Что такое поэзия для детей дошкольного возраста
Поэзия и дети
Знакомство детей с поэзией начинается в прямом смысле с пеленок. Мелодичные колыбельные напевы звучат над кроваткой ребенка с первых дней жизни. Это песни, создавал народ, они поются веками. В нашей местности часто мы слышим от мамочек,бабушек:
Кто-то первый напел эти слова, ребенку запомнился этот напев и текст, и он сохранил это в памяти. Потом пел их над колыбелькой своих детей. Под ритм качающейся колыбели. В колыбельных нежность матери, любовь к ребенку, пожелание ему сна и счастливого будущего.
Современные колыбельные песни, как правило, имеют своего автора. Они так же лиричны, проникновенны, так же создают атмосферу безопасности, покоя, любви и зовут ко сну.
Спят усталые игрушки, книжки спят…
(Музыка А. Островский, слова З. Петрова)
Народные потешки, прибаутки так же развивают ребенка. Потешки уже до года должны слышать дети. Например, с их помощью мама налаживает контакт с ребенком. Покачивая на коленях, касаясь головы, рук, ног,знакомит с телом и окружающей действительностью:
В головах-то калачи,
По бокам конфеточки,
Человеческая речь в поэтической форме льется в приятном для малыша материнском голосе.А при умывании:
Идет бычок, качается,
— Ох, доска кончается,
Далее идет не только семейное (материнское, бабушкино, но и воспитание в детском саду, чтение стихов, пение песенок. Дети любят отгадывать загадки.Они тоже чаще всего встречаются в стихотворной форме:
Бегают по свечке (верба)
Всё это – подготовка ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений, в данном случае – стихов.
В детском саду дети фактически не умеют читать, а читающие дети еще не могут осознать полностью прочитанного, поэтому в этом возрасте так необходима помощь взрослого, помощь направляющей руки друга. Детям доставляет огромное удовольствие слушать чтение воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, искать положительных героев, выявлять правильные поступки, находить родное, близкое в художественных произведениях.
Любой ребенок готов многократно услышать то или иное стихотворение. И чем лучше получается, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Это способствует не только развитию творческого воображения у детей, но и их социализации.
В детском возрасте закладываются основы театральной способности ребёнка, его артистичности. Вспоминая детство, многие артисты рассказывают о волшебном стульчике, с которого они читали гостям стихи – к праздникам и по иным поводам.
Чтение стихов в детском саду для большинства ребят дает большую пользу, чем домашнее чтение. В детском саду воспитатели стараются разнообразить тематику стихотворений, работают с теми поэтами, которые подходят по возрасту, стараются дать познавательный материал о стране, природе, людях. Дома мы зачастую идем на поводу своего ребенка, читаем ему то, что он любит, повторяя один и тот же текст, читая стихотворения одного и того же поэта.
В детском саду дети любят заучивать наизусть, что также приносит огромную пользу. Большое значение имеет тот факт, что в группе дети имеют возможность читать стихи поочередно, обыгрывать стихи, потому что их много. В группе любимые стихотворные строки мы зачастую превращаем в игру. Например, дети садятся на стульчики,посадив себе на колени зверушек и с удовольствием поют:
А стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» явно взято из жизни. Оно всем понятно, знакомо и всеми любимо. Оно дает понимание коллектива, и его можно использовать в игровой работе с детьми. С маленькими детками мы играем иногда в простенькие игры, вопросы-ответы «А что у вас в кармане?», «А что ты сейчас видишь вокруг?», «А во что одет твой сосед по игре?» и т. п. Здесь и социализация – это даже не надо и объяснять! В детях это развивает наблюдательность – спасибо Михалкову за эту подсказку, им это интересно, они придумывают даже слона в кармане, который оказывается игрушечным слоником.
В подготовительной группе мы уже знаем это стихотворение настолько, что легко продолжаем его с любой строчки. Используя мотив стихотворения, четко отвечаем на вопрос, где работают родители, какое дерево растет у каждого на даче или у бабушки, или возле дома у окна. Дети-ведущие сами придумывают вопросы,но начинают словами: «Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел…», и вот уже желающие играть в эту игру образовали кружок.
Таким образом, развивается воображение, дети готовы участвовать в театральных представлениях, им легко даются сценки.
Применяя стихотворения в игре, в навыках детей и других видах деятельности, цитируя произведения, мы воспитываем в детях понимание поэзии. Например, на прогулке ребёнок сорвал одуванчик, пушинки разлетелись от ветра, читаются как бы мимоходом строчки из стихотворения Е. Благининой «Одуванчик».
Конечно, это всё – игра, развлечение, но это и основа для восприятия поэзии, поэтизации природы и жизни в целом. Поэтическая форма изложения жизненного опыта позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, что заложено в ребёнке.
Значение поэзии в воспитании ребенка нельзя выразить только простыми словами. Сказать явное, подводя итоги, что рифма учит познавать гармонию звуков, способствует умственному развитию, развивает память, выразительность речи, усиливает воображение – недостаточно.Хочется сказать возвышенно: без поэзии жизнь бедна, бесцветна. Раскрасить белый свет очень помогают поэзия и песни, созданные в содружестве хорошими стихами и музыкой.
Конспект занятия «Музыка и поэзия родного города» «Музыка и поэзия родного города» (К юбилею родного города Новокуйбышевска) Возраст детей – подготовительная к школе группа Цель: Воспитание.
Фотоотчёт о проектной деятельности на тему Поэзия русского народного Зашла на свою страницу на МААМ и увидела в ленте очень много фотоотчётов о проделанной работе. И задала себе вопрос, неужели у меня за.
Фотоотчёт «Посадка лука и поэзия, или Как ребята средней группы лук сажали» Здравствуйте, мои дорогие гости! Рада приветствовать вас на страничке моего блога, спасибо вам за внимание и потраченное время! Уважаемые.
Игра-викторина «Весёлая поэзия, любимая детьми» по произведениям К. И. Чуковского Игра-викторина: «Весёлая поэзия, любимая детьми» по произведениям К. И. Чуковского Задачи: закрепить в памяти, прочитанные раннее литературные.
НОД в подготовительной группе «Знакомимся с творчеством соотечественников: поэзия В. М. Сидорова» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Умка» городского поселения – г. Семилуки Воронежской области.
Проект для детей подготовительной группы «Поэзия доброты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46» Проект для детей подготовительной.
Проект тематического дня «Спортивные дети –здоровые дети, об этом знают все на свете» Проект Тематического дня Тема: «Спортивные дети –здоровые дети, об этом знают все на свете». Здоровье ребенка превыше всего, Богатство.
Развлечение по произведениям К. И. Чуковского «Веселая поэзия, любимая детьми» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Розочка» с. Крымская Роза Белогорского района Республики Крым.
Участие в областном творческом конкурсе «Поэзия моря» к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского в Год экологии 2017 год — год 200-летия со дня рождения выдающегося художника, Ивана Константиновича Айвазовского. Его морские пейзажи – гимн морю и морской.
Значение заучивания стихов для дошкольников
Елена Медведева
Значение заучивания стихов для дошкольников
Значение поэзии в развитии и воспитании дошкольника.
Поэтическая речь ритмически четко организована, а это особенно важно в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Большое число аллитераций обогащают ее. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется интуитивно именно к таким произведениям. В детской поэзии, как правило, четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно запоминаются. Это способствует заучиванию их наизусть.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Процесс заучивания стихотворений для дошкольниковимеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Значение заучивания стихов для дошкольников
Заучивание стихов
Учёные доказали, что если ежедневно учить несколько строк, улучшаются биохимические реакции в мозге, возникают новые нейронные связи, повышается способность к обучению.
Быстрое запоминание зависит от мотивации, например рассказать стихотворение маме, выступить на утреннике. У дошкольников только формируется произвольная деятельность, поэтому запоминание, в основном носит непроизвольный, механический характер. Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному, осмысленному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
Заучивание стиховвключает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение.
При заучивании с детьми стиховперед воспитателем стоят две задачи:
1. Стремиться к запоминанию стихотворения, удерживанию текста в памяти.
2. Учить детей читать поэтическое произведение выразительно.
Обе задачи решаются параллельно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. Каждый повтор стихотворения педагогом и ребенком должен быть выразительным, артистичным, эмоциональным.
Рекомендуется заучивать стихи не хором, а индивидуально. Хоровое проговаривание допускается при использовании такого приема как договаривание строки, добавление слова в рифму. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
Психологи утверждают, что для полного запоминания стихов требуется 8-10 повторений, которые следует распределить в определенном отрезке времени.
Желательно использовать поэзию в течение всех моментов жизни ребенка в детском саду:на прогулке, во время умывания, игры, бесед и т. д. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
Структура занятия по заучиванию стихотворения
1. Перед тем, как познакомить детей с новым поэтическим произведением, необходимо создать эмоциональный настрой, провести короткую беседу на тему стихотворения, подвести к его восприятию. В беседе используются вопросы, напоминания об опыте детей, связанных с темой стихов. Можно применить загадки, игрушки, картинки, музыку, старшим детям можно демонстрировать портрет поэта. Пробудив интерес детей и эмоционально их подготовив, воспитатель озвучивает жанр, название и автора произведения.
2. После подготовительной части воспитатель выразительно читает стихотворение без установки на запоминание, чтоб не отвлекать ребенка от музыкальности, красоты, художественных качеств произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
3. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
4. После этого проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении,которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения. Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения. Не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.
5. Произведение читается повторно с установкой на запоминание.
6. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.
7. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.
Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.
Фотоотчет «Платье в подарок маме» и подборка стихов для заучивания с детьми к Дню Матери Простое слово (И. Мазнин) На свете Добрых слов Живёт немало, Но всех добрее И нежней одно – Из двух слогов Простое слово «ма-ма», И нету.
Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.
Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.
Подборка стихов для заучивания детям дошкольного возраста, к празднику 23 февраля Уважаемые коллеги! Приближается самый мужественный праздник 23 февраля! Праздник настоящих мужчин! Вашему вниманию предлагаю подборку стихов.
Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.
Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.
Поэтические произведения в работе с дошкольниками.
Ольга Степанова
Поэтические произведения в работе с дошкольниками.
«Читайте детям стихи,
пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.
Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Значение поэзии в жизни ребёнка.
Маленький ребёнок знакомится с поэтическими произведениями уже в
раннем возрасте, он еще лежит в коляске, а родители читают ему
народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные песенки, детские стишки. Когда младенец подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт знакомства с поэзией,
облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания.
Такое «семейное» общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.
Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную
пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести
внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный
уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Подбор стихотворений для заучивания.
дети запоминают большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами
Подбирать поэтические произведения необходимо с учётом
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В младшем дошкольном возрасте требования к подбору стихотворных произведений следующие:
1) простота и четкость ритма;
2) краткость самого стиха и отдельных строк;
3) простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко
Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и
пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, З. Александрова «Ёлочка» А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.).
В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.
Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для заучивания стихотворений. Именно в этот возрастной период начинает особенно быстро развиваться память. И, если до четырех лет педагоги не ставят перед
ребенком задачи запомнить произведение целиком, а лишь, что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребёнка запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять
инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются
достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи
(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.).
В подготовительной группе стихотворные тексты усложняются, для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Дети очень активно и эмоционально слушают их и рассказывают, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, нужно провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова.
Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников».
Методики и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.
Существует много способов и методик заучивания стихов, но исходить
нужно из основных особенностей заучивания стихотворений
дошкольниками.
Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего мне это нужно).Это могут быть различные игры: «Артисты», «Порадуй друга», чтение стихов на утреннике для родителей; выступление перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и
лучше запомнить текст, важно довести до сознания детей смысл
произведения, заранее готовить их к восприятию.
Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов
и качество художественного исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит
от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет
для педагога известную сложность. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Также не следует требовать полного запоминания стихотворения за один раз.
Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Алексеева М. М. и Яшина Б. И. в своем пособии «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания
Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
В своей работе я использую со второй младшей группы методику запоминания стихотворений с помощью мнемотехники. Мои методические разработки – мнемотаблицы и мнемокубики, помогают детям запоминать поэтические произведения гораздо быстрее и легче.
Обязательно нужно рассмотреть с детьми картинки к стихотворению,
ответить на вопросы детей. Затем прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения.
А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения.
Мотивировать детей на то, что с помощью картинок мы будем это произведение учить наизусть.
Поэтические произведения (художественная, мировая, фольклорная поэзия) является важным источником развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическимжанром художественной литературы помогает решать такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.
Материал подготовила – воспитатель ГБДОУ № 142 Невского района
Список использованной литературы:
Анкеты для родителей В этой теме предлагаю выкладывать различные анкеты для родителей. Таким образом если каждый из участников добавит хотя бы по одной анкете,.
Наша педагогическая копилка. Хочу поделиться очень удобным способом хранения методической литературы по лексическим темам и отдельным направлениям работы с детьми.