Что такое полезное знание

Знания полезные и бесполезные

Человеку всегда хотелось иметь полную информацию о нём самом, обо всей земле, обо всем космосе, о том, что скрывается за кулисами мироздания. Однако по большому счёту доступ ко всему этому знанию был для нас закрыт. В огне войн и катаклизмов погибали древние цивилизации, уничтожались библиотеки, гибла преемственность учеников и учителей. Бог не спешил нам открывать свои знания, а Дьявол мог что-то при открыть, но в обмен на нашу душу. Целыми столетиями и даже тысячелетиями мы стояли на месте. Возьмём хотя бы период средневековья: все люди ожидали в тот период конца света и Страшного суда, поэтому не очень то стремились накапливать знания.

Это как если бы вы однажды попробовали вкусное блюдо, и хотели бы узнать рецепт, но не смогли. Вы пробуете догадаться самостоятельно, ищите его в кулинарных книгах, готовите, но это не срабатывает. Получается не то и не вкусно. Рецепт райского счастья так и остался ноуменом, и нам самим не приготовить этой пищи богов.

Не хотелось бы приводить примеры, чтобы не оскорблять чувства верующих. Но если бы то, что обещают писания, содержало принцип, они бы сработали, то есть победили бы зло, а не превратились лишь в религии и обряды. То есть рай наступил бы за жизнь двух-трех поколений, а не отдалялся бы от нас бесконечно. Польза религий и философий лишь в том, что они позволяют людям меньше грешить, но не искореняют сам принцип зла, или греха.

Мы можем заглянуть даже в Хроники Акаши, поговорить с мертвыми, но вряд ли с помощью этих деталей мы откроем для себя суть. Если даже религия не даёт нам ответов на главные вопросы, то собирание труднодоступных фактов тоже ничего не даст. Полезно лишь знание принципа, да и то, если мы воплощаем это знание в жизнь, а не просто имеем его для коллекции в нашем уме.

Источник

Что такое полезное знание

Что такое полезное знание. Смотреть фото Что такое полезное знание. Смотреть картинку Что такое полезное знание. Картинка про Что такое полезное знание. Фото Что такое полезное знание

Что такое полезное знание. Смотреть фото Что такое полезное знание. Смотреть картинку Что такое полезное знание. Картинка про Что такое полезное знание. Фото Что такое полезное знание

Пользы для требующих знания запись закреплена

10 Сущность полезного знания

Введение.
1. Богобоязненность – суть знания.
2. Знание: форма и содержание.
3. Богобоязненность и ее влияние на знание.
4. Влияние грехов на знание.
5. Предостережение от знания, не приносящего пользы.
6. Побуждение к использованию приобретенного знания.
7. Невежда в образе ученого.
8. Один из путей, которым пользуется шайтан.
9. Стремление ученых-предшественников использовать приобретенное ими знание.
10. Именем Аллаха заклинаю тебя не быть из числа недобрых ученых и рабом мирских благ.
11. Качества тех, кто не использует свое знание. 12. Искатель знания – пример для подражания.

Поистине полезное знание приносит спелые плоды и излучает ослепительно яркий свет, которые непременно сопровождают его обладателя. Аль-Хасан сказал: «Ищущего знание можно узнать по тому, как он слушает, смотрит и боится Аллаха». Плоды знания – это поступки, богобоязненность и благоговение перед Аллахом. Эти три качества тесно взаимосвязаны и не отделимы друг от друга.

1. Богобоязненность – суть знания

Всевышний Аллах сказал:
Поистине, боятся Аллаха из (числа) рабов Его только знающие. («Творец», 28). Ибн Мас‘уд сказал: «Знание – это не большое количество переданных высказываний, а только лишь богобоязненность».
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Ученый тот, кто боится Всемилостивого, когда даже его не видят (другие), стремится к тому, что любит Аллах, и отказывается от того, что вызывает Его гнев. Затем он прочитал (следующий аят):

Поистине, боятся Аллаха из (числа) рабов Его только знающие.
Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Богобоязненность – это то, что отделяет тебя от неповиновения Аллаху». Йахья ибн Абу Касир сказал: «Ученый – тот, кто боится Аллаха, а боязнь Аллаха есть благочестие».
Говорят: «Ученые бывают трех типов: знающий Аллаха и Его заповеди, знающий Аллаха, но не знающий Его заповедей, и знающий заповеди Аллаха, но не знающий самого Аллаха.
Знающий Аллаха и Его заповеди – тот, кто боится Всевышнего Аллаха и знает (установленные Им) пределы и обязанности. Знающий Аллаха, но не знающий Его заповедей – тот, кто боится Аллаха, но не знает (установленные Им) пределы и обязанности. Знающий заповеди Аллаха, но не знающий самого Аллаха – тот, кто знает (установленные Им) пределы и обязанности, но не боится Его».[См. Тафсир Ибн Касир, сура «Творец», аят 28.]
Указывая на то, что полезное знание ведет к богобоязненности, Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Причиной этого является то, что полезное знание указывает на две вещи:
первое – знание Аллаха, а также Его прекраснейших имен, высоких атрибутов и превосходных дел, что вызывает благоговение, боязнь, почтительный страх перед Ним, любовь к Нему, надежду и упование на Него, проявление смирения по отношению к тому, что Он предопределил, и терпение в ниспосылаемых Им бедах;
второе – знание о том, какие убеждения и какие явные и тайные дела и слова Аллаху угодны, а какие Ему ненавистны, ибо знание об этом обязательно побудит знающего поскорее устремиться к тому, что угодно Аллаху и что Он любит, и удалиться от того, что Ему ненавистно и что вызывает Его гнев.
И если знание приносит своему обладателю плоды, то это – полезное знание. А коль скоро знание будет полезным и глубоко запечатлится в сердце, то оно возбоится Аллаха и предастся Ему из почтительного страха перед Ним, благоговения, боязни, любви и почитания. Когда же сердце возбоится Аллаха, предастся и покорится Ему, то и душа удовлетворится и насытится даже малой толикой дозволенных ей мирских благ, что непременно станет причиной ее удовлетворенности и отрешенности в этом мире».[Фадль ‘ильм ас-салаф ‘ала-ль-халаф, с. 38 – 39. Издание библиотеки факультетов аль-Азхар.)
Всевышний Аллах сказал:
Скажи: «Уверуете ли вы в (Коран) или не уверуете, (все равно) те, кому знание было даровано до этого[Т. е. до ниспослания Корана.], падают ниц, (касаясь земли) подбородками, когда им читают его, # и они говорят: «Слава нашему Господу!» И они падают ниц, (касаясь земли) подбородками и плача, что увеличивает их смирение. («Ночное путешествие», 107 – 109). Абд аль-А‘ля ат-Тайми сказал: «Тот, кому даровано знание, которое не заставляет его плакать, не достоин знания, которое приносило бы ему пользу. Ведь Великий и Всемогущий Аллах описал знающих людей: «Те, кому было даровано знание (в писаниях, ниспосланных) до него (Корана)…», сказав про них: «…рыдают они, и увеличивает в них (Коран) смирение (пред Аллахом)».
Не тот обладает знанием, кто выучил множество вопросов, (касающихся знания), а тот, кто проливает слезы из страха пред Аллахом.
Всевышний сказал:
Неужели тот, кто всю ночь посвящает поклонению, склоняясь до земли и стоя, страшится мира вечного и надеется на милость своего Господа (подобен тому, кто не делает этого)? Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают? Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом». («Толпы», 9).
Ибн Раджаб, да смилостивится над ним Аллах, говоря о смирении, сказал: «Это смирение есть полезное знание, и это первое, что дает нам знание… Полезное знание – это то знание, которое проникает в сердце и приносит ему умиротворенность, страх и покорность перед Аллахом, кротость и смирение. Если же знание не управляет сердцем, то оно остается лишь на языке человека и становится доводом Аллаха против него и против других людей. Так Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Есть люди, которые читают Коран, но он не опускается ниже их горла. Однако если он проникнет в сердце и укрепится в нем, то принесет пользу человеку, читающему его».[Муслим (822).]
Аль-Хасан сказал: «Знание бывает двух видов: знание на языке и знание в сердце. Знание в сердце есть полезное знание, а знание на языке станет доводом Аллаха против человека».

2. Знание: форма и содержание

Искатель знания! Не утруждай себя поисками внешней формы знания, пренебрегая его сутью, ведь форма без содержания бесполезна. И ты уже узнал, что сущность знания – это богобоязненность, а его форма – заучивание тех или иных его вопросов.
Ибн аль-Джаузи сказал: «Я увидел, что многие ученые занимаются изучением внешней формы знания, не вникая в его суть и заложенный в нем смысл. Чтец (Корана) занят освоением различных версий-разновидностей чтения, всецело отдавшись изучению редких и исключительных моментов. Он считает, что смысл заключен в самом чтении, и не замечает величия Говорящего, не видит ни предупреждения, ни обещания, содержащихся в Коране. Быть может, он решил, что заучивание Корана защитит его, и ты видишь, как легко он относится к своим грехам. Но если бы он поразмыслил, то понял бы, что доводы (Аллаха) против него будут сильнее, чем против человека, не читавшего (Коран).
Знаток хадисов изучает методы, заучивает иснады (цепи передатчиков хадисов), но не вникает в смысл передаваемых слов. Он считает, что сохранил для людей хадисы, и надеется тем самым на спасение. Но, быть может, он легко относится к своим грехам, думая, что его заслуги перед религией защитят его.
Факих (знаток мусульманского права), благодаря знанию различных религиозных вопросов по тому или иному мазхабу, снискал уважение и заслужил прощение грехов, вынося решения по религиозно-юридическим вопросам, интересующим людей. И, быть может, он начинает совершать грехи, думая, что его заслуги защитят его. Быть может, он не выучил Корана и не знает хадисов, которые мягко, а иногда и сурово предостерегают от совершения непристойных поступков. Если же при этом он еще и стремится к власти и любит побеждать в спорах, это лишь добавит в его сердце еще больше черствости.
Таково большинство людей. Заниматься постижением форм знания – для них ремесло, которое придает им гордыни и глупости. Такие люди не смогли понять смысла знания, ведь знание – это не словесная форма, а лишь постижение его сути, что приводит к богобоязненности и страху перед Аллахом, и человек, благодаря знанию, видит оказанную Аллахом милость…»[Сайд аль-хатир, с. 544.].

Что такое полезное знание. Смотреть фото Что такое полезное знание. Смотреть картинку Что такое полезное знание. Картинка про Что такое полезное знание. Фото Что такое полезное знание

3. Богобоязненность и ее влияние на знание

Искатель знания! Остерегайся, чтобы твой Владыка не увидел тебя совершающим то, что Он тебе запретил, и не выполняющим то, что Он тебе велел.
Всевышний Аллах сказал:
Показать полностью.

О те, кто уверовал! Если вы будете бояться Аллаха, Он наделит вас (способностью) различения[Имеется в виду способность отличать добро от зла и истинное от ложного, благодаря чему человек достигнет спасиния.]… («Добыча», 29).

4. Влияние грехов на знание

5. Предостережение от знания, не приносящего пользы

В хадисе говорится: وَإِنَّ عِلْمًا لا يَنْفَعُ كَكَنْزٍ لا يُنْفَقُ مِنْهُ
«…и, поистине, знание, не приносящее пользы, что богатство, из которого ничто не расходуется»[Достоверный хадис. Передал аль-Куда‘и со слов Ибн Мас‘уда. Сахих аль-джами‘ (4024).].
Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, все люди красиво говорят. И тот, чьи слова не расходятся с делом, получит свой удел. А тот, чьи слова разнятся с делами, пусть порицает только самого себя».
Аль-Хасан сказал: «Сын Адама! Как же поможет тебе мудрость мудрецов, которую ты собрал, когда в делах своих ты следуешь пути глупцов?!».
Также он сказал: «Приобретайте знание, не нанося ущерба поклонению».
Малик ибн Динар сказал: «Я понял, что мудрость в малом. Не принесет тебе блага познание того, чего ты не знал, если не применяешь ты того, что тебе уже известно. Поистине, поступающий так подобен человеку, который нарубил дров, связал их в вязанку, попытался поднять е¸ и не смог сделать этого, но тем не менее положил сверху еще одну».
Некоторые мудрецы сказали: «Пусть сделает Аллах знание полезным для нас и для вас, да не сделает Аллах нашим уделом от знания лишь слушание и удивление».

6. Побуждение к использованию приобретенного знания

Сколько, сколько еще я за знанием буду утром опять уходить,
И, почтенно его собирая, своих сил не жалеть, не щадить.
Сколько буду я отрасли знания и все новое в нем постигать,
И при этом не делая ровно ничего, чтобы знание в дела воплощать.
Аль-Касим ибн Мухаммад сказал: «Я застал людей, которых словами было не удивить, их привлекали только дела».
Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Учитесь столько, сколько вам угодно, но не вознаградит вас Аллах за это до тех пор, пока вы не станете использовать полученное знание».
Абу-д-Дарда сказал: «Больше всего я боюсь, что в День расчета меня спросят: “Ты приобрел знание. А что ты сделал со знанием, которое приобрел?!”».
Аль-Хасан сказал: «Тот, кто превосходит людей своим знанием, достоин того, чтобы превосходить их и в делах».
Также он сказал: «Вера – это не то, что можно надеть, как одежду, или приобрести по желанию. Но вера – это то, что глубоко западает в душу и подтверждается делами. Но слова того, кто скажет доброе слово, но сделает недоброе дело, будут отвергнуты Аллахом. А слова того, кто скажет доброе и сделает благое, будут приняты благодаря делам, т.к. Всевышний Аллах сказал:
К Нему восходит благое слово, и возносит его праведное дело…(«Творец», 10).
Сахль сказал: «Знание – жизнь ближайшая, а его использование – жизнь вечная». Он также сказал: «Знание – это одно из удовольствий этой жизни, а если его применить, оно станет одним из дел, совершаемых для жизни вечной».
Бишр ибн аль-Харис сказал: «Ты только получаешь удовольствие, слушая и повествуя. Под знанием же понимается его использование: слушай, узнавай, используй, обучай и убегай (от мирских благ). Разве ты не видел, как Абу Суфьян искал знание, узнавал, обучал, использовал и убегал? Это и есть знание. Оно указывает на бегство от мирских благ, а не на стремление к ним».
Говорят, что мудрость изрекла о себе: «Сын Адама! Если ты будешь искать меня, то найдешь в двух вещах: делай то лучшее, о чем ты знаешь, и отстраняйся от худшего, что тебе известно».
Аль-Хатиб аль-Багдади[Тахзиб иктида аль-‘ильм аль-‘амаль, с. 6, 7] сказал: «Знание постигается для того, чтобы воплотить его в делах подобно тому, как дела совершаются для того, чтобы найти спасение. Если в делах не воплощается знание, оно превращается для ученого в тяжелую ношу. Упаси нас Аллах от знания, которое может превратиться в бремя, стать причиной унижения и железными оковами на шее своего обладателя.
Один мудрец сказал: «Знание – служитель дела, а дело – это цель знания. Если бы не дело, не приобреталось бы знание, а если бы не знание, не стремились бы к делам. И оставить истину, не зная о ней, лучше для меня, чем оставить, не пожелав ее».
Разве не достигли наши предшественники столь высоких степеней только благодаря искреннему убеждению, праведным делам и отрешенности, которая всегда одерживала верх над всеми привлекающими нас благами этого мира?!
Разве не достигли мудрецы великого счастья только благодаря усердному труду, довольству малым и щедрым подаяниям из излишков своих средств просящим и обездоленным?! И разве собирающий книги о знании не подобен тому, кто собирает золото и серебро?! И разве страстно увлеченный книгами не подобен накопителю богатств…?!»
Ты знание свое применяй, человек, если хочешь добиться успеха,
Ведь то знание, что ты приобрел, бесполезно, коль дела и поступки твои непригожи.
Знание – это блеск и краса, а его украшение – твоя набожность, страх перед Богом,
Кто ж страшится Всевышнего, кто благочестен, превратить в дела знание, конечно, он должен.

Что такое полезное знание. Смотреть фото Что такое полезное знание. Смотреть картинку Что такое полезное знание. Картинка про Что такое полезное знание. Фото Что такое полезное знание

7. Невежда в образе ученого

Если ты не будешь использовать (свое знание), не будешь бояться Аллаха, то потеряешь истинное знание, благодаря которому ты бы мог называться ученым, и тогда тебе лучше называться невеждой.
Суфьян ас-Саури сказал: «Знание призывает к себе дело, которое откликается, а если нет, то знание уходит».
Показать полностью.
Ибн Мас‘уд сказал: «Богобоязненность является достаточным качеством (для человека), чтобы стать обладателем знания, тогда как заблуждение по отношению к Аллаху является достаточным качеством, чтобы быть невеждой».
Говорят: «Знание лицемера воплощается в его словах, а знание верующего – в его делах».
Суфьян ас-Саури также сказал: «Если я буду претворять в дела то, о чем имею знание, то я самый знающий из людей. Если же я не буду претворять в дела то, о чем имею знание, то нет на земле человека невежественнее меня».
Он также сказал: «Знание приобретается только для того, чтобы благодаря ему возбояться Аллаха. Знание получило преимущество над всем остальным только потому, что оно является причиной, по которой человек боится Великого и Всемогущего Аллаха».
Аль-Фудайль сказал: «Ученый не ведает тем знанием, которое приобрел, до тех пор, пока не использует его, а если использует, то становится знающим».
Ахмад сказал: «Обладателем хадиса у нас является тот, кто воплощает его в делах».
Аль-Хасан сказал: «Ученый тот, кто делает то, о чем имеет знание. А кто не делает то, о чем имеет знание, является рассказчиком хадисов, который, услышав что-то, лишь передает услышанное им».
Он также сказал: «Факих тот, кто воздерживается от мирских благ, знает свою религию и неустанно поклоняется Великому и Всемогущему Аллаху».

8. Один из путей, которым пользуется шайтан

Однако подобные предостережения относительно отказа от использования полученного знания не должны означать для тебя, что шайтан, придя к тебе, охладит твой пыл приобретать знание или одну из его отраслей под предлогом того, что ты никогда не будешь его использовать! Иначе ты упустишь и знание, и дело. Один человек сказал Абу Хурайре: «Поистине, я хочу приобрести знание, но я боюсь его потерять». На что Абу Хурайра ответил: «Уже то, что ты его не приобретаешь, является для тебя достаточной потерей».
Одним словом, знание, которое не используется, подобно дереву, не приносящему плодов, а дело, совершенное без знания, подобно испорченному плоду или завалявшемуся товару. И единственным спасением является совместить знание и дело.

9. Стремление ученых-предшественников использовать приобретенное ими знание

10. Именем Аллаха заклинаю тебя не быть из числа недобрых ученых и рабом мирских благ

11. Качества тех, кто не используют своего знания

Имам Абу Бакр аль-Аджурри подробно описал тех, кто не использует своего знания в книге «Ахлак аль-‘улама» («Нравственные качества ученых»).[Это очень ценная книга и весьма полезная, хоть и небольшая. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали отозвался о ней: «Автор книги имам Абу Бакр аль-Аджурри был одним из величайших ученых, писавших о нравственных качествах и благопристойности ученых в начале четвертого столетия с начала хиджры. Его книга – одно из наилучших сочинений, написанных по этой теме, и кто внимательно ее прочитает, узнает о пути ученых-предшественников и о путях, противоречащих ему, из числа тех, что возникли после».]
Мы решили привести здесь слова имама аль-Аджурри для того, чтобы они стали критерием для ищущего знание, с которым бы он соизмерял себя и, обнаружив в себе несоответствие и отклонения, мог бы многократно перечитывать их. Он, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если кто-либо скажет: “Опиши нам нравственные качества тех ученых, знание которых является свидетельством против них самих, чтобы, увидев того, кто известен своими делами, извлечь урок из проявляемого им внешнего благонравия, а, увидев качества, недостойные обладателя знания, избегать их, зная, что скрываемые этими людьми дурные качества хуже того, что они проявляют внешне, и это – искушение, и их необходимо сторониться, чтобы не поддаться искушению, подобно им, и да поможет нам Аллах и поведет нас по верному пути”, ему ответят: «Да, мы упомянем некоторые из их качеств, услышав о которых, тот, кто относится к числу обладателей знания, внимательно посмотрит на себя и, если обнаружит в себе какое-либо из дурных и порицаемых качеств, обратится к Аллаху с мольбами о прощении и поспешит избавиться от них, приобретя другие качества, которые более достойны знания и приблизят его к Великому и Всемогущему Аллаху, и будет сторониться качеств, отдаляющих его от Аллаха.
Одним из качеств такого человека, проявляемых им в его учебе, является то, что он учится небрежно и нерадиво. Из знания он берет только то, что ему захочется. Он устремляется и живо постигает любое знание, услышав или выучив которое, он возвысится над людьми. А любое знание, касающееся его отношений с Великим и Всемогущим Господом, изучение и использование которого является для него обязательным, он постигает с неохотой и сознательно бросает, несмотря на то, что сильно в нем нуждается.
Его тяготит, если он пропустит, не услышав, какое-либо знание из того, что хотел бы получить. И он заставляет себя усердно слушать, воспринимая знание, а, услышав, с легкостью его бросает, не воплотив в делах, и не заставляет себя применять то знание, использовать которое он обязан, как делал это, когда приобретал его. Это страшное нерадение.
Он переживает и сожалеет о знании, которое пропустил, но лучше, если бы он переживал о знании, которое получил, но не использовал, что непременно явится свидетельством против него.
Он изучает религию и участвует в спорах, чтобы похвастаться перед людьми, его участие в дискуссиях приводит его к греху: вступая в них, он хочет приобрести известность своим красноречием и желает, чтобы его оппонент совершил ошибку. Если его соперник в споре добьется истины, это его огорчает. Ему всегда доставляет радость то, чему радуется шайтан, и ему неприятно то, что любит Всемилостивый. Он удивляется тому, кто в споре бывает нечестен, но сам поступает несправедливо. Он настаивает на своей ошибке и не признает е¸, боясь позора.
Он жд¸т от человека, которого учит, только мирской выгоды. Если ученик приносит ему пользу, он его обучает с охотой, а если нет от него мирской выгоды, а лишь награда в вечной жизни, он ему оказывается в тягость.
Он надеется на награду от Аллаха за знание, которое не использовал, но не боится страшных последствий задаваемых вопросов (в Судный день) о неиспользованном знании. Он надеется на вознаграждение за то, что благочестивые люди его возненавидели, подумав о нем недоброе, но не боится ненависти Аллаха за свое потворство перед теми, кого он обвинил.
Он говорит мудрые слова и думает, что он мудрец, но не боится он свидетельства этих слов против него за то, что не воплощал в делах.
Знание увеличивает в нем хвастовство и вычурность, но если возникает у него необходимость в каком-нибудь знании, он гордо отворачивается от него.
Если ученых-современников, известных своим знанием, становится много, он хочет быть известным, как они.
Если спрашивают у ученых, но не спрашивают у него, он хочет быть спрошенным, как и они. Но лучше бы он восхвалил Аллаха, когда спросили не его и кто-то другой избавил его от ответа.
Услышав о том, что один из ученых ошибся, а он оказался прав, радуется чужой ошибке, хотя это должно бы его огорчать. Он радуется смерти какого-либо ученого, т.к. теперь люди станут нуждаться в его знании.
Если его спросят о том, чего он не знает, он гнушается сказать «Аллаху а‘лам» («Аллах лучше знает») и берется ответить на вопрос, на который не знает ответа. Узнав, что кто-то приносит больше пользы мусульманам, чем он, он не желает его жизни и не направляет к нему людей. Если он скажет слово, благодаря которому за ним последуют люди и он добьется высокого положения среди тех, кто его не знал, а затем поймет, что ошибся, то не признает ошибки и будет доказывать свою правоту, чтобы не потерять уважения людей.
Он выслуживается своим знанием перед королями и знатными людьми, чтобы получить от них свой удел, находя оправдание, и обращается надменно с порядочными и бедными людьми, не занимающими знатного положения в этом мире, и лишает их своего знания, также находя оправдание. Он считает себя ученым, а ведет себя как глупец. Его увлекла любовь к этому миру, славе, почету и положению среди знатных людей. Знание для него – как красивая одежда, которой он украшается для этого мира, но не украшает он свое знание, воплотив его в делах.
Мухаммад аль-Хусайн[Т.е. аль-Аджурри, да смилостивится над ним Аллах.] сказал: «Кто поразмыслит над этими качествами и поймет, что обладает некоторым из того, что мы упомянули, должен устыдиться Аллаха и немедля вернуться к истине».[Ахлак аль-‘улама, с. 97 – 100.]

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Квантовый Переход или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время которо.

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

10 глубокомысленных и полезных бизнес-притч 10 глубокомысленных и полезных бизн.

Ачма с сыром и творогом Ингредиенты: Лаваш — 4-5 Штук Кефир &mda.

Поиск по дневнику

Музыка

Подписка по e-mail

Статистика

Как отличить полезные знания от бесполезных (дополнительные материалы к курсу IV урок 1)

Результаты знаний

Любое полезное знание приносит 4 вида результатов:

— улучшается здоровье (становится больше энергии, силы и счастья)

— укрепляется разум (легче принимать решения, брать на себя ответственность и терпеть чужие недостатки)

— улучшаются отношения с людьми (больше любви, уважения и радости)

— растут доходы (больше денег, свободного времени и свободы)

Что такое полезное знание. Смотреть фото Что такое полезное знание. Смотреть картинку Что такое полезное знание. Картинка про Что такое полезное знание. Фото Что такое полезное знание

Иногда о некоторых знаниях говорят, что благодаря им люди лучше стали понимать себя и мир вокруг. Хорошо, но если вы начинаете лучше понимать себя и мир, вы обязательно начнёте лучше себя чувствовать, быть терпеливее, легче строить отношения с окружающими людьми и больше зарабатывать. Иначе это самообман.

Все прочие знания можно считать бесполезными.

Получая те или иные знания, спросите себя:

— Улучшит ли это моё здоровье?

— Сделает ли это меня сильнее и энергичнее?

— Стану ли я или окружающие люди от этого счастливее?

— Позволит ли мне это легче принимать решения?

— Позволит ли мне это легче брать на себя ответственность?

— Научит ли это меня терпеливо относиться к чужим недостаткам?

— Привнесёт ли это больше любви и уважения в мою жизнь?

— Сделает ли это мою жизнь более радостной?

— Позволит ли мне это больше зарабатывать?

— Даст ли мне это больше свободного времени?

— Сделает ли это меня свободнее?

Критерии сомнительных знаний

Наиболее распространённые критерии сомнительных знаний :

— чувство превосходства над другими

— нетерпимость к другим точкам зрения

— вынужденный обман или введение в заблуждение

Не бойтесь отбросить знание, если оно не ведёт вас к лучшей жизни. Ищите полезные знания, отсекайте бесполезные и сомнительные. Для этого постоянно мониторьте свои ощущения:

— Становлюсь ли я более спокойным или более раздражительным?

— Ощущаю ли я гармонию со всеми или чувствую превосходство над кем-либо?

— Радуюсь ли я, когда узнаю что-то новое или негодую, когда сталкиваюсь с иной точкой зрения?

— Говорю ли я всё как есть или ввожу себя и других людей в заблуждение?

Мой скайп: seahappiness

Рубрики:XVIII. Методология обучения

Метки: знания информация учёба

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *