Что такое племя в истории

Племена

Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

Содержание

Определения понятия

Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один — единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Разграничение с понятиями «народ» и «государство»

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.

Отличительными признаками между племенами и государствами часто являются наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от семьи к роду, от рода к племени, от племени к государству. [1]

Племя как форма политической организации

В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.

Источник

Племя

Племя — форма социальной организации и одновременно этническая группа людей при первобытнообщинном (он же родоплеменной) строе. Племя — это семья семей: несколько или много переплетающихся семейств, которые делятся на роды, но объединяются диалектом, культурой, религией и образом жизни.

Условно все племена можно разделить на 2 группы.

Мачо есть уже тогда. Если племя не воинственное, то самыми-самыми мачо будут охотники, которые приносят мясо, владеют копьями и луками, умеют ставить ловушки и копать ямы. Если же воинственное, то самые-самые мачо — воины (часто присутствует небольшой круг верных воинов вождя, отдельный от общего племенного ополчения).

У части племён может быть матриархат. Не в том смысле, что бабы главные, а мужики подчинённые — хотя положение женщины гораздо лучше, чем при циФилизованном патриархате. Подразумеваются матрилокальность (муж приходит в семью жены), матрилинейность (происхождение считается по женской линии — в этом случае мужа может и не быть, а сыновей воспитывает единоутробный брат матери), наследование имущества женщинами. Также нередкое явление — значимая роль именно жриц, а не жрецов.

Когда варвары переходят к полноценному земледелию и скотоводству, то одновременно они делают шаг к классовому обществу и цивилизации, постепенно сливаясь племён в народы. Но пережитки племенного сознания остаются надолго. К примеру, черногорцы ещё в начале XX в. делились на племена.

На просторах Посмотре.ли кочуют следующие племена:

Источник

Значение слова «племя»

Что такое племя в истории. Смотреть фото Что такое племя в истории. Смотреть картинку Что такое племя в истории. Картинка про Что такое племя в истории. Фото Что такое племя в истории

1. Социально-этническое объединение людей в эпоху первобытнообщинного строя, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Кочевые племена. Первобытные племена.

2. Устар. Народ, национальность. Вам дела нет, что племена, Покончив с вековым раздором. Друг другу руку подают. Плещеев, Лжеучителям.

3. только ед. ч. Устар. Род, семья. [Лаврецкий] происходил от старинного дворянского племени. Тургенев, Дворянское гнездо. [Бабушка] толкала меня к людям и говорила торопливо: — Ну, скорее! Это — дядя Михайло, это — Яков… Тетка Наталья, это — братья, оба Саши, сестра Катерина, это все наше племя, вот сколько! М. Горький, Детство.

4. только ед. ч. Высок. Поколение людей. Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри — не вы! Лермонтов, Бородино.

5. только ед. ч., кого или какое. Разг., обычно шутл. Группа, категория людей, объединенных каким-л. общим признаком. Шагает по грязи солдатское племя, Но весело песня поется. Светлов, Болотная песня. [Потапов:] Слышишь, Зайцев. Коварное племя — женщины! Софронов, Московский характер. || Группа каких-л. близкородственных животных, растений. Куда ни взглянешь — птичье племя! Н. Некрасов, «Несчастные». Насекомых племя — племя очень злое. Полонский, Кузнечик-музыкант.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.

ПЛЕ’МЯ, р. и д. мени, менем, мени, мн. мена́, мён (мя́н устар.), мена́м, ср. 1. В доклассовом обществе — совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. Первобытные племена. Древние славянские племена. Абиссинские племена. 2. Народ, национальность. Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний. Пушкин. Уже давно между собою враждуют эти племена. Пушкин о Польше и России времен польских королей и русских царей). 3. только ед. Происхождение (книжн. устар.). Царь Борис Годунов татарского племени. 4. Род, семья (устар.). Племя Пожарских вымерло. Даль. 5. Поколение, современники (ритор.). Сталинское п. Шагай вперед, комсомольское племя. Песня. Да, были люди в наше время, могучее,

Лермонтов. Что же наши подвиги, что слава наших дней, что наше ветреное племя! Баратынский. 6. Вид, род, семейство каких-н. животных (шутл.). Куда ни взглянешь — птичье племя! Некрасов. 7. только ед. Род, группа, категория людей, объединенных чем-н., какими-н. общими качествами (разг. шутл. или бран. презрит.). Тише ты, гайдучье племя! Пушкин. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пле́мя

1. этническая и социальная общность людей, ведущих патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием ◆ Некоторые первобытные племена до сего дня живут в кронах деревьев. ◆ Союз племён. ◆ Кочевые племена. ◆ Племена индейцев. ◆ Славянское племя. ◆ Германское племя.

2. перен. устар. высок. народ, национальность, народность ◆ Великий день Бородина // Мы братской тризной поминая, // Твердили: «Шли же племена, // Бедой России угрожая; // Не вся ль Европа тут была?…» Пушкин, «Бородинская годовщина», («Великий день Бородина…»), 1831 г. ◆ А вот, господа, стёклышко большое самое, // Это наша Россия, племя неупрямое. Огарев, «Восточный вопрос в панораме», («Мужичок с ящиком по ярмарке похаживает…»), 01.1869 г.

3. перен. поколение людей; шутл. группа или категория людей, объединённых по какому-либо общему признаку ◆ Как полная луна порой, // Покрыта облаками ночи, // Пробьёт внезапно мрак густой // И путникам заблещет в очи, // Так будет вождь, сквозь мрак времён, // Сиять для будущих племён… Рылеев, «Гражданское мужество», («Кто этот дивный великан…»), 1823 г. ◆ Здравствуй, племя младое, незнакомое! Пушкин, «… Вновь я посетил…», 1835 г. ◆ Но годы протекли, и ветреное племя // Кричит: «Подайте нам священный этот прах!» Лермонтов, «Последнее новоселье», («Меж тем, как Франция, среди рукоплесканий…»), 1841 г. ◆ Казацкое племя. ◆ Канцелярское племя. ◆ Научное племя. ◆ Племя газетчиков.

4. перен. устар. ед. ч. происхождение, род, родня, семья; потомство, дети ◆ Племя Пожарских вымерло и угасло. (цитата взята из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля) ◆ Вот это всё моё племя. ◆ Моё племя не даёт мне покоя. ◆ И сказал ему Кирибеевич: // «А поведай мне, добрый молодец, // Ты какого роду, племени, // Каким именем прозываешься?» Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич. »), 1837 г. ◆ Люблю я родину, свободу, // Но и по племени, по роду — Простолюдин, простолюдин! Мей, «Простолюдин», («Вот новость! Говорят мне, будто я из чванства…»), 1860 г.

5. с.-х. порода животных, а также потомство, получаемое от какого-то животного; группа каких-либо близкородственных животных, растений ◆ Птичье племя. ◆ Племя насекомых. ◆ Да, мы несём едино бремя, // Мы стада одного — но жребий мне иной: // Вас всех назначили на племя, // Меня — пустили на убой. Д. В. Давыдов, «Ответ женатым генералам, служащим не на войнах», («Да, мы несём едино бремя…»), 1827 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Что такое племя без системы своих религиозных
и государственных идей? …
Любить племя за племя ; натяжка и ложь…
Другое дело, если племя родственное хоть
чем-нибудь согласно с нашими особыми идеями,
с нашими коренными чувствами
К. Н. Леонтьев. Византизм и славянство (1875)

Племя – социальная группа, имеющая уникальные характеристики: язык (языцы – объединяющий признак в летописании), культуру, религию и географический регион обитания (некоторые П. не имеют территории), а так же обладающая едиными взглядами на прошлое и будущее. Принято выделят следующие основные социальные группы (общности): семья – род – племя – народ (народность в феодальное время). В библейской литературе использовался термин – колена (родственные племена), которые управлялись князьями.

1) Существующая этимология

Этимология по Максу Фасмеру (А.Г. Преображенский), со вставками неизвестного автора

б) О.Н. Трубачев: «Слово не имеет надежной этимологии…», Вопросы языкознания, М., 1957, №2, с.93.; http://www.ruslang.ru/doc/voprosy/voprosy1957-2.pdf

в) А.Г. Преображенский. Этимологический словарь русского языка, М., 1910-1914, т.2: «Не совсем ясно», далее как у Макса Фасмера.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1989, вып. 15
см., http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_15.pdf

Племя. 1. Народ, племя, этническая общ. XII-XIII вв. 2. Род, клан, семья. (862) «И бяста у него два мужа не племени его но боярина», Ипать. Лет. || Разветвление рода, колена; «отъ Июдина племене по плъти Христосъ родися. Изб. Свят. 1076 г. 3. Родня, родственник, XVI-XV вв. 4. Потомство, дети, приплод. XI в. 5. Группа имеющая общие признаки; род, вид, XI в.

б) Национальный корпус русского языка

* Г. С. Батеньков. Общий взгляд на Сибирь (1822-1823): «Каждый народ и почти каждое племя имело особенный образ правления».
* К. Н. Леонтьев (1831-1891, философ, писатель, дипломат). Враги ли мы с греками? (1878): «Что такое племя, само по себе взятое, без идеи, ; в одно и то же время отвлеченной по бескорыстию своему и реально воплощаемой, в жизни, в быте этого племени?».

3) Обобщение и вывод

Термин «племя» известен с начала русской письменной литературы (1076 г.), применялся в переводах Библии, богослужебных текстах и светских актах. Ведущие российские этимологи не смогли объяснить слово, выделили только иудеохристианские регионы Восточной Европы, где это слово-понятие было распространено.

Целесообразно рассмотреть термин в связи с терминологией иврита и библейскими образами, т.к. слово известно с раннего иудеохристианского письменного периода и не использовалось в странах Западной Европы.

4) Терминология иврита и библейский образ

Русск. ПЛЕМЯ = наоборот ЯМ+ЕЛП = ЙАМ (ам) + ЕЛП (п=ф) = ивр. АМ народ, люди, совокупность людей + ЕЛЕФ (п) тысяча, много, клан (род-племя), племя, семья; однокоренное АЛУФ начальник семейства, князь.

В составном русском слове заложена мысль, племя – общественная группа, где людей тысячи, много; что соответствует действительности, средняя численность израильских племен-колен 50 000 чел. воинов, всего с женщинами и детьми, более 150 000 чел.

Есть ещё подобные термины, которые на данный момент исследования невозможно объяснить на понятном для читателя языке.

* Пояснение транслитерации (передача слова другим алфавитом), см. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный; https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Алфавит_сравнительный
На русский язык еврейская буква ПЭ передавалась: «П и Ф = ф, ph, f: Финеес, Фараон, Фасга, Фаран, иногда = п: Падан, Потифар. С dagesch forte = пф: Сепфора. Перед Е впоследствии стали писать В: Иевфай, Невфалим». Итак, в термине иврита ЕЛЕФ (пле+мя) конечная буква Ф могла быть передана русской буквой П.

* См. стронг иврита 505, ЕЛЕФ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_029.htm

* См. стронг иврита 5972, АМ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_356.htm

б) Библейский образ

* Исход 18:21: ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками (ЕЛЕФ), стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками».

* 1 Царств 10:19: «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам (ЕЛЕФ) вашим».

* Даниил 3:4: «Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы (АМ), племена и языки».

* Софония 1:11: «Рыдайте, жители нижней части города, ибо исчезнет весь торговый народ (АМ) и истреблены будут обремененные серебром».

Таким образом, применив, библейскую терминологию и образы, мы смогли получить рациональное содержание слова-понятия «племя», оно соответствует феодальной, религиозно-этнической действительности – многочисленной (тысячной) социально-общественной группировке людей, народности.

Источник

Племя

Что такое племя в истории. Смотреть фото Что такое племя в истории. Смотреть картинку Что такое племя в истории. Картинка про Что такое племя в истории. Фото Что такое племя в истории

Содержание

Определения понятия

Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Разграничение с понятиями «народ» и «государство»

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.

Отличительными признаками между племенами и государствами часто являются наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от семьи к роду, от рода к племени, от племени к государству. [2]

Племя как форма политической организации

Критика понятия «племя» в африканистике

Одним из дискуссионных вопросов в современной африканистике является применимость понятия «племя» к этническим объединениям Тропической и Южной Африки. Во многом это связано с развитием социальной антропологии и исторической науки в независимых странах Африки во второй половине XX в. Для нового поколения африканских исследователей слово «племя» ассоциируется прежде всего с колониальной эпохой и навязыванием африканцам представлений о неразвитости и изначальном варварстве африканских обществ. Восточноафриканский исследователь Окот п’Битек писал по этому поводу:

— Окот п’Битек. Африканские традиционные религии. М., 1979. С. 31.

Однако консенсус среди отечественных и зарубежных африканистов по данной проблеме до сих пор не достигнут. В научных работах наряду с термином вождество продолжает также достаточно широко использоваться термин племя. О том, что дискуссия по данному вопросу ещё не закрыта свидетельствует выход в свет в 1991 году книги ленинградского/санкт-петербургского африканиста Н. М. Гиренко «Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики» и её переиздание в 2004 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *