Что такое пленэр в искусстве
Пленэр
Литература: О. А. Лясковская, Пленэр в русской живописи XIX в., М., 1966.
(франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.
О. Ренуар. «Железнодорожный мост в Шату». 1891 г.
По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
К. Коро. «Утро в окрестностях Бове». 1865 г.
В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.
Полезное
Смотреть что такое «Пленэр» в других словарях:
ПЛЕНЭР — [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка
пленэр — пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 • живопись (41) • плене … Словарь синонимов
ПЛЕНЭР — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия
ПЛЕНЭР — (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
ПЛЕНЭР — «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино
Пленэр — (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Пленэр — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пленэр — «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия
Пленэр — восхитительное и яркое искусство живописи на природе
Пленэр (от французского plein air — «открытый воздух») — это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Пленэр, в отличие от традиционной студийной живописи, позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.
Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним.
Особенности пленэра
Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности.
Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.
Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.
История пленэра
История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.
Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.
По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.
Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд».
Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы:
В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.
В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.
Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet). А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:
К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю. Примерами таких объединений могут послужить:
В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:
На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров — Дэвид Хокни (David Hockney).
В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.
Известные художники-пленэристы
Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания в нашей статье заслуживают такие мастера:
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим возможность принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины и рисунки, написанные в сложных техниках, у современных художников без посредников.
Художественный пленэр или работа по фотографии
Что такое пленэр и нужен ли он
Подходит к концу осень, а с ней и период массового «исхода» художников из мастерских на природу. Время с середины весны примерно по середину осени считается самым светлым и «цветным» в наших северных широтах. Неудивительно, что люди творческие стараются его использовать как можно продуктивнее, покидая свои мастерские ради пленэра. Что такое пленэр в живописи? В буквальном переводе с французского слово пленэр или plein air означает «много воздуха». Обычно этим словосочетанием называют все мероприятия, которые происходят вне помещений. То же самое верно и для художников: они рисуют, делают наброски, пишут портреты или пейзажи возле дома в саду, на улицах города, в парках и скверах или уезжают за сотни и тысячи километров за новыми впечатлениями. Каждый из авторов использует свою любимую технику: масло, акварель, гуашь, карандаш, уголь. Методы работы разные, но одно восхищает и вдохновляет: ты находишься на природе, в гуще событий и в этой среде работаешь. Однако есть и другой подход к включению «природных» моментов в произведения — более прагматичный: затем куда-то идти или ехать со всеми художественными принадлежностями, многие из которых имеют немалый вес, если можно «оптимизировать» процесс? Почему бы не использовать подсобный или справочный материал: зарисовки, эскизы, фотографии? В эпоху технического прогресса попросту не имеет смысла придерживаться крайних точек зрения, как то: «Пейзаж по фото — не искусство, а слепое копирование» или «Что толку писать с натуры, если работа во многих случаях выглядит незаконченной, как будто художнику уже неинтересна, и он решил перейти к другой?» Разберём основные моменты каждого подхода, плюсы и минусы.
Как правильно подготовиться к пленэру
Организация работы вне мастерской увлекательна настолько, что напоминает сборы в поход или в длительное путешествие, полное приключений. Но чтобы остались только приятные воспоминания, а результат вас удовлетворил, нужно правильно подготовиться, то есть не забыть ни одной мелочи. Проанализируем детали:
Не не упустить ни одну мелочь.
Готовимся к пленэру. Сколько «вешать» в. Килограммах?
Плюсы и минусы работы на пленэре
После прочтения столь подробных инструкций невольно возникает вопрос: а стоят ли все эти старания ради, например, «картинки» размером, скажем, 40 на 50 сантиметров? Не лучше ли поработать в мастерской, где всё под рукой? Попытаемся оценить основные «за» и «против», и, подобно популярному ходу в известной преамбуле о хорошей и плохой новости, начнём с последней. Но будем помнить о том, что кажущиеся недостатки можно рассматривать и как достоинства.
Моя мастерская — моя крепость, но всё же природа зовёт
В один из погожих осенних дней одна моя знакомая художница сказала: «В этом году чудесная золотая осень. Надо будет съездить в пригород пофотографировать парковые пейзажи, а потом написать серию для себя; ну, может быть, что-то пойдёт и на выставку». Кто-то воскликнет: «И это говорит художник!» Не стоит скатываться в гнев и необоснованные порицания. На самом деле есть два типа художников: пленэристы и те, кто предпочитают творить в тиши мастерской. Моя знакомая, безусловно, художник глубокий и серьёзный, относится ко второму типу. Такие люди предпочитают основываться на материале, искать, обобщать и выносить на публику уже найденный, единственный, свой образ. Сторонники такого метода справедливо отметят, что в мастерской всё рядом, и рабочий процесс в целом не нарушится из-за какой-то забытой вещи — тюбика краски или кисточки нужного размера. Однако приверженцев обоих методов можно примирить: пленэрные этюды дополнят зарисовки и фотографии, а время, проведённое на открытом воздухе, пополнит копилку вашего здоровья.
Пленэр — это старомодно
Давайте попробуем хотя бы приблизительно подсчитать, сколько весит экипировка вместе с художественными принадлежностями, иначе говоря, сколько несёт на себе художник, вышедший из дома писать этюд? Мы берём по максимуму, исходя из того, что это не просто живописец, а постоянно практикующий профессионал, и решил он написать картину маслом на пленэре, скажем, размером 60 на 70 см, то получится цифра не маленькая. Подумать только: деревянный этюдник (самый большой в линейке размеров), кисти, краски, жидкости, зонт, раскладной стульчик! В зависимости от погоды и других обстоятельств, что-то из этого перечня можно исключить (например, зонт), но всё равно, вес в 15-20 килограммов нести на себе нелегко. А если по ходу работы приходится искать интересный для вас вид, то это напомнит занятия экстремальным спортом. Правда, работу и поиски вида лучше сделать в два приёма: сначала присмотреть пейзажный мотив, а затем принести или привезти на место всё необходимое. Как-то несовременно! Фотография, несомненно, помогла бы. А задумывались ли вы о том, что самый «несовременный» способ работы — это написание картины в мастерской по «подсобному» материалу. Веками мастера кисти создавали пейзажи или пейзажные фоны к жанровым и религиозным композициям в своих мастерских, используя различные приспособления — камеры-обскуры, угольники, линейки — а также чертежи, рисунки, наброски, позже фото. И только в 70-х годах 19 века французские художники-импрессионисты совершили революцию в восприятии мира, понимании цвета и интерпретации увиденного. Кстати, именно они по-своему оригинально и творчески восприняли то, что привнесла фотография, а именно, фрагментарность, возможность зафиксировать эпизод, как будто вырванный из жизни, ухватить событие «на лету» или запечатлень ускользающий момент жизни природы. Вспомните «Бар в Фоли Бержер» Эдуарда Мане или балерин Эдгара Дега. Не прошло и полстолетия, как этот приём стал популярен в кинематографе.
Выход на пленэр в Павловском парке. Художник немного похож на трансформера. И это без солнцезащитного зонта!
А вот и знаменитый зонт! Уже из прошлого века.
Невозможность закончить картину
Художник, работающий на натуре, зависит от многих вещей: помимо настроения, состояния здоровья, желания работать, он должен постоянно интересоваться погодой. Именно она даёт ему уверенность в том, что работа будет доведена до логического конца. На юге, в районах с более благоприятным климатом и бóльшим количеством солнечных дней, художник чувствует себя намного спокойнее, чем на севере, где чаще дуют ветра и идут дожди. И если, например, во Франции во второй половине позапрошлого века, художники-импрессионисты через две недели могли вернуться на то место, где они писали пейзажи, чтобы их закончить и что-то улучшить, то для русских художников такой пленэр мог бы считаться роскошным подарком, поскольку порой не знаешь, не нарушат ли ветер, дождь или туман твои планы на завтра. Другой важный момент, это ежеминутно меняющееся освещение и вызванные им рефлексы от окружающих объектов, которые влияют на восприятие основного цвета. К сожалению или к счастью, глаз человека — это не фотоаппарат. Он не может по какому-то внутреннему щелчку зафиксировать и сохранить «картинку». Но в том его и уникальность. И ни одна фотокамера, даже с самой совершенной оптикой, не может передать всё богатство и разнообразие цвета в природе, как наш глаз. Переключая своё внимание от объекта к объекту, изучая их цвета и формы, художник как бы проживает жизнь вместе с природой, глубже понимая её. Природа безгранична, поэтому и невозможно довести картины, написанные на открытом воздухе, до гиперреалистического эффекта. Есть относительная законченность. И только большим профессионалам дан талант нахождения того самого баланса и гармонии выписанной детали и окружающего её воздушного пространства, который не позволяет превратиться пленэрной картине в беспорядочное месиво красок. Сам процесс завершения произведения вне мастерской он гораздо более трудный, чем в её стенах, где можно настроить постоянные источники света, но одновременно и более интересный и захватывающий.
Пейзаж в природе и на холсте.
Выходим в мир
Зачастую как бы тщательно мы ни выбирали место для спокойной работы, всё равно найдётся тот, чьё любопытство и мотивация посмотреть, а что же «выходит из-под кисти», перевесят все препятствия. Особенно к этому надо быть готовым на городском пленэре — мы живём не в безвоздушном пространстве. К общению с такой импровизированной аудиторией надо подготовиться, как и тому, что не каждый собеседник будет уважителен и тактичен. Конечно, приятно слышать обоснованное мнение о твоей работе: нравится — почему, не нравится — что в ней не так, или, например, видеть искреннюю реакцию людей, в особенности детей, на то, что перед ними настоящий художник. Однако нередко случайные контакты озадачивают. Стоит за твоей спиной человек и упрямо твердит: «Сколько стоит?». Скорее всего, его цель не приобрести результат «свежеиспечённый» шедевр: выражение его лица говорит об обратном: возможно, он мысленно подсчитывает доход художника. В этом случае постарайтесь вежливо уйти от прямого ответа. Фразы «я ещё не завершил работу» или «картина (акварель) не продаётся» будут к месту. Лучший вариант в подобных случаях – предложить вашу визитную карточку, чтобы человек, подумав в спокойной обстановке, впоследствии принял оптимальное для него решение. Конечно, по сравнению с количеством разговоров с просто «любопытными людьми», реальные контакты продавец-покупатель завязываются гораздо реже. И было бы ошибочным, отправляясь на пленэр, представлять, как вашу работу с удовольствием унесёт к себе домой внезапно появившийся коллекционер живописи, а взамен вы получите за неё деньги. Вдохновение — это главное, но комплектом визитных карточек с вашими контактами — сайтом, страницами в соцсетях, номером телефона — неплохо было бы запастись.
Пленэр. Приятные моменты общения.
Самое интересное
«Пленэр — это не для меня, — сказал мне один знакомый художник и продолжил. — Туда идут или больные, или те, у которых совсем нет денег». Мысль забавная, но давайте подумаем. Сначала оценим расходы на настоящий, профессиональный пленэр. Что художник должен иметь или приобрести, чтобы на природе чувствовать себя уверенно? Сколько стоят этюдник, рюкзак, холст на подрамнике, кисти, краски, не говоря уже о расходах на дорогу (если придётся куда-то поехать)? Получается немалая сумма. Как быстро окупятся затраты? Ответ зависит от многого: качества работы, рекламы, состояния рынка.
Ещё один приятный момент: на пленэре общаются не только по поводу материальных проблем. Если вы художник, уделяющий большое внимание саморазвитию и к тому же экстраверт, то коллективные пленэры и мастер-классы — это для вас. Существует большое количество местных, региональных, всероссийских и международных арт-пленэров. Выбор за вами.
Подводя итоги
Видеобонус тем, кто дочитал эту статью.
А для тех, кто не устал — немного подробнее об авторе картин.