Что такое площадь в градостроительстве
Площадь (архитектура)
Пло́щадь — открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств.
Ссылки
См. также
Типы адресных объектов в России (элементы почтового адреса) | |
---|---|
Уровень 1 | Автономный округ (АО) • Автономная область (Аобл.) • Город 3,4 (г.) • Край • Область (обл.) • Республика (Респ.) |
Уровень 2 | Район (р-н) • Территория 3,4,5 (тер.) • Улус 4 (у.) |
Уровень 3 | Волость 4 • Городское муниципальное образование (г/мо) • Дачный посёлок 4 (дп) • Курортный посёлок 4 (кп) • Посёлок городского типа 4 (пгт) • Почтовое отделение 4,5 (п/о) • Рабочий (заводской) посёлок 4 (рп) • Сельская администрация (с/а) • Сельская территория (с/тер) • Сельский округ (с/о) • Сельское муниципальное образование (с/мо) • Сельское поселение (с/пос) • Сельсовет (с/с) |
Уровень 4 | Аул 5 • Выселки / Выселок 5 (высел.) • Городок 5 • Деревня 5 (д.) • Железнодорожный остановочный (обгонный) пункт 5 (ж/д_оп) • Железнодорожная будка 5 (ж/д_будка) • Железнодорожная казарма 5 (ж/д_казарм.) • Железнодорожная платформа 5 (ж/д_платф.) • Железнодорожная станция 5 (ж/д_ст.) • Железнодорожный пост 5 (ж/д_пост) • Железнодорожный разъезд 5 (ж/д_рзд.) • Заимка • Казарма 5 • Местечко 5 (м.) • Микрорайон 5 (мкр.) • Населённый пункт 5 (нп) • Остров 5 • Планировочный район 5 (п/р) • Посёлок и станция / Посёлок при станции 5 (п/ст) • Посёлок сельского типа 5 (п.) • Починок 5 • Промышленная зона (промзона) • Разъезд 5 (рзд.) • Село 5 (с.) • Слобода 5 (сл.) • Станица (ст-ца) • Станция 5 (ст.) • Хутор 5 (х.) |
Уровень 5 | Аллея • Аэродром • Берег • Бульвар (б-р) • Вал • Въезд • Гора / Горка • Двор • Дорога / Дорожка (дор.) • Животноводческая точка (жт) • Заезд • Квартал (кв-л) • Километр (км) • Кольцо • Линия • Набережная (наб.) • Парк • Переезд • Переулок (пер.) • Платформа (платф.) • Площадка (пл-ка.) • Площадь (пл.) • Полустанок (полуст.) • Проезд • Просек • Просёлок • Проспект (пр-кт) • Проулок • Сад • Сквер • Строение (стр.) • Тракт • Тупик (туп.) • Улица (ул.) • Участок (уч-к) • Шоссе (ш.) |
Уровень 6 | Дом (ДОМ) |
Верхние индексы обозначают уровни, на которых также используются отмеченные названия |
Полезное
Смотреть что такое «Площадь (архитектура)» в других словарях:
Площадь Энергетиков — Общая информация Район города Ленинский Исторический район Кировский Ближайшие станции метро Площадь Маркса Площадь Энергетиков площадь в Ленинском районе Новосибирска. Крупный пересадочный узел, связывающий левый и правый берега… … Википедия
Площадь Сибиряков-Гвардейцев — Общая информация Район города Кировский Ближайшие станции метро «Площадь Маркса» Площадь Сибиряков Гвардейцев площадь в Кировском районе Новосибирска. Образуется пересечением улиц Мира, пересекающей её одноимённой улицей, а также… … Википедия
Площадь Восстания (станция метро — Площадь Восстания (станция метро, Санкт Петербург) Станция «Площадь Восстания» Кировско Выборгская линия Петербургский метрополитен … Википедия
Площадь Гарина-Михайловского (станция метро) — «Площадь Гарина Михайловского» Дзержинская линия Новосибирский метрополитен … Википедия
Архитектура и достопримечательности Перми — Архитектура и достопримечательности Перми. Содержание 1 Планировка и благоустройство 1.1 Первые планы города … Википедия
Архитектура Великого княжества Литовского — ― искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества XIII XVIII веков. Содержание 1 Замковое зодчество 2 Строительные материалы … Википедия
Площадь Тысячелетия (Казань) — Площадь тысячелетия Казань тат. Меңъеллык мəйданы Общая информацияКазаньРоссия … Википедия
Площадь Султан-Галиева — Казань тат. Солтангалиев мəйданы Общая информацияКазаньТатарстан … Википедия
Площадь театра имени Камала — (неоф.) Казань тат. Камал исемендәге театры мəйданы Общая информацияКазань … Википедия
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Площадь
Площадь — открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств. Предшественниками городских площадей были парадные дворы дворцовых и храмовых комплексов Крита, Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии. Прямоугольный план и замкнутая периметрическая застройка характерны для древнегреческой агоры и древнеримского форума. Столь же замкнутый характер (при нерегулярном плане) имели площади (главным образом торговые) европейских городов XII — XIV вв. В эпоху Возрождения создавались площади с очертаниями правильной геометрической фигуры (прямоугольник, трапеция), в эпоху барокко появились площади многоугольные, круглые и других сложных очертаний. В русских средневековых городах большую общественную и градостроительную роль играли кремлевские, торговые, соборные площади. С XVIII в. получили широкое распространение площади с открытой пространственной композицией. Выдающиеся образцы площадей различного назначения были созданы архитекторами русского классицизма в посл. трети XVIII — 1 трети XIX вв.
В современном градостроительстве городские площади делятся на два типа — транспортные и пешеходные. Транспортные иногда делятся на несколько ярусов (для развязки движения в разных уровнях) и имеют различные специализированные назначения (вокзальные, с обширными стоянками автомобилей и др.). Пешеходные площади могут создаваться как парадный и представительный центр города, как театральные, торговые, мемориальные (в честь исторических событий, выдающихся государственных деятелей, ученых, мастеров искусства).
ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ
ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ архитектурно организованное открытое пространство общественного назначения в городе, ограниченное застройкой, зелёными массивами, например, рекой или обрывом, и связанное с улицами или проездами
(Болгарский язык; Български) — градски площад
(Чешский язык; Čeština) — náměstí
(Немецкий язык; Deutsch) — Stadtplatz
(Венгерский язык; Magyar) — városi tér
(Монгольский язык) — хотын талбай
(Польский язык; Polska) — plac miejski
(Румынский язык; Român) — piaţă urbană
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — gradski trg
(Испанский язык; Español) — piaza urbana
(Английский язык; English) — square
(Французский язык; Français) — place urbaine
расширенная проезжая часть городских автомобильных дорог (улиц). В зависимости от назначения, расположения и окружающей застройки различают: главную площадь города или городского района; площадь жилого района; площадь перед общественными и торговыми зданиями, транспортную площадь, привокзальную площадь и др.
Смотреть что такое «ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ» в других словарях:
площадь городская — Архитектурно организованное открытое пространство общественного назначения в городе, ограниченное застройкой, зелёными массивами, например, рекой или обрывом, и связанное с улицами или проездами [Терминологический словарь по строительству на 12… … Справочник технического переводчика
Площадь Советской Украины (Харьков) — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия
Площадь Советской Украины — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия
Площадь Тевелева — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия
Площадь Тевелева (Харьков) — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия
Городская область София — болг. Област София град Страна Болгария Статус Область Включает 1 общину … Википедия
Городская территория — В первые годы XVIII в. застройка Петербурга носила «очаговый» характер: рядом с Петропавловской крепостью на Городском острове (ныне Петроградский остров; (см. Петроградская сторона)) возник традиционный для русских городов посад,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Городская улица (Москва) — Городская улица улица Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Окру … Википедия
Площадь Рынок (Львов) — Площадь Рынок центральная площадь во Львове (Украина), характерное явление средневековой архитектуры центральноевропейских городов. Львовская площадь Рынок сформировалась как центр польско немецкого средневекового города после завоевания… … Википедия
Площадь Никитские Ворота — Москва … Википедия
Классификация городских площадей
Городские площади классифицируются на 7 основных типов:
2.Площади пред крупными общественными зданиями, сооружениями, стадионами, театрами, выставками – для подъезда пассажирского транспорта и подхода посетителей, размещение остановок общественного транспорта и размещение автостоянок.
3.Транспортные и предмостные – для распределения транспортных потоков по прилегающим улицам и дорогам.
4.Вокзальные – для подъезда к зданиям и сооружениям внешнего транспорта, размещение остановок и автостоянок.
5.Многофункциональных транспортных узлов – для размещения зданий и сооружений пригородного и городского транспорта, подъездов и подходов к ним, для обеспечения пересадки с одного вида на транспорта на другой.
6.Предзаводские – для подходов к проходным предприятиям и размещение автостоянок и остановочных пунктов.
7.Рыночные – для организации движения и размещение остановочных пунктов и автостоянок.
На главных площадях предусматривается только пешеходное движение. По отдельным сторонам таких площадей может проектироваться движение общественного транспорта небольшой интенсивности. На площадях перед крупными обществ. зд. и сооруж. необходимо предусматр. раздельное движение местного и транзитного транспорта. Для этой цели целесообразно проектир-ть 2-х ярусные площади, пропуская транзитное движение на подземном уровне. В зоне местного движения след. размещ. ост. обществ. тр-та и автостоянки. На площадях у стадионов и др. массовых комплексах необходимо предусматр. площадку накопления подвижного состава, обществ. тр-та(автобусов, трамваев), для подачи его к моменту выхода зрителей. Транспортные и предмостовые площади, служащие для распределения трансп-ых потоков проектир. в одном или в разных уровнях. Размещать на таких площадях автостоянки нецелесообразно.
Основной задачей при проектировании площадей является максимальное разобщение на них движения пешеходов и транспорта.
Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 605 ; Нарушение авторских прав
В настоящее время в отечественном градостроительстве площади условно делятся на два основных типа: пешеходные и транспортные
Транспортные –устраиваются перед вокзалами, заводами, стадионами, у наружных павильонов станций метро и т.д. Все эти площади могут иметь несколько ярусов (подземные или надземные).
— Привокзальные –у вокзалов Белорусского (Тверской заставы); Павелецкого (Павелецкая); Ленинградского, Ярославского, Казанского (Каланчевская) и др.
— У наружных павильонов станций метро«Красные ворота», «Крымская», «Добрынинская», «Сокольническая» и др.
При создании той или иной городской площади учитываются размеры и объемы окружающих зданий и сооружений, ширина вливающихся улиц и магистралей, объем и характер транспортных и пешеходных потоков.
Проблемы современной эксплуатации и состояния площадей в Москве.
В послереволюционные, предвоенные и послевоенные годынекоторые московские площади, представляющие историческую и культурную ценность, были снесены (Моисеевская, Рогожская-Сенная), застроены (Полянская) или неоднократно преобразованы в результате коренной реконструкции центра столицы СССР. Существенные изменения претерпели такие центральные, исторические площади как: Болотная, Манежная, Театральная, Пушкинская, Триумфальная, Сухаревская, Лубянская, Арбатская, Кудринская и др.
С середины 1950-х и до середины 1960-х гг. реконструктивные работы в центре столицы были фактически остановлены из-за массового жилищного строительства на окраинах города. Однако в эти годы продолжилась «массовая мемориализация» площадей в центре столицы памятниками, как на Тверской, Лубянской, Тетральной, Триумфальной и др.
С начала 1960-х по 1990-е гг. единичные примеры формирования площадей в Москве говорят об ослаблении внимания властных структур и архитектурного сообщества к социальной сфере в целом, разрастании административной функции внутри социального устройства общества.
Общественные функции площади как места проведения массовых мероприятий снизились. Застройка новых и реконструируемых площадей сводилась к возведению крупных административных, гостиничных, жилых зданий как на Октябрьской, Смоленской, им. Гагарина и др.
В самом конце XX начале XXI вв. ситуация с формированием новых городских площадей в Москве не изменилась. Практически пропала просторная Манежная площадь. За одиозными объемами Торговых центров исчезли площади у Курского и Киевского вокзалов. Изуродована стеклянными громадами окружающая застройка и открытые пространства Трубной и Сокольнической площадей.
Более того, известные исторические площади в центре Москвы (Пушкинская, Триумфальная, у Белорусского и Павелецкого вокзалов) могут в который раз претерпеть значительные планировочные и пространственные изменения из-за неравной борьбы пешеходов с неимоверно возросшими потоками автотранспорта, устройством транспортных развязок и автопарковок.
В настоящее время в Москве более 120 площадей, из которых:
— 32 находятся в историческом центре города, в том числе непосредственно в структуре Бульварного кольца;
— 14 находятся между Бульварным кольцом и Садовым кольцом;
— 40 находятся между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом;
— 36 расположены за пределами Третьего транспортного кольца.
Современная практика эксплуатации и развития площадей в городе Москве демонстрирует целый ряд негативных моментов их состояния:
— неприспособленность площадей для массовых действий населения;
— функциональная нерациональность объектов, формирующих площади;
— непреодолимость для пешеходов улиц и магистралей, окружающих площади и достигающих максимальной ширины в виде транспортных развязок;
— отсутствие безбарьерной среды для маломобильных групп населения;
— неорганизованность транспортных потоков, загазованность и шум, противоречащих требованиям психологического комфорта на площадях;
— утрата гуманной человеческой масштабности, пространственной четкости и цельности площадей как элементов структуры центра и города в целом;
— отсутствие единого архитектурного замысла вследствие «штучного», пообъектного метода возведения зданий, формирующих площади;
— постоянное изменение концепций и проектов застройки площадей;
— сведение архитектурно-художественного единства и целостности ансамблей площадей к типизированным формам строительной индустрии с низким уровнем смысловых и содержательных решений;
— недостаточность микроклиматического комфорта в результате плохого качества проектов благоустройства, озеленения площадей и их реализации.
Современными исследованиями установлено, что пространство площади в основном наполнено двумя функциями – общественной и транспортной. Наблюдения говорят о взаимоисключающем характере этих функций. Так, если общественная функция состоит в объединении зрительно воспринимаемого пространства различными архитектурно и художественно освоенными композиционными приемами, то роль транспортной функции в структуре площади противоположна, поскольку способствует рассечению пространства, распаду композиционной четкости и целостности ансамбля.
Влияние архитектурной среды и транспортных передвижений на содержание площади тоже различно. Если архитектурные объекты, формирующие площадь, насыщают ее общественными функциями, то транспортное движение с ростом интенсивности все более расчленяет жизненное пространство скоростными магистралями и развязками.
И поскольку постепенное уменьшение общественного пространства площадей за счет включения транспортных территорий приводит к недоступности и локализации их отдельных общественных зон, то, в итоге, необходим переход к формированию новых более доступных общественных пространств и зон, обособленных от транспорта на ином, более современном градостроительном и архитектурном уровне.
Перспективы развития существующих площадей в Москве.
Исследования показывают, что площади остаются одним из самых устойчивых структурных элементов городской среды, которые, несмотря на трансформацию своих пространств и смену первоначальных функций, смогли и должны сохраниться и гармонично развиваться в столице России.
В Москве можно выделить 4 основных вида площадей по степени их пешеходной (общественной) доступности и перспективе развития:
Логика функционально-планировочной организации городских площадей требует четкого разделения пешеходного и транспортного движения с организацией системы коммуникационно-транспортных коридоров и взаимосвязанных общественно-пешеходных зон. Ведь количество точек конфликтов растет с увеличением транспортных направлений к площадям.
В то же время градостроительная практика Европы уже давно широко решает проблему транспорта в структуре площадей, не только не нарушая их функционально-пространственной целостности, но и многократно увеличивая эмоциональный потенциал за счет сложных разноуровневых сочленений частей и элементов, в том числе над- и подземных урбанистических пространств.
При этом следует учитывать, что общественную, социальную значимость городской площади определяют три позиции:
— возможность использования пространства площади для реализации массовых действий, праздничных гуляний, митингов и демонстраций;
— реализация рекреационной функции площади по отношению к формирующим ее границы объектам, прилегающим территориям застройки;
— эстетическое, эмоциональное и символическое воздействие, находящее выражение во всех элементах архитектурно-пространственной среды площади.