Что такое пируэт в балете
Пируэт
Пируэ́т (фр. pirouette — «поворот») — термин в балете, означающий полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге, при этом вращение возможно и вправо, и влево.
Пируэт осуществляется при помощи различных приёмов, придающих телу вращательное движение. Отдельные пируэты могут соединяться между собой танцевальными шагами; в этом случае, выполняя последовательный ряд пируэта, исполнитель передвигается по прямой или по кругу.
Источники
Смотреть что такое «Пируэт» в других словарях:
ПИРУЭТ — (фр. pirouette, от pied нога, и rouette колесцо). В танцевальном искусстве: круг, делаемый всем телом на носке ноги, не переменяя места. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИРУЭТ 1) в балете круговой… … Словарь иностранных слов русского языка
пируэт — оборот, разворот, вращение, поворот, фигура Словарь русских синонимов. пируэт сущ., кол во синонимов: 5 • вращение (15) • … Словарь синонимов
пируэт — а, м. pirouette. 1. В хореографии полный оборот танцовщика на носке одной ноги. БАС 1. Пирруэт. Танцевальное слово, означающее многия целыя круговращения тела, производимыя на пальцах обеих ног, не переменяя места. Полупирруэт бывает тогда, когда … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПИРУЭТ — (франц. pirouette) в балете полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге … Большой Энциклопедический словарь
ПИРУЭТ — ПИРУЭТ, пируэта, муж. (франц. pirouette). Полный поворот всем телом на носке одной ноги; Поворот во время прыжка в воздухе (театр.). || Поворот лошади на задних ногах (спец.). || перен. О резком повороте, неожиданном скачке (в поведении, в ходе… … Толковый словарь Ушакова
ПИРУЭТ — ПИРУЭТ, а, муж. В танце: полный круговой поворот всем телом на носке одной ноги. | прил. пируэтный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПИРУЭТ — муж., франц. повертка, в плясках, на одной ноге, носке. Пируэтировать, кружиться на одной ноге. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПИРУЭТ — (фр. pirouette), упражнение, включаемое в программы соревнований по выездке; выполняемый в 2 следа круг радиусом, равным длине корпуса л. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся как бы осью поворота … Справочник по коневодству
пируэт — [э/т], а, м. 1) В балете: полный оборот на носке одной ноги. 2) В фигурном катании: быстрое вращение тела вокруг вертикальной оси. 3) В верховой езде: поворот лошади на задних ногах. • Родственные слова: пируэ/тный Этимология: От французского… … Популярный словарь русского языка
пируэт — а; м. [франц. pirouette]. 1. Полный круговой оборот на месте на полупальцах или пальцах одной ноги (в балете). Балерина сделала п. Танец с пируэтами. 2. Поворот лошади на задних ногах (в верховой езде). Наездник заставил лошадь сделать п. 3.… … Энциклопедический словарь
Что такое пируэт в танце?
Классический танец имеет ряд основ, к которым относятся четкие, поставленные позиции рук и ног, отработанные прыжки и синхронные вращения, связывающие движения. Соединив перечисленные движения, балетмейстер выстраивает их в необходимом порядке, тем самым создавая прекрасный хореографический образ.
Что такое пируэт?
Пируэт – это осуществление поворота всем телом на носке одной ноги. Это термин, который обычно используют в балете. В театре пируэт – это поворот во время прыжка в воздухе. Среди знатоков иппологии под пируэтом, как правило, понимают поворот коня на задних ногах. Следует заметить, что выражение это часто используют в переносном смысле, когда пируэт – это кем-то проделанная хитрая уловка. Сам термин взят из французского.
Направление вращения в пируэте
В большинстве своём вращения выполняются в направлениях как en dehors (наружу), так и en dedans (внутрь). Вращения en dedans делаются в сторону опорной ноги (т.е. на правой ноге вправо, либо на левой ноге влево), вращения en dehors — в сторону, противоположную опорной (т.е. на правой ноге влево, либо на левой ноге вправо). В некоторых движениях направление не задаётся: например, tour soutenu с переменой ног в V позиции можно исполнить только в сторону стоящей сзади ноги, тогда как tours chaînés выполняются последовательно по половине поворота (т. е. по 180°) сначала en dedans, затем en dehors.
Координация в повороте
Движению помогает активное движение рук, задающих форс вращению — так называемый «подхват». Также важна работа головы: благодаря её отстающему, а затем опережающему движение тела повороту, взгляд как можно дольше фиксируется на произвольно выбранной точке перед собой.
Пируэт в балете – когда балерина вращается вокруг оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Они подразделяются на маленькие и большие. К первым относятся такие вращения, когда одна нога плотно прижимается к другой, неважно спереди или сзади. Вторые – когда движение исполняется в различных основных позах.
Техника исполнения пируэта
Идеальный пируэт достигается благодаря:
— Четко выровненному подбородку. Линия подбородка во время поворота должна держаться идеально на одном уровне параллельно полу.
— Затылку, шее, а также позвоночнику, которые должны находиться на одной линии. В общем состоянии обязательное присутствие чувства уверенности и устойчивости.
— Идеальному повороту, во время которого нужно держать руки, как и все тело, напряженно, словно пружину.
— Точному и своевременному приведению ноги в нужное положение и резкому толчку.
— Изящному повороту, во время которого приходит ощущение силы и победы.
Для сохранения баланса и равновесия и, как следствие, достижения чистых пируэтов в балете необходимо создавать ось собственным телом, выстраивая вращение вокруг нее. Только благодаря превосходному выравниванию можно достичь идеальных пируэтов. Чтобы выработать устойчивость и непоколебимость, нужно тренироваться ежедневно, правильно используя форс и силу толчка.
Секрет успеха
Пируэт – это красивый и чистый поворот, которого можно достичь в результате ежедневного кропотливого труда. Удержание подбородка, вращательная сила рук, ровный корпус и идеальный поворот – вот секрет успеха.
Классическая терминология
Содержание
В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:
Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).
Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.
Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.
Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).
Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.
Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;
Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;
Данное движение имеет несколько вариаций:
Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).
В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.
На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;
Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;
Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.
Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.
Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;
Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.
Пируэт – это красивый и чистый прыжок в воздухе
Определение термина
Пируэт – это осуществление поворота всем телом на носке одной ноги. Это термин, который обычно используют в балете. В театре пируэт – это поворот во время прыжка в воздухе. Среди знатоков иппологии под пируэтом, как правило, понимают поворот коня на задних ногах. Следует заметить, что выражение это часто используют в переносном смысле, когда пируэт – это кем-то проделанная хитрая уловка. Сам термин взят из французского.
Пируэт в балете – когда балерина вращается вокруг оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Они подразделяются на маленькие и большие. К первым относятся такие вращения, когда одна нога плотно прижимается к другой, неважно спереди или сзади. Вторые – когда движение исполняется в различных основных позах.
Грация и изящество движений напрямую зависят от того, как они выражают настроение и характер доносящихся звуков музыки, какой подтекст вкладывают постановщик-балетмейстер и балерина в развитие музыкально-хореографической картины. Ведь один и тот же красивый поворот и ловкий прыжок может быть как агрессивным, так и миролюбивым, чудесным и загадочным, все зависит от движения руки, наклона головы, а также чувств и эмоций, с которыми был сделан прыжок.
Создание чистого пируэта
Идеальный пируэт достигается благодаря:
— Четко выровненному подбородку. Линия подбородка во время поворота должна держаться идеально на одном уровне параллельно полу.
— Затылку, шее, а также позвоночнику, которые должны находиться на одной линии. В общем состоянии обязательное присутствие чувства уверенности и устойчивости.
— Идеальному повороту, во время которого нужно держать руки, как и все тело, напряженно, словно пружину.
— Точному и своевременному приведению ноги в нужное положение и резкому толчку.
— Изящному повороту, во время которого приходит ощущение силы и победы.
Для сохранения баланса и равновесия и, как следствие, достижения чистых пируэтов в балете необходимо создавать ось собственным телом, выстраивая вращение вокруг нее. Только благодаря превосходному выравниванию можно достичь идеальных пируэтов.
Чтобы выработать устойчивость и непоколебимость, нужно тренироваться ежедневно, правильно используя форс и силу толчка.
Секрет успеха
Пируэт – это красивый и чистый прыжок в воздухе, которого можно достичь в результате ежедневного кропотливого труда. Удержание подбородка, вращательная сила рук, ровный корпус и идеальный поворот – вот секрет успеха.
ПИРУЭТ
Полезное
Смотреть что такое «ПИРУЭТ» в других словарях:
пируэт — оборот, разворот, вращение, поворот, фигура Словарь русских синонимов. пируэт сущ., кол во синонимов: 5 • вращение (15) • … Словарь синонимов
пируэт — а, м. pirouette. 1. В хореографии полный оборот танцовщика на носке одной ноги. БАС 1. Пирруэт. Танцевальное слово, означающее многия целыя круговращения тела, производимыя на пальцах обеих ног, не переменяя места. Полупирруэт бывает тогда, когда … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПИРУЭТ — (франц. pirouette) в балете полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге … Большой Энциклопедический словарь
ПИРУЭТ — ПИРУЭТ, пируэта, муж. (франц. pirouette). Полный поворот всем телом на носке одной ноги; Поворот во время прыжка в воздухе (театр.). || Поворот лошади на задних ногах (спец.). || перен. О резком повороте, неожиданном скачке (в поведении, в ходе… … Толковый словарь Ушакова
ПИРУЭТ — ПИРУЭТ, а, муж. В танце: полный круговой поворот всем телом на носке одной ноги. | прил. пируэтный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПИРУЭТ — муж., франц. повертка, в плясках, на одной ноге, носке. Пируэтировать, кружиться на одной ноге. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПИРУЭТ — (фр. pirouette), упражнение, включаемое в программы соревнований по выездке; выполняемый в 2 следа круг радиусом, равным длине корпуса л. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся как бы осью поворота … Справочник по коневодству
Пируэт — (фр. pirouette «поворот») термин в балете, означающий полный оборот (или несколько оборотов) на одной ноге, при этом вращение возможно и вправо, и влево. Пируэт осуществляется при помощи различных приёмов, придающих телу… … Википедия
пируэт — [э/т], а, м. 1) В балете: полный оборот на носке одной ноги. 2) В фигурном катании: быстрое вращение тела вокруг вертикальной оси. 3) В верховой езде: поворот лошади на задних ногах. • Родственные слова: пируэ/тный Этимология: От французского… … Популярный словарь русского языка
пируэт — а; м. [франц. pirouette]. 1. Полный круговой оборот на месте на полупальцах или пальцах одной ноги (в балете). Балерина сделала п. Танец с пируэтами. 2. Поворот лошади на задних ногах (в верховой езде). Наездник заставил лошадь сделать п. 3.… … Энциклопедический словарь