Что такое плесень для детей дошкольного возраста
Конспект занятия в подготовительной группе «Почему образуется на продуктах плесень?»
Елена Гиниятуллина
Конспект занятия в подготовительной группе «Почему образуется на продуктах плесень?»
Цель: Выяснить, что такое плесень?
Образовательные задачи:
1. Узнать, что собой представляет плесень?
2. Какой вред или пользу приносит плесень людям?
1. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
1. Закрепить умения детей в создании условий для проведения эксперимента.
2.Обогатить словарь детей новыми словами: плесень, споры
Вид занятия: познавательно-исследовательский
Возрастная группа: подготовительная
1. Д/и «Полезно-вредно»
2. Рассматривание альбома «Грибы»
Оборудование: лупы, микроскоп, посылка с апельсинами, 8 контейнеров для
проведения эксперимента, набор продуктов (кусочек черного хлеба, кусочек батона, лимон, кабачок, томатная паста (кетчуп).
Ход занятия:
В детский сад приходит посылка с апельсинами. Воспитатель открывает посылку с детьми и обнаруживает, что один апельсин не такой как все. На нем бело-голубой налет. Дети выдвигают версию, что апельсин испортился.
Воспитатель: Как такое могло случиться? Давайте угостимся апельсинами, а на занятии выясним, что же случилось с одним из них.
Дети угощаются апельсинами и садятся на занятие.
Воспитатель: Вкусные апельсины?
Воспитатель: А можно есть вот этот апельсин? (показывает на испорченный)
Воспитатель: А если это срезать?
Дети: Все равно нельзя.
Воспитатель: Правильно. Этот налет-плесень. Продукты, покрытые плесенью, не задумываясь следует выбросить, т. к плесень, попадая в организм, разрушает все на своем пути. У человека может быть аллергия, появиться тошнота, головная боль.
А кто из вас раньше видел плесень на продуктах?
Воспитатель: А что такое плесень?
Воспитатель: давайте возьмем лупы, микроскоп и рассмотрим плесень.
Воспитатель: На что похоже?
Так как же могла появиться плесень на апельсине? При каких условиях?
Дети выдвигают гипотезы (везли долго, бросали ящик, в ящике темно, нет воздуха)
Воспитатель: Я вам предлагаю провести эксперимент. У меня есть продукты (перечисляет)
Попробуем вырастить плесень на этих продуктах, будем наблюдать за ее ростом и отмечать в дневнике экспериментов.Нам нужно ответить на два вопроса:
1. Сколько времени пройдет с момента появления плесени?
2. Какие условия необходимы для ее появления?
Воспитатель предлагает достать контейнеры и принести немного воды.
Опыт 1. Кусок черного хлеба смочить немного водой,положить в контейнер и закрыть крышкой.
Опыт 2. Кусок батона положить в контейнер и оставить открытым.
Опыт 3. Лимон положить в контейнер, закрыть.
Опыт 4. Налить кетчуп в контейнер и закрыть.
Воспитатель предлагает поставить контейнеры в теплое темное место.
Такой же набор контейнеров с продуктами поставить в холодное место.
Воспитатель: Итак, что такое плесень?
Воспитатель: Что мы хотим выяснить в ходе эксперимента?
Пластилинография «Цветок добра» для детей среднего возраста. Цветы добра Кто сеет семена добра, не ищет славы, Он просто знает – если не растить цветы, Лишь сорные мы будем видеть травы, В душе.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная»
Ирина Ефремова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы. Плесень вредная и полезная».
Цель: узнать условия появления и развития грибов.
— познакомить с разновидностью грибов – плесенью,
— закрепить строение грибов и познакомить с условиями произрастания грибов,
— объяснить на примере разницу между вредной и полезной плесенью.
— формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы,
— развитие коммуникативных навыков.
— воспитывать бережное отношение к живой природе,
— воспитывать умение работать в коллективе.
Лупа, 2 банки с молоком, 3 куска хлеба, сыр плесневый, сыр с плесенью, сыр сливочный, творог в упаковке, пакеты для продуктов, зубочистки, блюдца, ИКТ монитор и экран.
Выращивание плесени на сыре, беседа с детьми о грибах и их строении (шляпка, ножка, грибница).
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
— Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами.
Назовите съедобные грибы.
— Назовите несъедобные грибы.
— А теперь я вас приглашаю к столу.
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором выставлены продукты (молоко в двух прозрачных банках, тарелка с сыром с плесенью, тарелка с плесневым сыром, тарелка со сливочным сыром, творог у прозрачной упаковке, 3 куска ржаного хлеба). Ребята, как вы думаете, а на этом столе есть грибы?
— Оказывается, среди грибов есть плесень, которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой.Бывает она разных цветов: синяя, зеленая, голубая, белая.
— Посмотрите на стол, рассмотрите сыр, вооружитесь лупой и скажите, какой сыр свежий, какой плесневый, а который с плесенью.
(Дети рассматривают сыры, высказывают предположения, пробуют сыры, кроме плесневого)
— Ребята,как вы думаете: если срезать корочку у плесневого сыра, можно будет его кушать?
— Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических частиц. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Плесень способна выделять такие вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Это значит, кушать сыр плесневый, даже если срезать корочку, нельзя! Такой сыр ядовит. Так же происходит и с другими заплесневевшими продуктами (показать фотографии на экране)
— Кто хочет, может попробовать сыр свежий и сыр с плесенью. Плесневый сыр мы не будем трогать! (Желающие кушают, пробуют)
— Ребята, следующий эксперимент поможет нам узнать, как появляется плесень. Хотите узнать, что это за эксперимент?
— Посмотрите, какие еще продукты лежат на столе.
Возьмем 1 баночку с молоком и поместим ее в теплое место (куда, например? Ответы детей, 1 кусок ржаного хлеба поместим в теплое место в пакете, сыр, с которого снимали корочку, тоже поместим в пакете в теплое место, кусочек свежего сыра на забудем также поместить в пакете в теплое место, как и творог в упаковке.
— Вторую баночку молока и второй кусочек хлеба поместим в холодное место (куда, например) (Ответы детей)
— Третий кусочек хлеба оставим лежать на столе.
— Через несколько дней рассмотрим эти продукты.
— Итак, ребята, о каком виде грибов вы сегодня узнали?
— Можно ли кушать сыр с плесенью?
— Можно кушать плесневый сыр? Другие заплесневевшие продукты?
— Верно. В следующий раз узнаем, как появляется плесень на продуктах.
Спасибо за внимание!
Проект «Полезная и вредная еда» Тип проекта: творческий; групповой; краткосрочный. Участники: воспитатели; дети; родители. Длительность: 2 недели. Актуальность: необходимость.
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Поможем Федоре» Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в познавательной образовательной области. старшей группы на тему: «Поможем.
Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Сельскохозяйственный труд» Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сельскохозяйственный труд» (интеграция содержания.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Севара Хасанова Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Удивительные камни» Цель: Познакомить.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Задачи: • выявить возможности.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.
Педагогический проект «Загадочная плесень»
светлана зубарева
Педагогический проект «Загадочная плесень»
Этот проект проводился с родителями и детьми подготовительной группы по steem образованию.
Тема проекта: «Загадочная плесень»
Вид проекта: Исследовательский
Продолжительность: краткосрочный, месяц октябрь.
Возраст детей: 6 лет, подготовительная к школе группа.
С плесенью связано много легенд. Исследователи, проникшие в начале 20-х годов ХХ века в гробницу Тутанхамона, умерли один за другим. Потом выяснилось, что в лёгочных тканях найденных мумий жил плесневый грибок, причём один из самых опасных его видов. И уж совсем сенсационным оказался эксперимент, проведённый в 2006 г. на космической орбите. К обшивке станции прикрепили три капсулы со спорами грибов. Они находились в условиях открытого космоса 1,5 года. И, побывав на орбите, не погибли. Откуда же берется плесень, и что она собой представляет? Какую пользу и какой вред приносит она? «Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень». (Фрагмент из документального фильма «Плесень»).
Плесень можно встретить повсюду. Она охотно растет на хлебе и супе, на деревянной стенке и пластиковой занавеске в ванной. Она ухитряется расти даже на голом бетоне, металле или стекле.И самое страшное: она порой незаметна. В чистой комнате содержится огромное количество спор грибов. Этот микроскопический грибок портит не только внешний вид поверхностей, пораженных им, но и имеет более серьезные негативные свойства. Он является причиной возникновения многих болезней, споры способны вызвать аллергию и лёгочные заболевания. Токсины плесени способны накапливаться в организме и приводить к онкологическим заболеваниям. Споры плесени снижают иммунитет человека. Этот грибок не боится агрессивных химических веществ, низких температур и даже воздействия радиации. Плесень может разрушить даже кирпич, бетон и штукатурку.
Большинству людей приходится в жизни сталкиваться в основном с двумя видами плесени: черной и белой. Стоит лишь забыть свежие продукты, консервы, фрукты или хлеб на один-два дня в теплом, сыром помещении, как они тут же подвергаются «нападению» спор, и на предмете разрастается колония грибков плесени. В 1929 г. английский микробиолог А. Флеминг установил, что один из видов плесневых грибов выделяет антибактериальное вещество – пенициллин, который стал первым эффективным антибиотиком. Благодаря плесени во время первой мировой войны появилось лекарство, которое спасло миллионы жизней. Ни одна операция в мире не обходится без пенициллиновой терапии.
Столетия тому назад люди придумали использовать плесень для приготовления разных пищевых продуктов. Считается, что изначально ее получали с поверхности виноградин и слив (часто можно заметить белый налет на темных сливах). Этот микроорганизм обрабатывает сахар, превращая его в дрожжи. При помощи дрожжей производят хлеб, квасят капусту.
В Европе плесневые грибки используют при изготовлении сыров Рокфора, Бри, Камамбер и других. Сыр с плесенью известен человеку уже 2000 лет.
Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.
Чем опасна плесень для человека? Откуда же берется плесень, и что она собой представляет? Какую пользу и какой вред приносит она?
Методологическая база проекта: Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается ни как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является эксперементирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и эксперементирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого мышления, коммуникативных навыков, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая условия для активного изучения самой разной проблематики, повышает самооценку ребенка, способствует сплочению детей и родителей.
Цель проекта: Выяснить что такое плесень. Вред и польза для здоровья человека. Условия возникновения плесени.
2. развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
3.. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми в ходе совместной познавательной деятельности; формировать основы безопасного поведения в быту.
4. Обогащать активный словарь; развивать владение речью как средством общения.
5. Приобретение опыта в становление ценностей здорового образа жизни.
6. Учить работать в группах и микрогруппах.
-будет проведен ряд исследований по выращиванию плесени;
-развитие у детей познавательной активности, творческого самовыражения, коммуникативных навыков;
— развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
-активное участие родителей в реализации проекта.
Методы реализации проекта
-постановка опытов и экспериментов;
— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
— чтение педагогом художественной литературы;
— показ мультипликационных фильмов и документальных фильмов;
— экскурсии, целевые прогулки;
-совместные опыты родителей и детей дома
— загадывание и отгадывание загадок;
— рассматривание наглядного материала;
— рассказы детей о своих впечатлениях;
— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
— ответы на вопросы педагога, детей;
— разбор житейских ситуаций.
— организация продуктивной деятельности: рисование, лепка.
— изготовление дневников наблюдений
— изготовление с детьми альбомов и книжек-малышек для малышей;
-изготовление мультфильма про плесень
1этап подготовительный. Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
— постановка цели, определение задач, определение ожидаемого результата.
— обеспечение материально-технических условий (лаборатория для эксперементирования);
— составление содержания проекта;
— подбор литературы по теме; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
— подготовка материала для продуктивной деятельности;
— разработка образовательных ситуаций с детьми, консультаций для родителей.
— подготовка стендовой информации для родителей.
— использование мультимедийного комплекса.
2этап практический. План реализации проекта:
Первая игровая образовательная ситуация.
В пятницу после ужина осталось несколько кусочков хлеба и ребята решили покормить ими птиц. Но так как было уже поздно, мы положили хлеб в пакет, чтобы он не зачерствел, и оставили до понедельника. В понедельник перед прогулкой мы открыли пакет и обнаружили на хлебе пятна.
-Ребята, а что это на хлебе?
-Пятна, плесень.
-А я тоже дома видел плесень на булке.
-А моя мама такой хлеб выбрасывает.
-А кто из вас знает, что такое плесень? И откуда она возникает?
-Плесень – это грибок. Она появляется в определенных условиях и быстро растет. А где мы можем узнать о плесени побольше?
Спросить у кого-нибудь.
-Повар связан с продуктами, а плесень появилась на хлебе.
-Я предлагаю пройти на нашу кухню и расспросить повара о плесени.
Ребята идут на кухню и берут интервью у повара. (Запись)
-Ребята, мы расспросили про плесень повара. А у кого еще можно узнать о плесени?
-У мамы, у родителей.
-Ребята,вам задание: узнать у родителей, что они знают о плесени.
Вторая игровая образовательная ситуация.
-Ребята, помните, мы с вами разговаривали о плесени, и я дала вам задание узнать, что ваши родители знают о ней.
-Мама сказала, что плесень – это вредный грибок. И есть продукты с плесенью нельзя.
-А бабушка сказала, чтобы плесень не появлялась, продукты надо правильно хранить.
-А мой папа распечатал картинки, чтобы мы посмотрели как выглядит плесень.
-Плесень портит вкус и запах пищи.
-А в египетских пирамидах помимо сокровищ находили еще и буханки хлеба. Хлеб пролежал в гробнице тысячу лет и стал твердым, как камень. И хотя хлеб пролежал очень долго, плесени на нем не было.
— Плесень образуется не только на хлебе, но и на других продуктах.
-А моя мама сказала, что плесень полезная. Она лечит. Из нее готовят лекарство.
-А у кого мы можем узнать о полезности плесени?
-У Натальи Сергеевны. У мед. сестры.
Я предлагаю вам сходить к мед. сестре и расспросить ее о пользе плесени.
Интервью у мед. сестры.
-Ребята, вам домашнее задание.Вместе с родителями проведите опыты и узнайте: на каких еще продуктах образуется плесень.
Видео ролики, снятые дома, фотографии.
Третья игровая образовательная ситуация.
Мы расспросили о плесени повара, мед. сестру, родителей. А более полную информацию о плесени где мы можем найти?
-Давайте пройдем в КИК и посмотрим, что интернет нам расскажет о плесени.
-Ребята, а мы можем с вами рассмотреть плесень поближе?
-Да. Посмотреть через лупу. Под микроскопом.
Я предлагаю пройти в нашу лабораторию, рассмотреть нашу плесень и зарисовать ее.
-Ребята, А с помощью чего еще можно изобразить плесень?
-Можно взять клубочки Фребеля.
Выращиваем плесень из даров Фребеля.
Четвертая игровая образовательная ситуация.
Ребята, на предыдущих занятиях, мы узнали много интересного о плесени, рассмотрели ее и зарисовали. Мы узнали, что плесень это что?
-Плесень может какой быть?
-Вредной и полезной.
-Где образуется плесень?
-На хлебе, каше, помидоре и т. д. На многих продуктах.
-А в каких условиях образуется плесень?
-Там где влага и сахар.
-А как это проверить? И на всех ли сортах хлеба образуется плесень?
-Надо поставить опыт.
-Куда мы пойдем, чтобы провести опыт.
-Мы должны узнать на всех ли сортах хлеба образуется плесень. Что нам для этого надо?
-Кусочки черного и белого хлеба.
-Давайте нарежем одинаковые кусочки хлеба. Как мы узнаем, что они одинаковые?
-Взвесим. (взвешиваем хлеб)
-Нам нужно поместить хлеб в разную среду. Влажное темное холодное место, влажное темное теплое место, влажное сухое место и сухое темное и сухое светлое места, а. также в сухое холодное.Помещаем разные сорта хлеба в сухие места: темное и светлое. Что нам для этого надо?
-Чашки Петри. Дети размещают хлеб. Кусочки черного и белого хлеба на столе и кусочки белого и черного ставят в темноту. Но в лаборатории нет темных шкафчиков. Что делать?
-Можно накрыть полотенцем, кастрюлей ит. д.
Остальные кусочки помещают во влажную среду. Как сделать влажную среду?
-Как мы можем это сделать в лаборатории?
-Накапать из пипетки.
Дети капают по 10 капель на каждый кусочек.
А чтоб хлеб не высыхал мы его положим куда?
— В полиэтиленовый пакет.
-И пакет положим на чашку Петри.
-У нас не хватает двух чашек.
-Давайте подумаем, чем мы можем их заменить?
-Мы можем из лего сделать подставки.
Делают подставки и раскладывают оставшийся хлеб.
В процессе опыта ребята ведут дневники наблюдения и выясняют, что хлеб портится быстрее, чем булка. И что плесень образуется только во влажных теплых условиях, а в сухих и холодных плесень не образуется.
Пятая игровая образовательная ситуация.
-Ребята, мы с вами брали одинаковые кусочки хлеба. А как вы думаете, где быстрей образуется плесень на большом или маленьком куске?
Как мы можем это узнать?
-Давайте с вами возьмем целую буханку, полбуханки и четверть буханки, поместим их в какую среду?
-Дети берут небольшую буханку хлеба, но пипетку найти не могут. Как нам сделать влажную среду?
-Полить водой из чашки, намочить салфетку и обернуть хлеб.
Намочили салфетку, обернули хлеб и поместили в полиэтиленовый пакет.
-Как нам поделить хлеб на пополам?
-Можно буханку измерить сантиметром и это расстояние разделить на две части. Можно отрезать полоску бумаги, равную длине хлеба, сложить ее пополам и от начала буханки отложить половину полоски.
Разрезаем хлеб на пополам, намочили салфетку, обернули половину хлеба и положили в полиэтиленовый пакет.
Точно также режем четверть буханки и помещаем во влажную среду.
В ходе опыта ведем дневник наблюдений.
-Ребята, мы с вами узнали много о плесени и выявили, что?
Рассказы детей о плесени.
-Молодцы. Мы с вами много знаем о плесени. И знаем, что продукты зараженные плесенью есть нельзя. Но у нас в детском саду есть малыши, которые ничего не знают о плесени. Как мы можем им рассказать о ней.
—Мы можем сделать книжку-малышку и подарить им.
-Мы можем снять мультфильм про плесень и показать им.
Я предлагаю вам дома нарисовать книжку-малышку, принести в детский сад и мы подарим их каждому малышу. А с Анной Сергеевной снять мультфильм для малышей.
• Презентация проекта для педагогов.
• Организация выставки детских рисунков
• Создание информационного плаката «Загадочная плесень»
• Диссеминация опыта работы на различных уровнях (институциональный, муниципальный, региональный, всероссийский).
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы. Плесень вредная и полезная».
Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.
Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.
Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.
Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.
Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.
Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.
Стенгазета «Моя загадочная Вселенная» Продуктивно прошла неделя Космоса в нашей группе. Ребята рисовали, лепили, смотрели видео фильмы о нашей Вселенной,побывали в планетарии.
Эта загадочная Вселенная (фотоотчёт) Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства со Вселенной. Задачи: дать представление о космосе и Вселенной, пополнить.