Что такое полная интеграция детей с овз

Что такое полная интеграция детей с овз

Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие происходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие людей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью происходит сегодня в нашем обществе в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной, социальной или коммуникативной.

Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в мире увеличивается число детей с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями, приводящими к инвалидности. Причиной этого являются не только негативные моменты: ухудшение состояния окружающей среды, снижение уровня жизни, алкоголизация населения. Существенную роль играет и прогресс медицины, характерный для всех развитых стран, повышение качества медицинской помощи матери и ребенку, что значительно снизило детскую смертность и сделало возможным выживание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальной проблемой является изучение потенциалов и ресурсов интеграции детей с проблемами в развитии в систему общего образования. Необходимость в такого рода исследованиях обусловлена логикой развития социально-педагогического знания, утверждающей необходимость формирования педагогических систем, в комплексе обеспечивающих процессы социализации, инкультурации и самореализации личности; характером социокультурной ситуации, усугубляющей социально-культурные и личностные проблемы детей, в том числе с отклонениями в развитии и требующей поиска наиболее эффективных путей и средств их решения; противоречием между социализирующим, самореализационным и реабилитационным потенциалами общего образования и степенью их теоретического осмысления и реализации в коррекционной и реабилитационной практике.

В современных исследованиях образования интеграция выступает как важнейшая методологическая категория. Она направлена на обеспечение целостности образовательного процесса, образовательных систем и всей системы образования. Как любая методологическая категория, интеграция представляет собой способ познания, анализа и преобразования действительности. Она ориентирует на анализ и формирование связей, обеспечивающих целостность образовательных систем и образовательного процесса.

Проблему интеграции в общество людей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью невозможно решить без учета социальных, экономических, политических и психологических ситуаций, в контексте которых протекает данный процесс. Мы полагаем, что существенное значение здесь имеет фактор мировоззренческой интерпретации состояния проблемы в обществе, фактор доминирующих в обществе нравственно-психологических ориентиров.

Вокруг проблемы интеграции в коррекционной педагогике много споров, так как сам термин «интеграция» понимается учеными по-разному, неоднозначно трактуются возможности интеграции всех детей с особыми нуждами, предлагаются разные пути и средства интеграции. Совместное с зарубежными учеными обсуждение проблем интеграции позволяет говорить об общей тенденции развития системы специального образования в России, Европе и Америке, об общих научных проблемах, исследуемых учеными на современном этапе развития науки в конце ХХ – начале ХХI в. На современном этапе идея интеграции обретает адекватную форму и превращается в основополагающую категорию дидактики. Она соединяет в себе понятия комплексности, предметности и признается учеными и практиками как принцип организации процесса специального образования в условиях общеобразовательной школы. Практика организации коррекционной деятельности на интегративной основе получила к концу XX – нач. XXI в. относительную завершенность. С точки зрения многих ученых, которую выразил А.Я. Данилюк, и мы полностью с ней согласны, интеграция является самым значительным инновационным движением в образовании XX в.

По широте воплощения, глубине творческого замысла, продолжительности интеграция значительно превосходит другие педагогические нововведения, интеграция – это пик творческого саморазвития традиционного образования, попытка педагогики решительно пересмотреть дидактическую разобщенность учебных дисциплин и подходов. На современном этапе отмечается повышенный интерес общества к идеям интегрированного и личностно-ориентированного образования, что в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности многих учреждений России, особенно коррекционно-развивающего типа.

На современном этапе развития идеи интеграции учеными сформулированы три принципа, определяющих организацию коррекционно-развивающих образовательных систем на интегративной основе:

1) диалектическое единство интеграции и дифференциации;

Все теории и предлагаемые рекомендации не всегда однозначны, но в ходе научного поиска они имеют право на существование. Обсуждение проблемы интеграции определяет создание предпосылок и психолого-педагогических условий обучения детей с проблемами в развитии в общеобразовательной школе.

Во втором томе монографии в контексте современных тенденций и проблем развития отечественной дефектологии представлены исследования, объединенные идеей необходимости интегративного обучения и создания условий для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе.

Источник

Что такое полная интеграция детей с овз

…которые имеют желание обучаться в обычной общеобразовательной школе. Вопрос должен стоять именно так, для начала ребенок должен хотеть учиться в обычной школе, а его родители убедиться в том, что это исполнимо. Одного желания родителей будет недостаточно. Процесс интеграции должен начинаться значительно раньше подачи документов в школу.

Условия интеграции учеников с ОВЗ

Возможность интегрированного обучения – в школе, в классе с обычными одноклассниками с освоением учебного плана, приближенного к общеобразовательному, рассматривается заранее. Родители изначально должны понимать, с чем столкнутся они и их ребенок. Сейчас образовательная система настроена на то чтобы как можно больше детей с инвалидностью и ОВЗ могли учиться в интегрированной инклюзивной форме. Так как это благотворно влияет как на детей с ограниченными возможностями, обеспечивая ему пребывание в адекватном социуме и на окружающих его учеников, обучая их пониманию и толерантности.

Условия интеграции разделяются на две категории внутренние – готовность самого ученика к интеграции и внешние – возможность окружения.

Внешние условия интеграции это:

Внутренние условия — это возможность организма, способность и желание ребенка учиться в обычной школе. Перед тем как обращаться к инклюзивной форме обучения лучше прийти спокойно погулять осмотреться, чтобы новая обстановка его не пугала. Если у него нет стремления к этому, он не заинтересован работе в коллективе, то общее психологическое давление может усугубить течение его заболевания.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овз

Формы интеграции учащихся с ОВЗ

Интеграция — это освоение классической образовательной программы, адаптированной под ОВЗ. Основные формы образования в таком случае:

Плюсы и минусы домашнего и инклюзивного обучения

возможно ли при домашнем обучении?возможно ли при инклюзивном обучении?
четкая дисциплинаспорнода
четкий учебный планплан разрабатывается и выдается преподавателем каждые полгодаребенок учится соответственно общеобразовательного плана
возможность использовать индивидуальную программу разработанную под ребенкаразрабатывается индивидуальный план, с преподавателем исходя из способностей и возможностей ребенкаучебный план корректируется или создается индивидуально, отталкиваясь от общего учебного плана класса
возможность работать по индивидуальному графикуесть, родители с ребенком сами создают план на деньнет, ребенок учится по расписанию всего класса, если что-то пропустит, будет догонять в индивидуальном порядке
возможность параллельно поддерживать план лечения ребенкаесть, родители в любой момент могут прервать учебный процесс или делать процедуры во время него (например, ставить капельницы или гулять на свежем воздухе)нет, родители могут договориться от отсутствия ребенка на уроках, но ему придется, потом всех догонять.
нахождение в социумевозможно только при посещении групповых занятийребенок находится в классической социальной обстановке и учится коммуникации
уровень преподаванияродители должны нанимать репетитора или хорошо разбираться в предметепреподаватель профессионально владеет навыками обучения, проходит специальные курсы работы с детьми с ОВЗ.
обеспечение учебным материаломродители покупают самостоятельнопредоставляет школа

Врачи и профессиональные педагоги, рекомендуют по возможности проводить интеграцию ребенка в социум и поддерживать инклюзивную форму обучения. Государством обеспечивается организация и сопровождение инклюзивного обучения и поддержка родителей детей с ОВЗ. Домашнее образование имеет смысл только для тех, чей уровень не может соответствовать коллективу обычной школе или чье здоровье не позволяет посещать школу. Это относится к ученикам с очень тяжелой формой проявления из заболевания.

Инклюзивная интеграция направлена на то, чтобы человек с особыми потребностями мог сосуществовать с окружающими его людьми, не воспринимая свой недуг как ограничение или ущербность.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овз

С чего начинается интеграция обучение?

Интеграция в социум начинается с самого детства. Для начала вся семья должна иметь желание социализировать своего ребенка, чтобы не отделять от окружающих. Она должна осознать, что он практически ничем не отличается по своим возможностям. Современные законы призваны защищать таких людей, и направлены на их интеграцию в социум, поэтому родители получат достаточную поддержку от окружающих.

Интеграция начинается с определения умственных и физических возможности ребенка, еще с раннего детства, рассматривается способность учиться в обычной школе и общеобразовательных учреждениях. Это поможет понять специальная медицинская, психологическая, экспертная комиссия.

При этом не стоит пугаться статуса ОВЗ. Именно он даст возможность правильно интегрироваться в школе. Так как, отталкиваясь от него, будет разрабатываться учебный план, а школа подготовит условия для человека с особыми потребностями.

Основные проблемы интеграции при инклюзивном обучении

Существует ряд препятствий даже при желании ученика и его родителей:

Любые попытки интеграции должны быть только при желании ученика. Если он не хочет или есть подозрения, что он не справится, лучше выбрать индивидуальное домашнее обучение с посильной программой.

Социокультурная интеграция детей с ОВЗ

Кроме школы, школьник должен регулярно общаться и внедряться в социум. Социокультурная интеграция включает в себя мягкое внедрение человека в социум. Эта задача лежит на плечах родителей. Они обеспечивают общение с окружающим миром. В таком случае лучше развивать культурные знания – музыка, поведение, традиции. Чтобы он знал или хотя бы пытался понять, что от него хотят окружающие и что они могут делать.

Она поможет в дальнейшем лишиться зависимости от семьи и начать самостоятельную жизнь, общаясь и пользуясь помощью окружающих людей.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овз

Полная интеграция

Полноценной интеграцию можно считать, когда ребенок может обойтись без своих родителей в той мере, как и обычный:

Обычно этого можно добиться при любом диагнозе, на основе которого ставится статус ОВЗ. Интеграция с инклюзивной формой обучения, возможна при ранней диагностике, подготовке, желании и понимании родителей.

Социальная интеграция с детства поможет, несмотря на особенности здоровья, жить в социуме и пользоваться всеми благами. Любые ограничения в современном мире возможно обойти или добиться того чтобы они не мешали, главное – действовать, не стоять на месте и стремиться к изменениям.

Источник

Что такое полная интеграция детей с овз

Значительные социально-экономические преобразования государственного устройства, происходящие в последние десятилетия ХХ века, обусловили включение России в мировое образовательное пространство и привели к изменению общественного сознания в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ). Произошло понимание ведущей роли человеческих ресурсов в жизни общества, безусловное принятие ценности каждого человека независимо от его религиозных убеждений, расовой принадлежности, состояния здоровья, признание права каждой человеческой личности на самоопределение, уникальность и вариативность. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции обуславливают необходимость создания специальных технологий образования, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ряд авторов уделяют внимание инклюзивному (совместному), обучению, которое, существенно сокращает процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Е.Л. Гончарова [1,6], Д.В. Зайцев [2], Л.М. Кобрина [4], О.И. Кукушкина [1], Н.Н. Малофеев [5, 6], Н.М. Назарова [7, 8] и др.

Обучение в специальных коррекционных учреждениях, создает определенные ограничения в социализации детей с инвалидностью, в их полноценное включение в жизнь общества.

Лучше адаптироваться к жизни дети с ОВЗ могут в ДОУ и общеобразовательной школе, в которых специально созданы условия. Тем более что в последнее время предлагаются различные варианты инновационных подходов к инклюзивному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ОВЗ адаптируются к жизни в общеобразовательных учреждениях значительно лучше, чем в специальных коррекционных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении детьми с ОВЗ социального опыта. Теоретически у здоровых же детей, обучающихся вместе с детьми ОВЗ развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Детство длится примерно одну десятую часть жизни человека. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям, а если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то эта изоляция будет иметь место в той или иной степени, но она обязательно будет.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.

Интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Процессы интеграции в нашей стране носят стихийный (неорганизованный) характер и обусловлены рядом причин: отсутствие государственной программы поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, недостаточное количество специальных образовательных учреждений в регионах, удаленность их от места проживания семьи, нежелание родителей обучать детей в условиях изоляции и интернирования и т.д. Поэтому основной стратегией реализации интегрированного обучения будет являться создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих способностей[9]: адекватно вести себя; эффективно общаться с окружающими.

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Педагогическая интеграция (учебная) – формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

В последнее десятилетие в целом по стране, в силу социально-экономических, демографических, экологических причин обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации существует достаточно разветвленная сеть образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети дошкольного возраста с ОВЗ обучаются в группах комбинированной, оздоровительной направленности. Дети, входящие в состав разных нозологических групп (с тяжелыми нарушениями речи, сенсорной и двигательной депривацией, интеллектуальной недостаточностью) получают образование в ДОУ. Создаются условия для образования детей с более тяжелой и малоизученной патологией развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом развития, аутистическими расстройствами).

Коррекционная работа, как педагогическая и в то же время социальная система, должна иметь самостоятельный выход на социальную среду [11]. Ведь именно среда обусловливает общественные цели специального образования: всестороннее развитие личности, социально-трудовая адаптация учащихся, компенсация дефекта и др. Выделим основных положения коррекционно-педагогической работы: коррекция занимает центральное положение в системе специального образования, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; коррекция находится на перекрестке составных частей общего образования (обучение, воспитание, развитие), она триедина и в то же время имеет свою специфическую направленность; коррекция как социальная система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях имеет и самостоятельный выход на среду.

Компоненты образовательного и коррекционного процессов, «в реальной обстановке будут динамичны, их соотношение будет меняться в зависимости от социального заказа общества, дидактических целей и задач обучения в целом» [10]. Определяя образовательный маршрут ребенка, обучающегося среди школьников, не имеющих отклонения в развитии, необходимо помнить о роли специальных образовательных условий, которые включают в себя: образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционную направленность обучения. Такой подход обусловлен некоторыми общими закономерностями для всех типов аномального развития [7]: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедление процесса формирования понятий; нередко явление ретардации (незавершенность формирования психических функций данного периода). Кроме того, наблюдаются закономерности, характерные для каждого конкретного нарушения.

Недостаточность, невозможность своевременной помощи, поддержки ребенка с ОВЗ снижает качество образования. Качество образования по определению А.М. Каца – совокупность свойств образования, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением [3].

Исходя из приоритетов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшими направлениями системы образования для таких детей являются: разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество; разработка программ развития социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи, общества, образовательного учреждения; использование возможностей образовательной программы, предусматривающей потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего типа. Приоритетными направлениями так же являются: разработка и реализация программ повышения квалификации учителей в области специальной педагогики и специальной психологии; разработка и реализация программных и учебно-методических комплексов нового поколения для детей с ограниченными возможностями здоровья; усиление психолого-педагогических служб образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья; создание программ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка концепции непрерывного инклюзивного образования (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения профессионального образования); разработка программ раннего вмешательства с целью раннего выявления проблемы и оказания своевременной коррекционной помощи; разработка и внедрение программ, позволяющих укрепить сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, кадровый и научно-методический потенциал которых способен обеспечить образование детей с ограниченными возможностями здоровья; постепенное развитие интегрированных форм обучения инвалидов на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовка педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями); разработка образовательных программ для родителей.

Для преодоления сложностей в процессе инклюзивного образования необходимо специальное социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, использование социально-педагогических технологий, которые смогли бы помочь им социализироваться в новых для них условиях общеобразовательных учреждений. Воспитателям и педагогам общеобразовательных учреждений необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ОВЗ, учитывать особенности его характера, состояния здоровья, готовности к школьному обучению, психологические и адаптационные возможности. Значительно улучшить состояние ребенка могут только ранняя диагностика и своевременные меры коррекции.

