Что такое подшипники качения
Подшипники качения: классификация, таблица размеров, основные достоинства и недостатки
В современной промышленности самыми распространенными являются узлы, которые обеспечивают вращение вала с минимальным трением. На фото приведена классификация подшипников качения с разными элементами вращающихся тел, позволяющими снизить потери мощности.
Определение механизма
Сборное устройство является фрагментом опоры, которая поддерживает ось, иную движущуюся конструкцию с необходимой жесткостью. Изделие приводится в действие при помощи колебания, вращения с маленьким сопротивлением, берет на себя нагрузку и передает ее на элементы устройства. Фиксирует в нужной точке.
Систематизация
Деталь включает в себя две поверхности в виде колец, тел (шариков, конических, игольчатых, цилиндрических, сферических роликов), сепаратора, отделяющего элементы друг от друга и удерживающего их на определенной дистанции. Внутренние поверхности колец оснащены дорожками (желобами), по которым двигаются металлические тела. Виды подшипником качения различаются и классифицируются по следующим признакам.
По числу рядов
Конструкции могут быть:
Вышеописанные виды можно найти в каталоге интернет-магазина торгово-производственной компании «МПласт».
По форме элементов
Основные типы и назначение подшипников качения зависят от тел, находящихся внутри механизма:
В виде тел колебания используются:
По способу компенсации перекосов вала
Подстроиться под прогибы возможно при помощи самоустанавливающихся опор. Они представляют собой сферические узлы с шариками или роликами, с двумя дорожками для тел на одной поверхности и сферической обработкой другого кольца. Это позволяет при постоянном изменении направления осей сохранять устойчивое соприкосновение элементов без перегруза и ослабления. Свое применение они нашли в сельхозтехнике и агрегатах, где невозможно добиться точного совпадения плоскостей вращения вала и опоры.
Характеристики, маркировка подшипников качения, расшифровка и схема
Наименование | Внутренний диаметр, d | Наружный, D | Ширина в мм(B, C) |
11206TN9 | 30 | 62 | 48 (16) |
11210TN9 | 50 | 90 | 58 (20) |
1208 EKTN9/C3 | 40 | 80 | 18 |
1210ETN9 | 50 | 90 | 20 |
1212 EKTN9/C3 | 60 | 110 | 22 |
11204ETN9 | 20 | 47 | 40 (14) |
Буква N обозначает цилиндрический роликоподшипник.
По способности воспринимать нагрузку
Механизмы делятся на:
По ширине
В ГОСТе 3395 прописаны устройства по конструктивным особенностям. Ширину обозначает седьмая цифра справа:
По габаритам при одинаковом внутреннем диаметре
Мы приводим таблицу с размерами серий подшипников качения с увеличением расстояния внешнего кольца при неизменной величине внутреннего.
Нулевая | 0 |
Сверхлегкая | 7, 8 |
Особо легкая | 1, 9 |
Средняя | 3 |
Легкая | 2 |
Средняя широкая | 6 |
Легкая широкая | 5 |
Тяжелая | 4 |
Выше мы приводили примеры класса точности по международной классификации ISO. В Российской Федерации условные обозначения подшипников качения разделяется ГОСТом на категории:
Совпадение цифр в различных категориях обусловлено различием в градации, описанными в технической документации конструкторским бюро. Часть маркировки может не вписываться, если класс точности нулевой.
Мы привели основные характеристики, по которым квалифицируется узел. Но существуют и другие критерии, такие как: допуски и посадки, зазоры в подшипниках качения, материалы изготовления.
Радиальный просвет играет огромную роль в работе механизма. Это называется расстоянием между элементами колебания (шарики, ролики) и дорожкой на одном из колец. Слишком маленькое значение может привести к заклиниванию, во время эксплуатации происходит нагрев и расширение. Такая посадка именуется у токарей «с натяжкой». Больший размер приводит к постукиванию в самом узле и как следствие, появляется повышенный шум и вибрация. Маркируется зазор по ГОСТу 24810-81 и обозначается цифрами от 0 до 9.
Достоинства и недостатки подшипников качения
К плюсам необходимо отнести:
К минусам относятся:
Характеристики сильно отличаются и зависят от материала изготовления. Подавляющее большинство делается из сталей марок: ШХ15; ШХ15СГ; ШХ20СГ; ШХ4. Твердость достигается термической обработкой (закалкой). Особо ответственные конструкции производятся из 15 Г 1, 18ХГТ, 20Х2Н4А. Поверхности становятся устойчивыми к воздействию за счет цементации. Встречаются изделия для эксплуатации в агрессивных средах. Для них используются стали марок: 110Х18МШД и 95Х18Ш.
Подбор и расчет подшипников качения
При выборе узла необходимо учитывать номинальную долговечность. При производстве рассчитывается срок службы, который позволяет 90 процентам изделий из одной группы при одинаковых условиях эксплуатации выдержать нагрузку без возникновения следов усталости. В расчеты входят также динамическая мощность и грузоподъемность. Следует руководствоваться справочниками и документами ГОСТа за № 18854-82 и 18855-82. Там расписаны значения минимальной долговечности, например, для зубчатых редукторов не менее 10000 ч, а для червячных – 5000 ч. Существует технология подбора изделия для эксплуатации в других условиях.
Подшипники скольжения и качения имеют принципиальные отличия. Это определяет сферу их применения. За счет того, что в первых происходит постоянное смещение поверхностей относительно друг друга, узел очень критичен к наличию смазочного слоя. Обычно масло подается в зону трения под давлением, так как необходим зазор, обеспечивающий отсутствие прямого контакта. Это сильно усложняет всю конструкцию. Требуется иметь емкость для хранения и слива жидкости, систему подачи, насос и привод. Но при этом, этот механизм выдерживает достаточно большие нагрузки, и при правильной работе имеет неплохой ресурс.
Конструкция и устройство подшипников качения определяет область применения. Эти изделия способны работать как в условиях принудительной смазки, так и в суверенном режиме. Масло, помещенное заводом изготовителем в защищенное пространство, способно обеспечить необходимый ресурс без дополнительного вмешательства.
Узел по конструктивным особенностям несложный. Но деталь является высокоточным механизмом, требующим тщательной настройки всех станков. Между кольцами устанавливаются шарики или ролики. Их удерживает обойма на заданном расстоянии между собой. При этом второе кольцо при эксплуатации остается недвижимым.
Некоторые устройства выпускаются:
Вариации и технологические особенности узлов приведены в технических условиях ГОСТа 3395-89 и в документации изготовителей.
Сборка, монтаж и ремонт подшипников качения
Во время конечной операции особое уделяют внимание следующим требованиям:
При любых технологических процессах часть изделий не соответствует характеристикам, заявленным ГОСТом. Поэтому на заводах существует отдел по дефектации подшипников качения.
Браком является, если на детали имеются:
Допустимым является матовая поверхность шариков, роликов и беговых дорожек. Разрешаются небольшие царапины, риски, забоины, если они не мешают плавному вращению.
Последний операцией становится выбраковка изделия при помощи рук. Зажимают внутреннее кольцо (оно должно быть неподвижным), а наружное вращают. Отремонтированная деталь будет плавно двигаться, издавая глухой звук. Если появились стуки, щелчки и металлический лязг, то узел идет на переплавку.
Выбор лучшей смазки для подшипников качения
Смазочная жидкость необходима для продолжительной эксплуатации механизма. Она минимизирует деформацию и поломку всего узла. Является главным материалом для предотвращения соприкосновения роликов (шариков) с беговыми дорожками, при использовании которой уменьшается трение между этими элементами.
Масло или консистентная смазка решает следующие задачи:
Для разнообразных механизмов требуется разный смазочный материал. В зависимости от условий эксплуатации, температурного режима, степени нагрузки разработано несколько видов растворов:
В нашей статье мы привели общие сведения, основные критерии работоспособности, а также рассказали, где используются и для чего нужны подшипники качения. Огромный ассортимент этих изделий представляет интернет-магазин торгово-производственной компании «МПласт». За дополнительной информацией можно обратиться к менеджерам по телефону, которые помогут сделать правильный выбор.
Подшипники качения и скольжения
Подшипник представляет собой специальное изделие, которое используется в качестве опоры для движущихся деталей механизма.
Основное его назначение – фиксация подвижных частиц относительно неподвижных деталей, а также снижение силы трения. Все заводские изделия качения идут с определенными условными обозначениями, маркировками. При системном условном обозначении название изделия содержит сведения о его размерах, особенностях конструкции. Все маркировки делятся на две большие группы – зарубежные и отечественные.
Зарубежные обозначения используют такие ведущие производители автомобильных подшипников как SKF, FAG, INA, Timken, Koyo, NSK, другие. Российскую систему применяют заводы РФ, стран СНГ. О том, какие существуют производители, виды подшипников, вы узнаете из данного обзора.
Подшипники качения и скольжения что это — разбираем!
Все комплектующие рассматриваемой группы делятся на две группы – скольжения и качения. В состав механизмов первой группы входят внешняя, внутренняя обоймы, второй – два кольца, сепаратор, шарики. Оба типа изделий должны снижать трение между стационарными и вращающимися узлами агрегата – это позволяет снижать потери энергии, уменьшать степень износа и нагрева деталей. Рассмотрим подробнее, какие бывают производители и виды подшипников.
Узел имеет вид массивной металлической опоры с небольшим отверстием, через которое подключаются вкладыш либо втулка. Для увеличения эффективности работы узла, уменьшения силы трения применяется смазка (плотная либо жидкая). Технические параметры зависят от размеров входящего в узел элемента, скорости вращения вала, величины подаваемых нагрузок, густоты смазки. Для смазывания можно использовать любую жидкость вязкой консистенции – эмульсию, керосин, масло.
В узлах данного типа трение скольжения заменяется трением качения, за счет чего в разы снижаются показатели износа. Конструкции и размеры подшипников могут быть разными, в качестве тел вращения используются иголки, ролики, шарики.
Один из самых распространенных типов узлов, в состав которого входит два кольца, между которыми устанавливается сепаратор и предустановленные шарики заданных параметров. Шарики помещаются по канавкам, которые в ходе производства тщательно шлифуются. Сепаратор гарантирует точное положение шариков и делает невозможным любой контакт между ними. В комплекте составляются двухрядные сепараторы.
В случае с роликоподшипниками роль тел вращения выполняют ролики (форма может быть любой – цилиндр, конус и т.д.). Конструктивно они похожи на шариковые, размеры деталей определяются стандартами ГОСТ.
Почему важен класс точности?
Для обозначения деталей очень важен класс точности – характеристика, которая указывает на точность изготовления отдельных деталей, узла в целом. Точность габаритов, вращения также маркируется в классе изделия. Класс подшипника указывается возле основного наименования.
Популярные бренды подшипников качения и скольжения
Крупнейшие мировые производители деталей – SKF, NTN, FAG/INA, SNR, KOYO, NSK. По качеству готовой продукции им не уступают российские компании – это «МОСКОВСКИЙ ПОДШИПНИК», «САРАТОВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД», «ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД №6», «РОЛТОМ», «Самарский подшипниковый завод».
Подшипник качения
Подшипник — это техническое устройство, являющееся частью опоры, которое поддерживает вал, ось или иную конструкцию, фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качание или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку на другие части конструкции.
Опора с упорным подшипником называется подпятником.
Содержание
Основные типы подшипников
Основные типы которые применяются в машиностроении — это подшипники качения и подшипники скольжения.
Подшипники качения
Общие сведения
Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жесткости применяют так называемые совмещенные опоры: дорожки качения при этом выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.
Имеются подшипники качения изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большое число тел качения и большую грузоподъемность. Однако предельные частоты вращения безсепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.
Подшипники качения работают преимущественно на трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения) поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.
Нагружающие подшипник силы подразделяют на: радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника. осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.
Классификация по конструктивным признакам
Подшипники качения классифицируют по следующим признакам:
Кроме основных подшипников каждого типа выпускают их конструктивные разновидности.
Виды подшипников качения
Примеры
Радиальный шариковый подшипник
Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник
Радиальный шариковый подшипник для корпусных узлов
Радиальный роликовый подшипник
Радиально-упорный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник
Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами(сферический)
Упорный шариковый подшипник
Упорный роликовый подшипник
Ролики и сепаратор упорного игольчатого подшипника
Условные обозначения подшипников в мире
ISO 15:1998 — Подшипники качения. Радиальные подшипники. Габаритные размеры. Общий вид.
ISO 104:2002 — Подшипники качения. Упорные подшипники. Габаритные размеры и общий вид.
ISO 113:1999 — Подшипники качения. Корпуса опорных подшипников. Габаритные размеры.
ISO 355:1977/Amd 2:1980 — Подшипники качения. Конические роликовые подшипники метрической серии. Габаритные размеры и обозначения серий.
ISO 1132-1:2000 — Подшипники качения. Допуски. Часть 1. Термины и определения.
Обозначения подшипников различных производителей отличны например FAG и SKF имеют одинаковые префиксы и суффиксы в обозначениях подшипников, а в SNR (Франция) совсем другие.
обозначение внутреннего радиального зазора в подшипнике
вот ссылки в которых подробно описаны суффиксы и префиксы применяемые инофирмами для условного обозначения подшипников:
Условное обозначение подшипников качения в России
Маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 и условного обозначения завода-изготовителя.
Основное условное обозначение подшипника состоит из семи цифр основного условного обозначения (при нулевых значениях этих признаков оно сокращается до 2 знаков) и дополнительного обозначения, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа всегда начинается с какой-либо буквы. Чтение знаков основного и дополнительного обозначения производится справа налево.
Схема 1 основного условного исполнения для подшипников с диаметром отверстия до 10 мм, кроме подшипников с диаметрами отверстий 0,6, 1,5 и 2,5 мм, которые обозначаются через дробь.
Схема 2 основного условного исполнения для подшипников с диаметром отверстия свыше 10 мм, кроме подшипников с диаметрами отверстий 22, 28, 32 и 500 мм, обозначаемые через дробь.
Знаки условного обозначения:
Обозначение диаметра отверстия
Знак обозначающий диаметр отверстия схемы 1 с диаметром отверстия до 10 мм должен быть равен номинальному диаметру отверстия, кроме подшипников с диаметрами отверстий 0,6, 1,5 и 2,5 мм, которые обозначаются через дробь. Если диаметр отверстия подшипника — дробное число, кроме величин перечисленных ранее, то он имеет обозначение диаметра отверстия округленного до целого числа, в этом случае в его условном обозначении на втором месте должна стоять цифра 5. Двухрядные сферические радиальные подшипники с диаметром отверстия до 9 мм сохраняют условное обозначение по ГОСТ 5720.
Два знака обозначающие диаметр отверстия схемы 2 с диаметром отверстия от 10 мм до 500 мм если диаметр кратен 5, обозначаются частным от деления значения диаметра на 5.
Обозначение подшипников с диаметром отверстия 10, 12, 15 и 17 как 00, 01, 02, 03 соответственно. Если диаметр отверстия в диапазоне от 10 до 19 мм отличается от 10, 12, 15 и 17 мм, то ему присваивается обозначение ближайшего из указанных диаметров, при этом на третьем месте основного обозначения ставится цифра 9.
Диаметры отверстий 22, 28, 32 и 500 мм, обозначаются через дробь (например: 602/32 (д=32мм)
Диаметры отверстия, равные дробному или целому числу, но не кратное 5, обозначаются целым приближенным частным от деления значения диаметра на 5. В основное условное обозначение таких подшипников на третьем месте ставится цифра 9.
Подшипники имеющие диаметр отверстия 500 мм и более, внутренний диаметр обозначается как номинальный диаметр отверстия.
Обозначение размерных серий
Размерная серия подшипника — сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника. Для подшипников установлены следующие серии (ГОСТ 3478):
Перечень серий диаметров указан в порядке увеличения размера наружного диаметра подшипника при одинаковом внутреннем диаметре. Перечень серий ширин или высот указан в порядке увеличения размера ширины или высоты.
Серия 0 в обозначении не указывается.
Нестандартные подшипники по внутреннему диаметру или ширине (высоте) имеют обозначение серии диаметра 6, 7или 8. Серия ширин (высот) в этом случае не проставляется.
Обозначение типов подшипников
Типы подшипников обозначаются согласно таблицы 1.
Тип подшипника | Обозначение |
---|---|
Шариковый радиальный | 0 |
Шариковый радиальный сферический | 1 |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами | 2 |
Роликовый радиальный сферический | 3 |
Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами | 4 |
Радиальный роликовый с витыми роликами | 5 |
Радиально-упорный шариковый | 6 |
Роликовый конический | 7 |
Упорный или упорно-радиальный шариковый | 8 |
Упорный или упорно-радиальный роликовый | 9 |
Радиально-сферический двухрядный с коническим отверстием | 11 |
Радиальный однорядный с одним уплотнением | 16 |
Радиальный однорядный с двумя уплотнителями | 18 |
Обозначение конструктивного исполнения
Конструктивные исполнения для каждого типа подшипников, согласно ГОСТ 3395, обозначают цифрами от 00 до 99.
Знаки дополнительного обозначения
Слева от основного обозначения ставят знаки:
Справа от основного обозначения ставят знаки:
Подшипники скольжения
Подшипник скольжения, опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки. При расчёте определяются минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжение бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.
Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника обеспечивает; низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды и может быть; жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для не металлических подшипников), пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.), твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и газообразной (различные инертные газы, азот и др.). Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.
В зависимости от формы подшипникового отверстия подшипники скольжения разделяют на:
По антифрикционному материалу подшипники разделяют на твердосплавные, баббитовые и бронзовые.
По направлению восприятия нагрузки различают радиальные и осевые (упорные).
Мехатронные подшипники
С начала 90-х на рынке появились мехатронные (они же сенсорные) подшипники качения. Такие подшипники включают: механическую часть — собственно подшипник качения и электронную часть — специальные датчик и энкодер.
В настоящее время различают три поколения мехатронных подшипников:
1) содержащие датчик скорости вращения; 2) содержащие датчик позиционирования, позволяющий измерить: угловое положение, скорость, направление вращения, количество оборотов; 3) содержащие датчик моментов.
Такие подшипники находят свое применение в автомобилестроении и промышленности.
Первой мехатронной разработкой, получившей широкое распространение, стали подшипники ASB® (Active Sensor Bearing) фирмы SNR, которые представляют собой автомобильные ступичные подшипники с интегрированными датчиками скорости.
Основными преимуществами подшипников ASB® являются:
1) возможность измерения скорости вращения колеса при скоростях близких или равных нулю; 2) уменьшение габаритов и веса ступичного узла; 3) упрощение монтажа и установки подшипника; 4) унификация компонентов.
Подшипники ASB® стали основой для разработки мехатронных подшипников промышленного применения — http://www.snr.com.ru/e/mechatron_sle.htm
Перечень ГОСТов
1. ГОСТ 520—2002 Подшипники качения. Общие технические условия. (текст)
2. ГОСТ 831-75 Подшипники шариковые радиально-упорные однорядные. Типы и основные размеры. (текст)
3. ГОСТ 832-78 Подшипники шариковые радиально-упорные сдвоенные. Типы и основные размеры. (текст)
4. ГОСТ 2893-82 Подшипники качения. Канавки под упорные пружинные кольца. Кольца упорные пружинные. Размеры. (текст)
5. ГОСТ 3189-89 Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений. (текст)
6. ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки. (текст)
7. ГОСТ 3395-89 Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. (текст)
8. ГОСТ 3478-79 Подшипники качения. Основные размеры. (текст)
9. ГОСТ 3722-81 Подшипники качения. Шарики. Технические условия. (текст)
10. ГОСТ 4252-75 Подшипники шариковые радиально-упорные двухрядные. Основные размеры. (текст)
11. ГОСТ 4657-82 Подшипники роликовые радиальные игольчатые однорядные. Основные размеры. Технические требования. (текст)
12. ГОСТ 5377-79 Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами без внутреннего или наружного кольца. Типы и основные размеры. (текст)
13. ГОСТ 5721-75 Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные. Типы и основные размеры. (текст)
14. ГОСТ 6364-78 Подшипники роликовые конические двухрядные. Основные размеры. (текст)
15. ГОСТ 6870-81 Подшипники качения. Ролики игольчатые. Технические условия. (текст)
16. ГОСТ 7242-81 Подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными шайбами. Технические условия. (текст)
17. ГОСТ 7634-75 Подшипники радиальные роликовые многорядные с короткими цилиндрическими роликами. Типы и основные размеры. (текст)
18. ГОСТ 7872-89 Подшипники упорные шариковые одинарные и двойные. Технические условия. (текст)
19. ГОСТ 8328-75 Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами. Типы и основные размеры. (текст)
20. ГОСТ 8338-75 Подшипники шариковые радиальные однорядные. Основные размеры. (текст)
21. ГОСТ 8419-75 Подшипники роликовые конические четырехрядные. Основные размеры. (текст)
22. ГОСТ 8530-90 Подшипники качения. Гайки, шайбы и скобы для закрепительных втулок. Технические условия. (текст)
23. ГОСТ 8545-75 Подшипники шариковые и роликовые двухрядные с закрепительными втулками. Типы и основные размеры. (текст)
24. ГОСТ 8882-75 Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями. Технические условия. (текст)
25. ГОСТ 8995-75 Подшипники шариковые радиально-упорные однорядные с одним разъемным кольцом. Типы и основные размеры. (текст)
26. ГОСТ 9592-75 Подшипники шариковые радиальные с выступающим внутренним кольцом. Технические условия. (текст)
27. ГОСТ 9942-90 Подшипники упорно-радиальные роликовые сферические одинарные. Технические условия. (текст)
28. ГОСТ 13014-80 Втулки стяжные подшипников качения. Основные размеры. (текст)
29. ГОСТ 18572-81 Подшипники роликовые с цилиндрическими роликами для букс железнодорожного подвижного состава. Основные размеры. (текст)
30. ГОСТ 18854-94 Подшипники качения. Статическая грузоподъемность. (текст)
31. ГОСТ 18855-94 Подшипники качения. Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс (долговечность). (текст)
32. ГОСТ 20531-75 Подшипники роликовые игольчатые радиально-упорные комбинированные. Технические условия. (текст)
33. ГОСТ 22696-77 Подшипники качения. Ролики цилиндрические короткие. Технические условия. (текст)
34. ГОСТ 23179-78 Подшипники качения радиальные шариковые однорядные гибкие. Технические условия. (текст)
35. ГОСТ 23526-79 Подшипники роликовые упорные с цилиндрическими роликами одинарные. Типы и основные размеры. (текст)
36. ГОСТ 24208-80 Втулки закрепительные подшипников качения. Основные размеры. (текст)
37. ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения. (текст)
38. ГОСТ 24696-81 Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные с симметричными роликами. Основные размеры. (текст)
39. ГОСТ 24810-81 Подшипники качения. Зазоры. (текст)
40. ГОСТ 24850-81 Подшипники шариковые радиальные однорядные с двумя уплотнениями, с широким внутренним кольцом и сферической наружной поверхностью наружного кольца. Основные размеры. (текст)
41. ГОСТ 24955-81 Подшипники качения. Термины и определения. (текст)
42. ГОСТ 25255-82 Подшипники качения. Ролики цилиндрические длинные. Технические условия. (текст)
43. ГОСТ 25256-82 Подшипники качения. Допуски. Термины и определения. (текст)
44. ГОСТ 25455-82 Подшипники качения. Втулки закрепительные и стяжные. Технические условия. (текст)
45. ГОСТ 27057-86 Подшипники упорные роликовые конические одинарные. Основные размеры. (текст)
46. ГОСТ 27365-87 Подшипники роликовые конические однорядные повышенной грузоподъемности. Основные размеры. (текст)
47. ГОСТ 28428-90 Подшипники радиальные шариковые сферические двухрядные. Технические условия. (текст)
48. ГОСТ 9013-59 Металлы. Методы измерения твердости по Роквеллу. (текст)
49. ГОСТ 3635-78 Подшипники шарнирные. Технические условия. (текст)
50. ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Основные положения. (текст)
Перечень стандартов ISO
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ (СТАНДАРТЫ ISO), ДЕЙСТВУЮЩИЕ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ, ШАРНИРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И ТЕЛ КАЧЕНИЯ.
1. ISO 15 : 1998 Подшипники качения — Радиальные подшипники — Основные размеры, генеральный план.
2. ISO 76 : 1987 Подшипники качения — Статическая грузоподъемность.
3. ISO Amd. 1 76 : 1999 Подшипники качения — Статическая грузоподъемность — Изменение 1.
4. ISO 104 : 2002 Подшипники качения — Упорные подшипники — Основные размеры, генеральный план.
5. ISO 113 : 1999 Подшипники качения — Корпуса на лапах — Основные размеры.
6. ISO 199 : 1997 Подшипники качения — Упорные шариковые подшипники — Допуски.
7. ISO 246 : 1995 Подшипники качения — Роликовые цилиндрические подшипники — Отдельные упорные кольца — Основные размеры.
8. ISO 281 : 1990 Подшипники качения — Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс — Часть 1 : Методы расчета.
9. ISO Amd. 1 281 : 2000 Подшипники качения — Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс — Изменение 1. 10. ISO Amd. 2 281 : 2000 Подшипники качения — Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс — Изменение 2.
13. ISO 492 : 2002 Подшипники качения — Радиальные подшипники — Допуски.
14. ISO 582 : 1995 Подшипники качения — Максимальные значения размеров фасок.
15. ISO 683-17 : 1999 Стали термообработанные, легированные и быстрорежущие — Часть 17: Стали для шариковых и роликовых подшипников.
16. ISO 1002 : 1983 Подшипники качения — Самолетные подшипники — Характеристики, основные размеры, допуски, оценка грузоподъемности.
17. ISO 1132-1 : 2000 Подшипники качения — Допуски — Часть 1 : Термины и определения.
18. ISO 1132-2 : 2001 Подшипники качения — Допуски — Часть 2: Принципы и методы измерения и контроля.
19. ISO 1206 : 2001 Подшипники роликовые игольчатые — Легкая и средняя серии — Размеры и допуски.
20. ISO 1224 : 1984 Подшипники качения — Приборные прецизионные подшипники.
22. ISO 2982-2 : 2001 Подшипники качения — Комплектующие детали — Часть 2: Стопорные гайки и стопорные приспособления — Размеры.
24. ISO 3031 : 2000 Подшипники роликовые игольчатые — Упорные игольчатые ролики с сепаратором в сборе, упорные шайбы — Размеры и допуски.
25. ISO 3096 : 1996 Подшипники качения — Игольчатые ролики — Размеры и допуски.
26. ISO Cor. 1 3096 : 1999 Подшипники качения — Игольчатые ролики — Размеры и допуски — Техническая поправка 1.
27. ISO 3228 : 1993 Подшипники качения — Литые и штампованные корпуса для вкладышных подшипников.
28. ISO 3245 : 1997 Подшипники качения — Роликовые игольчатые подшипники со штампованным наружным кольцом без внутреннего кольца — Основные размеры и допуски. 29. ISO 3290 : 2001 Подшипники качения — Шарики — Размеры и допуски.
30. ISO 5593 : 1997 Подшипники качения — Словарь.
31. ISO 5753 : 1991 Подшипники качения — Радиальный внутренний зазор.
32. ISO 5949 : 1983 Стали инструментальные и стали подшипниковые — Микрофотографический метод оценки распределения карбидов с помощью контрольных микрофотоснимков.
34. ISO 6811 : 1998 Подшипники скольжения сферические — Словарь.
35. ISO Cor. 1 6811 : 1999 Подшипники скольжения сферические — Словарь — Техническая поправка 1.
36. ISO 7063 : 2003 Роликовые игольчатые подшипники — Опорные ролики — Допуски.
38. ISO 7939 : 1988 Авиация — Неметаллические направляющие ролики с шариковыми подшипниками для тросов управления — Размеры и нагрузки.
39. ISO ISO 8443 : 1999 8826-1 : 1989 Подшипники качения — Радиальные шариковые подшипники с бортом на наружном кольце — Размеры борта. Технические чертежи — Подшипники качения — Часть 1 : Общее упрощенное изображение.
40. ISO 8826-2 : 1994 Технические чертежи — Подшипники качения — Часть 2: Детализированное упрощенное изображение.
41. ISO 9628 : 1992 Подшипники качения — Вкладышные подшипники и эксцентрические стопорные кольца.
42. ISO 9758 : 2000 Авиация и космос — Вилкообразные наконечники стальные, с резьбой, для подшипников качения, для тросов управления самолетами — Размеры и нагрузки.
43. ISO 9760 : 2000 Авиация и космос — Вилкообразные наконечники из нержавеющей стали для подшипников качения, для тросов управления самолетами — Размеры и нагрузки.
44. ISO 10285 : 1992 Подшипники качения — Подшипники линейного перемещения — Шариковые рециркулирующие подшипники втулочного типа — Метрическая серия.
45. ISO 10317 : 1992 Подшипники качения — Конические роликовые подшипники — Система обозначений.
46. ISO/TR 10657 : 1991 Пояснительная записка к ISO 76.
47. ISO 10792-1 : 1995 Авиация и космос — Самолетные сферические подшипники скольжения из нержавеющей стали с самосмазывающейся прокладкой — Часть 1 : Метрическая серия.
48. ISO 10792-3 : 1995 Авиация и космос — Самолетные сферические подшипники скольжения из нержавеющей стали с самосмазывающейся прокладкой — Часть 3: Технические условия.
49. ISO 12043 : 1995 Подшипники качения — Однорядные цилиндрические роликовые подшипники — Размеры фасок для колец со скошенным и направляющими бортами.
51. ISO 12240-1 : 1998 Сферические подшипники скольжения — Часть 1 : Радиальные сферические подшипники скольжения.
52. ISO 12240-2 : 1998 Сферические подшипники скольжения — Часть 2: Радиально-упорные сферические подшипники скольжения.
53. ISO 12240-3 : 1998 Сферические подшипники скольжения — Часть 3. Упорно-радиальные подшипники скольжения.
54. ISO 12240-4 : 1998 Сферические подшипники скольжения — Часть 4. Хвостовики сферических подшипников скольжения.
56. ISO 13012 : 1998 Подшипники качения — Подшипники качения линейного перемещения — Шариковые линейные рециркулирующие подшипники — Втулочный тип — Принадлежности.
58. ISO 13411 : 1997 Авиация и космос — Самолетные роликовые игольчатые подшипники и игольчатые опорные ролики — Технические условия.
59. ISO 13416 : 1997 Авиация и космос — Самолетные роликовые игольчатые подшипники — Опорные ролики для скобы, однорядные, с уплотнениями — Метрическая серия.
60. ISO 13417 : 1997 Авиация и космос — Самолетные роликовые игольчатые подшипники — Опорные ролики с хвостовиком, однорядные, с уплотнениями — Метрическая серия.
61. ISO 13790-1 : 2004 Подшипники качения — Подшипники качения линейного перемещения — Часть 1 : Номинальная расчетная динамическая грузоподъемность и расчетная долговечность.
64. ISO 14192 : 1898 Авиация и космос — Самолетные однорядные роликовые сферические самоустанавливающиеся подшипники качения с защитной шайбой, для умеренного режима работы — Метрическая серия.
66. ISO 14201 : 1998 Авиация и космос — Самолетные двухрядные шариковые самоустанавливающиеся подшипники качения, серия диаметров 2 — Метрическая серия.
67. ISO 14202 : 1998 Авиация и космос — Самолетные шариковые подшипники качения, жесткие, серии диаметров 0 и 2 — Метрическая серия.
68. ISO 14203 : 1998 Авиация и космос — Самолетные однорядные шариковые подшипники качения, несамоустанавливающиеся, жесткие, серии диаметров 8 и 9 — Метрическая серия.
69. ISO 14204 : 1998 Авиация и космос — Самолетные двухрядные шариковые подшипники качения, несамоустанавливающиеся, жесткие, серия диаметров 0 — Метрическая серия.
73. ISO 15241 2001 Подшипники качения — Символы и величины.
74. ISO 15242-1 2004 Подшипники качения — Методы измерения вибрации — Часть 1 : Основные положения.
75. ISO 15242-2 2004 Подшипники качения — Методы измерения вибрации — Часть 2: Радиальные шариковые подшипники с цилиндрическими отверстием и наружной поверхностью.
76. ISO 15243 2004 Подшипники качения — Повреждения и отказы — Термины, характеристики и причины.
78. ISO/TS 16799 1999 Подшипники качения — Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс — Нарушение непрерывности в расчете базовой динамической грузоподъемности.
79. ISO 21107 : 2004 Подшипники качения и сферические подшипники скольжения — Структура поиска для электронных баз данных — Характеристики и рабочие критерии, идентифицируемые по словарю признаков.
80. ИСО 1132-1:2000 Подшипники качения. Допуски. Часть 1. Термины и определения.
90. ИСО 1132-2:2001 Подшипники качения. Допуски. Часть 2. Принципы и методы измерения и контроля.
91. ИСО 12240-1:1998 Сферические подшипники скольжения. Часть 1. Радиальные сферические подшипники скольжения.
92. ИСО 12240-2: 1998 Сферические подшипники скольжения. Часть 2. Радиально-упорные сферические подшипники скольжения.
93. ИСО 12240-3:1998 Сферические подшипники скольжения. Часть 3. Упорно-радиальные сферические подшипники скольжения.
94. ИСО 12240-4:1998 (с поправкой) Сферические подшипники скольжения. Часть 4. Хвостовики сферических подшипников скольжения.
95. ИСО 199:1997 Подшипники качения. Упорные шариковые подшипники. Допуски.
96. ИСО 492:2002 Подшипники качения. Радиальные подшипники. Допуски.
97. ИСО 5753:1991 Подшипники качения. Радиальный внутренний зазор.
98. ИСО 76:1987 (с поправкой 1:1999) Подшипники качения. Статическая грузоподъемность.
99. ИСО 15242-4 Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Радиальные цилиндрические роликовые подшипники с цилиндрической внутренней и наружной поверхностью.
100. ИСО 15242-1:2004(Р) Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 1: Основные положения.
101. ИСО 15242-2:2004(Р) Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 2: Радиальные и радиально-упорные шариковые подшипники с цилиндрическим отверстием и цилиндрической наружной поверхностью.
102. ИСО 15242-3:2006(Р) Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 3: Радиальные сферические и конические роликовые подшипники с цилиндрической внутренней и наружной поверхностью.
Теория
Внутренний зазор в подшипниках
Внутренний зазор подшипника определяется, как общее расстояние, на которое может переместиться одно из колец подшипника относительно другого кольца в радиальном направлении (радиальный внутренний зазор) или в осевом направлении (осевой внутренний зазор). Необходимо различать внутренний зазор подшипника в демонтированном состоянии и внутренний зазор смонтированного подшипника, достигшего своей рабочей температуры (рабочего зазора). Радиальный зазор имеет большое значение для правильной работы подшипника. Например, шарикоподшипник, как правило, всегда устанавливается с зазором, фактически равным нулю, или устанавливается с небольшим преднатягом. С другой стороны — цилиндрические, сферические и тороидальные роликоподшипники в процессе работы всегда должны иметь некоторый минимальный зазор. Это относится и к коническим роликовым подшипникам, за исключением тех узлов, где требуется повышенная жесткость, например опоры конических шестерен, где подшипники устанавливаются с преднатягом.
Предварительный натяг подшипников
В зависимости от технических требований может возникнуть необходимость создания положительного или отрицательного рабочего зазора в подшипниковом узле. В большинстве случаев рабочий зазор должен быть положительным, то есть при работе подшипник должен иметь остаточный зазор, пусть даже очень небольшой. Однако, существует много примеров (подшипники шпиндельных узлов станков, опор шестерен мостов автомобилей, подшипниковые узлы малых электрических двигателей или подшипниковые узлы для колебательных движений), где отрицательный рабочий зазор, то есть предварительный натяг (далее — преднатяг) требуется для увеличения жесткости подшипникового узла или повышения точности его вращения. В зависимости от типа подшипника преднатяг может быть радиальным или осевым. Например, цилиндрические роликоподшипники, в силу своей конструкции, могут иметь только радиальный преднатяг, а упорные шарикоподшипники и цилиндрические упорные роликоподшипники — только осевой преднатяг. Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники и конические роликоподшипники, которые обычно подвергаются осевому преднатягу, как правило, монтируются совместно со вторым однотипным подшипником по О-образной или Х-образной схеме. Радиальные шарикоподшипники также, как правило, монтируются с осевым преднатягом, для чего радиальный внутренний зазор этих подшипников должен превышать нормальный радиальный внутренний зазор (например, СЗ) для того, чтобы, как и в случае радиально-упорных шарикоподшипников, угол контакта был несколько больше нуля.
Основные причины применения преднатяга подшипников состоят в следующем:
ПОДШИПНИКОВЫЕ УЗЛЫ Несущая способность корпуса
Корпус из чугунного литья может выдержать силы, соответствующие статической несущей способности Co установленного подшипника. Несущая способность листовых корпусов не превышает Co/3. Рекомендации находятся в таблицах узлов с листовыми подшипниками.
Хотя подшипниковые узлы удобны для установки и эксплуатации, неправильный монтаж или повреждения подшипника или корпуса могут привести к уменьшению рабочих характеристик и к преждевременной поломке. Далее приводим основные инструкции по монтажу.
Установка подшипниковых узлов с закрепительными винтами.
Подшипник прикрепляется прямо к валу при помощи двух винтов. Выровненная или врезанная поверхность вала под винтом увеличивает контактную зону винта с валом, и таким образом обеспечивает повышение стяжной силы.
Монтаж осуществляется в следующем порядке:
-нужно проверить прочность и ровность монтажного основания;
-проверить, не проникают ли концы зажимных винтов в отверстие внутреннего кольца;
-установить подшипниковый узел на вал и точно позиционировать его, обращая при этом внимание на то, чтобы не повредить защитный лист и корпус;
-прикрепить корпус на монтажное основание, обеспечивая необходимое расстояние между подшипниковым узлом, и проверяя аксиальный зазор подшипников до окончательного зажима винтов для крепления корпусов;
-провернуть вал рукой, чтобы проверить легкость вращения.
Монтаж осуществляется в следующем порядке:
-в начале проверяется чистота и ровность монтажного основания;
-установить подшипниковый узел на вал и правильно его позиционировать, обращая при этом внимание на то, чтобы не повредить защитный лист или корпус;
-прикрепить корпус на монтажное основание, обеспечивая необходимое расстояние между подшипниковыми узлами, и проверить аксиальный зазор подшипника до окончательного закрепления винта для крепления корпуса;
-установить эксцентриковое эксцентричное нажимное кольцо при помощи эксцентричного выпуска внутреннего кольца, и одновременно сжимать вручную, либо при помощи слабых ударов молотка, в том же направлении, в котором вращается вал;
-внимательно закрутить винт при помощи эксцентрикового кольца на вале. Рекомендуемые моменты зажима указаны в таблице;
-провернуть вал рукой, чтобы проверить легкость вращения.
Установка подшипниковых узлов с закрепительными втулками. Подшипник, прикрепленный при помощи закрепительной втулки, остается плотно закрепленным, даже в случаях серьезных ударов и вибраций, поскольку внутреннее кольцо плотно прикреплено при помощи втулки и гайки. Кроме этого, нет необходимости в специальной обработке вала; достаточным является класс допусков h9.
Нужно иметь ввиду, что затягиванием аннулируется зазор подшипника в результате растягивания внутреннего кольца, ввиду чего во время работы может иметь место нагревание. Номинальные моменты затяжки приведены в следующей таблице.
Монтаж осуществляется в следующем порядке:
-проверить чистоту и ровность монтажного основания;
-одеть втулку обоймы на вал (расширить при помощи развертки) до места установки подшипника;
-установить подшипниковый узел на втулку, после чего, при помощи металлического кольца слабыми ударами молотка, одеть внутреннее кольцо на самый большой диаметр втулки;
-установить предохранитель и медленно, вручную прикрепить гайку;
-одеть подшипниковый узел на вал и правильно позиционировать его, обращая внимание на то, чтобы не повредить защитный лист и корпус;
-прикрепить корпус на монтажное основание, обеспечивая необходимое расстояние между узлами, и проверяя аксиальный зазор подшипника до окончательного крепления винтов, предназначенных для крепления корпусов;
-временно установить контрольное кольцо и измерить расстояние между кольцом и торцом подшипника при помощи измерителя или микрометра для отверстий;
-с целью предотвращения отвинчивания, нужно вогнуть перо предохранителя в желоб гайки;
-в конце рукой провернуть вал, чтобы проверить легкость вращения вала.
Подшипниковые узлы. Обозначение
Обозначение узлов осуществляется следующим образом:
1. выбирается тип подшипника: UE, LE, UY, LY.
2. выбирается выполнение корпуса: S, U, V, F, N.
3. формируется обозначение узла
1. выбранный подшипник: LE 204
2. выбранный корпус: V 204
3. обозначение подшипникового узла: LE 204 + V 204 = LEV 204
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ
Примитивные прототипы современного подшипника упрощали жизнь человека уже многие тысячи лет назад. О существовании трения человек знал еще с древнейших времен.
Об этом свидетельствует тот факт, что первобытный человек добывал огонь быстро вращая палку, то есть уже тогда использовал метод трения, а позже начал высекать огонь с помощью ударов одного камня о другой (использовал переход кинетической энергии трения в тепловую). Это и сыграло главнейшую роль в истории возникновения подшипника и его дальнейшего совершенствования.
До того, как подшипник качения достиг формы похожей на современную, он прошел множество различных этапов совершенствования. До II века до н.э. для транспортировки грузов использовали обыкновенные бревна (т.н. ролики),которые, кстати, еще используют в наши дни, для транспортировки очень тяжелых предметов.
Источник: История возникновения подшипника
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Подшипник качения» в других словарях:
подшипник качения — Подшипник, работающий по принципу трения качения. 1 наружное кольцо; 2 тело качения; 3 сепаратор; 4 внутреннее кольцо; 5 свободное кольцо; 6 тугое кольцо [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники … Справочник технического переводчика
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ — ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, см. РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК … Научно-технический энциклопедический словарь
Подшипник качения — опора вращающейся части Механизма или машины (См. Машина), работающая в условиях преобладающего трения качения, обычно состоящая из внутреннего и наружного колец, тел качения и сепаратора, разделяющего тела качения и направляющего их… … Большая советская энциклопедия
подшипник качения с взаимозаменяемыми кольцами — Разъемный подшипник качения, у которого съемное кольцо может быть заменено любым кольцом одноименного подшипника без ухудшения качества подшипника. [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники Обобщающие термины конструктивные… … Справочник технического переводчика
подшипник качения с защитными шайбами — Подшипник качения с защитной шайбой (шайбами) с одной или двух сторон. [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники Обобщающие термины конструктивные разновидности … Справочник технического переводчика
подшипник качения с контактным уплотнением — (уплотнениями) с одной или двух сторон. [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники Обобщающие термины конструктивные разновидности … Справочник технического переводчика
подшипник качения с невзаимозаменяемыми кольцами — Разъемный подшипник качения, у которого замена съемного кольца может привести к нарушению качества подшипника. [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники Обобщающие термины конструктивные разновидности … Справочник технического переводчика
подшипник качения без внутреннего кольца — [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники Обобщающие термины конструктивные разновидности … Справочник технического переводчика
подшипник качения без колец — [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники Обобщающие термины конструктивные разновидности … Справочник технического переводчика
подшипник качения без наружного кольца — [ГОСТ 24955 81 (СТ СЭВ 1473 78)] Тематики подшипники Обобщающие термины конструктивные разновидности … Справочник технического переводчика