Что такое подмастерье в истории средних веков
Подмастерье
Смотреть что такое «Подмастерье» в других словарях:
ПОДМАСТЕРЬЕ — ПОДМАСТЕРЬЕ, подмастерья, род. мн. подмастерьев, муж. 1. То же, что подмастер (спец.). 2. У ремесленников: ученик или подручный мастера, выполняющий работу, которая требует достаточной квалификации. Подмастерье сапожника. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова
ПОДМАСТЕРЬЕ — ПОДМАСТЕРЬЕ, помощник мастера, в ремеслах, мастерствах. Подмастерничать, быть подмастерьем, главным по мастере. Подмастериться к кому, под кого, подделаться. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
подмастерье — помощник, подручный Словарь русских синонимов. подмастерье сущ., кол во синонимов: 4 • ажустер (1) • … Словарь синонимов
Подмастерье — физическое лицо, имеющее опыт работы в одном из видов ремесел или промыслов, получившее документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации подмастерье и работающее у мастера или в созданной ремесленниками… … Официальная терминология
Подмастерье — физическое лицо, имеющее опыт работы в одном из видов ремесел или промыслов, получившее документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации “подмастерье” и работающее у мастера или в созданной ремесленниками… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
ПОДМАСТЕРЬЕ — в средневековых цехах ремесленник, прошедший срок ученичества и работавший по найму у мастера несколько лет, после чего обычно становился мастером; с 15 16 вв. переход в мастера был затруднен, появились вечные подмастерья (фактически наемные… … Большой Энциклопедический словарь
ПОДМАСТЕРЬЕ — ПОДМАСТЕРЬЕ, я, род. мн. ьев, муж. Помощник, подручный мастера ремесленника. П. у сапожника. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Подмастерье — (journeyman), квалифицированный ремесленник, закончивший ученичество, но еще не ставший самостоятельным мастером. В Средние века гильдии ремесленников стали жестко ограничивать численность мастеров, не сокращая при этом кол во учеников. В рез те… … Всемирная история
подмастерье — подмастерье, род. мн. подмастерьев (неправильно подмастерий) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Подмастерье — В Викисловаре есть статья «подмастерье» Подмастерье в средневековых цехах ремесленник … Википедия
подмастерье — я; мн. род. рьев, дат. рьям; м. Подручный мастера ремесленника, выполняющий несложную работу. Подмастерья ремесленники. // О человеке, не достигшем ещё полного мастерства в каком л. деле. Есть мастера, а есть подмастерья. Пойти в подмастерья. * * … Энциклопедический словарь
Подмастерье
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Часовой Мастер — профессия, ранее ремесленническая специализация. Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных, карманных и прочих часов. Также «часовщиками» (разг.) называют людей, профессионально занимающихся часами, работающих в сфере часового бизнеса (производителей часов, часовых дизайнеров, т.д.)
Кáменщик — строительный рабочий, занимающийся возведением или ремонтом каменных и кирпичных конструкций; специалист по кладке кирпича или камня.
В континентальной Европе, при более слабом и медленном развитии экономических сил, чем в Англии, ремесло как особая система производства, сложилось гораздо позже, когда Англия уже перешла от неё к другим, высшим экономическим формам. Континентальные страны не должны были, поэтому, вполне проделать тот тяжёлый процесс последовательного перехода от одной системы производства к другой, какой совершился в Англии вследствие её раннего экономического и культурного прогресса.
Как система производства меновых ценностей, служащая источником существования для значительной части городского населения, ремесло получает своё значение лишь в Средние века. История ремесла в Англии, которая раньше континентальных государств, и притом в зависимости только от роста её собственных экономических сил, прошла через все известные нам фазисы промышленного развития, является особенно поучительной.
В 1990-х годах в Российской Федерации насчитывалось свыше 1030 городов, в которых проживало 73 % населения.
Подмастерье
Подмасте́рье — в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера. Проработав несколько лет у мастера, подмастерье сам становился мастером. Однако в XIV—XV веках в связи с упадком и разложением цехового ремесла получение звания мастера было затруднено (требовалось уплатить большой вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу — шедевр, устроить богатое угощение для членов цеха и т. д.). Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственно вступить в цех. Большинство же подмастерьев превращались в «вечного» подмастерья, то есть по сути дела в наёмного рабочего.
История
В первоначальной цеховой организации различаются ясно лишь два класса: мастера и их ученики. Слабое развитие ремесел дает заработок лишь немногим; число мастеров и учеников растет поэтому медленно, звание мастера и самостоятельного члена цеха получается свободно и легко. Постепенное развитие запроса на ремесленные изделия ведет за собой прилив учеников, увеличение числа самостоятельных мастеров и стремление последних сплотиться между собою, чтобы по возможности затруднить доступ к званию мастера. Увеличивающаяся все более и более потребность ремесел в орудиях, в запасах сырого материала, вообще в капитале также затрудняет для учеников возможность обращаться к самостоятельному производству, обрекая их на положение простых рабочих и по окончании годов обучения. Так образуется особый класс П. — свободных рабочих, вышедших из периода ученичества и получивших право производства определенного ремесла, но не достигших еще звания мастера. Мастера, прежде имевшие одного-двоих работников или учеников, становятся предпринимателями со многими рабочими и учениками.
С увеличением числа П. потребовалось установление определенных условий для этого звания. П. должен был пробыть известное число лет в учениках, получить удостоверение мастера в достаточном знании мастерства, иметь определенное количество белья и платья и быть принятым коллегами-П. в их среду с определенными обрядами и символическими действиями. Для принятия в цех с званием мастера требовалось первоначальное обучение мастерству в том городе, где находился избираемый цех, пребывание известное число лет в П., представление пробной работы, определенный взнос в цеховую кассу и угощение членам цеха. Так как П. строго запрещалось во время нахождения в этом звании работать на себя, то составление капитала для открытия мастерства и взносов в кассу было для многих очень затруднительным (жениться П. также иногда воспрещалось).
Строгость оценки пробной работы (особая комиссия из мастеров), обязанность исполнить ее в изолированном помещении, без посторонней помощи, дороговизна работы (требовалась работа тонкая, мелочная и непроизводительная — chef-d’oeuvre pour le bien et prouffit commun, как говорится в статуте одного французского цеха) еще более затрудняли для П. получение звания мастера.
В Германии с XIV века. присоединяется новое требование: странствование, для усовершенствования в мастерстве по другим городам, особенно тем, которые отличались высотою техники (ряд прирейнских и швейцарских городов), и работа там в течение определенного времени в качестве П. Общность интересов, расходящихся теперь с интересами мастеров, побуждает П. сплачиваться для борьбы за свои права в товарищества и союзы, распространяющиеся с XIV в. в Англии, Франции (см. компаньонаж) и особенно Германии. Немецкие союзы П. возникают на первых порах для удовлетворения потребностей религиозных (товарищества для участия в религиозных процессиях, пожертвованиях в пользу церквей) и нравственных (взаимопомощь при болезни, бедности, на похоронные издержки) и в таком виде пользуются покровительством церкви.
Борьба с мастерами скоро делает их социально-политической организацией, направленной на урегулирование заработной платы и рабочего времени, посредничество в удовлетворении спроса на работу и выработку нормального рабочего договора. П. группируются в союзы или по отдельным мастерствам, или по совокупности ремесел, выбирают представителей приобретают собственное имущество, вырабатывают кодексы правил и обрядов, обязательных для каждого сочлена, имеют общее место сходок, организуют суд над товарищами, недостойными носить звание П., налагают штрафы, принимают и исключают не только из товарищества, но и из сословия, принуждая мастеров не принимать исключенных на работы. Средства борьбы с мастерами — бойкотирование мастеров, забастовка, угрозы, буйство, прямое восстание. Обычай странствования установляет связь между П. не только одного города, но и разных местностей. Рядом с местным образуются общие союзы П., имеющие целью не только борьбу с мастерами в интересах своего ремесла, но и борьбу за городские права.
Странствующие П. вступают в ближайшую связь с той бесправной массой городского населения, которая не принадлежала к составу старых правящих цехов, и, опираясь на нее, добиваются самостоятельного положения в городах, доступа к городскому управлению и участия в заведовании делами цехов. Восстания П. и низших слоев городского населения в XV—XVII стт. служат внешним выражением этой борьбы, приведшей мало-помалу, несмотря на противодействие городских управлений и имперского правительства (ряд узаконений, запрещавших или ограничивавших союзы и назначавших пени за своевольные поступки П.), к преобразованию городского устройства и, наконец, к разложению цеховой организации ремесел (см. Цехи). С этого момента прекращается история П. и выступает на сцену современный рабочий вопрос.
П. в русскому праве появляются с введением в России по зарубежному образцу цехового устройства. Современные постановления о них напоминают некоторые правила, выработанные в ряде других стран еще в средние века. По русскому закону П. есть ремесленник, научившийся мастерству «по всем его правилам», но обязанный «для приобретения опытностью совершенного в работе искусства быть в сем звании по крайней мере 3 года». По выходе из учеников П. поступает по вольному найму на службу к мастеру. В книжке, выдаваемой ему из цеховой управы, отмечается время поступления на службу, ее срок, размер вознаграждения и прописывается каждым хозяином аттестат о поведении Подмастерьи. Оставление службы до срока или отказ от нее со стороны хозяина ведет к уплате пени. Обидный аттестат дает право жалобы цеховой, а затем и общей ремесленной управе. П. обязывается, как и в средние века, ночевать в доме своего хозяина и не имеет права брать самостоятельные работы без разрешения мастера. Открывать самостоятельные ремесленные заведения, держать учеников П. запрещается.
Подмастерье, желающий получить звание мастера, должен представить цеховой управе пробную работу, оценяемую присяжными мастерами, на приговор которых возможна жалоба цеховой, общей ремесленной и, наконец, городской управе. «Подмастерье, опорочивший себя дурным поведением и заслуживший за то наказание, не может быть мастером, доколе общая ремесленная управа и старшина цеха не удостоверятся в его исправлении» (ст. 416). П. пользуется правами мещанина (ст. 404).
Значение слова «подмастерье»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОДМАСТЕ’РЬЕ, я, р. мн. ьев, м. 1. То же, что подмастер (спец.). 2. У ремесленников: ученик или подручный мастера, выполняющий работу, к-рая требует достаточной квалификации. П. сапожника.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
подмасте́рье
1. истор. в средневековых цехах — ремесленник, не имеющий собственной мастерской и работающий по найму у полноправного члена цеха ◆ Ирландским ремесленникам было запрещено иметь более чем по два подмастерья, передавать своё имущество по наследству. Всеволод Овчинников, «Корни дуба», 1974-1978 г. // «Новый мир» (цитата из НКРЯ)
2. подручный, помощник мастера-ремесленника, выполняющий несложную работу ◆ Переплётный подмастерье Андрей Иванович Колосов, в туфлях и без сюртука, сидел за столом и быстро шерфовал куски красного сафьяна. В. В. Вересаев, «Два конца», 1903 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. человек, обучающийся какому-либо ремеслу, делу, искусству, но ещё не достигший в нём совершенства ◆ Нет, не подмастерьями написана «Республика Шкид», но мастерами, умельцами. К. И. Чуковский, «Пантелеев», 1968 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переспать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положение учеников и подмастерьев; их борьба с мастерами
Положение учеников и подмастерьев; их борьба с мастерами
В положение эксплуатируемых со временем попали также ученики и подмастерья. Это было связано с тем, что средневековое ремесло, основанное на ручном труде, требовало очень продолжительного времени для обучения. В разных ремеслах и цехах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10—12 лет. При таких условиях мастер мог с большой выгодой очень долго пользоваться бесплатным трудом своего уже достаточно квалифицированного ученика.
Цеховые мастера эксплуатировали и подмастерьев. Продолжительность их рабочего дня была обычно очень велика — 14—16, а иногда и 18 часов. Судил подмастерьев цеховой суд, в котором заседали опять-таки мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев и учеников их времяпровождение, траты, знакомства. В XIV—XV вв., когда начался упадок и разложение цехового ремесла, эксплуатация учеников и подмастерьев заметно усилилась и главное — приобрела фактически постоянный характер. В начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стаж ученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера и накопив небольшую сумму денег, мог рассчитывать стать мастером. Теперь же доступ ученикам и подмастерьям к положению мастера был фактически закрыт. Стремясь отстоять свои привилегии в условиях растущей конкуренции, мастера стали ставить им всякие преграды на этом пути.
Началось так называемое замыкание цехов, звание мастера стало практически доступным для подмастерьев и учеников только в том случае, если они являлись близкими родственниками мастеров. Другие же, чтобы получить звание мастера, должны были уплатить очень крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу—«шедевр» — из дорогого материала, устроить дорогое угощение для членов цеха и т. д. Подмастерья таким образом превращались в «вечных подмастерьев», т.е. по сути дела в наемных рабочих.
Для защиты своих интересов они создают особые организации — «братства», «компаньонажи», являющиеся союзами взаимопомощи и организациями для борьбы с цеховыми мастерами. В борьбе с ними подмастерья выдвигают экономические требования, добиваются повышения заработной платы и уменьшения рабочего дня. Для достижения своей цели они прибегают к таким острым формам классовой борьбы, как забастовка и бойкот в отношении наиболее ненавистных мастеров.
Ученики и подмастерья составляли самую организованную и передовую часть довольно широкого в городах XIV—XV вв. слоя наемных работников. В его состав входили также внецеховые поденщики, разного рода неорганизованные рабочие, ряды которых постоянно пополнялись приходившими в города крестьянами, потерявшими землю, а также обедневшими членами цехов — мелкими ремесленниками. Последние, попадая в зависимость от разбогатевших крупных мастеров, отличались от подмастерьев только тем, что работали у себя на дому. Не являясь рабочим классом в современном смысле слова, этот слой составлял уже элемент предпролетариата, полностью сформировавшегося позднее, в период широкого и повсеместного развития мануфактуры.
По мере развития и обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать в против стоявшей у власти городской верхушки, в состав которой теперь во многих городах входила наряду с патрициатом и цеховая аристократия. В эту борьбу включался и самый низший в бесправный слой городского населения: люди, лишенные определенных занятий и постоянного местожительства, деклассированные элементы, находившиеся вне феодально-сословной структуры, — они составляли городское плебейство.
В XIV—XV вв. низшие слои городского населения поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки в ряде городов Западной Европы — во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне и др. В этих восстаниях, бывших наиболее острыми проявлениями социальных противоречий внутри средневекового города, особенно значительную и прогрессивную роль играли наемные рабочие.
Таким образом, в социальной борьбе, развернувшейся в средневековых городах Западной Европы, можно различить три основных этапа. Сначала вся масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городского плебейства против эксплуатирующих и угнетающих его богатых мастеров и купцов, а также против городской олигархии.
Читайте также
ГЛАВА ВТОРАЯ Московское государство: первые цари из дома Романовых. Начало царствования Петра I Алексеевича. Современное положение Дании, Швеции и Польши. Борьба Петра I с Карлом XII. Великая Северная война. Россия вступает в число великих европейских держав
ГЛАВА ВТОРАЯ Московское государство: первые цари из дома Романовых. Начало царствования Петра I Алексеевича. Современное положение Дании, Швеции и Польши. Борьба Петра I с Карлом XII. Великая Северная война. Россия вступает в число великих европейских держав Царствование
19.17. Наставник без учеников
19.17. Наставник без учеников «Поезд замедлял ход, собираясь сделать остановку. Кое-кто из пассажиров вставал, снимал уложенные чемоданы, увязывал на верхних полках узлы или облачался в халат либо куртку… За окном проплыла зеленеющая роща, до слуха пассажиров донеслось
Жить учениками и для учеников. Надзиратель Земледельческой школы Федор Васильевич Соболев (1851–1914)
Жить учениками и для учеников. Надзиратель Земледельческой школы Федор Васильевич Соболев (1851–1914) Первое сельскохозяйственное заведение в России — Московская Земледельческая школа — была основана Н. Н. Муравьевым в 1822 году для обучения в первую очередь помещичьих
Занятия в ложе «учеников»
Занятия в ложе «учеников» Прежде чем перейти к описанию заседаний, необходимо познакомиться с устройством помещения, называемого «ложей», а также с постоянным штатом должностных лиц, принимающих в них участие.Ложа представляет собой удлиненное здание, имеющее фасад на
Глава XII МОРАВИЯ. УГОРСКИЙ ПОГРОМ. ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БОЛГАРИИ УЧЕНИКОВ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. КИРИЛЛИЦА И ГЛАГОЛИЦА
Глава XII МОРАВИЯ. УГОРСКИЙ ПОГРОМ. ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БОЛГАРИИ УЧЕНИКОВ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. КИРИЛЛИЦА И ГЛАГОЛИЦА В настоящей главе предстоит нам заняться событиями, хотя происходившими вне черты политической границы империи, но имевшими громадное значение
1. Положение в Риме. — Разлив Тибра в 791 г. — Адриан исправляет городские стены — Он восстанавливает aqua trajana, claudia, jobia и aqua virgo. — Заботы Адриана о колонизации Кампаньи. — Положение колонов. — Domuscultae Адриана. — Capracorum
1. Положение в Риме. — Разлив Тибра в 791 г. — Адриан исправляет городские стены — Он восстанавливает aqua trajana, claudia, jobia и aqua virgo. — Заботы Адриана о колонизации Кампаньи. — Положение колонов. — Domuscultae Адриана. — Capracorum Заботы Адриана о благосостоянии римского народа
4. Поход против сарацин. — Борьба в Сабине и Кампаньи. — Договор Иоанна X с южноитальянскими государями. — Уничтожение сарацин при Гарильяно в августе 916 г. — Возвращение папы и Альберика в Рим. — Положение Альберика. — Падение Беренгара. — Последствия этого в Риме. — Неизвестная кончина Альберика
4. Поход против сарацин. — Борьба в Сабине и Кампаньи. — Договор Иоанна X с южноитальянскими государями. — Уничтожение сарацин при Гарильяно в августе 916 г. — Возвращение папы и Альберика в Рим. — Положение Альберика. — Падение Беренгара. — Последствия этого в Риме. —
2. Иннокентий iii делает на городского префекта папского чиновника. — Положение городской префектуры. — Префекты из дома Вико. — Положение, занимаемое сенатом. — Скоттус Папароне, сенатор. — Иннокентий III получает право избрания сената. — Формула присяги сенатора. — Городская община Рима сохраняет
2. Иннокентий iii делает на городского префекта папского чиновника. — Положение городской префектуры. — Префекты из дома Вико. — Положение, занимаемое сенатом. — Скоттус Папароне, сенатор. — Иннокентий III получает право избрания сената. — Формула присяги сенатора. —
Творчество учеников и последователей Монтаньеса
Творчество учеников и последователей Монтаньеса Из учеников Монтаньеса его сын Алонсо Мартинес Монтаньес, умерший в 1668 г., стоит так близко к нему, что их часто смешивают. Но, как показывают самоуверенное «Зачатие» в соборе и главный алтарь в Сан Клементе в Севилье, ему
§ 4. Внутреннее положение Советской России к середине 1918 года и борьба за хлеб
§ 4. Внутреннее положение Советской России к середине 1918 года и борьба за хлеб Внутреннее положение Советской страны к середине 1918 г., казалось, благоприятствовало планам Антанты. С весны 1918 г. во всей стране чрезвычайно обострилась классовая борьба в деревне.
Лесная и Полтава. Шведскому учителю от благодарных русских учеников
Лесная и Полтава. Шведскому учителю от благодарных русских учеников О сражении у Лесной в России и за рубежом знают намного меньше, чем о знаменитой битве под Полтавой. Объясняется это просто. У деревни Лесной шведами командовал все же не король, а рижский губернатор
Лесная и Полтава. Шведскому учителю от благодарных русских учеников
Лесная и Полтава. Шведскому учителю от благодарных русских учеников О сражении у Лесной в России и за рубежом знают намного меньше, чем о знаменитой битве под Полтавой. Объясняется это просто. У деревни Лесной шведами командовал все же не король, а рижский губернатор
V. Г-н Михайловский об отказе «учеников» от наследства
V. Г-н Михайловский об отказе «учеников» от наследства В заключение вернемся опять к г-ну Михайловскому в рассмотрению его утверждения по интересующему нас вопросу. Г-н Михайловский заявляет не только то, что эти люди (ученики) «не желают состоять ни в какой преемственной