Что такое план меню каково его предназначение
План-меню
ПЛАН-МЕНЮ (форма № ОП-2) — применяется для определения меню на каждый день; составляется ежедневно в одном экземпляре заведующим производством накануне дня приготовления пищи, утверждается руководителем организации; в плане-меню указываются наименования (графа 2) и номера блюд (графа 4) по Сборнику рецептур или по ТТК, СТП, техническим условиям. Блюда в плане-меню записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т. д.
Смотреть что такое «План-меню» в других словарях:
план-меню — плана меню, м. plan m. + menu. кулин. В плане меню указываются наименования блюд и их количество, которое должно быть выпущено в соответствии с графиком реализации продукции по часам дня. 1968. Левитский 55 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Меню (приток Белой) — У этого термина существуют и другие значения, см. Меню (значения). Меню (Бугульчан) Характеристика Длина 22 км Бассейн Каспийское море Бассейн рек Кама Водоток … Википедия
мастер-план по концессиям — В плане, в частности (без ограничений), будут определены: • общая стратегия и структура концессий; • общий обзор размещения концессий; • стратегия ценообразования (оптовые и розничные цены); • соответствующие обязанности и… … Справочник технического переводчика
сезонность — и, ж. saison f. Свойство сезонного; возможность осуществления чего л. в определенный сезон. Сезонность сельскохозяйственных работ. Сезонность лесозаготовок. БАС 1. Сезонность альпинистских экспедиций бывает непродолжительна. Уш. 1940. План меню… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Унифицированные формы первичных учетных документов по учету операций в общественном питании — к ним относятся: Калькуляционная карточка (форма № ОП 1), План меню (форма № ОП 2), Требование в кладовую (форма № ОП 3), Накладная на отпуск товара (форма № ОП 4), Закупочный акт (форма № ОП 5), Дневной заборный лист (форма № ОП 6), Опись… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
видоизменить — меню/, мени/шь и ме/нишь; видоизменённый; нён, нена/, нено/; св. см. тж. видоизменять, видоизменяться, видоизменение что Внести изменения; частично изменить, преобразовать … Словарь многих выражений
Телеканалы Украины — Эта страница информационный список. См. также: Телевидение на Украине В списке представлены каналы, которые попали в состав мультиплексов, и при переходе на эфирное цифровое вещение будут приниматься бесплатно, а также каналы, которые подавали… … Википедия
Самоконтроль при сахарном диабете — «Объединимся против диабета» Символ, утверждённый ООН для обозначения сахарного диабета … Википедия
Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора
Battlefield 3 — Российская обложка расширенного издания игры Разработчик … Википедия
Составляем план-меню и документы на отпуск продуктов со склада на производство
«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2
Зачем нужно меню?
Согласно п. 12 Правил оказания услуг общественного питания предприятия общепита до сведения потребителей обязаны доводить информацию об оказываемых услугах, на основании которой они могут сделать правильный выбор. Эта информация среди прочего должна содержать перечень услуг и условия их оказания, а также цены в рублях и условия оплаты услуг и доводиться до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Как отметили судьи ФАС ПО, иных способов доведения информации до сведения потребителей в объектах общественного питания, кроме как через меню, прейскуранты, действующим законодательством не установлено (Постановление от 20.07.2009 N А49-130/2009).
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35.
В соответствии с общим правилом меню составляются ежедневно, накануне дня приготовления пищи, на основании плана-меню.
Какую форму плана-меню следует использовать?
Форма плана-меню приведена в трех документах:
Какой же из этих форм должно воспользоваться предприятие общественного питания? Согласно п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, в том числе предприятием общественного питания, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Пунктом 2 этой статьи определено: первичные учетные документы можно принять к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в этом же пункте. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 «О первичных учетных документах» разработка и утверждение унифицированных форм первичной учетной документации были возложены на Госкомстат, чем он и занимался до 2004 г. (пп. 9 п. 9 Положения о Государственном комитете РФ по статистике ). Кстати, в настоящее время ни Росстат, ни Минфин, ни ФНС не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов, на что обратили внимание и налоговики (Письмо от 27.07.2009 N 3-2-09/147), и финансисты (Письмо от 04.05.2009 N 07-02-10/24). Исходя из изложенного, делаем вывод: при составлении плана-меню необходимо использовать унифицированную форму N ОП-2, утвержденную в свое время Госкомстатом, наделенным соответствующими полномочиями.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 N 85.
Каков порядок составления плана-меню?
План-меню составляет в одном экземпляре и подписывает заведующий производством (бригадир), утверждает руководитель предприятия общественного питания (индивидуальный предприниматель). Заведующий производством при составлении плана-меню отражает в нем:
Блюда в плане-меню, как правило, записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т.д. (см. образец ниже).
Унифицированная форма N ОП-2
С какой целью выписывается требование в кладовую?
На основании составленного плана-меню, согласно которому определяется потребность в сырье (продуктах) на предстоящий день, и с учетом остатков продуктов (сырья) на производстве (кухне) на конец текущего дня заведующий производством составляет в одном экземпляре требование в кладовую по форме N ОП-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Таким образом, требование в кладовую нужно для определения отпуска необходимого количества продуктов из кладовой на предстоящий день. Требование подписывается заведующим производством и руководителем предприятия общественного питания (индивидуальным предпринимателем) и служит основанием для выписки накладной на отпуск сырья (продуктов) из кладовой.
Определим, какое количество картофеля нужно для приготовления блюд, которые запланировано приготовить 02.02.2010. Картофель понадобится при изготовлении следующих блюд:
Общее количество картофеля свежего неочищенного, необходимого для приготовления блюд, указанных в плане-меню N 20 от 01.02.2010, составляет 14 492 г (711 + 1896 + 1850 + 4283 + 5752). Исходя из проведенных расчетов, заведующий производством должен дать указание на получение на складе картофеля не менее 15 кг (при отсутствии остатка на кухне).
Если в течение следующего дня для приготовления блюд понадобятся еще продукты, они отпускаются из кладовой по дополнительному требованию.
Унифицированная форма N ОП-3
Каким документом оформляется отпуск продуктов со склада на производство?
Если сырье на производстве учитывается по тем же ценам, что и на складе, в накладной на отпуск товаров указываются только учетные цены продуктов и соответствующая общая сумма. В том случае, если продукты на производстве приходуются по продажным ценам (могут быть получены путем применения торговой наценки, размер которой установлен приказом руководителя предприятия общественного питания), в накладной отражается вторая цена. Разница между общей стоимостью продуктов по продажным ценам и общей стоимостью по учетным ценам является торговой наценкой, которая записывается в бухгалтерском учете по дебету счета 20 «Основное производство» с корреспонденцией с кредитом счета 42 «Торговая наценка». Предположим, в нашем случае ООО «Столовая «Дельфин» при поступлении товаров от поставщика приходует их по покупным ценам, а при отпуске на производство начисляет торговую наценку. Приказом директора общества установлена единая торговая наценка в размере 40% (см. образец ниже).
Унифицированная форма N ОП-4
В бухгалтерском учете ООО «Столовая «Дельфин» 01.02.2010 будут отражены следующие проводки:
Форма ОП-2. План-меню
В организациях общепита или в тех, где предусмотрена собственная столовая, например, завод, школа, используют такой документ, как план-меню. Форму заполняет на каждый день заведующий производством либо другой сотрудник с аналогичными обязанностями. Разберемся, какую информацию необходимо в нее вносить.
Общая информация
Данная унифицированная форма — ОП-2 — была утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года №132. Как и другие аналогичные, она перестала быть обязательной с начала 2013 года (Инф. Минфина №ПЗ-10/2012). Организации получили право самостоятельно разрабатывать бланки документов. Но только нужно соблюдать правило: в собственные бланки требуется обязательно включать все необходимые реквизиты. Их список можно изучить в п. 2 ст. 9 ФЗ №402 (ФЗ «О бухгалтерском учете»). А также следует зафиксировать применение самостоятельно разработанных форм в учетной политике компании.
Несмотря на такую свободу действий, некоторые организации предпочитают использовать в работе унифицированные формы. Они привычны работникам со стажем и проверяющим организациям, к тому же точно содержат все необходимые реквизиты.
Как уже было сказано, форма ОП-2 заполняется ежедневно. Ее задача — зафиксировать все блюда, которые нужно приготовить, и на основании этого уже составляют требование в кладовую. Также, основываясь, на этом документе, бухгалтер формирует калькуляцию и выявляет розничные цены на обозначенные в нем блюда. И еще одна функция — помочь в формировании меню торгового зала с указанием наименования блюд, цены и массы.
Важно! План-меню заведующий производством должен формировать для следующего дня, когда планируется приготовление этих блюд, не позже 3 часов дня. Затем руководитель должен данный документ утвердить.
Блюда в нем нужно перечислять в особом порядке: сначала — закуски, далее — первые и вторые блюда, далее напитки, комплексные обеды и т.п.
Заполняем план-меню
Форма состоит из шапки и основной части. В шапке указывают наименование организации общественного питания и ее структурного подразделения, код ОКПО, вид деятельности хозяйствующего субъекта, вид операции, номер и дату составления документа, дату, на которую утверждают меню.
Кроме того, в шапке присутствует гриф «Утверждаю» для главы организации или его доверенного лица. Здесь он указывает свою должность, ставит подпись и дату для утверждения плана-меню.
Основная часть бумаги представляет собой таблицу с такими графами (номер пункта списка соответствует номеру графы):
В конце таблицы нужно обязательно указать общую сумму по всем блюдам. Подписывает документ заведующий производством.
Если строк в бланке меньше, чем планируемых блюд, то их нужно будет добавить в любом необходимом количестве.
К сведению! План-меню составляют в одном экземпляре.
ПЛАН-МЕНЮ
Планирование меню очень важно в ресторанах, кафе, барах и других объектах общественного питания. Основным этапом оперативного планирования является составление плана-меню. Он применяется для определения меню на каждый день в соответствии с товарооборотом предприятия общественного питания.
В бухгалтерии предприятия общественного питания по плану-меню составляются калькуляции и устанавливаются розничные цены на блюда, а также составляются меню для посетителей (меню торгового зала), в которых, помимо наименования блюда и его стоимости, указывается масса блюда в готовом виде, а также ингредиенты.
Кроме того, составление плана-меню дает возможность предприятию общественного питания обеспечить разнообразие блюд по дням недели, избежать повторений одних и тех же блюд, обеспечить четкую организацию снабжения производства сырьем и полуфабрикатами, правильно организовать технологический процесс приготовления пищи и труд работников производства.
Далее рассмотрим порядок составления план-меню на предприятии общественного питания.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
— дата составления документа;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
— подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих
Вместе с тем разработка и утверждение самостоятельных форм первичных учетных документов дело довольно трудоемкое, поэтому организации для отражения своих хозяйственных операций, как правило, используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом России.
План-меню составляется по унифицированной форме N ОП-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
План-меню по форме N ОП-2 составляется в одном экземпляре заведующим производством (шеф-поваром, бригадиром) накануне дня приготовления пищи (не позднее 15 часов) и утверждается руководителем организации.
Обратите внимание! Утверждая план-меню, руководитель и заведующий производством несут ответственность за то, чтобы блюда, включаемые в меню, были в продаже в течение всего дня.
При составлении планового меню учитываются многие факторы, такие как квалификация поваров, потребительский спрос, возможности снабжения сырьем и сезонность сырья, техническое оснащение предприятия.
В плане-меню указывается ассортимент и количество блюд каждого наименования, которые могут быть приготовлены на данном предприятии общественного питания по дням недели.
Если на предприятии общественного питания ассортимент блюд очень большой, то в план-меню могут включаться заказные порционные блюда.
или по сборнику рецептур, а также количество намеченных к приготовлению блюд. При этом блюда в плане-меню записываются в следующей последовательности: холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и так далее.
Ниже приведем пример заполнения плана-меню по унифицированной форме N ОП-2.
Пример. Заведующим кафе (ООО «Мираж») Петровой Ольгой Васильевной был разработан план-меню на 5 марта
Унифицированная форма N ОП-2 Утверждена
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132
Разработка меню: планирование
Очередная статья цикла «О кухне ресторанного бизнеса». В этом материале я расскажу о том, как составить меню, отталкиваясь от важных переменных.
Этот материал будет интересен ресторатору и шеф-повару, а также каждому интересующемуся гастрономией.
Здравствуйте! Меня зовут Сергей Моховцов. Я работаю бренд шеф-поваром кафе «Веранда», кафе паназиатской кухни «Ли» и кейтеринговой организации «Первый кейтеринг» в Гродно, Беларусь.
Недавно я запустил свой личный проект «Шеф поможет».
«Шеф поможет» — это проект, в котором я собрал команду шеф-поваров, работающих в заведениях с разными концепциями. Вместе мы помогаем молодым рестораторам: делаем меню для их заведений, обучаем поваров, оснащаем и в общем разбираемся с любыми вопросами, связанными с кухней ресторанов.
Поскольку тема ресторанной кухни и всех трудностей, которые с ней связаны, мне знакома, я решил поделиться своим опытом в цикле статей. Надеюсь, мне удастся помочь молодым рестораторам ответить для себя на некоторые вопросы.
Наш макет всегда будет зависеть от концепции заведения. Если у нас кофейня, то кроме «десертов» и «выпечки» в разделе кухни может ничего и не быть. А если мы открываем паб, то ко всему прочему обязательно добавим «пивные закуски», «бургеры» и другие позиции в таком духе. В любом случае нужно начать именно с этого. Так нам проще будет сделать структурное и понятное меню.
После того как мы сделали макет, нужно определиться что будет в этих разделах. Чтобы создать разнообразие без лишних позиций, нужно предложить всего по одному разному блюду в каждом разделе. Для этого мы пройдём по каждому разделу макета со списком: мясо, птица, рыба, морепродукты, овощи, «фишки».
Конечно, ваше меню может быть «авторским» на 100%. Только вам решать, что продавать в своём заведении. Вы можете дать гостю что-то абсолютно новое с неизученным спросом, а можете готовить известные и понятные позиции. Как показывает практика, в наших широтах второй вариант чаще всего более жизнеспособный.
По советским стандартам построения меню, список позиций должен быть в таком порядке: рыба, мясо, овощи.
Но в рамках нашего меню только нам решать, как выстраивать разделы. Главное, чтобы блюда в разделах были выставлены понятно, структурировано и удобно для восприятия. Теперь, когда мы прошли по всему меню, у нас готов макет, который можно заполнять.
Раздел с салатами мы разобрали в качестве примера, однако.
Лучше начать делать меню не по порядку, а с горячих блюд!
Дело в том, что в разделе «горячие блюда» мы будем использовать самое дорогое сырьё. В первую очередь это мясо, птица и рыба. Это позиции нашего склада, с большой себестоимостью, и нам нужно получить на них максимальную прибыль.
Когда мы порционируем стейк или филе лосося для горячего блюда у нас остаётся обрезь, из которой такой же стейк не слепишь. Нам нужно куда-то деть этот «кусок» себестоимости. Чтобы заработать деньги на каждом грамме продукта, нужно продумать пересечение этих продуктов в меню.
Допустим мы ставим в меню стейк из говяжьей вырезки. Мы прорабатываем это блюдо в сыром виде и понимаем, что из 1 кг вырезки, уже зачищенной и подготовленной, мы получаем 750 гр стейка филе-миньон (3 х 250 гр) и 250 гр обрезков.
Это значит, что мы можем добавить тартар и салат с говядиной. Таким образом наше меню будет работать на то, чтобы продать каждый грамм нашей говядины. Сделав всего одну позицию в разделе «горячие блюда», мы попутно пополнили разделы «закуски» и «салаты».
Хитом продаж в данном случае станет стейк, а допродавать говядину будут остальные позиции. Стоит помнить о том, что в меню не должно быть повторяющихся позиций! Это блюда, которые дублируются в основных ингредиентах своего состава.
Например, если в меню есть стейк из лосося, то не нужно ставить в раздел с горячими блюдами ещё два-три блюда из него же! При таком подходе вы получите раздутое меню и два-три блюда, которые будут слабо продаваться, затрудняя выбор посетителя. Меню, безусловно, должно быть разнообразным, но разнообразие нужно создавать за счёт абсолютно разных по составу блюд и способов их приготовления.
Так нужно будет поработать со всем меню, поэтому начать нужно именно с горячих блюд! Помните также, что если блюдо — «хит», то в него нежелательно закладывать дорогие продукты.
Нужно наоборот стараться уменьшить себестоимость такого блюда, чтобы получить от продаж максимальную прибыль.
Стейк из говядины с простейшим сливочным соусом и картофелем или овощами продаст себя не хуже, чем он же со спаржей и трюфелем.
Иногда, чтобы создать максимально вкусное блюдо, шеф-повар захочет разнообразить состав дорогими ингредиентами. Но это, на мой взгляд, более уместно с позициями, спрос на которые ещё не выявлен. Так как в случае с «хитами» мы можем потерять в наценке на и без того отлично продаваемой позиции.
Главный совет : делая макет меню и после заполняя его блюдами, всегда думайте о пользе для посетителя. Будьте нацелены угодить тому гостю, которого хотите видеть в своём заведении. Поддавшись творческим порывам, вы рискуете дать вашему посетителю то, что может оказаться им просто не оценённым.
Это важная характеристика вашего меню. От того, насколько хорошо этот показатель выстроен в вашем меню, зависит размер себестоимости блюд, количества продуктов на вашем складе и размер склада в деньгах.
Пересечение продуктов влияет на ваши издержки и прибыль, поэтому является важным показателем хорошего меню. Давайте разберём пример пересечения продуктов на одном из вариантов меню, которые я делал в прошлом.
Меню составлено для ресторана европейской кухни на 100 посадочных мест, находящегося на туристическом маршруте в региональном центре. Как я уже писал выше, составлять меню я начинаю с горячих блюд. Попутно оставляя комментарии возле каждого блюда, чтобы мне было легче принять решение о том, нужно ли ему пересечение в продуктах с другими позициями меню.
Необходимый раздел с учётом белорусской ментальности. Также стоит помнить про туристов!
Таким образом, мы составили макет меню и заполнили его позициями, убедились в пересечении продуктов склада. Нам осталось рассчитать нагрузку на поваров, прежде чем приступать к проработкам, но об этом мы поговорим в следующей статье.
Важно! Первостепенным в создании меню для шеф-повара должны быть потребности и желания гостя. Но при этом всегда принимайте во внимание свои возможности. Не жертвуйте качеством в ущерб количеству. Огромное количество блюд в вашем меню не является лояльностью к гостю. Не делайте много, делайте качественно.
Оставайтесь вдохновлёнными, оставайтесь жаждущими и читайте мои статьи. Вместе мы разукрасим наш век новыми гастрономическими достижениями.
По просьбам читателей, я создал свой Telegram-канал, где вы сможете следить за выпуском новых статей. Также туда я буду публиковать свои мысли о мире ресторанной кухне и ответы на интересные вопросы.