Что такое полимодальная психотерапия
Полимодальная психология — что это такое и зачем может быть нужно
Об этом мы поговорили с основателем школы полимодальной психологии. Сергей Логинов – специалист в необычной науке, являющейся синтезом психологии и ряда областей знаний, которые принято называть эзотерическими. Синтез классической психологии и понятия кармы, по мнению автора этого направления работы, позволяет более полно ответить на встающие перед человеком вопросы и помочь ему разобраться со своими проблемами.
— Сергей, в чем суть полимодальной психологии, что она в себя включает и как это работает?
— Суть в разложении, расчленении и разборе психики на модальности священных высших законов реальности фокусом сборки внимания, благодаря чему становятся видны частные обстоятельства внешнего и внутреннего мира человека.
Полимодальная психология – теоцентрическая система, она рассматривает мир как порожденный Богом, а все проявления мира как частные флуктуации божественной воли (т.е. порождающего, поддерживающего и завершающего Высшего начала), в этом смысле можно сказать, что полимодальная психология является религией. А комплексное профессиональное применение этой совокупности методов чем-то может быть похоже на шаманские техники. И тем не менее, я считаю, что это наука, пусть и опирающаяся на непривычные для многих области знаний.
— Расскажите, пожалуйста, об истории появления полимодальной психологии.
— Всё началось с того, что в бытность астрологом Авессалому Подводному задавали один и тот же вопрос. «Уважаемый астролог, я всё понял, всё осознал, мне всё ясно, отчего да почему, и как так получилось и что за факторы повлияли, многое стало понятно, а непонятно лишь одно… Что мне теперь со всем этим делать?!».
И остаток своих дней он потратил на разработку механизмов, отвечающих человеку, что со всем этим делать. То есть полимодальная психология изначально создавалась как механизм целительской помощи людям. Будущий Авессалом до начала активного занятия астрологией получил 2 диплома МГУ, и уже только после этого решил пойти в эзотерику. Чтоб вы понимали: эту науку создал великий ум, легко покоривший мехмат и психфак МГУ в советские времена, когда с обучением все было очень строго. Создание полимодальной заняло приблизительно 50 лет.
— В чем отличие полимодальной психологии от классической психологии?
— Никакой единой классической психологии не существует. Есть огромное количество различных школ, подходов и методов, каждый из которых рассматривает человеческую психику со своей стороны. И часто взгляд одних школ противоречит другим школам и подходам.
Если вы отправитесь на поиски классической психологии – вы ничего не найдёте. Её не существует. Метафора с ощупыванием слона по частям слепыми специалистам, увы, точно описывает состояние современной популярной «психологии». Одному слепому кажется, слон похож на широкое шершавое полотнище. Другой утверждает, слон это длинная извивающаяся труба. Третий клянется, что слон маленькое милое вихлявое животное, напоминающее хлыст.
Полимодальная психология – это единая система, та самая, которая, на мой взгляд, единственная имеет право именоваться психологией. То есть психология может быть только полимодальной. Мономодальная (обычная) психология – малоэффективна.
Скажем так, ноу-хау полимодальной психологии – работа с личностью в комплексе и с учетом тех её граней и сфер, которые не охватывают другие психологические школы.
Ещё одно ноу-хау полимодальной психологии – работа с кармой. Тут всё просто: карма это груз предназначения, спускающийся из Абсолюта (из миссии человека)
— Какие вопросы решает ПМП, как в жизни практически может помочь?
— Полимодальная психология решает огромное множество вопросов. Труднее выдумать, чего бы она не сумела сделать. Всё, что связано с внутренним миром человека – она решает, связанное с внешним – тоже решает, с духовностью и душевными болями – тоже.
Великолепно с помощью ПМП удаётся решать вопрос ускоренного исполнения мечты.
Полимодальная Самоактуализирующая психотерапия. Направления и стратегия.
«Есть только одно важное для всех Дело в Жизни — улучшать свою Душу. Только в этом одном Деле Человеку не бывает помехи и только от этого Дела человеку всегда бывает радостно…«
Лев Толстой
Полимодальная психотерапия, безусловно, занимает (и будет занимать) ведущее место среди психотерапевтических методов в современной России. Ее теоретическую основу отражает идея мультифакторной модели психодинамики. Это позволяет рассматривать различные теории личности и соответствующие терапевтические концепции психоаналитической, гуманистической и трансперсональной психологии без критики и ревизионистких устремлений. Мы можем применять известные метафоры формирования и развития психики как взаимодополняющие факторы, следствия которых проявляются во всех аспектах Бытия конкретного Человека.
Как и у большинства коллег, и моя профессиональная деятельность развивалась в полимодальной стратегии: гипнотерапия и аутогенная тренировка, групповая психотерапия, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, телесно-ориентированная, экзистенциальная, и трансперсональная психотерапия. Базис объединения указанных методов сформировался естественно и спонтанно — это экзистенциальные принципы. Они описаны мною в журнале «Психотерапия» (№1-2006). В течение 20 лет преподавания интегративной психотерапии мною выработана программа Мастер-класса «Полимодальная самоактуализирующая психотерапия». Ее основы соответствуют определению психотерапии проф. Макаровым В.В. как «Процесса психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем. Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной самореализации, достижения аутентичности, подлинной человечности». Эта лаконичная формулировка, по-моему, гениально и четко определяет стратегию современной психотерапии — «Актуализация Самоактуализации»!
По мнению Э.Фромма «Психиатрия, обогащенная достижениями З.Фрейда, сама превратилась в орудие, служащее общей тенденции манипулирования личностью. Стараниями многих психиатров, создан образ «нормального» человека, который никогда не бывает слишком грустен, слишком сердит или слишком взволнован». Психотерапевтическое «излечение», заключающееся в приспособлении человека к окружающему обществу, принятии реального мира без конфликтов, требует, чтобы его мир стал тождественным культуре. С «помощью» терапевтов и целителей он может «освободиться от своей тревоги и симптомов, т.е. стать «нормальным», но эта «нормальность» будет «нормальностью» общества, а не развитием и самоактуализацией. Это способ быть «вылеченным» за счет отказа от Свободы, за счет ограничения Бытия» (Р.Мэй).
Полимодальная Самоактуализирующая психотерапия стремится к развитию Открытости, Свободы и Ответственности, к реализации потенциальных возможностей конкретного человека во всех аспектах его Бытия: телесном, психологическом, социальном, экзистенциальном, трансперсональном. Самоактуализация же понимается в соответствии с определением А.Маслоу. Это «такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических («ненастоящих») проблем Жизни. Поэтому теперь он может обратиться к «настоящим» (экзистенциальным) проблемам, проблемам, которые нельзя устранить, и у которых нет окончательного решения. И не только обратиться, но и устоять перед ними! И взяться за них! Т.е. Самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих (или ненастоящих) проблем к настоящим (экзистенциальным) проблемам».
В летнее время в условиях естественной природы проводятся выездные психотерапевтические Ашрамы (Ашрам в переводе — место божественной Надежды) длительностью по 12 дней.
Стратегия Полимодальной Самоактуализирующей психотерапии строится в соответствии с принципами «Подлинного» научения (по А.Маслоу). Научения, цель которого «Помочь человеку стать «Тем», кем он способен стать». «Внешнее» научение происходит через приобретение навыков, усвоение новых ассоциаций или нового поведения. «Оно подобно складыванию в карман монет». В подлинном научении человек раскрывает собственные экзистенциальные ресурсы. Цель «подлинного» научения — «Стать лучшим человеком, насколько это для Вас возможно» (А.Маслоу). Это осуществляется не столько за счет психотерапевтических методик, сколько за счет тренинга Свободы и Ответственности, осознавания Смысла Бытия в развивающихся групповых взаимоотношениях «здесь-и-сейчас». Самоактуализация тренируется за счет непрерывной и интенсивной групповой психодинамики по методу «Глубинного переформирования путем погружения в специально созданную учебно-тренинговую среду» (по В.В.Макарову).
Критерием эффективного продвижения человека к исцелению и Самоактуализации может быть развивающееся у него «Чувство Бытия» (Р.Мэй). Это чувство отражает растущую самотрансценденцию и пробуждение Духовности. Его нельзя сводить к способности видеть Мир, измерять его, оценивать Реальность. Чувство Бытия отражает «способность видеть себя, как существо (как существо разумное и духовное), знать себя, как существо, которое имеет право выбирать, а выбрав — решительно действовать. Чувство Бытия нельзя свести к социальным или этическим нормам, оно за пределами Добра и зла. Ригидный морализм, наоборот, появляется у людей вследствие нехватки Смысла жизни и Чувства Бытия. Это компенсация, которая помогает преодолеть внутреннюю неуверенность в собственных выборах и отражает невротическую конформность. Чувство Бытия — это проявление Свободы и высших человеческих чувств: Веры, Сострадания, Благоговения, Счастья, Любви. А это значит и умение принимать и, по возможности, конструктивно использовать собственные инстинкты, страх смерти, агрессивность, умение проживать боль одиночества, и отчаяние бессмысленности жизни.
Полимодальная Самоактуализирующая психотерапия сориентирована на взаимную (психотерапевта и клиентов) открытость во время встреч и помощь в реализации телесного, психологического и Духовного потенциала клиента. В то же время мы учитываем, что личностное развитие — это не плавно эволюционизирующий процесс. Неизбежны конфликты с окружающим миром, переживания жизненных тупиков. Неизбежны кризисы развития и Духовного пробуждения, которые мистики и трансперсональные психологи называют «Темной ночью Души». Как и другие экзистенциально-ориентированные психотерапевты, мы помогаем страдающим людям переживать кризисы Бытия с максимальным осознаванием и ростом, но активно противодействуем имеющейся у каждого индивида тенденции избавляться от страданий за счет более поверхностной жизни или рационализации.
Потребность в Самоактуализации — экзистенциальна, т.е. исходит из нашего Бытия, из нашей Духовности. Она может быть глубоко скрытой, неосознаваемой. Однако у любого человека, по сути, лишь два выбора: поверхностно-невротическая жизнь «как все» или прохождение через Свои Тернии к Своим Звездам.
«До тех пор пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах. На что бы ты ни был способен, о чем бы ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!»
Иоганн Вольфганг фон Гёте.
Список литературы:
1.Вахромов Е.Е. Понятие «Самоактуализация» в психологии. Реферат. Московский педагогический университет. М., 2000.
2.Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. — М., 1999.
3.Маслоу А. Психология бытия. М., 1996.
4.Фромм Э. Иметь или Быть.- М., 1990.
5.Экзистенциальная психология. Экзистенция. Под ред. Р. Мэя. М., 2001.
6.Ядринкин В. Н. Экзистенциально-ориентированные принципы достижения целостности и эффективности мультимодального психологического консультирования и психотерапии // Психотерапия. — 2006. — №1. — С. 3-7.
7.Maslow A. Self-actualizing and Beyond. — In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.
Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»
Профессиональное признание авторских методик
(заявительная регистрация)
Полимодальная мотивационная психотерапия
Автор методики
Катков Александр Лазаревич
д.м.н., профессор, ректор Международного института социальной психотерапии
Определение.
Под полимодальной мотивационной психотерапией (ПМП) понимается использование специфических подходов, методов и технологий полимодальной психотерапии с целью формирование первичной и устойчивой мотивации у клиентов на достижение конструктивных психотерапевтических и жизненных целей.
Сущность методики.
Сущность ПМП заключается в доказанной возможности формирования в форсированном режиме первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиентов с использованием механизмов, методов и технологий полимодальной психотерапии; доказанного факта существенно более высокой скорости и вероятности достижения психотерапевтических и жизненных целей у клиентов, при условии форсированного развития у них таких мотивационных комплексов.
Основные принципы.
Основные принципы построения ПМП заключается в возможностях:
Основные процессы.
Последовательность основных процессов в ПМП, таким образом, заключаются в том, что в результате продуманной диагностической и собственно психотерапевтической работы в охватываемых группах клиентов:
1) достигается прояснение в отношении всего комплекса переживаний, так или иначе касающихся мотивационной сферы, понимание ситуации и особенностей формирования мотивационных комплексов, в существенной степени управляющих их состоянием и поведением;
2) формулируются основные «проблемные» узлы, подлежащие разрешению; а так же представления о ресурсах, с использованием которых возможно эффективное продвижение к желаемому результату;
3) выстраивается проект терапии (от экспресс-форматов, до среднесрочных психотерапевтических форматов, в зависимости от сложности заявляемой проблемы), ясно демонстрирующий последовательность терапевтических «шагов», которые необходимо сделать для достижения искомого результата и обеспечения устойчивости этого результата во времени;
4) реализация проекта терапии в режиме трехуровневой коммуникации, которая обеспечивает максимальную степень усвоения и скорость трансформации в поведенческие навыки необходимой терапевтической информации у клиента;
5) формирование, в ходе реализации проекта терапии, первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента, способствующих скорейшему достижению собственно терапевтических или жизненных целей.
Структура процедуры в формате ПМП.
Последовательность использования континуума разработанных психотерапевтических технологий ПМП в работе с клиентами зависит от особенностей изначальной терапевтической ситуации. Последние могут быть представлена в трех типичных вариантах:
В связи со всем сказанным, выделяются следующие основные этапы ПМП.
Начальный, диагностический этап: на данном этапе используются специально разработанные диагностические технологии ПМП, проясняющие типологию терапевтической ситуации и разворачивающие терапевтический процесс по одной из трех идентифицированных и проработанных магистралей ПМП.
Основной терапевтический этап: реализуются специальные технологии полимодальной психотерапии, в зависимости от идентифицированных вариантов типичной терапевтической ситуации: 1) по всему спектру актуальных и универсальных мишеней, включая мишени-стадии терапевтических изменений в модели Прохазки-ДиКлементе; 2) по всему спектру актуальных биологических и психологических мишеней, оказывающих влияние на дисфункцию, главным образом, первичных мотивационных комплексов; 3) по всему спектру первичных и устойчивых мотивационных комплексов, включая особенность их взаимодействия.
Пролонгированный этап: реализация специально разработанной технологии групповой психотерапии с включением элементов социально-психологического тренинга, проводимой с акцентом на формированное устойчивых мотивационных комплексов. Данный этап реализуется при наличии осознанного клиентского запроса на эффективную самоорганизацию и понимании приоритетной роли в этом процессе устойчивых мотивационных комплексов.
Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов).
1. Теория и общая методология построения ПМП учитывают достижения психологической науки в области изучения мотивационной сферы и сферы волевых процессов (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // «Питер». 2000. — 508 с.; Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание // «Питер». 2003. — 351 с.; Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего // «Смысл». 2004. — 607 с.; Вилюнас В. Психология развития мотивации // «Речь». 2006. — 457 с.; Макклелланд Д. Мотивация человека // «Питер». 2007. — 669 с.; Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций // «Астрель». 2009. — 704 с.; Ильин В.П. Психология воли // «Питер». 2000. — 288 с.).
Согласно перечисленным здесь и другим авторам мотивационная сфера психики человека может быть представлена как функциональная система: 1) поддерживающая и направляющая поведение (К. Мадеен, 1959; Ш. Бодфруа, 1992); 2) обеспечивающая побуждение, вызывающее активность организма и определяющая ее направленность (Платонов, К.К. 1986); обеспечивающая процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед — Эминов М.Ш., 1998); представляющая динамический процесс формирования мотива (комплекса, определяющего и направляющего поведения) от уровня первичных влечений и потребностей к личностно-опосредованным конструкциям (Леонтьев А.Н., Ильин Е.П., 1998).
Другими словами, мотивация, во-первых, обеспечивает энергетику и направленность психических процессов, а во-вторых — имеет ступенчатую, иерархическую структуру. В сложной структуре мотивации, согласно вышеприведенным определениям, есть смысл различать первичные (т.е. непосредственные, зависящие от обстоятельств и обращенные в большей степени к биологическим программам живой системы) и устойчивые (т.е. не зависящие или в существенно меньшей степени зависящие от внешних обстоятельств и опосредованные сформированными личностными конструктами) мотивационные комплексы. Довольно простая схема иерархического соотношении и взаимозависимости первичных и устойчивых мотивационных комплексов, складывающаяся в ходе их формирования, представлена в известной «пирамиде» потребностных циклов Абрахама Маслоу. И далее, такого рода соотношения и модели принятия решений в пользу первичных (эгоистических), либо устойчивых (альтруитсических) мотивационных комплексов изучались стремительно развивающимся в настоящее время научным направлением — нейроэкономикой (Гличмер П., Рангел А., Мантегю Р., Зак П. и др.). В частности, исследователями данного научного направления было убедительно продемонстрировано доминированием простых или первичных мотивов над более сложными моделями экономического поведения в ситуации фрустрации базисных потребностей в жизнеобеспечении, безопасности, определенности и пр.; ослаблении данных тенденций в ситуации доминирования потребностей в эффективной самоорганизации и возможности удовлетворения этих потребностей.
2. Проведенные нами исследования в период 2001-2014 гг. подтвердили конструктивность идеи дифференциации мотивационных комплексов на первичные и устойчивые применительно к целям и задачам профессиональной психотерапии. Эти исследования позволили прояснить сложную динамику соотношения первичных и устойчивых мотивационных комплексов в ходе прохождения клиентом полноценной психотерапевтической программы. В частности, был исследован и продемонстрирован механизм практически неизбежной актуализация первичных мотивационных комплексов с включением стереотипов защитно-конфронтационного поведения в условиях фрустрации базовых потребностей в безопасности клиента на старте и в продолжении психотерапевтической или консультативной сессии. Откуда, собственно, и выводятся почти все препятствия и сложности в формировании конструктивных, долговременных мотивационных комплексов, обозначаемые как «сопротивление», «защита» и пр. И далее, был детально исследован алгоритм актуализации диаметрально противоположной синергетической стратегии формирования первичной и устойчивой мотивации, направленной на сотрудничество, пластичность, эффективное усвоение терапевтической информации и существенное расширение ресурсных возможностей клиентов. Что, в конечном итоге, существенно повышает шансы клиентов на достижение желаемых терапевтических и жизненных результатов.
Еще одним, важнейшим направлением реализованной нами исследовательской программы явилось уточнение психических свойств, процессов и состояний, лежащих в основе устойчивых мотивационных комплексов. Что, в свою очередь, позволило ясно сформулировать универсальные мишени полимодальной мотивационной психотерапии и разработать технологии форсированного развития данных психических конструктов в ходе ПМП.
3. Собственно психотехническая составляющая ПМП базируется, в том числе, на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.
Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них. В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.
4. Общая теория психотерапии, разработанная нами в период 2001-2016 гг. дополняет идею полимодальной психотерапии проработанными универсальными компонентами психотерапевтической коммуникации. В частности, особое внимание здесь уделяется следующим мета-факторам, существенно повышающим эффективность психотерапевтического процесса:
Все эти позиции представлены в теоретической и практической части предлагаемого метода ПМП.
6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).
ПМП в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии:
Базовые техники и в еще большей степени формируемые технологические проекты ПМП, как правило, включают компоненты нескольких психотерапевтических модальностей.
Основные отличия от родственных методов.
Основное отличие ПМП от близких или родственных методик профессиональной психотерапии — например, аверсивных методов поведенческой психотерапии, мотивационного консультирования по У. Р. Миллеру, С. Роллнику — заключается в следующем:
Все вышеприведенные отличия свойственны исключительно ПМП и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.
Показания, противопоказания и границы применения методики.
Показания, противопоказания и границы применения метода ПМП четко разработаны и представлены следующим образом.
Показания:
Противопоказания:
Единственным противопоказанием к использованию ПМП является наличие интеллектуальных расстройств такого уровня, который препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.
Границы применения метода:
ПМП используется в границах сектора населения с наличием показаний и к использованию данного метода (по нашим данным, это, как минимум, около 20% популяции), при наличии подготовленных специалистов-психотерапевтов и возможностей отслеживания объективной динамики состояния клиентов.
9. Основные используемые труды.
Апробация ПМП проводилась на: