Что такое полутон на гитаре
Sound theory
Интервалы, тона, полутона
Что такое «интервал» в принципе? Грубо говоря – это расстояние между чем-то и чем-то.
Между зданиями, городами, вещами и т. д. Есть расстояние и между нотами. Расстояние должно в чём-то измеряться. От города до города – километры, от вещи до вещи – метры и сантиметры. А от ноты до ноты – тона и полутона.
Вот и получается, что музыкальный интервал – это расстояние между двумя нотами.
Рассмотрим привычную гамму:
До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.
К слову – это гамма называется «До мажор».
Большинство людей привыкли думать, что нот 7, но музыканты знают, что технически – их 12. Всё дело в том, что между основными нотами есть ещё промежуточные:
До – До# – Ре – Ре# – Ми – Фа – Фа# – Соль – Соль# – Ля – Ля# – Си – До.
Значок «#» обозначает «Диез». Что это такое, мы разберёмся чуть позже, сейчас это не имеет принципиального значения, стоит только обратить внимание на то, что между нотами «Ми – Фа» и «Си – До» нету этого знака. Поэтому и получается, что нот всего 12.
Это очень удобно показано на клавиатуре пианино, где есть чёрные и белые клавишы. Чёрные клавишы, как раз и есть эти самые промежуточные нотки и, если посчитать белые и чёрные клавишы от «До» до «До», то получим 12.
Расстояние между каждыми двумя соседними нотками – это пол тона:
Два полутона образуют один тон.
С этим надо быть внимательными, потому что между «До» и «Ре» — тон, а от «Ми» до «Фа» — пол тона, аналогичная ситуация с «Си» и «До».
Рассмотрим растояние между «До» и «Соль». 7 полутонов. Не очень удобно для понимания. Со временем, конечно, можно привыкнуть и запомнить, но, чтобы каждый раз не считать, для интервалов были придуманы названия, что очень облегчает их понимание и запоминание.
Название зависит от количества полутонов.
Есть ещё интервал в 0 полутонов – это прима, или унисон, то есть, точно та же самая нота.
Для этих названий есть краткие обозначения, в таблице, что выше – они написаны под указанием количества полутонов. Эта таблица дана для наглядности. Она выглядит громоздкой, но это не помешает нам с лёгкостью понять суть происходящего. Запишем все названия по порядку:
Как Вы уже заметили – у некоторых интервалов одинаковые названия, объединим их в группы и присвоим номера:
Тритон без номера и он находится в середине, и ещё, в нём три тона, потому и ТРИтон. Капитан очевидность в восторге!
По обеим сторонам – кварта и квинта. Кварта по-меньше, квинта по-больше. Кварта, как квадрат и обозначается цифрой 4, квинта – цифрой 5.
Первый и последний интервалы – прима и октава. Октава – это та же самая нота, но выше или ниже по звукоряду, а прима – это прям точно та же самая нота.
Меньше кварты — терции. Большая и малая. Терция – это «третья» по латински. Обозначаются цифрой «3», перед большой ставится буква «б», перед малой «м».
Меньше терции – секунды. Тоже, большая и малая. Секунда – созвучно с second, или второй. Потому и цифра 2. С соответствующими буковками «б» перед большой, и «м» перед малой. Меньше только прима.
Большие интервалы. Сексты – 6, и септимы – 7. Так же всё от латинских названий. И также с буковками «б» и «м» соответственно.
Как теперь становится понятно, названия интервалов – это всего лишь их порядковые номера.
Интересная ситуация с «тритоном». Так как теория музыки развивается довольно давно, многие названия и обозначения пришли к нам с давних времён. Так вот, в средневековье, в Европе, тритон считался дьявольским интервалом, так как он даёт очень яркий диссонанс – звучание, которое не привычно слуху. Поэтому, многие теоретики обходили его стороной, не считая чем-то важным. Наверно, именно поэтому его и обделили номером. Хотя, если подумать, то ему хорошо бы подошёл номер «666»… А что? 3 тона и 6 полутонов… Вот Вам и тритон. 9) Ну да ладно.
Понимание этих вещей важно. Сейчас это не совсем очевидно, но это так. Интервалы будут очень полезны, когда дело дойдёт до практики на каком-либо инструменте. Основная их ценность заключается в том, что это одно из первых «абстрактных» понятий, то есть интервалы не привязаны напрямую к каким-то определённым нотам, что очень полезно и удобно. В дальнейшем, у нас появится возможность в этом убедиться. С теоретической точки зрения, они нам пригодятся, когда мы дойдём до аккордов и ладов.
В общем, самое интересное только начинается 8)
Аккорды: что такое интервал, тон, полутон, и как быстро их освоить
Что такое аккорд
Интервал, полутон, тон
Каждый аккорд строится через интервалы. Интервалом называют расстояние от звука до звука. Измеряется музыкальный путь не километрами, а тонами и полутонами. Каждый интервал носит свое название в зависимости от этого расстояния:
От длины интервала напрямую зависит звучание. Например, малая секунда звучит очень резко и отрывисто.
Виды аккордов
Классификация аккордов происходит по принципу звучания. Существует всего две большие разновидности аккордов:
Аппликатуры
Названия аккордов
Аккорды для гитары так же, как и ноты, имеют свои названия. При этом во многих песнях используется максимум три из них. Названия аккордов выглядят следующим образом:
Как играть: 1-я струна остается нетронутой. Указательным пальцем зажимается 1 лад на 2 струне. Безымянным пальцем зажимается 2 лад на 3 струне. Средний палец оставляем на 2 ладу 4 струны. 5 струну оставить открытой, 6 трогать не нужно.
Dm ( ре минор). Его играть немного сложнее: указательный палец ставим на 1 лад 1 струны. Безымянный палец должен быть на 3 ладу 2 струны. Средний палец располагается на 2 ладу 3 струны. 4 струна остается открытой. 5-6 струны не используют.
Еm (Ми минор)/ Не используется так часто как предыдущие, но прекрасно звучит на акустической гитаре. Первые три струны открыты. Средний палец на 2 ладу 4 струны. Указательный ставится на 2 лад 5 струны. 6 струна открытая.
С чего начать игру на гитаре
Несмотря на то, что репертуары исполнителей постоянно обогащаются и появляются новые имена, обучение новичков начинают как правило, с песен Виктора Цоя или Земфиры. Все дело в том, что эти легенды русского рока использовали в своих песнях комбинацию из трех аккордов. Классической обучающей песней считается «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя, которую позднее перепела Земфира.
При гитарной игре распространена практика понижения строя. Некоторые экстремальные поджанры диктуют условия, при которых необходимо настроить гитару на полтона ниже для более брутального звучания. Кроме того, многие партии проще исполнять созвучиями на одном ладу. Это легче сделать, выполнив перестроение.
Общая информация
Мы рассмотрим более распространенный метод, чтобы настроить гитару на полтона ниже. Многие рок-группы добавляют в свой репертуар строй ми-бемоль. Это связано с желанием прозвучать чуть ниже, а также с многочисленными переходами через открытую шестую, что добавляет рокерского колорита.
Также, этот прием могут использовать вокалисты, которым проще петь на ½ тона ниже. При этом не потребуется каподастр, перестановки руки через другие позиции.
Что такое тон и полутон
Все это – расстояние между звуками. Проще рассмотреть по клавишам фортепиано. В октаве между двумя белыми («до»-«ре») будет содержаться один тон. Если нажать черную между ними, то получится 1 полутон («до»-«до диез»). Исключение – «си»-«до» и «ми»-«фа». Между ними нет черной, и отсчитывают полтон.
У гитары нет черных и белых клавиш, поэтому, между 2 ладовыми перегородками расположен полутон.
Ноты струн в строе Standart
Стандартный строй предлагает следующий порядок:
Читается слева направо – «ми» – «си» – «соль» – «ре» – «ля» – «ми».
Как видите, строй содержит 2 одинаковые – «ми». Это первая и шестая открытые. При чтении слева направо нумерация идет снизу вверх. Напоминаем, что все они при этом открытые, зажимать ничего не нужно.
Способы настройки гитары
Настроить инструмент можно провести 3 способами.
По тюнеру
Это распространенный способ среди концертирующих музыкантов. Это бывает:
При помощи программ
Самый распространенный способ настроить гитару. Существуют десятки сайтов с тюнерами в режиме «онлайн». Для них потребуется микрофон – либо отдельный для настольного компьютера, либо смартфонный. Также для смартфонов есть отдельные приложения. Во многих уже есть пониженный на полтона строй.
На слух
Настоящий специалист пользуется своим опытом и наработанным слухом. Часто к слуховой настройке прибегают классические гитаристы. Тембр нейлона порой некорректно отображается у программных тюнеров, давая ощутимую погрешность. Поэтому они настраиваются по камертону и первой.
Классической гитаре почти не требуется настройка на полтона ниже. По большей части это задача для акустических и электрических инструментов. Вы можете положиться свой слух, зная, что звук 439-441 Гц соответствует «ля» – 1 струна пятый лад.
Инструкция по настройке гитары на полтона ниже
Приведем пошаговые инструкции, как настроить инструмент 2 способами.
По тюнеру или при помощи программы
Как расположить тюнер или гитару?
При тюнере-прищепке достаточно закрепить его голову грифа и отстройка полтона будет происходить адекватно.
Если у вас «напольный» тюнер-примочка, то нужно подключиться через кабель. Акустическую гитару подносим к динамику, который чаще всего находится у передней панели аппарата. Дергайте над розеткой, чтобы получился громкий четкий звук.
Как определить, что струна опускается?
Главное, крутить колок в верную сторону. Понижение происходит от движения по/против часовой стрелки. Стрелка поползет вниз – полтона. Также возможен числовой вариант – герцы, которые будут уменьшаться.
Как определить, какая нота сейчас играет?
Зависит от модели тюнера, она может высвечиваться на экране отдельными буквами (также с бемолем/диезом), либо хроматической гаммой (например, сеткой).
Как определить, что струна настроена верно?
Тюнер может издать сигнал, когда звучание совпадет с искомым звуком. Появится галочка, зеленое поле, обозначающее, что требуемое значение в герцах достигнуто.
У приборов с точной настройкой гитары на полтона ниже необходимо следить за числовыми показателями самостоятельно.
На слух
Как найти на грифе нужную ноту?
Из раздела «Строй Standart» вы уже знаете порядок открытых. Нам нужно настроить гитару на полтона ниже, будем отталкиваться от Eb. Она находится – 4 лад 2.
Как настроить струны относительно других нот?
Воспользовавшись этой информацией, настраиваем на полтона ниже первую (унисон с указанной выше). Теперь достаточно использовать обычный метод настройки:
Проверка настройки по отдельным нотам и флажолетам
Заключение
Хотя сейчас у каждого есть смартфон с тюнером, но умение настроить гитару ниже по слуху очень важное. Настроить гитару на полтона ниже часто возможно, благодаря вашему опыту и умению слышать инструмент. Этот навык пригодиться не только для настройки, но и для развития музыкальности.
Расскажите в комментариях, каким способом вы пользуетесь, чтобы настроить инструмент.
Как настроить гитару на полтона ниже можно узнать и из видео:
Урок 5. Интервалы на гитаре
Интервал — разница в высоте звучания между двумя звуками.
Интервалы обозначают цифрами и измеряют в тонах.
½ тона (полтона) — это разница в высоте звучания между открытой струной и I ладом той же струны, или между I и II ладом, или II и III ладом и т.д. В общем, полтона — это расстояние между соседними ладами одной струны, самый маленький интервал на гитаре.
1 тон — расстояние между открытой струной и вторым ладом или между первым и третьим ладами и т.д., то есть через лад.
1½ тона (полтора) — расстояние через два лада.
Зная величину интервала в тонах, можно сосчитать, как его сыграть.
Название интервалов — это название чисел на итальянском языке.
Прима
1 — Прима — первый музыкальный интервал. Когда два человека поют (или играют) один и тот же звук, разница в звучание равна нулю, это и есть интервал прима, его обозначают ч.1 Примой так же называют первый звук аккорда, от которых отсчитывают расстояние до других звуков.
Сокращение ч. обозначает чистая
Секунда
Расстояние между звуками, идущими по порядку, — секунда
Пример: Звуки идут по порядку
Терция
Пример: Звуки идут через один
Звуки в парах «C — E» и «G — B» — находятся на расстоянии большой терции (обозначение б.3, величина 2 тона) друг от друга.
Звуки в парах «A — C» и «E — G» — находятся на расстоянии малой терции (обозначение м.3, величина 1½ тона) друг от друга.
Для тренировки самостоятельно поищите большие и малые терции от других звуков, как обычных, так и от звуков с диезами и бемолями.
Когда звуки идут через один, интервал между двумя соседними звуками всегда терция, т.е. в аккордах звуки идут по терциям.
Теперь, когда Вы научились находить от разных звуков терцию, — самый важный музыкальный интервал, расскажем о других интервалах, которые используются при построении аккордов и в обозначениях аккордов по буквенно-цифровой системе.
Таблица — Простые интервалы
Интервал | Обозначение интервал | Количество тонов |
Прима — 1 | ч.1 | 0 тонов |
Секунда — 2 | м.2 | ½ тона |
б.2 | 1 тон | |
Терция — 3 | м.3 | 1½ тона |
б.3 | 2 тон | |
Кварта — 4 | ч.4 | 2½ тонов |
Квинта — 5 | ч.5 | 3½ тонов |
Сэкста — 6 | м.6 | 4 тона |
б.6 | 4½ тон | |
Сэптима — 7 | м.7 | 5 тона |
б.7 | 5½ тон | |
Октава — 8 | ч.8 | 6 тонов |
Интервалы сокращённо обозначают: ч. — чистый; это интервалы прима, октава, кварта и квинта (величина чистых интервалов всегда одинакова и они не бывают большими и малыми). Б — большой, м. — малы; это интервалы секунда, терция, сэкста, сэптима.
Интервалы можно увеличивать или уменьшать на ½ тона. тогда их называют и обозначают соответственно. Например, ув.5 — увеличенная квинта (4тона), или ум.5 — уменьшенная квинта (3 тона). Исключением является прима и октава, их не уменьшают.
Пример: Простые интервалы от звука A на гитаре
Аналогично можно найти расстояние между любыми другими звуками.
Таблица: Составные интервалы
Интервал | Как получают интервал |
нона — 9 | октава + секунда |
децима — 10 | октава + терция |
ундецима — 11 | октава + кварта |
дуодецима — 12 | октава + квинта |
терцдецима — 13 | октава + сэкста |
Составные интервалы получают прибавлением простых интервалов к октаве.
Когда к октаве добавляют чистые простые интервалы, составные интервалы получаются чистые.
Когда к октаве прибавляют большие и малые простые интервалы, составные интервалы получаются большими и малыми. Например, октава + малая секунда = малая нона, октава + большая секунда = большая нона, октава + малая терция = малая децима и т.д.
Интервалы на гитаре
Устройство звукоряда гитары позволяет легко осуществлять относительные интервальные построения от любой ноты благодаря зрительным шаблонам, рассмотренным на предыдущем занятии, но для наглядной демонстрации основ и системы этих построений мы воспользуемся фортепианной клавиатурой.
Если нужно получить больше 12 звуков, то добавляется ещё одна октава и т.д. На изображении 2 рис.1 показаны три фортепианные октавы.
Как вы знаете, в музыке наиболее распространены семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для получения 12 интервалов они дополнены пятью производными ступенями, которые являются повышением (♯) или понижением (♭) на полутон некоторых основных ступеней: до♯ (ре♭), ре♯ (ми♭), фа♯ (соль♭), соль♯( ля♭), ля♯( си♭). Гитаристы чаще пользуются (и привыкают пользоваться) вариантами с повышением основных ступеней с использованием ♯. Для удобства там можно делать, но при этом нужно знать, что далеко не всегда повышение ступеней приводит к правильным построениям в музыке.
Рис. 1. 12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй
Клавиатура фортепиано наглядно показывает основные и производные звуки, что очень помогает клавишнику при выполнении разных интервальных построений. У гитариста нет такого зрительного ориентира, по причине чего ему приходится мысленно представлять данное деление. Благодаря черным клавишам интервалы на белых клавишах можно определить моментально, а на грифе, скорее всего, придётся посчитать лады, чтобы понять, какой интервал играется на одной струне или что зажато на разных струнах через несколько ладов. Октавы на клавиатуре располагаются друг за другом, а на грифе друг за другом и друг над другом (рис. 1 изображения 2 и 4), что требует от гитариста навыка мышления в двух измерениях.
Интервальные построения от ноты С (до) проще и нагляднее осуществляются на фортепианной клавиатуре, а относительные интервальные построения от разных нот (с использованием относительно небольших интервалов) проще и нагляднее выполняются на грифе гитары.
Рекомендую зрительно запомнить расположение клавиш на клавиатуре фортепиано и ступеней на них в пределах одной октавы от ноты до. Это поможет вспомнить последовательность ступеней, если определение их на грифе вызывает сложности.
Гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания.
На одной струне можно сыграть только мелодический интервал.
От одной ноты можно построить 13 простых интервалов (рис. 2).
Рис. 2. Интервалы на одной струне.
Числа над дугами показывают количество полутонов. Например, секунда малая состоит из одного полутона, и её тоны зажимаются на соседних ладах, секунда большая состоит из двух полутонов, и её тоны зажимаются через лад и т.д. Расшифровка сокращённых обозначений:
Построения интервалов на рис. 2 дано от ноты до (С), а основные и производные ступени выделены цветом клавиш как на фортепиано, что, при необходимости, позволит наглядно сравнивать построения интервалов на грифе и клавиатуре.
Вместо привычного для гитаристов повышения основных ступеней при помощи диеза на схеме рис. 2 указано их понижение при помощи знака бемоль. Это необходимо для правильного определения интервалов. В средние века пользовались семиступенным строем, который состоял из 7 основных ступеней, благодаря чему интервалы и получили свои названия:
Возможно, с обозначениями интервалов вам придётся сталкиваться очень редко и непонятно, для чего мы потратили столько времени на это. Отвечаю: все построения в музыке основываются на ступенях и о них нужно иметь хотя бы общее представление.
При игре на гитаре используется понятие позиции — это группа из четырех расположенных рядом ладов, которые можно охватить четырьмя пальцами. Номер позиции определяется по нижнему (крайнему левому ладу). Например, в пятой позиции пальцы левой руки с указательного по мизинец находятся над соответствующими ладами V, VI, VII, VIII. В одной позиции можно играть на любых струнах в пределах этих четырех ладов.
Интервалы, которые можно сыграть в одной позиции вверх, показаны на рис. 3
Рис. 3. Простые интервалы вверх в пределах одной позиции.
В общем случае, можно сыграть 12 интервалов вверх и 12 интервалов вниз (не выходя за пределы звукоряда струн), но на рис. 3 получилось десять интервалов. Два интервала сыграть нельзя. Обидно. Сыграть все 12 интервалов можно в расширенной позиции (рис. 4), когда мизинец левой руки способен дотянуться до пятого лада в позиции. Непросто, но после некоторой тренировки возможно, что очень пригодится при игре мажорных гамм и не только.
Рис. 4. Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции.
Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.
Интервалы на закрытых струнах
При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.
На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).
Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.
Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.
Рассмотрим простые интервалы, которые можно сыграть медиатором, подробнее.
Наименьшим интервалом, который состоит из двух разных звуков, является малая секунда (рис. 6).
Рис. 6. Малая секунда.
Нетрудно увидеть, что звукоряды соседних струн не позволяют сыграть некоторые интервалы. Например, на шестой струне сыграть малую секунду возможно начиная от пятого лада.
Почему интервал от 3-й струны (голубые круги) строится иначе, чем от всех остальных? Если вы не знаете ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую сначала пройти предыдущее фундаментальное занятие.
Интервал малой секунды в гармоническом виде является острым диссонансом. Острый диссонанс можно представить как острую приправу, например, горчицу: отдельно есть затруднительно, а в блюде она позволяет улучшить вкус. Так и в музыке: отдельно диссонансы играются относительно редко, но часто используются в аккордах, где общее звучание смягчает их, а они, в свою очередь, дополняют общее звучание новыми обертонами, в результате чего аккорд звучит богаче. Но это не значит, что диссонансы нужно вставлять во все аккорды, как и накладывать горчицу во все блюда.
В мелодической форме малая секунда используется достаточно часто для получения плавного движения.
Пример 1. Мелодические секунды.
О свойствах мелодических интервалов мы подробнее поговорим на следующих занятиях, а сейчас уделим всё внимание гармоническим.
Пример 2. Гармоническая малая секунда.
Рис. 7. Большая секунда.
Он также является диссонансным, но звучит не так резко, как малая секунда. В гармонической форме он может использоваться не только в аккордах (включая аккорды с задержанием sus2), но и совместно с другими интервалами.
Для создания большего напряжения можно использовать его вместе с малой терцией. Малая терция имеет минорное наклонение, что придаёт звучанию тревожность, пессимистический настрой, ожидание худшего и т.д.
Пример 3. Большая секунда и малая терция
Если использовать большую секунду с большой терцией, которая имеет мажорное наклонение, то получим оптимистичное и жизнеутверждающее настроение.
Пример 4. Большая секунда + большая терция
Терции показаны на рис. 8.
Рис. 8. Малая и большая терции.
Терции отлично дружат друг с другом при их мелодическом движении и часто употребляются в двухголосии.
Пример 5. Мелодическое движение терций.
Рис. 9. Кварта и квинта.
Это нейтрально звучащие по отношению к мажору и минору интервалы, по причине чего они не только хороши в сочетании с другими интервалами, но и могут легко отправиться в самостоятельное плавание.
Кварта часто используется совместно с терцией для игры задержания и в аккордах с задержанием sus4.
Пример 7. Кварта + терции
Дополним большую секунду и малую терцию квартой.
Пример 8. Большая секунда, малая терция и кварта.
Вот это уже на что-то похоже! Оказывается, комбинируя интервалы можно получить интересные гитарные риффы! Этому определенно стоит уделить время и внимание!
При помощи двух интервалов несложно получить секвенцию (игра одной и той же фразы от разных нот)
Пример 9. Секвенция с использованием квинты и большой терции.
Дополнительно к кварте и квинте обратите внимание на тритон (рис. 10). В средние века этот интервал был под запретом и называли его «дьяволским интервалом». К счастью, времена те остались в истории, да и музыкальная система претерпела значительные изменения. В настоящее время этот интервал встречается достаточно часто.
Тритон является сильным диссонансом, который неплохо звучит вместе с квинтой.
Пример 10. Квинта и тритон
Пример 11. Квинта + большая секста.
Интервалы с использованием одной или двух открытых струн
Септимы сыграть на двух соседних закрытых струнах невозможно, но их можно сыграть, если одна из струн будет открытой.
Пример 12. Малая септима и другие интервалы в ассортименте
Большая септима звучит острее малой, но и для неё можно найти применение.
Для гитариста октавы ценны ещё и тем, что помогают быстро определять и находить нужные ноты на грифе. А вот об этом подробнее, пожалуйста!
Для начала нужно запомнить расположение звуков на пятой и шестой струнах, после чего ноты на остальных струнах можно определить при помощи простых шаблонов:
Рис. 14. Шаблоны октав для определения нот на грифе.
В пределах одной октавы (12 ладов) основная или вспомогательная ступень встречается только один раз.
Пользуясь сказанным выше получаем основной шаблон для быстрого нахождения нот на грифе (рис. 15).
Рис. 15. Шаблон для быстрого определения нот на грифе.
Незаметно мы перешли к игре интервалов на соседних струнах, одна из которых является открытой. Данный способ игры интервалов применяется достаточно широко, но имеет ограничение, связанное с невозможностью изменения нижнего или верхнего тона, который берется на открытой струне, что существенно сокращает количество интервалов, которые можно сыграть данным способом. Например, если используется 6-я открытая струна, то нижним звуком в этом случае будет звук E (ми) большой октавы.
Звучание гармонической октавы ещё больше наполнено пустотой в сравнении с гармонической квинтой. Это нейтрально звучащий интервал, который часто используется в аккордах, для поддержки баса или для игры интервалов больше октавы, которые называются сложными (составными).
Пример 14. Октава с нижней открытой струной и сложные интервалы
Гармоническую приму также можно сыграть с использованием открытой струны (рис. 16)
Рис. 16. Гармоническая прима.
Пример 15. Гармоническая прима, секуда и терция
В нижнем звуковом диапазоне звуки по частоте располагаются ближе друг к другу, да и не столь хорошо различаются слухом, что накладывает ограничение на использование интервалов в нижнем диапазоне. Короткие интервалы, взятые от шестой струны, будут восприниматься как грохот. Как определить наименьший интервал, который более или менее хорошо будет звучать от шестой струны?
Подведём итог. Гармонические интервалы можно условно разделить на интервалы:
Нейтральные интервалы могут использоваться самостоятельно, а интервалы напряжения чаще используются совместно с другими интервалами.
На следующем занятии мы коснемся аккордов, а пока попробуйте попрактиковаться в игре разных сочетаний интервалов. Успехов!