Источник

Социальная интеграция детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овз Алена Ефимовских
Социальная интеграция детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Ефимовских Алена Сергеевна

Николаева Татьяна Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье описывается опыт работы дошкольного учреждения с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: социальная интеграция, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, принципы инклюзивного образования, специальные условия воспитания и обучения

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком,

думай о том, что тебя соединяет,

а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в образовательных учреждениях в нашей стране становится все более значимой и актуальной. Распространение процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями здоровья в образовательном учреждении «является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ» [2, с. 18]. Это обусловлено в первую очередь усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам.

Понятие «интеграция», как в отечественной, так и в западной научной литературе рассматривается через теорию социальной интеграции, которая предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Основоположником идеи интегрированного, и в дальнейшем как его логического продолжения инклюзивного, обучения в отечественной педагогике является Л. С. Выготский, который указывал на необходимость создания такой системы обучения, где ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития, по его мнению, являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, «приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями» [1, с. 49]. Он считал, что «широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования» [1, с. 50].

Сегодня практический аспект инклюзивного образования понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Основным критерием эффективности инклюзивного образования мы считаем успешность социализации, введение в культуру, развитие и совершенствование социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения и адекватного социального поведения.

Наш детский сад имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, мы идем по пути создания гибкой системы образовательной деятельности, где учитываются индивидуальные потребности всех детей, не только с проблемами в развитии, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. На сегодняшний день МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида посещают 194 ребенка, из них 23 ребенка с ОВЗ, 3 ребенка, имеющие группу инвалидности (нарушения слуха и зрения, сердечная недостаточность, интеллектуальную недостаточность с ДЦП).

Целью нашей педагогической деятельности стало создание условий для осуществления инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Для достижения поставленной цели мы работаем в направлении обеспечения всестороннего развития воспитанников, их социальной адаптации, сохранения и укрепления психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях. Для повышения родительской компетентности в вопросах толерантности совместного обучения дошкольников и их психолого-педагогического развития мы оказываем консультативную помощь родителям, имеющим детей с ОВЗ.

— цени, принимай и понимай многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;

— поощряй достижения, доказывай, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь, ни дети требуют «исправления», а подходы к обучению;

— сотрудничай, сочувствуй, ведь дети и взрослые получают пользу только от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения;

— расширяй свои профессиональные знания, которые бы были максимально эффективны для всех детей.

Этапами инклюзивного образования в ДОУ являются:

— своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;

— выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их развитии;

— определение оптимального педагогического маршрута и разработка адаптивной образовательной программы;

— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

— отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы.

В нашем детском саду инклюзивное дошкольное образованиереализуется в двух основных формах:

специально организованные логопедические группы для детей с особыми потребностями. Эти дети находятся в одной группе, но остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ наравне с остальными детьми, участвуют в общественных мероприятиях и т. д.

общеразвивающие группы, в которых инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей-инвалидов в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.

Для оптимального осуществления социальной интеграции на этапе дошкольного детства созданы специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ:

1. Адаптивная образовательная среда – это естественная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, которые позволяют детям в соответствии интересами и желаниями в одно и то же время заниматься разными видами деятельности. Такая среда стимулирует включение всех детей группы в различную деятельность, не раздражая и отвлекая, а, наоборот, создавая комфортные условия для работы и личностного развития каждого ребенка. Например, дети слушают любимую музыку, занимаясь при этом различными видами творчества.

— центр театрализации – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной новой идеей, помогает раскрыть неожиданные грани своего характера;

— центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем размещены растения, необходимое оборудование для ухода за ними, детские поделки из природного материала;

— центр творчества дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности и воплощения своих творческих замыслов и фантазии.В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, пластилин, дидактические игры и т. п.);

— центр конструирования (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде);

— центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам;

— центр развития речи (находятся различные дидактические игры, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.).

При организации адаптивной образовательной среды мы учитываем структуру дефекта, специфику свободного, безбарьерного передвижения, меру доступности, вариативности и трансформируемости, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности.

2. Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в дошкольном образовательном учреждении. Наши педагоги прошли обучение по программе повышения квалификации на тему совершенствования деятельности педагогов дошкольных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями в условиях внедрения ФГОС, и постоянно улучшают свой профессионализм на семинарах и практикумах на муниципальных и районных уровнях.

3. Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Поэтому нами разработана адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его

позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и

творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ предусматривает комплексное взаимодействие всех специалистов и родителей дошкольников.

-педагогом-психологом, который обеспечивает психологическое здоровье детей, коррекцию и развитие личности ребёнка;

-учителем-логопедом, который занимается развитием и коррекцией познавательной и речевой деятельности;

-социальным педагогом,

-воспитателем группы, которые организуют совместную деятельность, проводят режимные моменты. Планируют свободную самостоятельную деятельность детей, наполняя образовательным содержанием за счет создания педагогом разнообразной предметной среды. Это позволит обеспечить широкий выбор деятельности, соответствующей интересам ребенка, включить их во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.

Индивидуальные занятия подбираются для каждого ребёнка индивидуально в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка.

Поэтому в начале каждого учебного года проводится комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, в целях выявления уровня и особенностей психического развития для определения его образовательных потребностей, уровня возможного освоения образовательной программы и на основе полученных результатов разрабатываются образовательные маршруты групп и конкретных детей и индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ со сложной структурой дефекта.

В процессе реализации программных мероприятий ведущими являются здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества и игровые технологии. Фрагментарно используется технология группового тренинга. Сопутствующей технологией является информационно-коммуникационная технология.

Свою педагогическую деятельность мы стремимся реализовывать так, чтобы каждый ребенок активно участвовал в жизни группы как через организованную, так и через свободную деятельность, во всех мероприятиях детского сада. Вносим изменения в правила игры, предоставляем ребенку дополнительную попытку, оптимально размещаем воспитанников в группе совместного творчества, привлекаем здоровых детей к посильной помощи детям с ОВЗ.Мы придерживаемся простым правилам бесконфликтного общения: избегаем злоупотребления критикой, демонстрируем неподдельный интерес к другим людям, стараемся быть хорошим слушателем, помогаем детям чувствовать свою значимость, уважаем мнение детей, избегаем ненужных споров, убеждаем, а не приказываем, придерживаемся положительной установки.

Главную роль в образовательном процессе занимает взаимодействие детей с ОВЗ с другими детьми. Вступая в межличностные отношения посредством игровой, проектной и исследовательской деятельности дети общаются друг с другом, согласовывают свои действия, находят совместные решения, разрешают конфликты. А для детей с ОВЗ одним из главных является то, как принимают и относятся к нему окружающие люди, поэтому первоочередной необходимостью для нас стало создание эмоционально-благоприятной атмосферы внутри коллектива и развитие отношений партнерства всех участников образовательного процесса посредством комплексной программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой. Задачами данной программы является развитие эмоциональной сферы ребенка, введение ребенка в мир человеческих эмоций и развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения [3, с. 6]. ;

Для нас также важно формирование толерантного отношения родителей здоровых детей к детям с ОВЗ. Для этого проводится работа по включению родителей в воспитательно-образовательную деятельность через информирование родителей на сайте учреждения, в родительских уголках, непосредственного общения, снятие эмоционального напряжения и тревожности через тренинги, родительские университеты, праздники и оздоровительные досуги.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

3. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 208 с.

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.

5. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и ОВЗ. Сборник материалов. – Киров, 2014. – 332 с.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овзСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овзСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овзФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овзОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овзОтчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть фото Что такое полная интеграция детей с овз. Смотреть картинку Что такое полная интеграция детей с овз. Картинка про Что такое полная интеграция детей с овз. Фото Что такое полная интеграция детей с овзПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования». «Школьное обучение никогда не начинается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *