Что такое политика в истории
Политика — это искусство управления
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы живем в государстве (что это такое?), которое гарантирует каждому реализацию политических прав. Однако, в чем они заключаются и как ими можно распорядиться задумываемся нечасто.
При упоминании слова политика многих охватывает тоска, хотя люди, наделенные властью, часто принимают судьбоносные для нас решения.
Давайте разберемся для чего нужна политическая сфера, можно ли ее называть грязным делом и из каких компонентов она состоит.
Что такое политика
Политика (от греч. слова «полис») — это деятельность органов госвласти и управления, а также множество событий жизни общества, которые связаны с деятельностью и функционированием государственных институтов.
В числе существующих определений термина встречается его упоминание в качестве общественной сферы, в которой происходит борьба за власть.
Также под политикой нередко понимают практику управления социальными группами.
В этом смысле ее олицетворяют с искусством, так как реализовать разнонаправленные интересы отдельных категорий очень сложно, что требует особых умений и таланта.
Зарождение политики связано с усложнением социальной структуры общества, в котором стали появляться богатые и бедные, знатные и незнатные, привилегированные и бесправные.
Различие социального положения этих групп привело к формированию разных интересов и потребностей, удовлетворение которых требовало проявления гибкости, способности договариваться, искать компромиссы (что это?), а в некоторых ситуациях умения применять силу. Все эти качества нужны современному политику для решения стоящих задач.
Важным условием возникновения политики стала невозможность нивелирования социальных проблем традиционными методами наподобие моральных устоев или обычаев.
Политика вместе с правом (что это?) становится более совершенным регулятором, направленным на сглаживание социальных противоречий.
Политическая теория Макиавелли
Итальянский ученый эпохи Возрождения Н.Макиавелли (1469—1527) заложил основы нового понимания политики, которое было освобождено от влияния религиозных представлений на эту сферу.
По его мнению, она подчиняется только земным законам. Однако ученый не отрицал религию как важный инструмент политической деятельности, доказывая это тем, что многие основатели государств ссылались в своих действиях на божью волю.
Макиавелли обособил мораль от политики — в последней единственным критерием правильности решений правителя выступает укрепление его власти и увеличение размеров государства.
В процессе достижения хороши все средства, включая аморальные. Поле деятельности политика не иллюзорный мир этики, а реальный мир с его конкретными реалиями и условиями, писал ученый.
Структура политики
Политика как сложная система включает в себя отдельные компоненты, которые определяют ее сущность и эффективность функционирования. К ним относится:
Политическая власть
Задаваясь вопросом, что такое политика, нужно знать, что она очень тесно связана с властью.
Последняя выступает как способность одного лица или социальной группы навязывать требуемую модель поведения субъектам в соответствии с национальными и общегосударственными задачами.
Политическая власть традиционно занимает особенное положение в структуре власти, что объясняется наличием нескольких отличительных признаков:
В систему политической власти входит государственная власть, а также власть политических лидеров, партий и элит.
Благодаря существованию политической власти решаются важнейшие задачи, связанные с определением стратегических задач развития общества, обеспечением его единства и безопасности, поддержанием порядка, разрешением конфликтов и перераспределением ценностей.
Политические ресурсы
Ресурсы рассматриваются как инструменты воздействия на объекты политики с целью их изменения. Для достижения этого результата используются следующие компоненты:
Политика — это грязное дело?
Немного измененное высказывание русского поэта Максимилиана Волошина знакомо практически каждому. Многие искренне разделяют смысл этой фразы, приводя доводы о коррупции и злоупотреблениях властью нечестными политиками.
Спорить с этим сложно, так как политика не отделена от общества и его пороки распространяются и на эту сферу, приобретая гипертрофированный характер.
Использование грязных методов борьбы и пренебрежение нормами морали имеет логичное объяснение.
Огромные ресурсы (в том числе финансовые и властные), которые находятся в руках политиков зачастую рассматриваются не только как инструменты управления, но и как средства самоутверждения, реализации собственных идей и убеждений.
История знает множество примеров, когда подобные мотивы лежали в основе принятия судьбоносных решений — опричнина Ивана IV (это что?), антисемитизм и развязывание Второй мировой Гитлером, геноцид армян в 1915 году и многое другое.
В демократическом обществе создано противоядие по отношению к грязной политике. Это избирательная система, позволяющая преградить путь во власть нечестным, заворовавшимся и коррумпированным людям.
Граждане могут коллективно отказать в доверии таким кандидатам и отдать предпочтение тем, кто будет служить их интересам. Они берут на себя ответственность за чистоту политической сферы и тогда фраза немецкого философа Канта «Истинная политика не может шагнуть, не присягнув морали» вновь обретет актуальность.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Слово «политика» — иностранное. Следует подобрать к этому слову тождественное русское слово и всё встанет на места.
Не путайте понятие «государство» с понятием «строй». Именно из-за непонимания понятия «строй» и происходят вот такие заблуждения, как эта статья.
Дело в том, что политика отчасти идёт от самого правления (государства, по-вашему), а вторая часть политики идёт от народа, от представителей других взглядов и осуждения правления.
Политика — это очень сложно. У нас к сожалению ее направленность внешняя. Мы стремимся показать, как у нас все круто, а на внутреннюю политику внимания не обращаем. Таким образом, свои жители страдают и живем за чертой бедности, при таких огромных ресурсах.
Владимир: ресурсами надо еще распорядиться. Самые большие запасы ресурсов (нефти, газа) в Венесуэле. При этом все эти ресурсы национализированы (принадлежат народу). Однако, это самая бедная из нефтедобывающих стран.
Капитализм, при все его очевидной античеловечности, имеет механизмы позволяющие эффективно распоряжаться ресурсами. И политика здесь не причем. У нас налог на нефтедобывающую отрасль 85 процентов. Куда уже больше?
Простому человеку трудно понять смысл политических решений, мы просто не располагаем всем объемом объективной информации.
Вот люди недовольны повышением пенсионного возраста, но ведь целые институты все это просчитывали, а люди уверены, что власть такая плохая, от нечего делать гадость замышляет против народа.
Уверен, если бы можно было не повышать пенсионный возраст, то его бы не повысили, просто других вариантов нет.
Иван: абсолютно с вами согласен. Политикам гораздо проще идти по пути популизма (принимать решения, которые понравятся народу). Но сейчас это себе не могут позволить ни одни правительства мира, ибо кончилась эпоха благоденствия. Увы и ах.
Что такое политика?
Рождение политики
Анализируя устройство и многообразие полисной жизни, Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) впервые использовал слово «политика» в значении «относящееся к жизни полиса». Именно так, «Политикой», великий философ назвал свой труд, в котором были заложены основы политической теории. Вслед за Аристотелем древние греки понимали политику как полисные, государственные, одним словом, общественные дела — в отличие от семейных, частных дел. В европейский лексикон слово «политика» вошло в XIII в., когда один из переводчиков «Политики» Аристотеля с греческого на латынь использовал в своём тексте выражение communication politica, в значении «политическое сообщество».
Политика возникает и развивается вместе с человеческим обществом. Время формирования политики совпадает с тем периодом в истории, когда разлагаются родовые отношения и закладываются основы цивилизации (или, как выражаются некоторые историки, «складываются раннеклассовые общества»). Таким образом, политика рождается в тот же период, когда формируются государство и право.
Зарождение собственности, развитие экономики и становление обособленной личности привели к появлению в обществе отдельных людей и групп с несовпадающими и противоположными интересами. Столкновение интересов и борьба за них могли разрушить общество и лишить людей того огромного преимущества, которое давала им способность сотрудничать друг с другом. Чтобы избежать такого трагического исхода, потребовались усилия по согласованию интересов — это и стало началом политики.
Таким образом, политика является естественным и закономерным результатом развития человеческого общества. Именно это имел в виду Аристотель, когда говорил, что человек есть «животное общественное» (или, в другом переводе, «по своей природе есть существо политическое»), которое, только участвуя в политических (общественных) делах, может обеспечить себе достойное существование.
Политика = государство?
Возникнув одновременно, политика, государство и право и в дальнейшем были настолько тесно связаны, что это часто приводило к отождествлению политики и деятельности государства, которое в лице своих властных органов, опираясь на право, осуществляет функцию согласования интересов и поддержания общества в более или менее стабильном состоянии. Яркое проявление подобного отождествления состоит в том, что политиками обычно называют государственных деятелей. Для государств монархических, в особенности тех, где монархия имеет абсолютный или близкий к абсолютному характер, свойственно ещё более узкое понимание политики, сведение её к личности и деятельности государя.
Но если политика сводится к отправлению власти, то политиками выступают главы государств и высшие чиновники. Всё остальное общество оказывается отделённым от политики и служит её объектом.
Последствия подобного понимания политики очевидны. Во-первых, ошибки и недостатки отдельных деятелей приписываются политике как таковой. В массовом сознании создаётся резко отрицательный образ политики, а попытки понять её оборачиваются не осознанием сущности этого явления, а эмоциональными оценками, по большей части негативного характера.
Вторым последствием сужения политики до деятельности высшей власти является отчуждение большей части общества от политических проблем. Люди, убеждённые в том, что политика вершится где-то в высших сферах, полагают, что она их не касается либо что от них ничего не зависит. Такие настроения порождают аполитичность общества и, как неизбежное следствие, убеждённость представителей власти в собственном всесилии и бесконтрольности. Можно с уверенностью сказать, что чем меньше степень внимания общества к политике и характер его участия в политических делах, тем в большей мере политика сводится лишь к отправлению власти.
Однако такая ситуация не может продолжаться вечно. Властные структуры начинают заботиться только о сохранении существующего положения и перестают учитывать меняющиеся интересы тех групп населения, которые не имеют прямого доступа к масти. Возрастающее напряжение в обществе грозит привести к социальному взрыву, к серьёзным изменениям или ломке существующих порядков и потере властной верхушкой её господствующего положения.
Частное и публичное
Более широкая трактовка политики связана с разделением всего, что происходит в жизни общества и отдельных его представителей, на публичную и частную жизнь. Разграничение сфер частного и публичного при разных подходах может варьироваться. Чаще всего публичное понимается как государственное, но включает в себя не только высшие органы власти, но и все институты государства: армию, полицию, местные органы управления, суды всех уровней, органы социальной защиты, системы просвещения и здравоохранения, государственные средства массовой информации. Все эти институты существуют за счёт общества, так как финансируются из налогов, выплачиваемых членами общества, и служат ему, обеспечивая его целостность и структурную организацию.
В противоположность государственным институтам, составляющим публичную сферу, семья, клубы, частнопредпринимательские структуры, профсоюзы и другие институты и организации, создаваемые людьми без участия государства и способные существовать без его поддержки, относят к частной жизни. Существует более узкое понимание частной сферы, когда к ней относят сугубо личные интересы человека: его семейные, дружеские личные связи и пространство его жилища. При такой трактовке публичная сфера включает в себя не только государственные институты, но и такие сферы жизни общества, как культура, искусство, экономика, все открыто действующие частные организации.
Изменение понимания публичного и частного связано с тем, что публичные структуры всё активнее вмешиваются в сугубо частные отношения, а частные — вторгаются в деятельность государственных институтов, стремясь контролировать её в интересах создавших эти институты общественных групп. Включение в сферу общественного открытых частных структур приводит к расширению понимания политики. Она оказывается не только деятельностью государств и высших чиновников, но и деятельностью партий, различных общественных организаций и отдельных личностей.
«Царское искусство»
Как сами политики, так и исследователи политики часто говорят о том, что сущность политической деятельности — борьба за власть, её использование и удержание.
Борьба за власть, разрешение конфликтов, управление общественными делами требуют от политика уникальных навыков: умения общаться с людьми, располагать их к себе, внушать доверие, увлекать их за собой. Политик должен чётко видеть свою цель и пути её достижения; сочетать в себе задатки актёра и дипломата, обладать быстрой реакцией, уметь мгновенно меняться. Не случайно «политиками» подчас называют людей ловких и изворотливых. Но главное свойство политика — умение верно оценивать ситуацию и понимать настроения и интересы общества в целом и отдельных его групп. Столь же важна способность политика твёрдо отстаивать интересы той части общества, выразителем чьих чаяний он является, находя подчас неожиданные пути к осуществлению желаемого (недаром среди людей, вошедших в историю как выдающиеся политики, гораздо больше тех, кто проявил стойкость и последовательность, а не ловкость и изворотливость). Ещё древнегреческий философ Платон (428 или 427 до н. а — 348 или 347 до н. а) называл политику «царским искусством», имея в виду не то, что оно принадлежит царям, а то, что оно стоит выше прочих искусств и «прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую ткань».
Власть даёт возможность политикам использовать ресурсы общества и перераспределять их в интересах определённых групп или всего общества в целом.
Поэтому содержанием политики ряд исследователей называет именно создание, распределение и использование ресурсов, в том числе ресурса самой власти, зачастую удерживаемого с помощью силы. В противоположность этой точке зрения другие специалисты обращают внимание на то, что распределение ресурсов помогает разрешать конфликты, находя компромиссные пути, и именно в этом видят суть политики. Хотя скорее можно говорите не о решении конфликтов (что не всегда возможно), а о создании условий, способствующих этому.
Разнообразие определений и трактовок понятия политики является следствием сложности и многосторонности самого явления, которое эволюционирует и меняется вместе с человеческим обществом. Политика — неотъемлемая часть жизни общества, частью которого мы являемся. В наших силах постепенно открывать для себя новые грани политики, объяснять их, связывать между собой. Таким образом, невозможно дать однозначное, краткое и всеобъемлющее определение политики.
Политика как наука
Начало изучению политики было положено в трудах великих философов Древней Греции Платона и Аристотеля. Они являются основателями так называемого нормативного (норматив — определение и предписание должных, правильных норм поведения) подхода к политике, когда упор делается не на сущности явления, а на его должном, правильном функционировании. Оба философа стремились понять, какой должна быть политика, чтобы обеспечить достойное существование человека и справедливое устройство общества.
Аристотель говорит о политике как об искусстве управления немногими в интересах всех. Платон главной целью считал построение концепции идеального общества, которую, как он полагал, можно было бы воплотить в жизнь. Нормативный подход к политике был свойственен Конфуцию (около 551 до н. э — 479 до н. а), Блаженному Августину (354—430) и Фоме Аквинскому (около 1225—1274). Современных последователей такого подхода называют фадиционалистами; их в первую очередь интересует история политической мысли, уяснение идей выдающихся мыслителей. Как и их предшественники, традиционалисты задаются вопросами о справедливости, по сути дела вырабатывай рекомендации, которые должны способствовать установлению справедливого политического порядка.
Надо отметить, что уже греческие философы выходили за пределы нормативного подхода в понимании политики. Аристотель был первым, кто классифицировал государственные устройства, заложив тем самым начала эмпирической, или дескриптивной (описательной) традиции, которая стремится анализировать сущность политики и объяснять её проявления. Суть эмпирического подхода в том, что основой объективного знания является опыт, а все теории и гипотезы следует проверять наблюдением. Элементы эмпирического подхода можно обнаружить в трудах Никколо Макиавелли (1469—1527) и Шарля Луи Монтескьё (1689—1755).
Усилению эмпирической традиции способствовало развитие в XVII— XVIII вв. точных и естественных наук, опирающихся именно на наблюдение и эксперимент. Философская мысль XVIII—XIX вв. утверждала, что вслед за естественными все социальные науки и любые формы философскою познания должны опираться на объективный эмпирический подход. Это дало толчок к созданию политической науки, впоследствии получившей название политологии.
Первым научную концепцию политики разработал Карл Маркс (1818—1883), создавший теорию исторического материализма. Если отвлечься от того, к каким последствиям привело её осуществление на практике и насколько это воплощение в жизнь соответствовало самой теории, достижением Маркса следует признать попытку объяснить движущие силы и законы исторического развития и связать их с политической деятельностью.
Вслед за Марксом свои научные теории начинают выдвигать многие исследователи различного масштаба, а в крупнейших университетах мира вводятся курсы политической науки. В XX в., благодаря научной разработке вопросов политики, в руках исследователей оказался такой объём данных, который позволял проверять гипотезы на основе объективного, как многим казалось, количественного анализа. Часть специалистов, увлечённых вопросами политики, провозгласила, что отныне наука, изучающе её, может и должна в своих исследованиях опираться только на естественно-научные методы исследования. Этот подход весьма напоминает бихевиоризм (от англ., behavior — «поведение») в психологии, утверждавший, что все теории должны строиться исключительно на изучении поведения, которое можно наблюдать и оценивать с помощью количественных показателей. Предполагалось, что такой подход обеспечивает абсолютную объективность знания в области политики, поскольку освобождает его от влияния теорий, концепций, моральных и нормативных ценностей. Особенно активно бихевиористический подход к политике применялся в середине XX в. в США, а одним из ведущих его выразителей был Дэвид Истон (род. 1917).
К середине XX в. политическая наука изучалась во многих учебных заведениях мира. Важнейшим центром развития стали США. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО состоялся симпозиум по политической науке, на котором было предложено использовать для нее термин «политология», ставший впоследствии общеупотребительным.
Объектом научения науки политологии является политика как сфера жизни общества и политическая власть; её правовые основы и механизмы обеспечения её легитимности, эффективности, оптимальности и стабильности. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений субъектов социума по поводу политической власти.
Со временем политологи обнаружили ограниченность бихевиоризма в политологии. Он дал и даёт интересные результаты в таких областях политического знания, как поведение людей во время избирательных кампаний и при голосовании (электоральное поведение), поведение лоббистов и представителей законодательной власти в процессе осуществления законодательной инициативы и принятия решений и т. д.
Этот подход привёл к сужению понятия политологии, ограничению её научного предмета. Так, политологи-бихевиористы стали отказываться от рассмотрения тем, которые не поддаются эмпирическому анализу. Среди них оказались вопросы справедливости, прав человека, его свободы, соотношения свободы личности и её обязанностей перед обществом. Отказ от их изучения привёл к тому, что в некоторых научных и общественных кругах их стали считать несущественными и даже бессмысленными. Разумеется, это не способствовало укреплению авторитета как самой политологии, так и политики.
Сегодня политологии в большей степени свойствен комплексный подход к изучению политики. Она использует не только достижения политологов прошлого, но и идеи современной экономической науки, теорию игр, являющуюся одним из разделов высшей математики, разнообразные психологические концепции и теории из смежных социальных дисциплин.
Определения политики
ПОЛИТОЛОГИЯ
Определения политики.
— политические отношения соц.субъектов по поводу гос.власти
— установки, интересыц, цели соц.групп и полит.институтов
— д-сть по реализации моде6лей будущего об-ва
— влияние на гос.власть политических сил страны (партий, граждан)
— д-сть по управлению сферами жизни об-ва.
— по масштабам- внутренняя и внешняя;
— по приоритетам- нейтральная, открытых дверей, компромиссов, нацинального примирения;
— по содержанию и х-ру- прогрессивная, реакционная, волюнтаристская, научно обоснованная;
— по субъектам- государства, мирового сообщества, партии, банка, фирмы.
С политологией тесно связаны другие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая география, правоведение.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона(5-4 век до н.э.), изложенные в произведениях «Государство», «Законы». К порочным формам гос-ва он относил :
— тимократию – власть честолюбцев;
— олигархию – господство немногих богачей;
— демократию – власть большинства;
— тиранию – власть тирана.
Монтескье в работе «О духе законов». Свобода и равенство. «Разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей. (Идею смешанного правления разрабатывали еще Аристотель и Цицерон). Впервые эта идея нашла свое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя и стихийно.
Жан Жак Руссо а произведении «Об общественном договоре или принципы политического права» вводит понятие социальное равенство. Принцип народного суверенитета. Принцип республиканского стороя.
Идеи французских просветителей воплотились в Великой Французской революции 18 века.
Немецкая классическая философия.
Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций:
— теория правового государства
— теория разделения властей.
Представители утопического социализма 16-19 века.
Этапы утопического социализма.:
— ранний (16-18) зарождение капитализма и буржуазных революций. Представители: Мор(Англия), Кампанелла(Италия), Уинстенли, Мабли, Мелье, Бабеф (Франция).
— третий этап 2-я половина 19 века. Русские революционеры-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Герцен и др. За революцию, демократическую республику, народовластие, крестьянская община.
Марксистская концепция политики. Маркс и Энгельс нем. фил. 19 века.
— базис первичен, а надстройка вторична;
— идеологически господствующий класс
— общественное бытие определяет сознание
— политика подчинена экономике, но и влияет на нее.
Политическая мысль России 19-20 веков.
Декабристы. Равенство. Гражданское общество. Прва человека. Республика.
Чаадаев.» Философические письма». Причины отсталости России от европейских стран.
Западники и славянофилы.30-40 гг.19 века.
Славянофилы. Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин. Самобытность России. Сохранение самодержавия.
Западники. Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин. Россия идет по западному пути.
Герцен.50-60 гг. Идея «русского социализма». Через сельскую общину.
Чернышевский. Народно-крестьянская революция. Народничество.
Анархистско-бунтарское направление. Бакунин. Отрицание любого государства.
Неославянофильство. Религиозная философия. Соловьев. Бердяев. Милюков.
Современные политические учения Запада.
Гумплович. 19 век. «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас». Представитель социального дарвинизма. Теория завоевания.
Спенсер. 19 век. позитивистское направление. « Основания социологии». Общество эволюционирует. Социальная обусловленность власти.
Парето и Моска19-20 век. Итальянские ученые. Теория элит. Моска в работе «Элементы политической науки»- власть всегда должна находиться в руках меньшинства, элиты. Парето «Трактат об общей социологии». Элита и контрэлита ведут между собой борьбу.
Острогорский и Михельс к.19-20 века. Теория олигархизации (бюрократизации) политических партий.
Вебер.19-20 век, немецкий социолог. Теория демократии. Бюрократия.
Американские ученые 20 века. Лассуэлл, Даль, Тоффлер, итальянский Боббио, фр. Крозье. Вопросы власти в условиях перехода к постиндустриальному об-ву.