Что такое план действий на случай непредвиденных обстоятельств на судне
Глава 10. Судовой план действий в аварийных ситуациях
Глава 10
Судовой план действий в аварийных ситуациях
10.1 Каждое судно, перевозящее груз ОЯТ, должно иметь судовой план действий в аварийных ситуациях.
10.2 Такой план должен быть одобрен Администрацией на основе руководства, разработанного Организацией*(3), и составлен на рабочем языке или языках, понятных для капитана и лиц командного состава. Как минимум, план должен содержать:
.1 процедуру, выполняемую капитаном или другими лицами, ответственными за судно, для передачи сообщения об инциденте, связанном с грузом ОЯТ, как требуется главой 11 настоящего Кодекса;
.2 перечень органов или лиц, с которыми должна быть установлена связь в случае инцидента, связанного с грузом ОЯТ;
.3 подробное описание действий, незамедлительно предпринимаемых лицами на судне для предотвращения, уменьшения или сохранения под контролем утечки груза ОЯТ в результате инцидента, а также смягчения последствий их потери; и
.4 процедуры и пункты связи на судне для координации действий на его борту с национальными и местными властями.
10.3 В случае, если другими международными документами требуется, чтобы судно имело судовой план действий в аварийных ситуациях, различные планы могут быть объединены в единый план под названием «Судовой план действий в аварийных ситуациях на море»*(4).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Действий экипажа при чрезвычайных ситуациях на судне
Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:
1) постоянного наличия на борту установленного количества экипажа,
способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;
3) эффективной системы и организации действий, включая «Расписание по тревогам «, аварийные партии, судовые оперативные планы действий (Vessel Response Plans), контрольные листы рекомендованных действий (Check Lists) для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;
4) постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;
Организация действий экипажа при чрезвычайных ситуациях на судне
Общее руководство действиями при чрезвычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана.
При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.
В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни.
В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий.
Приоритеты должны располагаться следующим образом:
1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
2. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Основой организации борьбы за живучесть судна является расписание по тревогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляется на каждом судне и утверждается капитаном.
Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.
Составление расписания по тревогам и своевременная корректура возлагаются на старшего помощника капитана. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна.
Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара или пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции.
Устанавливаются следующие виды тревог:
При объявлении учебных тревог по системе судовой громкоговорящей связи вид тревоги должен предваряться словом «учебная».
Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана при:
1) при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков, дыма и запаха гари;
2) при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну;
3) при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу.
Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом.
Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.
Любой член экипажа, любое находящееся на судне лицо может поднять тревогу нажатием соответствующей кнопки,включением сигнализации либо с помощью средств связи.
Лицо, поднявшее тревогу, должно сообщить на мостик место и характер аварийной ситуации.
Устанавливается следующий порядок оповещения при чрезвычайных и аварийных ситуациях:
1) объявляется общесудовая тревога звонком громкого боя;
2) экипаж собирается в месте сбора и действует в соответствии с судовым «Расписанием по тревогам».
3) ответственные лица, услышав сигнал, обязаны:
включить переносные УКВ-радиостанции на заданный канал;
выйти на связь с мостиком;
получить устные команды/распоряжения;
передать их закрепленным за ними членам судового экипажа.
При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.
Лица, в ведении которых находятся документы экипажа, судовой, машинный, и радио журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.
Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги «Человек за бортом».
На судне должны быть определены Командные пункты и посты, расположение и состав которых должны полностью согласовываться с судовым расписанием по тревогам. Расположение и состав командных пунктов и постов утверждаются капитаном судна.
При стоянке судна в порту на борту всегда должно оставаться достаточное количество членов экипажа для действий в аварийных ситуациях. На судне должно быть утвержденное стояночное расписание по тревогам.
По прибытии судна в порт должна быть установлена система взаимодействия с берегом. Для этих целей рекомендуется использовать «Ship/Shore Safety Check List».
Аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА
Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:
— в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;
— перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;
— если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;
— так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;
— после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).
КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.
Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ
Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.
Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.
Судовой план действий в чрезвычайных ситуациях
Борьба за живучесть судна — комплекс мер, предпринимаемых экипажем или аварийными партиями по борьбе с водой, пожарами, повреждениями корпуса и систем. Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:
1) постоянного наличия на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажёрной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;
3) эффективной системы и организации действий, включая «Расписание по тревогам», аварийные партии, судовые оперативные планы действий, контрольные листы рекомендованных действий для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;
4) постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;
5) постоянного контроля и наблюдения (в том числе с помощью специальных систем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий человека, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.
Общее руководство действиями при чрезвычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.
Аварийная партия — группа членов экипажа, создаваемая для ведения борьбы за живучесть корабля и его технических средств.
В обязанности членов аварийной партии входит:
— заделка пробоин корпуса корабля и трубопроводов;
— сращивание перебитых кабелей;
— тушение пожаров.
В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни. В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом: 1) безопасность жизни; 2) безопасность судна; 3) безопасность и защита окружающей среды.
Основой организации борьбы за живучесть судна является расписание по тревогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляется на каждом судне и утверждается капитаном. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.
Составление расписания по тревогам и своевременная корректура возлагаются на старшего помощника капитана. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна. В каютах находятся личные карточки членов экипажа, в которых указываются конкретные действия данного члена экипажа по каждому виду тревоги.
Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара или пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции.
Устанавливаются следующие виды тревог:
1) Общесудовая тревога — семь коротких и один продолжительный гудок судовым тифоном, звонком громкого боя и звуковой сигнализацией (LSA Code 7.2.1.1. SOLAS III/6.4. IMO Code on Alarms and Indicators 6/Tables 6.1.1 and 6.2);
2) Пожарная тревога – непрерывный звонок громкого боя звуковой сигнализацией (IMO Code on Alarms and Indicators 6/Tables 6.1.1 and 6.2);
3) Тревога «Человек за бортом» — три продолжительных сигнала громкого боя (продолжительность сигнала 4-6 секунд), сигнал повторяется 3-4 раза;
4) Шлюпочная тревога – семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3-4 раза.
При объявлении учебных тревог по системе судовой громкоговорящей связи вид тревоги должен предваряться словом «учебная».
Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков, дыма и запаха гари; при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну; при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу.
Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом.
Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.
Любой член экипажа, любое находящееся на судне лицо может поднять тревогу нажатием соответствующей кнопки, включением сигнализации либо с помощью средств связи. Лицо, поднявшее тревогу, должно сообщить на мостик место и характер аварийной ситуации.
Устанавливается следующий порядок оповещения при чрезвычайных и аварийных ситуациях:
1) объявляется общесудовая тревога звонком громкого боя;
2) экипаж собирается в месте сбора и действует в соответствии с судовым «Расписанием по тревогам»;
3) ответственные лица, услышав сигнал, обязаны:
— включить переносные УКВ-радиостанции на заданный канал;
— выйти на связь с мостиком;
— получить устные команды/распоряжения;
— передать их закрепленным за ними членам судового экипажа.
При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик — машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.
Лица, в ведении которых находятся документы экипажа, судовой, машинный, и радио журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.
Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги «Человек за бортом».
На судне должны быть определены Командные пункты и посты, расположение и состав которых должны полностью согласовываться с судовым расписанием по тревогам. Расположение и состав командных пунктов и постов утверждаются капитаном судна.
При стоянке судна в порту на борту всегда должно оставаться достаточное количество членов экипажа для действий в аварийных ситуациях. На судне должно быть утвержденное стояночное расписание по тревогам.
По прибытии судна в порт должна быть установлена система взаимодействия с берегом. Для этих целей рекомендуется использовать «Ship/Shore Safety Check List». Телефонные номера, каналы УКВ и позывные аварийных служб порта, другие средства и методы оповещения должны быть известны, записаны и находиться в соответствующих местах (в том числе у капитана, СПКМ, ВПКМ, на мостике, у трапа).
Управление судном в аварийных ситуациях
Риском в мореплавании признается такое действие капитана, которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания, профессиональных знаний и опыта для избежания возможного большего вреда судну, грузу и людям.
Риск признается оправданным лишь при одновременном наличии следующих условий:
риск должен соответствовать цели, ради которой он предпринимается;
цель не может быть достигнута обычными, не связанными с риском
риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба;
предметом риска должны являться материальные объекты, но не люди.
Управление судном в аварийных ситуациях
Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших:
смерть человека или причинение ему тяжких телесных повреждений;
исчезновение человека с судна;
гибель судна, предполагаемую гибель судна или оставление судна;
посадку судна на грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении;
повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;
серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.
Аварийные случаи с судами на море расследуются как инциденты на море в случае, если имело место событие или ряд событий, иных, чем авария на море,произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены, могли бы угрожать безопасности судна, находящихся на нем людей или любого иного лица, либо окружающей среде.
Живучестью судна называется его способность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать при этом в достаточной мере мореходные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей, сохранность грузов и судового имущества.
Живучесть судна обеспечивается:
живучестью технических средств;
подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна;
комплексом предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.
Непотопляемость судна – его способность выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости.
Пожаробезопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров и их воздействию на судно и на груз.
Документальное обеспечение готовности судового экипажа к аварийным ситуациям указывается в Руководстве по действиям в аварийных ситуациях на судне (Emergency Procedures Manual):
расписании по тревогам;
судовой аварийной папке;
аварийных контрольных листах рекомендуемых действий (Emergency Check Lists).
Потенциальные чрезвычайные ситуации, которые должны быть указаны в планах:
Система планов действий в чрезвычайных ситуациях должна содержать указания для судового персонала в случаях: судно на ходу; ошвартовано к причалу;стоит на якоре; ведение грузовых операций.