаниях Собора кто-либо помимо его участников?

— Устав в пункте 16 раздела II предусматривает возможность участия в открытых заседаниях Собора, помимо членов последнего, приглашенных богословов, специалистов, наблюдателей и гостей (логика Устава не позволяет подобного участия в закрытых заседаниях). Степень участия приглашенных лиц в соборных заседаниях отличается от той, которая касается членов Собора. Устав гласит, что в любом случае приглашенные лица не имеют права участвовать в голосовании.

— Не могли бы Вы напомнить, какие требования предъявляются к кандидатам на Патриарший престол?

— Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви и отвечать требованиям, предъявляемым ему пункте 17 раздела IV Устава, а именно: обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться как доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, так и «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7). Возраст кандидата на Патриарший престол не должен быть менее сорока лет.

— Когда и в связи с чем созывались Поместные Соборы Русской Православной Церкви в ХХ веке?

— В ХХ столетии состоялось несколько Поместных Соборов Русской Православной Церкви, для большинства из которых главными деяниями было избрание Предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ.

Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина). В специальном разделе портала «Богослов.ru», который посвящен вопросам Соборов и Патриаршества, размещены практически все документы, связанные с этих собором — постановления, деяния, биографии соборян, обзоры сессий.

Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.

Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).

Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.

Поместный Собор 1990 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который совершал свое первосвятительское служение в Русской Православной Церкви до блаженной кончины 5 декабря 2008 года.

— Какие вопросы помимо избрания Патриарха будут обсуждаться на предстоящем Поместном Соборе?

— Конкретные вопросы повестки дня Поместного Собора окончательно формируются Архиерейским Собором, который вносит их на утверждение Поместного Собора. Последний при утверждении повестки дня вправе внести в нее изменения, дополнив новыми вопросами для рассмотрения.

— Как известно, по завершении Поместного Собора состоится интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви. Не могли бы Вы пояснить смысл этого термина в его церковном значении?

— Термин «интронизация» буквально означает «возведение на престол», аналог которого в церковно-славянском языке — «настолование». Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. В древности кафедрой архиерея было седалище (трон) епископа, которое располагалось на горнем месте; впоследствии кафедра была перенесена в центр храма.

До сих пор сохранились древние храмы V-VI вв., в которых кафедра представляет собой значительно поднятое место — до нескольких метров, к которому ведет несколько лестниц. Во внебогослужебное время кафедра Патриарха на Руси располагалась справа от Царских Врат, в то время как царское место находилось слева, у правого переднего столба храма.

— Как по традиции происходит интронизация избранного Патриарха в Русской Православной Церкви?

— Интронизация совершается во время Божественной литургии с облачением новоизбранного Патриарха в Патриаршие одежды и вручением ему Патриаршего посоха. Одежды Предстоятеля Церкви имеют ряд отличий от одеяний других архиереев. Это, прежде всего, особый головной убор — белый куколь, на лобной стороне и передних концах которого вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине Патриаршего куколя находится крест. Иной цвет имеет Патриаршая мантия — зеленый, в то время как у митрополитов она голубого цвета, а у остальных архиереев — фиолетового.

Во время богослужения Патриарх носит две панагии и крест, что также является особым отличием. Следует также назвать и Патриаршии инсигнии (знаки власти), которые отличают богослужение Патриарха от обычного архиерейского. Это предносной крест, орлец, который в средневековой Руси был признаком именно Патриаршего богослужения, а также Патриарший жезл и иерусалимы — особые сосуды, с которыми Патриаршии дьякона совершают каждение.

Более подробно об этих и других особенностях облачения и богослужения Патриарха, а также об истории интронизации в Византии и на Руси можно познакомиться на портале «Богослов.ru» в разделе, посвященном Соборам и Патриаршеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *