Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

При создании в автомобиле качественной аудиосистемы необходимо позаботиться о воспроизведении всех частот звукового диапазона. Это достигается применением различных типов динамиков: низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных. Здесь поговорим о высокочастотном звене аудиосистемы — динамиках, которые часто называются твитерами или «пищалками».

Назначение высокочастотных головок («пищалок»)

Построить высококачественную автомобильную аудиосистему на основе двух динамиков невозможно — в силу конструктивных особенностей одна головка громкоговорителя не может воспроизвести сразу все частоты звукового диапазона (от 20 до 20000 Гц). Особенно страдает высокочастотная часть диапазона: динамики неплохо воспроизводят низкие и средние частоты, но высокие частоты теряются — это приводит к общему снижению качества воспроизведения, музыкальная сцена становится «бесплотной», а прослушивание музыкальных композиций просто не доставляет удовольствия. Как решить эту проблему?

Решение есть — необходимо доверить воспроизведение высоких частот специальным высокочастотным динамикам. Такие динамики получили название «пищалок» или твитеров, что хорошо отражает их суть.

Обычно твитеры для автомобильных аудиосистем выполнены в виде компактных колонок (диаметром буквально три-пять сантиметров), которые можно удобно разместить на передней панели или передних стойках. Также высокочастотные динамики входят в состав коаксиальных акустических систем, однако принципиально они ничем не отличаются от твитеров, продающихся отдельно.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Разновидности и принцип действия ВЧ головок

Воспроизведение высоких частот имеет свои особенности, поэтому сегодня существует большое разнообразие «пищалок», причем очень часто в их конструкциях находят применение те решения, которые практически не используются в СЧ и, тем более, в НЧ динамиках. Понять причину этого нетрудно.

Условно высокочастотный диапазон начинается с частот 3-5 кГц, и на 4 кГц длина волны составляет порядка 8,5 см, а на максимальной частоте, доступной человеческому слуху (20 кГц) длина волны составляет и вовсе 1,7 см. Значит, что для воспроизведения таких частот излучающее устройство громкоговорителя должно иметь небольшие габариты, и при этом обладать очень маленькой инерцией (то есть, быть очень легким) — только так это устройство можно заставить колебаться с частотой в единицы и десятки килогерц.

Так что независимо от типа и устройства, все ВЧ головки имеют небольшие габариты (обычно 1-2 дюйма, то есть, не более 5 см) и малую массу.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Твитеры могут быть построены на различных принципах, они бывают следующих типов:

На сегодняшний день наибольшее распространение получили «пищалки» электродинамического типа, то есть — обычные динамики, но только малого размера и особой конструкции. Другие типы твитеров в автомобильных аудиосистемах находят очень ограниченное применение, поэтому поговорим здесь именно о головках электродинамического типа.

Устройство твитера

Основу ВЧ-головки составляет катушка с проводником, помещенная в зазор между кольцевым магнитом и керном. Катушка жестко связана со звукоизлучающим устройством — мембраной, которая обычно имеет полусферическую (купольную) форму. При подаче тока звуковой частоты на катушку вокруг нее возникает магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем магнита, и поэтому начинает двигаться вдоль керна в такт с изменением тока — вот так и возникает звук, который излучается мембраной.

Купольная форма мембраны обусловлена тем, что звуковые волны высокой частоты имеют острую направленность, а полусферическая мембрана позволяет расширить угол распространения звука. Нередко в ВЧ-головках для расширения диаграммы направленности перед мембраной устанавливается специальный конус — рассекатель.

Мембраны у современных твитеров могут изготавливаться из следующих материалов:

Что касается магнитов, то они чаще всего мощные неодимовые, хотя у простых твитеров низшего ценового диапазона магниты тоже самые простые.

В конце заметим, что сейчас распространены два типа твитеров, отличных по конструкции:

Рупорные твитеры дороже обычных, поэтому чаще всего находят применение в профессиональных аудиосистемах высокого уровня.

Характеристики твитеров

Из характеристик ВЧ-головок наибольшее значение имеют следующие:

Частотный диапазон. Именно эта характеристика самая важная для твитера, она показывает, какие частоты способна воспроизводить головка, а значит, в каких системах ее можно применять. Обычно диапазон воспроизводимых частот лежит в пределах 2-20 кГц, однако чаще всего нижняя граница у твитеров начинается на уровне 2,5-3 кГц, а верхняя граница может достигать 22-30 кГц.

Чувствительность. В силу особенностей конструкции (легкая мембрана, малые габариты) «пищалки» обладают очень высокой чувствительностью по сравнению с обычными динамиками — она лежит в пределах 102-109 дБ. Это значит, что даже при малых мощностях они обеспечивают необходимый уровень громкости. Однако самые дешевые твитеры имеют чувствительность на уровне 92-96 дБ, что нужно учитывать при создании аудиосистемы.

Импеданс. Сопротивление катушки твитера может иметь те же значения, что и импеданс других динамиков — 2, 3, 4, 6, 8 и 16 Ом.

Мощность. Этот параметр не так важен для ВЧ-головок, как для СЧ и НЧ — для обеспечения нормальной музыкальной сцены на высоких частотах достаточно мощностей, практически на порядок меньших, чем для СЧ и НЧ. Но, несмотря на это, рынок предлагает твитеры мощностью 50-80 Вт (хотя в большинстве случаев не соответствует действительности).

Калибр. Твитеры имеют малые габариты, и чаще всего встречаются калибры 1, 1,5 и 2 дюйма, то есть — 2,5, 3,8 и 5 см.

Рекомендации по подбору ВЧ головок

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Выбирать твитеры в автомобиль можно по многим параметрам, однако наиболее важное значение имеют три из них.

Диапазон воспроизводимых частот — нижняя граница ВЧ-головки и верхняя граница СЧ (или СЧ-НЧ) динамика должны пересекаться. Например, если верхняя граница воспроизводимых частот среднечастотного динамика лежит на уровне 4,5 кГц, то твитер лучше взять с нижней границей 3-4 кГц или даже ниже — это гарантирует, что аудиосистема будет воспроизводить весь спектр частот без провалов.

Импеданс — необходимо приобретать твитеры, номинальное сопротивление которых равно выходному сопротивлению кроссовера. Если же твитеры будут просто подключены параллельно основным колонкам, то их импеданс должен быть выше, либо можно использовать мощный резистор на единицы Ом (ведь при параллельном подключении динамиков их общее сопротивление уменьшается согласно формуле (R1+R2)/2).

Мощность — номинальная мощность твитеров должна быть не меньше выходной мощности усилителя автомагнитолы.

Выбор твитеров по остальным параметрам может отвечать личным предпочтениям, финансовым возможностям и возможностям автомобиля, так как они не играют такой роли, как озвученные выше технические характеристики.

Особенности установки твитеров

Грамотная установка ВЧ-головок — одна из самых сложных задач при построении автомобильной аудиосистемы. Даже многострадальный сабвуфер поставить и заставить работать проще, а причина кроется в особенностях волн высокочастотной части звукового диапазона:

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Отражение звуковых волн чревато негативным эффектом — образованием стоячих волн внутри салона с пиками максимума и минимума громкости. Если волны накладываются синфазно, звук усиливается, и высокие частоты «выпирают» из общей сцены, если волны накладываются в противофазе, то высокие частоты фактически пропадают. Поэтому твитеры необходимо установить так, чтобы свести к минимуму возможность ненужных отражений звука и формирования стоячих волн.

Как показывает практика, оптимальное положение ВЧ-головок — на передних стойках. В этом случае удается обеспечить расстояние до ближайших предметов (окон) более 5 см, чего достаточно для решения проблемы стоячих волн. Что касается пространственного положения твитеров, то оно должно удовлетворять следующим условиям:

Однако куда более сложен вопрос не о том, как установить твитеры, а о том, как их подключить к автомагнитоле. Здесь возможны три варианта:

В первом случае на «пищалку» будет подаваться весь звуковой спектр, но из-за особенностей конструкции воспроизводиться будет только высокочастотный диапазон. Это далеко не лучший вариант, так как головка будет перегружена, ей придется работать в сложном режиме. Поэтому лучше использовать фильтры (кроссоверы), отсекающие НЧ-СЧ составляющую, и подающие на твитер только высокие частоты.

В случае применения кроссовера очень важно грамотно подобрать частоту среза — здесь необходимо выбрать такую частоту, чтобы она не выходила за нижнюю границу диапазона воспроизводимых частот твитера, иначе некоторая часть спектра будет просто потеряна. Сегодня на рынке можно найти кроссоверы с частотой среза от 1,8 до 5 кГц, но чаще эта частота лежит на уровне 2,5-3 кГц.

Необходимо отметить, что в пассивных кроссоверах часть энергии тока звуковой частоты теряется, а значит, на колонки подается меньшая мощность. Здесь как раз и выручает высокая чувствительность твитеров, благодаря которой потеря мощности практически незаметна.

При грамотной установке и подключении твитеров в автомобиле будет создана качественная аудиосистема, которая сможет доставить удовольствие от прослушивания музыки.

Рекомендации по эксплуатации «пищалок»

Эксплуатация твитеров мало чем отличается от эксплуатации других динамиков аудиосистемы, здесь нужно придерживаться нескольких несложных правил:

При бережном отношении к «пищалкам» и остальным компонентам, аудиосистема прослужит долго, и в каждой поездке будет качественно выполнять свои функции. А большего от нее и не требуется.

Источник

Что же такое «пищалка»?

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Неплохая статья, дающая представление о том, что такое твиттер (пищалка).

В восприятии человеком высоких частот есть определенные особенности, поэтому сначала — немного психоакустики. Дело в том, что разные диапазоны мы воспринимаем неодинаково, и профессионалам наверняка знакомо понятие кривых равной громкости, или изофонов (по стандарту ISO 226). Из них следует, что при одинаковой силе (громкости) звука лучше всего мы слышим высокую середину в районе 2,5-3,5 кГц, гораздо хуже бас, а в области самых высоких частот график неравномерный (см. схему). Еще один нюанс — длительность звука. Высокочастотный короткий импульс человек может и вовсе не услышать, однако, если у него будет послезвучие или сама его «протяженность» превышает примерно 200 мс, мы его осознаем вполне четко. Измерения изофонов опять-таки не являются истинными для всех (потому там и стоит отметка о стандарте ISO) — это некий усредненный итог, выведенный из большого количества субъективных опытов. При желании график зависимости слуховой чувствительности от частоты, так называемую аудиограмму, делают индивидуально. Более того, ее рекомендуется периодически замерять всем профессионалам, чтобы знать собственный слуховой аппарат и происходящие в нем в силу возраста изменения. Собственно говоря, возрастное изменение слуха — один из самых тиражируемых фактов психоакустики, однако плохие стороны явления несколько преувеличены. Да, в старости человек перестает слышать высокие звуки. Обычно приводятся такие цифры — 20 кГц мы воспринимаем, когда нам 14-19 лет.

А затем пропадает чуть больше килогерца каждые десять лет. В итоге к 60 годам ухо не улавливает частоты выше 10-12 кГц! Но не стоит думать, будто пожилые люди не способны воспринять всю красоту музыки, обертоны и прочее. Основной тембральный слепок любого музыкального инструмента, человеческого голоса и многих других природных звуков лежит в пределах 100-5000 Гц, а значит, человек и в старости нисколько не лишается информационного наполнения. Единственное, звук кажется уже не таким ярким.

Кстати, в любом возрасте нужно помнить, что после громкой музыки (в том числе через наушники в метро) чувствительность слуха резко снижается, и это опять же сильнее всего касается высокочастотного диапазона. Процесс восстановления после нескольких минут прослушивания музыки на предельной громкости может занять более 16 часов!

В связи с этим дадим совет — при выборе колонок в магазине не начинайте слушать их громко. Наоборот, на низком и среднем уровне оцените равномерность АЧХ, тембральные особенности акустики и только потом выкручивайте ручку усилителя до предела, чтобы на пиковой громкости проверить способность колонок выдерживать высокую нагрузку.

Еще одна психоакустическая хитрость — маскировка, когда звук одной частоты прячет за собой сигнал другой частоты. Нередко эффект маскировки применяют для уменьшения количества информации при хранении звука в цифровой форме (самый известный пример — алгоритмы МР3). Нам же полезно про маскировку знать, что один громкий звук при определенных условиях заглушает другой. Так, в шумном месте приходится чуть ли не кричать, чтобы собеседник понял вашу речь. И особо важный момент: низкочастотный звук маскирует высокочастотные, однако обратного эффекта нет (это связано с особенностями строения улитки уха). Таким образом, подняв уровень баса, мы субъективно понизим громкость верхов на тот временной период, когда в сигнале заполнены оба спектра. (Кстати, иногда такое происходит из-за перегрузки усилителя, но в данном случае мы говорим о другом.) Отметим, что это правило действует для любого контента. будь то музыка или кино. Так что всегда нужно находить баланс, при котором одно не будет подавлять другое, иначе мы рискуем потерять часть полезной информации, а в конечном счете и красоту звука.

Наконец, звукорежиссеры путем эквализации (подъема) частот в диапазоне 2,5- 3 кГц получают звонкое и энергичное звучание, 3-4,5 кГц — вообще резкое и жесткое. Обратите внимание, когда говорят о звонком или резком тембре, то чаще всего подразумевают высокочастотный спектр — что-то вроде «высоких много, вот и звенит в ушах». Однако в этом повинен среднечастотный диапазон, истинные высокие частоты (выше 5 кГц) гораздо слабее воспринимаются слухом.

Теперь от психоакустики перейдем к электроакустике — то есть к собственно колонкам, которые и дают нам возможность услышать высокие частоты. Если не брать редкие широкополосные модели, то за верха в АС отвечает специальный драйвер, называемый твитером. В среднем на него приходится диапазон от 2 кГц до 20 кГц. Полоса в 18 тысяч герц — и все на самый маленький динамик! Правда, в этих цифрах присутствует определенное лукавство: в большинстве АС низкой и средней ценовой категории равномерная АЧХ твитера обеспечивается лишь в пределах от 3-4 кГц до 12-16 кГц, а ниже и выше наблюдается крутой спад. В недешевой акустике встречается более ответственный подход: одни производители специально добавляют еще один «супертвитер» излучающий пронзительно высокие частоты, другие используют дорогие материалы и специфические конструкции, чем добиваются расширенного диапазона от одного динамика.

Посмотрите, за какой спектр отвечает твитер в двух- или трехполосной колонке. Как правило, частота среза кроссовера между СЧ- и ВЧ-динамиками приходится на диапазон 2-5 кГц. И там работают одновременно оба драйвера! Вот почему идея точечного источника и коаксиальных динамиков столь популярна среди инженеров — ведь даже слабые фазовые искажения в этой области тут же будут замечены ушами. И вот почему некоторые разработчики особое внимание уделяют способности твитера играть низко, а потому, если вы видите в характеристиках колонки срез кроссовера в районе 1,5-2,5 кГц, оцените, сможет ли высокочастотник чисто воспроизвести этот спектр. В конечном счете именно в силу всего указанного качеству кроссовера и придается столь важное значение.

Вообще требования к твитерам за последние пару десятилетий стали куда более серьезными, и причиной тому послужило улучшившееся качество записи, а фактически, появление цифрового монтажа. Послушайте композиции 60-х — верхов там не так уж и много. Наложение и перезапись магнитной пленки прежде всего сказывается на высокочастотном спектре. С «цифрой» таких проблем нет, поэтому плотность и динамический диапазон верхов в современной записи значительно выше, а следовательно, выше и требования к воспроизводящей аппаратуре.

Стандартно в твитерах используется купольная диафрагма. Конусы, как у СЧ- и НЧ- драйверов, не ставят, поскольку высокая частота движения мембраны в данном случае вызывает радиальные резонансные колебания, приводящие к слышимым искажениям. Считается, что для обеспечения минимальной инерции и высокой скорости мембрана твитера должна быть необыкновенно легкой. Чаще всего ее делают на тканой основе, например из шелка, пропитанного скрепляющим композитом. У дорогих моделей встречаются бериллий (масса всей однодюймовой мембраны — чуть больше 10 мг), напыление алмазной пыли и другие. Металлические диафрагмы (из алюминия, титана), иногда даже керамика хороши тем, что практически не имеют собственных резонансов, однако, для того чтобы колебаться достаточно быстро, они требуют продвинутого «двигателя». Магниты содержат примесь редкоземельного металла неодима, благодаря чему уменьшается размер динамика — напряженность магнитного поля неодимовых магнитов выше, чем у обычных. В силу того, что высокочастотник трудится с не вообразимой скоростью, усложняются требования и к системе охлаждения драйвера — отсюда популярность ферромагнитной жидкости.

Среди систем касса Hi-Fi встречаются еще нединамические типы твитеров. Так, немало поклонников у ленточных высокочастотников. По сути, они соединяют позитивные качества электростатических и динамических излучателей. Легкая гофрированная алюминиевая лента колеблется по всей своей поверхности (гораздо большей, чем у типичного однодюймового твитера), отчего получается широкая диаграмма направленности и огромный частотный диапазон — до 30-40 кГц. Но есть и недостатки: малое сопротивление, низкая чувствительность и усложненная электрическая схема с согласующими трансформаторами.

Другая популярная ленточная конструкция — излучатели Хейпа. На гофрированную мембрану, например, из нейлона специальным образом наносится металлический проводник, который помещается в электрическое поле. При подаче тока складки мембраны с одной стороны сжимаются, а с другой разжимаются, за счет чего и создается звуковое давление. Высокая эффективность — одно из главных достоинств излучателей Хейла.

Кроме того, встречаются твитеры плазменные (звуковую волну создает мини-молния, из-за чего их еще иногда называют ионными), изодинамические (посреди двух рядов стержневых магнитов расположена лавсановая мембрана с нанесенным на нее проводником) и другие.

Высокочастотные волны имеют малую длину, всего несколько сантиметров, отчего их энергия достаточно быстро гаснет на расстоянии, причем речь идет не о десятках, а уже о трех-четырех метрах. Если колонки в зале стоят далеко от слушателя, то, вероятнее всего, придется корректировать частотную характеристику, приподнимать высокие (следует учесть, что у подавляющего большинства современных акустических систем и так присутствует горб в районе 8-12 кГц). Один из способов решения проблемы — рупорные громкоговорители. Если заметите, в концертных порталах твитеры практически всегда имеют рупорное оформление — с его помощью увеличивается энергия высоких частот, пусть и в узком направлении.

Также верха легко заглушить с помощью любых адсорбирующих материалов (ковер, шторы). А знаете, что лучше всего поглощает высокочастотные колебания? Человеческое тело! Его коэффициент близок 0,5, то есть чуть ли не половина звука остается, буквально говоря, на нас. Именно поэтому следует корректировать частотную характеристику АС, если в комнате много людей, иначе звучание будет казаться глухим.

Как видите, высокие частоты создаются с большим трудом, зато легко теряются. А ведь именно от них зависит, насколько красивым и чистым мы считаем звук. Отнеситесь к ним со всей ответственностью. Выбирайте лучшие и берегите их!

4 комментариев к статье: Что же такое «пищалка»?

Хороший вопрос, приятельПодождем ответа куратора рубрики

Тебе поможет Десипатор! В последнем сообщении про автозвук я дал ответ что это такое. Резкость звучания — результат воздействия индуктивности звуковой катушки и емкости ВЧ фильтра. устраняется последовательным подключением резистора. В твоём случае 5 ватт и 2.7-3.3 ома. Звук станет мягче, не будет выброса АЧХ на 3-5кГц..

Небольшое снижение чувствительности легко компенсируется эквалайзером, но при этом уже нет характерного подсвистывания. Ну и материал купола то же влияет,но здесь может помочь только работа на отражение от стекла или смена пищалки на шёлковый купол

Спасибо Георгий, помогла лампочка, врезал перед пищей в плюсовой провод, лампа от габаритов 7 вт, свист и резкостьпропали, попробую лампы с другой мощностю т.к на совсем малом уровне громкости вч чуть не хватает

Панель отправки комментариев Отменить комментарий

Авторизуйтесь используя свой аккаунт в социальных сетях Войти чтобы оставить комментарий.

Источник

Про дудки и свистульки. Или как работает рупор на примере ВЧ-излучателя Edge EDPRO45T со съемной «дудкой»

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Недавно в одном из разговоров был задан вопрос о том, как работает высокочастотник с рупорным оформлением. Появилась идея найти какой-нибудь излучатель со съемной «дудкой» и посмотреть, что он умеет с ней и без неё.

Как работает рупорный компрессионный излучатель

Название серьезное, но, по сути, мы имеем дело с обычным динамиком. Посмотрите на обратную сторону – обычная магнитная система.

Только в отличие от обычного динамика звуковая катушка толкает не дифузор, а металлическую мембрану. Мембрана находится внутри корпуса, и звуковые колебания излучаются не сразу в открытое пространство, а «проталкиваются» через небольшое отверстие (собственно, поэтому излучатель и называется компрессионным). На выходе этого отверстия как раз и ставится рупор.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Чтобы понять, для чего нужен рупор, вот вам наглядный пример. Выйдите на балкон и что-нибудь крикните. Пока соседи офигевают, продолжите эксперимент – возьмите какой-нибудь журнал из плотной бумаги, сверните его конусом, и крикните уже через него. Теперь срочно уходите с балкона, пока вам не вызвали «дурку», и делайте выводы.

Их, как минимум, два. Во-первых, с рупором стало громче. Значит, при той же подаваемой мощности можно получить более высокое звуковое давление. Во-вторых, с рупором изменился тембр голоса. Значит, формой «дудки» можно корректировать АЧХ. Для начала этого достаточно. Теперь смотрим то же самое на конкретном примере.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Строго говоря, когда мы снимаем пластиковую «дудку» с Edge EDPRO45T, то не полностью лишаемся рупора. Сама излучающая мемебрана находится глубоко внутри корпуса, так что правильней говорить – с коротким рупором и с большим рупором.

Итак, первым делом смотрим, влияет ли рупор на импеданс динамика. Синяя кривая – без накрученной «дудки», зеленая – всё в сборе.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Как видите, разница хоть и небольшая, но всё же есть. Причина в том, что рупор акустически нагружает излучающую мембрану. Воздушная масса в коротком рупоре и в длинном рупоре будет «сопротивляться» движению мембраны по-разному. Кстати, один из моментов – плавно ли закруглен выход рупора или же у него острые края. Это тоже вносит свои коррективы в поведение воздушной массы внутри рупора.

Теперь смотрим АЧХ по оси и под углом. Красная кривая – без накрученной «дудки», зеленая – всё в сборе:

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Как видите, с рупором действительно получается громче, а заодно и АЧХ становится не такой корявой. Вот вам и подтверждение сказанного ранее — повышение эффективности и коррекция АЧХ.

Как превратить недостатки в достоинства

Раз уж динамики всё равно были у меня в руках, решил ещё немного поэкспериментировать. Ну не нравился мне этот горб в районе 2 кГц. Ничего хорошего для звука он не обещал. Включаю излучатель через простой фильтр первого порядка. Кто не понял – через обычный конденсатор. Смотрите, как это отразилось на АЧХ. На нижнем краю диапазона она немного опустилась, оставив все как есть наверху. Стало очень даже неплохо:

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Зелёная кривая – собственная АЧХ излучателя
Синяя кривая – с включенным последовательно конденсатором 3,3 мкФ,
Фиолетовая кривая – с включенным последовательно конденсатором 4,7 мкФ:

Драйвер эффективно излучает, начиная уже с 1,5-2 кГц. Кстати, можно иметь этот вариант ввиду, если СЧ-динамики «глухие» и неохотно работают выше 1-2 кГц.

Комментарии 16

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Строго говоря, громче рупор только в одном направлении. За счет сужения диаграммы направленности, все давление идет в одну зону. Плюсы — динамик акустически нагружен и работает в оптимальном режиме. Обратная сторона медали — трубные и жестяные призвуки (если не делать огромный рупор для устранения краевых эффектов), а потом горбатый рупорный звук приходится жестко корректировать фильтрами со всем вытекающими. Слушать тоже в нужно одной зоне, отраженка не работает, звук утомляющий.
В авто совсем не подходит, там важна максимально широкая дисперсия.

На практике пришел к выводу, что рупоры имеет смысл применять только в дальней зоне (дома, в больших помещениях). Там как раз минусы рупоров уходят, плюсы остаются.

А запись хорошая, мне понравилась. И оформлено здорово.
Чем меряете?

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

К слову, пищалки #F1 Status рупорные

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Вообще-то там кольцевой излучатель. Как раз в отличие от классических купольных твитеров, где по центру купола наибольшие потери и искажения (изгибные деформации), здесь его нет, работает только зона, присоединенная к звуковой катушке, что и обеспечивает лучший контроль и отдачу.
Может, фазовыравнивающий колпачок за рупор приняли? Так в технических описаниях как раз и обозначено, что колпачок-игла предназначен для снижения турбулентности и работает как волновод. В даташите даже специально указано, что приняты конструктивные меры для борьбы с акустической компрессией на высокой мощности, то есть технически это полная противоположность рупорам.
По той же причине и от ферромагнитной жидкости в зазоре отказались. Эта конструкция именно максимально далека от рупоров. За счет чего и получили такой звук.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

да, скан, да, кольцевой. Но и короткий рупор присутствует, иначе был бы плоский фланец позади диафрагмы. Чтобы получился «классический» кольцевой рупор, форму центрального тела поменять на пулевидную, и всё.
Очень яркий пример из мира «типа якобы SQ» — пищалки Audison Prima Ap1, вот там рупор ясно виден, как и фазовыравнивающее тело

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Назначение скругленного фланца то же, что и у основания иглы — симметрирование нагрузки по краям излучателя и снижение краевых эффектов (все та же борьба с турбулентностью, что и у иглы), на подробных схемах это хорошо видно.

Там даже мотора называется симметричный )), хотя и немножко в другую тему, — Patented Symmetrical Drive (SD-2) motor.

Нет, это не рупор, с компрессией здесь борьба во всех аспектах.
С плоским фланцем появилось бы взаимодействие с местом установки, а здесь условную скорость потока снижают непосредственно в твитере (с более предсказуемыми результатами). Делают правильно, ранние отражения наиболее значимы.

По аналогии вход-выход трубы ФИ делают максимально скругленным наружу (а классический ФИ имеет трубу с концами одинаковой длины и снаружи, и внутри ящика), и никаких препятствий у выхода трубы, поверхности максимально монотонные. А самые правильные рупоры тоже имеют снаружи максимально закругленный лопух, никаких резких изломов.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Эту образующую можно рассматривать и так и этак, присутствуют все эффекты. По поводу турбулентности, при такой амплитуде мембраны это сродни влиянию подставок для проводов

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Про турбулентность — вообще термин применяется к воздушному потоку, амплитуда да, невелика, но скорость звука, т.е. продольная волна сжатия-разрежения и для НЧ и для ВЧ одна и та же, а вот влияние поверхностей для этих частот значительно выше, роль интерференции тоже возрастает с уменьшением периода.
Если я скажу диссипация, будет еще менее понятен физический смысл. Не нравится термин — хорошо, скажем, гладкая образующая (суть всё та же, любой излом прилегающей поверхности — зло, поэтому колпачок на конце — игла), основное назначение — фазовыравнивающее. Излучение приводится к максимально когерентному, то есть эффективному, виду.

Если имеете в виду, что потоком воздуха там не сдувает — да, в этом смысле турбулентности нет 🙂 Удельная эффективность твитеров выше, чем у НЧ динамиков. Вообще потоки делят на ламинарные (упорядоченные) и турбулентные (хаотичные), в данном случае термин оттуда. А турбулентность как причина потерь известна даже в оптике, если привязываете её к амплитуде и частотам.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Строго говоря, громче рупор только в одном направлении. За счет сужения диаграммы направленности, все давление идет в одну зону. Плюсы — динамик акустически нагружен и работает в оптимальном режиме. Обратная сторона медали — трубные и жестяные призвуки (если не делать огромный рупор для устранения краевых эффектов), а потом горбатый рупорный звук приходится жестко корректировать фильтрами со всем вытекающими. Слушать тоже в нужно одной зоне, отраженка не работает, звук утомляющий.
В авто совсем не подходит, там важна максимально широкая дисперсия.

На практике пришел к выводу, что рупоры имеет смысл применять только в дальней зоне (дома, в больших помещениях). Там как раз минусы рупоров уходят, плюсы остаются.

А запись хорошая, мне понравилась. И оформлено здорово.
Чем меряете?

Точно так и есть — «концентрация» звуковой энергии в узком «луче» и коррекция АЧХ )))

Комплекс Audiomatica Clio

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Полезная штука в хозяйстве, себе бы такую )))
Кстати, про коррекцию АЧХ — у Bruel & Kjaer микрофонов сами вырезы на корпусе вокруг капсюля — индивидуальный корректор АЧХ.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

слово «драйвер» было вставлено специально для поисковика Гугла.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

динамики с акустической линзой считаются рупорными, или купольными?

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

купольными с линзой 🙂

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Ачх +-5 дб получается? Кривовата

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

У рупоров внеосевая АЧХ резко заваливается наверху, а эти замеры явно на оси.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

Что значит внеосевая? Диаграмму направленности рупора могу понять.

Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть фото Что такое пищалки в автозвуке. Смотреть картинку Что такое пищалки в автозвуке. Картинка про Что такое пищалки в автозвуке. Фото Что такое пищалки в автозвуке

При замерах не на оси рупора (в направлениях 15, 30, 45 градусов от оси).
В данном случае правый горб на АЧХ при смещении микрофона в сторону будет быстро опускаться (у обычной акустики медленно).

Поэтому у рупоров часто вот такая картина и бывает. На оси слушать невозможно — мозг выгрызает звоном, а чуть в стороне АЧХ выравнивается и вроде ничего. Этим компенсируют узкую направленность. Для твитеров это особенно заметно.

Исторически так сложилось, что рупоры в силу высокой чувствительности брали к слабеньким по мощности ламповым однотактникам, то есть товар в элитном разделе (и высоком ценовом), отсюда и легенды о чудесном звуке. А по сути рупор — мегафон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *