Что такое похоть плоти
Похоть
Конфликт между запросами духа и плоти — святые отцы и учители Церкви называют похотью. Похоть плоти есть такое состояние внутренней дисгармонии человеческого естества, при котором удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб потребностям духовным.
«Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши рождает грех» ( Иак.1:14-15 ).
Похоть – синоним страсти, то есть желания греха ( 1Кор.10:6 ). Похоть заключается в услаждении греховными помыслами человеческой души. Похоть – неестественное движении души, обнаруживающее ее греховную болезнь.
Все человеческие греховные пристрастия могут быть названы похотью: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин.2:15-17 )»; «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» ( Иак.1:14 ); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». ( Гал.5:24 ).
В узком смысле слова под похотью принято понимать блудную страсть. Однако любая страсть может быть названа похотью.
Христианскому подвижнику предстоит борьба со страстями и похотьми. Приведем по данному вопросу мнение протоиерея Н. Иванова: Человек видит, что плоды от древа познания добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его материального существования, а все остальное в мире представляет собой лишь «пищу» для «я». Душа забывает о своей связи с Источником и со всей природой, она хочет лишь удовлетворения своих вожделений. Нормальное самоутверждение плоти и та радость ощущения, которая возникает при становлении, превращается в похоть – похоть плоти.
Такова первая ступень грехопадения. Человек видит, что возникшее представление о новых возможностях, не только чисто материальных, хорошо для пищи, но и приятно для глаз, и желанно – хорошо для глаз и вожделенно, ибо дает душе удовлетворение. Целый комплекс душевных сил находит свое удовлетворение на пути вкушения добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло – лишь одинаково приемлемые средства для удовлетворения желаний. В себе самом человек может помышлять: «Все то, что мне представляется, что ко мне относится, должно относится ко мне так, чтобы давать наслаждение».
Вторая ступень грехопадения – это кажущаяся возможность жизни по-новому. Гармония красоты целого, когда все в мире прекрасно лишь в силу того, что отражает в себе славу Божию и восхваляет Творца, – эта гармония и красота становятся хороши, лишь поскольку они хороши для меня. Мое «я» становится в центре гармонии и центре красоты и желает всего только для себя. Такова вторая ступень грехопадения – похоть очей.
И наконец, третья ступень грехопадения. Человек хочет иметь знание в смысле владения тем, что видит… Но если человек станет на самостоятельный путь, упиваясь полной свободой выбора, забыв о заповеди, данной ему Творцом, то легко может потянуться к «злому» знанию, то есть знанию лишь того, что выгодно ему, но губительно для его собратий. И он будет упорствовать, стремясь овладеть этим знанием.
Путь познания (фактически смешения) в себе добра и зла есть путь индивидуалистического самоутверждения. Он дает опыт борьбы, самовозвышения, наслаждения в чувстве самолюбования, чувство превосходства над теми, кто может быть превращен в объект наслаждения и господства. Предлагаемый путь есть путь гордости собой, своим знанием и своим мнимым совершенством. Этот путь есть путь созерцания своего превосходства. Такова третья ступень грехопадения – гордость житейская»
Толкование на 1 Иоанна 2:16
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на 1 Иоанна 2:16 / 1Ин 2:16
Лука Крымский (1877−1961)
ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
Не любить мира, не любить утех мирских, не любить услаждений и утех плоти — ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15−16).
Глаза наши соблазняют нас, соблазняют и срамными видениями, и видениями того, как блистательно живут люди богатые, далекие от Бога, от Христа. В этом похоть очей.
Гордость житейская возбуждается в нас когда достигнем успехов на этом пути; сребролюбием заражаемся мы, а сребролюбие есть корень всех зол, ибо оно подвигает нас ко многому дурному и преступному и в конце концов приводит нас к тягчайшей страсти — гордости, которая есть гибель духовная. Так говорит святой апостол Иоанн.
Источник: Проповеди. Том I. Слово в неделю о блудном сыне. Плоть и дух.
Антоний Великий (
яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть
Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мiре, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.
Иустин (Попович) (1894−1978)
яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть
Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха. Посредством любогреховности (т. е. любви ко греху) тело становится жаровней греха, рассадником греха. И ненасытные глаза увлекают человеческий род в грех. Глаза являются самыми ненасытными, самыми жаждущими и алчущими похотей греховных. Если человек не будет их обуздывать мудростью и воздержанием, если их не обновит милостью, если их не утихомирит покаянием, если их не смягчит милосердием, тогда они полностью поглотят грехи, и те, в свою очередь, наполнят и опустошат душу. Горе человеку, у которого такие глаза, кто использует глаза как орудия неправды (Рим. 6:13). Счастлив же тот человек, который уши и глаза использует как орудия праведности (Рим. 6:13). Каков третий грех, который включает все грехи? — Это гордость житейская. Это первый грех для всех людей, грех сатаны и источник всех грехов. Таким он был от начала и таким пребывает всегда.
Мы можем сказать, что гордость — это все-грех. Каждый грех своим жизненным нервом исходит от нее и поддерживается ею. Гордость житейская состоит из бесчисленного количества разных видов гордости, маленькой и большой, кратковременной и долговременной. Упомянем главнейшие. Гордость по причине славы (научной, государственной и т. д.), гордость по причине красоты, гордость по причине богатства, благодеяний, по причине милости, удач. Ведь разве существует добродетель, которой бы грех не смог превратить в порок (если мы не внимательны)? Так гордость в молитве превращает молящегося в фарисея и постящегося в самоубийцу. Так же каждый грех есть в действительности грех по причине гордости, потому что сатана есть сатана по причине гордости. Если бы не существовало гордости, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире, ведь она несть от Отца. От Отца — Единородный Сын Божий. И Он вочеловечился, воплотился и облекся смирением со всеми Своими Божественными совершенствами. И в Его Евангелии главной заповедью, все-заповедью (заповедью заповедей) является смиренномудрие (Мф.5:3). Да, смиренномудрие — это единственное лекарство от гордости и остальных грехов.
Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
Августин (354−430)
ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
Итак, вожделение это, которое не есть от Отца, но от мира, чем делается в человеке острее и жгучей, тем более каждый ради того, по отношению к чему это вожделение испытывает, становится терпеливей в перенесении любых тягот и страданий.
Источник: О терпении.
Стало быть, эта любовь к миру, которая заключает в себе всеобщее вожделение по отношению к миру, есть обычный повсеместный блуд, из-за которого совершается прегрешение в собственном теле. И потому, что всяким телесным, и видимым, и преходящим желаниям и удовольствиям человеческий дух непрестанно служит, Самим Творцом всего он оставлен и покинут.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 16−17 ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек
Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Ин. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения — диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17:15), то есть мира, о котором и в другом месте (1 Ин. 5:19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, — очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Ин. 8:44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке.
Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.
Беда Достопочтенный (672−735)
ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
Эти определения указывают на все виды порока.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
Андрей Монах
ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
Ничто из суетного и полного тления не пребывает вечно, но оно временно и испорчено и слабее всякой паутины.
Иларий Арелатский (
ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
Похоть плоти — это то, что относится к чревоугодию и сладострастию. Похоть глаз и гордость житейская — это то, что относится к порокам души. И гордыня — это любовь к собственному возвышению, которая не есть от Отца, но от мира, так как Отец создал благо, а дьявол эти пороки изобрел.
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
Михаил (Лузин) (1830−1887)
ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
В мире все противоположно тому, что требует и что любит Бог; основные начала жизни мира, которыми он движется, или управляется, не любовь к Богу, к творению и святости самого человека, а похоть в ее троечастном виде — похоть плоти, похоть очей и похоть ума, или гордость житейская. Похоть, о которой говорит здесь апостол Иоанн, это то, что по словоупотреблению святого апостола Павла называется вообще греховностию, как злое греховное расположение извращенной природы человека по падении (см. особенно Рим. 7:7 и далее и парал.). В этой природе человека кроются три страсти, на которых, как на рычаге, вертится мир, лежащий во зле, и со стороны которых искушал Самого Господа Иисуса Христа искуситель на горе в пустыне (ср. Мф. 4:1−11 и парал.; см. прим.). Первая из этих похотей, или страстей, есть похоть плоти, или вообще чувственности. Это — страстные возбуждения, раздражения и пожелания плотские, или чувственные, во всех многообразных их видах. Главное действующее начало в них не тело, не телесные потребности и склонности естественные, но греховное начало, действующее чрез члены тела и, следовательно, противное Богу и несогласное с любовию к Богу и ближним. Сфера действия этой похоти чрезвычайно обширна; чувственность почти главный рычаг действия греховного мира на человека. Похоть очей: это та исконная похоть, или страсть, которой изначала искушены были наши прародители и которой они согрешили и грешат все их потомки, это — все, что приятно для глаз и вожделенно потому, что дает знание (Быт. 3:6), всякое греховное и страстное желание и вожделение видеть, знать, испытывать. Сфера действия этой похоти так же обширна, как и похоти плоти, но эта похоть еще глубже входит в душу, чем чувственность, и тоньше действует и на ум, и на более глубокие способности души. — Гордость житейская: если похотию очей и вожделением знания согрешили прародители, то похотию гордости согрешил диавол, и потому эта похоть, как начало, действующее в мире, может быть еще сильнее и страшнее, чем указываемые две похоти. Сфера действия ее так же широка, как и тех, но еще глубже действует в мире, и на мир, и на человека. — Это три страшные пружины, которые управляют миром, во зле лежащим, и все, что ими живет и управляется, не есть от Бога, но от мира сего, и, следовательно, в том нет любви Отчей. Потому, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что и мир проходит, и похотъ его. Это — новое побуждение, не любить мира и того, что в мире: мир и похоть его проходят: все предметы и вещи мира, все, к чему человек питает пристрастие и привязанность, к чему прилепляется более, чем к Богу, в которых мнит найти счастие и наслаждение, все это — греховное, порочное и злое, все проходит, минует, не может постоянно продолжаться, потому что и сам человек проходит, и скоро, как тень, как сон жизнь его, и не будет его и не познает ктому * места своего. Наконец и весь этот мир не вечен, со всеми его похотями прейдет, или изменится в новый вид. Что же будет тогда с любящими мир, привязанными к нему, которые, вместо того чтобы прилепляться любовию к Богу, прилеплялись к этому преходящему и время.
Источник: Толковый Апостол.
Евсевий (Орлинский) (1806−1883)
Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего
Апостол сам раскрывает, как надобно понимать его слова: не любите мира, ни того, что в мире, и почему в том, кто любит мир, нет любви к Богу. Слова Апостола: ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего, — ясно показывают, что св. Иоанн, говоря: кто любит мир, в том нет любви Отчей, — разумеет любовь порочную, пристрастную к вещам, любовь к тварям преобладающую. Когда человек так любит мир, тогда эта преобладающая порочная любовь, занимая всю душу человека, делает его неспособным достойно любить Бога. Когда так любит кто мир, тогда, по свойствам нашей природы и также по качеству любимых предметов, — любовь бывает или похотью плоти, или похотью очей, или гордостью житейскою. А все это, говорит Апостол, не есть от Отца, но от мира сего есть. Такие похоти или порочные страсти не от Бога, но от мира сего. Бог, как всеблагий и всесвятой Отец всех тварей, не сотворил зла или порока. Все сотворённые существа в начале были, как изрек сам Бог, хорошо и хорошо весьма (Быт. 1:12, 31). И сам человек, созданный по образу Божию, вышел из рук творческих правым. Но человек, злоупотребив высокий дар Божий — свою свободу, преступил заповедь Божию, и чрез грех сделался виновником того нестроения в мире, о котором говорит св. Иоанн: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская произошли от грехопадения человеческого. Чрез грехопадение человека и окружающая его тварь, созданная для человека, по слову Апостола, подверглась суете, не сама собою, но тем, кто подверг ее: ибо знаем, пишет св. Павел, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим.8:20, 22). Апостол Иаков говорит: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:13, 14).
Все, что в мире, — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Что такое похоть плоти? — Беспорядочные порочные чувственные желания, неумеренность в пище и питии, объедение, пьянство, сластолюбие, изнеженность, особенно пороки противные целомудрию (1 Кор. 6:9; Гал. 5:19; Кол. 3:5). Что такое похоть очей? — Вообще, всякое беспорядочное или порочное удовольствие, получаемое посредством зрения, или, еще обширнее, всякое порочное желание видеть, знать и испытывать. Сюда принадлежат: неблагонамеренное или суетное желание знать тайны и тайные грехи других, страсть остротами оскорблять других, также пристрастие к созерцанию соблазнительных или бесполезных изображений, зрелищ и подобного. А в более тесном значении под похотью очей разумеется скупость или корыстолюбие: потому что одержимые этою страстью смотрят на золото, серебро и всякие драгоценности с пристрастием к этим вещам, и притом жаждут иметь их, или, имея такие вещи, питают слепое пристрастие к ним. Потому апостол Павел любостяжание называет идолопоклонством (Кол. 3:5). Что такое гордость житейская? — Гордость, самомнение, тщеславие, надменность и другие названия, выражающие тот же корень пороков, означают порочное желание человека ставить себя выше других, быть видимым, особенно уважаемым, восхваляемым, быть предметом удивления. Одержимый страстью гордости ищет почестей и отличий, любит хвалиться своими достоинствами или какими-нибудь преимуществами, высоко ценит свои качества, познания, заслуги, иногда, не имея других преимуществ, любит выделяться одеждами, жилищем, роскошью жизни и подобным.
Все это, учит Апостол, не от Отца, но от мира. Все эти пороки произошли от греха, и с распространением греха, распространились в мире, заразили человеческий род, и зараза распространилась на самые твари, окружающие человека: предназначенные на служение человеку, вместо того, чтобы призывать человека к прославлению Бога, они подверглись суете грехов человеческих.
Это предложил Иоанн как побуждение к тому, чтобы не любить мира: любовь мира лишает любви к Богу, всеблагому Отцу; плоды мирской любви противны Богу, как не от Него происходящие. Не любить Бога, всеблагого Отца, питать нечистые мысли, желания и порочные страсти, и чрез то удаляться от Бога — это великое несчастие для человека, понимающего свое истинное счастье, свое высочайшее благо — любить Бога более всего и жить в Боге. Это сильное побуждение не любить мира, ни того, что в мире. Раскрывая и усиливая это побуждение, Апостол присовокупляет: И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
maks_korol
χάρις υμιν και ειρήνη
Блог выражает личное мнение автора, а не какую-либо официальную позицию.
Опасность похоти плоти
Что такое похоть плоти?
В общем понимании, похоть – это человеческие желания, исполнение которых негативно отражаются на жизни человека. Это нечестивые желания, которые противоречат извечным Божьим постановлениям и заповедям, которые записаны в Его святом и непогрешимом Божественном Слове. Именно похоть является плодом греховной человеческой природы, и, та же греховная человеческая натура жаждет похоти, потому что она удовлетворяет ее греховные пожелания. Современный мир является неотделимым от похоти, потому что его греховные поступки движимы нечестивыми желаниями.
Скрытая опасность похоти плоти.
Опасность присутствия похоти в жизни христианина заключается в том, что ее действие направлено на ужасающее разрушение, которое Библия называет растлением, то есть, гибелью. Апостол Петр, говоря церкви о чудесных Божьих благословениях и обетованиях, дарованных ей Христом, тем самым показывая положение верующих в Божьих очах, также напоминает им о том, что они удалились от господствующего в мире растления похотью. (2Петра 1:4). Присутствие похоти в жизни христианина может не только разрушить отношения с Богом, но и обратить их в прах, в ничто. Вот к чему может привести похотливость человека.
Греховная природа продуцирует похотливые желания. Человек, не любящий Господа, всегда исполняет желание плоти. Плоть никогда не может желать того, что угодно Господу, так как сама ее сущность является греховной, и она не жаждет ничего, кроме греха. У нее есть свои вожделения и пожелания.
Что мы можем назвать похотью плоти в жизни христианина
Похотью плоти является все, что мешает нашему здоровому духовному росту. Например, это различные компьютерные игры и фильмы, которые воспитывают в нас жестокость и похотливые мысли, также это может быть чрезмерная забота о своем внешнем состоянии и ухаживании за своим телом. Павел говорит: попечения о плоти не превращайте в похот Рим.13:14. охотью плоти является все то, чего жаждет греховная природа человека и что противоречит учению Священного Писания. Библия говорит нам о том, что плотские христиане могут совершать следующие поступки: иметь развратное и распущенное поведение, заниматься идолопоклонством и колдовством, иметь вражду и раздоры между собою, являются ревнивыми, могут гневаться и раздражаться по любому поводу, провоцировать распри и расколы, завидовать друг другу, могут быть зависимыми от алкогольных напитков и тому подобное. И о таких людях говорится, что они не будут иметь наследия в Царстве Бога (Гал.5:19-21).
Человеческая плотская греховная природа находится в постоянной и непрерывной борьбе с духом, как говорит Писание:
Хочу привести один пример. История повествует о печальном периоде правления католической церкви, который называется периодом порнократии ( начало и середина Х века), когда церковь находилась под контролем «блудниц». В течение этого времени римские папы находились под сильным влиянием одной могущественной аристократической семьи женский пол которой, заслужил репутацию блудниц. Как пишет историк, «эти богатые и влиятельные жаждущие власти женщины сажали на папский престол своих друзей, любовников, родственников. Не понравившихся им пап они свергали, убирали с дороги».
И официальная история Римской Католической Церкви признает, что за несколько десятков лет того периода, сменилось большое количество пап, отличавшихся распущенным образом жизни.
Как мы можем избавится от похоти плоти?
Ответ на этот вопрос дает нам Библия. Бог через апостола Павла неустанно нас призывает: Фил.4:8
Священное Писание учит нас, что те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Гал.5:24. И нам, прислушиваясь к Библии, нужно каждодневно утверждать свое звание и призвание в Иисусе Христе и бороться с похотью плоти посредством искренней молитвы и изучения Священного Писания. Мы сможем бороться с похотью плоти только тогда, когда мы удалимся от греховных ценностей этого мира и от господствующего в мире растления похотью. Давайте всегда помнить о том, что то будет сеять в угождение собственной греховной плоти, пожнёт от этого погибель и разрушение. А сеющие для Духа, пожнут от Духа жизнь вечную (Гал.6:8).
Гордость житейская
«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1Иоан.2:16,17
Сегодня мы не будем много говорить о «похоти плоти» и «похоти очей», а поговорим больше о «гордости житейской». Скажу лишь два слова.
Похоть плоти – это когда человек стремится удовлетворить каждый свой импульс, каждое своё желание, без исключения. Про такого человека можно сказать: «глаза завидущие, руки загребущие».
Мода и реклама управляет плотскими желаниями людей, разжигая страсть к приобретению совсем ненужных, бесполезных или даже вредных товаров. Каждую неделю появляются все новые модели мобильных телефонов, хотя хороший аппарат может служить много лет. Мобильные телефоны перестали быть средством связи, теперь это – предмет гордости. IPhone выпустил телефон стоимостью 8 миллионов долларов, сделанный из розового золота, корпус усыпан 500-ми бриллиантами. Машина как средство передвижение стоит 10000 долларов, но производители машин давно перестали предлагать машины просто как средство передвижения, машина тоже стала предметом гордости.
Огромное распространение получают различные кредиты, нам предлагают потратить деньги ещё до того, как мы их заработали, с тем, чтобы мы удовлетворили свои: похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую. Единственный выход из всего этого мракобесия – самодисциплина.
Но давайте подробнее остановимся на теме гордости.
В Википедии гордость определяется как положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства и собственной ценности. Что же в этом плохого?
Преп. Мун говорит о гордости так:
«Мы живем надеждой. В этом наша гордость. То же можно сказать и обо мне, преподобном Муне. Как вы думаете, чем я горжусь? Тем, что не боюсь ничего. На земле и на небе нет ничего, что испугало бы меня, потому что все мои усилия направлены на исполнение Божьей воли». Преп. Мун Сон Мён
С другой стороны, когда Иисус рассказывал о том, что человека оскверняет, а что не оскверняет, то в один ряд со всеми остальными грехами он поставил и гордость:
Каждое послание Апостола Павла начинается с того, что он говорит о себе как об Апостоле, Божием избраннике, и это тоже похоже на то, что он гордится своим положением.
Поэтому, видимо, гордость гордости рознь. И одно дело, когда Апостол Павел говорит, что он Апостол или Истинные Родители, говорят что они Истинные Родители, провозглашая тем самым свою ответственность перед Богом и другими людьми и совсем другое, когда мы начинаем подчёркивать свою позицию, совершенно забывая об ответственности.
«А вы знаете – я пастор! Именно я!» Такая гордость заставляет нас превозноситься над другими и, безусловно, разрушает нашу душу.
Стремление достичь авторитета и позиции является естественным, подспудно каждый человек желает взять на себя больше ответственности, получить больше возможностей, чтобы творить добро и заботиться о других. Мы хотим приносить радость другим и для этого быть авторитетными и уважаемыми, чтобы к нам прислушивались, а мы могли бы быть полезными как можно большему числу людей.
«Один настоятель монастыря молился и просил Бога показать самого смиренного монаха в монастыре. Бог откликнулся и показал самого смиренного монаха. Настоятель монастыря возмутился: «Как же так, это же самый большой матерщинник и богохульник во всём монастыре». Бог ответил: «Если бы он ежесекундно не боролся с самим собой, то уже давно поубивал бы вас всех».
Гордый человек всегда хорошо видит недостатки других, и очень плохо видит свои, зато очень хорошо видит свои достоинства и плохо замечает достоинства других. Гордый бизнесмен гордится своей деловой хваткой, тем, что смог подняться с самых низов и заработать себе состояние самостоятельно. Постепенно гордость приводит к тому, что он начинает пренебрегать людьми, которые не смогли достичь таких же успехов. Гордый учёный сыплет мудрёными витиеватыми фразами, гордится своим высоким IQ, какими-то невероятными достижениями или умениями, но при этом он совершенно лишен способности любить. «Как, вы не читали Библию в оригинале? Да как же вы после этого по свету белому ходите?» Однако, когда в доме прорывает трубу, даже Действительный Член Российской Академии Наук обращается к обычному, порой даже не слишком образованному сантехнику, а когда отвалится каблук – к сапожнику. Гордый сантехник может в свою очередь сказать: «Ты даже не можешь починить трубу, что ты за мужик после этого».
Такая гордость становится препятствием в общении между нами и Богом, между нами и другими людьми.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Иаков.4:6
«Если бы люди не пали, а достигли совершенства, они образовали бы всемирную семью, напоминающую человеческое тело, все члены которого взаимосвязаны друг с другом и с Богом — их главой». Божественный Принцип
Более того, счастливым человек становится только в гармоничных взаимоотношениях и никак не в одиночку, сам по себе. Другие люди необходимы нам для нашего же собственного счастья.
Гордый человек не любит заниматься тем, что у него не получается, потому что можно «упасть в грязь лицом», а для гордого человека общественное мнение очень важно. Он очень болезненно переживает все свои ошибки, и при любой удобной возможности ищет оправдание своим неудачам. Если же нет возможности свалить свою вину на кого-нибудь ещё, то у гордого человека напрочь отпадает желание заниматься той деятельностью, которая у него не получается.
«Будьте осмотрительными в том, что произносят ваши уста, следите за тем, что попадается вам на глаза, а также за тем, какие слова достигают вашего слуха, и не ищите для себя оправданий». Преп. Мун Сон Мён
При изучении Слова Бога всегда нужно брать на заметку Слова, которые можно применить к себе. Только гордый человек использует Истину применительно к другим и требует от других больше, чем от себя самого. Когда мы указываем пальцем на других, в этот самый момент как минимум 3 других пальца указывают на нас самих. Значит, прежде чем обвинять кого-либо, необходимо трижды проверить себя самого.
«Божьи любовь, жизнь и истину можно обрести и усовершенствовать лишь на основе самообладания». Преп. Мун Сон Мён
Гордому человеку трудно говорить честно и от чистого сердца, так как другие могут понять его проблему и начать подсказывать пути к решению, а ему этого не хочется. У меня своя правда, у меня своя истина, у меня свой путь. Такой взгляд на вещи хорошо отражён в песне группы Louna, «Каждый может выбирать»
«Каждый вправе возражать,
Каждый вправе бить в ладоши,
Каждый вправе просто спать,
Но свои права знать должен!
Каждый вправе выбирать,
Каждый вправе быть свободным,
Каждый вправе выражать,
Все, что хочет, где угодно.
Каждый вправе быть плохим,
Каждый вправе быть хорошим,
Каждый вправе быть любым,
Но свои права знать должен!»
В книге Клайва Льюса, «Расторжение брака», очень хорошо показано, что с точки зрения Бога всем нам лучше бы поменьше бороться за свои права и требовать то, что нам полагается по праву.
В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская так описывает то, что говорил ей сатана:
«С самого твоего рождения ты отмечена мной. Я с любовью и тревогой следил за твоим развитием, заботился о тебе, хотя ты этого не могла заметить. Это я помог тебе взрастить самые прекрасные твои качества – гордость и чувство собственного достоинства, независимость суждений и непризнание авторитетов. Я любовался тем, как смело ты ломала любые рамки, если тебе навязывали их со стороны, я подталкивал тебя к свершению самых смелых твоих поступков. Я – единственный настоящий Властелин человеческого мира, так было и есть с самого появления человека на Земле. Но я еще и будущий властелин ВСЕГО мира! Уже сейчас мне принадлежат самые прекрасные его уголки, а скоро будет принадлежать все!»
Сатана, конечно, лжец и отец лжи, но, воспитывая в нас гордость, он делает самое главное: не позволяет нам смириться перед Богом, получить Его Силу и защиту, не позволяет прислушаться к другим людям, которые могли бы вовремя нас остановить и поддержать на пути жизни в вере.
Гордость, в конце концов, может привести, к тому, что человеку становиться так важно управлять и манипулировать людьми, что он уже не может думать ни о чём другом, кроме этого. Такому человеку не нужны деньги, он готов ходить в одной одежде всю жизнь, такой человек даже готов вести скромный и аскетический образ жизни, лишь бы упиваться своей властью. Ничто кроме власти не может его порадовать. Православная Церковь называет такое явление «сатанинской гордостью».
В повести «Отец Сергий», Лев Толстой описывает жизнь священника, который начал гордиться своими духовными дарами, что, в конце концов, и привело его к падению.
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Притч.16:18
«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость». Притч.11:2
Никто не думает, что слегка задранный нос, лёгкое чувство собственного превосходства над другими или небольшое зазнайство будет стоить нам семьи, разрушенной духовности, потери нравственных ориентиров, банкротства и разрушения всех человеческих взаимоотношений, но гордость ведёт именно к этому.
Процесс деградации часто почти незаметен, поэтому, чтобы защитить свою семью, свою духовную жизнь, своё любимое дело и призвание, нам жизненно необходимо дисциплинировать себя и строить близкие отношения с другими людьми, которые могли бы поддержать нас и остановить в момент нашего зазнайства.
«Те, кто оправдывается, не смогут войти в Царство Небесное. Вас должны оправдывать другие. В Царстве Небесном вы не сможете гордиться своими достижениями. То, что вам казалось стопроцентным, с точки зрения Бога может составлять лишь один процент. Царство Бога начинается с абсолютной веры». Преп. Мун Сон Мён
Чтобы избежать гордости, даже оправдания должны исходить от других людей.
Итак, нам поможет избежать гордости самодисциплина, близкие отношения с другими верующими. Надо меньше «качать свои права» в поисках того, что мы заслужили по праву, и больше думать о Божьем проведении и своем участии в нём.