Что такое письменный разбор
Правила проведения морфемного разбора слова
Морфемный разбор слова — что это такое в русском языке
Морфемным разбором в русском языке называется разбор по составу. Этот вид грамматического задания, обозначающийся цифрой 2, широко распространен в русском языке, поскольку является одним из принципов русской орфографии.
Говоря о частях слова, следует отметить, что в лингвистике они называются морфемами. Среди них выделяют:
Состав у слова может быть совершенно разным. Оно может состоять только из корня или из двух корней и более. Что касается суффиксов и приставок, то их может быть несколько, а может не быть ни одного. Чтобы правильно выполнить разбор, нужно познакомиться с некоторыми принципами выполнения.
Правила проведения, основные принципы
Специалистами определен ряд принципов, позволяющих безошибочно выполнить морфемный разбор:
Какие способы могут использоваться
В морфемном разборе встречается много двояких моментов, а выбор правильного варианта может быть обусловлен учебной программой и принадлежностью учебного заведения к той или иной лингвистической школе.
Школьная программа базируется преимущественно на учениях в области морфологии А.Н. Тихонова, который, например, в слове «благодарность» предлагает выделять один корень «благодарн». С точки зрения автора слово «дар» утратило актуальность в современном русском языке, по этой причине морфема не считается самостоятельной. С таким подходом к делу не согласна, например, лингвист Т.Ф. Ефремова, которая предлагает даже в слове «прекрасный» выделять корень «крас», поскольку раньше слова КРАСНЫЙ И КРАСИВЫЙ считались однокоренными.
Таким образом, современные учёные-лингвисты не могут найти единый подход к выполнению морфемного разбора, поэтому большинство вариаций являются допустимыми.
План морфемного разбора слова, примеры
Письменный морфемный разбор — это выписанное для разбора одно слово. Причем выписывать нужно в той форме, в которой оно представлено в предложении. Дальше работа осуществляется по следующему порядку, который многие принимают за план:
Последовательность выполнения разбора устно не отличается от последовательности выполнения письменного, подробная схема которого представлена выше.
Морфологический разбор слова
Понятие о частях речи
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:
по лексическим значениям,
по морфологическим признакам и грамматическим категориям,
по их синтаксическим функциям в составе предложений.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.
Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям.
Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.
А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:
Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке.
Морфологический разбор существительного
Мы сформулировали, что значит морфологический разбор слова. А теперь разберемся, как это работает для каждой части речи.
План разбора имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
Роль в предложении.
Образец для разбора существительного:
Дети не любят пить молоко.
Молоко — существительное, начальная форма — молоко.
Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Морфологический разбор прилагательного
Начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число).
для качественных — степень сравнения, полная или краткая форма;
для всех — падеж, число, род (в ед.ч.).
Образец для разбора прилагательного:
Меня окружают высокие люди.
Высокие — имя прилагательное, начальная форма: высокий.
Качественное: полное; в положительной степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, множественном числе, является определением.
Морфологический разбор числительного
Порядок разбора числительного
Начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род — для порядкового).
Морфологический разбор слова «письменный разбор»
Морфологический разбор – это подробное описание слова как части речи с указанием всех имеющихся у него признаков (постоянных и непостоянных).
Данный вид языкового анализа позволяет закрепить и систематизировать имеющиеся знания по морфологии.
Порядок морфологического разбора
Выполнить этот вид разбора несложно. Для этого нужно знать общие принципы подобного анализа и порядок его выполнения, который одинаков для всех частей речи.
Универсальный план морфологического разбора:
Морфологический разбор знаменательных частей речи
Морфологический разбор существительных
Анализ существительного производится по представленному плану, при этом нужно охарактеризовать его грамматические признаки.
Постоянные:
Непостоянные:
Пример разбора существительного
Начальная форма (н.ф.) – крылечко.
Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение; в предложном падеже, в единственном числе. (нар., неодуш, ср. р., 2 скл., в предл. п., в ед. ч.). Обстоятельство.
Советы
Морфологический разбор прилагательных
Прилагательное анализируется в соответствии с представленным планом, при этом слово характеризуется по следующим его основным признакам.
Постоянные:
Непостоянные:
Пример разбора прилагательного
Начальная форма – тихий.
Качественное, в краткой форме, в именительном падеже, во множественном числе. Сказуемое.
Советы
Морфологический разбор числительных
При характеристике числительного следует указать его грамматические признаки.
Постоянные:
Непостоянные:
Пример разбора числительного
Игрока под седьмым номером в середине первого тайма дисквалифицировали.
Начальная форма – первый.
Порядковое, простое; в родительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. Определение.
Советы
Морфологический разбор местоимений
Признаки, которые необходимо указать при характеристике местоимения перечислены ниже.
Постоянные:
Непостоянные:
Пример разбора местоимения
Она посмотрела в мою сторону и чуть заметно улыбнулась.
Начальная форма – она.
Личное; в именительном падеже в женском роде, в единственном числе. Подлежащее.
Советы
Морфологический разбор наречий
Наречие не склоняется и не спрягается и является неизменяемой частью речи. У него отсутствуют непостоянные признаки. При выполнении морфологического разбора указывается только разряд по значению (времени, места, причины и т.д.).
Пример разбора наречия
Места, не изменяется. Обстоятельство.
Советы
Морфологический разбор глагола
При характеристике глагола следует указать следующие основные признаки.
Постоянные:
Непостоянные:
Пример разбора глаголов
Максим громко насвистывал веселую песенку.
Начальная форма – насвистывать.
Невозвратный, переходный, несовершённый вид, I спряжение; в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. Сказуемое.
Советы
Морфологический разбор причастий
В причастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и имени прилагательного.
Постоянные:
Непостоянные:
Пример разбора причастия
Падающие на землю снежинки были прекрасны.
Начальная форма – падающий.
Несовершённый вид, настоящее время, невозвратный, непереходный; в именительном падеже, во множественном числе. Определение
Советы
Морфологический разбор деепричастий
В деепричастии сочетаются основные морфологические признаки глагола и наречия. Как и наречие, деепричастие не изменяется. Как у глагола, у деепричастия можно определить:
Пример разбора деепричастия
Прогуливаясь по саду, Борис размышлял о смысле жизни.
Несовершённый вид, возвратный, непереходный; не изменяется. Обстоятельство.
Советы
Морфологический разбор служебных частей речи
Непостоянные признаки у служебных частей речи отсутствуют. При синтаксическом анализе определяются только постоянные.
Для предлогов:
Для союзов:
Для частиц:
Пример разбора
Старое дерево росло бы около дома еще долго, но случилось непредвиденное.
Простой, производный; не изменяется. Членом предложения не является.
Простой, сочинительный; не изменяется. Членом предложения не является.
Формообразующая; не изменяется. Членом предложения не является.
Советы
Следует отличать производные предлоги от наречий. Сделать это несложно. Нужно запомнить:
Пример: Я посмотрел вокруг (наречие). / Он оббежал вокруг дома (предлог).
Морфологический разбор междометия
Грамматические признаки междометий
Междометие – это неизменяемая часть речи. При морфологическом анализе производится только характеристика постоянных признаков:
Пример разбора междометия
Непроизводное, выражает побуждение к действию; не изменяется. Членом предложения не является.
Техника «Письменный разбор»
Выберите ситуацию, которая вызывает в вас негативные эмоции — злость, раздражение, зависть, страх, грусть, депрессию и т. д., и с которой вы хотели бы разобраться.
Вам понадобится достаточное количество времени (30-60 минут), место, где вас никто не будет отвлекать, бумага и ручка (пусть это будет отдельная тетрадь для письменных разборов, чтобы потом их можно было перечитывать).
Опишите ситуацию на бумаге — свои чувства и что их вызывает.
Например (разберем упражнение на примере разбора моей реальной ситуации): «У меня наворачиваются слезы, я чувствую грусть и опустошенность когда думаю о том, что мой родной брат уедет жить в другой город».
При описании чувств описывайте их как можно подробнее, прочувствуйте их глубже, погрузитесь в них. Далее подумайте и запишите ответ на вопрос: «Почему у меня такие чувства по поводу этой ситуации?». ВАЖНО! Пишите не задумываясь — первое, что приходит в голову, позвольте мыслям быстро течь, и безо всякой критики и цензуры выливайте их на бумагу. Отключите разум, так вы получите контакт со своим подсознанием и оно даст вам понимание и разрешение ситуации.
Итак, «почему у меня такие чувства?» — «потому что мы редко будем с ним видеться». «И что?». «Когда мы видимся с ним, мне радостно, у меня прилив энергии и мне хочется жить, а когда не видимся, я чувствую себя старой, как затхлое болото, как будто вся энергия утекает». «Почему так?». «Потому что мой брат представляет собой чистую энергию «Хочу», он не ограничен запретами, он любит жизнь и делает все, что хочет, берет от жизни все. А я так не умею. И я хочу этому научиться. И учусь только у него. Без этого умения мне очень плохо. У него я учусь хотеть, избавляться от ложных запретов, ложной скромности и брать от жизни то, что мне нужно». Вот и ответ, и ключ к разрешению ситуации.
Итак, необходимо задавать себе вопросы: «И что из этого?», «Почему так?» до тех пор, пока не докопаетесь до глубины и истиной причины своих переживаний. Там, где истинная причина, там и ответ. Чаще всего он не лежит на поверхности. В моей ситуации с братом мою грусть можно было объяснить простыми родственными чувствами. Однако, ответ лежал гораздо глубже: в результате разбора я поняла, какого ресурса мне не хватает, и стала сознательно развивать в себе это умение «брать от жизни все», которое мне так нравится в брате. Негативные переживания по-поводу его отъезда в другой город после разбора совсем исчезли.
Этот метод хорош для выхода из тупиковых ситуаций, он дает возможность не сидеть и переживать, сложа руки, а начать действовать и изменить себя. Если это ревность, зависть, злость, раздражение, депрессия — метод отлично помогает и указывает направление движения. За ревностью может скрываться недовольство своей внешностью, за завистью — недовольство своей работой, за депрессией — нежелание следовать навязанным целям.
Правильно выполненный письменный разбор — это когда при описании ситуации негативные эмоции чувствовались сильнее и выплескивались активно на бумагу. Возможно, были слезы, а в итоге, как груз с плеч свалился, стала ясна истинная причина ситуации и путь, по которому нужно идти, чтобы ее разрешить. Произошло очищение.
Еще одна модификация техники:
Шаг 1. Опишите проблему несколько раз, пока она не превратится в одну фразу.
Шаг 2. Напишите ответ на вопрос: почему проблема возникла?
Шаг 3. Ответьте на вопрос: почему проблема до сих пор не решена?
А дальше — действуйте, в соответствии с полученной информацией.
Вам также понравится:
Комментарии:
12 комментариев на «“Техника «Письменный разбор»”»
Техника очень понравилась и теперь использую ее постоянно для разбора запутанных ситуаций.
el&n*, для меня самой эта техника уже более 10 лет — самая действенная для осознания проблем и их решения.
Нет, Юля, не притянула — ты умница, отлично поработала! Во сне подсознание любезно показало тебе подробный ответ на твой вопрос, корень проблемы. Сон – классический и очень показательный, движение машины назад — это ты перемещалась в прошлое или подсознение, ценная для тебя вещь символизирует то, что ты боишься потерять. Внезапное отсутствие мамы – отражение реальных события из детства. Корни большинства проблем — из детства (жизнь до 7 лет). Твоя эмоциональная дыра, куда уходит энергия – что-то вроде страха потери любви (родительской). Отношения с мужем — проекция отношений с папой. Проведи в следующем письменном разборе параллель: как ты относишься к папе, как к мужу, что сейчас между тобой и мужем происходит похожего на то, что происходило тогда в детстве между тобой и папой. Такж, когда девочку оставляет в детстве папа — она может потерять свое восприятие как женщины (я плохая женщина), а значит потерянная вещь может означать потерю свой женской идентификации. На это тоже можешь посмотреть — есть что-то похожее в текущей ситуации. Интерпретировать сон можно по-разному. То, что не можешь писать без слез — показывает, что ты добралась до самой сути. Пока твоя цель — осознавать все это, наблюдать параллели, прислушиваться к подсознанию дальше. То, что ты не помнила – значит, возведена была хорошая защита. Сейчас ты ее немного ослабила. И теперь может полезть всякое оттуда, из детства. Поэтому, пожалуйста, не форсируй события, не предпринимай никаких разговоров серьезных, не принимай решений. Заботься больше о себе, дари больше любви себе — сейчас это важно. Просто наблюдай все происходящее и записывай. Если будет сложно эмоционально или кризис будет ухудшаться – пиши, я помогу. Можно потихоньку прощать всех близких и себя техниками Лууле Виилмы (лучше всего) и вообще почитать ее книги.
Вот это да…
Молодец, Юля!
Я тоже мечтаю о том, чтобы сесть и сделать письменные разборы: чтоб никто не мешал, никто не дергал и не смотрел через плечо, а потом еще из любопытства не перечитивал. У меня муж дома работает, поэтому очень сложно уединиться. Но я обязательно найду для этого время и место!
Евгения, здравствуйте! Очень рада, что наткнулась на ваш сайт, я думаю, он действительно помогает людям… Извините, если написала чересчур много, пыталась как можно короче.
Так как здесь недолго, успела сделать только одну технику — письменный разбор, но результаты меня ошеломили.
Я сейчас нахожусь на распутье, наступил момент, когда я пересматриваю все взгляды на свою жизнь…ищу себя. это продолжается уже больше года. Пытаясь найти дело своей жизни, я перебираю различные варианты один за другим, все время нахожу какие то минусы, отметаю их, сомневаясь…
я и днем и ночью не могу выкинуть эту проблему из головы и прийти к решению и вдруг поняла, что уже не в состоянии продолжать себя мучить, у меня от этих стрессов начались судороги, ужасное жжение в груди, я начала задыхаться, все время плакать (наедине), внутри опустошение сменялось какой то ужасной агрессией. И я не понимала, почему же простая смена деятельности вызывает у меня такие трудности.
и тут я нашла ваш сайт. сделала технику, не думая, изливала на бумагу, что чувствовала, не забывая постоянно спрашивать себя «почему так» и отвечать на этот вопрос…оказалось:
неудовлетворенность, так как я хожу на нелюбимую работу, не вижу никаких результатов своей деятельности, не даю выхода своему творческому потенциалу. могу применить себя в очень многих сферах, но не могу выбрать, так как боюсь ошибиться (1-ое открытие для меня)! пытаюсь найти путь со 100% результатом, метаясь между возможностями, в итоге не выбираю никакую…
И тут я сделала для себя вывод, который меня поразил: я очень сильно зависима от отцовского одобрения и часто сама себе перекрываю кислород. У меня очень хороший отец, который все всегда обо мне заботился. Он все делает ОЧЕНЬ хорошо и от других требует того же. Он считает, что если я выбрала работу, то сделала это на всю жизнь, пенсии, гос. учреждения и т.д. Он довольно консервативен, очень многое осуждает. (дело в том, что мы очень разные и взгляды на образ жизни у нас абсолютно отличаются) В детстве, когда я пыталась сделать какую-либо работу, он часто забирал ее у меня и делал сам.
я много раз слышала про различные комплексы из детства, считала это чепухой и никогда не примеряла на себя. Поэтому я испытала большой шок, написав своей рукой этот вывод на бумаге. Ведь я всегда считала себя самостоятельным, активным и творческим человеком. Сейчас я в полном тупике. Что мне делать с этой зависимостью от мнения моего любимого отца, я не знаю.
Спасибо, если ответите
Осознание — первый важный шаг, поздравляю! Теперь замечай проявления своей зависимости от одобрения папы и страха в разных ситуациях в жизни. У тебя не только зависимость от него, ты переняла еще некоторые его жизненные принципы. То, что все нужно делать основательно и хорошо — называется перфекционизм. Это штука, которая в жизни сильно мешает. «Я не смогу сделать идеально, значит делать не буду вообще» — девиз перфекционистов. Замечай проявления перфекционизма и преодолевай его действиями.
Простой пример: в квартире бардак, и ты знаешь, что чтобы сделать уборку хорошую нужно часов 5. То у тебя их нет и ты продолжаешь жить в ненавистном бардаке, вместо того, чтобы в течение 15 минут разгрести одну комнату, на следующий день другую — и уже станет лучше.
На сайте много разных техник — выбирай, которая нравится и работай.
А конкретные задания такие: заведи дневник, где каждый вечер анализируй прошедший день с точки зрения проявлений перфекционизма и страха осуждения папы. Что ты сделала под влиянием этих двух моментов, что могла бы сделать по другому?
Так ты получишь больше осознанности — это важно. И потом сможешь отслеживать страхи непосредственно внутри ситуации и научишься действовать по-другому, исходя из своих ценностей.
Спасибо, так и сделаю!
P.S. кстати, про бардак в квартире очень похоже
Здраствуйте!
Попала на ваш сайт случайно. искала причину низкой энергии, апатии и нежелания что-либо делать. Бесконечная готовка, постоянный бардак, грязные окна, хотя я их месяц назад мыла и тд. домашних дел столько, что можно сутками ими заниматься — и они не закончатся. а у меня столько планов… я работаю, работа мне нравится, но я хотела бы работать сама на себя. а если точнее, то я пишу книгу. «скелет» уже написан и готов, осталось только подшлифовать все диалоги. казалось бы совсем чуть-чуть… но на самом деле это очень много. чтобы начать что-то менять в книге, нужно полностью уйти в тот мир, погрузиться что ли, на это нужно время. время нужно и на исправление текста. а времени и нет. я готовлю, убираю, гуляю с ребенком, работаю… даже на сон времени мало остается. постоянно не досыпаю. а еще бывает кажется, что то, что я пишу полная ерунда, и даже если и есть полчаса времени, то даже браться не хочется…
У большинства людей жизнь складывается именно таким образом. А в чем заключается ваш вопрос ко мне, чем я могу помочь?
Здравствуйте, Евгения. Читаю Вашу книгу «Самые смелые мечты сбываются». Пока штудирую 2 часть. Зашла на Ваш сайт так просто посмотреть и наткнулась на эту технику, в книге я до нее еще не дошла, но думаю ничего, сделаю, так как письмо о том что у девушки нет энергии мне прямо очень актуально и эмоциональных дыр хватает.
Сейчас конкретная проблема — мы с моим мужем молчим 2 недели. Вообще наша жизнь выглядит таким образом — месяц живем мирно, ссора, 2 недели молчания. Я не знаю как с этими молчанками бороться. Решила сделать эту практику и у меня ничего не получается. Выглядит это так: Я чувствую злость от этих его бойкотов. Почему? Потому что он знает что это именно тот способ который выводит меня из себя больше всего и использует его чтобы наказать меня. Почему меня это волнует? Потому что таким путем он манипулирует мной, чтобы в следующий раз я не делала того что не устраивает его. То есть другими словами в ссоре виноваты оба, а наказана я. Почему проблема до сих пор не решена? Потому что я должна начать разговаривать, как это бывает каждый раз, даже если я считаю что спровоцировал ссору он. Ладно, не проблема, НО. Обида останется, проблема из-за которой была ссора не решена, молчанка через месяц повторится (несмотря на мои пламенные уговоры не молчать, а обсуждать наш следующий конфликт).
В общем скоро он придет с работы (не совсем скоро, он в такие периоды задерживается на часок, чтобы позлить меня сильнее) и мы опять будем весь вечер молчать.
Здесь не в молчании проблема, а в ссорах. Нужно сделать письменный разбор о ссорах. Почему мы ссоримся, почему не умеем нормально мириться, что мешает, чего не хватает и т.д. Как сделаете — напишите мне, если будет неясен результат. Письменный разбор — длинная техника. Нужно много времени и исписать несколько листов, чтобы докопаться до настоящей глубины.
Разбор по членам предложения
Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.
Главные члены предложения
Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.
Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.
Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.
О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.
Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:
Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.
«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
От подлежащего нельзя задать вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.