Что такое платежная карта являющаяся национальным платежным инструментом
Ответы на вопросы, касающиеся перечислений на карту платежной системы «МИР»
1. Если сотрудник отказывается оформлять карту Мир, на какую нормативную базу ссылаться?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 419, которое вносит изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. № 1466 «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств федерального бюджета для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе» с 01.05.2019 в перечень иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе» включены следующие виды страхового обеспечения:
· пособие по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне);
· пособие по беременности и родам;
· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
То есть, в соответствии с законодательством Российской Федерации на банковский счет застрахованного лица, операции по которому осуществляются с использованием карт «Мир» либо без использования каких-либо платежных карт. Также допускаются получение страхового обеспечения посредством наличных расчетов по средствам почтовой связи.
2. Карты «МИР» любого банка?
Да, карты «МИР» любого банка.
3. На карту «МИР» в обязательном порядке перечисляются только пособия по уходу за ребенком? Или это касается всех сотрудников, оформляющих больничные листы?
В соответствии с п. 9 Постановления № 294 выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя)
С 01.05.2019 перечислению на расчетный счет в банке, операции по которому осуществляются с использованием платежной карты «МИР»:
· пособие по беременности и родам;
· единовременное пособие гражданам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
· пособие по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации).
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности выплачиваются путем перевода на банковский счет, по почте или на карту любой платежной системы, не только на карту «Мир», а остальные пособия по материнству и пособие по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации) на банковский счет, по почте или на карту «Мир».
Преимущества получения пособий на платежную карту «МИР» отражены на сайте Регионального отделения в разделе «ПЛАТЕЖНАЯ КАРТА «МИР».
4. Можно ли выплачивать больничные по заболеваниям и травмам на карты платежных систем VISA или МАСТЕр карты?
Согласно Постановления Правительства РФ от 01.12.2018 № 1466 (ред. от 25.06.2020) «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе» выплата пособий по временной нетрудоспособности по заболеваниям или травмам не поименованы в перечне, утвержденном пунктом 1 настоящего Постановления.
5. В заявлении на перечисление указываем номер карты «МИР» или номер счета карты?
В соответствии с п. 3.25. «Реквизиты для перечисления пособия застрахованному лицу на банковский счет» Приказа от 24 ноября 2017 г. № 579 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения»:
Графы 44 «Наименование банка», 45 «№ счета», 46 «БИК» не подлежат обязательному заполнению в случае перечисления пособия с использованием платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом (карта МИР);
в графе 47 «№ платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом» указывается номер платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, с использованием которой осуществляются операции по банковскому счету застрахованного лица.
В случае отсутствия у застрахованного лица платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, данная графа не заполняется.
ВАЖНО! От качества заполнения заявления работником (указание корректных реквизитов счета, персональных данных), полноты и корректности представленных документов страхователем зависит своевременность выплаты пособия!
На основании вышеизложенного, в целях исключения ошибок в заполнения полей заявления, в части указания ряда банковских реквизитов, рекомендуем застрахованному лицу в заявлении о выплате пособия указывать для перечисления только номер платежной национальной карты МИР.
Зачисление на карту «МИР» по номеру карты – самый быстрый способ получения пособия (зачисление средств происходит в течение 1,5 – 2 часов).
Обращаем Ваше внимание, что при назначении и выплате пособий Фонд не располагает информацией, какая карта привязана к банковскому счету физического лица, если номер карты «Мир» не указан в заявлении и реестре сведений, то после перечисления пособий на банковский счет физического лица кредитные организации согласно Приложение 13 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» должны производить следующие действия:
6. Если возникает вопрос по номеру карты будут звонить бухгалтерам или непосредственно застрахованному лицу
В соответствии с п.2 Постановления № 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. В заявлении указывается способ получения выплаты на карту МИР, банковский счет либо почтовым переводом по адресу регистрации.
В соответствии с п. 3 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с п. 16 16. за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, специалисты Фонда социального страхования будут звонить бухгалтерам для уточнения необходимой информации.
Что такое платежная карта являющаяся национальным платежным инструментом
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 21 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 26 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ)
(п. 27 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 27.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(п. 28 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
(п. 30 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;
(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
(п. 32 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(п. 33 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
«Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2018, N 12
В последнее время с учетом применяемых нашими зарубежными партнерами ограничительных мер остро встал вопрос об обеспечении независимости финансовой системы нашей страны. Одним из инструментов обеспечения такой независимости была призвана стать национальная платежная система.
Обязательный порядок
К таким операциям по выплатам за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ относятся:
Иными словами, с 1 июля 2018 года все государственные служащие, сотрудники бюджетных организаций и государственных внебюджетных фондов, а также студенты государственных учебных заведений в обязательном порядке будут получать выплаты за счет бюджетных средств только с использованием платежной системы «Мир», которая является национальным платежным инструментом.
Все эти ограничения не означают, что физические лица не могут воспользоваться национальными платежными инструментами. Это означает лишь то, что кредитные организации не вправе принуждать их к этому.
Согласно ст. 136 ТК РФ работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. Из этого следует, что не только работники бюджетного сектора могут получать заработную плату и иные выплаты от работодателя на карту «Мир», но при желании и работники других структур.
Согласно письму Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-11/42288 «О правомерности перечисления организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, сотрудникам подотчетных сумм на их личные банковские карты» работодатель вправе перечислять подотчетные суммы на карты физических лиц, выданных в рамках «зарплатных» проектов, для оплаты командировочных расходов и компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов. Такими картами могут быть в том числе и карты «Мир».
Национальные платежные инструменты. Национальная система платежных карт (НСПК)
Целью организации НСПК является обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств (п. 1 ст. 30.1 Закона N 161-ФЗ). С этой целью 23 июля 2014 года было создано Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»), уже 4 августа 2014 года НСПК начала свою работу.
Перед АО «НСПК» были поставлены следующие задачи:
— создание операционно-клирингового центра по обработке внутрироссийских операций по картам международных платежных систем;
— выпуск и продвижение национальной платежной карты «Мир».
В 2015 году была создана национальная платежная система «Мир», а в декабре 2015 года были выпущены первые карты «Мир», созданные полностью на базе российских технологий.
Главной задачей при выпуске и продвижении карты «Мир» было сделать процесс перевода операций на обработку в НСПК максимально незаметным и безболезненным. Это удалось успешно реализовать, так как у держателей карт доступ ко всем международным сервисам платежных систем сохранился в полном объеме и без ухудшения качества обслуживания.
Важно отметить, что теперь все внутрироссийские операции по картам международных платежных систем обрабатываются внутри страны. До создания НСПК информация о любых операциях по картам МПС граждан РФ отправлялась на обработку в процессинговые центры, расположенные за рубежом.
Платежная система «Мир». Карты «Мир»
В качестве оператора платежной системы «Мир» выступает АО «Национальная система платежных карт».
Платежная система «Мир» является национальной платежной системой. Это значит, что, в отличие от международных платежных систем, ее работа не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежи по картам «Мир» безопасны, а держатели карт имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Политическая ситуация в мире и работа международных платежных систем не могут повлиять на финансовые операции по карте.
На сегодняшний момент в платежную систему «Мир» входят более 340 банков страны, многие из которых уже начали выпускать карты «Мир» и обслуживать их в сети своих банкоматов и терминалов. На конец мая 2018 года выпущено уже более 35 млн карт «Мир».
Стоит отметить, что по ряду проектов карта «Мир» выпускается бесплатно. Это касается, например, зарплатных, социальных или пенсионных карт.
Новости из Казначейства: отражаем реквизиты в платежке при выплатах на карты «Мир»
Казначейство России в письме от 05.04.2018 N 07-04-05/05-5853 разъяснило требования к отражению реквизитов в платежном поручении на перевод средств в целях осуществления выплат на карты «Мир».
При переводе денежных средств физическим лицам в целях осуществления выплат за счет средств бюджетов на карты «Мир» в реквизите «110» платежного поручения указывается «1». В иных случаях значение реквизита не указывается. При этом в целях отражения указанного значения в реквизите платежных поручений, формируемых ТО ФК на основании представленных клиентами платежных документов, необходимо указывать «1»:
Кобейджинговые карты «Мир»
Кобейдж становится возможным после подписания соглашения двух платежных систем между собой. После этого банки выпускают кобейджинговые карты, гарантируя их работу в соответствующих ПС. Каждая из этих платежных систем работает с одним и тем же карточным счетом.
Кобейджинговые проекты выгодны всем: и платежным системам, и банкам, и держателям карт. Платежным системам кобейдж позволяет выходить на новые рынки и расширять свою сферу влияния, банки повышают конкурентоспособность своих платежных карт и могут оптимизировать свои затраты. Пользователи кобейджинговых карт получают удобство использования таких карт, а также привилегии каждой платежной системы. Важно отметить существенный фактор повышенной безопасности данных карт: к примеру, если одна из систем заблокирует операции по карте (например, из-за санкций), то пользователь всегда может совершить платеж в другой ПС (при условии, что магазин или иное учреждение находится в зоне ее действия).
На данный момент налажен выпуск кобейджинговых карт «Мир»-Maestro, «Мир»-JCB и «Мир»-UnionPay. Это совместные карты платежной системы «Мир» и крупнейших международных платежных систем. Кобейджинговые карты работают как в России, так и в международной сети приема Maestro, JCB и UnionPay. В ближайшее время также планируется выпуск карт «Мир» совместно с международной платежной системой American Express.
А как у них?
Сегодня национальные платежные системы сформированы и успешно действуют в разных странах мира.
Предпосылками создания собственной платежной системы в Индии (RuPay) было желание не зависеть от международных платежных систем и снизить стоимость транзакций по картам, так как в Индии подавляющее большинство операций не выходят за пределы страны. Карточная система RuPay была запущена 26 марта 2012 г.
Закон о защите прав потребителя
Обратите внимание! Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей.
Продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в случае:
Важно отметить, что согласно п. 4 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием НПС в рамках НСПК по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа:
Обратите внимание! Единственной национальной платежной системой в рамках НСПК в России является платежная система «Мир». И только на эту НПС распространяются вышеперечисленные нормы Закона о ЗПП и КоАП РФ. Платежные системы Visa и MasterCard НПС не являются, поэтому у продавца (исполнителя) нет обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием данных платежных систем.
Вывод
С момента создания в 2015 году национальной платежной системы «Мир» прошло почти три года. За это время были достигнуты большие результаты по ее внедрению и продвижению. В отличие от международных платежных систем, работа НПС «Мир» не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежи по картам «Мир» безопасны, а держатели карт имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Сам переход на данный вид карт получился максимально безболезненным для потребителей и уже близится к завершению.
На заметку. О разъяснении положений Порядка N 12н
В соответствии с требованиями, установленными п. 16 Порядка кассового обслуживания исполнения, утв. Приказом Казначейства России от 23.08.2013 N 12н, территориальный ОФК осуществляет проверку соответствия кодов видов расходов КРБ кодам видов выплат, указанным в Распоряжении о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» и включенным в Перечень кодов видов выплат на банковские карты «Мир», утв. Приказом Казначейства России от 18.08.2017 N 211.
Таблица соответствия кодов видов расходов классификации расходов бюджетов кодам видов выплат представлена в приложении к письму Казначейства России от 04.06.2018 N 07-04-05/01-11298.
Ответы на вопросы по главе 4.1 «Национальная система платежных карт» Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе»
Вопрос:
Что понимается под национальными платежными инструментами в соответствии со статьей 30 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»?
Ответ:
В соответствии с частью 2 статьи 30 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № под национальными платежными инструментами понимаются платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК для осуществления переводов денежных средств в рамках НСПК. Таким образом, под национальными платежными инструментами следует понимать исключительно платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Вопрос:
В соответствии с частью 2 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ национально значимая платежная система должна являться системным участником НСПК. Означает ли это, что платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам в рамках национально значимой платежной системы, являются национальными платежными инструментами?
Ответ:
Частями 4 и 6 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ установлены обязанности для оператора платежной системы, являющейся системным участником НСПК, по обеспечению приема организациями, индивидуальными предпринимателями и предоставлению клиентам национальных платежных инструментов. Федеральный закон № однозначно определяет национальные платежные инструменты как платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК. Таким образом, функции системных участников НСПК применительно к национальным платежным инструментам определены Федеральным законом 2 № 161-ФЗ исключительно в отношении платежных карт и иных электронных средств платежа НСПК. В этой связи, независимо от наличия (отсутствия) у соответствующей платежной системы статуса системного участника НСПК платежные карты и иные электронные средства платежа, с использованием которых в рамках данной платежной системы осуществляются переводы денежных средств, не являются национальными платежными инструментами.
Вопрос:
В соответствии с частью 2 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, признанные Банком России в установленном им порядке значимыми на рынке платежных услуг, должны являться индивидуальными участниками НСПК. В случае участия данных кредитных организаций также в платежных системах, являющихся системными участниками НСПК, могут ли услуги платежной инфраструктуры по переводам денежных средств, осуществляемым кредитными организациями — индивидуальными участниками НСПК с использованием национальных платежных инструментов, оказываться операторами платежной инфраструктуры, привлеченными оператором платежной системы, являющейся системным участником НСПК?
Ответ:
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 6 Федерального закона № 161-ФЗ операционные услуги и услуги платежного клиринга по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов между индивидуальными участниками НСПК и (или) системными участниками НСПК оказываются операционным центром НСПК и платежным клиринговым центром НСПК (далее — ОПКЦ НСПК), а расчетные услуги — Банком России. Иных способов организации предоставления услуг платежной инфраструктуры по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов Федеральный закон № 161-ФЗ не предусматривает.
Вопрос:
В соответствии с частью 5 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК, обязаны предоставить клиентам национальные платежные инструменты при получении указанными клиентами, в том числе, выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, 3 государственных внебюджетных фондов. В случае участия данных кредитных организаций также в платежных системах, являющихся системными участниками НСПК, будет ли считаться указанная обязанность исполненной при предоставлении клиентам платежных карт и иных электронных средств платежа платежной системы — системного участника НСПК?
Ответ:
С учетом определения национальных платежных инструментов, предусмотренного частью 2 статьи 30 1 Федерального закона № 161-ФЗ, индивидуальными участниками НСПК в целях исполнения обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ, должны предоставляться клиентам платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Что такое платежная карта являющаяся национальным платежным инструментом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Указание Банка России от 13 июля 2021 г. № 5854-У «О требованиях об обеспечении поставщиком платежного приложения возможности клиентам оператора по переводу денежных средств использовать национальные платежные инструменты с применением платежного приложения» (документ не вступил в силу)
Настоящее Указание в соответствии с частью 19 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2021, N 1, ст. 38) устанавливает требования об обеспечении поставщиком платежного приложения клиентам оператора по переводу денежных средств возможности использовать национальные платежные инструменты с применением платежного приложения.
1. Поставщик платежного приложения обязан обеспечить возможность клиентам оператора по переводу денежных средств использовать национальные платежные инструменты с применением предоставляемого им платежного приложения, если условия его применения предусматривают использование платежных карт.
2. Поставщик платежного приложения, условия применения которого предусматривают использование платежных карт, в целях обеспечения возможности клиентам оператора по переводу денежных средств использовать национальные платежные инструменты с применением такого платежного приложения обязан пройти процедуру тестирования (интеграции) в соответствии с правилами национальной системы платежных карт.
3. Настоящее Указание в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 7 июля 2021 года N ПСД-14) вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 настоящего Указания.
Пункт 1 настоящего Указания вступает в силу с 1 октября 2023 года.
Председатель Центрального банка Российской Федерации | Э.С. Набиуллина |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2021 г.
Обзор документа
С 1 октября 2023 г. поставщики платежных приложений должны будут обеспечить клиентам операторов перевода денежных средств возможность использовать карты МИР (если условия применения приложения предполагают использование платежных карт). Для этого они должны будут пройти процедуру тестирования (интеграции) в соответствии с правилами национальной системы платежных карт.
Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.