Что такое пить ханжу
Что такое пить ханжу
Запрещать алкоголь в России пробовали неоднократно, но запрет моментально вызывал усиленный протест, а ситуация с пьянством только усугублялась.
В 1914 году Николай II повел борьбу с повсеместным народным алкоголизмом. Из магазинов, лавочек и кабаков был ликвидирован весь спиртной ассортимент. Алкогольные напитки завозились только в рестораны, следовательно, подавались исключительно состоятельным слоям населения. Народ отреагировал молниеносно – о винных погромах не писал только ленивый. Громкое народный протест государство встретило стойко: ужесточило сухой режим. В ответ народ учился искусству тонкого обмана. Люди, не боясь очередей, двинулись в аптеки. Здесь «спирт для здоровья» отпускался быстро и недорого.
По странному стечению обстоятельств (мистика какая-то, не иначе), в период действия сухого закона аптеки наполнялись всеми видами спиртных напитков. Правда, без рецепта мирный обыватель мог получить здесь всего лишь 15 граммов «лекарственного» средства внутрь и 30 – для наружного применения. Вина, коньяк и водка отпускались по рецепту. Гонорары врачей рекордно выросли – Российская империя наполнилась рецептами на алкоголь. Русская пресса рассказывала в своих фельетонах о цирюльнике Ардальоне Касьяновиче Стаканчикове, который за определенную плату снабжал страждущих спасительной бумагой с подписью: «Быстрым росчерком пера доктора Стаканчикова рецепт моментально готов». Смешной персонаж, впрочем, напоминал о криминальной действительности – между врачами-кабатчиками и аптекарями был заключен алкогольный договор. Подпись у энного врача стала залогом удачного похода в нужную аптеку.
Еще один псевдоалкогольный напиток с долгой историей, уходящей корнями в Китай. В составе русской Ханжи и китайской Ханшин ни одного совпадения, но термин определенно с китайскими мотивами. Ханжа – напиток на основе денатурированного спирта, лака или политуры пользовалась спросом в городах, где держать самогонный аппарат было опасно. О «ханжевом» спросе в 1914 году писал «Московский Листок»: «Эта лавочка в обеденный час продаёт два пуда политуры. В день, особенно праздничный, до восьми — десяти пудов. Политуру очищают ватой, квасом, солью, приблизительно отделяют щерлак. Платят за фунт до 3 рублей. Выпьют, крякнут, скажут — «пользительно!» По принципу «ханжи» солдаты во время сухого закона научились употреблять гуталин. Намазывали на хлеб, спирт впитывался, гуталин снимался и хлеб ели. Просьба не повторять: и гуталин не тот, и смертельно опасно.
«Сухой закон» и чёрный рынок в годы Первой мировой войны
1914—1917 годы ознаменовались не только участием России в кровопролитной мировой войне, но и беспрецедентными изменениями во внутренней политике. «Сухой закон», принятый 22 августа 1914 года высочайшим повелением государя1, стал рискованным социальным экспериментом. Правительство страны, бюджет которой на протяжении сотни лет зависел от поступления доходов с казённой продажи вина, в преддверии крупных военных затрат осознанно отказывалось от большей части этих поступлений.
Война послужила поводом к ужесточению контроля за выделкой, продажей и потреблением опьяняющих веществ, она возбудила грандиозный патриотический подъём, на волне которого отказ от привычного потребления алкоголя воспринимался как некий вклад в предстоящую победу над врагом. Пока война приносила успех, население ликовало, оно видело результаты и конечную цель своего отрезвления; на волне воодушевления в адрес правительства сыпались просьбы сохранить запрет и после войны. И действительно, «сухой закон» поначалу приносил плоды: на какое-то время сократились и пьянство, и преступность, и заболеваемость, и смертность на почве алкоголизма2. Однако затянувшаяся и неудачная война вкупе с ухудшением положения жителей вернула пьяных на улицы,в полицейские участки и в больничные палаты. Как только сменилось настроение обывателей, на арену повседневной жизни вернулась водка — только в новом, подпольном варианте. Чёрный рынок предоставлял широчайший ассортимент — от доступных ранее напитков всех сортов и мастей до изобретённых в период запрета оригинальных «питей». Социальный статус, достаток и наличие связей обусловливали количество и качество приобретённого спиртного.
Все эти тенденции особо прослеживались в столичных городах. В Петрограде и Москве по инициативе местных властей «сухой закон» принял более жёсткие формы, чем в целом по империи: с осени 1914 года установился тотальный запрет на продажу всех видов алкогольной продукции, не исключая виноградное вино и пиво, во всехторговых заведениях, не исключая первоклассные рестораны3. Но в то же время в большом городе существовало огромное количество каналов его обхода. Столичные жители очень скоро приспособились к существующим условиям и изобрели огромное множество способов добывать алкоголь для питья легальным, полулегальным, а чаще противозаконным способом, благо непоследовательный, ограниченный, непродуманный закон и аналогичное исполнение предоставляли широкое поле для деятельности. «Пьют, пьют и пьют. Но отвечают по-разному: одни — только карманом, другие — здоровьем, третьи — жизнью»4.
«МНЕ БЫ, ДОКТОР, НЕЛЬЗЯ ЛИ КОНЬЯЧКУ. »
«Вот обыватели на масляной неделе
С болезнями к врачу плетутся еле-еле,
Но лишь рецепт на спирт у них в руках —
В аптеку птицами порхают впопыхах. »»
Для якобы лечебных целей в столичных аптеках можно было приобрести некоторое количество алкогольных напитков — спирт, водку, коньяк, виноградные и фруктовые вина; спиртосодержащих лекарственных препаратов — гофманские, калганные, анисовые капли, детский и рижский бальзамы и все прочие препараты, приготовленные на спирту. Без рецепта можно было получить не более 15 граммов лекарственных средств для приёма внутрь и не более 30 граммов для наружного употребления. Все остальные препараты из аптек выдавались покупателям исключительно по рецептам, заверенным печатью и подписью врача. Оговаривалось и предельное количество веществ, отпускаемых аптеками в одни руки: винный спирт — не свыше 200 граммов; коньяк, ром, французская водка — не свыше 150 граммов, или 1/4 бутылки; крепкие виноградные вина — не свыше 400 граммов, или 1/2 бутылки; лёгкие виноградные вина и шампанское — не свыше одной бутылки. К 1916 году в столицах все вообще препараты на спирте даже в самом малом количестве отпускались только по рецептам, что, однако, не могло спасти положение.
Врачи «широкой рукою подписывают рецепты на спирт и крепкие напитки, выписывают последние в значительных количествах, якобы для надобностей лазаретов и лечебниц (где они совершенно не нужны), используя их для себя, своих друзей и знакомых. Многие предприимчивые представители этой почтенной профессии сделали из выписки рецептов на алкоголь источник дохода и неплохо на этом заработали. Вот какую картину рисовал «Московский листок»: «Перебрался в десятикомнатную квартиру в небоскрёбе с богатой меблировкой в стиле модерн Ардальон Касьяноеич Стаканчиков. Его популярность растёт с каждым днем, он повсюду встречается с восторгом. Сколько больных у доктора. «Больные» — полные сил и здоровья — сидят молча, как бы стесняясь посещения «модного» врача.
— Мне бы, доктор, нельзя ли коньячку. А на жену — спиртику! Извольте получить за два рецепта, — развёртывая туго набитый бумажник, просит «больной».
— Можно, можно! Только прошу Вас, — берите в разных аптеках! Пожалуйте, до свидания.
В кабинет вваливается субъект с сине-багровым носом и большой лысиной:
— Извините, господин доктор, я слышал, Вы благодетельствуете. нам. несчастным. Нельзя ли мне рецептик? Ничего не пожалею!
Быстрым росчерком пера доктора Ста-канчикова рецепт моментально готов.
Больные всё идут и идут. Врач-целовальник лишь потирает руки»8.
Получив рецепт у врача за материальное вознаграждение или по причине реального недуга, обыватель направлялся в аптеку. Причём между так называемыми «врачами-кабатчиками» и аптекарями со временем установилась взаимовыгодная связь: спирт можно было получить во всякое время и в любой аптеке, если обратиться к «их» врачу. Тот брал за визит 3 рубля и прописывал рецепт на спирт и ещё на какое-нибудь лекарство, которое стоило около 4 рублей. Таким образом, 200 граммов спирта (бутылка водки) обходились в 7 рублей, что было недорого: другие способы требовали более существенных материальных затрат9. Горожанам, не посвященным в эти тонкости, приходилось отстаивать огромные очереди, часто безрезультатно, потому что вина, коньяки, спирт, да и лекарственные средства на спиртовой основе заканчивались молниеносно 10. Излюбленным «напитком» обывателей среднего достатка становился одеколон. Приобрести его можно было в аптеках и аптекарских магазинах поначалу практически беспрепятственно. Одеколон этот, пользовавшийся особым спросом городских обывателей, обладавший слабым запахом и весьма умеренной крепостью, вытеснил на многих парфюмерных заводах всю остальную продукцию. «Санитарный надзор города Москвы произвёл анализ новых сортов одеколона, выпущенных на рынок после воспрещения торговли крепкими напитками. И что же оказалось в «новом» одеколоне? А, оказывается, вот что: «чистый спирт с небольшой примесью пахучих веществ, разбавленный до крепости обычной водки» 11.
В прессе ежедневно появлялись сведения об отравлениях одеколоном с летальным исходом. Попыткой пресечения употребления одеколона «внутрь» было специальное обязательное постановление, изданное градоначальником Москвы князем Ф.Ф. Юсуповым, запрещавшее изготовление и продажу препаратов из спирта, пригодных к употреблению для питья». В сентябре 1915 года вышло постановление градоначальника, запрещавшее парфюмерным заводам выпускать одеколон крепостью ниже 80 процентов и с содержанием эфирных масел менее 5 процентов». Эта мера должна была заставить заводчиков вернуться к производству качественного косметического средства, а не дешёвого суррогата. По постановлению губернатора от 5 сентября для приобретения одеколона необходимо было получить особое разрешение. Выдача разрешений на покупку одеколона производилась исключительно начальниками полиции и только тем лицам, которых нельзя было заподозрить не только в употреблении для питья одеколона, но и в том, что они могут передать одеколон для этой цели другим14.
Несмотря на это, спрос на одеколон продолжал расти. «В числе разного рода суррогатных спиртных напитков, усиленно потребляемых ныне населением, одно из первых мест принадлежит, бесспорно, одеколону, спрос на который за истекший год, по имеющимся сведениям, заметно увеличился»15, — констатировал департамент полиции в январе 1916-го. Был сделан запрос о количестве спирта, отпущенного парфюмерным заводам в 1913 и 1915 годах. Для выделки парфюмерных и косметических изделий, согласно сведениям управляющего акцизными сборами по Московской губернии, московскими казёнными винными складами отпущено было ректификованного спирта: в 1913-м — 201 270,225 ведра в 40 градусов, в 1915-м — 303 958,8625 ведра в 40 градусов16. Таким образом, в Московской губернии в военное время спрос на одеколон увеличился на 50%. Особенно интересен тот факт, что в Москве и Петрограде на протяжении всего военного времени в большом количестве открывались новые и новые косметические и парфюмерные заводы, несмотря на то, что одеколон вряд ли можно отнести к продуктам первой необходимости.
«ХАНЖИЦА КУДА ПРИЯТНЕЙ. »
— Чижик, чижик, где ты был?
— На Фонтанке кофе пил.
— Кофе? Кофе? Дудки, брат! Пил, наглец, денатурат!
— Ац, не бейте! Ай, скажу! Но Фонтанке пил ханжу!»
Ханжа (исковерканное слово «ханшин», наименование китайской водки 18) — суррогат, получаемый путём сдабривания денатурированного спирта, лака или политуры, — получила среди городского люда наибольшее распространение. Несмотря на высокую опасность серьёзнейшего отравления, зачастую смертельного, именно этот продукт завоевал лидерство на городском алкогольном рынке. В деревне всё большее распространение получало самогоноварение, однако держать хоть и самый примитивный самогонный аппарат в городе было хлопотно и дорого. Нужно, однако, сказать, что, по подсчётам исследователей, в Москве уже в 1915 году ежемесячно составлялось от 500 до 600 протоколов за самогоноварение 19. Городские низы предпочитали примитивными способами очищать денатурат и прочие технические вещества. Ханжа особенно распространилась на окраинах и в местах скопления беднейшего населения, таких как Марьина Роща и Хитровка. «Одна маленькая яавочка, мелочная, грязная и убогая, но не единственная, — описывал свои впечатления корреспондент «Московского листка». — Эта лавочка в обеденный час продаёт ДВА ПУДА политуры. В день, особенно праздничный, до восьми — десяти пудов. Политуру очищают ватой, квасом, солью, приблизительно отделяют щерлак'». Платят за фунт до 3 рублей. Выпьют, крякнут, скажут — «пользительно!» 21.
«Ханжевой промысел» вскоре достиг надлежащей высоты: «Треть спирта на две трети клюквенного квасу» завоевала права гражданства и стала широко распространяться в качестве вещи обыденной, дешёвой и вполне приемлемой»». «Любители-специалисты говорят: «Что там винный спирт! Ханжица куда приятней! Разит от неё уж очень здорово! А ежели с лучком, да анисовых капель подпустить, — так даже выразить невозможно, как хорошо!» Сложилась компания на 3-5 рублей, хватила бутылочку, и за новой бегут, складываются. Жутко, вони масса, страшно за опившихся. Пройдешь так по низам столицы, и видятся старые «боевые» картины»». Изобретали и своего рода «коктейли», например «Болтун»: наливали в бутылку молоко и политуру, взбалтывали до замутне-иия и пили».
В целях опьянения использовались и, казалось бы, совершенно «несъедобные» вещества. Так, сухой спирт, на покупку которого особого разрешения не требовалось, так как его «невозможно без помощи лаборатории привести в жидкое состояние»», все же умудря-яись употреблять внутрь. «Потребители» его разогревали и после того, как он расплавится, смешав с квасом, выпивали. Иногда спирт, действительно, не поддавался плавлению и при нагревании только размягчался, но любители спиртом этим, как маслом, намазывали хлеб и с удовольствием съедали. Съеденная «сухая ханжа» вызывала такое же опьянение, как и выпитая'».
К подобным способам достичь опьянения прибегали в основном закоренелые алкоголики из обитателей городского «дна», мастеровых и несостоятельного рабочего люда; что касается среднего класса и состоятельных горожан, то они чаще всего прибегали к услугам чёрного рынка или первоклассных ресторанов.
«ВСЕ СТАЛИ ИСКАТЬ ВОДКИ. »
Обеспеченные столичные жители в большинстве своём действия «сухого закона» не почувствовали. На фоне серьёзного роста цен на продукты питания, табак, проезд и прочее удорожание алкогольных напитков не выгляде-ло столь уж несоразмерным. Элита, как и во многих других случаях, в этот раз оказалась «вне закона».
Запретительные меры оказали существенное влияние на повседневную жизнь большого города, внеся дискомфорт как в жизнь алкоголиков, так и в жизнь простых обывателей, привык-ших к умеренному потреблению спир-ных напитков, или же вовсе трезвенников, которым приходилось теперь отстаивать огромные очереди за техническим спиртом или за аптекарскими товарами. В целом действительно закоренелые алкоголики продолжали удовлетворять свою пагубную страсть, однако более вредными и опасными для жизни веществами, «подручными» средствами; власть имущие и состоя-тельные лица и вовсе не ощутили на себе влияние «сухого закона», так как пусть и внушительное повышение цен на вино не могло сильно ударить им по кошельку. В итоге, как обычно, больше всех страдали малоимущие и обывате-ли среднего достатка, которые не толь-ко лишились возможности свободно покупать алкоголь нормального качес-ва по приемлемым ценам, но и ощути-ли на себе бремя повышения налогов, вызванного войной и непоступлением «пьяных» денег в казну.
Кто такой ханжа (7 фото + 2 видео)
В обществе принято противопоставлять свободные взгляды ханжеским, и в данном случае, свободное отношение к жизни считается здоровым и является нормой для большей части социума. В таком ситуации каждый должен понимать, кто же такой «ханжа».
Значение слова
Различные толковые словари предоставляют отличающиеся толкования этого слова.
Наиболее часто встречается употребление слова «ханжа» в значении человека, который лицемерит, прикрываясь показной набожностью, и акцентирует внимание на неукоснительном соблюдении разнообразных правил, в основном с одной целью, чтобы его поведение выделялось, и было замечено окружающими. То есть, это внешне благочестивый человек, таковым на деле не являющийся.
Второе значение предполагает, что такой лицемер занимается намеренным выискиванием недостатков у окружающих с целью их дальнейшего порицания. Сам же своих недостатков не замечает, даже если они таковы же, как те, которые он высмеивает.
Согласно статье в словаре Даля, ханжа является двуличным человеком, притворщиком, говорящим о своей мнимой набожности. Кроме того в некоторых регионах ханжой называют попрошайку и потаскуна.
В словаре Ожегова этой лексеме соответствует значение фальшивой святости или рыцарства, лукавого человека.
То есть, это человек, который намеренно выпячивает свое соответствие неким стандартам, причем это соответствие существует только на словах.
В речи это слово употребляется частенько, к тому же термин «ханжа» получил широкое распространение после распада СССР, когда многие люди обратились к церкви с целью получить определенные блага и вписаться в общество, а не с целью спасения души и веры.
Бывает, что человек подвержен пропаганде и старается «не отставать» от толпы, часто маскируя свои неблаговидные поступки и скрывая свои настоящие воззрения.
Выделяют две черты ханжества:
двойные стандарты по отношению к окружающим и к себе;
завышенные претензии к людям.
Любимое занятие классического ханжи – поучение окружающих и отстаивание своей точки зрения. Однако собственное внутреннее содержание зачастую совершенно не отвечает заявляемым им взглядам. Ханжа пытается выдавать себя за искреннего, бескорыстного человека, читает мораль, оценивает всех вокруг, занимается софистикой (подменой понятий с помощью речевых уловок).
Ему свойственно использовать в речи лексемы: толерантность, справедливость, равенство, честность, открытость.
Стоит учесть, что кроме осознанного ханжества, когда человек притворяется личностью с высокими моральными качествами, существует еще и бессознательное ханжество. К сожалению, оно часто является симптомом психического расстройства, требующего медикаментозного либо психотерапевтического лечения.
Как правило, это разновидность самообмана и подсознательная попытка спрятать свои неприглядные стороны, чтобы сохранить уважение в своем кругу общения. Бессознательный ханжа не просто врет самому себе, но может быть агрессивен и не в состоянии адекватно воспринимать окружающий мир.
История слова «ханжа»
В Древней Руси, до проникновения в русский язык из арабского языка слова «ханжа», активно применялось слово «пустосвят», наделенное аналогичным значением. Сам же термин, как считается, одним из первых использовал в своем творчестве Омар Хайям для обличения двуличных людей.
Кстати, в русской литературе, также неоднократно использовался образ человека-ханжи, например, в пьесе Островского «Гроза» таковым был персонаж Кабанихи. А очерк Александра Куприна «Ханжушка» и вовсе посвящен явлению ханжества, которое автор раскрывает на примере приживалок в святых местах.
Большинство лингвистов уверено, что слово “ханжа” имеет все-таки арабское происхождение, ведь подобные слова существуют в турецком и арабском языках, причем имеют они практически такое же звучание.
Изначально слова «хаджи» и «хадзи» означали паломников, но со временем они приобрели иронический оттенок, а затем и негативный. А все потому, что паломник выглядит благочестивым человеком, однако благочестие может быть наносным, бывали ведь случаи недостойного поведения среди паломников, побуждающие усомниться в их вере.
Если вы пытаетесь определить, ханжа ли перед вами, стоит воспользоваться советами психологов, присмотреться, отвечают ли слова объекта наблюдения его поступкам, работает ли он на публику, проявляет ли терпимость к недостаткам окружающих его людей.
Если этот человек в чем-то соответствует вышеуказанным факторам, вероятно, что вы наблюдали за ханжой.
Однако не следует судить других излишне строго, всегда нужно в первую очередь присматривать за собой и оценивать свои поступки.
Слово «ханжа» имеет арабские корни и в буквальном переводе означает «паломник» или «мусульманин, совершивший паломничество в Мекку». В русском языке оно появилось в 18 веке и обрело иной смысл вследствие ироничного отношения к людям другой веры.
Согласно толковому словарю это слово может использоваться в двух значениях:
Лицемерный человек, демонстрирующий фальшивую набожность и доброчестие с целью достижения корыстных целей.
Ханжа — это человек с двойными стандартами, склонный порицать других людей за те же проступки, которые совершает сам.
Первая характеристика полностью соответствует классическому определению лицемера. Во втором случае помимо желания замаскировать свою истинную сущность, ханжа выступает в роли активного обвинителя.
Он не только вводит в заблуждение окружающих относительно собственной персоны, но также осуждает других людей за нарушение нравственных устоев. При этом сам ханжа даже не пытается соответствовать тем высоким стандартам, которые навязывает обществу.
Синонимы к слову – это пустосвят, двуличный, фарисей. Слова, противоположные по смыслу – святой, верующий, человек свободных взглядов.
Ханжество — это форма лицемерия
Из вышесказанного следует, что ханжа – это яркий представитель армии лицемеров, с которыми давно и пока безуспешно борется общество.
Вооружившись двойными стандартами, он легко адаптируется в социуме, искусно прикинувшись борцом за нравственные идеалы. Распознать притворщика бывает довольно сложно, для этого нужно проявить недюжинную проницательность.
Характерной особенностью ханжи является его склонность активно обвинять и навязывать свое мнение. В этом отношении он принципиально отличается от классического лицемера, которому достаточно только скрыть от окружающих свое истинное лицо.
Ханжество может быть сознательным и неосознанным. В первом случае оно помогает завоевать общественное признание и реализовать корыстный интерес, во втором – составляет основу мировоззрения, формирует личность и характер.
Осознанный притворщик искусно манипулирует другими, играя на их комплексах, страхах и чувстве вины. Жестоко обманывая окружающих, он добивается от них определенных действий и решений, которые выгодны только ему. Осознанный ханжа прекрасно понимает мотивы своих показных поступков, но никогда не признается в этом.
В случае неосознанного ханжества человек занимается самообманом из-за боязни быть самим собой и неспособности признать теневые стороны собственной личности. В глубине души он чувствует, что лукавит, но всеми силами демонстрирует соответствие принятым в обществе представлениям о морали, скрывая свою истинную природу, которая далека от совершенства.
Неосознанное ханжество сродни болезни. Далеко не каждый способен заметить в себе её коварные симптомы.
Как распознать ханжу
Распознать ханжу в себе и других — задача не из простых, но вполне решаемая. Перечислим основные черты ханжеского поведения:
Демонстративность в поступках, показная добродетель.
Приверженность стереотипам.
Впадение в крайности.
Критиканство и придирчивость.
Стремление поучать и навязывать свое мнение.
Несоответствие реальных поступков декларируемым лозунгам.
Отсутствие прямолинейности в высказываниях.
Ханжа – это человек, который демонстрирует окружающим свою приверженность морально-этическим нормам. Для большей убедительности он может публично покаяться в каком-нибудь мелком проступке.
Однако о своих настоящих прегрешениях этот притворщик, как правило, умалчивает. Как любой манипулятор, ханжа редко говорит о своих намерениях прямо. Он предпочитает добиваться от людей желаемого, внушая им ложные представления и мотивы.
Мышление этого человека подвержено стереотипам, что не позволяет ему формировать прогрессивный взгляд на вещи. А вот что действительно умеет делать ханжа – так это активно поучать, навязывать и критиковать.
Как бороться с ханжеством в себе и других
Психологи утверждают, что перевоспитать ханжу против его желания практически невозможно. Остается держаться от подобных людей подальше и следить за тем, чтобы самому не превратиться в одного из них.
Вот несколько рекомендаций, как победить ханжество в себе:
Признать за собой и другими право на несовершенство.
Отказаться от желания нравиться всем.
Быть откровенным с собой и окружающими.
Определить собственные цели и следовать им.
Быть открытым новому.
Отказаться от штампов.
Развивать в себе творческое отношение к жизни.
Когда человек начинает по-настоящему любить себя и принимать собственные недостатки, он перестает придираться к окружающим и обвинять их в своих проблемах. На место брюзжащего, вечно недовольного жизнью ханжи приходит открытая миру и людям самодостаточная личность (кто это?).
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Основные характеристики ханжества
Основные характеристики ханжества:
демонстративность поведения;
несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
крайности в отрицании аморальности.
Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение. В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под.). Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Ещё одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.
Психология ханжества
Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом человек оправдывает себя перед собой. Например, многие дамы, бывшие ранее дамами легкого поведения, становятся ханжами.
Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.
Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и её расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.