Что такое погружение в церкви

ПОГРУЖЕННЫЕ И КРЕЩЕННЫЕ-В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Что такое погружение в церкви. Смотреть фото Что такое погружение в церкви. Смотреть картинку Что такое погружение в церкви. Картинка про Что такое погружение в церкви. Фото Что такое погружение в церкви

IPSISSIMUS

Administrator

Нужно ли погруженным креститься вновь и можно ли таковым участвовать в церковных таинствах (исповедоваться, причащаться, венчаться и т. д.)?

В трудные времена, когда храмов было немного, благочестивые люди крестили своих младенцев сами. Крестили, так как страшились, что человек может умереть некрещеным и, следовательно, Царства Божия не наследовать. Такие люди считались не крещенными, а погруженными. Но при первой возможности таинство крещения дополнялось в храме. Так как многие по незнанию не всегда правильно совершали форму крещения, то священник тщательно выяснял все подробности совершения обряда и, если форма крещения проводилась правильно, то крещение считалось действительным и дополнялось таинством миропомазания для получения благодати Святого Духа. Если же человека крестили не совсем правильно, то священник совершал таинства и крещения, и миропомазания.

В настоящее время погруженные часто уже и не знают, кто их крестил и как. Поэтому таковым для совершения таинств крещения и миропомазания необходимо прийти в церковь. Но священнику при этом обязательно сообщить, что они погруженные. Поскольку человек может креститься только один раз, то священник во время крещения такого человека добавляет фразу: «Аще не крещен есть». Если погруженный человек умирает, так и не приняв в церкви крещения, то Церковь по милосердию своему его отпевает. Но здравствующий погруженный в церковных таинствах участвовать не должен, поэтому ему нужно обязательно покреститься.

Источник

О крещении через погружение и обливание

I. О крещении через погружение

Так Сам божественный установитель таинства крещения на Себе показал пример, как должно совершаться оно в Церкви Его.

Что Апостолы, как сами совершали, так и преемникам своим предали совершать таинство крещения чрез погружение, сие видно так же из того, что в древней Церкви, ближайшей ко временам апостольским, крещение обыкновенно совершалось чрез погружение. Так оно совершаемо было ближайшими преемниками Апостолов, конечно, по примеру и наставлению св. Апостолов.

Вот основания, заключающиеся в св. Писании, по которым православная Церковь учить и заповедует совершать таинство крещения чрез погружение. Если Сам Спаситель крестился посредством погружения, и заповедь Его о крещении указывает также на погружение; если сим способом крестили св. Апостолы и предали своим преемникам крестить так; если погружением в воду ясно изображается внутренняя сила и действие таинства крещения, – наше духовное возрождение, спогребение и совоскресение со Христом: то, очевидно, что крещение чрез погружение есть самый правильный и вполне совершенный способ совершения сего таинства.

Другим основанием, по которому православная восточная Церковь совершает, и заповедует совершать, таинство крещения чрез погружение, служат пример и свидетельства о сем древней Церкви вселенской.

Из свидетельств древности о способе совершения таинства крещения мы убеждаемся, что обычай погружения был во всеобщем употреблении в древней Церкви, как на восток, так и на западе, начиная с 1-го века. Всеобщее сие обыкновение, без сомнения, не могло основываться ни на чем другом, кроме того, что сей именно способ крещения древняя Церковь признавала законным.

Из сих свидетельств св. Отцов и Учителей Церкви первых восьми веков видно, что погружение было обыкновенным и всеобщим способом крещения в древней Церкви. Они нигде не сопоставляют сего способа с другими, и сие-то самое показывает всеобщее употребление именно погружения: ибо в противном случае св. Отцы и Учители Церкви говорили бы безразлично как о погружении, так и об обливании, но писания их не подтверждают сего.

На поместных западных Соборах ХIII-го века предписывалось совершать крещение также чрез погружение. Так, в Англии Собор Ворчестерский (1240 г.) постановил: «всегда должно быть троекратное погружение при крещении». Во Франции Собор Нимский (1284 г.) постановил: «трижды погружая младенца в воде, крестящий должен говорить так» – и проч. В Нидерландах Собор Утрехтский (1293 г.) определил, чтобы голову младенца трижды погружать в воде, если только он не будет немощен. В Германии Собор Кёльнский (1280 г.) определил: «постановляем, чтобы крестящий, когда погружает крещаемого в воде, произносил сии слова», и пр. 44

Все, сказанное нами доселе, приводит к тому заключению, что таинство крещения должно быть совершаемо чрез погружение, так как чрез погружение крестился Сам Христос от Иоанна, чрез погружение крестили св. Апостолы, чрез погружение совершалось сие таинство в древней Церкви вселенской, наконец, погружением в воду точно выражается внутренняя сила и действие крещения – наше духовное возрождение, спогребение со Христом и совоскресение с Ним, как изъяснено нами выше.

II. О крещении через обливание

Хотя то верно, что таинство крещения в древности обыкновенно совершалось чрез погружение: впрочем, церковная история представляет несомненные доказательства того, что древняя Церковь позволяла в случаях нужды крестить и чрез обливание, признавая, что таинство крещения не теряет своей силы и при таком способ совершения, если только совершается во имя Святой Троицы.

Так, первенствующая Церковь позволяла крестить обливательным крещением тяжко больных, возлежавших на одр, которых нельзя было крестить чрез погружение, и которых посему крестили посредством обливания, не желая лишить их благодатных даров крещения; и крещенных таким образом Церковь признавала истинными христианами.

Вообще, несмотря на общеупотребительный способ крещения в древней Церкви – посредством погружения, было довольно и таких примеров, когда, в особенных случаях, крестили и чрез обливание; и если положительно можно сказать, что, в обыкновенных обстоятельствах, всеобщим и непременным способом крещения было погружение: то, не менее положительно можно утверждать и то, что в стеснительных обстоятельствах, когда не было возможности совершить погружения, употреблялось обливание, или окропление, Геннадий, пресвитер марсельский (в конце V в.) писал: «крещаемый исповедует свою веру пред священником и отвечает на вопросы его. То́же делает и мученик пред своим мучителем, – и он исповедует веру и отвечает на вопросы. Потом, после исповедания, первый или окропляется водою (аspergitur aqua) или погружается (intigitur) в ней; а последний или окропляется кровию, или объемлется огнем 62 ». Вальфрид Страбон (IХ-го века) говорит: «должно заметить, что не только посредством погружения, по и посредством обливания крестили многих в древности; и ныне можно крестить, если настоит необходимость 63 ».

Примеру древней Церкви и в последующие времена постоянно следовала православная восточная Церковь. Она не запрещала в случаях нужды крестить чрез обливание, а запрещая перекрещивать западных, тем прямо признавала действительным и распространившееся там обливательное крещение.

На Собор константинопольском 1301 года, в присутствии многочисленного сонма греческих и частию русских иерархов, по нуждам, открывшимся в то время в русской Церкви, предложен был, между прочим, такой вопрос: «приходящих от Татар, хотящих креститися, и не будет велика сосуда, в чем погружати ему» (священнику)? Пастыри православных Церквей не усумнились сказать и утвердить: «да обливает его трижды, глаголя: во имя Отца и Сына и Св. Духа 64 ». Если бы православная Церковь отрицала силу и действенность обливательного крещения: то предстоятели ее, конечно, не решились бы поставить такое определение.

2. Ересь главнейшая у Латин есть отступление от восточныя Церкве о исхождении Святого Духа, яко от Отца и Сына исходит Дух Святый, мудрствуют; и тоя ереси латинския, яже есть о нехождении Святого Духа, тягчайшая есть арианская и македонианская ересь. Ариане бо Сына Божия неединосущна Отцу и Святому Духу исповедуют; но здание и тварь глаголют; македониане же Святого Духа от Отца и Сына отчуждают, раба исповедуют быти. Обаче правило 7-ое второго вселенского Собора и 6-го вселенского Собора 95-е неповелвают их крестити; но токмо миром помазывати их по чину; колми паче Латин, меншее преступление имущих, неподобает крестити».

«Правило 7-е второго Собора сице глаголет: Четыредесятницы, иже и средницы глаголются, и ариане и македониане, и поватиане, и саватиане, и аполинарити Писание вдавше приятни, помазующе токмо вся чувства»; далее указывается подобное правило (95.) шестого вселенского Собора и делается такое заключение: сих ради правил и Латин не подобает крестити, понеже крещаются во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не яко монтанисти и непузиане и Фриги, и прочии, подобнии им, суще совершеннии еретицы».

3. «Аще же кто упорством восхощет покрещевати Латины, памятствовати подобает правило святых Апостол 47-е, глаголющее сице: «второе крещая крещенного истинным крещением, и не покрещеваяй оскверненного от зловерных, таковый святитель неосвящен»; – и правило 50-е; то бо правило повелевает покрещевати во едино погружение крестящихся. Того же Собора святых Апостол 49-е: «аще который епископ или преевитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца и Сына и Святого Духа, но в три безначальны, или в три Сыны, или в три Утешители крещает, да будет извержен».

«Таковых, иже Апостольская сия правила и последующая тем отеческая правила повелевают крестити, тех и крестити подобает; а иже крестившихся во имя Отца и Сына и Святого Духа, таковых в божественных правилех св. Апостол и св. Отец не обретеся, еже бы их паки крестити».

Таким образом вопрос, о Латинах, крещающихся трикратным обливанием, был решен. Соборами константинопольским (1484г.) и московским (1607г.) положено принимать их в православную Церковь без нового крещения, так они крещаются во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Но признавая, что обливание при совершении крещения не уничтожает силы таинства, православная Церковь не вводит однакож сего способа крещения во всеобщее употребление, как Церковь западная. И в этом православная Церковь точно следует примеру древней Церкви вселенской, в которой, хотя употреблялось в известных случаях и обливание; но обыкновенным и общеупотребительным способом крещения было и строго правильным признавалось погружение, как выше доказано нами. Имея в виду те обстоятельства, в которых первенствующая Церковь разрешала отступать от общеупотребительного способа крещения и заменять его обливанием, православная Церковь и ныне допускает обливание при совершении крещения только в случаях нужды, по примеру древней Церкви, – почитая в других случаях необходимым крестить посредством погружения.

Rituale Romanum, sd. 1614 an. Предписывает «Sacerdos vasculo, seu urseolo accipit aquam baptismalem rt de ea ter fundit super caput infantis». Instructionale Bambergense, ed. 1773 an, – de sacramento baptismï «Licet baptismus fieri potest aut per infusionem aquae? Aut immersionem, aut per aspersionem; tamen modus, qui magis in usu est, sclicet effusion, pro Ecclesiae consventudine, o etineatur». Еще решительнее в Rituale Stiasburg, ed. 1724 an. Предписывается обливание: «nullus alio, quam per trinam infusionem, modo baptizet». Brenner`s Geschieht. Darstellung. D. Verricht. D. Taufe. S. 65–67. Bamberg 1818.

Известно, что в нашем отечестве раскольники, особенно беспоповщинской секты, отвергают обливательное крещение. Поморск. ответ. стат. 35 о обливательном крещении. Возражения старообрядцев, поданные Московскому Митрополиту Платону, показ. 10.

Правосл. Исповед. часть 1, вопрос 102. Прострачный Катихиз. изд. по определ. Св. Синода, член. о крещении. Требник – чин совершения таинства крещения.

Brenner – Gesch. Darsi d. Таuch. В. 1. s. 2.

Это допускают и западные писатели. Вот слова одного из них: «вблизи того места, где крестили ученики Иисусовы, крестил и Иоанн потому, что тут была глубокая, удобная для погружения вода. Olshausès Commentai, Г&Ґсн7в;]ber all. Buch N. Teѕt. Band. ИИ. ѕ. р7г. Ґаtlд. Ср. Roѕenmuller ѕchol. иn Иohan. c. ИИИ v. к7г.

Dialog. contr. Lucifer c. 6. Paholog curs. compl. Tom. XXIII. Paris. 1845.

Октоих, гл. 5, вторник, на утрени канон Предтечи, песн. 1. троп. 2.

Там же, гл. 6. вторник, на утрени канон Предтечи, песн. 5. троп. 3.

Там же, гл. 1. вторн. канон на утрени Предтечи, песнь 4. троп. 2.

Там же, песнь 8. тр. 3.

Augusti Denkw ϋ rdigk. aus d. Christl. Archaeolog. B. VII. s. 232» Tejer institut. Theolog. Tom. VI. p. 27. ed. 1820. и др.

Binterim Denkw ϋ rdigk.Christl. Kathol. Kirche. B. s. 109. 1825. Mainz.

Bienner Gesch. Darst. d. Tauf. s. 3.

Ad Illuminandos Cathoches. 1. Opp. Tom. II. ed. Monfauc. 1718 an.

In II epist. Corinth. Homil. 11.

De Hierarch. Eccles. cap. 2.

Слов. 40, на св. Крещ. Твор. св. Отцов в русском переводе, Том. III, стр. 279.

Sepulturam triduanam imitatur trina demersio, et ab aquis elevatio reurgentis instar est de sepulchro. Epist. XVI. ad nnivers. Episcop. per. Sicil. instut. c. 3. Opp. tom. 1. Wenet. 1753.

Postquam vos credere promisistis, tertio capita vestra in sancto fonte demersimus. – Recte enim tertio mersi estis, qui accepistis baptismum in nomine I. Christi, qui die tertio resurrexit a mortuis. Illa enim tertio repetita demerso typum Dominisae exprimit sepulturae, per quam Christo consepulti estis in baptismo et cum Christo resui rexistis in fide. Serm. de Myst. baptism. Opp. Tom. VI. pag. 1211. Paris. 1841.

Sigillum aqua est, in quam descendunt homines morti obligati, ascendunt vero vitae assignati. Pastor. I. III. simil. IX. ed. Coteler. 1724.

De Hierarch. Eccel. с. II. pag. 217. ed. 1664.

Ut a baptismate ingrediar aquam adituri, prius contestamur, nos renunciare a diabolo et pompa et angelis ejus; dehine tei mergitamur. De coron. milit. c. 3.

Paedag. lib. III. c. 6.

Hom. in S Theoph. Opp. p. 264, ed. 1716.

Epist. ad Magn. LXIX. ed. 1690. p. 184.

Chrysost. in Iohan. III. 5. Homil. XXV.

In Patrem et in Filium et in Spiritum S. baptizamur, et ter mergimur. In. C. IV. ad Eph.

См. примеч. и 23 и 24.

De trina mersione baptismatis nil responderi verius potest, quam ipsi sensistis. Nos, quod tertio mergimus, trpuanae sepulturae sacramenta signamus, ut dum tertio infans ab aquis eductitur, resurrectio triduani tempotis exprimatur (Lib. 1. epist. 43. Patr. Curs. Compl. T. 77, pag. 498).

Augusti. Christl. Archaeol. B. VI § 217, ed. 1825.

Точн. излож. Прав. веры, книга 4, гл. 9. стр. 235. Москв. 1855.

Это признают за верное писатели и западной Церкви – libermann, – Institut. Theolog. lom. IV. pag. 219. ed. 1840. Brenner, – Geschichtl. Daist. d. veir. d. Taufe. s. 306.

Hoffling. D. Sacram. d. Таиfе В. 1. 5. 51.

Маrtеnе – de аntiqu. Eccles. ritibus. Tom. 1. pag. 69, 70. Аntоerpen, 1763.

Определения упомянутых Соборов – Ворчестерского, Нимского, Утрехтского и Кельнского см. в Вrenner`s Gesch. Darstell. d. Taufe. s. 38, 39.

Тutius est, bарtizаre per modum immersionis, modum immersionis, quaia hoc habet communis usus. Summ. Theolog. Pars. III. qu. 66. Art. 7.

Упомянутые постановления Соборов Литтихского и Камбрейского см. в Вienner’s Gesch. Darstell. d. Taufe. s. 43.

Собор Равениский (1311 г.) говорит: «форму крещения мы постановляем такую Петр! я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа, – при троекратном окроплении, или погружении». Собор Падуанский (1470 г.) говорить «в отношении к погружению, или обливанию, должен соблюдаться тот обычаи, какой где уже введен» Собор Кезансонский (1571 г.): «в крещении, касательно погружения или окропления, должен соблюдаться обычай Церкви, то есть, где есть обычай погружать младенца в воду, он должен быть погружаем, если не будет опасения за жизнь его, по причине разумной и очевидной; а где есть обычай окроплять, или возливать воду на голову без погружения, то он так же должен соблюдаться» (Вrenner. Gезch. Dаrзt.. d. Таufe. 5. 44). В катихизисе, написанном и изданном по определению Тридентского Собора, сказано: «те, которые долженствуют принять сие тамиство (крещение), или погружаются в воду, или возливается на них вода, или омываются окроплением водою. Какой бы из сих обрядов ни соблюдался, должно верить, что таинство истинно совершается» (Саthehysmus Romanus ex decreto concilii Tridentini et Pii V. Pontif. Maxim ed. 1566. par. II. с. 2. qu. 13 ).

Иоанн, Епископ Регенсбурский, на Соборе 1512 года определил: «крещение должно совершать, возливая на крещаемого чистую воду, к произнесением сих слов. N, я тебя крещаю, и проч. Вторая Вюрцбургская Агеида 1564 г.) говорит священник, правою рукою почерная воду изь источника, должень возливать ее на младенца троекратно». Вторая Бамбергская Агенда (1587 г.) говорит: «безопаснье и разумнье чистою водою обливать крещаемого, нежели погружать его в вод». Вrеnner Gеsch. Darstеll. d. Таufе, s. 45.

Вrenner’s Gеschicht. Darstel. d. Таufe s. 46. 47.

Вrenner’s Gesch. Darstell der Taufe. S. 306. Perrоnе. Praelat. Theolog. vol. VI. pag. 13. ed. 1841.

Luther’s Weik. herausg. v. Walch. Theil. X. s. 2593.

Аugusti Christl. Аrchaeol. В. VII. 5. 219–220. еd. 1825.

Instit. Ralig. Christ. I. IV. сар. 15, §19.

Epis. LXIX. ad. Magnum.

Hist. Eccl. lib. VI cap. 43. р. 313–314. ed. 1720.

К объяснению того, почему клир и народ не соглашались на рукоположение Новата, можем служить 12-е правило Собора неокесарийского «аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера; ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшиеся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных». Крещенные на одре обливательным крещением не могли проходить обыкновенного в первенствующей Церкви оглашены, и были приготовляемы к крещению не так, как все другие, долженствовавшие проходить путь испытания в своей вере и укрепления в ней. Даже самое крещение их было менее чем добровольное ибо они вынуждались к сему опасностью смерти. Сего основания было достаточно, чтобы считать крещенных на одре менее твердыми и совершенными в вере христианами, чем другие, крещенные по собственному желанию, и после предварительного оглашения, приготовления и испытания; а этого было достаточно, чтобы не спешить возведением их на степени священства. Эту именно причину и приводит Собор неокесарийский в основание своего определения не поставлять на священные степени в болезни крещенных. Впрочем, из сего определения сам Собор делает исключение, когда говорить, что и крещенный в болезни, после открывшийся добродетели и веры его, может быть возведен на степень пресвитера. После сего нет нужды доказывать, что и при рукоположении Новата клир и народ препятствовали сему не по причине обливательного крещения его, а по предполагаемой нетвердости в вере.

Аd illuminandos Саtbeches I Орр. Tom. II. pag. 226 ed. Моnfаucon. 1718 аn.

Cursus Patrolog. T. 89. pag. 1027. Papae Stephani II. Responsum XII.

Act. Sanct. ed. Surii 1618. August. 10. Act. S. Laurent. pag. 97.

Источник

О недопустимости крещения окроплением

Оглав­ле­ние

^ Погру­же­ние или окроп­ле­ние?

Мне давно не дает покоя вопрос, почему в Пра­во­сла­вии кре­стят не полным погру­же­нием в воду, ведь кре­ще­ние в пере­воде с гре­че­ского озна­чает полное погру­же­ние? Именно этим многие секты опе­ри­руют, при­вле­кая людей.

Отве­чает свя­щен­ник Алек­сандр Ионов,
клирик храма во имя св. Димит­рия Солун­ского

При­чины, по кото­рым у нас в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви мало рас­про­стра­нено Кре­ще­ние полным погру­же­нием, просты и оче­видны для вся­кого мало-маль­ски зна­ко­мого с цер­ков­ной прак­ти­кой чело­века. Пред­ла­гаю рас­по­ло­жить их по сте­пени зна­чи­мо­сти в сле­ду­ю­щем порядке:

1. Отсут­ствие мате­ри­аль­ной базы в виде спе­ци­аль­ных кре­щаль­ных поме­ще­ний-бап­ти­сте­риев. Дело не так просто, как пред­став­ля­ется тем, кто счи­тает, что храмы «деньги гребут лопа­той». Ведь для постройки отдель­ного домика (где может дости­гаться уро­вень влаж­но­сти боль­ший, чем допу­стим в здании церкви), для уста­нов­ле­ния боль­шой ванны-купели, для про­ве­де­ния водо­про­вода и слива воды тре­бу­ется обычно намного больше средств, чем есть в рас­по­ря­же­нии у при­хода. Причем, даже если добрые люди готовы предо­ста­вить строй­ма­те­ри­алы (что не так уж часто бывает), то у дере­вен­ских храмов, как пра­вило, недо­стает финан­со­вых средств, в круп­ных горо­дах про­блемы с тер­ри­то­рией и раз­ре­ше­нием на застройку, а в сред­них все зави­сит от кон­такта с пред­ста­ви­те­лями власти.

2. Невос­тре­бо­ван­ность погру­жа­тель­ного Кре­ще­ния со сто­роны боль­шин­ства при­хо­дя­щих за «испол­не­нием требы». До рево­лю­ции прак­ти­че­ски все пра­во­слав­ные были кре­щены через погру­же­ние во мла­ден­че­стве; если же кре­сти­лись взрос­лые (чаще всего, ино­родцы), то здесь либо была под­го­товка к тор­же­ствен­ному кре­ще­нию летом в водо­еме, либо в виду экс­тре­маль­ных обсто­я­тельств кре­сти­лись обли­ва­нием. Весь совет­ский период исто­рии явля­ется для Церкви одним таким боль­шим обсто­я­тель­ством, поэтому выра­бо­та­лась при­вычка: успо­ка­и­вая невнят­ный зов сове­сти, побыст­рее и попроще «испол­нить культ» рели­ги­озно-наци­о­наль­ной ини­ци­а­ции. Наши сооте­че­ствен­ники в массе осо­знанно соот­но­сят себя и свою семью с пра­во­слав­ной тра­ди­цией – это плюс, но при этом опа­са­ются углуб­ле­ния в хри­сти­ан­ство (что, по сути, и есть отли­чи­тель­ная черта Пра­во­сла­вия) – это минус нашего обще­ства. Частич­ным оправ­да­нием тут может слу­жить пони­ма­ние, что вера – это Крест, а не апло­дис­менты.

3. Нера­де­ние духо­вен­ства (и без того загру­жен­ного послу­ша­ни­ями и забо­тами). Кстати, свя­щен­нику часто при­хо­дится слы­шать ропот: зачем, мол, так долго и тща­тельно ста­ра­е­тесь испол­нять внеш­ние обряды, но только в ред­чай­ших слу­чаях выка­зы­вают ему недо­воль­ство поспеш­но­стью или небреж­но­стью Кре­ще­ния. А что стоит иной раз сопро­тив­ле­ние роди­те­лей-мамок-нянек пред­ло­же­нию раз­деть мла­денца и, страшно вымол­вить, оку­нуть его с голо­вой в святую воду? «Как вы смеете, до вас тут был батюшка – нико­гда так не кре­стил!». Свя­щен­ник – тоже чело­век, и при том, что он несет бла­го­дат­ные дары Свя­того Духа, он может не знать всех тон­ко­стей той тра­ди­ции, кото­рую сам пред­став­ляет. Сек­тан­там здесь проще – нашли какую-нибудь «фишку» (в смысле цен­ност­ный знак) и давай раз­ма­хи­вать ею направо и налево. В общем, конечно, обли­ва­тель­ное Кре­ще­ние оста­ется на нашей сове­сти…

Между прочим, есть кано­ни­че­ское пра­вило (ныне изрядно уста­рев­шее), по кото­рому муж­чины, кре­щен­ные не погру­же­нием, не могут при­ни­мать свя­щен­ный сан. Оно свя­зано с тем, что в древ­но­сти так кре­сти­лись нетвер­дые в вере люди, кото­рых лишь обсто­я­тель­ства жизни выну­дили совер­шать Таин­ство, и то вто­ро­пях. Сейчас очень актуа­лен вопрос об огла­ше­нии (науче­нии исти­нам веры перед вступ­ле­нием в Цер­ковь) – как его осу­ществ­лять среди мил­ли­о­нов уже ново­кре­щен­ных за послед­ние пол­тора деся­ти­ле­тия – все это несколько необыч­ная ситу­а­ция для исто­рии.

^ Кре­ще­ние должно совер­шаться полным погру­же­нием

По словам извест­ного мис­си­о­нера, только такое совер­ше­ние Таин­ства учи­ты­вает биб­лей­ские, свя­то­оте­че­ские и исто­ри­че­ские реалии …

Обряд, кото­рый совер­шал на берегу Иор­дана Иоанн Кре­сти­тель, у иудеев назы­вался «микве», бук­вально это слово можно пере­ве­сти как «скоп­ле­ние воды» (ср. Быт.1:10 ). Также этим словом назы­ва­ется водный резер­вуар для омо­ве­ния (на иврите «твила») с целью очи­ще­ния от риту­аль­ной нечи­стоты. Библия тре­бует омыть тело водою ( Лев.14:9, 15:5, 7, 16:4, 24 ; Чис.19:7-8 и др.) в слу­чаях нару­ше­ния риту­аль­ной чистоты, как в резуль­тате при­кос­но­ве­ния к мерт­вому телу ( Чис.19:11-13 ) или какому-либо иному нечи­стому объ­екту ( Лев.5:2-3, 11:24-35 ), так и вслед­ствие нечи­стых телес­ных выде­ле­ний ( Лев.15 ), в част­но­сти, мен­стру­аль­ных. Омо­ве­ние в микве пред­пи­сы­ва­ется после родов, а также при пере­ходе в иуда­изм или при воз­вра­ще­нии из язы­че­ской страны.

Пара­докс заклю­ча­ется в том, что Иоанн Кре­сти­тель совер­шал обряд микве-кре­ще­ние над всеми при­хо­дя­щими к нему из Иеру­са­лима иудями. Таким обра­зом, он всех их объ­яв­лял нечи­стыми, осквер­нен­ными и как бы при­зы­вал к все­це­лому обнов­ле­нию веры. Кстати, микве при­зна­ва­лось совер­шен­ной только при полном погру­же­нии в воду. Раби Моше бен Маймон в своём мону­мен­таль­ном труде «Мишне Тора» раздел 1 «Книга знаний» писал: «Закон о том, что очи­ще­ние от всех видов риту­аль­ной нечи­стоты про­из­во­дится в водах микве, как ска­зано – «и окунет в воду всё тело своё», выучено из этого по тра­ди­ции, что оку­на­ние должно быть таким обра­зом, чтобы в воду погру­зи­лось пол­но­стью сразу всё тело».

Таким обра­зом, устра­ня­ется вопрос о форме совер­ше­ния кре­ще­ния-микве святым Иоан­ном Кре­сти­те­лем. Сле­до­ва­тельно, Кре­ще­ние Гос­подне, кото­рое научает нас испол­нить всякую правду, кото­рое совер­ша­лось при боль­шом сте­че­нии воды, пол­но­стью в соот­вет­ствии с Зако­ном Моисея, через полное погру­же­ние, может являться един­ствен­ным при­ме­ром для хри­стиан, как пра­вильно совер­шать форму этого обряда. В хри­сти­ан­ском таин­стве Кре­ще­ния полное погру­же­ние в воду сим­во­ли­зи­рует погре­бе­ние для гре­хов­ной жизни и изве­де­ние из воды сим­во­ли­зи­рует воз­рож­де­ние к новой жизни. С древ­ней­ших времен Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­вала только полное кре­ще­ние. Так назы­ва­е­мое окро­пи­тель­ное кре­ще­ние допус­ка­лось Цер­ко­вью только в экс­тре­маль­ных слу­чаях, как то: угроза жизни боль­ного и отсут­ствие рядом источ­ника с водою или соот­вет­ству­ю­щей купели для пол­ного погру­же­ния. Или где-нибудь в пути, где опять же не было осно­ва­ний пред­по­ла­гать, что чело­век сможет добраться до водо­ема, кре­ще­ние совер­ша­лось окроп­ле­нием, иногда даже песком.

Святой Кирилл Иеру­са­лим­ский во втором Тай­но­вод­ствен­ном слове так рас­тол­ко­вал бла­го­дат­ную силу дей­ствий, совер­ша­е­мых при кре­ще­нии ( Рим.6:4 ): «В погру­же­нии, как в нощи, ничего не видно, а при изник­но­ве­нии из воды снова как бы стали пре­бы­вать во дни». Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (Беседа 25 на Еван­ге­лие от Иоанна): «Когда мы погру­жаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погре­ба­ется ветхий чело­век… потом, когда мы вос­кло­ня­емся, выхо­дит новый чело­век». Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский (Слово на Кре­ще­ние Гос­подне): «Как Спа­си­тель был сокрыт в земле, так и мы скры­ва­емся в воде… трое­крат­ным погру­же­нием в оную».

Но исклю­че­ния под­чер­ки­вают пра­вило. Гри­го­рий Бого­слов в 39 Слове пишет: «Всякий, посту­па­ю­щий неспра­вед­ливо, готов оправ­ды­ваться. – Но что редко, то не закон для Церкви, так как одна ласточка не пока­зы­вает весны, или одна черта не делает гео­мет­ром, или одно крат­кое пла­ва­ние – море­ход­цем». Не слу­чайно, что покой­ный Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II на епар­хи­аль­ных собра­ниях неод­но­кратно тре­бо­вал от свя­щен­но­слу­жи­те­лей города Москвы совер­шать кре­ще­ние полным погру­же­нием, и если таких усло­вий в храме нет, дей­стви­тельно направ­лять в тот храм, где есть бап­ти­сте­рий, в кото­ром погру­же­ние можно совер­шить цели­ком. То, что во многих храмах бап­ти­сте­рий отсут­ствует, – это свя­зано с тем, что в доре­во­лю­ци­он­ной России кре­стили в основ­ном мла­ден­цев, т.к. обра­ще­ние взрос­лых было завер­шено в первые века воз­ник­но­ве­ния Хри­сти­ан­ства на нашей тер­ри­то­рии. Но в мис­си­о­нер­ских храмах всегда суще­ство­вали бап­ти­сте­рии. В случае обра­ще­ния в пра­во­слав­ную веру маго­ме­тан или иудеев кре­ще­ние совер­ша­лось в таких бап­ти­сте­риях или на водо­е­мах, где есть воз­мож­ность пол­но­стью погру­зить тело в воду. Поэтому, учи­ты­вая биб­лей­ские, свя­то­оте­че­ские, исто­ри­че­ские реалии мы можем ска­зать, что согла­сие отцов пред­по­ла­гает, что Кре­ще­ние должно совер­шаться именно полным погру­же­нием. Исклю­че­ния допус­ка­ются только в выше­пе­ре­чис­лен­ных слу­чаях.

Так как в нашей стране суще­ствует огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые были кре­щены именно обли­ва­тель­ным кре­ще­нием, не может стоять вопрос об их пере­кре­щи­ва­нии, в связи с тем, что в совет­ские вре­мена не раз­ре­ша­лось совер­шать кре­ще­ние на откры­тых водо­е­мах и вообще вне хра­мо­вых поме­ще­ний, где по выше­из­ло­жен­ным при­чи­нам бап­ти­сте­рии, как пра­вило, отсут­ство­вали. Здесь дей­ствует извест­ный закон, что ради нужды бывает при­ме­не­ние закона, но к насто­я­щим вре­ме­нам подоб­ное отно­ситься не может.

^ Погру­жа­тель­ное Кре­ще­ние

Одним из самых болез­нен­ных и грубых нару­ше­ний при совер­ше­нии Таин­ства Кре­ще­ния явля­ется совер­ше­ние его через обли­ва­ние, или даже окроп­ле­ние, без всякой види­мой при­чины. Из-за этого иска­же­ния многие сотни хри­стиан пре­бы­вают в сму­ще­нии отно­си­тельно дей­стви­тель­но­сти своего духов­ного рож­де­ния. Многие из-за этого при­ча­ща­ются в суд и осуж­де­ние. Десятки рас­ко­лов спе­ку­ли­руют на этом иска­же­нии, утвер­ждая, что многие хри­сти­ане, в том числе и епи­скопы, на самом деле некре­ще­ные. Пре­ступ­ная лень и без­раз­ли­чие свя­щен­ни­ков вызы­вает кон­фликт между Помест­ными Церк­вами. Эллад­ская и Синай­ская Церкви и святая Гора Афон сомне­ва­ются в дей­стви­тель­но­сти обли­ва­тель­ного (а тем более окро­пи­тель­ного) Кре­ще­ния, а наши тре­бо­ис­пол­ни­тели не желают поста­вить в храмах про­стую бочку! И это несмотря на то, что Свя­тей­ший Пат­ри­арх (а вместе с ним и многие архи­ереи) уже больше пят­на­дцати лет еже­годно (!) тре­буют кре­стить исклю­чи­тельно погру­же­нием! Но «обли­ва­тели» дерзко утвер­ждают, что ника­кой раз­ницы, как кре­стить, нет, это якобы «обря­до­ве­рие», совер­шенно без­раз­лич­ное для сущ­но­сти Таин­ства. Им без­раз­лично мнение и слова Божьи, и Пре­да­ние Церкви, и поста­нов­ле­ния соб­ствен­ного свя­щен­но­на­ча­лия. Пожа­луй, только при­ме­не­ние кано­ни­че­ских санк­ций за наглое нару­ше­ние воли пра­вя­щего архи­пас­тыря спо­собно изме­нить это поло­же­ние. Что же каса­ется дей­стви­тель­но­сти обли­ва­тель­ного Кре­ще­ния, то те, кого мучает этот вопрос, должны решить его у пра­вя­щего архи­ерея в кон­крет­ном своем случае. Ведь именно епи­скопу при­над­ле­жит судеб­ная власть в своей епар­хии.

^ Учение восточ­ной пра­во­слав­ной Церкви о кре­ще­нии, вто­ро­кре­щен­стве, пере­кре­щи­ва­нии и обли­ван­стве

В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в своём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­ного кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуться к исконно-пра­во­слав­ному спо­собу кре­ще­ния, совер­ша­е­мого в три погру­же­ния. Что же побу­дило нашего пат­ри­арха под­нять этот давно набо­лев­ший вопрос и почему обли­ва­ние малым коли­че­ством воды при кре­ще­нии явля­ется недо­пу­сти­мым?! Обра­тимся к исто­рии Церкви и озна­ко­мимся с её пра­ви­лами и кано­нами для того, чтобы разо­браться в этом вопросе. Итак, что нам гово­рят св. отцы по поводу обли­ва­тель­ного кре­ще­ния и так ли уж оно без­обидно, как это может пока­заться на первый взгляд?

Смерть Иисуса Христа, – объ­яс­ня­ется в гре­че­ской Корм­чей, – была един­ствен­ным необ­хо­ди­мым сред­ством спа­се­ния рода чело­ве­че­ского: это непре­ре­ка­е­мый догмат пра­во­слав­ной веры. Без неё не было воз­мож­но­сти при­ми­риться чело­веку с Богом, почему и апо­стол гово­рит: «Врази бывше, при­ми­ри­хомся Богу смер­тию Сына Его». Образ смерти Христа выра­жа­ется в каждом цер­ков­ном свя­щен­но­дей­ствии, но по пре­иму­ще­ству он дей­ству­ется в таин­стве кре­ще­ния чрез совер­ша­е­мые в нём три погру­же­ния, потому что во всех других образ Гос­под­ней смерти бывает вне чело­века, а в кре­ще­нии сам чело­век на себе изоб­ра­жает её, то есть сам кре­ща­ю­щийся образно уми­рает и спо­гре­ба­ется Христу в водах кре­ще­ния.

Вот какие бого­слов­ские глу­бины откры­вает нам святой отец и учи­тель Церкви IV-го века в вопросе о таин­стве кре­ще­ния. При­чина, по кото­рой многие сего­дня недо­оце­ни­вают важ­ность трое­крат­ного погру­же­ния в воду при кре­ще­нии, понятна. Прежде всего, это поверх­ност­ное знание своей веры и преж­де­вре­мен­ное жела­ние рас­суж­дать и бого­слов­ство­вать от ума своего, нахо­дя­ще­гося в плену у стра­стей. Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) писал в своих трудах об оску­де­нии веры на земле и в Церкви. Он пре­ду­пре­ждал нас, что на пре­сто­лах свя­ти­тель­ских не будет достой­ных пас­ты­рей, и что мы по этой при­чине вынуж­дены будем искать ответы на вол­ну­ю­щие нас вопросы в тво­ре­ниях св. отцов восточ­ной пра­во­слав­ной Церкви. После­дуем же совету духо­нос­ного старца и посмот­рим, что же ещё гово­рят нам святые отцы по поводу таин­ства кре­ще­ния.

В извест­ном «Иссле­до­ва­нии о гре­че­ском пра­во­сла­вии» инока Вар­навы изло­жена его беседа с Алек­сан­дрий­ским пат­ри­ар­хом Ника­но­ром и с Пилус­сий­ским мит­ро­по­ли­том Амфи­ло­хием о раз­ли­чии греков и латин. Вар­нава спро­сил пат­ри­арха: «Какая раз­ница между нами и запад­ными, т.е. рим­ля­нами?» Пат­ри­арх отве­чал: «Как же, боль­шая раз­ница: они – ере­тики». И начал пере­чис­лять их ереси и погреш­но­сти. Вот они в кре­ще­нии не погру­жают, а обли­вают (далее про­дол­жал гово­рить об опрес­но­ках, об изме­не­нии кален­даря, об исхож­де­нии Духа Свя­таго от Отца и Сына и неле­пой власти пап­ской и т.д.). Далее инок Вар­нава спра­ши­вает у пат­ри­арха: «А вы разве не поли­ва­ете» (в кре­ще­нии)? Пат­ри­арх: «Как можно поли­вать, у нас первый довод на римлян, что они обли­вают, а не погру­жают». «Вода, – гово­рит свт. Васи­лий Вели­кий, – пред­став­ляет зна­ме­ние смерти, при­ни­мая тело как бы во гроб». Тела кре­ща­е­мых в воде неко­то­рым обра­зом погре­ба­ются, сле­до­ва­тельно, кре­ще­ние таин­ственно изоб­ра­жает отло­же­ние плот­ских тел, по слову апо­стола: В Нем вы и обре­заны обре­за­нием неру­ко­тво­рен­ным, совле­че­нием гре­хов­ного тела плоти, обре­за­нием Хри­сто­вым; бывши погре­бены с Ним в кре­ще­нии ( Кол. 2:11-12 ). В своём посла­нии архи­епи­скоп Сло­вен­ский и Хер­сон­ский пишет: «Цер­ковь пра­во­слав­ная везде кре­щает чрез трое­крат­ное погру­же­ние в воду и воз­ве­де­ние от воды. Так кре­щает Цер­ковь гре­че­ская, гри­го­ри­ан­ская, араб­ская, бол­гар­ская, серб­ская, волош­ская, дал­мат­ская; так кре­стит и Цер­ковь рус­ская во всей Вели­ко­рос­сии. Каждая из этих Церк­вей имеет сосуд, в кото­рый трижды погру­жают кре­ща­е­мых мла­ден­цев нагих с при­зы­ва­нием имен Пре­свя­той Троицы, так ука­зано в 49‑м Апо­столь­ском пра­виле: «Если кто, епи­скоп или пре­сви­тер, кре­стит не по Гос­подню учре­жде­нию (в три погру­же­ния), во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа … да будет извер­жен». А что и во всей Мало­рос­сии прежде таким же обра­зом кре­стили мла­ден­цев, в том нет ника­кого сомне­ния. Св. Вла­ди­мир принял веру и все обряды цер­ков­ные заим­ство­вал у греков, кото­рые и прежде, и теперь кре­щают чрез погру­же­ние. Стран­ным после этого кажется, что те, кото­рые имели учи­те­лей греков и кото­рых кре­стили греки, кре­ща­ются теперь не чрез погру­же­ние. Впро­чем, думаю, не без осно­ва­ния, что кре­стить посред­ством обли­ва­ния стали пер­во­на­чально в Киеве, а потом и во всей Мало­рос­сии. Такое отступ­ле­ние про­изо­шло с того вре­мени, когда униаты завла­дели Киев­ской мит­ро­по­лией. В Рим­ской Церкви до XII века кре­стили посред­ством погру­же­ния, а потом начали кре­стить не только чрез обли­ва­ние, но и чрез окроп­ле­ние. Свт. Васи­лий Вели­кий ясно гово­рит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без кре­ще­ния или когда будет что-либо опу­щено из пре­дан­ного при совер­ше­нии кре­ще­ния». Для чего же мы делаем упро­ще­ния в столь важном деле? Почему мы не сохра­няем сего свя­того апо­столь­ского пре­да­ния, как сохра­няет его вся Пра­во­слав­ная Цер­ковь?».

Итак, доро­гие братья и сестры, изме­не­ние спо­соба кре­ще­ния про­изо­шло сна­чала у като­ли­ков, а затем уже в Мало­рос­сии, после захвата Киев­ской мит­ро­по­лии уни­а­тами. К нам же это латин­ское нов­ше­ство пришло с рефор­мами патр. Никона. Вот что писал по поводу обли­ва­тель­ного кре­ще­ния архи­епи­скоп Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «К глу­бо­кому огор­че­нию моему, узнаю, что доныне, несмотря на повтор­ные ука­за­ния мои, таин­ство кре­ще­ния совер­ша­ется неко­то­рыми свя­щен­ни­ками чрез обли­ва­ние, а мно­гими дру­гими, по лено­сти и нера­де­нию, допус­ка­ются совер­шенно нетер­пи­мые сокра­ще­ния чина кре­ще­ния, изло­жен­ного в Треб­нике. 50‑е Апо­столь­ское пра­вило грозит лише­нием сана епи­скопу или пре­сви­теру за кре­ще­ние не трое­крат­ным погру­же­нием. Из исто­рии Церкви знаем, что уже в апо­столь­ское время кре­ще­ние совер­ша­лось трое­крат­ным погру­же­нием во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа … О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­нием в воду как совер­шенно обя­за­тель­ной форме кре­ще­ния много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симеон Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­нием Пра­во­слав­ная Восточ­ная Цер­ковь допус­кала лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях, как, напри­мер, в тяже­лой болезни кре­ща­е­мого, погру­же­ние кото­рого невоз­можно, или над муче­ни­ками, заклю­чен­ными в тем­ницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В запад­ных и юго-запад­ных обла­стях России насиль­ственно вве­ден­ная уния с като­ли­че­ской цер­ко­вью при­вела к тому, что там уко­ре­ни­лось кре­ще­ние обли­ва­нием, а во всех осталь­ных обла­стях России все свя­щен­ники пра­вильно кре­стят погру­же­нием. Запад­ное кре­ще­ние обли­ва­нием, к сожа­ле­нию, про­никло и в Крым­скую область, и я должен в послед­ний раз заявить, что считаю долгом, заве­щан­ным мне от Бога, иско­ре­нить в моей епар­хии кре­ще­ние обли­ва­нием. По верной посло­вице «лиха беда начало» неко­то­рые, не име­ю­щие страха Божия свя­щен­ники, при­вык­нув кре­стить обли­ва­нием, дохо­дят до того, что даже обли­ва­ние заме­няют поли­ва­нием водою или даже окроп­ле­нием только головы сто­я­щего в одежде кре­ща­е­мого. Так нече­стиво «кре­щен­ных», конечно, надо пере­кре­щи­вать, ибо таин­ство над ними не совер­шено. Леность и отсут­ствие страха Божия многие и многие свя­щен­ники про­яв­ляют и в том, что опус­кают всю крайне важную часть чина кре­ще­ния, отно­ся­щу­юся к освя­ще­нию воды, и, не освя­щая её, не творят трое­крат­ного зна­ме­ния креста в воде, не освя­щая елея и не пома­зуя им воды, заме­няют все эти свя­щен­но­дей­ствия под­ли­ва­нием в купель неболь­шого коли­че­ства воды от водо­свят­ного молебна. Посту­па­ю­щие так сами сви­де­тель­ствуют об отсут­ствии у них не только тре­пет­ного, но и вся­кого ува­же­ния к вели­чай­шему таин­ству Кре­ще­ния».

Кон­стан­ти­но­поль­ский собор 1756 года пове­ле­вает пере­кре­щи­вать кре­щен­ных обли­ва­нием. В 1895 году гре­че­ская Цер­ковь в своем посла­нии под­твер­дила поста­нов­ле­ния Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора о том, что она отвер­гает обли­ван­ство, как латин­ское ново­вве­де­ние, грубо про­ти­во­ре­ча­щее цер­ков­ному пре­да­нию, иду­щему от Самого Гос­пода и св. Апо­сто­лов. Как же так, могут воз­му­титься веру­ю­щие люди, ведь пере­кре­щи­ва­ние – это вто­ро­кре­щен­ство, кото­рое осуж­да­ется Цер­ко­вью, да и в Сим­воле веры мы читаем: «… испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов…»? Почему же всё-таки цер­ков­ными кано­нами не при­зна­ётся обли­ва­тель­ное кре­ще­ние и кре­щен­ных таким спо­со­бом нужно заново кре­стить? Кроме выше­ука­зан­ных причин, ответ на этот вопрос заклю­ча­ется в самом слове «кре­ще­ние». Дело в том, что на гре­че­ском языке слово «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­вально озна­чает «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние», сле­до­ва­тельно, тот, кто не погру­жался при кре­ще­нии, тот по смыслу самого слова и не кре­стился. Поэтому тех людей, кото­рые не были кре­щены погру­же­нием, погру­жали впер­вые, а не вто­рично, и это не счи­та­ется вто­ро­кре­щен­ством, но истин­ным кре­ще­нием. Для обя­за­тель­ного пере­кре­щи­ва­ния кре­щен­ных не по пра­ви­лам пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют самые серьёз­ные осно­ва­ния, кото­рые нахо­дятся в поста­нов­ле­ниях Все­лен­ских Собо­ров. 7‑м пра­ви­лом Вто­рого Все­лен­ского Собора и 95‑м пра­ви­лом Шестого Все­лен­ского Собора уста­нов­лено не пере­кре­щи­вать только тех, кото­рые кре­щены в три погру­же­ния. Стало быть, по смыслу этих правил тех, кто крещен не в три погру­же­ния, а как-то иначе, должно пере­кре­щи­вать, а если выра­зиться точнее, их нужно не пере­кре­щи­вать, а просто кре­стить. 50‑е Апо­столь­ское пра­вило пове­ле­вает даже извер­гать из сана тех пре­сви­те­ров и епи­ско­пов, кото­рые не кре­стят в три погру­же­ния, но сего­дня и это пра­вило пре­дано забве­нию.

Если все выше­при­ве­дён­ные при­меры кому-то пока­жутся недо­ста­точ­ными, можно при­ве­сти такое срав­не­ние. Пред­ста­вим себе на минуту, что некие рефор­ма­торы-обнов­ленцы решили изме­нить форму в таин­стве при­ча­ще­ния и вместо того, чтобы давать нам при­ни­мать при­ча­стие внутрь, они бы стали мазать нам, к при­меру, лоб, и при этом гово­рили бы, что раз­ницы нет ника­кой, внутрь при­ни­мать при­ча­стие или просто лоб мазать, ведь через кожу тоже про­хо­дит веще­ство, и вы точно также при­ча­ща­е­тесь. Мы бы со своей сто­роны стали воз­ра­жать и гово­рить, что это гру­бей­шее нару­ше­ние цер­ков­ного пре­да­ния, а нам бы ска­зали, что всё это обря­до­вые мелочи, за кото­рые не сле­дует цеп­ляться. Это конечно грубый пример, но зато понят­ный. Поскольку чело­век состоит из души и тела, постольку и таин­ства цер­ков­ные дву­со­ставны и помимо внут­рен­ней, имеют и внеш­нюю форму, кото­рая для совер­ше­ния таин­ства обя­за­тельна. Мы не без­п­лот­ные ангелы, а греш­ные люди, кото­рые нуж­да­ются в тех или иных ося­за­тель­ных формах и обра­зах. Каждое цер­ков­ное таин­ство обле­чено в при­су­щие дан­ному таин­ству формы, и если в самой суще­ствен­ной части про­ис­хо­дит грубое нару­ше­ние, то таин­ство счи­та­ется несо­сто­яв­шимся. Как бы кто ни пытался нас убе­дить, что всё это обря­до­вые мелочи, на самом деле это очень важно. Если бы это было неважно, тогда бы отцы Вто­рого и Шестого Все­лен­ских Собо­ров не при­няли реше­ние о пере­кре­щи­ва­нии кре­щен­ных не в три погру­же­ния. В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют вер­баль­ные и невер­баль­ные спо­собы выра­же­ния тех или иных Боже­ствен­ных истин. Невер­баль­ные, по зна­чи­мо­сти, равны вер­баль­ным, т.к. мысль точно также выра­жа­ется сим­во­лом или жестом, как и словом. Иска­жая те или иные невер­баль­ные формы, мы иска­жаем и смысл, нераз­рывно свя­зан­ный с ними, сами того не заме­чая. У като­ли­ков эти изме­не­ния кос­ну­лись прак­ти­че­ски всего. Каза­лось бы, что может быть проще, возьми Еван­ге­лие и почи­тай, как Гос­подь при­ча­щал уче­ни­ков Своих, однако лати­няне даже здесь ввели изме­не­ние, и стали при­ча­щать только хлебом, а не хлебом и вином – Телом и Кровию Гос­пода. Вряд ли кому-то в голову придёт мысль, что при­ча­ще­ние Телом и Кровию, а не только Телом, – это обря­до­вая мелочь, но почему-то когда дело каса­ется кре­ще­ния не погру­же­нием, а обли­ва­нием – это ста­но­вится мело­чью, а ведь обли­ван­ство также роди­лось в недрах латин­ской ереси, как и многое другое. Если мы в данном вопросе при­дер­жи­ва­емся двой­ных стан­дар­тов, то совер­шенно оче­видно, что мы чего-то недо­по­ни­маем, но св. отцы, в отли­чие от нас, пони­мали этот вопрос, поэтому и напи­сали стро­жай­шие пра­вила и каноны, запре­ща­ю­щие кре­стить не по Гос­подню учре­жде­нию. Снова может кто-то воз­ра­зить: «Так неужели наша Цер­ковь этого не знает, ведь такого же быть не может?!». Что тут можно ска­зать? К сожа­ле­нию, от ошибок не застра­хо­ваны не только отдель­ные лич­но­сти, но и целые цер­ков­ные сооб­ще­ства, и даже помест­ные церкви. Рим­ская Цер­ковь тоже когда-то была вполне пра­во­слав­ной, а потом пошла по пути обнов­лен­че­ства и изме­нила не только древ­ние цер­ков­ные пре­да­ния, но даже Символ веры. Визан­тия, после паде­ния Пер­вого Рима, стала Вторым Римом, но и Второй Рим также пал в 1453 году после при­ня­тия гре­ками Фло­рен­тий­ской унии с като­ли­ками и Тре­тьим Римом стала Русь Святая, но и Третий Рим пал в 1917 году, а чет­вер­тому, как ска­зано, – не бывать. Не удив­ляй­тесь, доро­гие братья и сестры, ведь Сам Гос­подь Исус Хри­стос гово­рил, что к Его Слав­ному и Вто­рому При­ше­ствию веры на земле прак­ти­че­ски не оста­нется. То, что про­ис­хо­дит сего­дня с нашей Цер­ко­вью, назы­ва­ется апо­ста­сией, – отступ­ле­нием. После церк. реформы пат­ри­арха Никона, про­цесс раз­ло­же­ния в Церкви принял гран­ди­оз­ные мас­штабы. Лати­ни­за­ции было под­верг­нуто не только таин­ство кре­ще­ния, но и таин­ство брака, испо­веди. Запад­ный дух проник в цер­ков­ное пение, ико­но­пись, бого­сло­вие и многое другое. Для того, чтобы народ не воз­му­щался, ему вну­шили, что пере­кре­щи­ва­ние обли­ван­цев есть вто­ро­кре­щен­ство и обря­до­ве­рие, и что всё внеш­нее неважно, глав­ное – быть добрым и хоро­шим. То, что нужно быть добрым и хоро­шим, понятно даже ребёнку, но какое это отно­ше­ние имеет к Боже­ствен­ным уста­нов­ле­ниям?! Если чело­век ста­но­вится добрым и хоро­шим, то это озна­чает, что он должен хорошо испол­нять то, что запо­ве­дано Гос­по­дом, а не нару­шать, так давайте же будем доб­рыми и хоро­шими в испол­не­нии того, что нам запо­ве­дано, а не в изоб­ре­те­нии нов­шевств, кото­рых уже и так предо­ста­точно.

^ Уве­ща­ние о пра­виль­ном и достой­ном совер­ше­нии вели­чай­шего и свя­тей­шего Таин­ства кре­ще­ния

свт. Лука (Войно-Ясе­нец­кий)

Вот что писал по поводу обли­ва­тель­ного кре­ще­ния архи­епи­скоп Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «К глу­бо­кому огор­че­нию моему, узнаю, что доныне, несмотря на повтор­ные ука­за­ния мои, таин­ство кре­ще­ния совер­ша­ется неко­то­рыми свя­щен­ни­ками чрез обли­ва­ние, а мно­гими дру­гими, по лено­сти и нера­де­нию, допус­ка­ются совер­шенно нетер­пи­мые сокра­ще­ния чина кре­ще­ния, изло­жен­ного в Треб­нике. 50‑е Апо­столь­ское пра­вило грозит лише­нием сана епи­скопу или пре­сви­теру за кре­ще­ние не трое­крат­ным погру­же­нием. Из исто­рии Церкви знаем, что уже в апо­столь­ское время кре­ще­ние совер­ша­лось трое­крат­ным погру­же­нием во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа… О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­нием в воду как совер­шенно обя­за­тель­ной форме кре­ще­ния много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеру­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симеон Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­нием Пра­во­слав­ная Восточ­ная Цер­ковь допус­кала лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях, как, напри­мер, в тяже­лой болезни кре­ща­е­мого, погру­же­ние кото­рого невоз­можно, или над муче­ни­ками, заклю­чен­ными в тем­ницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В запад­ных и юго-запад­ных обла­стях России насиль­ственно вве­ден­ная уния с като­ли­че­ской цер­ко­вью при­вела к тому, что там уко­ре­ни­лось кре­ще­ние обли­ва­нием, а во всех осталь­ных обла­стях России все свя­щен­ники пра­вильно кре­стят погру­же­нием. Запад­ное кре­ще­ние обли­ва­нием, к сожа­ле­нию, про­никло и в Крым­скую область, и я должен в послед­ний раз заявить, что считаю долгом, заве­щан­ным мне от Бога, иско­ре­нить в моей епар­хии кре­ще­ние обли­ва­нием. По верной посло­вице «лиха беда начало» неко­то­рые, не име­ю­щие страха Божия свя­щен­ники, при­вык­нув кре­стить обли­ва­нием, дохо­дят до того, что даже обли­ва­ние заме­няют поли­ва­нием водою или даже окроп­ле­нием только головы сто­я­щего в одежде кре­ща­е­мого. Так нече­стиво «кре­щен­ных», конечно, надо пере­кре­щи­вать, ибо таин­ство над ними не совер­шено [. ]. Леность и отсут­ствие страха Божия многие и многие свя­щен­ники про­яв­ляют и в том, что опус­кают всю крайне важную часть чина кре­ще­ния, отно­ся­щу­юся к освя­ще­нию воды, и, не освя­щая её, не творят трое­крат­ного зна­ме­ния креста в воде, не освя­щая елея и не пома­зуя им воды, заме­няют все эти свя­щен­но­дей­ствия под­ли­ва­нием в купель неболь­шого коли­че­ства воды от водо­свят­ного молебна. Посту­па­ю­щие так сами сви­де­тель­ствуют об отсут­ствии у них не только тре­пет­ного, но и вся­кого ува­же­ния к вели­чай­шему таин­ству Кре­ще­ния».

^О вере и спа­се­нии. Вопросы и ответы

архи­манд­рит Амвро­сий (Фон­трие)

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что кре­ще­ние совер­ша­ется погру­же­нием в воду, по при­меру Гос­пода нашего Иисуса Христа. Погру­жа­ясь в воду, как во гроб, мы со Хри­стом уми­раем. И после трое­крат­ного погру­же­ния вместе со Хри­стом вос­кре­саем, подобно тому, как Он вос­крес в третий день. Хри­стос вошел в воды Иор­дана и погру­зился в них. Потому и мы погру­жа­емся в воды купели спа­се­ния.

Если чело­век нахо­дится при смерти и желает при­нять кре­ще­ние, его сле­дует, как гово­рит святой Игна­тий Бого­но­сец, облить водой так, чтобы все тело омы­лось водой. Мне при­шлось в Ива­нове кре­стить одну боль­ную жен­щину; она была лежа­чей боль­ной – кале­кой. Ее под­няли с постели, дер­жали над тазом и я вылил на нее полное ведро зара­нее освя­щен­ной воды. Обер­нули ее и поло­жили в постель. Одели белую рубашку, и лежала она чистая и свет­лая, как ново­рож­ден­ный мла­де­нец.

Окроп­ле­ние – это като­ли­че­ский, уни­ат­ский прием. В уни­ат­ском храме, бывает, стоят 100 чело­век, жела­ю­щих кре­ститься. Свя­щен­ник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попа­дет вода, а на кого и нет. Может быть, там жен­щина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то оста­ется некре­ще­ной! Есть бла­го­сло­ве­ние Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II совер­шать кре­ще­ние только погру­же­нием. Для этого в храмах надо постро­ить бап­ти­сте­рии. Выби­ра­ется малень­кая пло­щадка, вниз стро­ятся три сту­пеньки; нали­ва­ется вода в бас­сейн, и чело­век может сво­бодно погру­зиться с голо­вой… Обычно тех людей, кото­рые были кре­щены окроп­ле­нием, пере­кре­щи­вают с фор­му­ли­ров­кой: «Аще не крещен…»

^Именно погру­же­ние явля­ется пра­виль­ным чином совер­ше­ния Кре­ще­ния

про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

Отме­тим: именно погру­же­ние явля­ется пра­виль­ным чином совер­ше­ния Кре­ще­ния. Когда во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа мы погру­жа­емся в святые воды как будто Иор­дана и исхо­дим из них, то таин­ственно сопря­га­емся со смер­тью Христа на кресте и с Его вос­ста­нием из гроба, ста­но­вясь участ­ни­ками стра­да­ний Спа­си­теля, то есть, поль­зу­ясь пло­дами Его иску­пи­тель­ной смерти, мы выхо­дим из купели Кре­ще­ния совер­шенно очи­щен­ными от всех наших воль­ных и неволь­ных грехов. Более того, через Кре­ще­ние, как вы знаете, мы всту­паем в живой союз с Богом, и послед­ствия ада­мова пре­слу­ша­ния, кото­рое ото­зва­лось мно­го­чис­лен­ными болез­нями души: само­мне­нием, гор­до­стью, обид­чи­во­стью, склон­но­стью к печали, уны­нием, рас­слаб­ле­нием – всего не пере­чис­лишь! – ней­тра­ли­зу­ется Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Так что выхо­дим из купели такими, как ландыш сереб­ри­стый явля­ется по весне, как бело­снеж­ная гор­лица вос­хо­дит к небу из своего гнезда. Это дей­стви­тельно воз­рож­де­ние лич­но­сти хри­сти­а­нина к обще­нию с Богом.

^Совер­ше­ние Кре­ще­ния по уставу

мит­ро­по­лит Сара­тов­ский и Воль­ский Лонгин

Хочу напом­нить также, о чем гово­рил неод­но­кратно,— необ­хо­ди­мо­сти совер­шать Кре­ще­ние пра­вильно.

Кано­ни­че­ские нормы, цер­ков­ное Пре­да­ние и пра­вила гово­рят о том, что кре­ща­е­мый должен быть трижды погру­жен в воду во образ трех­днев­ного погре­бе­ния и Вос­кре­се­ния Христа. К сожа­ле­нию, в нашей Церкви закре­пи­лась совер­шенно без­за­кон­ная прак­тика, когда взрос­лых людей кре­стят дру­гими «спо­со­бами» — и даже обли­ва­нием это бывает трудно назвать.

Когда батюшки ста­ра­ются эту прак­тику оправ­дать, они гово­рят о том, что в храме «нет бап­ти­сте­рия». Да, хорошо, когда в храме есть спе­ци­аль­ное, отдель­ное, обу­стро­ен­ное поме­ще­ние для Кре­ще­ния — с купе­лью из мра­мора, соот­вет­ству­ю­щими рос­пи­сями и так далее. Однако можно посмот­реть: как кре­стят ста­ро­об­рядцы? Они берут про­стую дере­вян­ную бочку — и в ней кре­стят людей полным погру­же­нием. И если у храма нет воз­мож­но­сти постро­ить насто­я­щий бап­ти­сте­рий, если Кре­ще­ние совер­ша­ется в нем не так часто — то ведь подой­дет любая объ­ем­ная емкость из металла, дерева, пла­стика (сейчас их про­да­ется мно­же­ство), для того, чтобы совер­шать Кре­ще­ние по уставу.

Мини­мум, кото­рый при­знает Цер­ковь — это обли­ва­ние, когда кре­ща­е­мый раз­де­ва­ется, ста­вится в таз и пол­но­стью поли­ва­ется водой из купели. То есть если совер­ша­ется именно обли­ва­ние, а не сим­во­ли­че­ское окроп­ле­ние водой. Но опять же, это допус­ка­ется только в том случае, если дей­стви­тельно нет ника­кой воз­мож­но­сти совер­шить Кре­ще­ние как пола­га­ется.

Однако я убеж­ден, что боль­шин­ство причин, кото­рые при этом при­во­дятся, — всего лишь само­оправ­да­ние свя­щен­ника и оправ­да­ние тому без­за­ко­нию, кото­рое въелось в плоть и кровь нашего духо­вен­ства. Это очень при­скорбно гово­рить, но люди уже при­выкли и не хотят воз­вра­щаться к пра­виль­ной прак­тике Кре­ще­ния. Это гово­рит о пре­не­бре­же­нии к цер­ков­ным пра­ви­лам, кано­нам, уста­нов­ле­ниям, кото­рое, к сожа­ле­нию, гос­под­ствует среди нема­лой части свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Даже при очень сред­нем уровне готов­но­сти и при­ход­ской эко­но­мики эти про­блемы реша­емы. Да и не так много сего­дня кре­стится у нас взрос­лых людей. Прошли 1990‑е годы, когда один свя­щен­ник за вос­крес­ный день мог кре­стить по 100 и больше чело­век. След­ствие такого отно­ше­ния к Кре­ще­нию мы и видим сего­дня: где они сейчас, эти люди, ходят ли они в храмы и в какие.

Поэтому надо мак­си­мально исполь­зо­вать все воз­мож­но­сти, чтобы кре­стить пра­вильно, как пола­га­ется, через погру­же­ние. Если такой воз­мож­но­сти все-таки нет, тогда кре­стить обли­ва­нием, но делать это крайне редко и счи­тать не пра­ви­лом, а нару­ше­нием, кото­рое совер­ша­ется «нужды ради».

из Доклада на Епар­хи­аль­ном собра­нии Сара­тов­ской епар­хии 28.12.2018

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *