Что такое погружение в предмет

Что такое погружение в предмет

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

«Погружение» как система обучения была разработана в середине 20-го века в СССР и применялась в качестве экспресс-метода при изучении иностранных языков для подготовки специалистов по линии ЮНЕСКО. В 80-х гг. система была усовершенствована советским педагогом М. П. Щетининым, который обогатил ее методиками передовых отечественных и европейских педагогов-психологов и придал ей универсальный характер. В его школе эту систему успешно применяют и по сей день при изучении дисциплин как среднего так и высшего курсов образования.

Уникальность метода заключается в том, что в процессе обучения педагоги помогают ученику:
1) избавится от психологических барьеров, связанных с боязнью допустить ошибку;
2) активизировать обе части головного мозга и задействовать все физические ресурсы организма, которые обычно не используются в традиционном образовании.
Благодаря этому происходит единение сознательного, подсознательного и сверхсознательного, вследствие чего способность усваивать информацию, а, следовательно, и скорость обучения растут в геометрической прогрессии (полный курс школьной программы всех 11 классов можно усвоить за 1-2 года).

Сложность применения метода заключается в том, что преподаватель должен обладать не только безупречным владением предмета, но и уникальным психолого-педагогическим даром. Что встречается довольно редко. Мы нейтрализовали этот недостаток за счет делегирования обязанностей между двумя ведущими: педагогом-специалистом и педагогом-психологом.

В качестве
педагогов-специалистов выступают:

— Психолог-педагог с тридцати летним стажем работы, душа проекта, Марина Кулешова
ведущая тренингов и семинаров, в России и за рубежом.
Автор программ и методик для детей и взрослых, специализирующийся в направлениях: гештальт-терапия, арт-терапия, психоанализ, символдрама, психосинтез, телесно-ориентированная психотерапия, духовно-ориентированная психотерапия, позитивная психотерапия, ассоциативные карты, судьбоанализ и рододология.

Источник

Урок-погружение: структура урока, основные принципы технологии, советы и рекомендации по планированию урока-погружения

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. Так, ученый, методист и педагог М.П. Щетинин в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию «погружения». Такие уроки рассматривались, прежде всего, в рамках концентрированного обучения, предлагающего такие методы и приемы, которые позволяют ученикам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы.

Рассмотрим сегодня подробнее, как строится урок-погружение, в чем особенности этой педагогической технологии, какие методы и приемы используются в рамках такого обучения.

Особенности технологии погружения

Один из ведущих принципов, на котором строится теория концентрированного обучения — это перераспределение времени, отведенного на один предмет. То есть, предлагается, например, объединение уроков по какому-то предмету в блоки и изучение только этого предмета в течение некоторого отрезка времени.

Но технология погружения может использоваться и при обычной урочной системе, когда в день проводится только один урок по этому предмету.

Главная особенность урока-погружения в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь.

Причем, несмотря на то, что расслабленность и радость упоминаются как ведущие принципы, урок-погружение — это урок активный, предполагающий концентрированное внимание и активацию резервов каждого ребенка. А единство сознания и подсознания обеспечивается за счет того, что подача нового материала строится так, чтобы активизировать чувственное восприятие учеников, развивая их музыкальные, художественные, хореографические таланты.

Обязательные компоненты урока-погружения

В методике принято выделять следующие компоненты, которые являются обязательными для уроков-погружений:

Модели погружения

Эти модели предлагаются разными методистами. Но все они строятся на базе теории, предложенной М.П. Щетининым.

Погружение в образ, или погружение в тему

Этот прием предполагает объединение нескольких уроков одной темой. Так, например, уроки развития речи в начальной школе рассчитаны на то, что они проводятся один раз в неделю. Такой подход не обеспечивает целостности восприятия.

Что предлагает технология «погружения»?

Объединить, например, темы 4-ех уроков по развитию речи и провести их в один день.

Как построить день «погружения»

Естественно, необходимо для начала договориться с администрацией, коллегами, немного перестроить расписание. Поэтому мы и говорим о начальной школе, где сделать это легче.

В этот день будут проходить только уроки по одному предмету. Для примера мы взяли уроки развития речи.

Чтобы задействовать эмоциональную сферу, желательно объединить уроки еще и одной темой. Так, например, ведущей темой может выступить один из разделов «Развития речи». Допустим, это будет тема «Текст». Теперь добавляем тему, которая позволит затронуть эмоциональное восприятие. К примеру, «Зима».

Отсюда и направление, под которое выбираются дидактические и артистические средства. Все уроки строятся с обязательным использованием музыки на зимние темы, картин, рисунков. Можно устроить прогулку по зимнему лесу/парку, почитать стихи о зиме, посмотреть фильм и т.д.

Своеобразный итог такого дня погружения — это написание сочинения на тему «Зимний пейзаж».

Межпредметное погружение позволяет построить урок по одному предмету через призму материала другого предмета. Например, урок географии или истории связать с изучением литературного произведения. Примеры такого урока смотрите ниже в этой статье.

Метапредметное погружение — это уже более практическое направление, когда урок строится на погружении в реальную среду. То есть, для восприятия новых терминов и понятий используются вполне жизненные ситуации. Обычно так строятся уроки по иностранному языку, предлагающие погружение в языковую среду.

Как провести урок-погружение

Но вышеописанные схемы «погружения» не всегда доступна, так как связана с тем, что придется менять расписание. Однако приемы технологии погружения можно использовать и в рамках одного привычного урока, длящегося 45 минут.

Пример урока-погружения по географии

Возьмем, к примеру, урок географии в 5 классе на тему «Представления людей о Земле: от древности до наших дней».

При подготовке к такому уроку учитель составляет понятийный словарь — то есть тщательно отбираются все понятия и термины, которые дети должны освоить в течение урока. Например, «Вселенная, космос, древние люди, строение Вселенной» и т.д.

Сам урок строится по схеме поэтапного введения терминов и понятий. Форму можно выбрать любую — например «путешествие во времени», где каждая остановка будет посвящена определенному отрезку истории, в котором происходила трансформация представлений людей о Вселенной и ее устройстве.

Для каждой такой «остановки» подбирается эвристический материал: звуки космоса, отрывок из научно-популярного фильма о строении Вселенной, картины художников по теме, стихотворения и т.д.

Пример урока-погружения по английскому языку

Еще удобнее проводить уроки-погружения по иностранному языку. Например, тема «СМИ». Учитель также подготавливает понятийный словарь и словарь лексический — то есть перечень тех лексических единиц, которые должны усвоить ученики на уроке.

Далее урок строится с обязательным использованием ТО или ИКТ. Для каждой лексической единицы можно подобрать свою «презентацию»: песенку, где звучит это слово или выражение, отрывок из художественного фильма, запись интервью, фрагмент новостной передачи, сценки их профессиональной жизни журналистов, редакторов и т.д.

Главное, чтобы во время урока постоянно звучала живая речь. Причем не только самого учителя или учеников, но и записанная — этакая «выжимка» из реальной языковой среды.

Пример урока-погружения по математике

Урок-погружение по математике построить несколько сложнее. Важно выбрать тему, не особенно насыщенную формулами. Например, тема «Прогрессия». По данной теме много исторического, занимательного материала, интересных задач, которые можно решать без формул.

Для урока-погружения каждое новое понятие или утверждение, гипотеза обыгрываются. Например, можно предложить ученикам посчитать на абаке или счетах, рассчитать высоту пирамиды, использовать греческую музыку во время рассказа о представлении греков о прогресс, инсценировать легенду о Минотавре, подобрать картины и портреты той эпохи, оформить кабинет соответствующим образом, использовать ролевые и дидактические игры и т.д.

В качестве домашнего задания можно предложить, например, составить меню древних греков, построить пирамиду для фараона, рассчитать данные для строительства лабиринта и пр.

Пример урока-погружения по предмету «Биология»

Также выбирается тема, которая позволит наиболее ярко задействовать образное и эмоциональное восприятие учеников. Например «Водоросли».

Первая задача учителя при подготовке к такому уроку — составление понятийного словаря. Допустим, это понятия «одноклеточные», «многоклеточные», «строение водорослей», «ареал распространения и обитания», «питание водорослей», «гамета», «зигота» и пр.

Далее, для каждого понятия подбирается своя «презентация». Это может быть запись звуков океана, видео о подводном мире, мультфильм, песня о водорослях, живые картины, анимированные рисунки и пр.

Если это урок повторения и обобщения, то можно ввести игровые приемы: «Собери картину», «Снежный ком» и любые другие, которые позволят активизировать учеников в классе.

Пример урока-погружения по предмету «История»

Урок можно провести и используя модель «межпредметного погружения». То есть, через материал одного предмета представить тему по другому предмету.

Например, на уроке истории изучаются культура и быт России начала прошлого века. Наиболее яркие зарисовки культуры и быта того времени можно найти в произведениях М. Булгакова. Так и учитель истории может предложить тему в свете интерпретации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

При подготовке к уроку учитель также сначала составляет список тех понятий и суждений, которые должны быть усвоены. Класс можно поделить на группы и каждой дать предварительное задание: найти в тексте романа описания тех сцен, которые наиболее ярко рисуют разные стороны быта: СМИ, магазины, положение женщин, писательская среда, бытовые условия, цензура и пр.

Далее подбирается дидактический и артистический материал, который продемонстрирует то или иное понятие или суждение. Это могут быть фрагменты художественного фильма, музыка, картины и портреты героев романа и героев эпохи, социальные зарисовки. Часть урока можно построить на основе театрализированного действия, задания предложить в игровой форме.

Алгоритм подготовки урока-погружения

Таким образом, урок-погружение может быть проведен по любому предмету. Было бы интересно услышать мнение коллег, которые уже проводили уроки такого рода. Оказались ли они эффективны? Как строился урок и как восприняли его ученики?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Прыгнуть выше головы: Как работают образовательные погружения

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Традиционно в образовании материал подается постепенно, чтобы ученик успевал понять, усвоить, повторить и применить на учебных заданиях полученные знания. Но в последнее время, с ростом объема и сложности задач, все чаще приходится учиться куда быстрее. А как быть, если вам необходимо быстро освоить большой и сложно организованный объем материала, а времени совсем мало? Такие задачи сейчас встают и перед школьниками, и перед студентами, и перед взрослыми, когда жизнь заставляет расширять горизонты профессиональной деятельности.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

В течении 5 лет Метаверситет провел десятки образовательных погружений для детей и взрослых. В этой статье мы поделимся опытом и дадим основные ключи к созданию погружений.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Погружение — это…

Это время, которое вы целиком и полностью посвящаете фокусной теме. Обычно на погружении даже некогда отвечать по мобильному телефону — вы целиком сосредоточены на происходящем процессе. Такой режим трудно удерживать долго. Мы делаем выездные школы-погружения на 6–10 дней, городские погружения 1–2 дня. В принципе можно достичь такого эффекта и за несколько часов, но не успевают развернуться процессы перестройки восприятия, “нейроны не успевают вырасти” — так что день это все-таки минимум.

Погружение — это концентрированное обучение. То есть знание, которое участники получают на погружении сконцентрировано и даётся крупными блоками. С расчетом скорее на схватывание и понимание целостного образа, а не на последовательное выведение одного факта из другого другого. Задача здесь — скорее ухватить суть и логику, чтобы затем достраивать элементы на основании общего видения.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Погружения нужны, чтобы быстро “въехать” в новую область и смочь там ориентироваться. Как правило, это обучение “от успеха”: попробовать отдельные операции, почувствовать что уже что-то понимаешь, чтобы дальше более смело разбираться в материале и достраивать нужную степень конкретизации.

Это похоже на принцип “прогрессивного JPG”: сначала загружаем общую картину, затем детализируем под запрос.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Главная особенность погружения в том, что оно строится на вовлечении и присоединении к содержанию. То есть нельзя просто “посидеть в сторонке” — нет, это активный процесс который тебя ЗАХВАТЫВАЕТ. Основные принципы, которым нужно следовать, создавая и проводя погружение:

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Переходя к сути метода проектирования: при дизайне погружения есть две главные составляющие, на которые нужно заранее (и в процессе) обратить внимание:

В результате возникают живые «картинки» и реальность, которую удается «картировать» с помощью новой лексики. Что происходит: с участниками случается интуитивная мнемоника, понимание, связь с реальностью учебного материала. Важно так собирать материал, чтобы он имел эмоциональную значимость — тогда у участников возникает внутренний мотив понимать и запоминать происходящее. Эмоции крайне важны!

Не знаешь какую эмоцию вызвать? Вызови любую! (с) Вай, геймдизайнер

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

По форме: в погружениях используют активные формы обучения. Это работа по группам, взаимообучение и обмен опытом, игры и дискуссии на цепляющие темы.

Как уже говорили,информация в погружении подаётся крупным блоком. Не нужно давать много подробностей и деталей, важнее найти удачный способ обобщения — такой, который позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие. Для этого можно обращаться к разного рода артистическим средствам (игры, танцы, музыка, песни,
картины и пр.). Через это создаётся эмоционально-чувственная обстановка, позволяющая участникам легче усваивать знания.

Контроль знаний проводится в зачетной форме. Хотя
возможны и задания творческого толка. Вообще, контроль знаний — всегда тонкий вопрос. Мы часто говорим скорее о рефлексии по задачам на развитие, но если задача стояла именно на освоение некоторого материала, то зачет или беседа, или сочинение на тему — удачный вариант. Если мы используем игровые методы или проектный подход, можно оценивать ход игры и действия участников в игре, результаты проектов, примененные компетенции по прецеденту.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Участник погружения — всегда субъект. Актор. Иначе это утопление, а не погружение. Он всегда активен. Источники активности разнообразны, но стоит обратит внимание на следующие 4 слоя:

В целом — разрабатывая и проводя погружение, все время следите, чтобы 1) было место для активности и 2) активность на самом деле была. Если активность исчезла — вызывайте эмоцию! 🙂

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Задача погружения — создать у участников доминанту, то есть устойчивый способ видеть (замечать) и понимать явления через определенную рамку восприятия, убеждения, «карту».
Для этого мы вводим систему основных понятий и идей, через которые активно работаем с подобранным материалом. Что важно: по прошествии времени доминанту можно будет вновь активировать! Похоже на “Chunk” см. курс Learning how to learn.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Лирическое отступление. При построении логики неплохо еще учитывать основные мыслительные операции, которые доступны вашей аудитории. Они зависят от 1) возраста. Но еще они зависят от 2) степени знакомства с предметной областью. Оказывается, начиная изучать нечто совсем новое, каждый из нас оказывается сначала на уровне мышления отдельными предметами (объектами), затем конструирует какое-то пространство, потом обнаруживает в нем возможность действия, взаимодействия, затем поступка. Дальше возникает стройное описание (теория), а затем оказывается что их может быть больше чем одна, и возникает парадокс, или группа парадоксов. Последний описанный уровень — уровень синтеза, когда ясно видно, что есть некая реальность, есть “карта”, и то что карт много — это не проблема а ресурс.

Подробно о Лестнице Странников— статья Михаила Кожаринова.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Пример хорошего погружения для школьников — “Искусство летать”, которое делали Олег Муромцев, Стас Фалькович и Алина Винниченко в 2015 для школы “Унисон”. Тема была — полет, и через нее захватывали физику, мифологию, историю, математику. То есть это было полноценное межпредметное погружение, школьники в восторге и помнят погружение до сих пор. С тех пор это погружение в разных вариациях несколько раз повторяли.

Потом похожим образом было создано погружение “Искусство читать” для младшей школы, проводившееся в школе “Дом Изумрудного Дракона”

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Деловое погружение создано для студентов Метаверситета. Мы решали задачу — как перевести участников в предпринимательскую позицию. Два дня тренингов, игр, дискуссий. Несколько вводных лекций. В конце — сбор результатов, постановка задач на дальнейшее освоение.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

Принципиально в начале погружения мы проводим личное и общее целеполагание. В первой части погружения больше установочных лекций, форм на группирование, тренингов (воркшопов). В середине преобладают дискуссии, проектирование, самостоятельный поиск и работа с материалом. Ближе к концу — собирающие игры и практические задачи. В конце — съем результата, рефлексия и задачи на самостоятельное освоение материала после погружения.

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предмет

После погружения важно напомнить главное!

Кривая забывания идет по экспоненте. Напомните участникам, что они освоили, через:

Напоминать лучше через переложение на практику, например, можно подкинуть задачу на работу с подготовленным или не подготовленным материалом. Лучше всего, если задача из жизни или проектной деятельности.

Что почитать

Запись вебинара 05.09.2019

Когда метод погружений дает лучшие результаты,
чем привычные курсы?

Что нужно делать до и после погружения, чтобы
получить наилучший результат?

Чего ожидать, когда участвуешь или проводишь
погружение?

Источник

Метод погружения: как учиться быстрее

Метод погружения подходит для изучения основ математики, биологии, физики, экономики, бухгалтерского учета и технических предметов и многих других дисциплин. В несколько измененном виде этот метод хорошо срабатывает и для получения практических навыков, таких как программирование, дизайн, или для изучения языков. Для себя я его так и называл много лет – «метод погружения», удивительно то, что к нему я пришел на собственной практике, но уже не единожды встречал подтверждение, что он применялся и другими людьми.

Метод погружения можно условно разделить на три этапа

Первый этап: обзор материала

Первым шагом в изучении чего-либо является получение общего представления о том, что вы собираетесь изучать. Если речь об учебном курсе – просмотрите лекции, прочтите учебники. Если речь о самообразовании – прочтите несколько книг по теме и соберите информацию. Сейчас большим подспорьем является Интернет; начните с Википедии, но помните Wikipedia – не рецензированная, с научной и практической точки зрения, библиотека, поэтому проверьте ее тезисы еще на десятке других источников.

Многие ошибочно полагают, что этот этап – самая важная часть обучения. Чаще всего, наоборот: это наименее эффективно потраченное время, так как объем знаний, получаемый за его единицу, здесь очень мал. Некоторые считают, что полезнее как можно быстрее пройти этот этап, чтобы больше времени осталось на два других. Я так не считаю: важно быть постоянно погруженным в предмет своего изучения; читать нужно в огромных количествах, самых разнообразных источников. Постоянно. Даже, когда вы перешли к последующим этапам изучения.

Современная компьютерная техника позволяет нам ускорять восприятие. Например, если вы смотрите видеолекции, хорошей идеей будет смотреть их на ускорении в 1,5–2 раза. Для этого скачивайте видео, а потом используйте функцию ускорения в приложениях-проигрывателях. Но, например я не воспринимаю информацию на слух, мне нужен «файл» или, лучше, бумага: но с ними тоже можно «ускоряться», существует множество отработанных способов. Здесь все индивидуально. Следите за своим опытом и применяйте самые подходящие для вас приемы.

Если читаете книги, советую отказаться от подчеркиваний. Это не самый эффективный способ обработки информации и с точки зрения понимания, и с точки зрения использования в долгосрочной перспективе. Лучше записывайте краткие заметки по ходу чтения или пишите конспект после прочтения каждой смысловой части. Или используйте ментальные карты. У меня на столе всегда лежит лист А4 или А3 – я рисую схемы или ментальные карты, реже – таблицы, но тоже бывает. Это способствует системному восприятию информации: можно одновременно показывать на таких черновиках и элементы изучаемой системы (блоки в схеме) и, достаточно подробно отражать разнообразные связи (в схемах они отображаются стрелками, соединяющими блоки).

Второй этап: Практика

Выполнение практических заданий ускоряет понимание, но есть две основные ловушки, в которые вы можете угодить и потерять в эффективности:

№1 Нет мгновенной обратной связи

Исследования показали: если хотите учиться, вам нужна мгновенная обратная связь. Простейший способ заполучить эту связь: выполняйте все задания одно за другим, сверяясь с решениями (заранее подыщите для себя задачники с расчетными примерами). Сделали задание – проверили ответ. Практика с запаздывающей обратной связью или без обратной связи чрезвычайно неэффективна.

№2 Размельчение задач

Ошибаются те, кто думает, что большая часть обучения происходит в лекционных аудиториях, библиотеках и Интернете. Но точно также ошибаются и те, кто думает, что понимание приходит с выполнением практических заданий. Несмотря на то, что решая практические задачи вы сможете разобраться с отдельными темами или блоками материала, выполнение упражнений обычно также довольно медленный и неэффективный способ усваивать материал.

Практические задания нужны, чтобы закрепить понимание основ и развить свою интуицию в рамках изучаемой темы. Но есть техники, которые подходят для этих целей гораздо лучше.

Есть представление, что гуманитарные предметы, где вам скорее нужно разобраться с разными концепциями, а не решать задачи, обычно усваиваются с минимальным выполнением практических заданий. В таких случаях лучше больше времени посвятить третьему этапу. Но это точно не правильно. В любой дисциплине, в любой науке (в любой. ) есть место практикуму. Тренируйтесь!

Третий этап: Алгоритм Фейнмана

Что такое погружение в предмет. Смотреть фото Что такое погружение в предмет. Смотреть картинку Что такое погружение в предмет. Картинка про Что такое погружение в предмет. Фото Что такое погружение в предметПервые два этапа нужны, чтобы вы могли понять, что именно вы изучаете и что именно вы не понимаете. Это совсем не так просто, как может показаться. Бывает, нам лишь кажется, что мы с чем-то разобрались. Или, например, в общих чертах тема нам ясна, а какие-то детали – нет, и не ясно, какие именно. Поверьте – «дьявол – в деталях»!

Справиться с этими пробелами поможет техника Фейнмана. Когда вы можете определить, что именно вы не понимаете, вы тут же получаете инструмент, который поможет справиться с этими недочетами. Самые большие пробелы в знаниях сложнее всего заполнять. Эта техника полезна в любом случае: даже когда вы разобрались с материалом, если применить этот метод, можно обнаружить больше полезных связей, которые углубят понимание.

Я не первый, кто профессионально занимается самообучением, и я точно не первый, кто впервые столкнулся с этим алгоритмом в автобиографии нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, где он рассказывал о том, как мучился с каким-то сложным исследованием и решил тщательно разобраться с каждой-каждой деталью задачи, осваивая все доступные материалы, до тех пор, пока не придет понимание исходной задачи.

Алгоритм обучения, который помогает быстрее и глубже разобраться в любой теме

Фейнман осознал различие между «знанием чего-то» и «знанием названия чего-то», и это одна из главных причин его успеха. Он наткнулся на формулу обучения, которая позволила ему понимать вещи лучше других. Эта формула получила название «метод Фейнмана», и она помогает изучать любой предмет глубже и быстрее. Тема, предмет или понятие, которое вы хотите изучить, не имеют значения. Возьмите что угодно. Метод Фейнмана сработает везде. И, что самое замечательное, он очень прост в исполнении. До смешного прост!

Шаг 1. Научите этому ребенка

Возьмите чистый лист бумаги и напишите, что вы изучаете. Запишите, что вы знаете об этом предмете, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому приятелю, а восьмилетке, который обладает достаточным словарным запасом и способностью концентрироваться, чтобы понять базовые понятия и отношения.

Множество людей склонны использовать сложные слова и профессиональный жаргон, когда они не понимают чего-то. Проблема в том, что мы сами себя дурачим, потому что не осознаем, чего именно мы не понимаем. Использование жаргона призвано скрыть от окружающих наше непонимание. Когда вы записываете идею от начала до конца простыми словами, которые в состоянии понять ребенок (используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себе понять ее суть на более глубоком уровне и упрощаете отношения и связи между понятиями. Если вы приложите усилия, вы четко поймете, где у вас пробелы. И это хорошо, это указывает на возможность учиться.

Шаг 2. Повторите

В первом шаге вы неизбежно столкнетесь с пробелами в ваших знаниях: где-то вы забыли что-то важное, не смогли объяснить или просто испытали сложности в соединении важных понятий. Это крайне важно, потому что вы открыли край своих познаний. Компетентность — это знание пределов своих способностей, и вы только что нашли один из них! Это точка, где начинается обучение. Теперь вы знаете, в чем загвоздка, так что вернитесь к исходному материалу и изучите его заново, пока вы не сможете объяснить его в простых терминах.

Обнаружение границ ваших познаний также ограничивает ошибки, которые вы склонны совершать, и увеличивает шансы на успех в применении ваших знаний.

Шаг 3. Организуйте и упростите

Теперь у вас есть ряд рукописных заметок. Пересмотрите их и убедитесь, что по ошибке не вписали туда какой-нибудь профессиональный термин из исходного материала. Теперь составьте из них простой рассказ. Прочитайте его вслух. Если объяснение не выглядит простым или звучит странно, это признак того, что ваши знания все еще нуждаются в доработке.

Шаг 4 (необязательный, но крайне рекомендуемый). Поделитесь

Если вы хотите быть уверенным в своем понимании, поделитесь своим знанием с кем-нибудь (идеально, если этот кто-то очень плохо разбирается в предмете; или найдите 8-летнего ребенка!). Лучший тест на ваше знание предмета – ваша способность передать его другому человеку.

Резюме

Я использовал эту технику много раз и понял, что она подходит для совершенно разных учебных задач. Однако, на первых порах может казаться, что задачи слишком разные, и метод для них не подойдет. С этим согласны и многие другие люди, которые хоть сколько-нибудь связаны с самообучением или с обучением других.

Когда совсем ничего непонятно

Такой «ведомый» вариант техники может быть полезен, когда написать собственное объяснение темы кажется невыполнимой задачкой.

Для освоения методик

Описывая методики, рассказывайте:

Этот прием подойдет тем, кто хочет справиться с доказательством теорем или для понимания уравнений, или организации этапов изучаемых процессов.

Для формул

Формулы нужно понять, а не запомнить. Поймите из чего формула «сложена»; какие элементы в не включены, что эти элементы обозначают и какова их суть. Как элементы в правой части формулы влияют на результат, который записывается в левой части. Обычно этого оказывается достаточно для понимания природы этой формулы.

Для проверки памяти

Техника отлично подходит для самопроверки запоминания. Если у вас получилось выполнить алгоритм Фейнмана по какой-либо теме, не подглядывая в ваши шпаргалки, то, скорее всего, вы и разбираетесь в теме и помните ее.

Глубокое знание

В связке с выполнением практических заданий, техника Фейнмана поможет справиться с первыми уровнями понимания любой темы. И, более того, она поможет достичь глубокого знания предмета. Осознавать идеи на глубоком, интуитивном уровне не так-то просто.

Большинство техник, позволяющих понять что-либо (разобраться), можно разделить на три типа:

1. Аналогии

Вы понимаете идею, обнаружив сходные черты с теми концепциями, которые уже сложились в голове.

2. Визуализации

Абстрактные идеи легче понять, когда мы можем изобразить их в голове. Даже если эти воображаемые картинки являются лишь частью более обширной идеи.

3. Упрощение

Известный ученый однажды сказал, что если вы не можете что-то объяснить своей бабушке, то вы и сами ничего не понимаете. Другой ученый тоже самое сказал, заменив «бабушку» на «ребенка». Упрощение – это искусство усиления связей между основными частями и целым разных идей.

Вы можете использовать фейнмановскую технику как способ быстрее добраться до ситуаций, когда аналогия, визуализация или упрощение сами придут на ум. Как только вы разобрались с чем-то в общих чертах, имеет смысл попробовать скомбинировать эти три метода, чтобы добиться более глубокого понимания.

Способ учиться быстрее

Никаких особых трюков для того, чтобы учится быстрее, не требуется. Однако в процессе обучения вы обнаружите, что этапы Обзор–Практика–Алгоритм Фейнмана будут сменяться один за другим по кругу в разном порядке. Когда первый раз читаете изучаемый материал, понимаете лишь несколько поверхностных идей. Но после, по мере выполнения практических заданий и выстраивания аналогий, подбора визуализаций и упрощений, вы обнаружите, что гораздо лучше осваиваете материал просто перечитав его.

А если вы не студент?

Метод погружения походит не только для изучения университетских курсов. Он будет полезен, если вам нужно отработать навык или стать компетентным в определенной области.

Изучая что-либо, большинство людей зацикливается на первых двух этапах. Но получить более глубокое понимание того, чем вы занимаетесь, можно просто применив Фейнмановский алгоритм.

Чтобы достичь более серьезного уровня экспертности, нужно вернуться к первому этапу метода погружения, но перед этим вновь подобрать для себя статьи, книги, лекции и другой материал по интересующей вас теме, но уже более осмысленно.

Погружаться в знания будет проще, если понять, что это процесс бесконечный и включает в себя много повторов.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *