Что такое по китайски сяо
Сыновняя почтительность
Теория сяо была закреплена текстуально в трактате «Сяо цзин» („Канон сыновней почтительности“), приписываемом Конфуцию. В нём излагается беседа между учителем и его любимым учеником, Цзэн-цзы 曾子. Поскольку этот текст отличался внятностью и сравнительной простотой (всего 388 различных иероглифов), начиная с дин. Хань он использовался в качестве учебника для чтения в начальном образовании.
Термин и ритуал
Иероглиф «сяо» широко представлен в надписях на бронзовых сосудах эп. Чжоу. Как указано в словаре Шовэнь, он изображает ребёнка и старого человека; графемы ориентированы вертикально, возможно выражая иерархическое подчинение.
С другой стороны, с развитием классической философии сяо переросло в абстрактную категорию и моральный императив. Конфуций и его последователи уклонялись от обсуждения религиозной и метафизической стороны культа предков (связанной с погребением и представлениями о потустороннем мире). Несмотря на то, что погребальная церемония для усопших родителей составляла неотъемлемую часть нормы сяо, ее выполнение рассматривалось прежде всего как наставление живущим. Сыновняя почительность выражалась в изготовлении гроба из лучшего дерева, приготовлении савана и траурных одежд, церемониальных сосудов, а также в соблюдении поста. Имя усопшего заносилось на специальную табличку, которая помещалась в храме предков и дважды в год (весной и осенью) становилась объектом поклонения. В позднеимперские времена проявлением сяо было также изготовление церемониального портрета родительской пары.
Законодательство
В познеимперский период тяжкое нарушение сыновней почтительности (как то убийство родителей) каралось линчи.
Что такое по китайски сяо
СЯО ТИ — СЯО ТИ (сяо ди) (кит. сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В “Лунь юе” сяо ти толкуются как “корни гуманности (жэнь)” и гарант соблюдения общественных… … Философская энциклопедия
СЯО ΤИ — (сяо ди) (кит. – сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) – категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В «Лунь юе» сяо ти толкуются как «корни гуманности (жэнь)» и гарант соблюдения общественных… … Философская энциклопедия
Сяо — Эми (Сяо Сань, 1899 ) китайский революционный поэт и литературовед. Р. в дер. Сянсян (провинция Хунань). Окончив учительскую семинарию, три года учительствовал. Принял участие в антияпонском движении «4 го мая 1919» и в движении «литературной… … Литературная энциклопедия
Сяо — Сяо: Сяо распространенная в Китае фамилия; Сяо китайский родовой клан, правивший в южном Китае в 5 6 веках н. э.; Сяо китайская длинная продольная бамбуковая флейта … Википедия
Сяо — – Конфуцийдің (б.д.д. VІ V ғ.ғ.) діни философиялық іліміндегі маңызды ұғымдардың бірі. Ол ата аналарға, үлкендерге және жалпы ата бабалардың ғұрыптары мен дәстүрлеріне, заттардың қаз қалпында ізетті және құрметті қатынасты белдереді. Б.д.д. ІV ІІ … Философиялық терминдердің сөздігі
Сяо чи — (кит. трад. 小吃, упр. 小吃, пиньинь: xiǎochī, «маленькая еда») это название одного из направлений в китайской кухне. Сяочи представляют собой огромное разнообразие закусок. Чаще всего их готовят и продают в маленьких уличных лавках вдоль дорог … Википедия
СЯО — (кит.): «сыновняя почтительность и почитание старшего бра та – один из принципов конфуцианского учения, основа гуманности. Суть его заключается в том, чтобы «служить родителям согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Сяо — этическая норма в традиционном праве Китая, основная идея конфуцианского гармоничного общества … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Сяо Баоцзюань — (蕭寶卷) (483 501), также Сяо Минсянь (蕭明賢), посмерто именованный Дунхунь хоу (東昏侯), псевдоним Чжицзан (智藏) китайский император династии Южная Ци (南齊) периода Южных и Северных династий в 499 501 годы. Прослыл крайне жестоким и… … Википедия
Что такое по китайски сяо
Cписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Смотреть что такое «Сяо» в других словарях:
СЯО ТИ — СЯО ТИ (сяо ди) (кит. сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В “Лунь юе” сяо ти толкуются как “корни гуманности (жэнь)” и гарант соблюдения общественных… … Философская энциклопедия
СЯО ΤИ — (сяо ди) (кит. – сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) – категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В «Лунь юе» сяо ти толкуются как «корни гуманности (жэнь)» и гарант соблюдения общественных… … Философская энциклопедия
Сяо — Эми (Сяо Сань, 1899 ) китайский революционный поэт и литературовед. Р. в дер. Сянсян (провинция Хунань). Окончив учительскую семинарию, три года учительствовал. Принял участие в антияпонском движении «4 го мая 1919» и в движении «литературной… … Литературная энциклопедия
Сяо — – Конфуцийдің (б.д.д. VІ V ғ.ғ.) діни философиялық іліміндегі маңызды ұғымдардың бірі. Ол ата аналарға, үлкендерге және жалпы ата бабалардың ғұрыптары мен дәстүрлеріне, заттардың қаз қалпында ізетті және құрметті қатынасты белдереді. Б.д.д. ІV ІІ … Философиялық терминдердің сөздігі
Сяо чи — (кит. трад. 小吃, упр. 小吃, пиньинь: xiǎochī, «маленькая еда») это название одного из направлений в китайской кухне. Сяочи представляют собой огромное разнообразие закусок. Чаще всего их готовят и продают в маленьких уличных лавках вдоль дорог … Википедия
СЯО — (кит.): «сыновняя почтительность и почитание старшего бра та – один из принципов конфуцианского учения, основа гуманности. Суть его заключается в том, чтобы «служить родителям согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Сяо — Концепция сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще в конфуцианстве. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
Сяо — этическая норма в традиционном праве Китая, основная идея конфуцианского гармоничного общества … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Сяо Баоцзюань — (蕭寶卷) (483 501), также Сяо Минсянь (蕭明賢), посмерто именованный Дунхунь хоу (東昏侯), псевдоним Чжицзан (智藏) китайский император династии Южная Ци (南齊) периода Южных и Северных династий в 499 501 годы. Прослыл крайне жестоким и… … Википедия
СОДЕРЖАНИЕ
Китайский Сяо
Сяо или Сяо ( упрощенный китайский : 嚣 ; традиционный китайский : 囂 ; пиньинь : Xiao ; Wade-Giles : Hsiao ; лит ‘шум’), поочередно выражены Ао ( пиньинь : Ao ; Wade-Giles : ао ), является мифологическое существо описывается как похожее на обезьяну или птицу.
Китайское слово его (囂) означает «шум; шум; гомон, надменные; гордые, надменный». Во времена династии Шан (ок. 1600–1046 до н. Э.) Сяо было как названием исторической столицы (недалеко от современного Чжэнчжоу в провинции Хэнань ) в эпоху короля Чжун Дина (ок. 1421–1396 до н. Э.), Так и именем Король Гэн Дин (ок. 1170–1147 гг. До н. Э.).
В «Классике гор и морей» Шаньхайцзина Сяо (в некоторых изданиях написан графический вариант 嚻) используется как название реки (Xiaoshui 囂 水), горы (Beixiao zhi shan 北 囂 之 山) и двух мифических существ.
Первый Сяо, который якобы напоминает ю ( 禺 ) «обезьяна; обезьяна», найден на западной горе Юйци (羭 次),
В ста девяноста лирах дальше на запад находится гора Черной Эве… Здесь есть зверь, форма которого напоминает Ю-Апе, но с более длинными руками. Он умеет бросать вещи, и его называют Сяо… Шумная обезьяна.
Второй Сяо, мифологический гибрид, напоминающий Куафу (夸父), легендарного гиганта, который гнался за солнцем, находится на северной горе Лянцюй (梁 渠),
Здесь обитает птица, форма которой напоминает Куафу Хвастуна, но с четырьмя крыльями, одним глазом и собачьим хвостом. Его называют хриплой птицей, и он издает звук, похожий на сорока. Его употребление в пищу излечит от боли в животе, а также может остановить диарею.
Первая вершина Классика Западных гор, Часть III, называется Гора Поклонение. … Здесь есть животное, похожее на обезьяну, но на предплечьях которого есть отметины, как у леопарда или тигра, и оно хорошо метает предметы. Его зовут лифтотец.
Первая гора на третьем пути через Западные горы называется Чунву. … Здесь есть зверь, форма которого напоминает Ю-Апе с леопардовыми и тигровыми отметинами на руках. Он умеет бросать вещи и называется Дзюфу… Лифтер.
Китайский Шаньсяо
Шаньсяо или Шань-сяо ( китайский : 山魈 ; пиньинь : shānxiāo ; Уэйд-Джайлс : шань-сяо ; букв. «Горный чертенок») относится к «невысокому одноногому обезьяньему существу, питающемуся раков, жившему в западных горах. «. В Современный стандарт китайского использования, shanxiao это имя для африканского « Mandrill обезьяны; мандрилы сфинкса ».
Проанализировав многочисленные рассказы о шаньсяоских «духах холмов», голландский китаолог Ян Якоб Мария де Гроот считает, что:
Здесь есть птица, похожая на сову, с человеческим лицом, телом обезьяны и собачьим хвостом. Его название происходит от его названия: [лакуна]. Когда бы он ни появился, в этом городе будет сильная засуха. (Гора Янзи 崦 嵫 之 山, где садится)
Hsiao птица похожа на ястреб, но у него есть голова человека, тело обезьяны, и хвост собаки. Его появление предвещает суровые засухи.
Дунфан Шо «s (с. Второго века н.э.) Shenyijing (神異經„Классический Божественных Marvels“) пишет shanxiao в shansao с редким Сао характером (совмещая犭„собака“радикал и может 參фонетические).
Глубоко в горах Запада существуют люди, которые больше чем изменились в размерах. Они ходят голыми и ловят лягушек и крабов. Они не стесняются людей, и когда они видят, что они останавливаются на ночлег, они идут к своему огню, чтобы поджарить своих лягушек и крабов. Они также наблюдают за тем моментом, когда мужчины отсутствуют, и крадут их соль, чтобы поедать своих лягушек и крабов. Их называют холм-сао, потому что они сами издают этот звук. Люди бросали в свои костры бамбук, который, взорвавшись, выскакивал из него и напугал сао. Когда на них нападают, они заставляют нападавших подхватить лихорадку. Хотя эти существа имеют человеческий облик, они принимают другие формы и, следовательно, также принадлежат к классу квэй и мэй [ гуй (鬼 «дьяволы») и мэй (魅 «демоны»)]. В настоящее время их обитатели встречаются повсюду в горах.
В некоторых изданиях Шэньчжэнь говорится, что шаньсяо выше чжана (丈 «3,3 метра»), в то время как другие говорят, что ци (尺 «0,3 метра»).
Li Shizhen «s (1578) Бенцао Ганьм классической Материя медик обсуждает shanxiao под Feifei Feifei 狒狒„-людоед обезьяна с длинными волосами“входом.
Понятие шаня-Хсиао, очень распространено среди их племен в современном Kuichou существовало только в Южном Китае из Юньнани в Чжэцзян с древних времен. Вера, похоже, зародилась на западе, потому что более древние источники подчеркивали, что шань-сяо жили в западных горах. Их характеристики были: одноногие и невысокого роста, похожие на обезьян, живущие на деревьях, боязнь грохота, но любящие музыку, больше походившие на беса или добродушного гоблина, чем на по-настоящему злобные. На мой взгляд, описания не оставляют никаких сомнений в том, что эти гоблины висели вместе с обезьянами, как и му-ко [木 客 «гость на дереве»]. Первоначальными носителями этих историй, по-видимому, были народы Яо, потому что только Яо были распространены по всей этой территории. Кажется, есть какое-то указание на то, что шань-сяо были чем-то вроде духа мертвых.
Китайский сяоян
Выше я ищу святых отшельников. Я вхожу в дружбу с Red Pine ; Я присоединяюсь к Ван Цяо как его напарник. Мы отправляем Сяо Яна впереди, чтобы вести нас; Белый Тигр бегает туда-сюда в сопровождении. Плывя в облаках и тумане, мы входим в тусклую высоту неба; Катаясь на белых оленях, мы развлекаемся и получаем удовольствие.
Британский китаевед Дэвид Хоукс отмечает, что Сяо Ян был «антропоидным чудовищем, верхняя губа которого закрывает лицо, когда он смеется. Его смех был зловещим, как было сказано, что указывало на то, что он собирался съесть человеческое мясо»; и гласит: «Ужасный демон-людоед, живущий в уединенных местах».
Популярная культура
Обратите внимание на очевидную связь этого имени D&D с китайским hsiao или xiao, что означает «сова».
Некитайцы ошиблись «Сиго»
Сиго Китайское сложное существо с человеческим лицом, телом обезьяны, собачьим хвостом и птичьими крыльями.
Запись на стене
► Правила обращения по имени в китайском языке
Наверное, каждый из вас не раз сталкивался с этим непростым вопросом: так как же, все-таки, обращаться к китайцам по имени?
В русском языке имя имеет довольно вольный характер, мы можем менять их с фамилией местами и тут, как в математике, от перемены мест слагаемых значение суммы не изменится; можем сокращать; называть своего друга просто «Ваня», а старого коллегу просто «Михалыч» или, на худой конец, «Иванов». И многое, многое другое.
С китайским именем так сделать не получится.
В 1958-м году в Китае был принят стандарт записи китайского языка латинской письменностью пиньинь, разработанный китайскими лингвистами. Помимо транскрипции он регламентирует в том числе правильное написание имён. В Китае пиньинь носит официальный статус. Общепринятой системой китайско-русский транскрипции является транскрипционная система Палладия.
▼ Как известно, фамилия в Китае произносится перед именем.
Сюань Цзи, Хань Мучунь, Сяо Чжэн.
Обращения к героям Шэн, Сяо, Цзи, Цянь, и т.д. неприемлемы.
▼ Не следует обращаться к китайцу исключительно по фамилии (например – Сяо). Фамилия всегда должна сочетаться с обращением или должностью (директор Сяо). Обязательно в последовательности: фамилия – обращение/должность (на китайском это будет Сяо лаоши = учитель Сяо). Сами китайцы очень охотно используют должности в общении между собой, так что в ряде случаев, такой вариант может быть даже предпочтительней.
▼ Категорически не рекомендуется обращаться к китайцу только по имени. Сама попытка поинтересоваться о том, можно ли так обращаться, оскорбит китайца. В Китае обратиться только по имени можно лишь к очень близкому человеку.
Зачастую, обращение по имени используют родители. В таком случае оно приобретает ласковый характер. Это достигается посредством удвоения имен: Минмин. Зачастую удваивается первый слог имени, но порой, для благозвучности, китайцы также удваивают и второй слог или фамилию: Сянь-сянь (Вэй Усянь) и Хуахуа (Хуа Чэн). В таком случае допускается как слитное написание, так и через дефис.
Еще один способ, добавление к именам специальных префиксов: Сяо Цзи, Сяо Цянь, А-Юань.
Обращение «сяо» и «лао» зачастую также используется и в кругу друзей, указывая, соответственно, на степень старшинства: Сяо Цзи = малыш/младший Цзи; Лао Ло = старик/старина Ло.
Если есть только фамилия, она склоняется по нормам русского языка – то есть склоняется, если она принадлежит мужчине («приказ директора Сюаня») и не склоняется, если принадлежит женщине («наставления барышни Чэнь»).
Резюмируя все вышеописанное:
В Китае вот так просто взять и назвать человека по имени или фамилии считается крайне формально и даже грубо. Ваш собеседник, разумеется, вас поймёт и не будет поправлять или делать замечание, но он также поймёт ваш «замечательный» уровень знаний и степень уважения к его личности и его культуре. Во избежание казусов, желательно не сокращать и не делить китайские имена, не разделять имя и фамилию.
В руфандоме мы позволяем себе некоторые вольности, интерпретируем имена по-своему, но это, к сожалению, в корне неверно.
Если заковыристое имя героя вызывает сложности, лучше обратиться к его «ласковой» форме: Сяо Цянь, Сяо Цзи.
На крайний случай, длинные имена, состоящие из двух слогов, такие как Чжэнмин или Линъюань, все же можно писать без фамилии. Но с короткими, односложными («Цзи» и «Цянь») этого лучше не делать. Как и не оставлять одну только висящую в воздухе неприкаянную фамилию.
Сошлемся на то, что все эти герои уже давно стали нашими близкими друзьями. Только никому об этом не говорите