Что такое подразделение затрат

Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Основные принципы группировки затрат в бухгалтерском учете

Подход к классификации и группировке затрат в бухгалтерском учете диктуется такими основными нормативными актами:

Таким образом, на практике выделяют 2 подхода к организации учета затрат: собственно бухгалтерский и налоговый, имеющий целью исчисление налогов. В настоящей статье мы рассмотрим только бухгалтерские принципы группировки затрат по элементам и статьям.

ПБУ № 10/99 разделяет все затраты предприятия на 2 большие группы расходов в зависимости от того, имеют они отношение к обычной деятельности предприятия или не относятся к обычной деятельности (прочие расходы).

Если внимательно изучить п. 7 ПБУ № 10/99, то становится понятно, что все расходы обычной деятельности предприятий можно разделить на такие большие группы:

В бухгалтерском учете предпроизводственные расходы, которые связаны с приобретением материалов, сырья, товаров, запасных частей, прочих ТМЦ, относят на счета учета данных ТМЦ, включая в состав их себестоимости.

Например, на счет 10 «Материалы» относят стоимость приобретения этой группы ТМЦ и стоимость их доставки, хранения, сортировки и т. д.

Элементы группировки расходов по обычным видам деятельности при их формировании в бухучете согласно п. 8 ПБУ 10/99:

Если группировка затрат по элементам установлена законодательно, то разбивку затрат по статьям предприятие устанавливает само исходя из потребностей управленческого учета.

Основной список статей расходов предприятия во многом зависит от его типа и отраслевой принадлежности. Во многих отраслях экономики существуют рекомендованные или обязательные принципы разбивки расходов по статьям затрат при формировании себестоимости продукции, работ, услуг.

Статьи затрат в бухучете: расходы обычной деятельности (основной список)

Все затраты в бухгалтерском учете суммируются на счетах 20, 23, 25, 26, 29. Аналитический учет ведется в бухгалтерии предприятия на указанных счетах исходя из принятой предприятием самостоятельно классификации статей затрат в бухучете, соответствующей целям учета.

Такая классификация может устанавливать группировку расходов по статьям исходя из следующих принципов.

По периоду возникновения и списания затрат:

По степени участия в основном производственном процессе затраты делят:

В зависимости изменения от объема производства, различают:

Исходя из степени влияния на конечный результат:

Для целей калькуляции себестоимости:

Существуют и другие подходы к тому, как формируется список статей затрат в бухучете предприятия.

ВАЖНО! Закрепите разбивку расходов по статьям внутренним документом предприятия (приказом об учетной политике или отдельным приказом). Важно, чтобы все бухгалтеры предприятия знали эти принципы и формировали затраты по статьям на своих участках учета правильно.

Взаимосвязь между разбивкой расходов по статьям и по группам элементов можно представить в форме таблицы:

Таблица. Пример взаимосвязи группировки по элементам и статей затрат в бухучете

Статьи затрат в бухучете

Основные материалы на производство

Электроэнергия на производство

Полуфабрикаты собственного производства

Заработная плата рабочих основного цеха

Зарплата вспомогательных рабочих

Зарплата руководителей цехов и участков

Начисления на ФОТ основных рабочих

Начисления на ФОТ общепроизводственного персонала

Амортизация ОС, занятых в производстве

Амортизация ОС, не занятых в производстве

Материалы для работы управления

Энергетические расходы управления

Зарплата и взносы сотрудников управления

Расходы на быт и маркетинг

Материалы для работы сбыта и маркетинга

Зарплата и взносы отделов сбыта и маркетинга

Расходы на продвижение продукции (реклама, акции)

Разделение затрат на прямые и косвенные позволяет косвенные затраты отнести на себестоимость готовой продукции. В бухгалтерском учете управленческие и коммерческие расходы могут полностью включаться в себестоимость реализованной продукции (п. 9 ПБУ 10/99), но такой порядок учет должен быть отражен в учетной политике организации.

Приведенная в примере классификация затрат по статьям не является обязательной.

Как делить производственные затраты на прямые и косвенные и учитывать их в налоговом учете, читайте здесь.

С налоговым учетом прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно ознакомиться тут.

Что делать, если деление затрат на прямые и косвенные в бухгалтерском и налоговом учете отличаются? Ответ на вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Статьи затрат в бухучете: прочие расходы (дополнительный список)

В соответствии с разд. III ПБУ № 10/99 прочие расходы не связаны с обычной деятельностью. ПБУ устанавливает 3 основные группы таких расходов.

Первая группа связана с видами доходов от прочей деятельности. Такие затраты возникают, когда предприятие:

Вторая группа прочих расходов — это затраты:

Третья группа — расходы от наступления чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельств.

Классификацию прочих расходов по статьям предприятие может также проводить самостоятельно. Здесь можно рекомендовать следующие статьи группировки расходов:

Итоги

Все расходы предприятия законодательство, регулирующее бухучет, делит на две большие группы: связанные с обычной деятельностью и прочие расходы. Расходы, связанные с обычной деятельностью, делятся на элементные группы. А группировку расходов по статьям затрат предприятие выбирает самостоятельно. Основной и дополнительный списки статей затрат формируют полный перечень затрат предприятия.

Источник

Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.

Немного теории

Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?

Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».

Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.

Оказание услуг

Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.

А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.

На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Торговля

План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.

Как работает 44 счет

Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.

Транспортные расходы

Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.

В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:

Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.

И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.

Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.

В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.

Коммерческие расходы

К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.

Производство

91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.

Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26

Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.

20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.

25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.

Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.

Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?

Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.

Источник

Как настроить статьи затрат в 1С 8.3 Бухгалтерия?

Любому бухгалтеру известно, что для ведения учета в 1С Бухгалтерия применяется система справочников. Ниже мы рассмотрим один из них, в частности справочник «Статьи затрат»*, счета затрат, их конфигурацию и классификацию. Для этого в качестве примера будет выбрана программа 1С:Бухгалтерия 8.3.

*Статьи затрат – это деление по видам затрат, проводимое с целью анализа состава расходования финансов.

Статьи затрат в 1С 8.3

С целью отнесения расходов в бухгалтерском учете (дальше БУ) прибегают к таким счетам затрат: 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91. Каждый из них необходим для того, чтобы обобщать сведения.

Рассмотрим счета подробнее:

По указанным выше счетам производится ведение аналитического учета в разрезе статей затрат.

*Аналитический учет является разновидностью учета, который ведется на счетах БУ и необходим для группирования подробных сведений о хозяйственных операциях. Ведение осуществляется в натуральных и стоимостных значениях.

Чтобы вести аналитический учет на затратных счетах в рассматриваемом программном обеспечении предусмотрены разнообразные справочники: подразделения, статьи затрат, номенклатурные группы, прочие доходы и расходы.

Субконто «статья затрат» требуется для разделения по разновидностям расходов. Применяется в учете для анализа состава затрат, а также и для целей НУ и классификации расходов по видам затрат.

Относительно счетов: 20, 23, 25, 26, 29, 44 применяется справочник «Статьи затрат». Справочник «Прочие доходы и расходы» необходим для аналитического учета прочих расходов и доходов.

На счетах 20, 23 и 29 аналитический учет выполняется по подразделениям, видам выпускаемой продукции и видам затрат с соответствующим субконто.

Аналитический учет счета 25, 26, 44 осуществляется по видам и подразделениям затрат.

В случае 91 счете аналитический учет осуществляется по видам прочих расходов и доходов.

Одновременно с этим все подразделения, виды продукции и затрат являются элементами справочника.

В рассматриваемом программном обеспечении аналитика к счету имеет следующий вид (как пример, касательно счета 20.01):

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Как выполняется настройка статей затрат в 1С?

Для открытия справочника нужно зайти в меню: Справочники – затем в Доходы и расходы – потом выбрать ссылку статьи затрат, где появится окно справочника.

Справочник обладает иерархической структурой. Для удобства в подавляющем числе статей реализована возможность создания групп, группирования статьей по тем или иным признакам, по предприятиям. В группы справочника могут быть включены и другие группы, формируя, таким образом, многоуровневую иерархию.

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

В последних базах данных справочник по умолчанию заполняется значениями наиболее распространенными разновидностями затрат, а именно:

От введенных пользователем статей они отличаются иконкой. Их редактирование или удаление категорически не рекомендуется.

Пользователям предоставляется возможность самостоятельно добавлять статьи затрат в справочник в зависимости от специфики и потребностей организации. Ввод схожих наименований не требуется, поскольку из-за этого придется столкнуться с некорректной аналитикой в учете, а справочник будет попросту «раздут».

Структура затрат организации должна быть заранее продумана. Если есть возможность, стоит объединить однотипные мелкие расходы для получения более крупных групп. Их введение в справочник стоит осуществлять в той же структуре, в которой они применяются в отчетах для менеджмента и экономистов.

Классификация затрат осуществляется с учетом целей, согласно которым рассчитывается себестоимость.

Группировка затрат по экономическим элементам

Процесс необходим для анализа финансовых результатов предприятия. Отличие от классификации по статьям заключается в том, что распределение всех расходов осуществляется по видам, которые выступают в качестве характеристики экономического содержания. Все экономические элементы включают в себя обширный список однородных статей. В качестве примера можно привести такой элемент как материальные расходы, куда относят топливо, сырье, инструмент и другие статьи.

Благодаря такой классификации оказывается возможным определение структуры себестоимости и удельного веса каждого элемента в себестоимости целиком. Рассматриваемая группировка может обладать таким видом:

Поскольку справочник «Статьи затрат» в рассматриваемой программе иерархический, возможно создание группы по экономическим компонентам.

При этом выявление себестоимости единицы продукции за счет группировки по элементам затрат не представляется возможным. Для данной задачи задействуется группировка расходов по калькуляционным статьям.

Группировка затрат по статьям калькуляции

Затраты объединяются по назначению и признаку их места возникновения. Группировка применяется в процессе составления калькуляции себестоимости. В зависимости от того, какими являются цели калькулирования, подразделение на калькуляционные статьи может отличаться. Посредством классификации затрат по статьям калькуляции можно выявить себестоимость единицы продукции.

Группировка может обладать следующим видом:

Любую калькуляционную статью вводят в справочник в качестве независимого элемента.

При создании нового элемента заполняются такие реквизиты:

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Присвоить отображающее суть расхода название.

Данный реквизит необязательно заполнять. Указывается только при использовании иерархии в справочнике (требуется указание группы статьи).

Обязательный к заполнению реквизит. Отраженные в нем данные используется в налоговом учете. Особое значение приобретает корректность указания вида затрат, поскольку здесь будут отражены расходы по налоговому учету для целей налога на прибыль. Выбор осуществляется из имеющего списка, который нельзя отредактировать. Разновидность расхода «Не учитываемые в целях налогообложения» выбирается при понесенных в БУ расходах, которые влияют на затраты. Их нельзя отнести в целях исчисления налога на прибыль к расходам, которые сокращают базу по налогу на прибыль

Как только будет введена новая статья, она отобразится в перечне справочника.

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Введенные ранее статьи могут быть скорректированы, либо помечены к удалению. Эти процессы должны осуществляться с крайней осторожностью, так как статья могла быть использована в документации. В случаях, когда без корректировки невозможно обойтись, после редактирования статьи требуется повторное проведение документации.

Для просмотра того, каким образом сгруппировались затраты по статьям, потребуется формироваться отчета по статьям затрат. Как пример, для этого подойдет анализ субконто или оборотно-сальдовая ведомость.

В данной статье было рассмотрено заполнение одного важнейших справочников рассматриваемого программного обеспечения. Корректность и ошибки при заполнении оказывает влияние на формирование достоверной отчетности организации.

Источник

1С:Бухгалтерия 8: учет расходов

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Как учитывать расходы кассовым методом

В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) выручку и расходы для целей бухгалтерского учета можно учитывать без закрывающих документов («по оплате»). С определенными допущениями такой способ учета можно считать кассовым методом. Данный способ доступен только для тех, кто использует следующие специальные налоговые режимы:

Учет расходов в программе без закрывающих документов основан на допущении, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) относятся к тому отчетному периоду, в котором они оплачены. А расчеты с поставщиком производятся в момент приобретения товаров (работ, услуг).

Для применения этого способа в документах Списание с расчетного счета и Выдача наличных (с видом операции Оплата поставщику) достаточно в показателе Расчеты выбрать способ Без закрывающих документов. При проведении документов с указанной настройкой признается расход, который отражается проводкой:

Дебет 44 (26) Кредит 51 (50.01)
— на сумму оплаты поставщику.

В качестве счета затрат подставляется счет, указанный в поле Основной счет учета затрат регистра сведений Учетная политика.

Применяемую методику учета доходов и расходов следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При применении специальных налоговых режимов налоговый учет ведется только кассовым методом:

В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) налоговый учет доходов и расходов для спецрежимов автоматизирован и поддерживается за счет специальных механизмов, в том числе путем использования специальных регистров накопления. Записи в регистрах вводятся, как правило, автоматически при проведении документов, которыми регистрируются хозяйственные операции.

В общем случае для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления. В отношении расходов это означает, что они учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся, и признаются при наличии доходов, для получения которых произведены (п. 1 ст. 272, ст.ст. 318-320 НК РФ).

Ряд организаций имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). В «1С:Бухгалтерии 8» кассовый метод для плательщиков налога на прибыль не поддерживается.

Как правильно выбирать статьи затрат

Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете организации должны быть сгруппированы по следующим элементам:

Аналогичным образом подразделяются расходы, связанные с производством и (или) реализацией, для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 253 НК РФ). Для целей управления следует организовать учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99).

В «1С:Бухгалтерии 8» затраты по основным видам деятельности (связанным с производством и реализацией) учитываются в разрезе статей затрат. Субконто Статьи затрат присутствует на всех счетах учета затрат (например, 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.). Каждая статья затрат является элементом справочника Статьи затрат (раздел Справочники).

Использование статей затрат в программе решает одновременно следующие задачи:

Для организаций, которые не совмещают виды деятельности с разным порядком налогообложения и не устанавливают особых требований к детализации учета затрат, минимальный набор статей затрат будет определяться группировкой по видам расходов.

Вид расхода выбирается из предопределенного списка. Корректное указание вида расхода влияет на классификацию расхода и, как следствие, на расчет налога и заполнение декларации по налогу на прибыль. Например, статьи затрат с видом расходов:

А для статей затрат с данными видами расходов выполняется автоматический расчет норм в соответствии с НК РФ:

Для упрощения регистрации хозяйственных операций в программе предусмотрена автоматическая подстановка статей затрат в определенные документы и регистры. В поле Использование по умолчанию можно указать, в каких случаях данная статья будет использоваться для подстановки по умолчанию (рис. 1).

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Рис. 1. Статья затрат

Некоторые статьи справочника являются предопределенными статьями. Такие статьи подставляются при обновлении программы и помечаются в списке желтым значком. Не следует вносить изменения в предопределенные статьи, поскольку они автоматически задействуются в различных алгоритмах программы.

1С:ИТС

О раздельном учете доходов и расходов в программе «1С:Бухгалтерия 8» при совмещении основной системы налогообложения (общей или упрощенной) и ЕНВД см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С».

Расходы, не относящиеся к основным видам деятельности (внереализационные расходы), в «1С:Бухгалтерии 8» учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» по статьям прочих доходов и расходов. Каждая такая статья является элементом справочника Прочие доходы и расходы (раздел Справочники).

Указание статей прочих доходов и расходов (так же, как и статей затрат) обеспечивает аналитический учет прочих доходов и расходов организации в бухгалтерском учете, группировку по видам внереализационных расходов в налоговом учете (по налогу на прибыль), а также раздельный учет расходов по видам деятельности.

Вид прочих доходов и расходов выбирается из предопределенного списка. Корректное указание вида прочего расхода влияет на его классификацию и отражается на заполнении финансовой отчетности. Одновременно с этим вид прочего расхода влияет на классификацию внереализационного расхода, на расчет налога и заполнение декларации по налогу на прибыль. Например, оборот по дебету счета 91.02 с видом прочих доходов и расходов Проценты к получению (уплате) и Проценты, начисленные в соответствии со статьей 269 будет отражен:

Для учета расходов, относящихся к статье 270 НК РФ «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения», используются статьи со снятым флагом Принимается к налоговому учету (рис. 2). Вне зависимости от указанного вида доходов и расходов они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Рис. 2. Статья прочих доходов и расходов

Для упрощения регистрации хозяйственных операций по учету прочих доходов и расходов также предусмотрена автоматическая подстановка статей.

1С:ИТС

Какие настройки требуется сделать в 1С для учета прямых и косвенных расходов

Понятия прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете отличаются.

В бухгалтерском учете расходы подразделяются на прямые и косвенные в зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции. Под прямыми понимаются те расходы, которые связаны с производством отдельных видов продукции и которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными понимаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов (п. 20 «Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях», утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970).

Порядок учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливается отраслевыми нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 10/99).

Прямые расходы учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Косвенные расходы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Для целей налогообложения прибыли к прямым расходам могут быть отнесены затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (материальные затраты, расходы на оплату труда персонала, страховые взносы, амортизация основных средств). Перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), организация вправе определить самостоятельно. К косвенным расходам относятся расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде и не отнесенные к прямым или внереализационным расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Прямые расходы можно включить в расходы текущего отчетного (налогового) периода только в размере, приходящемся на реализованную продукцию, работы, услуги, в стоимости которых они учтены. А косвенные расходы в полном объеме включаются в расходы периода, в котором они осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Порядок отнесения расходов к прямым или косвенным должен быть экономически обоснован и обусловлен спецификой технологического процесса, а расходы могут быть отнесены к косвенным только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым (письмо Минфина России от 05.09.2018 № 03-03-06/ 1/63428).

Особенности определения расходов по торговым операциям определены статьей 320 НК РФ. Для торговых операций к прямым расходам относятся:

Все остальные расходы торговых организаций, осуществленные в текущем месяце, за исключением внереализационных, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Рассмотрим подробнее настройки учетной политики (рис. 3).

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Рис. 3. Учетная политика

Обратите внимание, что некоторые из этих настроек оказывают влияние на учет прямых и косвенных расходов в налоговом учете.

Если предприятие выпускает продукцию и/или выполняет работы (оказывает услуги) заказчикам, то необходимо включить флаги Выпуск продукции и/или Выполнение работ, оказание услуг заказчикам. Если хотя бы один из указанных флагов установлен, в форме Учетная политика становятся доступны:

В блоке настроек учета общехозяйственных расходов располагается переключатель Общехозяйственные расходы включаются, который можно установить в одно из положений:

По ссылке Методы распределения косвенных расходов выполняется переход к форме регистра Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Регистр предназначен для хранения правил распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, учитываемых на счетах 25 и 26. Обязательным для заполнения является поле База распределения, где можно выбрать одно из значений:

Общехозяйственные и общепроизводственные расходы будут распределяться пропорционально показателю, указанному в Базе распределения (например, объему выпущенной в текущем месяце продукции и оказанных услуг, выраженному в количественных измерителях, и т. д.).

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов можно устанавливать способ распределения с детализацией до подразделения и статьи затрат. Это может потребоваться в случае, когда для разных видов расходов необходимо применение разных способов распределения.

Если для всех общехозяйственных и общепроизводственных расходов необходимо установить единый способ распределения, то при установке способа распределения не нужно указывать счет затрат, подразделение и статью затрат. Также можно установить общий способ распределения для всех расходов, учитываемых на одном счете или по одному подразделению.

При установлении способа распределения в регистре указывается дата, начиная с которой применяется способ распределения. При необходимости изменить способ распределения расходов в регистр сведений вводится новая запись, в которой указываются новый способ распределения и дата, начиная с которой следует применять новый способ.

Что касается торговых организаций, то для учета прямых расходов никаких специальных настроек Учетной политики выполнять не потребуется.

В бухгалтерском и налоговом учете сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно включить:

При закрытии месяца с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения» следующим образом:

1С:ИТС

От каких настроек зависит результат калькуляции себестоимости

Результат калькуляции себестоимости (фактической стоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учете) в «1С:Бухгалтерии 8» отражается в справках-расчетах Себестоимость выпущенной продукции и услуг и Калькуляция себестоимости (рис. 4), которые доступны в том числе из формы помощника Закрытие месяца (раздел Операции).

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Рис. 4. Калькуляция себестоимости

От чего зависит этот результат? В первую очередь, конечно, от состава прямых расходов и от порядка распределения косвенных. Но не только. Прямые расходы в программе можно относить:

Чтобы понять, как это происходит, обратимся к счету учета затрат основного производства. Помимо статей затрат (о которых мы писали выше), аналитический учет по счету 20.01 ведется по видам выпускаемой продукции (работ, услуг) (субконто Номенклатурные группы) и по наименованиям продукции (работ, услуг) (субконто Продукция).

В справочнике Номенклатурные группы хранится информация о товарах, продукции, работах, услугах по однородным группам, по которым ведется укрупненный учет выручки от реализации и затрат на производство.

Использование номенклатурных групп основано на допущении, что многие наименования товаров, продукции, работ и услуг можно объединить в группы с однородным материальным составом.

Чтобы получить точный расчет себестоимости, необходимо заполнять поле Продукция в документах учета затрат на производство (например, Отчет производства за смену, Поступление из переработки, Требование-накладная и др.).

Поле Продукция может быть оставлено незаполненным для тех затрат, для которых либо неизвестно, либо нецелесообразно определять, для производства какой именно продукции они были израсходованы. В этом случае прямые затраты распределяются по номенклатурной группе определенным образом.

Как прямые затраты будут распределяться внутри номенклатурной группы? Это зависит от настроек учетной политики в блоке настроек расчета себестоимости выпуска (см. рис. 3).

Если флаг Используется плановая себестоимость выпуска установлен, то в документах выпуска готовой продукции и оказания производственных услуг требуется указывать плановые цены. Не отнесенные на конкретную продукцию прямые расходы будут распределяться внутри номенклатурной группы пропорционально плановой себестоимости.

Если флаг Используется плановая себестоимость выпуска не установлен, то в производственных документах плановые цены указывать не требуется. Расходы, прямые по отношению к номенклатурной группе, будут распределяться пропорционально расходам, прямым по отношению к конкретной продукции.

Фактическая себестоимость в любом случае определяется в конце месяца при выполнении регламентной операции по закрытию затратных счетов.

Как настроить учет затрат по подразделениям

Наряду с учетом по статьям затрат и по видам продукции в «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается аналитический учет затрат по месту их возникновения (производствам, цехам, участкам и т. п.). Группировка расходов по подразделениям в первую очередь актуальна для производственных предприятий. Для ведения аналитического учета затрат по каждому подразделению в программе необходимо заполнить справочник подразделений организации и настроить аналитику плана счетов.

Если для параметра Учет затрат установлено значение Сводно, по организации в целом, то следует перейти по одноименной ссылке, установить переключатель в положение По каждому подразделению (рис. 5) и сохранить настройки (кнопка Записать и закрыть). До недавнего времени учет по подразделениям поддерживался на всех затратных счетах, кроме счета 44 «Расходы на продажу». Начиная с версии 3.0.74 в «1С:Бухгалтерии 8» добавлен учет по подразделениям на счете 44.

Что такое подразделение затрат. Смотреть фото Что такое подразделение затрат. Смотреть картинку Что такое подразделение затрат. Картинка про Что такое подразделение затрат. Фото Что такое подразделение затрат

Рис. 5. Настройка учета затрат по подразделениям

От редакции. Об организации учета расходов в бухгалтерском и налоговом учете в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0, в том числе об особенностях учета отдельных видов расходов, эксперты 1С рассказывали в 1С:Лектории на лекции от 24.10.2019. Видеозапись см. на сайте 1С:ИТС .

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *