Что такое пики в музыке
15 классных песен Пики, которые не называются “Патимейкер”
“Патимейкер” — одна из самых влиятельных песен на русском последних пяти лет. Вместе с “Интро” Грибов и “Рваными джинсами” Элджея она заложила стандарт хаус-рэпа, сильно повлиявшего на популярную музыку второй половины 2010-х.
В ней почти нет нарратива в привычном для рэпа понимании: две минуты Пика просто перечисляет слова, как будто на ходу создавая веселый фристайл. Прикол в том, что это всегда было его творческим методом.
“Пика звучит дико”, — сказал когда-то Баста, “Героиновая музыка”, — так сам артист иронично говорил о своих песнях в нашем первом интервью. Метавшийся музыкально от сумасшедшего психоделического хип-хопа к прямой бочке и обратно, он всегда удивлял не только этим, но и своим хаотичным потоком сознания, идеально ложившимся на имеющиеся под рукой инструменталы. “Патимейкер”, где все фирменные черты Пики были карикатурно выкручены на максимум, стал его даром и проклятием. В тени хита потерялось прошлое творчество артиста, а какие-то последующие работы прозвучали не так резонансно, как могли бы.
Мы восстанавливаем справедливость и вспоминаем 15 треков самобытнейшего рэпера 2010-х.
Как все начиналось — фит с Бастой и Витей АК
Многие впервые услышали Пику на сольном альбоме Вити АК “Жирный”. Там был восьмиминутный трек с участием двух Виталиев и одного Василия. Куплет Пики идет последним, но контрастирует с другими двумя своим шаманским стилем — да, эпитет заезженный, но тут он именно так о себе говорит. Поначалу не просто разобрать, о чем Пика читает, да и потом, когда он начинает с каждым новым тактом менять флоу, проще не будет. Но можно уверенно сказать, что на треке с двумя рэп-звездами 2012 он не потерялся.
Первый локальный хит — “Пепси кола”
В 2013 году Пика уже показывает стиль ростовского ниндзя. Элегантный клауд-инструментал и своеобразный флоу самого артиста, виртуозно играющего оффбитом и паузами — сначала его куплеты хочется выровнять по сетке, потом понимаешь, что химии тут побольше, чем в той самой пепси-коле. А сломанная фонетика в третьем куплете вообще звучит как заклинание.
Немного трускула: “Демоны тумана”
А вот Пика трушный: приджазованный бит и его поураспевный флоу прекрасно сосуществуют друг с другом. Хотя даже тут это все звучит как рэп с другой планеты: в середине песни возникает зияющая пауза, потом все словно бы замедляется, а потом опять приходит в норму.
“Фрайдэй найт” — сложно, но красиво
На альбоме 2014 года “Аоки” Пика ушел дальше в рэп-психоделику. “Фрайдэй найт” — яркий пример того, как замороченно и сложно он тогда звучал. Музыка, в которой что-то сломалось: кричит ребенок, ударные сбоят, словно бы заевшая пластинка, текста совсем мало, но важность не в нем, а в том, с какой интонацией Пика говорит то или иное слово. Если хотите, сейчас что-то подобное делает артист Недры.
“Бэйби” — здесь Пика поет
Под угрюмый бит а-ля Clams Casino, где все грохочет и тонет в ревербе, Пика поет в околоямайской манере. Как полагается настоящему самураю, он слагает хокку о возлюбленной: вырванными из контекста эти строчки покажутся полной ерундой, но собранные вместе дают ошеломительный эффект.
Песня-кричалка: “Так и живу”
В песне 2016 года, открывающей прорывной для Пики альбом “A L F V” (это на нем был “Патимейкер”), рэпер очень точно формулирует принцип, по которому мы собирали и этот топ: “Выбираем только то, что прет нас самих”.
Здесь в полной мере проявляется метод артиста, которому экспрессивные эдлибы важны не меньше слов. В припеве он то орет, как бросающаяся на жертву зверюга, то ритмично дышит, словно совершает освобождающую духовную практику.
“Я люблю кричалки и припевы, строящиеся на зацикливаниях одной фразы, — говорил он нам в интервью. — Моей маме, например, не нравится такая лаконичность. Говорит, пиши ты песни про любовь, про девушку, про маму. “Ну что ты проговариваешь одно и то же, как пластинка заевшая? Представь, если бы я с тобой так же общалась: “Ну да, Виталик. Ну да, Виталик. Ну да, Виталик”. Тебе бы понравилось?”. Она это видит так, а я на зацикливаниях бэнгерских банально вырос, любил их и люблю”.
Фит трех силачей: “Ной”
Не все запомнили, но в 2016 году у Пики была и такая песня, где встретились три стиля, три артиста, в 2010-х создававшие собственные микромиры. Причем каждый раскрылся по-своему: Сергей нагнал невеселой афористики, Тимур примерил на себя пиджак героя криминал-муви, а у Виталия все такой же термоядерный фристайл и не ограниченный ничем полет мысли.
«Rock-n-Roll & Gun» — пожалуй, лучшая форма Пики
Альбом “A L F V” в равной степени вдохновлен как традициями психоделической рэп-школы Ростова, так и саундом дискотечных танцполов, где несется евродэнс, гэридж и хаус. Песня “Rock’n’Roll & Gun” построена на трансовом сэмпле, в ней перечисляются важные для региона вечеринки, а люди, которые на них собирались, предстают чуть ли не носителями какого-то тайного знания. Так и хочется быть одним из них.
“УЕ” — добро пожаловать на дискотеку
Такую абсурдную EDM-рэп-телегу легко представить в репертуаре, скажем, группы Little Big. “УЕ” производит впечатление наскоро зафристайленной вещицы, к которой и сам автор относится с минимальным уровнем серьезности, но Пика при всем этом очень обаятелен, когда несет чушь и конструирует непристойные абстракции, вырывая их из своего потока сознания.
“УЕ” выходила в двух версиях. На первую сняли клип, где девушек поили молоком и плевали скиттлзами в камеру (4,5 миллионов просмотров), а вторая попала на EP “Go”, релиз, на котором Пика экспериментировал с мемфис-вэйвом и, будто серфер, бросался на новую и не изученную для себя волну.
«Astro» — снова танцы, но уже другие
Globoos Ei — сайд-проект Пики, организованный им вместе с Ploty, ранее известным, прежде всего, как автор музыки к “Патимейкеру”, а сейчас — еще и как артист, сотрудничающий с лейблом Элджея.
Альбом Globoos Ei — это танцевальный рэп, где Пика веселится как хочет и отбивает пятюни солнечным зайчикам, залетевшим в окно. Финальный трек “Astro” — это песня про человека, который во всех смыслах улетает. Песня-марево, песня-мираж, ее сложно пересказать, но еще сложнее выключить.
Фит с Муровьем: “Шедевры”
Тут хочется сказать о встрече учителя и ученика: генеалогию рэпа Пики очень легко проследить от раннего Муровья, когда тот еще состоял в группе Slozhnye. Здесь оба залетают на бумбэповый бит, но даже его Пика очень быстро осваивает. Пара диких эдлибов, неожиданных пауз, пропетых строчек — и все, трек уже его. Здесь же цитата для лучшего понимания артиста: “Мой рэп — это не выход, а вход за рамки”.
«Живое» — анти-”Патимейкер”
Пика превращает непостоянство стайла в свой центральный творческий прием. Первое, что хочется сделать после ознакомления с песней “Живое”, — загуглить, кого же из русских поэтов он тут цитирует. Не так уж легко поверить, что рука автора строк “Они тычут факи-дули, ай не продули” вывела пейзажную лирику такой красоты и созерцательной глубины.
Очень недооцененная песня: “Пополам”
Альбом “Kilativ”, выпущенный в 2018 году, как нам кажется, был преступно недооценен. Эффект от “Патимейкера” прошел, попытки повторить его оказались неудачными, а те слушатели, кто полюбил Пику за ранние психоделические работы, ушли, обидевшись на заигрывания с хаусом. При этом альбом оказался мощным, потому что Виталий сделал все, чего от него не ждали.
Просто хорошая песня: «Эклеры»
Еще один мини-шедевр с “Kilativ”: целая картина разговора двух людей, нарисованная парой штрихов. Здесь хочется отметить то, каким разным бывает Пика, даже когда использует один творческий метод: использовать слова как облака тегов и много раз повторять один и тот же куплет.
Необычная танцевалка: “Благодарю”
На последнем номерном альбоме “Mount” много реверансов танцевальной музыке: есть и хардкор, и драм-н-бейс. Особняком стоит “Благодарю”, кривобокий хаус с автотюном, где мысль Пики все так же стремительна и нелинейна. Вынести отсюда хочется такую строчку: “Схватываю, верещу, публичность не ищу. Впитываю внутрь с тобой эту красоту”. Она лучше любого интервью расскажет, как артист живет и как пишет песни.
Джиоев Гио Владимирович (Гио Пика)
Биография
Гио Пика пришёл в музыку после тридцати, чтобы петь о тюремной жизни и истории лагерей. О своём творчестве исполнитель говорит так: «У меня рэп криминального характера. Даже не криминального, а тюремного. Каким ещё может быть северный рэп по-твоему? Про сосны? У меня есть трек о соснах, с лесополосой связанный».
Детство и юность
Гио родился в Тбилиси в 1978-м. Вместе с родителями и старшим братом пожил в Грузии и в Северной Осетии. Мальчик с детства любил читать и смотреть что-то печальное и серьёзное, всегда хорошо учился. А ещё он занимался музыкой и вольной борьбой, но в 90-е началась война и спортивную секцию закрыли.
Семья в это время вынуждена была перебраться в Москву, школу Джиоев заканчивал уже там. Парень тогда увлекался историей, особенно любил читать о создании Советского Союза и сталинских репрессиях и криминалистикой тоже интересовался.
Когда пришло время поступать в универ, Джиоев пошёл сдавать экзамены в мед. Сам он не был уверен, что хочет стать врачом, но родители настаивали, и парень согласился. Учиться ему нравилось, он проходил практики, работал фельдшером, медбратом, ездил на вызовы в «скорой» — всего провёл в обучении одиннадцать лет. Потом Гио подумал над профилем и решил стать анестезиологом, а после устроился в реанимацию одной из больниц. Именно тогда Джиоев понял, что эта работа ему не подходит. Ему тяжело было смотреть на страдания людей вокруг, он слишком переживал из-за каждого пациента. К тридцати Гио решил, что медицину нужно оставлять и не мучить себя дальше. Он уволился из больницы и переехал к брату в Сыктывкар, чтобы помочь с бизнесом. Сначала занимался перевозкой грузов, потом пробовал открыть кафе, но так и не мог найти работу, которая бы ему нравилась.
Музыка
Петь Гио любил с детства и всегда знал, что у него неплохой голос, даже иногда выступал с блюзовыми каверами. Однажды друг Джиоева скинул ему послушать свои биты. Гио так понравилось, что он тут же придумал слова о районах Сыктывкара. В итоге получилась композиция «Сыктывкар-кварталы» — первый трек исполнителя. Тексты Джиоев писал и раньше, зачитывал иногда знакомым, но делал это просто для себя, чтобы было чем заняться вечером. При этом современную музыку он почти не слушал, предпочитал советских бардов — Высоцкого и Окуджаву.
Друзья посоветовали Гио попробовать выложить «Сыктывкар-кварталы» в сеть и записать что-нибудь ещё. В успех Джиоев верил не сильно, ему казалось, что такие мрачные песни никто не станет слушать, но в итоге всё же рискнул и у него быстро появились первые поклонники. На запись треков Гио денег не тратил, многие его знакомые сами занимались музыкой, а у одного даже студия была.
Над псевдонимом Джиоев особо не думал, решил просто добавить к имени слово «пика», потому что так его в детстве звали друзья. Зато для своего музыкального направления он придумал специальное название — Коми Крайм.
Чем больше Джиоев занимался творчеством, тем сильнее это ему нравилось. В семье превращение врача в музыканта сначала не понимали, надеялись, что Гио одумается и найдёт более серьёзную работу, одобрили уже потом. Джиоев тем временем стал записывать новые треки. Теперь тексты в основном были о ГУЛАГе. Так Пика объединил музыку и историю — два своих хобби — в одно. Он начал гастролировать, давал концерты не только в Коми, но и в столице, ездил по Сибири и Уралу. Исполнитель появился на релизах других рэперов: записал фиты с Эндшпилем, Словетским, группами «Восточный Округ» и «Каспийский груз».
В 2016-м Джиоев выпустил первый сольный альбом «Чёрный цветок». Вместо обложки использовал фото с похорон Сталина. Тогда же вышла самая популярная песня Пики — «Фонтанчик с дельфином». Композицию Джиоев написал за несколько часов, потом скинул другу, с которым они вместе сводили треки. Уже на следующий день мужчины собрались в своей импровизированной студии — комнате в общаге — и записали песню. Эта композиция об одной из самых страшных колоний в России, именно там сидят особо опасные преступники. «Чёрный дельфин» — неофициальное название тюрьмы. Оно появилось, потому что во дворе при входе на территорию колонии стоит фонтан со скульптурой дельфина, которую когда-то сделали заключённые.
В интервью Гио рассказывал, что трек они записали буквально за час и сразу залили в сеть. Уже на следующий день подписчиков в паблике музыканта стало чуть ли не в десять раз больше.
Потом Пика выпустил короткий чёрно-белый клип. В ролике Джиоев стоит посреди заснеженного поля возле указателя «Соль-Илецк» — именно там находится тюрьма. Кадры с исполнителем сменяются отрывками из документального фильма о «Чёрном дельфине». У ролика больше десяти миллионов просмотров, а слова трека цитируют в статьях и передачах о тюрьме.
В 2017-м вышел новый альбом исполнителя — «Синие камни». Скрытого смысла в названии нет, просто Пика работал над релизом, когда жил в Екатеринбурге в районе, который так назывался. На диске четыре трека, один из них — фит с БратуБрат. На обложке рисунок карандашом, изображающий неудачную попытку побега из тюрьмы.
Через год Гио неожиданно выпустил альбом, совсем непохожий на другие релизы. Песни были намного веселее мрачных композиций Пики, да и тексты совсем не о тюрьмах и лагерной жизни. Сам музыкант сказал, что на альбом его вдохновило одесское кабаре прошлого века. Релиз Пика назвал по стилю французского шансона — «Провинция Эльзас».
А уже через год музыкант выпустил вторую часть альбома «Синие камни» — «Синий камень». Над обложкой работала та же художница, что и в прошлый раз, но теперь она изобразила заключённого, который выводит ноты на полу своей камеры.
Материалы по теме
Трек с АК-47
Фиты Гио записывает только с исполнителями, с которыми ему интересно общаться, либо со своими друзьями. Так он внезапно записал трек «Как ты танцевала» с АК-47.
Витя и Макс работали в студии, когда туда зашёл Гио. Рэперы не планировали фит, просто общались и ели запечённые яблоки с мёдом, которые приготовил Витя. Потом АК-47 сели слушать материал и поняли, что треку чего-то не хватает. Они предложили Гио попробовать придумать строки для припева. Джиоев сразу предложил слова «Ах, как ты танцевала! А как волна играла!». Рэперам результат понравился, они решили, что трек надо писать вместе. В клипе, правда, Джиоев не появился.
Личная жизнь
Гио женат, с супругой он познакомился в Сыктывкаре. У него есть дочь Амина, которая учится в начальной школе. В инсте у рэпера много душевных фоток с родственниками, друзьями, но чаще всего он постит свою любимую дочку.
Что такое пики в музыке
«Пика – звучит дико, – говорит Баста о человеке, который сопровождает его на концертах, читает рэп, танцует брейкданс и не забывает о сольном творчестве. – Один раз его оставили без присмотра в студии и он записал здесь альбом».
Пика родился и вырос в Ростове-на-Дону. Еще ходил в детский садик, когда ознакомился с творчеством Ice T и Африки Бамбата. Но действительно переломным моментом стало появление видеокассеты с брейкданс-мероприятия Battle of the Year 98-го года, неведомо как добравшаяся в Ростов. Путь был выбран, начались тренировки, которые привели Пику в состав команды Motor Motion.
Выступления происходили в ростовском Парке Горького, куда за пять километров приходилось тащить листы ДВП. Дальше все по классике: магнитофон с хип-хопом, шапка для сбора средств с населения.
«Басту я знаю еще с той тусовки, – говорит Пика. – Да и на концертах Касты мы тоже танцевали».
В бытность би-боем он посетил немало баттлов и соревнований, колесил по городам – словом, вел вполне понятный всякому представителю брейкданс-движения бродячий образ жизни.
«Среди би-боев есть и дети с достатком, – рассказыват Пика. – Есть среди них и хорошие танцоры. Но в основном у тех, кто выбрал такое занятие, реально немного денег. Заработки приходят к командам с опытом, именем и большими успехами. Есть такие, кто уходит к поп-звездам в подтанцовку, но я этого не принимаю, не мой случай. Так что для меня брейкданс это сплошные приключения – фестивали, баттлы, разные города. «
К музыке вообще и к рэпу в частности Пика обратился параллельно с занятием би-боингом. «У нас все так, – просто объясняет он. – Например, Бэка занимался еще и ди-джеингом. Он первым сюда к Басте из Ростова перебрался, а сейчас программный директор на радио Next».
Пика слушает музыку в диапазоне от тяжелого рока до дабстепа. Сам делает продакшн, сочиняет тексты, снимает видео и, кажется, обходится без каких-либо образцов для подражания: «Сравнения? Да зачем сравнивать?» У него записан альбом, готовы клипы, но Пика не торопит – всему свое время.
«Психодел и шизофрения», – в двух словах определяет он жанр записанного материала. И после долгой паузы признается, что он наверное действительно слишком нервный и немного психически неустойчивый – оттого и музыка такая.
Пика закончил мореходку, хотя его 3 раза пытались выгнать. «Мы там ходили в черной форме, как у подводников, золотые пуговицы, ушанка и так далее. Я отрастил волосы как у группы Beatles и стричься отказывался. Да и вообще со многим был не согласен. В итоге на мореходной практике меня списали с судна в Калининграде, откуда я своим ходом добирался в Ростов».
Ростовчанин и патриот своего города, уже лет пять он живет на два дома – но последнее время все же больше в Москве. Серьезный гастрольный график – их с Бастой маршруты расчертили карту от Украины до Дальнего Востока. «Опыт работы с таким человеком – вот что очень ценно», – отвечает Пика на вопрос об этих концертах. И обещает не откладывать мысли о сольной карьере в совсем уж долгий ящик.
Межсемпловые пики (ISP – Inter Sample Peaks) что это такое?
Для многих начинающих мастеринг-инженеров феномен межсемпловых пиков является чем-то пугающим и непонятным. Некоторые аудиофилы уверены, что межсемпловые пики – это одно из унизительных последствий так называемой «войны громкости» и вполне устранимая форма искажения сигнала. Другие же считают, что межсемпловые пики – явление настолько редкое и незаметное, что можно вообще не обращать на него никакого внимания.
Так что же скрывается за межсемпловыми пиками, и представляют ли они собой что-то важное и интересное для нас?
Пиковые уровни сигнала
Для того чтобы понять, что подразумевается под межсемпловым пиком, мы должны более внимательно изучить уровни сигнала в области цифровых данных и, в частности, сам процесс цифро-аналогового преобразования. Как нам всем известно, уровни сигнала в области цифровых данных представлены фиксированными рядами чисел, где самый громкий записываемый сигнал обозначается в виде 0dBFS (0dB Full Scale – «полная шкала»). Когда сигнал записывается на уровне, превышающем 0dBFS, мы получаем клиппированную волну с верхушками, срезанными на 0dBFS. Конечно, у большинства исходных цифровых записей остаётся большой хедрум, поскольку все инженеры стараются держаться подальше от страшного «цифрового перегиба».
Однако при сведении и мастеринге инженеры всё чаще и чаще поднимают конечные уровни сигналов до 0dBFS. В большинстве случаев громкость, присущая современной музыке, достигается путём агрессивного ограничения сигнала, которое напрямую воздействует на пиковые сигналы и сопровождается поднятием мастера до 0dBFS, однако при этом на слышимом уровне волна не клиппируется. В мире, где самое главное – это уровень, такой подход вполне оправдан, поскольку он гарантирует, что ваша песня будет такой же громкой (если не громче), чем песня конкурента. Но как этот подход влияет на качество звука?
Межсемпловые пики могут привезти к клиппингу “между” семплами
Ещё выше
Когда мы поднимаем мастера до 0dBFS, основная проблема заключается в том, что мы полагаем, будто уровни цифровых сигналов являются абсолютными, – другими словами, что ничто никогда не может превысить 0dBFS. Однако нам следует учитывать и ту часть пути прохождения сигнала, которая следует за созданием финального микса и настройкой уровней мастеров, – а именно, процесс цифро-аналогового преобразования. Поскольку не представляется возможным передать цифровой звук прямо в мозг человека, любая цифровая запись должна быть преобразована обратно в аналоговые сигналы перед тем, как мы услышим её. При этом цифро-аналоговые преобразователи используют форму восстанавливающего фильтра – закругляющего (или интерполирующего) ступенчатую цифровую волну и образующего сглаженный сигнал на выходе.
Как правило, при интерполяции восстанавливающие фильтры создают небольшие перепады между возможными уровнями выходного сигнала. Конечно, в большинстве случаев эти маленькие изменения уровня сигнала не имеют никакого значения для нашего динамического диапазона, но для сигналов, уровень которых приближается к 0dBFS, малейшие изменения могут стать большой проблемой. Характер этой проблемы может варьироваться в зависимости от типа преобразователя и устройств, следующих за ним. У профессионального ЦА преобразователя предусмотрен необходимый хедрум, но у дешёвых CD плееров хедрума для этих межсемпловых пиков нет. Одним словом, вы не будете слышать искажений в своём миксе, находясь в студии, но на дешёвом оборудовании пики могут звучать явно обрезанными.
Хотя проблема заключается не конкретно в части межсемплового пика, стоит также подумать о том, что происходит с миксами, которые были сведены очень быстро и сконвертированы с помощью аудиокодека в lossy-формат, например, mp3. Чтобы достичь желаемого сжатия данных, многие кодеки используют различные формы фильтрации для уменьшения количества аудиоинформации, при этом аудиокодеки, обеспечивающие сжатие с потерями, используют более жёсткую фильтрацию. При этой фильтрации, как и при использовании восстанавливающих фильтров в процессе ЦА преобразования, образуются определённые несоответствия уровней оригинального несжатого аудиофайла и конечной сжатой версии. Чем больше сжимаются данные, тем вероятнее появление искажений звука, что, в общем-то, вполне закономерно.
Функция True Peak Limiting в Maximizer от Ozone позволяет избежать межсемпловых пиков, анализируя уровни пиков и предупреждая межеспловый клиппинг
Работа с пиками
Плагин X-ISM от SSL моделирует поведение восстанавливающего ЦА фильтра и указывает на возможность появления межсемпловых пиков
Максимальный хедрум
Помимо возможности использования кодеков в реальном времени, Pro-Codec от Sonnox также позволяет определить нежелательные искажения сигнала до рендирования конечного файла. Конечно, при сжатии аудиоданных вы можете избежать нежелательного искажения путём увеличения хедрума или изменения объёма сжимаемых данных (при более высокой скорости передачи цифрового потока искажение уменьшается). Как и вышеупомянутый плагин X-ISM, Pro-Codec позволяет выбрать хедрум и, – по крайней мере, до некоторой степени, – объём ограничения сигнала, полагаясь не на интуицию, а на полученные данные, чтобы в дальнейшем не столкнуться с какими-то неожиданностями.
Помимо этого, также любопытно взглянуть на ряд новых продуктов, которые можно использовать для работы с межсемпловыми пиками. Например, Ozone от iZotope может функционировать в режиме обнаружения межсемпловых пиков (Intersample Detection mode) при использовании модуля Maximizer. При включении режима обнаружения межсемпловых пиков Maximizer эффективно ограничивает сигнал, принимая в расчёт уровни, полученные после ЦА преобразования, а не текущие уровни цифрового семпла. Вкратце можно сказать, что Maximizer представляет собой форму саморегулируемого ограничителя сигнала, использующего возможные уровни, что делает его простым, но эффективным инструментом для устранения межсемпловых пиков при сохранении максимальной громкости.
Допустимый хедрум
Всё больше и больше звукорежиссёров, музыкантов и слушателей понимают феномен межсемпловых пиков, и всё чаще при выборе звучания нашей музыки мы руководствуемся нужными для этого знаниями. Можно утверждать, что появление таких технологий, как «Mastered for iTunes», знаменует начало переосмысления отношения к громкости и сжатию данных. Таким образом, вполне возможно, что в будущем специалисты будут стремиться к меньшему искажению сигналов и будут чаще выбирать высокие скорости передачи цифрового потока, так что межсемпловые пики могут стать частью прошлого.
В этом видео от Fabfilter pro объясняются и исследуются межсемпловые пики: