Что такое погружение в церкви
ПОГРУЖЕННЫЕ И КРЕЩЕННЫЕ-В ЧЕМ РАЗНИЦА?
IPSISSIMUS
Administrator
Нужно ли погруженным креститься вновь и можно ли таковым участвовать в церковных таинствах (исповедоваться, причащаться, венчаться и т. д.)?
В трудные времена, когда храмов было немного, благочестивые люди крестили своих младенцев сами. Крестили, так как страшились, что человек может умереть некрещеным и, следовательно, Царства Божия не наследовать. Такие люди считались не крещенными, а погруженными. Но при первой возможности таинство крещения дополнялось в храме. Так как многие по незнанию не всегда правильно совершали форму крещения, то священник тщательно выяснял все подробности совершения обряда и, если форма крещения проводилась правильно, то крещение считалось действительным и дополнялось таинством миропомазания для получения благодати Святого Духа. Если же человека крестили не совсем правильно, то священник совершал таинства и крещения, и миропомазания.
В настоящее время погруженные часто уже и не знают, кто их крестил и как. Поэтому таковым для совершения таинств крещения и миропомазания необходимо прийти в церковь. Но священнику при этом обязательно сообщить, что они погруженные. Поскольку человек может креститься только один раз, то священник во время крещения такого человека добавляет фразу: «Аще не крещен есть». Если погруженный человек умирает, так и не приняв в церкви крещения, то Церковь по милосердию своему его отпевает. Но здравствующий погруженный в церковных таинствах участвовать не должен, поэтому ему нужно обязательно покреститься.
О крещении через погружение и обливание
I. О крещении через погружение
Так Сам божественный установитель таинства крещения на Себе показал пример, как должно совершаться оно в Церкви Его.
Что Апостолы, как сами совершали, так и преемникам своим предали совершать таинство крещения чрез погружение, сие видно так же из того, что в древней Церкви, ближайшей ко временам апостольским, крещение обыкновенно совершалось чрез погружение. Так оно совершаемо было ближайшими преемниками Апостолов, конечно, по примеру и наставлению св. Апостолов.
Вот основания, заключающиеся в св. Писании, по которым православная Церковь учить и заповедует совершать таинство крещения чрез погружение. Если Сам Спаситель крестился посредством погружения, и заповедь Его о крещении указывает также на погружение; если сим способом крестили св. Апостолы и предали своим преемникам крестить так; если погружением в воду ясно изображается внутренняя сила и действие таинства крещения, – наше духовное возрождение, спогребение и совоскресение со Христом: то, очевидно, что крещение чрез погружение есть самый правильный и вполне совершенный способ совершения сего таинства.
Другим основанием, по которому православная восточная Церковь совершает, и заповедует совершать, таинство крещения чрез погружение, служат пример и свидетельства о сем древней Церкви вселенской.
Из свидетельств древности о способе совершения таинства крещения мы убеждаемся, что обычай погружения был во всеобщем употреблении в древней Церкви, как на восток, так и на западе, начиная с 1-го века. Всеобщее сие обыкновение, без сомнения, не могло основываться ни на чем другом, кроме того, что сей именно способ крещения древняя Церковь признавала законным.
Из сих свидетельств св. Отцов и Учителей Церкви первых восьми веков видно, что погружение было обыкновенным и всеобщим способом крещения в древней Церкви. Они нигде не сопоставляют сего способа с другими, и сие-то самое показывает всеобщее употребление именно погружения: ибо в противном случае св. Отцы и Учители Церкви говорили бы безразлично как о погружении, так и об обливании, но писания их не подтверждают сего.
На поместных западных Соборах ХIII-го века предписывалось совершать крещение также чрез погружение. Так, в Англии Собор Ворчестерский (1240 г.) постановил: «всегда должно быть троекратное погружение при крещении». Во Франции Собор Нимский (1284 г.) постановил: «трижды погружая младенца в воде, крестящий должен говорить так» – и проч. В Нидерландах Собор Утрехтский (1293 г.) определил, чтобы голову младенца трижды погружать в воде, если только он не будет немощен. В Германии Собор Кёльнский (1280 г.) определил: «постановляем, чтобы крестящий, когда погружает крещаемого в воде, произносил сии слова», и пр. 44
Все, сказанное нами доселе, приводит к тому заключению, что таинство крещения должно быть совершаемо чрез погружение, так как чрез погружение крестился Сам Христос от Иоанна, чрез погружение крестили св. Апостолы, чрез погружение совершалось сие таинство в древней Церкви вселенской, наконец, погружением в воду точно выражается внутренняя сила и действие крещения – наше духовное возрождение, спогребение со Христом и совоскресение с Ним, как изъяснено нами выше.
II. О крещении через обливание
Хотя то верно, что таинство крещения в древности обыкновенно совершалось чрез погружение: впрочем, церковная история представляет несомненные доказательства того, что древняя Церковь позволяла в случаях нужды крестить и чрез обливание, признавая, что таинство крещения не теряет своей силы и при таком способ совершения, если только совершается во имя Святой Троицы.
Так, первенствующая Церковь позволяла крестить обливательным крещением тяжко больных, возлежавших на одр, которых нельзя было крестить чрез погружение, и которых посему крестили посредством обливания, не желая лишить их благодатных даров крещения; и крещенных таким образом Церковь признавала истинными христианами.
Вообще, несмотря на общеупотребительный способ крещения в древней Церкви – посредством погружения, было довольно и таких примеров, когда, в особенных случаях, крестили и чрез обливание; и если положительно можно сказать, что, в обыкновенных обстоятельствах, всеобщим и непременным способом крещения было погружение: то, не менее положительно можно утверждать и то, что в стеснительных обстоятельствах, когда не было возможности совершить погружения, употреблялось обливание, или окропление, Геннадий, пресвитер марсельский (в конце V в.) писал: «крещаемый исповедует свою веру пред священником и отвечает на вопросы его. То́же делает и мученик пред своим мучителем, – и он исповедует веру и отвечает на вопросы. Потом, после исповедания, первый или окропляется водою (аspergitur aqua) или погружается (intigitur) в ней; а последний или окропляется кровию, или объемлется огнем 62 ». Вальфрид Страбон (IХ-го века) говорит: «должно заметить, что не только посредством погружения, по и посредством обливания крестили многих в древности; и ныне можно крестить, если настоит необходимость 63 ».
Примеру древней Церкви и в последующие времена постоянно следовала православная восточная Церковь. Она не запрещала в случаях нужды крестить чрез обливание, а запрещая перекрещивать западных, тем прямо признавала действительным и распространившееся там обливательное крещение.
На Собор константинопольском 1301 года, в присутствии многочисленного сонма греческих и частию русских иерархов, по нуждам, открывшимся в то время в русской Церкви, предложен был, между прочим, такой вопрос: «приходящих от Татар, хотящих креститися, и не будет велика сосуда, в чем погружати ему» (священнику)? Пастыри православных Церквей не усумнились сказать и утвердить: «да обливает его трижды, глаголя: во имя Отца и Сына и Св. Духа 64 ». Если бы православная Церковь отрицала силу и действенность обливательного крещения: то предстоятели ее, конечно, не решились бы поставить такое определение.
2. Ересь главнейшая у Латин есть отступление от восточныя Церкве о исхождении Святого Духа, яко от Отца и Сына исходит Дух Святый, мудрствуют; и тоя ереси латинския, яже есть о нехождении Святого Духа, тягчайшая есть арианская и македонианская ересь. Ариане бо Сына Божия неединосущна Отцу и Святому Духу исповедуют; но здание и тварь глаголют; македониане же Святого Духа от Отца и Сына отчуждают, раба исповедуют быти. Обаче правило 7-ое второго вселенского Собора и 6-го вселенского Собора 95-е неповелвают их крестити; но токмо миром помазывати их по чину; колми паче Латин, меншее преступление имущих, неподобает крестити».
«Правило 7-е второго Собора сице глаголет: Четыредесятницы, иже и средницы глаголются, и ариане и македониане, и поватиане, и саватиане, и аполинарити Писание вдавше приятни, помазующе токмо вся чувства»; далее указывается подобное правило (95.) шестого вселенского Собора и делается такое заключение: сих ради правил и Латин не подобает крестити, понеже крещаются во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не яко монтанисти и непузиане и Фриги, и прочии, подобнии им, суще совершеннии еретицы».
3. «Аще же кто упорством восхощет покрещевати Латины, памятствовати подобает правило святых Апостол 47-е, глаголющее сице: «второе крещая крещенного истинным крещением, и не покрещеваяй оскверненного от зловерных, таковый святитель неосвящен»; – и правило 50-е; то бо правило повелевает покрещевати во едино погружение крестящихся. Того же Собора святых Апостол 49-е: «аще который епископ или преевитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца и Сына и Святого Духа, но в три безначальны, или в три Сыны, или в три Утешители крещает, да будет извержен».
«Таковых, иже Апостольская сия правила и последующая тем отеческая правила повелевают крестити, тех и крестити подобает; а иже крестившихся во имя Отца и Сына и Святого Духа, таковых в божественных правилех св. Апостол и св. Отец не обретеся, еже бы их паки крестити».
Таким образом вопрос, о Латинах, крещающихся трикратным обливанием, был решен. Соборами константинопольским (1484г.) и московским (1607г.) положено принимать их в православную Церковь без нового крещения, так они крещаются во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Но признавая, что обливание при совершении крещения не уничтожает силы таинства, православная Церковь не вводит однакож сего способа крещения во всеобщее употребление, как Церковь западная. И в этом православная Церковь точно следует примеру древней Церкви вселенской, в которой, хотя употреблялось в известных случаях и обливание; но обыкновенным и общеупотребительным способом крещения было и строго правильным признавалось погружение, как выше доказано нами. Имея в виду те обстоятельства, в которых первенствующая Церковь разрешала отступать от общеупотребительного способа крещения и заменять его обливанием, православная Церковь и ныне допускает обливание при совершении крещения только в случаях нужды, по примеру древней Церкви, – почитая в других случаях необходимым крестить посредством погружения.
Rituale Romanum, sd. 1614 an. Предписывает «Sacerdos vasculo, seu urseolo accipit aquam baptismalem rt de ea ter fundit super caput infantis». Instructionale Bambergense, ed. 1773 an, – de sacramento baptismï «Licet baptismus fieri potest aut per infusionem aquae? Aut immersionem, aut per aspersionem; tamen modus, qui magis in usu est, sclicet effusion, pro Ecclesiae consventudine, o etineatur». Еще решительнее в Rituale Stiasburg, ed. 1724 an. Предписывается обливание: «nullus alio, quam per trinam infusionem, modo baptizet». Brenner`s Geschieht. Darstellung. D. Verricht. D. Taufe. S. 65–67. Bamberg 1818.
Известно, что в нашем отечестве раскольники, особенно беспоповщинской секты, отвергают обливательное крещение. Поморск. ответ. стат. 35 о обливательном крещении. Возражения старообрядцев, поданные Московскому Митрополиту Платону, показ. 10.
Правосл. Исповед. часть 1, вопрос 102. Прострачный Катихиз. изд. по определ. Св. Синода, член. о крещении. Требник – чин совершения таинства крещения.
Brenner – Gesch. Darsi d. Таuch. В. 1. s. 2.
Это допускают и западные писатели. Вот слова одного из них: «вблизи того места, где крестили ученики Иисусовы, крестил и Иоанн потому, что тут была глубокая, удобная для погружения вода. Olshausès Commentai, Г&Ґсн7в;]ber all. Buch N. Teѕt. Band. ИИ. ѕ. р7г. Ґаtlд. Ср. Roѕenmuller ѕchol. иn Иohan. c. ИИИ v. к7г.
Dialog. contr. Lucifer c. 6. Paholog curs. compl. Tom. XXIII. Paris. 1845.
Октоих, гл. 5, вторник, на утрени канон Предтечи, песн. 1. троп. 2.
Там же, гл. 6. вторник, на утрени канон Предтечи, песн. 5. троп. 3.
Там же, гл. 1. вторн. канон на утрени Предтечи, песнь 4. троп. 2.
Там же, песнь 8. тр. 3.
Augusti Denkw ϋ rdigk. aus d. Christl. Archaeolog. B. VII. s. 232» Tejer institut. Theolog. Tom. VI. p. 27. ed. 1820. и др.
Binterim Denkw ϋ rdigk.Christl. Kathol. Kirche. B. s. 109. 1825. Mainz.
Bienner Gesch. Darst. d. Tauf. s. 3.
Ad Illuminandos Cathoches. 1. Opp. Tom. II. ed. Monfauc. 1718 an.
In II epist. Corinth. Homil. 11.
De Hierarch. Eccles. cap. 2.
Слов. 40, на св. Крещ. Твор. св. Отцов в русском переводе, Том. III, стр. 279.
Sepulturam triduanam imitatur trina demersio, et ab aquis elevatio reurgentis instar est de sepulchro. Epist. XVI. ad nnivers. Episcop. per. Sicil. instut. c. 3. Opp. tom. 1. Wenet. 1753.
Postquam vos credere promisistis, tertio capita vestra in sancto fonte demersimus. – Recte enim tertio mersi estis, qui accepistis baptismum in nomine I. Christi, qui die tertio resurrexit a mortuis. Illa enim tertio repetita demerso typum Dominisae exprimit sepulturae, per quam Christo consepulti estis in baptismo et cum Christo resui rexistis in fide. Serm. de Myst. baptism. Opp. Tom. VI. pag. 1211. Paris. 1841.
Sigillum aqua est, in quam descendunt homines morti obligati, ascendunt vero vitae assignati. Pastor. I. III. simil. IX. ed. Coteler. 1724.
De Hierarch. Eccel. с. II. pag. 217. ed. 1664.
Ut a baptismate ingrediar aquam adituri, prius contestamur, nos renunciare a diabolo et pompa et angelis ejus; dehine tei mergitamur. De coron. milit. c. 3.
Paedag. lib. III. c. 6.
Hom. in S Theoph. Opp. p. 264, ed. 1716.
Epist. ad Magn. LXIX. ed. 1690. p. 184.
Chrysost. in Iohan. III. 5. Homil. XXV.
In Patrem et in Filium et in Spiritum S. baptizamur, et ter mergimur. In. C. IV. ad Eph.
См. примеч. и 23 и 24.
De trina mersione baptismatis nil responderi verius potest, quam ipsi sensistis. Nos, quod tertio mergimus, trpuanae sepulturae sacramenta signamus, ut dum tertio infans ab aquis eductitur, resurrectio triduani tempotis exprimatur (Lib. 1. epist. 43. Patr. Curs. Compl. T. 77, pag. 498).
Augusti. Christl. Archaeol. B. VI § 217, ed. 1825.
Точн. излож. Прав. веры, книга 4, гл. 9. стр. 235. Москв. 1855.
Это признают за верное писатели и западной Церкви – libermann, – Institut. Theolog. lom. IV. pag. 219. ed. 1840. Brenner, – Geschichtl. Daist. d. veir. d. Taufe. s. 306.
Hoffling. D. Sacram. d. Таиfе В. 1. 5. 51.
Маrtеnе – de аntiqu. Eccles. ritibus. Tom. 1. pag. 69, 70. Аntоerpen, 1763.
Определения упомянутых Соборов – Ворчестерского, Нимского, Утрехтского и Кельнского см. в Вrenner`s Gesch. Darstell. d. Taufe. s. 38, 39.
Тutius est, bарtizаre per modum immersionis, modum immersionis, quaia hoc habet communis usus. Summ. Theolog. Pars. III. qu. 66. Art. 7.
Упомянутые постановления Соборов Литтихского и Камбрейского см. в Вienner’s Gesch. Darstell. d. Taufe. s. 43.
Собор Равениский (1311 г.) говорит: «форму крещения мы постановляем такую Петр! я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа, – при троекратном окроплении, или погружении». Собор Падуанский (1470 г.) говорить «в отношении к погружению, или обливанию, должен соблюдаться тот обычаи, какой где уже введен» Собор Кезансонский (1571 г.): «в крещении, касательно погружения или окропления, должен соблюдаться обычай Церкви, то есть, где есть обычай погружать младенца в воду, он должен быть погружаем, если не будет опасения за жизнь его, по причине разумной и очевидной; а где есть обычай окроплять, или возливать воду на голову без погружения, то он так же должен соблюдаться» (Вrenner. Gезch. Dаrзt.. d. Таufe. 5. 44). В катихизисе, написанном и изданном по определению Тридентского Собора, сказано: «те, которые долженствуют принять сие тамиство (крещение), или погружаются в воду, или возливается на них вода, или омываются окроплением водою. Какой бы из сих обрядов ни соблюдался, должно верить, что таинство истинно совершается» (Саthehysmus Romanus ex decreto concilii Tridentini et Pii V. Pontif. Maxim ed. 1566. par. II. с. 2. qu. 13 ).
Иоанн, Епископ Регенсбурский, на Соборе 1512 года определил: «крещение должно совершать, возливая на крещаемого чистую воду, к произнесением сих слов. N, я тебя крещаю, и проч. Вторая Вюрцбургская Агеида 1564 г.) говорит священник, правою рукою почерная воду изь источника, должень возливать ее на младенца троекратно». Вторая Бамбергская Агенда (1587 г.) говорит: «безопаснье и разумнье чистою водою обливать крещаемого, нежели погружать его в вод». Вrеnner Gеsch. Darstеll. d. Таufе, s. 45.
Вrenner’s Gеschicht. Darstel. d. Таufe s. 46. 47.
Вrenner’s Gesch. Darstell der Taufe. S. 306. Perrоnе. Praelat. Theolog. vol. VI. pag. 13. ed. 1841.
Luther’s Weik. herausg. v. Walch. Theil. X. s. 2593.
Аugusti Christl. Аrchaeol. В. VII. 5. 219–220. еd. 1825.
Instit. Ralig. Christ. I. IV. сар. 15, §19.
Epis. LXIX. ad. Magnum.
Hist. Eccl. lib. VI cap. 43. р. 313–314. ed. 1720.
К объяснению того, почему клир и народ не соглашались на рукоположение Новата, можем служить 12-е правило Собора неокесарийского «аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера; ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшиеся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных». Крещенные на одре обливательным крещением не могли проходить обыкновенного в первенствующей Церкви оглашены, и были приготовляемы к крещению не так, как все другие, долженствовавшие проходить путь испытания в своей вере и укрепления в ней. Даже самое крещение их было менее чем добровольное ибо они вынуждались к сему опасностью смерти. Сего основания было достаточно, чтобы считать крещенных на одре менее твердыми и совершенными в вере христианами, чем другие, крещенные по собственному желанию, и после предварительного оглашения, приготовления и испытания; а этого было достаточно, чтобы не спешить возведением их на степени священства. Эту именно причину и приводит Собор неокесарийский в основание своего определения не поставлять на священные степени в болезни крещенных. Впрочем, из сего определения сам Собор делает исключение, когда говорить, что и крещенный в болезни, после открывшийся добродетели и веры его, может быть возведен на степень пресвитера. После сего нет нужды доказывать, что и при рукоположении Новата клир и народ препятствовали сему не по причине обливательного крещения его, а по предполагаемой нетвердости в вере.
Аd illuminandos Саtbeches I Орр. Tom. II. pag. 226 ed. Моnfаucon. 1718 аn.
Cursus Patrolog. T. 89. pag. 1027. Papae Stephani II. Responsum XII.
Act. Sanct. ed. Surii 1618. August. 10. Act. S. Laurent. pag. 97.
О недопустимости крещения окроплением
Оглавление
^ Погружение или окропление?
Мне давно не дает покоя вопрос, почему в Православии крестят не полным погружением в воду, ведь крещение в переводе с греческого означает полное погружение? Именно этим многие секты оперируют, привлекая людей.
Отвечает священник Александр Ионов,
клирик храма во имя св. Димитрия Солунского
Причины, по которым у нас в Русской Православной Церкви мало распространено Крещение полным погружением, просты и очевидны для всякого мало-мальски знакомого с церковной практикой человека. Предлагаю расположить их по степени значимости в следующем порядке:
1. Отсутствие материальной базы в виде специальных крещальных помещений-баптистериев. Дело не так просто, как представляется тем, кто считает, что храмы «деньги гребут лопатой». Ведь для постройки отдельного домика (где может достигаться уровень влажности больший, чем допустим в здании церкви), для установления большой ванны-купели, для проведения водопровода и слива воды требуется обычно намного больше средств, чем есть в распоряжении у прихода. Причем, даже если добрые люди готовы предоставить стройматериалы (что не так уж часто бывает), то у деревенских храмов, как правило, недостает финансовых средств, в крупных городах проблемы с территорией и разрешением на застройку, а в средних все зависит от контакта с представителями власти.
2. Невостребованность погружательного Крещения со стороны большинства приходящих за «исполнением требы». До революции практически все православные были крещены через погружение во младенчестве; если же крестились взрослые (чаще всего, инородцы), то здесь либо была подготовка к торжественному крещению летом в водоеме, либо в виду экстремальных обстоятельств крестились обливанием. Весь советский период истории является для Церкви одним таким большим обстоятельством, поэтому выработалась привычка: успокаивая невнятный зов совести, побыстрее и попроще «исполнить культ» религиозно-национальной инициации. Наши соотечественники в массе осознанно соотносят себя и свою семью с православной традицией – это плюс, но при этом опасаются углубления в христианство (что, по сути, и есть отличительная черта Православия) – это минус нашего общества. Частичным оправданием тут может служить понимание, что вера – это Крест, а не аплодисменты.
3. Нерадение духовенства (и без того загруженного послушаниями и заботами). Кстати, священнику часто приходится слышать ропот: зачем, мол, так долго и тщательно стараетесь исполнять внешние обряды, но только в редчайших случаях выказывают ему недовольство поспешностью или небрежностью Крещения. А что стоит иной раз сопротивление родителей-мамок-нянек предложению раздеть младенца и, страшно вымолвить, окунуть его с головой в святую воду? «Как вы смеете, до вас тут был батюшка – никогда так не крестил!». Священник – тоже человек, и при том, что он несет благодатные дары Святого Духа, он может не знать всех тонкостей той традиции, которую сам представляет. Сектантам здесь проще – нашли какую-нибудь «фишку» (в смысле ценностный знак) и давай размахивать ею направо и налево. В общем, конечно, обливательное Крещение остается на нашей совести…
Между прочим, есть каноническое правило (ныне изрядно устаревшее), по которому мужчины, крещенные не погружением, не могут принимать священный сан. Оно связано с тем, что в древности так крестились нетвердые в вере люди, которых лишь обстоятельства жизни вынудили совершать Таинство, и то второпях. Сейчас очень актуален вопрос об оглашении (научении истинам веры перед вступлением в Церковь) – как его осуществлять среди миллионов уже новокрещенных за последние полтора десятилетия – все это несколько необычная ситуация для истории.
^ Крещение должно совершаться полным погружением
По словам известного миссионера, только такое совершение Таинства учитывает библейские, святоотеческие и исторические реалии …
Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался «микве», буквально это слово можно перевести как «скопление воды» (ср. Быт.1:10 ). Также этим словом называется водный резервуар для омовения (на иврите «твила») с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует омыть тело водою ( Лев.14:9, 15:5, 7, 16:4, 24 ; Чис.19:7-8 и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты, как в результате прикосновения к мертвому телу ( Чис.19:11-13 ) или какому-либо иному нечистому объекту ( Лев.5:2-3, 11:24-35 ), так и вследствие нечистых телесных выделений ( Лев.15 ), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческой страны.
Парадокс заключается в том, что Иоанн Креститель совершал обряд микве-крещение над всеми приходящими к нему из Иерусалима иудями. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми, оскверненными и как бы призывал к всецелому обновлению веры. Кстати, микве признавалось совершенной только при полном погружении в воду. Раби Моше бен Маймон в своём монументальном труде «Мишне Тора» раздел 1 «Книга знаний» писал: «Закон о том, что очищение от всех видов ритуальной нечистоты производится в водах микве, как сказано – «и окунет в воду всё тело своё», выучено из этого по традиции, что окунание должно быть таким образом, чтобы в воду погрузилось полностью сразу всё тело».
Таким образом, устраняется вопрос о форме совершения крещения-микве святым Иоанном Крестителем. Следовательно, Крещение Господне, которое научает нас исполнить всякую правду, которое совершалось при большом стечении воды, полностью в соответствии с Законом Моисея, через полное погружение, может являться единственным примером для христиан, как правильно совершать форму этого обряда. В христианском таинстве Крещения полное погружение в воду символизирует погребение для греховной жизни и изведение из воды символизирует возрождение к новой жизни. С древнейших времен Православная Церковь признавала только полное крещение. Так называемое окропительное крещение допускалось Церковью только в экстремальных случаях, как то: угроза жизни больного и отсутствие рядом источника с водою или соответствующей купели для полного погружения. Или где-нибудь в пути, где опять же не было оснований предполагать, что человек сможет добраться до водоема, крещение совершалось окроплением, иногда даже песком.
Святой Кирилл Иерусалимский во втором Тайноводственном слове так растолковал благодатную силу действий, совершаемых при крещении ( Рим.6:4 ): «В погружении, как в нощи, ничего не видно, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни». Святитель Иоанн Златоуст (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна): «Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погребается ветхий человек… потом, когда мы восклоняемся, выходит новый человек». Святитель Григорий Нисский (Слово на Крещение Господне): «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде… троекратным погружением в оную».
Но исключения подчеркивают правило. Григорий Богослов в 39 Слове пишет: «Всякий, поступающий несправедливо, готов оправдываться. – Но что редко, то не закон для Церкви, так как одна ласточка не показывает весны, или одна черта не делает геометром, или одно краткое плавание – мореходцем». Не случайно, что покойный Святейший Патриарх Алексий II на епархиальных собраниях неоднократно требовал от священнослужителей города Москвы совершать крещение полным погружением, и если таких условий в храме нет, действительно направлять в тот храм, где есть баптистерий, в котором погружение можно совершить целиком. То, что во многих храмах баптистерий отсутствует, – это связано с тем, что в дореволюционной России крестили в основном младенцев, т.к. обращение взрослых было завершено в первые века возникновения Христианства на нашей территории. Но в миссионерских храмах всегда существовали баптистерии. В случае обращения в православную веру магометан или иудеев крещение совершалось в таких баптистериях или на водоемах, где есть возможность полностью погрузить тело в воду. Поэтому, учитывая библейские, святоотеческие, исторические реалии мы можем сказать, что согласие отцов предполагает, что Крещение должно совершаться именно полным погружением. Исключения допускаются только в вышеперечисленных случаях.
Так как в нашей стране существует огромное количество людей, которые были крещены именно обливательным крещением, не может стоять вопрос об их перекрещивании, в связи с тем, что в советские времена не разрешалось совершать крещение на открытых водоемах и вообще вне храмовых помещений, где по вышеизложенным причинам баптистерии, как правило, отсутствовали. Здесь действует известный закон, что ради нужды бывает применение закона, но к настоящим временам подобное относиться не может.
^ Погружательное Крещение
Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении Таинства Крещения является совершение его через обливание, или даже окропление, без всякой видимой причины. Из-за этого искажения многие сотни христиан пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Многие из-за этого причащаются в суд и осуждение. Десятки расколов спекулируют на этом искажении, утверждая, что многие христиане, в том числе и епископы, на самом деле некрещеные. Преступная лень и безразличие священников вызывает конфликт между Поместными Церквами. Элладская и Синайская Церкви и святая Гора Афон сомневаются в действительности обливательного (а тем более окропительного) Крещения, а наши требоисполнители не желают поставить в храмах простую бочку! И это несмотря на то, что Святейший Патриарх (а вместе с ним и многие архиереи) уже больше пятнадцати лет ежегодно (!) требуют крестить исключительно погружением! Но «обливатели» дерзко утверждают, что никакой разницы, как крестить, нет, это якобы «обрядоверие», совершенно безразличное для сущности Таинства. Им безразлично мнение и слова Божьи, и Предание Церкви, и постановления собственного священноначалия. Пожалуй, только применение канонических санкций за наглое нарушение воли правящего архипастыря способно изменить это положение. Что же касается действительности обливательного Крещения, то те, кого мучает этот вопрос, должны решить его у правящего архиерея в конкретном своем случае. Ведь именно епископу принадлежит судебная власть в своей епархии.
^ Учение восточной православной Церкви о крещении, второкрещенстве, перекрещивании и обливанстве
В 2000‑м году патриарх Алексий II в своём обращении к клирикам РПЦ писал о недопустимости обливательного крещения и призвал всех вернуться к исконно-православному способу крещения, совершаемого в три погружения. Что же побудило нашего патриарха поднять этот давно наболевший вопрос и почему обливание малым количеством воды при крещении является недопустимым?! Обратимся к истории Церкви и ознакомимся с её правилами и канонами для того, чтобы разобраться в этом вопросе. Итак, что нам говорят св. отцы по поводу обливательного крещения и так ли уж оно безобидно, как это может показаться на первый взгляд?
Смерть Иисуса Христа, – объясняется в греческой Кормчей, – была единственным необходимым средством спасения рода человеческого: это непререкаемый догмат православной веры. Без неё не было возможности примириться человеку с Богом, почему и апостол говорит: «Врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его». Образ смерти Христа выражается в каждом церковном священнодействии, но по преимуществу он действуется в таинстве крещения чрез совершаемые в нём три погружения, потому что во всех других образ Господней смерти бывает вне человека, а в крещении сам человек на себе изображает её, то есть сам крещающийся образно умирает и спогребается Христу в водах крещения.
Вот какие богословские глубины открывает нам святой отец и учитель Церкви IV-го века в вопросе о таинстве крещения. Причина, по которой многие сегодня недооценивают важность троекратного погружения в воду при крещении, понятна. Прежде всего, это поверхностное знание своей веры и преждевременное желание рассуждать и богословствовать от ума своего, находящегося в плену у страстей. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал в своих трудах об оскудении веры на земле и в Церкви. Он предупреждал нас, что на престолах святительских не будет достойных пастырей, и что мы по этой причине вынуждены будем искать ответы на волнующие нас вопросы в творениях св. отцов восточной православной Церкви. Последуем же совету духоносного старца и посмотрим, что же ещё говорят нам святые отцы по поводу таинства крещения.
В известном «Исследовании о греческом православии» инока Варнавы изложена его беседа с Александрийским патриархом Никанором и с Пилуссийским митрополитом Амфилохием о различии греков и латин. Варнава спросил патриарха: «Какая разница между нами и западными, т.е. римлянами?» Патриарх отвечал: «Как же, большая разница: они – еретики». И начал перечислять их ереси и погрешности. Вот они в крещении не погружают, а обливают (далее продолжал говорить об опресноках, об изменении календаря, об исхождении Духа Святаго от Отца и Сына и нелепой власти папской и т.д.). Далее инок Варнава спрашивает у патриарха: «А вы разве не поливаете» (в крещении)? Патриарх: «Как можно поливать, у нас первый довод на римлян, что они обливают, а не погружают». «Вода, – говорит свт. Василий Великий, – представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб». Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, следовательно, крещение таинственно изображает отложение плотских тел, по слову апостола: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении ( Кол. 2:11-12 ). В своём послании архиепископ Словенский и Херсонский пишет: «Церковь православная везде крещает чрез троекратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, григорианская, арабская, болгарская, сербская, волошская, далматская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в который трижды погружают крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы, так указано в 49‑м Апостольском правиле: «Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению (в три погружения), во имя Отца и Сына и Святаго Духа … да будет извержен». А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет никакого сомнения. Св. Владимир принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде, и теперь крещают чрез погружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение. Впрочем, думаю, не без основания, что крестить посредством обливания стали первоначально в Киеве, а потом и во всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевской митрополией. В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Свт. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения». Для чего же мы делаем упрощения в столь важном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь?».
Итак, дорогие братья и сестры, изменение способа крещения произошло сначала у католиков, а затем уже в Малороссии, после захвата Киевской митрополии униатами. К нам же это латинское новшество пришло с реформами патр. Никона. Вот что писал по поводу обливательного крещения архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50‑е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа … О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием, а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые, не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо таинство над ними не совершено. Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая её, не творят троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему таинству Крещения».
Константинопольский собор 1756 года повелевает перекрещивать крещенных обливанием. В 1895 году греческая Церковь в своем послании подтвердила постановления Константинопольского Собора о том, что она отвергает обливанство, как латинское нововведение, грубо противоречащее церковному преданию, идущему от Самого Господа и св. Апостолов. Как же так, могут возмутиться верующие люди, ведь перекрещивание – это второкрещенство, которое осуждается Церковью, да и в Символе веры мы читаем: «… исповедую едино крещение во оставление грехов…»? Почему же всё-таки церковными канонами не признаётся обливательное крещение и крещенных таким способом нужно заново крестить? Кроме вышеуказанных причин, ответ на этот вопрос заключается в самом слове «крещение». Дело в том, что на греческом языке слово «баптизантес» (крещение) буквально означает «погружение, окунание», а не «обливание», следовательно, тот, кто не погружался при крещении, тот по смыслу самого слова и не крестился. Поэтому тех людей, которые не были крещены погружением, погружали впервые, а не вторично, и это не считается второкрещенством, но истинным крещением. Для обязательного перекрещивания крещенных не по правилам православной Церкви существуют самые серьёзные основания, которые находятся в постановлениях Вселенских Соборов. 7‑м правилом Второго Вселенского Собора и 95‑м правилом Шестого Вселенского Собора установлено не перекрещивать только тех, которые крещены в три погружения. Стало быть, по смыслу этих правил тех, кто крещен не в три погружения, а как-то иначе, должно перекрещивать, а если выразиться точнее, их нужно не перекрещивать, а просто крестить. 50‑е Апостольское правило повелевает даже извергать из сана тех пресвитеров и епископов, которые не крестят в три погружения, но сегодня и это правило предано забвению.
Если все вышеприведённые примеры кому-то покажутся недостаточными, можно привести такое сравнение. Представим себе на минуту, что некие реформаторы-обновленцы решили изменить форму в таинстве причащения и вместо того, чтобы давать нам принимать причастие внутрь, они бы стали мазать нам, к примеру, лоб, и при этом говорили бы, что разницы нет никакой, внутрь принимать причастие или просто лоб мазать, ведь через кожу тоже проходит вещество, и вы точно также причащаетесь. Мы бы со своей стороны стали возражать и говорить, что это грубейшее нарушение церковного предания, а нам бы сказали, что всё это обрядовые мелочи, за которые не следует цепляться. Это конечно грубый пример, но зато понятный. Поскольку человек состоит из души и тела, постольку и таинства церковные двусоставны и помимо внутренней, имеют и внешнюю форму, которая для совершения таинства обязательна. Мы не безплотные ангелы, а грешные люди, которые нуждаются в тех или иных осязательных формах и образах. Каждое церковное таинство облечено в присущие данному таинству формы, и если в самой существенной части происходит грубое нарушение, то таинство считается несостоявшимся. Как бы кто ни пытался нас убедить, что всё это обрядовые мелочи, на самом деле это очень важно. Если бы это было неважно, тогда бы отцы Второго и Шестого Вселенских Соборов не приняли решение о перекрещивании крещенных не в три погружения. В Православной Церкви существуют вербальные и невербальные способы выражения тех или иных Божественных истин. Невербальные, по значимости, равны вербальным, т.к. мысль точно также выражается символом или жестом, как и словом. Искажая те или иные невербальные формы, мы искажаем и смысл, неразрывно связанный с ними, сами того не замечая. У католиков эти изменения коснулись практически всего. Казалось бы, что может быть проще, возьми Евангелие и почитай, как Господь причащал учеников Своих, однако латиняне даже здесь ввели изменение, и стали причащать только хлебом, а не хлебом и вином – Телом и Кровию Господа. Вряд ли кому-то в голову придёт мысль, что причащение Телом и Кровию, а не только Телом, – это обрядовая мелочь, но почему-то когда дело касается крещения не погружением, а обливанием – это становится мелочью, а ведь обливанство также родилось в недрах латинской ереси, как и многое другое. Если мы в данном вопросе придерживаемся двойных стандартов, то совершенно очевидно, что мы чего-то недопонимаем, но св. отцы, в отличие от нас, понимали этот вопрос, поэтому и написали строжайшие правила и каноны, запрещающие крестить не по Господню учреждению. Снова может кто-то возразить: «Так неужели наша Церковь этого не знает, ведь такого же быть не может?!». Что тут можно сказать? К сожалению, от ошибок не застрахованы не только отдельные личности, но и целые церковные сообщества, и даже поместные церкви. Римская Церковь тоже когда-то была вполне православной, а потом пошла по пути обновленчества и изменила не только древние церковные предания, но даже Символ веры. Византия, после падения Первого Рима, стала Вторым Римом, но и Второй Рим также пал в 1453 году после принятия греками Флорентийской унии с католиками и Третьим Римом стала Русь Святая, но и Третий Рим пал в 1917 году, а четвертому, как сказано, – не бывать. Не удивляйтесь, дорогие братья и сестры, ведь Сам Господь Исус Христос говорил, что к Его Славному и Второму Пришествию веры на земле практически не останется. То, что происходит сегодня с нашей Церковью, называется апостасией, – отступлением. После церк. реформы патриарха Никона, процесс разложения в Церкви принял грандиозные масштабы. Латинизации было подвергнуто не только таинство крещения, но и таинство брака, исповеди. Западный дух проник в церковное пение, иконопись, богословие и многое другое. Для того, чтобы народ не возмущался, ему внушили, что перекрещивание обливанцев есть второкрещенство и обрядоверие, и что всё внешнее неважно, главное – быть добрым и хорошим. То, что нужно быть добрым и хорошим, понятно даже ребёнку, но какое это отношение имеет к Божественным установлениям?! Если человек становится добрым и хорошим, то это означает, что он должен хорошо исполнять то, что заповедано Господом, а не нарушать, так давайте же будем добрыми и хорошими в исполнении того, что нам заповедано, а не в изобретении новшевств, которых уже и так предостаточно.
^ Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения
свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
Вот что писал по поводу обливательного крещения архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50‑е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа… О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием, а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые, не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо таинство над ними не совершено [. ]. Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая её, не творят троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему таинству Крещения».
^О вере и спасении. Вопросы и ответы
архимандрит Амвросий (Фонтрие)
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что крещение совершается погружением в воду, по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Погружаясь в воду, как во гроб, мы со Христом умираем. И после троекратного погружения вместе со Христом воскресаем, подобно тому, как Он воскрес в третий день. Христос вошел в воды Иордана и погрузился в них. Потому и мы погружаемся в воды купели спасения.
Если человек находится при смерти и желает принять крещение, его следует, как говорит святой Игнатий Богоносец, облить водой так, чтобы все тело омылось водой. Мне пришлось в Иванове крестить одну больную женщину; она была лежачей больной – калекой. Ее подняли с постели, держали над тазом и я вылил на нее полное ведро заранее освященной воды. Обернули ее и положили в постель. Одели белую рубашку, и лежала она чистая и светлая, как новорожденный младенец.
Окропление – это католический, униатский прием. В униатском храме, бывает, стоят 100 человек, желающих креститься. Священник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попадет вода, а на кого и нет. Может быть, там женщина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то остается некрещеной! Есть благословение Святейшего Патриарха Алексия II совершать крещение только погружением. Для этого в храмах надо построить баптистерии. Выбирается маленькая площадка, вниз строятся три ступеньки; наливается вода в бассейн, и человек может свободно погрузиться с головой… Обычно тех людей, которые были крещены окроплением, перекрещивают с формулировкой: «Аще не крещен…»
^Именно погружение является правильным чином совершения Крещения
протоиерей Артемий Владимиров
Отметим: именно погружение является правильным чином совершения Крещения. Когда во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа мы погружаемся в святые воды как будто Иордана и исходим из них, то таинственно сопрягаемся со смертью Христа на кресте и с Его восстанием из гроба, становясь участниками страданий Спасителя, то есть, пользуясь плодами Его искупительной смерти, мы выходим из купели Крещения совершенно очищенными от всех наших вольных и невольных грехов. Более того, через Крещение, как вы знаете, мы вступаем в живой союз с Богом, и последствия адамова преслушания, которое отозвалось многочисленными болезнями души: самомнением, гордостью, обидчивостью, склонностью к печали, унынием, расслаблением – всего не перечислишь! – нейтрализуется Божественной благодатью. Так что выходим из купели такими, как ландыш серебристый является по весне, как белоснежная горлица восходит к небу из своего гнезда. Это действительно возрождение личности христианина к общению с Богом.
^Совершение Крещения по уставу
митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Хочу напомнить также, о чем говорил неоднократно,— необходимости совершать Крещение правильно.
Канонические нормы, церковное Предание и правила говорят о том, что крещаемый должен быть трижды погружен в воду во образ трехдневного погребения и Воскресения Христа. К сожалению, в нашей Церкви закрепилась совершенно беззаконная практика, когда взрослых людей крестят другими «способами» — и даже обливанием это бывает трудно назвать.
Когда батюшки стараются эту практику оправдать, они говорят о том, что в храме «нет баптистерия». Да, хорошо, когда в храме есть специальное, отдельное, обустроенное помещение для Крещения — с купелью из мрамора, соответствующими росписями и так далее. Однако можно посмотреть: как крестят старообрядцы? Они берут простую деревянную бочку — и в ней крестят людей полным погружением. И если у храма нет возможности построить настоящий баптистерий, если Крещение совершается в нем не так часто — то ведь подойдет любая объемная емкость из металла, дерева, пластика (сейчас их продается множество), для того, чтобы совершать Крещение по уставу.
Минимум, который признает Церковь — это обливание, когда крещаемый раздевается, ставится в таз и полностью поливается водой из купели. То есть если совершается именно обливание, а не символическое окропление водой. Но опять же, это допускается только в том случае, если действительно нет никакой возможности совершить Крещение как полагается.
Однако я убежден, что большинство причин, которые при этом приводятся, — всего лишь самооправдание священника и оправдание тому беззаконию, которое въелось в плоть и кровь нашего духовенства. Это очень прискорбно говорить, но люди уже привыкли и не хотят возвращаться к правильной практике Крещения. Это говорит о пренебрежении к церковным правилам, канонам, установлениям, которое, к сожалению, господствует среди немалой части священнослужителей.
Даже при очень среднем уровне готовности и приходской экономики эти проблемы решаемы. Да и не так много сегодня крестится у нас взрослых людей. Прошли 1990‑е годы, когда один священник за воскресный день мог крестить по 100 и больше человек. Следствие такого отношения к Крещению мы и видим сегодня: где они сейчас, эти люди, ходят ли они в храмы и в какие.
Поэтому надо максимально использовать все возможности, чтобы крестить правильно, как полагается, через погружение. Если такой возможности все-таки нет, тогда крестить обливанием, но делать это крайне редко и считать не правилом, а нарушением, которое совершается «нужды ради».
из Доклада на Епархиальном собрании Саратовской епархии 28.12.2018