Что такое плевелы и чем они вредны
Почему плевелы были настолько опасны?
Притча о добром сеятеле и плевелах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. В ней рассказывается о том, как некий человек посеял на поле своём пшеницу, а враг его посеял между пшеницею плевелы.
Плевелы – это сорняки, общее название растений из семейства злаков; их семена на вид трудноотличимы от зёрен ржи, пшеницы и других культур, но в них содержится ядовитое вещество. Попадая в хлеб, плевелы делают его непригодным для еды.
Умышленное засевание чужого поля вредными семенами считалось преступлением. Древнеримские законы предусматривали строгое наказание за подобное деяние. Вот что отмечается в одном библейском словаре: «Тот, кто из мести сеял на чужом поле плевелы. согласно римскому праву, совершал преступление. Само существование такого закона показывает, что подобное происходило не так уж редко».
Ученый в области права Аластэр Керр объясняет, что в 533 году н. э. римский император Юстиниан опубликовал Дигесты — свод римского права и выдержки из сочинений классических юристов (примерно 100—250 годы н. э.). В этом труде один из юристов, Ульпиан, упоминает дело, которое рассматривал римский государственный деятель Цельс (Дигесты, 9.2.27.14). На чужом поле были посеяны сорняки, и урожай погиб.
В Дигестах отмечается, что хозяин или фермер-арендатор мог законным способом получить компенсацию от злоумышленника за нанесенный ему ущерб.
Тот факт, что подобные злодеяния совершались на территории Римской империи, показывает, что ситуация, которую описал Иисус, была вполне реальной.
В Библейской энциклопедии «Faussett, «в смеси с пшеничной мукой, помол плевелов приводит к голокружению, интоксикации и параличу» и «‘это единственная вредоносная трава из всего семейства злаковых» На cайте Botanical читаем: «Отмечено, что он производит все симптомы опьянения: сотрясения тела, неспособность ходить, заторможенная речь, и рвота. По старой традиции его добавляли в солодовые напитки» Другое название плевелов «выродившаяся пшеница».
Клиническая картина. В случаях острых отравлений плевелом опьяняющим очень быстро развиваются симптомы поражения центральной нервной системы: вялость, сонливость, помрачение сознания, уменьшение чувствительности, падение температуры тела, нарушение двигательной способности (неверная, пошатывающаяся походка, невозможность стоять на ногах); состояние сна, при котором лошади лежат, оставаясь совершенно безучастными к окружающему, не отвечая на болевые раздражения.
Плевел опьяняющий (Lolium temulentum) его ещё называют Головолом. В зерновках Плевела опьяняющего, засоряющего преимущественно хлебные злаки, развивается гриб (Stromantinia temulenta), вырабатывающий ядовитый алкалоид темулин. Поэтому употребление хлеба и корма с их примесью вызывает отравление людей и домашних животных. Кстати, почти по единодушному мнению значительной части теологов, именно этот вид плевела (плевел опьяняющий) упоминается в Библии.
1. Почему Иисус запретил отделять плевелы от пшеницы? Корневая система плевела – точное подобие корней пшеницы и переплетаются с ними, а потому полоть его – бессмысленно. Слишком велики шансы повырывать вместе с плевелом и пшеницу. На все эти вопросы в этой притче дан ответ: оставьте расти вместе то и другое до жатвы — до дня Страшного Суда. Такова воля Божия.
4. До появления колоса, плевелы практически неотличим от пшеницы! Но когда плевел выбрасывает колоски (а их на одном стебле несколько на некотором расстоянии по вертикали друг от друга), вот тут его и можно опознать. Колоски у плевела короче и расположены под углом к стеблю.
5. Семена плевела по размерам и виду очень похожи на семена пшеницы, но темно-серого, а иногда почти черного цвета.
7. Плевелы, которые враг посеял между пшеницею (Мф 13.25 и дал.), по-гречески названы «цицания» (веревка безумия) (Lolium temulentum). Название цицалия — семитического корня, и доныне это растение у арабов носит родственное имя «циван». На полях Самарии доктор Стэнли видел женщин и детей, занятых выдергиванием длинных стеблей плевелов из пшеницы.
9. И так притча Иисуса о плевелах, в ней Иисус предупреждает о чём-то, что появится в последнее время, это будет настолько похоже на пшеницу, что отличить это возможно будет только во время жатвы.
10. Обычно после молотьбы палестинские женщины на огромных подносах сортировали зерна, выбирая плевелы. Если семена плевел попадали в хлеб, то они могли вызвать сильнейшее недомогание, болезнь желудка и даже привести к смертельному исходу.
11. Умышленное засевание чужого поля вредными семенами считалось преступлением. Древнеримские законы предусматривали строгое наказание за подобное деяние.
12. Как бы плевелы ни укоренялись на поле, ни маскировались под пшеницу, они проявят себя, когда настанет время плодов: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. » (Ек.3:1). И время это Бог называет жатвой, сбором плодов.
Не случайно Господь предупреждает нас: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф.7:16,17).
И так вывод: плевел это то, что практически на 100% похоже на оригинал (пшеницу) до всхода плода, плевел всходит в два-четыре раза быстрее пшеницы, также плевелу необходимо переплетаться с корневой системой пшеницы чтобы жить. Семена плевела очень похожи на пшеничные отличаются только цветом, семена также доводят жертву до опьянения и иногда смерти. Всевидящий и Всезнающий Господь отделяет пшеницу от плевел. Плевелы подлежат наказанию, а пшеница попадает в житницу Божью.
«Кто я – плевел или пшеница»? Два способа жизни, два мозга, два итога
По учению Библии, Бог олицетворяет собой самый совершенный созидательный образ жизни – для других за свой счет. Все в Библии об этом говорит. Недавний праздник Пасхи – апогей этой божественной политики, когда Бог в своей любви умирает за человечество, чтобы искупить его от грехов. Принцип «для других за свой счет» здесь доведен до абсолюта. Полностью – для других. И полностью – за Свой счет. Людям осталось лишь принять этот созидательный дар. И даже способ принятия дара не предполагает усилий по замыслу Созидателя – только поверить.
Дьявол, по Библии – это «противник». Соответственно, дьявол олицетворяет собой прямо противоположный способ жизни: для себя за счет других. Показательно описание того, как сатана стал дьяволом – он вознамерился получить власть (для себя) над чужим творением (за чужой счет). С этого момента принцип «для себя за счет других» стал жизненным кредо дьявола, его парадигмой существования, образа его жизни.
Естественно, два противоположных начала, два противоположных образа жизни воплотились в человечестве. Вспомним притчу о добром семени и плевелах (Мтф.13:24-30), в которой Иисус излагает духовный взгляд на смысл человеческого существования и описывает, выражаясь современным языком, «кадровый отбор» в Царство Небесное.
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «враг человека сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Ученики сказали Иисусу: «изъясни нам притчу сию». Он же сказал им: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир (человечество), доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Мы не будем сейчас рассуждать, являются ли эти истории фактами действительности (как сказали бы верующие люди) или лишь аллегорическим описанием двух начал, влияющих на выбор человека (как сказали бы атеисты).
Но вот то, что в обществе есть люди, которые изначально физиологически (по строению своего мозга) появляются жестокими, объективно неспособными на жалость, сострадание, совесть, привязанность, люди, которые всю жизнь строят другим людям соблазны (ловушки, искушения, капканы, петли) и живут, совершая беззакония (аморальность и противоправность) – это жестокая реальность.
Иисус использовал удивительно точную аллегорию! Дело даже не в том, что плевелы обычно любят расти там, где растет пшеница (на одном поле), а в том, что внешне плевелы очень похожи на пшеницу, выглядят почти так же, как и добрый колос.
Единственное отличие – в сущности. Колос пшеницы наполнен зерном, в то время как плевелы не имеют внутри зерна (другие виды плевела имеют черное зерно). Если продолжить аллегорию и представить, что колос, в котором созревает зерно – это тело, а зерно, ради которого на поле мира осуществляется сеяние и жатва – это душа, то сам собой напрашивается вывод: у некоторых людей в мире нет души (или их души черны).
Это действительно две разные сущности, два разных мозга, два разных способа жизни и образа поведения! Даже физиологически они функционируют по-разному!
Все возможно. Мы знаем, что во все времена среди людей всегда выделялись люди особенные, с особенными чувствами и мировоззрением, привлекавшим к себе обывателей, делающие их жизнь лучше и легче. Не о них ли пел Игорь Тальков?
Однако, для нас интересна не столько природа «сынов Царствия» и «сынов лукавого», сколько то, какой способ жизни они несут с собой, проповедуют и популяризуют в обществе.
Да все тот же, о котором говорит Библия: «для себя и за счет других» (способ жизни диавола) или «для других и за счет себя» (способ жизни Бога).
Почему же это так интересно?
Давайте представим ситуацию, когда врач смотрит на атрофированную мышцу. Он может лишь поставить диагноз: мышца атрофирована. Но он не может определить причину: была ли мышца такой изначально или она стала таковой из-за образа жизни, который вел человек?
Понятна ли аналогия?
Да, пусть некоторые люди (и люди ли в обычном понимании этого слова?) изначально рождаются со структурными изменениями в работе мозга. Но правда также и в том, что такие же структурные изменения можно приобрести, практикуя тот или иной образ жизни! Если длительное время не задействовать сострадание и любовь, убивать в себе раскаяние и совесть, культивировать беспощадность и жестокость, то лобно-височные доли мозга, в которых расположены области, отвечающие за вину, раскаяние, ответственность, усвоение уроков и пр., оказавшись незадействованными, постепенно начнут атрофироваться и свои функции исполнять не смогут.
Напротив, если долгое время культивировать любовь и прощение, милосердие и сострадание, то лобно-височные доли мозга, отвечающие за эти чувства, разовьются и человек уподобится (даже физиологически!) «сынам Царствия».
Не в этом ли предназначение «добрых семян» – стать колосом и приумножить «сынов Царствия», сделать их больше?
Если взять за основу эту версию, то учение Христа, с этой точки зрения, да и в принципе, наверное, учение иных религий) – не что иное, как определенное мировоззрение и ежедневная практика, проповедующая божественный созидательный способ жизни по принципу «для других за свой счет».
А пропаганда аморальности и противоправности, основоположниками которой стали некоторые прирожденные социопаты («сыны лукавого») – не что иное, как учение и практика дьявольского разрушительного способа жизни по принципу «для себя за счет других».
А по какому принципу мы живем? К кому бы мы могли себя отнести?
Есть над чем подумать после прошедшего праздника…
ПЛЕВЕЛЫ
Смотреть что такое ПЛЕВЕЛЫ в других словарях:
ПЛЕВЕЛЫ
плевелы мн. Что-л. вредное, ненужное, губительное.
ПЛЕВЕЛЫ
ПЛЕВЕЛЫ
1) Орфографическая запись слова: плевелы2) Ударение в слове: пл`евелы3) Деление слова на слоги (перенос слова): плевелы4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ПЛЕВЕЛЫ
(сорная трава), которые враг посеял между пшеницею (Мат. 13:25 и дал), по-гречески названы «цицания» (веревка безумия) (Lolium temulentum ), пока плевелы еще не выколосились, они имеют поразительное сходство с пшеницей, но легко отличаются от нее после того, как нальются ее зерна. Название цицания — семитического корня, и доныне это растение у арабов носит родственное имя «циван». На полях Самарии доктор Стэнли видел женщин и детей, занятых выдергиванием длинных стеблей плевелов из пшеницы. смотреть
ПЛЕВЕЛЫ
сущ. (греч. ζιζάνια) растение Lolium temulentum, опьяняющий куколь, вид ржаной травы с ядовитыми семенами. При употреблении вызывают тошноту, ко. смотреть
ПЛЕВЕЛЫ
ПЛЕВЕЛЫ
Rzeczownik плевелы pl. Przenośny plewy плевел m życica
ПЛЕВЕЛЫ
пле́велы, пле́вел (нечто вредное, дурное, чуждое); отдели́ть зерно́ (зёрна) от пле́вел(т.е. хорошее от плохого)
ПЛЕВЕЛЫ
Отделять/ отделить плевелы от пшеницы (пшеницу от плевел). Книжн. Отделять вредное от полезного, хорошее от плохого. /em> Восходит к Евангелию. БМС 199. смотреть
ПЛЕВЕЛЫ
Ударение в слове: пл`евелыУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: пл`евелы
Притча о пшенице и плевелах
В притче о сеятеле и семени речь шла о том, как люди по-разному принимают Слово Божие и как это слово по-разному воздействует на людей. В следующей притче о пшенице и плевелах Христос говорит о том, что в четвертой части семени, павшей на добрую землю, враг человеческого спасения делает все возможное, чтобы испортить то, что вырастает на этой доброй почве. Притча о пшенице и плевелах чрезвычайна актуальна для наших дней, когда люди задаются вопросом о происхождении зла в мире, недоумевают о соблазнах, расколах и отпадениях, которые встречают в самой Церкви. Где искать истоки церковных соблазнов? В чем их причина? Наконец, кто их вдохновитель? Ответы на эти и другие смежные вопросы мы получим в притче о пшенице и плевелах. Вот как излагает эту притчу евангелист Матфей:
«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? откуда же плевелы? Он же сказал им: враг человеческий сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал им: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13: 25–30 ).
Сказав эту притчу, Христос разъясняет апостолам и нам, что «посеявший доброе семя» есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; «враг Его» – диавол, сеятель плевел; «поле» – мир, по которому распространится Его вселенская Церковь; «доброе семя» – сыны Царства, чада Церкви, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердце, сделало их Божией пшеницей, готовой для собирания в небесную житницу, то есть для царствия Божия; «плевелы» – сыны лукавого, то есть всякие лжеучители, соблазнители, через которых сатана делает своё лукавое дело.
Отцы Церкви учат, что диавол во всем противодействует Христу. «После пророков, – говорит Иоанн Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Христос зовет людей к спасительной истине, диавол же через своих слуг, т.е. лжеучителей и соблазнителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в их сердцах сеет разные пороки, прикрашивая все это подобиями истины и добра. По этой причине Христос и называет таких людей плевелами, которые по внешнему виду походят на пшеницу. «Диавол, – пишет св. Иоанн Златоуст, – пока не видит, к чему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Посему и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося не мог похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, именно – всевает собственные семена».
Хозяин посеял добрый плод, а ночью враг посеял там плевелы. Когда появились первые всходы, он призвал работников и показал им, что вместе с пшеницей растут плевелы. Увидев неладное на поле, слуги спросили господина: «Как это могло быть, ведь ты доброе семя сеял?» Слуги домовладыки предлагают вырвать плевелы, чтобы росла только полезная пшеница. Хозяин решительно отклонил их предложение, объяснив, что, вырывая плевелы, можно повредить пшеницу, ибо плевелы очень похожи на пшеницу. Ведь можно перепутать и вместе с плевелами вырвать колос пшеницы, так как плевелы и пшеница растут рядом, вместе, корни сплелись и может выйти так, что, вырывая с корнем плевелы, повредишь корень колоса пшеницы, и он погибнет.
Эта подробность в притче о пшенице и плевелах чрезвычайна важна и актуальна. В мире мы видим много беззаконий и различных безобразий. Да и не только во внешнем мире, но и внутри церковной ограды далеко не всё благополучно. Часто при виде возмутительных поступков злых, безнравственных людей говорят: «Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых? Зачем Ты даёшь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает в притче: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, т.е. день страшного суда, и Я скажу жнецам, ангелам Своим: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их; и соберут делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А пшеницу уберите в житницу Мою; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13: 36–43 ).
Многие чада Церкви, представляя, что ревнуют об истине, о чистоте Церкви, призывают с корнем вырвать плевелы. Если приняться ревностно уничтожать всякое зло внутри Церкви, можно, не разобравши, вместо плевел вырвать колос пшеницы и повредить самому себе. Господь решительно запрещает такой способ борьбы со злом, ибо никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличать лицемера от праведника. Кроме того, многие из грешников еще могут перемениться, покаяться и сделаться праведниками. Блаженный Августин по этому поводу говорит: «Многие исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления ».
Действительно, если обратиться к житиям святых, мы найдём многих праведников, которые в течение своей жизни испытывали падения. В момент падения можно было бы принять их за плевелы. Отцы учат, что наличие искушений в мире, дела лукавых очищают душу, помогают ей яснее видеть свои немощи, глубже чувствовать свою виновность и мало-помалу ослаблять в себе силы греха. Золото очищается от примеси огнём. Смешение людей добрых и злых в мире доставляет добрым тысячи случаев усовершенствоваться в добре, приобретать терпение, кротость, смирение, незлобивость, любовь. Жизнь праведников на земле тесно связана с жизнью грешников и узами родства, и сходством расположении души, и внешними обстоятельствами, так что потрясение в участи одних не обходится без потрясения в жизни других. Например, недостойный отец, пьяница или развратник, может заботливо растить своих благочестивых детей; благополучие честных рабочих может находиться в руках корыстного и грубого хозяина; неверующий правитель может оказаться мудрым и полезным для граждан законодателем. Если бы Господь Бог без разбора карал всех грешников, то нарушился бы на земле весь строй жизни.
Христос не хочет, чтобы уничтожались в церковной ограде плевелы, находящиеся рядом с пшеницей еще и потому, что желает научить нас терпению, а грешникам показать Своё милосердие. Св. Иоанн Златоуст говорит, что это не значит, что Господь не запрещает останавливать лжеучителей. Нужно с ними бороться, но бороться достойными, евангельскими методами. Но ни в коем случае нельзя в этой борьбе прибегать к насилию, как это, к великому сожалению, иногда имело место в церковной истории. Святые Отцы предостерегают от чрезмерной ревности, говоря: «Ревность, хотящая победить всякое зло, сама есть великое зло, ибо может принести много вреда». Совесть христианина не должна гореть тем злом, которое он видит. Он призван укротить зло в самом себе.
О борьбе со злом хорошо говорит митрополит Филарет (Вознесенский): «Господь сказал: Аз глаголю вам: не противьтесь злу! По существу, это не совпадение текстов русского и славянского. «Злу» это – не злу, как таковому, а злому, т.е. злому человеку. По-русски это читается: «Я говорю вам: не противься злому!» И только. Если ты хочешь бороться со злом, то не обращайся с ним прямо на человека, который творит зло, а на то зло, которое он причиняет. И не старайся вырвать этого человека из церковной ограды, как хотели слуги плевелы вырвать, а старайся его убедить, разъяснить ему неправильность его понятий. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «Грешные они, а грешников люби и жалей!» Неразумная ревность стремится уничтожить всё то, что причиняет зло. О ней говорил апостол Павел, что эта ревность не по разуму, т.е. неразумная. Эта ревность сама может оказаться великим злом, потому что много может причинить и вреда, и смятения, и соблазна в среде церковной».
Христос говорит: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», а «жатва есть кончина века». Блаженный Августин поясняет: «Итак, Церковь до конца века будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых. Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницею, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались бесплодными». Блаженный Феофилакт, епископ Болгарский, в этой связи замечает: «Если бы Матфей (до своего обращения – ненавистный для своих соотечественниками сборщик податей, – В.П.) исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель».
Христос не хочет смерти грешников, а желает, чтобы они уразумели истину и спаслись ( 1Кор. 11: 19 ). Он теплотой Своей благости, живительными лучами Своей любви хочет смягчить ожесточение их сердец и возбудить в них новую жизнь ( Рим. 2: 2–6 ). Он ставит им в пример благочестие Своих избранников, как обличение их грешной жизни. Вспомним обращение гонителя христиан Савла. Но один ли Савл сделался Павлом? Как много язычников обратились в пламенных исповедников веры при взгляде на самоотвержение и твердость мучеников. Да и не только в древности. И в двадцатом веке сколько людей было вдохновлено примером стойкости новомучеников и исповедников Российских!
Святые Отцы уподобляют Церковь Христову Ноеву ковчегу, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные. Церковь уподобляется еще и неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады. Разные люди: и грешники, и праведники – составляют Церковь, Тело Христово. Есть в ней люди, достигшие вершин духовного совершенства, а есть духовные младенцы. Новоначальных надо беречь, а не соблазнять и отталкивать как немощных членов Церкви «ревностью не по разуму».