Что такое подлинное искусство

Подлинное искусство и внутренняя сущность вещей

На тему статьи меня натолкнула книга, которую я прочитал в электронном виде. Она мне так понравилась, что я решил купить печатное издание для своей коллекции. Но столкнулся с тем, что переизданный бестселлер вышел в том же издательстве, но в другом переводе. И этот перевод мне не понравился.

Сегодня мы, как правило, не обращаем внимание на внутреннюю кухню процессов. Если мы являемся посетителями ресторана, то придирчиво оцениваем интерьер, посуду, качество еды и обслуживания. Но не знаем, что происходит за той дверью, в том помещении, где, собственно, и находится цех по производству нашего ужина. А там, может быть, работают люди с насупленными лицами, в грязной одежде, презирающие свою работу, проклинающие своё начальство за их скаредность и хамство. А владельцы ресторана наняли хорошего дизайнера, чтобы привлечь богатых посетителей, но экономят на закупке продуктов, ругаются с поварами и унижают официантов. И им, может быть, дело нет до вас, до ваших гастрономических пристрастий. А волнуют только барыши, которые с квадратного метра приносит им бизнес.

Особенно не повезло в этом плане современной России. Где они, новые Пушкины, Толстые, Гоголи, Левитаны, Чайковские, Высоцкие? За пределами России есть ещё, по крайней мере, авторское кино, которое можно увидеть и на кинофестивалях, и в интернете: Ларс фон Триер, братья Коэны, Терренс Малик, Ким Ки Дук и многие другие. География киноискусства сегодня весьма обширна. И оно ещё живёт и оказывает своё влияние на сердца зрителей. Время рождает творцов, предупреждающих человечество об опасности выбранного пути. Но в России, кроме Звягинцева, трудно сегодня найти кинохудожников, остро чувствующих душой драматизм момента. Зато есть люди, которые свою карьеру в 90-е годы начинали как клипмейкеры рекламных роликов. Но теперь вдруг стали именитыми режиссёрами оперных постановок и художественными руководителями государственных театров, которым государство выделяет миллионы народных рублей на их фантазии («творчество»). Я не ханжа и не собираюсь по советским традициям запихивать наш мир в рамки какой-то одной выбранной модели идеологии. Интересны объективные законы развития общества, законы гармонии во Вселенной. С этой точки зрения, гораздо важнее не изучать под микроскопом деятельность какого-либо современного деятеля, пусть даже и успешного. Мне интересны не люди, а процессы, которые ими управляют. Я занимаюсь психологией, скрытыми механизмами нашего поведения, связанными с состоянием нашей души. И то, что я описываю, характеризует как раз процессы, которые можно обозначить как деградацию, возвращение к языческим традициям жизни наших предков.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:43-47)

Источник

Что можно считать подлинным искусством?

Размышляя о творчестве, необходимо понимать, что можно считать подлинным искусством. Такое искусство отличается от творчества или ремесла, так как оно имеет большее значение для души человека.

Введение

Подлинное искусство – это не просто знаменитые произведения, которые знает большинство людей. Это такое творчество, которое заставляет человека задуматься над важными вопросами. Истинное искусство способно повлиять на человека, на его мировоззрение и душу. К такому творчеству не обязательно относятся общепризнанные произведения искусства, это может быть песня или стихотворение одного человека, которое способно повлиять на душу не только большого количества людей, но и на душу только одного человека.

Первый аргумент

Пример искусства, которое способно затронуть струны души, продемонстрировал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир». В трудный момент для Николая Ростова, когда он проиграл в карты довольно большую сумму денег, герой слышит пение своей сестры Наташи. Все его волнения и разочарования сменились на спокойствие. Николай понял, что музыка, которую он слышит, настоящая, что именно она делает душу человека чище и счастливее. Персонаж убедился в том, что его проблемы несущественны, что они ничтожны по сравнению с искусством, которое велико и вечно.

Второй аргумент

А. Т. Твардовский также поднимает тему искусства в своей поэме «Василий Теркин». Автор демонстрирует, как песня находит отклик в душах многих солдат. Когда главный герой начинает играть на гармони, все трудности и невзгоды, которые люди испытывали на войне, отходят на второй план. Музыка помогла солдатам хотя бы на время забыть все страшные военные картины. Игра Теркина на гармони объединила всех людей, сделала их сильнее. Товарищи вспомнили про свою прошлую жизнь, поэтому еще упорнее стали бороться за победу, чтобы вернуть мирную жизнь.

Вывод

Таким образом, искусство подлинно только в том случае, когда оно находит отклик в душе человека. Произведения могут заставить человека улыбаться, плакать, задуматься о вечных вопросах. Творчество, которое делает человека неравнодушным, можно назвать настоящим и подлинным.

Источник

Что можно считать подлинным искусством?

Большинство людей считает, что подлинное искусство — это исключительно знаменитые произведения литературы, живописи и музыки. Однако понятие «настоящее» в данном случае более многогранно, оно не может уложиться в рамки словосочетания «мировой бестселлер».

Так, подлинным искусством считаются труды, которые способны задуматься над вечными вопросами: противостояние добра и зла, ненависти и любви и т.д. Подобное творчество включает известные и неизвестные работы, музыкальные произведения, которые способны оказывать влияние на человеческую душу, мировоззрение. Данная точка зрения сформировалась у меня при прочтении романа «Война и мир», поэме «Василий Теркин».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Например, искусство затрагивает и оказывает влияние на человеческую душу в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Когда Николай Ростов проигрывает крупную сумму денег в карты, он пребывает в отчаянии и боится сказать об этом отцу, который и так выделял ему средства на содержание. Тревога оставляет молодого человека в момент пения Наташи. Николай слышит голос девушки, успокаивается душевно и словно получает прилив сил.

Музыка, которую герою довелось услышать, относится к числу настоящего искусства, ведь она смогла сделать молодого человека счастливее. Николай убеждается в несостоятельности собственных экономических проблем. Теперь герой осознает, что истинной причиной для волнения может выступать только подлинное искусство, то есть ценности духовные, а не материальные.

Еще один пример, где автор поднимает вопрос о влиянии подлинного искусства на человеческую душу, — произведение А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В поэме читатель встречает эпизод, где главный герой играет на гармони перед солдатами. Молодые люди подавлены войной, вынуждены постоянно находиться на грани жизни и смерти. Песня главного героя подбадривает сослуживцев, позволяет им хотя бы на секунду забыть о тревогах и военном бремени.

Музыка в данном случае относится к числу малоизвестных, но одновременно настоящих произведений. Игра на гармони оказывает положительное влияние на солдат, подбадривает их в трудные минуты. Она также мотивирует их выступать против врага ради защиты страны и собственных семей. Это пример подлинного искусства, которое способно воодушевить нацию, поднять их дух. Автор неоднократно подчеркивает по ходу развития сюжета, что солдаты испытывали спокойствие благодаря задушевной музыке.

Таким образом, к числу настоящего искусства не относятся исключительно популярные произведения. Это могут быть также безызвестные работы, подталкивающие человека на подвиг, саморазвитие. Только подлинное искусство способно успокаивать, умиротворять личность, дарить надежду на светлое будущее, как было в случае с героями поэмы «Василий Теркин» и романа «Война и мир».

Источник

«Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу»

Беседа с художником Дмитрием Нечитайло

О паломничестве и живописи, творческом даре и ответственности, настоящем искусстве и профессионализме мы говорим с Дмитрием Нечитайло – заслуженным художником России, членом Союза художников и Союза писателей России.

О чувстве прекрасного

– Выставки классиков – Левитана, Серова, Айвазовского – проходят в Москве с аншлагом. Публика разная: ходят семьями, молодежь. По личным наблюдениям, большинство – люди, с искусством не связанные. Но стоят многочасовые очереди, иногда на холоде. Как полагаете, это мода?

– Это показатель: значит, не равнодушен народ, и трепещет сердце. Не дремлет чувство прекрасного! Есть великая радость и удивление в творчестве мировых художников. Мы стояли очереди на выставки к Валентину Серову, Николаю Ге, Михаилу Нестерову, а также к Леонардо да Винчи, на импрессионистов. Истосковались…

– Это чувство прекрасного заложено во всех людях?

– В принципе да, но все зависит от воспитания. Воспитание – это возвышенное питание. С детства стоит прививать любовь к прекрасному: ходить на выставки, рассматривать иллюстрации двух Васнецовых, Ивана Билибина к русским народным сказкам. Вбирать не «телек» и компьютер, а в музеях – подлинники.

– Почему важно идти в музей? Ведь можно посмотреть репродукции в альбоме или в интернете.

– Репродукция всего не передает, лучше увидеть подлинники. Всегда важна личность мастера. При встрече с ним в музее можно заметить движение мазков, что говорит о темпераменте, живой кисти художника. Моя мама (Мария Владимировна Савченкова, народный художник России. – А.Б.) была в Германии и об одной из работ заявила: «Это не Гольбейн». После экскурсовод ее отвела в сторону: «Мы тоже сомневаемся».

– Классическое искусство нуждается в том, чтобы его «продвигали», пропагандировали?

– Безусловно! Через выставки, издание альбомов, открыток. Это способствует развитию вкуса. Например, в журнале «Юный художник» была рубрика «Школа изобразительного искусства». Стоит показывать фильмы о творчестве великих мастеров – правдиво, а то порой бывают досадные ляпсусы. Нужно серьезное погружение в материал и специфику.

– Вы сами пишете не только картины. Сейчас готовите к изданию книги о живописцах. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Первая – «Чудно-дивно» – ждет выхода в свет. Там охватываю опыт от мастеров Возрождения, передвижников, импрессионистов, «Мира искусства» до художников нашего времени – реалистической школы. Стараюсь показать неповторимость, умение и красоту каждого мастера. Вторая книга называется «Чувство моря». Мы с дочкой Полиной (Полина Нечитайло – актриса театра и кино, поэт, член Союза писателей России. – А.Б.) путешествуем по России и Средиземноморью – это наши впечатления. В этом издании я отвечаю за живопись и стихи, дочь – за стихи и графику. Но пока есть только макет книги, а вот издателя еще ищем.

– Что нельзя написать красками, но можно – чернилами?

– Слово – чудо Божие в ходе мысли и песни, а живопись – чудо Божие в ходе мысли и дыхания цвета, света.

О творчестве во Имя

Творчество должно нести идею, свидетельствовать красоту Божию на земле

– Что для вас главное в творчестве?

– Сам процесс творчества, конечно, личностный, но творчество должно нести идею. Я стремлюсь достойно свидетельствовать красоту Божию на земле. Для этого изучаю метод, технологию, образы мастеров. Вспомним Андрея Рублева, Даниила Черного, Исаака Левитана, Ван Гога, Архипа Куинджи, имевшего свою реалистическую школу и славных учеников, Ивана Шишкина – высочайшего профессионала с высочайшим вниманием к Божественным творениям природы.

– Какова ваша идея?

– Всё ради Бога. Чудно-дивно! «Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою…»

– Каково место Бога в современном искусстве?

– Бог во всем – в искусстве и в жизни – во все времена.

– Как вы нашли свое направление?

– Как сказал наш друг семьи, блистательный скульптор Михаил Переяславец: «Я – ортодоксальный реалист!» И я придерживаюсь принципов высокого профессионализма и верности традициям. Поддерживаю традиции мирового и отечественного искусства – от Сурикова, Пластова и моего отца – Василия Нечитайло (Василий Кириллович Нечитайло – народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств. – А.Б.). Папа – пример мастера: с детства он дарил мне альбомы, карандаши, краски, показывал свои картины в процессе работы, давал наставления во время учебы. Он был непрестанным тружеником большой нравственной чистоты. Я ездил с ним – и в Вологодскую область, и на Дон, – наблюдал, как он неистово и много работает. Папа вел по четыре картины в день. Но еще было, конечно, сильное влияние мамы, тоже выпускницы Суриковского института, ученицы И. Грабаря.

– Ваш отец писал южные красоты нашей страны. Ваши любимые края – на Русском Севере. Почему вы сделали такой выбор?

– Это мне близко еще со студенчества – духовная нравственность, чистота и жертвенность Русского Севера. Дипломные работы «Украсно украшена Земля русская» я писал на Валдае, реке Сухоне, в Изборске.

– В основном у вас большие полотна. Еще вы пишете только с натуры. Почему?

– Берешь большие кисти – размах большой, дыхание большое – станковая живопись. Всегда пишу «живьем»: прошу у Ангела-хранителя и неба поддержки…

Художник уже паломник; накапливая красоту, он несет ее с молитвой в живописном творении

– Как вы пришли к вере в Бога?

– Еще в детстве меня крестила бабушка Ксения. Потрясение случилось в 1960-х, на Соловках, когда я собирал материал для диплома по Русскому Северу. Слезы жгли при дивных видениях: и святость монастыря, и беззаконие лагеря «СЛОН». А встреча с отцом Феофилактом в Радонеже, при открытии памятника преподобному Сергию, преобразила всю мою творческую семью: супруга Людмила и дочь Полина получили крещение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

– В намоленном месте работается по-особенному?

– Там больше ответственности перед Богом, есть осознание необходимости вечной жизни, есть сопричастность твоего опыта и взгляда.

– Вы там ощущаете себя больше паломником или художником?

– Художник уже паломник; накапливая красоту, он несет ее с молитвой в живописном творении.

О подлинности искусства

– Иногда смотришь на картину и думаешь: «Что же такое у автора на душе творилось?!» – происходит внутренне отторжение. У вас такое бывает?

– Подлинность искусства проявляется в благотворном влиянии на душу. Это сострадание и сорадование: «Песнь о вещем Олеге», «Вдовушка», «Боярыня Морозова»; нравственная красота человека – «Три богатыря»; любовь к Родине – картина «Грачи прилетели»… Картиной не назовешь то, что не трогает душу.

– Какие направления живописи вы можете назвать душеполезными?

– Душеполезным не назовешь то, что дымится на сыром материале или прогорает быстро под показухой названий. Абстрактная работа при неумении рисовать, мыслить реалистически – представляется мне пустой. Излишество дает слащавость, недоучка – калечит. Известно, что и Сальвадор Дали, и Пикассо, при всех их «измах», были блистательными рисовальщиками.

– Как распознать настоящее, подлинное искусство?

– Критерии настоящего искусства: школа, профессионализм, ответственность. Художник творчеством показывает совершенство и несовершенство жизни. Нужно прожить, прочувствовать, постичь и, используя весь арсенал знаний и умений, – выразить.

– Если художник экспериментирует, ищет новое, что не проверено временем, – как в таком случае отличить мнимое от настоящего?

– Традиция означает передачу, предание. Новаторство – когда с обоймой настоящего искусства, в контексте набранного опыта, с беседой прожитого сердца – идешь вперед, захватывая побольше света.

– Хлеб художника – его картины. Как художнику писать, что по душе, и при этом зарабатывать?

– Чудный Алексей Саврасов писал повторения картины «Грачи прилетели» ради заработка. Его шедевры – во многих музеях. В советское время был «Комбинат живописного искусства»: заказы распределялись художникам со всей страны, и на местах писались добротные произведения. К сожалению, сейчас нет структур, поддерживающих существование художника; мало или вовсе нет сейчас Третьяковых.

Перекреститься – и вдохновенно работать!

– Ваши работы о русской природе и православных храмах пользуются спросом?

– Мои работы есть в музеях и частных коллекциях – в России и за рубежом. Например, В. Мешалкин собрал около 100 моих картин, посвященных русским монастырям. Но в целом с меценатами, к сожалению, сложно: времена Мамонтовых и Морозовых, увы, еще не пришли. Перебиваемся, как можем.

– У вас за плечами большой духовный и творческий опыт. Что можете посоветовать молодым художникам?

– Если дан Дар свыше – неси его достойно, профессионально и крепко. Нужно ценить школу, стремиться к совершенству великих мастеров и выставляться по мере возможности. Выставка – это процесс диалога, мера откровения. Перекреститься – и вдохновенно работать.

Справка

Дмитрий Васильевич Нечитайло – заслуженный художник России, член Союза писателей России.

Родился в Москве 16 июля 1940 года. В 1967 году окончил Московский Художественный институт им. В.И. Сурикова (МГХИ), мастерскую Д.К. Мочальского. С 1968 года – член Союза художников России.

Работы представлены в музеях и частных коллекциях в России, Европе, Америке.

Контакты мастерской Дмитрия Нечитайло:

Источник

Что такое подлинное искусство (Итоговое сочинение (декабрьское))

Искусство — это творческое отражение действительности в художественных образах. Подлинное искусство призвано вызывать в человеке сопереживание и сочувствие к людям, к окружающему миру, иными словами, пробуждать «чувства добрые». Такое искусство служит единению человеческих душ, «освещает и одновременно освящает жизнь человека». Так размышляет об искусстве замечательный публицист Д.С.Лихачев в своем письме «Понимать искусство» в книге «Письма о добром и прекрасном». Попробуем обосновать справедливость этих выводов на примере произведений художественной литературы, которые сами являются также образцами подлинного искусства.

Перед нами рассказ И.С.Тургенева «Певцы» из цикла «Записки охотника». Рассказчик, охотясь в здешних местах, случайно заходит в кабачок, где для развлечения собравшихся соревнуются в пении два доморощенных певца — рядчик и Яшка-Турок.

Но вот перед собравшимися вышел Яков. Его надтреснутый голос с первых мгновений, кажется, проигрывает голосу рядчика, да и песня «заунывная», но он поет душой. Его пение оказывает «странное» воздействие на слушателей, «вонзаясь в душу», зовя за собой, пробуждая в сердце каждого что-то родное. «Закипали на сердце и поднимались к глазам слезы» у всех, кто находился сейчас в кабачке. Уже никто и не думал о соревновании певцов, даже рядчик, все переживали катарсис — сопереживание, духовное очищение под влиянием подлинного искусства. Какое же впечатление производит пение Якова? «Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь. »

Вот мы и нашли ответ на вопрос — что такое подлинное искусство. Это доведенное до совершенства мастерство? Да, несомненно. Но это еще и нечто большее: это проявление таланта, душевных качеств, способности сделать мир вокруг лучше и добрее.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *