Что такое политический менеджмент
Политический менеджмент, его сущность, концепции и функции
Понятие политического менеджмента
Политическим менеджментом называют один из видов управленческой деятельности в государственной либо политической организации, непосредственно не связанной с принятием непременных правил и норм и использованием монополии на «легитимное насилие».
Управленец в сфере политики оказывает влияние на политический процесс и действующих лиц и использует для этого манипулятивные технологии воздействия. Смысл данных технологий заключается в оказании влияния на установки, мотивы, ценностные ориентации, которые побуждают действующие лица (акторов) совершать то или иное действие без принуждения извне.
Функции политического менеджмента
Политический менеджер реализует перечень функций, среди которых можно определить такие:
В случае эффективности политических решений, происходит удовлетворение большей части населения, что приводит к повышению легитимности режима, обеспечению стабильности в социуме.
Однако если же реагирующая способность политической системы является низкой, то возрастает объем требований в следствие чего усиливаются общественное недовольство и протестные настроения.
Стоит отметить, что политические решения в качестве процесса определения значимых для общества целей, выявления способов их достижения с помощью применения политической власти касаются осуществления стратегически значимых проблем, а не краткосрочных интересов. Таким образом, их реализация связана с применением и перераспределением ощутимого объема ресурсов.
Успешная реализация описанных функций по предоставлению товаров и услуг в политическом пространстве имеет связь с разнообразными видами деятельности в рамках политического менеджмента:
Управление политическими коммуникациями
Для эффективной реализации данных форм политической деятельности, менеджер должен обладать обширными знаниями и компетенциями по управлению политическими коммуникациями.
Прежде всего, нужно осознавать природу политического поведения. Для того чтобы на профессиональном уровне предоставлять услуги в сфере политического анализа, консалтинга либо политического рекрутинга, менеджеру стоит знать поведенческую природу человека в политике.
Условно поведение человека в политике можно представить в качестве нескончаемого процесса принятия решений в зависимости от тех либо иных факторов. Структурно-функциональная парадигма, берущая своя начало в теориях М. Вебера и Т. Парсонса, гласит о том, что выбор того или иного решения всегда будет соотноситься с их целями, ценностями, традициями либо аффектом.
Согласно степени осознанности политических действий, принято определять такие типы политических решений, основывающиеся на: эффективности, традиционности, целерациональности и ценностной ориентированности.
Ключевыми составляющими (структурами) политического действия признаются: субъект; ситуация, в рамках которой он совершает действие; его ориентация. Выбор решения обусловлен принципом полезности.
Другое трактование политического поведения нашло свое отражение в концепции двух шкал – шкалы интересов и шкалы возможностей. На одной шкале отмечаются любое состояние мира, любой выбор человека, государства, оцениваемые по принципу пользы либо вреда для субъекта, исходя от того, в какой мере их течение соответствует интересам субъектов.
На другой шкале наносятся варианты развития событий, исходя от уровня вероятности их возникновения. Таким образом, субъект заинтересован в наступлении определенных ситуаций, которые бы соответствовали его интересам, но он должен свои желания соизмерять с возможностями своего влияния на их ход.
Процесс принятия решений в соответствии с данной парадигмой – это соотнесение целей и издержек, затрат на их реализацию.
Концепция сценарного анализа делает акцент внимания на роли стратегических целей в выборе модели поведения, иногда забывая об изменчивости условий их осуществления, необходимости корреляции данных целей. Наиболее близкая к данному подходу нормативная парадигма, которая исходит из рациональной природы процесса принятия решений, важной роли правил, процедур и институтов в принятии и обеспечении принятых решений.
В то же время стоит отметить, что политическое поведение нельзя считать рациональным актом. На него оказывают влияние личные качества правящей элиты, субъективные представления и предпочтения, межличностные связи, опыт, интуиция менеджеров. Все описанные выше факторы принимает во внимание так называемая бихевиористская парадигма.
Кроме того, нужно знать, каким образом принимается то или иное политическое решение. Политикой называют властную деятельность по распределению ресурсов, которая сводится к принятию решения.
Например, для предоставления консалтинговых услуг по решению конфликтных ситуаций или проблемных моментов, управленцу стоит знать, что принимаемые решения можно разделить на решения, принимаемые в условиях:
В то же время похожую классификацию в полной мере можно использовать относительно любого типа решения –так как она не отображает специфики непосредственно решений политических. В связи с этим, для политических решений нужны собственные рубрикаторы.
Политические решения
Одна из наиболее популярных типологий политических решений была описана в произведении американского ученого Р. Макридиса «Изучение сравнительного правительства». В этом труде автор обозначил три типа политических решений:
В стране, имеющей унитарное федеративное устройство, будет только два уровня интеграции интересов – центральный и местный, а большое число решений других субъектов политического процесса (граждане, партии) подвергнется игнорированию.
Что такое политический менеджмент?
Глава I
МЕСТО И РОЛЬ
ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Управление — это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного общества.
Что такое политический менеджмент?
Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менеджмент в системе политического управления, выделим вначале наиболее общие его типы. Первый тип управления в политике — субстанциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохраняется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизводство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация (1). На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.
Реляционистский тип управления (от франц. ге1аtion — отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных,потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.
В этой особенности реляционистского типа управления одновременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость — в неизбежных ошибках человека, а главное, в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.
В политике управление как субъектно-объектные отношения существует в трех основных видах:
а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами — с другой. Этот вид управления
обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент государственно-административное управление, включающее все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).
Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреждениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений;
б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Их особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы;
в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом.
Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.
1.Укрепление авторитета государственного или политического деятеля. Авторитет для политика — это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов» (2). И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направленных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.
2. Создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения, политической партии, общественной организации путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа. Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполнения. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.
3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого — невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обманутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последовательность нормативных, правовых изменений, но и воздействовать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их _ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необходимости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.
4. Формирование электоральных предпочтений населения. Выборы в государственные органы — неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса избирателей.
5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и соглашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи. Однако достижение каждого политического союза — это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения силы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.
6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным нежеланием играть по общим правилам. Политические конфликты дестабилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфликтов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами. Здесь требуется применение особых технологий регулирования конфликтных ситуаций.
7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.Современные общества крайне дифференцированы, в них представлены различные социальные группы, стремящиеся к артикуляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государственные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И, как бы мы ни относились к этому феномену современной политической жизни, это — реальность, с которой нельзя не считаться.
8. Мобилизация масс для политической поддержки.Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация массовых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и* для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического менеджмента.
Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.
Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении, он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране, и т.д.
Таким образом, политический менеджмент отличается от государственного управления и управления в государственных учреждениях и политическихорганизациях следующим:
Во-первых, в политическом менеджменте субъект управления лишен права. а) опереться на государственное принуждение, применить меры воздействия в отношении нарушителей законов или распоряжений исполнительной и судебной власти, что доступно субъектамгосударственного управления; б) прибегнуть к применению санкций как это могут делать руководители государственных учреждений или политических организаций в отношении своих подчиненных. Следовательно, способы влияния субъекта политического менеджмента на управляемый объект должны быть весьма специфичными, иметь особые формы воздействия на мотивационную структуру личности;
Во-вторых, государственное управление и управление в государственных и политических организациях (если речь не идет о произволе отдельных лиц) строится главным образом на принципе нормотворчества. Иными словами, государственные органы или должностные лица наделены правом принимать законы, указы, иные нормативные акты, обязательные для соответствующих групп населения, а механизм санкций используется ими для направления деятельности людей в русло принятых норм. В итоге управление обретает в значительной степени обезличенный характер, управленческие решения ориентируются не столько на конкретных людей, сколько наопределенное понимание того, какими должны быть общие, по возможности наиболее оптимальные модели общественного поведения, воспроизводимые в действиях многих людей, так как в принципе практически всех, или по крайней мере большинство, можно вставить подчиняться принятому закону. В политическом менеджменте субъект управления лишен легитимного права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия, поэтому он вынужден влиять, навязывать свои правила игры, опираясь на знание особенностей мотивации конкретных людей, психологии личности и психологии масс.
В-третьих, в рамках политического менеджмента решаются весьма специфические задачи. Решение этих задач помогает политическим субъектам укреплять свои позиции на политической арене, одерживать победу в конкурентной борьбе, усиливать влияние на массы. Очевидно, что эти задачи очень важны для политических субъектов, стремящихся к расширению сферы своего воздействия на общество, к реализации своих планов, политических программ и проектов. Однако отношение населения к этим задачам всегда будет неоднозначным, потому что за ними проступают личные амбиции, групповые интересы, корыстные цели. Вот почему эти задачи обычно не афишируются. Вряд ли можно представить себе политическую кампанию, где в качестве открыто декларируемой цели было бы провозглашено повышение авторитета президента или престижа какого-то министерства, лоббирование налоговых льгот для финансово-промышленной корпорации или оказание влияния на политических союзников.
В-четвертых, в рамках политического менеджмента складываются особые приемы, способы решения управленческих задач. Совокупность таких приемов принято называть политическими технологиями.
Влитературе есть два подхода к определению понятия «политические технологии». Сторонники первого рассматривают политические технологии как универсальную составляющую любого управленческого процесса в политике. Так, в «Политической энциклопедии» указывается, что политические технологии «представляют собой способ упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на преобразование (изменение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданного результата (цели)» (3). Близкое по содержанию определение дает А.И. Соловьев: «Политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» (4).
Сторонники другого подхода, и автор относится к их числу, склоняются к мнению, что политические технологии — это один из видов управленческих технологий в политике, присущий исключительно политическому менеджменту. Технологии, складывающиеся в системе государственного управления и в системе управления в государственных и политических организациях, имеют ряд отличительных черт, и смешение их с чисто политическими технологиями не позволит увидеть специфику последних.
Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права создавать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на
людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. В этом заключается специфика политических технологий.
Политические технологии — это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, побуждающие людей действовать в соответствии с интересами политическогосубъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.
Забегая вперед, скажем, что политический менеджмент ставит перед обществом немало сложных этических проблем, в основе которых лежат несовпадение групповых и общественных интересов, острая конкуренция в политическом пространстве, различия в идеологических взглядах и ценностных ориентациях политических субъектов и постоянное искушение решить свои политические проблемы любыми способами. Подробнее об этом мы будем говорить в заключительной главе.
Итак, политический менеджмент — это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» н поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.
Политический менеджмент
Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:
1. Укрепление авторитета государственного или политического деятеля.
2. Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.
3. Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.
4. Формирование электоральных предпочтений населения.
5. Организация политических союзов, блоков.
6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.
7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.
8. Мобилизация масс для политической поддержки.
Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Он должен не принуждать, а побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т. д.
В соответствии с решаемыми задачами можно выделить следующие виды политического менеджмента:
1. Имиджмейкинг, или создание имиджа, образа государственного, политического, партийного деятеля, привлекательного для широких масс.
2. Корпоративный политический имиджмейкинг, или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии.
3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании.
4. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов.
5. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе.
6. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.
Решение задач в рамках каждого вида политического менеджмента требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты.
Такое функциональное разделение труда, подчеркнем, характерно для всех видов политического менеджмента. В его основе лежит сложность решаемых субъектом управления задач. А главным итогом этой функциональной дифференциации стало появление специалистов, исполняющих узкие функциональные обязанности в рамках политико-технологического управления и обладающих для этого соответствующими знаниями, навыками и умениями.
Выделение особых видов профессий дало основание для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием принято выделять следующие виды политического менеджмента:
– аналитическое обеспечение политических кампаний;
– политический PR (пиар, public relations) как информационное обеспечение политических кампаний;
– имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения;
– спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика;
– организация и проведение массовых политических акций.
Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые профессии – ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.
Высокий уровень персонификации политических отношений в современной России определил в числе основных направлений политического менеджмента исследование и проектирование имиджа политического субъекта, т. е. то, что чаще всего понимается под предметом политического консалтинга.Политическое консультирование – это отношения между, с одной стороны, субъектами политики – политическими лидерами, активными участниками политического процесса, с другой – политическими консультантами, специалистами по анализу политических явлений и процессов, возникающие в силу желания одних получить услуги по анализу ситуации и возможности других эти услуги оказать. Разновидностями политического консультирования являются:
1) информационно-аналитическая работа (деятельность эксперта-аналитика),предполагающая владение методами сбора и обработки информации (контент-анализ СМИ, наблюдение, анкетный и экспертный опросы, компьютерные программы обработки информации и др.);
2) создание имиджа политика (партии) – имиджмейкерство. Его цель заключается в разработке технологий формирования имиджа, т. е. в выявлении наиболее сильных качеств политика, определении целевых аудиторий и каналов воздействия на них для возникновения у избирателя потребности в данном лидере. Под имиджем понимают образ политика (партии), формируемый в массовом сознании, а также впечатление от этого образа, сложившееся у окружения. Составляющих имиджа множество, среди них можно назвать политическую позицию, социальное положение и происхождение, интеллект, волю, поведение, общение, внешний вид, голос и физические качества;
3) технологии написания политических речей и искусство ведения политических дискуссий – спичрайтерство. Так как в настоящее время, особенно на Западе, ведущей формой предвыборной борьбы признаются дебаты (теледебаты), владение политической риторикой считается необходимым качеством публичного политика. Поэтому услуги специалиста-спичрайтера весьма востребованы и высоко оцениваются.
Тесно связана с политическим консультированием, хотя и занимает особое место, деятельность пиармена. Паблик рилейшнз– это совокупность методов и техник, используемых группами (компаниями, партиями, государством) и специальными группами по интересам для создания климата доверия среди персонала и публики с целью поддержать их деятельность и способствовать их развитию. Таким образом, PR – это, с одной стороны, управленческая деятельность, с другой – бизнес.
В современной политике важную роль играет электоральный PR, посредством которого осуществляется избирательная кампания кандидата, прежде всего путем воздействия на общественное сознание через средства массовой коммуникации (пресса, телевидение и др.), в том числе путем создания и активного распространения политической рекламы. Технология формирования политической рекламы включает образную подачу политической проблемы в СМИ, интенсивность появления соответствующих образов, использование ведущих каналов воздействия и т. п.
Еще одна составляющая прикладной политологии – политический маркетинг.Он представляет собой определенную концепцию практической политики и управления, снабженную совокупностью технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, набором отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений с целью реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата.
Политический маркетинг включает в себя три этапа: первый – всесторонний анализ политической ситуации с использованием опросов общественного мнения; второй – выбор стратегии и тактики избирательной кампании с привлечением различных СМИ и учетом национальной (региональной) специфики электората; третий – «продажа» кандидата, т. е. комплекс мероприятий по достижению успеха на выборах. Помимо электоральногомаркетинга, о котором говорилось выше, существует еще одна разновидность политического маркетинга – политико-административный, отличающийся спецификой цели (она носит более глобальный характер, например необходимость реформирования политического управления) и природой продукта (в качестве такового будет выступать результат реформирования).
Политический мониторинг– совокупность приемов и способов анализа политических событий, взятых в их динамике. Как правило, мониторинг предполагает отслеживание политической ситуации на протяжении длительного времени, включая выявление факторов, вызвавших ее. Важнейшие задачи исследователя заключаются в определении закономерностей развития событий и создании политического прогноза.
Политическое прогнозирование– процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в реальной ситуации. Оно может быть оперативным (до 1 месяца), краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет), долгосрочным (до 15 лет) и сверхдолгосрочным (на период более 15 лет).
Выделяют следующие этапы политического прогнозирования:
1) предпрогнозную ориентацию;
2) сбор данных прогнозного фона;
3) разработку базовой модели;
4) построение поисковой модели;
5) создание нормативной модели;
6) оценку достоверности и точности прогноза;
7) выработку рекомендаций.
Несложно заметить, что перечисленные направления политического менеджмента тесным образом переплетены, так как имеют во многом тождественные предметные области, методологию и т.п. Вместе с тем они различаются и значительной самостоятельностью, акцентируя внимание исследователя на определенных аспектах действия политических субъектов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет