Что такое пнс в армии
ПНС взяли Тархуну, силы Хафтара отступают из Триполитании
Армия Хафтара оставляет военную технику
Напомним, что город Тархуна находится в муниципалитете Эль-Маргаб в 80 километрах к югу от Триполи. До войны население города составляло около 296 тысяч человек. По мнению многих аналитиков, захват Тархуны позволяет говорить о завершении неудачной операции войск Хафтара по штурму Триполи.
Верная маршалу Ливийская национальная армия более не угрожает столице. Более того, вслед за Тархуной боевые действия неизбежно переместятся дальше, в Сирт и Бани-Валид.
Помимо отступления, верные маршалу войска теряют и дорогостоящую боевую технику. Так, на странице в Twitter появилось видео буксировки вертолета Ми-24 российского производства, который, как утверждают противники маршала, был накануне захвачен у верных ему войск.
Также в Twitter демонстрируются фотографии захваченных у Хафтара вертолета российского производства Ми-35 и артиллерийских орудий, которые использовались при обороне аэропорта.
А вот захваченное вооружение Ливийской национальной армии.
Неудачи Хафтара связывают с активным включением в боевые действия в Ливии Турции, которая не только помогает вооружением правительству Сараджа, но и направила в Северную Африку как бойцов сирийских радикальных формирований, так и военнослужащих турецкой регулярной армии. Противники Хафтара утверждают, что на стороне маршала сражаются россияне из т.н. «ЧВК Вагнера», однако эти утверждения лишены конкретных доказательств.
Тем временем, представители Правительства национального согласия выступают с победными заявлениями. Так, министр внутренних дел ПНС Фатхи Башагха заявил, что отступление Хафтара от Триполи станет «началом конца» всего проекта маршала. Также он призвал находящиеся под контролем Ливийской национальной армии города и территории восстать против власти Хафтара.
Какой путь выберут покровители Хафтара?
Однако говорить об однозначной победе ПНС пока очень преждевременно. Многое будет зависеть от того, сколь эффективную помощь окажут маршалу его покровители. ПНС удалось обыграть Хафтара благодаря принципиальной разнице в характере поддержки: если ОАЭ, Египет, Греция, Россия оказывали Хафтару дозированную и скрытую помощь, то Турция открыто и демонстративно вмешалась в конфликт на стороне Фаиза Сараджа. Если такую же стратегию сейчас выберут покровители Хафтара, то успех ПНС может остаться в прошлом.
Впрочем, поддержка со стороны той же Франции, которая оказывалась Хафтару, также может прекратиться. Например, немецкий аналитик В.Лахер видит в российском военном присутствии в Ливии куда большую угрозу для Евросоюза, включая и Францию, чем турецкая интервенция для поддержки режима в Триполи.
В любом случае, текущие события показывают: маршалу не только не удалось взять Триполи, но под вопросом оказалось и присутствие его войск во всей Триполитании. Если они будут вытеснены из этого региона окончательно, то раскол Ливии на фактически обособленные друг от друга территории, «квазигосударства», закрепится на неопределенное время.
То есть, произойдет «сомализация» Ливии: в Триполитании будут держать власть сторонники Фаиза Сараджа, поддерживаемые Турцией, а в Киренаике – Халифа Хафтар, пользующийся помощью соседнего Египта. А ведь есть еще и огромная южная ливийская провинция Феццан, в которой вообще свои расклады, зависящие от взаимоотношений племен арабов-бедуинов, туарегов и тубу.
Наконец, как «ВО» уже сообщало в предыдущих материалах, существует вероятность появления нового лидера, которого могут противопоставить режиму в Триполи. Ведь Хафтар, в конце концов, человек пожилой и рано или поздно, но у оппозиции ПНС должен появиться более молодой руководитель, пусть и без такого внушительного военного опыта и послужного списка.
Вот что происходит, тем временем, в окрестностях Триполи:
Как ПНС Ливии утратило свою легитимность
Правительство национального согласия (ПНС) Ливии было сформировано в начале 2016 года в соответствии с Ливийским политическим соглашением (так называемое Схиратское соглашение). Этот документ четко регулирует обязанности исполнительных и законодательных органов Ливии, а также сроки их мандата ПНС, который был ограничен двумя годами. Федеральное агентство новостей (ФАН) ознакомилось с текстом соглашения и узнало, когда триполитанское «правительство» потеряло свою легитимность и как оно до сих пор сохраняет власть.
Схиратское соглашение
В декабре 2015 года все стороны ливийского конфликта встретились в марокканском городе Схират, чтобы сформулировать и подписать политическое соглашение, которое выступит в качестве основного конституционного документа. В соответствии с этим соглашением должен был разрабатываться проект постоянной конституции Ливии и формироваться полноценная структура органов власти страны на время переходного периода.
Документ, в частности, предполагал создание правительства национального согласия, которое возьмет на себя функции исполнительной власти на время переходного периода. В соответствии со Схиратским соглашением также был сформирован президентский совет ПНС, функция которого — утверждать решения совета министров, назначать послов и представителей Ливии в международных организациях, а также назначать высокопоставленных чиновников.
Состав президентского совета ПНС также четко прописывался в соглашении. Председателем структуры должен выступать премьер-министр ПНС, а участвовать в совете — пять заместителей премьер-министра и три министра.
Но, что самое важное, в документе определен срок мандата правительства национального согласия. Орган исполнительной власти сформирован сроком на один год с момента признания его Палатой представителей (январь 2016 года) или до принятия проекта конституции Ливии, но не дольше чем на два года. То есть максимальный срок мандата ПНС составляет два года, которые истекли в начале 2018 года. С тех пор триполитанское «правительство» не может считаться легитимным.
Однако фактически ПНС утратило легитимность намного раньше — практически в самом начале существования.
Принципы исполнения Схиратского соглашения
Прежде всего, стоит отметить, что Схиратское политическое соглашение, помимо разработки проекта конституции, должно было предоставить ливийским властям инструменты для решения задач по борьбе с терроризмом, стимулированию экономического роста, борьбе с незаконной миграцией, укреплению верховенства закона и прав человека по всей стране.
Для этого подписанты документа определили 32 принципа, от которых зависит действительность соглашения и указанных в нем договоренностей. Однако известно, что правительство национального согласия не выполняет как минимум 12 из этих пунктов.
Борьба с терроризмом и роспуск вооруженных группировок
Схиратским соглашением устанавливается, что власти Ливии обязаны бороться с террористическими актами в любых формах и с любыми источниками финансирования терроризма. Государство несет за это исключительную ответственность. При этом власти обязуются выполнить решение законодательного органа — Палаты представителей — о роспуске вооруженных формирований и интеграции их членов в гражданские и военные государственные институты.
Все вооруженные группировки должны быть перемещены за пределы жилых районов, гражданских и военных штаб-квартир. Интегрированным в Минобороны и МВД боевикам запрещается создавать военные или паравоенные группировки и организации. Армия принимать на себя обязательства соблюдать конституционную систему, то есть принципы, прописанные в соглашении.
Однако в действительности на подконтрольных ПНС территориях эти обязательства не выполняются. Вооруженные группировки, свергнувшие Муаммара Каддафи в 2011 году, хотя формально и вошли в состав Минобороны и МВД триполитанского «правительства», не расформировались, а сохранили обособленные друг от друга структуры. Они сохраняют свои прежние названия и логотипы, у каждой банды есть свой главарь и подконтрольный район столицы и пригорода. Периодически они устраивают между собой разборки, воюя за зоны влияния.
Ранее ФАН уже писал, какие бандформирования входят в МВД и Минобороны. Некоторые члены и главари этих группировок числятся в санкционных списках ООН и третьих стран, а преступления банд фиксировались в нескольких докладах СБ ООН. Кроме того, выявлены случаи, когда группировки совершали теракты в Ливии совместно с международными террористическими организациями.
При этом на северо-западе страны остались бандформирования, которые не интегрированы в правительственные ведомства. Тем не менее, ПНС не выполнило обязательство по перемещению их за пределы жилых районов города. Они свободно орудуют в Триполи и других городах, подконтрольных главе ПНС Файезу Сарраджу, терроризируя мирных граждан. В настоящее время, на фоне антитеррористической операции Ливийской национальной армии, эти разрозненные банды помогают боевикам ПНС сохранить контроль над столицей.
Несоблюдение псевдолегитимным правительством Ливии обязательств по борьбе с терроризмом и роспуску бандформирований закономерно спровоцировало нарушение и других принципов Схиратских соглашений и международных норм.
Работорговля, произвольные аресты и дискриминация
Политическое соглашение основывается на международных конвенциях и стандартах, что означает наличие обязательств полного соблюдения прав человека, независимость судебной системы, запрет на дискриминацию по каким-либо признакам и на агрессию против политических оппонентов. В данном случае ФАН считает необходимым детально разобрать преступления правительства национального согласия против прав и свобод человека.
Восьмым принципом Схиратских договоренностей значится:
запрет любой дискриминации по какому-либо признаку.
Власти Ливии, подписывая документ, подтвердили принцип равенства граждан. Однако, не распустив вооруженные группировки и не завершив их интеграцию, ПНС позволили боевикам от имени государства нарушать соглашение.
Известно, что триполитанские и мисуратские бандформирования, входящие в состав МВД ПНС, отлавливают женщин, которые появляются на улице без сопровождения мужчин, и используют этот факт, как обоснование для ареста и помещения в тюрьму.
В частности, СБ ООН в своих докладах указывал, что произвольным задержанием женщин занимаются группировки RADA, «Абу Салим», «Батальон революционеров Триполи» и ряд других банд МВД, под контролем которых находятся частные тюрьмы.
Заключенных этих учреждений пытают, морят голодом, убивают и продают в рабство, что нарушает сразу несколько принципов Схиратского соглашения:
недопустимость задержания или ареста с нарушением норм закона; обязательство борьбы с торговлей людьми; а также преследование и наказание виновников в совершении убийства, пыток и других преступлений по международному праву, включая любые формы ненадлежащего обращения с заключенными, кем бы они ни были.
Все преступления банд зафиксированы экспертами ООН, о чем известно президентскому совету ПНС. Тем не менее, премьер-министр правительства Файез Саррадж не только не пытается бороться с бандитами, но и платит им зарплату из государственного бюджета Ливии.
Это обстоятельство объясняется тем, что бандформирования, кроме случайных граждан, арестовывает и незаконно удерживает в частных тюрьмах политических оппонентов Сарраджа, что нарушает еще один принцип договора:
отрицание и криминализация всех форм насилия, угроз применения насилия, либо подстрекательства к использованию насилия для достижения политических целей.
Недавно о таком случае заявила организация «Фанзания» южного региона Ливии Феццан. Она обвинила ПНС в похищении своего лидера Абд аль-Монейма Сануси.
Согласно данным «Фанзании», политического противника Сарраджа задержала группировка RADA. Абд аль-Монейму Сануси не позволили связаться с родными, его удерживают в неизвестном месте.
К слову, RADA также незаконно удерживает российских социологов Максима Шугалея и Самера Суэйфана. Они проводили в Триполи социологическое исследование, но их арестовали и заключили в частную тюрьму «Митига» без предъявления обвинений. Позже ПНС использовало задержание россиян для политического шантажа.
Удерживание социологов в тюрьме без предъявления обвинений нарушает принцип соглашения об
освобождении всех лиц, которые были задержаны без предъявления обвинений и возбуждения разбирательства.
Тем не менее, Шугалей и Суэйфан до сих пор находятся в «Митиге», а ПНС отказывается их отпускать, придумывая все новые причины задержания. Официальных обвинений россиянам до сих пор не предъявлено.
Разрешение миграционного кризиса
Ввиду миграционного кризиса, в Схиратское соглашение внесен пункт об ответственности ливийских властей за борьбу с нелегальной миграцией и разрешению гуманитарной ситуации вокруг беженцев и перемещенных лиц.
Согласно документу, ПНС, как и другие стороны договора,
обязано поспособствовать разрешению гуманитарной ситуации с беженцами и перемещенными лицами, а также способствовать их добровольному достойному и безопасному возвращению в родные места в кратчайшие сроки. Кроме того, власти обязаны предоставить им защиту и компенсацию понесенных ими убытков с учетом финансового положения ливийского государства.
О выполнении этого пункта соглашения у СБ ООН существует отдельный доклад, где зафиксированы преступления береговой охраны ПНС.
Департамент по борьбе с незаконной миграцией и береговая охрана ПНС обвиняются экспертами международной организации в произвольном задержании мигрантов, содержании их в бесчеловечных условиях, пытках, изнасилованиях, работорговле, принуждении к занятию проституцией и подневольному труду.
«Мигранты в Ливии становятся жертвами произвольного задержания и содержания в бесчеловечных условиях, они продолжают подвергаться пыткам, включая изнасилования и другие формы сексуального насилия, похищения с целью получения выкупа, вымогательства, принуждение к подневольному труду, принудительную проституцию и незаконные убийства», — указано в документе.
В докладе СБ ООН также отмечается, что ПНС Ливии никак не реагирует или не хочет реагировать на беспредел, который творят сотрудники департамента по борьбе с незаконной миграцией и береговой охраны. Это также является нарушением Ливийского политического соглашения. Документ обязывает триполитанское «правительство»:
бороться с торговлей людьми и незаконной миграцией посредством применения комплексных усилий соответствующих государств и сотрудничества с международным сообществом и соседними странами, соблюдая при этом нормы международного права.
Экономические преступления и коррупция
Правительством национального согласия нарушены и принципы, обеспечивающие экономическое благополучие Ливии и ее граждан. В частности, речь идет об
установлении децентрализованной системы государственного управления, обеспечении экономического роста, открытой борьбе с коррупцией, а также охране природного богатства, национальных ресурсов, государственных финансовых и экономических институтов, принадлежащих всем ливийцам, и их инвестировании в интересах народа и будущих поколений.
Экономика Ливии напрямую зависит от нефтяных доходов. По запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и девятое — в мире. При этом продажа нефти осуществляется, согласно резолюции ООН, исключительно через Триполи, то есть через ПНС и подконтрольную ей Национальную нефтяную корпорацию (ННК) Ливии.
ННК единственный уполномоченный оператор по экспорту и импорту ливийской нефти на международном уровне. В бюджет корпорации также поступают 70% всех нефтяных доходов. Деньги из ННК централизованно поступают в Центробанк страны. И, хотя ЦБ Ливии разделен на два штаба — восточный и западный — основная часть доходов поступает в Триполи.
Средства с продажи нефти, поступившие в бюджет ПНС, идут, в частности, на зарплаты вооруженным группировкам, которые согласны выполнять некоторые поручения правительства только за внушительное вознаграждение. Официальными отчислениями это не ограничивается. Назначенный группировкой «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ) глава ЦБ Триполи Аль-Садик Омар аль-Кабир по поручению Файеза Сарраджа перечисляет боевикам еще и «черную» зарплату. Это обстоятельство привело к конфликту между ННК и Аль-Кабиром.
Огромные средства также идут на оплату вооружения, которое контрабандой поставляется ПНС из Турции, а также наемников. Так, были опубликованы документы за подписью главы МВД ПНС Фатхи Башаги о переводе Анкаре в течение нескольких месяцев этого года более 570 миллионов евро. К слову, это также является нарушением накладываемого Схиратским соглашением обязательства о соблюдении резолюций СБ ООН.
Как ПНС сохраняет власть
В целом Схиратские соглашения заключались с целью объединить усилия конфликтующих сторон для разработки постоянной конституции страны. Это была основополагающая задача, которая, не без помощи ПНС, так и не реализовалась. Дискредитация договоренностей и разработки проекта конституции фактически стало главной целью премьер-министра ПНС Файеза Сарраджа с самого начала существования структуры, что подтверждают дальнейшие действия этого органа исполнительной власти Ливии.
Комиссия, куда входили лидеры ливийских племен, авторитетные чиновники и политики страны, постепенно разваливалась усилиями триполитанцев. Большинство членов комиссии были исключены и задержаны под предлогом продвижения принципов политического строя свергнутого лидера Ливии Муаммара Каддафи. Освобождающиеся места в комиссии занимали исламисты. В результате стороны так и не смогли прийти к консенсусу.
Правительство национального согласия воспользовалось ситуацией. Использовав политическую нестабильность в стране и низкий уровень контроля за добычей нефти, Файез Саррадж заручился поддержкой некоторых западных стран. Выгодные условия покупки ливийской нефти обеспечивают ПНС легитимностью вне зависимости от сроков мандата.
1 Организация запрещена на территории РФ.
2 Организация запрещена на территории России.
Один в пустыне не воин В Ливии вновь вспыхнула война. Кого в ней поддержит Россия?
Ситуация в Ливии вновь обострилась и может вот-вот вылиться в кровопролитную битву. Силы правительства национального согласия выбили Ливийскую национальную армию генерала Хафтара со стратегически важных позиций на подступах к столице и продолжают теснить войска фельдмаршала Халифы Хафтара на юг. Последний теперь вынужден отказаться от планов по захвату Триполи, учитывая, что от него один за одним уходят как внутренние, так и внешние союзники. А пока участники конфликта угрожают друг другу кровавой расправой, Россия и Турция продолжают свою игру за кулисами, сохраняя главную интригу — готовы ли они перейти к более решительным действиям. «Лента.ру» выяснила, как и почему изменилась расстановка сил в Ливии, чем это грозит Хафтару и стоит ли фельдмаршалу ждать помощи от Москвы.
Путь к великой победе
«Этот успех еще не означает конца битвы, но как никогда приближает нас к великой победе», — заявил глава правительства национального согласия (ПНС), премьер-министр Фаиз Сарадж. 18 мая его силы выбили Ливийскую национальную армию (ЛНА) с авиабазы Аль-Ватия в 130 километрах к юго-западу от Триполи. Хафтаровцы занимали ее с 2014 года: это был ключевой оперативный центр, из которого направлялись все атаки на столицу. Это серьезно ударило по планам фельдмаршала взять Триполи, который пока занимают силы ПНС.
Армия Хафтара начала наступление на столицу еще в апреле 2019-го. Фельдмаршал оправдывал свои действия соображениями безопасности: якобы в городе полно частных ополченцев и экстремистских группировок, которые только препятствуют разрешению конфликта в стране. Весь следующий год он под разными предлогами продолжал попытки захватить Триполи. ЛНА так и не смогли взять город, однако остановились на подступах — одним из них и была база Аль-Ватия. Ее значение для Хафтара сложно переоценить: оттуда он и планировал совершить финальный рывок к столице.
На войне даже крохотный клочок земли имеет принципиальное значение, и за него армии противников боролись до последнего. Битва за Аль-Ватию продолжалась с середины апреля, войска Сараджа три раза пытались штурмовать пункт — и, наконец, у них получилось. Теперь ПНС продвигается все дальше на юг: правительственные войска уже взяли город Аль-Асаба и планируют подчинить населенный пункт Тархуна и находящуюся там базу — последний крупный пункт ЛНА в пригороде Триполи (в 80 километрах южнее столицы). Если это удастся, разрозненные области на западе провинции Триполитания будут всецело принадлежать правительству. Это позволит армии Сараджа вызывать подкрепление из столицы на более дальние участки, граничащие с территорией под контролем ЛНА, — особенно важная деталь, которая может оказать решающее значение и сделать ПНС победителем этой войны.
Материалы по теме
При Каддафи такого не было
Правительственные войска уже продвинулись в сторону Тархуна, выгоняя хафтаровцев с насиженных мест: 22 мая бойцы ПНС заняли районы Салахаддин и Аль-Мешру. Теперь перед Хафтаром стоит гораздо более сложная задача: сохранить позиции на этом участке.
Несмотря на то что теперь почти вся зона провинции Триполитания, граничащая с Тунисом, находится под контролем ПНС, говорить о полной победе Сараджа пока рано. С одной стороны, армия Хафтара — самая боеспособная в стране. С другой — если бы у нее действительно было достаточно сил, Триполи уже давно подчинялся бы фельдмаршалу. События предсказать сложно: сегодняшняя победа Сараджа может обернуться крупным поражением завтра.
Мучительные часы безумца
В ливийской войне участвуют не только войска Хафтара и Сараджа: например, ПНС активно помогает Турция. В стране уже действует 1,5 тысячи турецких военных, и еще 2,5 тысячи могут вот-вот к ним присоединиться. Анкара также отправляет в Ливию бойцов из сирийской оппозиции: это длится как минимум с декабря, после подписания официального договора о помощи (до этого, конечно, стороны справлялись и без соглашений).
Хотя Евросоюз и НАТО, как и Турция, признают только власть Сараджа, поддерживать его силой они не торопятся. Они стараются придерживаться — хотя бы на словах — оружейного эмбарго. Судя по всему, это их последняя надежда на то, что эскалации конфликта удастся избежать: мирные переговоры приносили только временное затишье.
21 мая ЛНА объявила, что готова начать крупнейшую воздушную операцию и уничтожить всех на пути. Хафтаровцы уже начали воплощать угрозы в жизнь: спустя двое суток они сбили семь турецких беспилотников недалеко от Тархуна — той самой базы, которую ПНС нужно захватить для окончательной победы на западном фронте. «Все объекты и интересы Турции во всех оккупированных городах являются законной мишенью», — рассказывал командующий военно-воздушными силами ЛНА Сакр аль-Джаруши.
Материалы по теме
Африканские страсти
В свою очередь, МИД Турции предупредил, что ответит на любое нападение на свои объекты в Ливии: Анкара готова ударить и по штаб-квартире Хафтара на востоке страны. В ЛНА отвечали, что турецким войскам лучше поберечься. «Предстоящие часы станут крайне мучительными для безумца и его сторонников», — заявил начальник штаба ВВС ЛНА Сакр аль-Джаруши, указывая на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Тогда же в сети появились слухи, что угрозы хафтаровцев могут воплотиться: Москва якобы поставила им военные самолеты. Как бы в подтверждение слухам стали появляться сообщения о российских зенитных ракетно-пушечных комплексах (ЗРПК), обнаруженных на брошенных базах ЛНА.
Башага также утверждал, что Россия поставляет Хафтару крупную военную технику: ему якобы отправили восемь самолетов транзитом через Сирию. Речь шла о шести МиГ-29 и двух Су-24. Затем Башага поправил себя и рассказал, что истребителей все же шесть: они прилетели с российской военной базы Хмеймим в Сирии в сопровождении двух Су-35.
В целом слухи о поставках российских военных самолетов Хафтару ходят уже несколько лет. Если это так, то их фельдмаршал может считать своим козырем: они действительно могут составить конкуренцию войскам и технике Турции, которая участвует в операциях на стороне ПНС.