Что такое пиктограммы для детей

Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей Дарья Васильева
Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограммаотносится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

Я очень часто использую пиктограммы в своей работе и как показывает практика,детям это очень нравится и значительно облегчает им процесс запоминания какой-либо информации.

Не буду голословной и приведу пример. На этой неделе у нас лексическая тема-«Зима. Зимние приметы».Для беседы с детьми о зиме я приготовила вот такие пиктограммы:

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Здесь зашифрованы приметы зимы:зимой часто идет снег;зимой водоемы покрываются льдом;зимой птицам голодно и человек подкармливает их,развешивает кормушки;и т. д.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование.

Источник

Как использовать пиктограммы для развития речи детей дошкольного возраста

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей Департамент труда и социальной защиты
Как использовать пиктограммы для развития речи детей дошкольного возраста

Советы специалистов центра имени Ю. В. Никулина

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Формирование речевых навыков — важный этап развития ребенка, без которого затрудняется не только его общение с взрослыми и сверстниками, но и познавательная деятельность. Поэтому так важно вовремя обратить внимание на сложности, которые испытывает ребенок, и начать коррекционные занятия. О том, как в ЦССВ имени Ю. В. Никулина трудности развития речи воспитанников преодолевают с помощью пиктограмм, рассказывают логопеды центра Александра Богданова и Наталья Лущ.

Не только слышать речь, но и видеть ее

«Благоприятным периодом для развития речи ребенка является дошкольный возраст. Это период активного словотворчества, когда дети умеют «играть» со словами, изменять их и согласовывать между собой. Предложения становятся более развернутыми, а речь — более содержательной. Но нередко именно тогда проявляются и проблемы. Например, есть дети, которые допускают большое количество ошибок. Упрощают или неправильно изменяют слова — говорят «лисовый» вместо «лисий», «скода» вместо «сковорода». Согласуют слова в предложении с ошибками: «мой шапка», «пять свинят». Это говорит о скудности словарного запаса», — рассказывает Александра Богданова.

Для решения таких трудностей специалисты предлагают использовать пиктограммы — рисуночное письмо, графические образы, которые ребенок придумывает сам, чтобы запомнить текст.

Текст можно изобразить графически

«Пиктограммы облегчают детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью, способствуют развитию памяти, а использование рисунков на занятиях повышает интерес ребят к происходящему», — продолжает Александра. Пиктограммы выступают наглядным материалом: каждому слову или словосочетанию соответствует свое изображение. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фраз и предложений. Дошкольники получают возможность не только слышать речь, но и видеть ее.

«С детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно, — описывает методику Наталья Лущ. — Сначала читаем рассказ или стихотворение, выделяем слова или сочетания слов, которые нужно запомнить. Затем берем лист бумаги, делим его карандашом на квадраты и в каждый вписываем слова. Задача ребенка — нарисовать рядом картинку, которая, по его мнению, ассоциируется с ними. Метод пиктограмм можно использовать для пересказа текста или заучивания стихотворений, загадок».

По словам логопедов, пиктограмма создает для ребенка образ текста, что важно для механизма зрительной памяти. «У ребенка формируется навык составления описательного рассказа, происходит накопление как активного, так и пассивного словаря. Развивается наглядно-образное мышление, а символы и схемы, которые лежат в основе ассоциаций, облегчают процесс запоминания», — говорит Наталья Лущ.

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию можно на портале «Моя новая семья». Полезную для себя информацию там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейМастер-класс изготовления пиктограммы «Мой адрес» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейМетодические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Источник

Консультация для родителей «Пиктограммы для работы с детьми с ОВЗ»

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей наталья назарукова
Консультация для родителей «Пиктограммы для работы с детьми с ОВЗ»

Консультация для родителей:

«ПИКТОГРАММЫ для работы с детьми с ОВЗ»

Составила воспитатель Назарукова Н. Ю.

Пиктограмма — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие. Пиктограммы помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка — в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Нарушения развития речи у данной категории детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания.

Дети затрудняются использовать монолог и диалог, нарушена коммуникативная функция речи. При работе с нашими детьми мы использовали фотографии реальных объектов и действий и постепенно переходим с цветных картинок на чёрно-белые. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми.

В нашей группе пиктограммы помогают в использовании визуального расписания. Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности. Цель использования расписания — научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых. Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития визуальное расписание — это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть либо очень подробными — разбивающими каждое задание на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью — когда фотография или надпись побуждает ребенка выполнить все задание. Это помогает убедиться в том, что ребенок действительно обучился определенным действиям и соблюдает их последовательность.

Также визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня. Чтобы научить ребенка использовать визуальное расписание требуется терпение и время. Только так дети научатся быть более самостоятельными и проводить меньше времени, демонстрируя нежелательное (проблемное) поведение. До работы с расписанием ребенок должен освоить несколько необходимых навыков.Наиболее важными являются следующие навыки: – Различение картинки и фона; – Соотнесение одинаковых предметов. Последовательность действий «СНАЧАЛА — ПОТОМ» представляет собой визуальное отображение чего-то, что ребенок предпочитает, и что произойдет после завершения первой задачи, которая является менее предпочитаемой.

Например, на картинке «СНАЧАЛА» ребенок обедает, а на картинке «ПОТОМ» изображена детская площадка.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

На занятии «Утренний круг» мы выстраиваем структуру дня. Для всех детей группы это общее. Общее расписание второй половины дня в группе. Также при необходимости у ребенка имеется индивидуальное расписание.

Для тех детей, которые осваивают навык глобального чтения, мы картинки заменили словами. Тем самым расписание ребенка стало похожим на то, которое используем мы в своей повседневной жизни.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Работас расписанием ведется таким образом: ребенок ставит стрелочку на первый режимный момент из списка, после того как он завершился, он возвращается к своему расписанию и переставляет стрелочку на следующий режимный момент.

Вот пример расписания упражнений для физминутки

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Таким образом, использование пиктограмм и визуального расписания вносит положительные изменения в жизнь детей.

Многие дети с ОВЗ практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому дети затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.

Например, вот такое расписание помогает ребенку правильно вымыть руки; сходить в туалет.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Система пиктограмм позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение» способом, доступным детям, испытывающим трудности в понимании обращённой речи.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детей

Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться.

И данным навыкам можно обучить с помощью пиктограмм.

Все мы — очень занятые люди, у нас много дел, и мы часто пользуемся расписаниями, которые помогают справляться с многочисленными обязанностями.

Наши расписания имеют вид ежедневников, органайзеров, календарей.

Иногда мы пишем список неотложных дел и приклеиваем его на холодильник

(или кладем в карман или бумажник). Расписания в виде картинок для детей выполняют ту же функцию, что и для всех людей!

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейКонсультация «Точечные пиктограммы— помощники логопеда» Пиктограмма-(от латинского piktus-нарисованный)-знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейФотоотчёт «Совместные работы родителей с детьми по теме «Моя семья» Что такое семья? Это те люди, которые всегда рядом. Семья – это место, где тебя всегда поймут, выслушают и помогут. Это человеческое, душевное.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейВидео и консультация для родителей «Порядок работы с тематическими карточками» Консультация для родителей «Порядок работы с тематическими карточками» Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейКонсультация для родителей «Занятие с детьми аппликацией» Аппликация-вид творчества, который представляет собой процесс наклеивания на основу деталей из бумаги, ткани и др. материалов разного цвета.

Что такое пиктограммы для детей. Смотреть фото Что такое пиктограммы для детей. Смотреть картинку Что такое пиктограммы для детей. Картинка про Что такое пиктограммы для детей. Фото Что такое пиктограммы для детейЛэпбук для родителей как форма работы и общения с детьми На современном этапе появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе.

Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.

Источник

Использование пиктограмм в работе с дошкольниками

История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.
Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собою рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.
Письменность значительно изменила оперирование информацией, но в этот период интерес к методам управления памятью был очень высок. Среди самых видных ученых, работавших над вопросом запоминания, был Джордано Бруно (ХV1век). В его честь названа современная система запоминания Джордано.
В ХХ веке методика «Пиктограммы» была разработана и использовалась в психологических исследованиях. В 60 – 70 годах применение данной методики расширилось.

В России целенаправленное использование мнемотехники ещё молодое направление в области педагогики. Проблемы коммуникации при грубом нарушении речевой функции решается с привлечением определённых коммуникативных стратегий, повышающие возможности понимания и облегчающие информационный обмен между людьми.
Блиссимволика – письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965году. Она понятна людям, говорящим на любом языке. Набор символов состоит приблизительно из одной сотни картинных идеографем и произвольно выработанных символов, которые можно использовать как по одиночке, так и в определённых комбинациях.

В мире специального обучения весьма распространена знаковая система Макатон, история которой начиналась в 1972году со словаря символов. Макатон представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующим средством речи.

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Так Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами,
Ткаченко ТА – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем,
Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
Работая воспитателем в логопедической группе с детьми с ОНР, я столкнулась с проблемой, а именно :
– плохого запоминания детьми стихотворений и небольших текстов

— отсутствию умения четко, последовательно излагать свои мысли, делать умозаключения
— наличие речевых нарушений резко ограничивали общение детей с окружающими.
Проводя диагностику речевой активности и психических функций, я обратила внимание на наличие:
— отставания в развитии мыслительных операций, вызывающие затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением
— нарушение внимания, приводящего к трудностям выполнения задания на основе словесной инструкции.
В то же время дети с удовольствием рассматривают книги на основе комиксов и сюжетных картинок, пытаясь «читать» текст, а через некоторое время пересказать то, что было «прочитано».

Я пришла к мысли, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, но способен сохранять только внутренние связи между объектами.

Предметно-развивающая среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГТ и Программой, которая реализуется в ДОУ:
— речевой материал регулярно обновляется в соответствии с изучаемой лексической темы;
— игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года;
— создаются комфортные, безопасные для детей условия для занятий и игр;
— создаётся пространство для эмоционального благополучия детей в группе.
Взаимодействие с семьей:
— регулярное проведение родительских собраний, обучающих тренингов, консультаций, проектной деятельности
— оформление родительских уголков, папок-передвижек, стендов, рекомендаций, информационных листов по развитию и воспитанию детей;
— помощь родителям в осознании необходимости участия в развитии детей
— подведение родителей к пониманию программы обучения ребенка;
— привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка.

3.Педагогический опыт.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.

3.1.Описание основных методик и методов, используемых в представленном педагогическом опыте.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания.
У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста зрительный образ возникает в воображении и это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, например, в стихах и текстах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостно образа в рифмованной форме. Суть использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, зарисовывается всё стихотворение. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

3.2. Актуальность педагогического опыта.
Мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с детьми с ОНР я вижу в следующем:
— пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью, т.к. облегчают запоминание и увеличивают объем памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей;
— пиктограммы используют естественные механизмы памяти и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
— дети, овладевшие приемом использования пиктограмм, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Реализуя данную технологию, я поставила пред собой следующие задачи:
— помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
— обогащение словарного запаса детей и развитие связной речи;
— обучение последовательности, логичности и связности изложения;
— воспитание потребности в речевом общении;
— развитие мышления, воображения, речеслуховую и зрительную память;
— развитие мелкой моторики.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
На использовании пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольной грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой. Схемы и модели постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогает ребенку увидеть связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, общению, совершенствует речемыслительную деятельность детей.
Овладение приемами использования пиктограмм значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:
— развития основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
— перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы;
— развитие мелкой моторики при графическом воспроизведении.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий на начальном этапе работы необходимо сформировать у детей знаково-символические функции. Они носят символы различного характера:
— геометрически фигуры;
— символические изображения предметов: силуэты, контуры, условные обозначения.
Пиктограммы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, пересказа сказок. Суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание составляется картинка и произведение зарисовывается схематически.
После этого ребенок о памяти, используя опору на графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

3.4. Результативность педагогического опыта.
Научными исследованиями доказано, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%. На основе этого, использование пиктограмм в работе с детьми, позволило мне повысить уровень развития связной речи у детей. Одновременно решить задачи на развитие основных психических процессов и как следствие в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав тему педагогического опыта «Использование пиктограмм» предполагались на окончательном этапе следующие результаты:
— пополнение и активизация словарного запаса детей;
— совершенствование связной речи;
— развитие логического и образного мышления, развитие памяти;
— формирование целостности окружающего мира;
— умение осуществлять поиск информации, материалов для исследовательской деятельности;
— умение обрабатывать собранный материал.

О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу.
Так при запоминании стихотворения вербальным способом результаты были такие – 20%низкий уровень запоминания, 50%средний уровень,30%высокий.
Запоминание стихотворений с помощью пиктограмм (невербальный способ) дало результат-0%низкого уровня, 40%средний уровень,60%высокий уровень.
Сравнительная диагностика развития связной речи у детей логопедической группы в период с сентября 2011 года по май 2013 года. Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно улучшился, видна положительная динамика.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Работа по реализации задач использования пиктограмм осуществляется в несколько этапов:

I. Установление эмоционального контакта. В основе лежит эмоциональный контакт, который постепенно перерастет в сотрудничество.
II. Повышение психической активности ребенка.
III. Создание продуктивного педагогического общения. Моделирование, организация и управление непосредственным обучением, анализ результатов.
IV. Создание единого ответа – решения поставленных проблем.
Воспитатель должен определить последовательность своих действий и работы детей; время, которое будет затрачено на осуществление данного вида обучения; прогнозирование и результативность.

План использования пиктограмм в работе с текстом:
1. Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2. Затем к каждому из выделенных слов или выражений нарисовать картинки, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово (эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией на слово), картинка не должна быть не слишком схематичной, не слишком подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных художественных навыков. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована.
3. Дальше, в зависимости от времени на запоминание, а также способностей к визуализации, возможны разные варианты работы с текстом:
— сначала попробовать, глядя на рисунки, воспроизвести текст, как можно подробней. Затем, попробовать воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно, т.е. не глядя на них;
— если необходимо помнить текст долго, то целесообразно возвращаться время от времени к своим пиктограммам и пытаться воспроизвести его по ним.
Такое повторение намного рациональнее, чем обыкновенное запоминание, использование методик пиктограмм, очень эффективно.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
В процессе традиционного обучения я внедрила занятия с использованием пиктограмм 1 раз в месяц со своей группой, 2 раза в месяц по подгруппам и индивидуально.

Типы таких занятий:
— традиционные
— предметно-образные
— по сказкам, по литературным произведениям, по интересам, на свободное творчество.

Приемы обучения моделированию художественных произведений:
— кодирование в образы
– запоминание(соединение двух образов)
– пересказ информации с опорой на пиктограмму
— воспроизведение пиктограммы.

Большое внимание уделяю оценке деятельности детей с учетом дифференцированного подхода, направленного на развитие успеха.
В процессе занятий поощряю активность, умение высказывать свои мысли, самостоятельность, инициативность.
Моя работа с детьми, по внедрению нетрадиционных технологий (использование пиктограмм), дала положительный результат.

4. Выводы.
Реализация педагогического опыта направлена на освоение использования пиктограмм в развитии речемыслительной деятельности детей и развития памяти.
Данный опыт позволяет детям :

— добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
— формировать и высказывать суждения и умозаключения более логично и последовательно;
— развивать неречевые процессы: внимание, мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки текста детьми)
— поддерживать интерес детей к активной речевой деятельности.

Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, поэтому можно говорить.
Все перечисленное составляет в совокупности основу для использования опыта в системе образования, как коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *