Что такое платформа в метро
Почему в московском метро платформы по середине, а не по краям от путей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Перед тем, как строить свое собственное метро, советские инженеры подробнейшим образом изучили международный опыт в данной области. На момент 1930-х метрополитен уже был в Лондоне, Париже, Берлине и некоторых других крупных городах Европы. Больше всего советских инженеров заинтересовали наработки немецкой компании «Siemens-Bauunion», которая имела исчерпывающе богатый опыт строительства подобных архитектурных комплексов. Понравился проект в том числе типом используемой платформы.
Тип пассажирской платформы был одним из самых важных вопросов при проектировании. Всего их существует два. Платформы в метрополитене могут быть «островными», а могут быть «береговыми». «Береговой» тип – это когда на станции есть две небольшие платформы по разные стороны от путей. «Островной» тип – когда между двумя путями для составов заключена одна широкая платформа. Например, в Лондоне и Париже преимущественно использовались именно береговые платформы. Советским конструкторам куда больше пришлась по душе островная концепция и на то было несколько важных причин.
Во-первых, на островной платформе пассажиру намного легче ориентироваться в пространстве. Кроме того, если человек ошибется и поедет не в ту сторону, или проскочит станцию, то ему нужно в следующий раз намного меньше ходить, чтобы отправиться обратно. Во-вторых, такие станции заметно проще и дешевле строить, в том числе потому, что нужно рыть с каждой стороны всего один тоннель для спуска-подъема пассажиров. В-третьих, из-за больших габаритов островные платформы красивее выглядят и имеют куда больший потенциал для декоративного оформления. У «береговых» же платформ есть свои сильные стороны, а в ряде случаев их банально приходится использовать, однако «островной» тип все-таки считается более предпочтительным среди строителей метро.
Помимо перечисленных общих причин, советские инженеры склонились в пользу «островного» типа платформы еще из-за двух важных факторов. Первый носил исключительно декоративный характер. В 1930-е годы СССР был на огромном экономическом подъеме. Когда во всем мире бушевала Великая депрессия, Страна Советов давала не менее 16% роста ВВП. Поэтому советские архитекторы хотели сделать станции московского метро максимально красивыми и пафосными в самом хорошем смысле слова. Каждая станция должна была демонстрировать собой превосходство социалистической идеи и экономики уже одним лишь своим видом. А для этих целей куда лучше подходили именно островные платформы.
Другой важный фактор носил характер исключительно утилитарный. После окончания Гражданской войны и интервенции иностранных государств СССР постоянно готовился к агрессии со стороны капиталистического мира. О том, что в Европе в ближайшие десятилетия случится новая большая война, никто не сомневался. Поэтому московское метро строилось в том числе и как бомбоубежище. Большие островные платформы в этом отношении также находились в выигрыше, так как предоставляли банально больше свободного места для людей, запасов и материальных ценностей.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, что представляет собой новомосковская гипсовая шахта : как в Тульской области появился целый подземный город.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Типы станций
По расположению относительно уровня земли станции подразделяются на эстакадные, наземные, станции мелкого заложения и станции глубокого заложения. В зависимости от конструкции станции могут быть колонными, односводчатыми, однопролётными, пилонными и так далее. В Москве встречаются станции практически всех типов, за исключением станций закрытого типа. Три станции («Лубянка», «Чистые пруды» и «Павелецкая» Замоскворецкой линии) при постройке были пилонными двухсводчатыми («станциями лондонского типа»), но позже у всех были достроены центральные залы, в результате чего они стали трёхсводчатыми пилонными (из-за распространённости их чаще всего называют просто пилонными).
Эстакадные станции
Эстакадная станция — станция метрополитена, конструкции которой приподняты над поверхностью земли на металлических или железобетонных опорах.
Эстакадные крытые станции
Единственной эстакадной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Воробьёвы горы».
Эстакадные открытые станции
Наземные станции
Наземная станция — станция метрополитена, расположенная непосредственно на поверхности земли.
Наземные крытые станции
В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу.
Единственной действующей наземной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Мякинино». Станция «Технопарк» по первому проекту также должна была быть крытой.
К этому типу относятся также две ныне закрытые станции, размещённые на территории депо: «Калужская» и «Первомайская».
Наземные открытые станции
Чаще всего подобная станция — не здание, а либо островная платформа с навесом, который опирается на ряд колонн по центру, либо две боковые платформы со стенами и навесом или навесами, которые накрывают только платформы, но не пути между ними.
К этому типу также относятся станции «Выхино» и «Измайловская».
Станции мелкого заложения
Станция мелкого заложения — станция метрополитена с минимальной глубиной заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.
Колонные станции мелкого заложения
Колонная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся наличием дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Колонные станции бывают двухпролётные (с одним рядом колонн), трёхпролётные (с двумя рядами колонн) и так далее.
Первые станции этого типа в Москве: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровсикй сад») и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».
Самым популярным типом станций в России является типовая трёхпролётная, из сборного железобетона с шагом колонн от 4 до (позднее) 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» — по общему числу колонн. Первой такой станцией в Москве стала «Первомайская».
Всего в Московском метрополитене более ста колонных станций мелкого заложения, большинство из которых построено по типовому проекту. Отдельно стоит отметить двухзальную многопролётную станцию «Каширская», где один ряд колонн заменён несущей стеной, разделяющей два зала.
Однопролётные станции мелкого заложения
Однопролётная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся отсутствием промежуточных опор и плоским перекрытием.
Для Москвы такой тип станций является редкостью — построено всего две такие станции, причём обе в постсоветский период и на одной Люблинско-Дмитровской линии: «Волжская» и «Марьино». Формально также являются однопролётными оба зала станции «Улица Старокачаловская» на Бутовской линии.
Односводчатые станции мелкого заложения
Односводчатая станция мелкого заложения — «станция мелкого заложения, отличающаяся обделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания». Звучит в целом не очень понятно, но главное, что у такого типа есть свод. Проще всего показать этот тип на примерах.
Первая односводчатая станция в Москве — «Библиотека имени Ленина» первой очереди строительства, затем в 1938 году была открыта станция «Аэропорт» второй очереди строительства. После этого к теме односводов вернулись только в 70-х годах: первой после долгого перерыва открылась односводчатая «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Но пик популярности односводов пришёлся на постсоветский период: более половины односводчатых станций в Москве были построены уже после 80-х годов.
Всего в Московском метрополитене построена 31 односводчатая станция мелкого заложения.
Станции глубокого заложения
Станция глубокого заложения — станция метрополитена, располагающаяся на глубине более 20 м.
Пилонные станции глубокого заложения
Пилонная станция глубокого заложения — станция со взаимно непересекающимися обделками центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Проще говоря, трёхсводчатые пилонные станции представляют собой три параллельных независимых тоннеля, при этом из боковых тоннелей в центральный через определённые промежутки проделаны проходы.
Пилонные станции глубокого заложения с укороченным центральным залом
Пилонная станция глубокого заложения с укороченным центральным залом — станция, центральный зал которой более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов.
К данному подтипу можно отнести станцию «Шаболовская».
Колонно-пилонные станции глубокого заложения
Колонно-пилонная станция глубокого заложения — пилонная станция глубокого заложения, у которой ширина проёмов между пилонами больше ширины самих пилонов.
В Московском метрополитене всего три станции такого типа: «Чкаловская», «Сретенский бульвар» и «Семёновская», причём последняя представляет собой по сути, отдельный тип, так как у неё каждый пилон заменён четырьмя колоннами по его углам.
Колонные станции глубокого заложения
Колонная станция глубокого заложения представляет собой центральный и два боковых зала круглого сечения, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Иными словами, такая станция, так же как и пилонная, представляет собой три параллельных тоннеля, но в отличие от пилонных станций, тоннели расположены гораздо ближе друг к другу, настолько близко, что боковые стенки у них полностью отсутствуют, а образовавшиеся своды опираются на ряды колонн.
Первой колонной станцией глубокого заложения в мире стала станция Маяковская, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена в 1938 году. Макет одного отсека станции в натуральную величину, демонстрировавшийся на международной выставке в Нью-Йорке, произвёл настоящий фурор. Проект был удостоен гран-при и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры.
Всего в разное время в Москве было построено 14 станций этого типа.
Колонно-стеновые станции глубокого заложения
Колонно-стеновая станция глубокого заложения — колонная станция глубокого заложения, в которой часть промежутков между колоннами заменена простенком.
Колонно-стеновые станции, как и однопролётные впервые появились на Люблинско-Дмитровской линии — это станции «Крестьянская Застава» и «Дубровка». Позже открылись станции «Международная» (Филёвская линия) и «Достоевская» (снова на Люблинско-Дмитровской линии). Также колонно-стеновой является проектируемая пересадочная станция «Волхонка» Калининской линии.
Односводчатые станции глубокого заложения
Односводчатая станция глубокого заложения — станция глубокого заложения, представляющая собой однообъёмный зал со сводом.
Данный тип, предназначенный для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому получил название «ленинградский односвод». В Петербургском метрополитене таких станций было построено 15, а в Московском же только одна — «Тимирязевская».
Станция метрополитена
Станция метрополитена — остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метро.
Наземная станция метро представляет собой павильон с собственно остановочным платформенным залом внутри, расположенный на уровне земли, а также смежные вестибюли.
Вестибюли подземных, а также надземно-эстакадных станций сообщены с поверхностью с помощью эскалаторов или просто лестничных сходов, а кое-где также лифтов (и прочих механизмов) для инвалидов, осуществляющих переход пассажиров.
Пропуск пассажиров производится через турникеты или ручной контроль в вестибюлах, где также имеются кассы, билетные (жетонные, карточные) автоматы.
Типы станций
Станции метрополитена делятся в зависимости от расположения на надземно-эстакадные, наземные и подземные, в свою очередь, делящиеся на мелкого и глубокого заложения.
Существуют многопутные и многоуровневые пересадочные станции.
По расположению путей и подземные, и надземные станции делятся на островные и береговые.
Некоторые береговые станции (т.н. закрытого типа) имеют систему горизонтальный лифт со стенами и дверями (преимущественно стеклянными) между платформой и поездом.
Многие станции Московского, Петербургского, Пхеньянского, Стокгольмского и ряда других метрополитенов оформлены как дворцовые залы или просто как архитектурные и художественные новаторства.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Станция метрополитена» в других словарях:
Станция метрополитена — Станция подземный или наземный остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров, включающий вестибюли, эскалаторы или лестницы, посадочные платформы и средний зал, помещения для обслуживания пассажиров, размещения… … Официальная терминология
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА — комплекс сооружений и устройств, предназначенных для посадки, высадки и пересадки пассажиров, приёма, пропуска и отправления поездов на остановочных пунктах линии метрополитена (Болгарский язык; Български) спирка на метрополитен (Чешский язык;… … Строительный словарь
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА НАДЗЕМНАЯ — станция метрополитена, располагаемая на мосту или эстакаде (Болгарский язык; Български) надземна спирка на метрополитен (Чешский язык; Čeština) nadzemní stanice metra (Немецкий язык; Deutsch) Metrostation über Tage (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА НАЗЕМНАЯ — станция метрополитена, располагаемая на поверхности земли (Болгарский язык; Български) приземна спирка на метрополитен (Чешский язык; Čeština) pozemní stanice metra (Немецкий язык; Deutsch) Metrostation über Tage (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА ПОДЗЕМНАЯ — станция метрополитена, располагаемая ниже поверхности земли (Болгарский язык; Български) подземна спирка на метрополитен (Чешский язык; Čeština) podzemní stanice metra (Немецкий язык; Deutsch) unterirdische Metrostation (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ — подземная станция метрополитена, располагаемая на значительной глубине и возводимая закрытым способом горных работ (Болгарский язык; Български) дълбоко разположена спирка на метрополитен (Чешский язык; Čeština) hlubinná stanice metra (Немецкий… … Строительный словарь
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ — подземная станция метрополитена, располагаемая на небольшой глубине и возводимая преимущественно открытым способом работ (Болгарский язык; Български) плитко разположена спирка на метрополитен (Чешский язык; Čeština) mělká stanice metra (Немецкий… … Строительный словарь
Станция — Транспорт: Автомобильная заправочная станция Железнодорожная станция Сортировочная станция Станция метрополитена Станция призрак Учреждения Автоматическая телефонная станция Орбитальная станция Международная космическая станция Насосная станция… … Википедия
Станция-призрак — Станция «Тверская» во время строительства «Станция призрак» условное название неоткрытых, недоступных пассажирам станций метро: либо недостроенных промежуточных, находящихся на перегоне между двумя действующими станциями (в том числе… … Википедия
Станция закрытого типа — Станция «Гостиный двор» … Википедия