Что такое пикирование самолета
пикирование
пики́рование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой] снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости (см. рис.). Ввод в П. выполняется либо без крена, либо двумя поворотами летательного аппарата вокруг продольной оси на 180°, либо разворотом с креном более 90°. Вывод из П. выполняется без крена с перегрузкой, превышающей единицу. П. является одной из фигур пилотажа. Различают пологое (угол наклона траектории до 45°) и крутое (угол более 45°) П.
Смотреть что такое «пикирование» в других словарях:
пикирование — 1. ПИКИРОВАНИЕ см. 1. Пикировать. 2. ПИКИРОВАНИЕ см. 2. Пикировать. * * * пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой], движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°. Применяется при атаках воздушных целей,… … Энциклопедический словарь
пикирование — пересаживание, пике, снижение Словарь русских синонимов. пикирование сущ., кол во синонимов: 3 • пересаживание (6) • … Словарь синонимов
пикирование — Пикирование. пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой] снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости (см. рис.).… … Энциклопедия «Авиация»
ПИКИРОВАНИЕ — ПИКИРОВАНИЕ, пикирования, мн. нет, ср. (авиац.). Действие по гл. пикировать во 2 знач.; вид фигурного полета носом вниз по вертикальной линии на самолете. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Пикирование — I пик ирование ср. процесс действия по несов. гл. пикировать I II пикиров ание ср. процесс действия по несов. гл. пикировать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пикирование — I пик ирование ср. процесс действия по несов. гл. пикировать I II пикиров ание ср. процесс действия по несов. гл. пикировать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пикирование — ПИКИРОВАТЬ, рую, руешь; сов. и несов. Маневрируя (на самолёте), круто снизиться ( жаться) с нарастающей скоростью. Пикирующий бомбардировщик. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Пикирование — (от французского piquer (une tete) падать вниз головой) снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30(°)) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости. Ввод в П. выполняется либо без крена, либо… … Энциклопедия техники
ПИКИРОВАНИЕ — стремительный полет самолета вниз с большой скоростью под углами от 45° до 90°. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ПИКИРОВАНИЕ — фигура простого (см.), выполнение которой заключается в крутом прямолинейном снижении летательного аппарата с углом наклона траектории к горизонту больше 30° и нарастающей скоростью. Применяется при необходимости быстрого разгона самолёта за счёт … Большая политехническая энциклопедия
ПИКИРОВАНИЕ. Пикированием называется крутое снижение самолета по прямолинейной траектории с углами наклона 30° и более
Пикированием называется крутое снижение самолета по прямолинейной траектории с углами наклона 30° и более.
Оно применяется для быстрой потери высоты и разгона скорости. При выполнении сложного и высшего пилотажа пикирование является составным элементом большинства фигур.
Пикирование подразделяется на виды:
Пикирование состоит из трех элементов: ввода, прямолинейного участка и вывода. Ввод и вывод являются криволинейными маневрами.
Ввод в пикирование. С точки зрения выполнения не представляет трудностей. Ввод в пикирование осуществляется с разворота и с прямой. Рассмотрим оба случая.
Ввод в пикирование с разворота. Применяется для выполнения захода по стреле квадрата пилотажа.
Пусть самолет летит в горизонтальной плоскости (в горизонтальном полете), все силы, действующие на самолет, находятся в равновесии. При вводе самолета в пикирование с разворота создается центростремительная сила, которая искривляет траекторию полета в горизонтальной и вертикальной плоскости. Схема сил, действующих на самолет при вводе с прямой, показана на Рис. 20.
Рис. 20 Схема сил, действующих на самолет при пикировании
Центростремительной силой, искривляющей траекторию полета в вертикальной плоскости, является разность между составляющей подъемной силы и составляющей веса самолета
Центростремительной силой, искривляющей траекторию полета в горизонтальной плоскости, является неуравновешенная горизонтальная проекция подъемной силы
Ввод в пикирование с прямой из горизонтального полета.Ввод может бытьрезким и плавным. Рассмотрим плавный ввод.
По мере увеличения наклона траектории полета скорость на пикировании возрастает, так как составляющая веса G cos увеличивается, а составляющая веса G sin
, центростремительная сила, уменьшается, траектория полета будет выпрямляться. С нарастанием скорости сила лобового сопротивления Х растет, тормозя движение. Как только угол пикирования достигнет заданной величины, ручку управления необходимо задержать и на большую величину взять на себя. В противном случае за счет уменьшения угла атаки до отрицательной величины самолет продолжает увеличивать угол пикирования.
Такой ввод уменьшает радиус кривизны траектории и применяется при выполнении акробатического пилотажа.
Перегрузка при резком вводе в пикирование имеет отрицательную величину.
При плавном вводе в пикирование летчик частично теряет ощущение весомости. По мере увеличения наклона траектории вниз возникает разница ускорений тела летчика и самолета. Ускорение самолета уменьшается вследствие роста лобового сопротивления воздуха, а ускорение тела летчика не испытывает сопротивления воздуха и стремится падать с большим ускорением (поэтому у летчика появляется стремление валиться на приборную доску).
При резком вводе самолета в пикирование летчик под действием силы инерции отделяется от сиденья
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Новое в блогах
Еще раз о пикировщиках. (часть первая)
Уважаемые участники и гости. Недавно в сообществе была статья о пикировщиках 2 мировой войны. Я не совсем согласен с автором той статьи и комментаторами. поэтому и ставлю эту статью (в 2-х частях). статья по материалам Марка Солонина «Самолеты».
Штурмовик «Ил-2», ставший для советских ВВС основным «самолетом поля боя», был создан значительно позднее (опытный самолет ЦКБ-55 совершил свой первый полет 2 октября 1939 года, в то время как испытания прототипа «Ju-87» начались еще в сентябре 1935 года) и в плане технического совершенства был несравненно более современным самолетом. Стремительные «обтекаемые» формы, убирающееся шасси, максимальная скорость более 400 км/час. Четыре ключевые «технологии» сделали возможным создание «Ил-2»: двигатель АМ-38, штампованная броневая панель двойной кривизны, пушка «ВЯ-23», неуправляемые ракетные снаряды «РС-82/РС-132».
На момент начала разработки штурмовика ЦКБ-55 (будущего «Ил-2») самым мощным двигателем жидкостного охлаждения в СССР был созданный конструкторским бюро А. Микулина мотор АМ-35 (взлетная мощность 1350 л. с). Серийного авиамотора такой единичной мощности в то время не было ни в одной стране мира. На базе АМ-35 в КБ Микулина был разработан низковысотный двигатель АМ-38. При давлении наддува 1,43 атм. новый мотор обладал рекордными для своего времени характеристиками: взлетная мощность 1600 л./с, крейсерская мощность у земли 1410 л./с, удельный вес 0,54 кг/л. с. Двигатель большой единичной мощности при малом удельном весе стал той «волшебной палочкой», которая позволила создать тяжелый бронированный самолет, превосходящий в скорости английский «Бэттл», лишенный всякого бронирования (см. Таблица 5).
Таблица 5
25 октября 1939 года из Москвы в Берлин для сбора новейших германских военных технологий выехала представительная государственная делегация в составе 48 человек во главе с Тевосяном (нарком судостроительной промышленности СССР). В составе этой делегации был и новый сталинский «выдвиженец», главный на тот момент советник вождя по вопросам авиации, 33-летний А. Яковлев. В своих известных мемуарах Яковлев пишет:
«. Он (генерал-полковник Удет, замминистра авиации Германии ) сразу заявил, что по указанию Геринга покажет нам все самолеты, моторы и предметы оборудования, состоящие на вооружении германских ВВС. Для начала он предложил продемонстрировать немецкую технику на земле и в полете на аэродроме. затем проехать по авиационным заводам Юнкерса, Хейнкеля, Мессершмитта, «Фокке-Вульфа», Дорнье; повидаться там с конструкторами; выбрать то, что мы захотим приобрести. Мы приступили к осмотру выставленных самолетов. Нам были названы их летно-тактические данные, особенности вооружения и оборудования. Однако нашего генерала Гусева одолевали сомнения: не могли же немцы показать нам действительный уровень военной авиационной техники. Признаться, меня тоже смущала откровенность при показе секретнейшей области вооружения. » (86)
Можно было не смущаться — попавший в ловушку Пакта о ненападении Гитлер за одно только невмешательство Сталина в его (Гитлера) европейские дела готов был отдать последнюю коричневую рубаху. Но его рубашка Сталину была не нужна — вот и приходилось расплачиваться за «дружбу и мир на восточной границе рейха» продажей новейшей военной техники. Впрочем, никто из советских товарищей на самом деле и не «смущался». Напротив, лезли во все «дыры», тащили все (образцы металлической стружки, красок, взрывчатки), что плохо лежит, со скандалом требовали,«чтобы самолеты и другое вооружение поставлялись со всеми приборами точно в таком виде, в каком получает германская армия». Более того, без тени смущения заявили Герингу, что «этими самолетами мы не хотим покрывать текущие потребности Красной Армии, а берем их как образцы для ознакомления(т.е. честно предупредили, что занимаются не торговлей, а военно-промышленным шпионажем. —М.С.) с германской техникой». И что же ответил на это Геринг, вельможный, вечно раздутый от самодовольства Геринг? Проглотил все «пилюли» и попросил «передать тов. Сталину следующие три просьбы: первая — об ускорении отгрузки зерна, вторая — об ускорении отгрузки нефтепродуктов, третья — ускорение отгрузки металлов, в частности никеля». (87, стр. 198—200)
Да, умел, умел товарищ Сталин поставить своих союзников в нужное ему «положение». Вернемся, однако же, к самолетам. Советские закупочно-разведывательные делегации трижды посетили Германию (в октябре 1939-го, марте и ноябре 1940-го) и в конце концов отобрали для приобретения 36 самолетов 12 различных типов. Весьма примечательно, что ни «Хейнкель» «Не-111», ни «Юнкерс» «Ju-87» (т.е. основные на тот момент бомбардировщики люфтваффе) не удостоились чести попасть в перечень из 12 типов самолетов — ничего интересного и достойного изучения А. Яковлев и его коллеги в них уже не видели. Примечательно и то, что после каждой поездки в Германию Яковлева прямо с вокзала вызывали к Сталину, которого беспокоил один и тот же вопрос: неужели немецкая авиация вооружена такими устаревшими самолетами или радушные хозяева скрывают от советских друзей свои истинные достижения? Судя по всему, басня про «огромное техническое превосходство немецкой авиации» на тот момент еще не была сочинена. Тем не менее среди закупленных самолетов был бомбардировщик, который заслуживал самого пристального внимания. Это был «Юнкерс» «Ju-88».
Пикирование
Тангаж (фр. tangage — килевая качка), угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации различают тангаж с увеличением угла (кабрирование) и с уменьшением угла (пикирование); вызывается отклонением руля высоты.
Это один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём самолетным углам, которые задают наклон летательного средства относительно его центра. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением.
Примечания
Смотреть что такое «Пикирование» в других словарях:
пикирование — 1. ПИКИРОВАНИЕ см. 1. Пикировать. 2. ПИКИРОВАНИЕ см. 2. Пикировать. * * * пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой], движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°. Применяется при атаках воздушных целей,… … Энциклопедический словарь
пикирование — пересаживание, пике, снижение Словарь русских синонимов. пикирование сущ., кол во синонимов: 3 • пересаживание (6) • … Словарь синонимов
пикирование — Пикирование. пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой] снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости (см. рис.).… … Энциклопедия «Авиация»
пикирование — Пикирование. пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой] снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости (см. рис.).… … Энциклопедия «Авиация»
ПИКИРОВАНИЕ — ПИКИРОВАНИЕ, пикирования, мн. нет, ср. (авиац.). Действие по гл. пикировать во 2 знач.; вид фигурного полета носом вниз по вертикальной линии на самолете. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Пикирование — I пик ирование ср. процесс действия по несов. гл. пикировать I II пикиров ание ср. процесс действия по несов. гл. пикировать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пикирование — I пик ирование ср. процесс действия по несов. гл. пикировать I II пикиров ание ср. процесс действия по несов. гл. пикировать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пикирование — ПИКИРОВАТЬ, рую, руешь; сов. и несов. Маневрируя (на самолёте), круто снизиться ( жаться) с нарастающей скоростью. Пикирующий бомбардировщик. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Пикирование — (от французского piquer (une tete) падать вниз головой) снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30(°)) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости. Ввод в П. выполняется либо без крена, либо… … Энциклопедия техники
ПИКИРОВАНИЕ — стремительный полет самолета вниз с большой скоростью под углами от 45° до 90°. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ПИКИРОВАНИЕ — фигура простого (см.), выполнение которой заключается в крутом прямолинейном снижении летательного аппарата с углом наклона траектории к горизонту больше 30° и нарастающей скоростью. Применяется при необходимости быстрого разгона самолёта за счёт … Большая политехническая энциклопедия
Пикирование
Смотреть что такое «Пикирование» в других словарях:
пикирование — 1. ПИКИРОВАНИЕ см. 1. Пикировать. 2. ПИКИРОВАНИЕ см. 2. Пикировать. * * * пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой], движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°. Применяется при атаках воздушных целей,… … Энциклопедический словарь
пикирование — пересаживание, пике, снижение Словарь русских синонимов. пикирование сущ., кол во синонимов: 3 • пересаживание (6) • … Словарь синонимов
пикирование — Пикирование. пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой] снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости (см. рис.).… … Энциклопедия «Авиация»
пикирование — Пикирование. пикирование [от франц. piquer (une tête) падать вниз головой] снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости (см. рис.).… … Энциклопедия «Авиация»
ПИКИРОВАНИЕ — ПИКИРОВАНИЕ, пикирования, мн. нет, ср. (авиац.). Действие по гл. пикировать во 2 знач.; вид фигурного полета носом вниз по вертикальной линии на самолете. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Пикирование — I пик ирование ср. процесс действия по несов. гл. пикировать I II пикиров ание ср. процесс действия по несов. гл. пикировать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пикирование — I пик ирование ср. процесс действия по несов. гл. пикировать I II пикиров ание ср. процесс действия по несов. гл. пикировать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пикирование — ПИКИРОВАТЬ, рую, руешь; сов. и несов. Маневрируя (на самолёте), круто снизиться ( жаться) с нарастающей скоростью. Пикирующий бомбардировщик. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Пикирование — (от французского piquer (une tete) падать вниз головой) снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30(°)) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости. Ввод в П. выполняется либо без крена, либо… … Энциклопедия техники
ПИКИРОВАНИЕ — стремительный полет самолета вниз с большой скоростью под углами от 45° до 90°. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ПИКИРОВАНИЕ — фигура простого (см.), выполнение которой заключается в крутом прямолинейном снижении летательного аппарата с углом наклона траектории к горизонту больше 30° и нарастающей скоростью. Применяется при необходимости быстрого разгона самолёта за счёт … Большая политехническая энциклопедия