Что такое пикетаж трассы
Пикетаж трассы
137. Пикетаж трассы
Система обозначения и закрепления точек трассы
Смотреть что такое «Пикетаж трассы» в других словарях:
пикетаж трассы — пикетаж Система обозначения и закрепления точек трассы. [ГОСТ 22268 76] Тематики геодезия Обобщающие термины прикладная геодезия Синонимы пикетаж DE Verpfählung FR piquetage … Справочник технического переводчика
пикетаж — 3.9 пикетаж (промер) длины трасс передвижения по туристскому маршруту, разбивку трасс на пикеты в целях обеспечения передвижения по ним маломобильных групп населения. Источник: ГОСТ Р 53998 2010: Туристские услуги. Услуги … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пикетаж — Система пикетов, т.е. точек съёмочных или разбивочных осей трассы, отмеченных на местности [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики геодезияфототопография EN staking outstationing DE Pflocken FR… … Справочник технического переводчика
ПИКЕТАЖ — система пикетов, т.е. точек съёмочных или разбивочных осей трассы, отмеченных на местности (Болгарский язык; Български) пикетаж (Чешский язык; Čeština) staničení (Немецкий язык; Deutsch) Pflocken (Венгерский язык; Magyar) kitűzés (Монгольский… … Строительный словарь
ГОСТ 22268-76: Геодезия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 22268 76: Геодезия. Термины и определения оригинал документа: 114. Абрис Ндп. Кроки D. Gelandeskizze Gelandekroki E. Outline Field sketch F. Croquis Схематический чертеж участка местности Определения термина из разных документов … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Линия электропередачи — Линии электропередачи … Википедия
Воздушная линия электропередачи — Линии электропередачи Линии электропередачи город Шарья Линия электропередачи (ЛЭП) один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии. Согласно МПТЭЭП (Межотраслевые правила … Википедия
ЛЭП — Линии электропередачи Линии электропередачи город Шарья Линия электропередачи (ЛЭП) один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии. Согласно МПТЭЭП (Межотраслевые правила … Википедия
Линия электропередач — Линии электропередачи Линии электропередачи город Шарья Линия электропередачи (ЛЭП) один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии. Согласно МПТЭЭП (Межотраслевые правила … Википедия
Пикетаж
Термины
Направление трассы определяется по возрастанию номеров пикетов.
Расстановка пикетов
Расстановка пикетов по трассе выполняется автоматически при создании трассы, при изменении ее геометрии (добавление/удаление вершин), при изменении формы кривых поворотов (только для трассы с методом расчета пикетажа По Кривым) или при изменении свойств трассы. Автоматическую расстановку пикетов при изменении геометрии трассы можно отключить с помощью опции Автоматическая расстановка пикета в окне Редактор трассы на вкладке Пикеты.
Положение пикетов на трассе можно менять на чертеже, используя ручки редактирования графического объекта Трасса.
Расстановка пикетов может быть выполнена в любое время работы с трассой. Эта операция никак не влияет на привязку объектов к трассе. Каждый объект привязан по координатам чертежа, а его пикетаж всегда рассчитывается с учетом линии разреза трассы.
Метод расчета пикетажа
В Комплекс Трубопровод используется два метода расчета пикетажа трассы: По кривым и По вершинам. В зависимости от выбранного метода формируется линия разреза трассы, по которой рассчитывается пикетаж и строятся профиля.
По вершинам. При использовании метода По вершинам линия разреза строится по вершинам поворотов трассы и не зависит от формы кривых поворотов.
Перемещение вершины поворота, добавление новой вершины, удаление вершины на трассе приводит к повторной расстановке пикетов и расчету пикетажа.
По кривым. При использовании метода По кривым линия разреза строится с учетом кривых поворотов трассы (вставок из отводов искусственного гнутья, кривых упругого изгиба). Не только перемещение, добавление и удаление вершины, но и изменение формы кривой поворота приводит к повторной расстановке пикетов и расчету пикетажа. Например, изменение вставки по ГОСТ 24950 на вставку по ГазТУ102-488 приведет к повторной расстановке пикетов и перерасчету пикетажа всех объектов по трассе, начиная с измененного поворота.
Чтобы зафиксировать положение пикетов при изменениях геометрии трассы следует отключить опцию Автоматическая расстановка пикетов или использовать команду Перетрассировка.
Пикет
Пикет, сокращенно ПК — нумерованная точка на трассе, служащая для определения положения вдоль линии. Расстояние между двумя пикетами — 100 метров по горизонтали.
Участок, ограниченный двумя пикетами, называется пикетным участком. Пикетные участки именуются по младшему и старшему пикетам, его ограничивающим (например, «пикет 11-12»). Определить расстояние от начала трассы до точки — пикетаж — можно, сложив расстояние до младшего пикета, и увеличенный в 100 раз номер пикета. Продольный профиль пути вырисовывается соединением точек абсолютной высоты пикетов.
Координаты произвольной точки трассы записываются в форме «ПК 12+35,738», где 12 — номер пикета (число сотен метров), а 35,738 — расстояние от пикета до выбранной точки (в этом примере — 35 м. 73 см. 8 мм.)
В тоннелях на границе пикетных участков с правой стороны по направлению движения устанавливаются пикетные знаки.
В Московском метрополитене расположение нулевых пикетов выбирается, как правило, на середине линии (связано это с тем, что за точку отсчета по традиции принята Красная Площадь, нулевой километр). При движении к югу перед номером пикета ставятся цифра 0 и +, при движении на север — нет. В других метрополитенах и на линиях, не проходящих через центр, точки отсчета могут быть выбраны произвольным образом. Нулевой пикет может находиться и на ещё не построенных участках линий.
На железной дороге отсчет пикетов начинается с 0 для каждого километра трассы. Расстояние возрастает при движении вдоль нечетного пути, как правило — на юг либо на запад.
Расстояние между пикетами может быть не равным 100 м (т. н. неправильные пикеты). Наиболее часто они встречаются на кривых участках, где протяженность внешней кривой больше протяженности внутренней.
Пикетаж. Описание явления сбивки
Почему требуется максимально не изменять? Есть бумажные документы (паспорта сооружений), пикеты обозначены на чертежах, на пикеты завязаны данные и т.п.
Есть два практически равноправных способа описания пикетажа (каждый, однако, со своими соглашениями, ограничениями и возможностями):
• принятый в отечественной практике способ маркирования «особых интервалов» (далее способ «резаных пикетов») и
• принятый за рубежом способ маркирования «особых точек» (далее способ скачков).
Система работает с трассой (упорядоченная совокупность определенных геометрических элементов). У трассы есть:
• начальное значение пикета, обычно нуль (вообще-то, можно было бы ввести понятие точки привязки пикетажа, то есть указание произвольной точки на трассе и ее пикетажного значения, от которой пикетаж разбивается в двух направлениях. Это хорошо соответствует практике, однако создает массу проблем при редактировании трассы, если точка жестко не привязана к началу или концу.)
• шаг, интервал пикетажа. Если специально не указано, расстояние между пикетами с двумя последовательными целыми числами – 100 м (например, 22 и 23) или 1 км, или сколько угодно – интервал пикетажа. Резаный пикет – это такой пикет, длина до которого от предыдущего не равна (больше или меньше) интервала пикетажа или если нарушена последовательность номеров (даже если интервал 100). (Т.о. пикетаж тесно связан с интервалом пикетажа: при изменении последнего все пикеты становятся резаными.) На трассе выделяются точки (пикеты), имеющие номера. Эти номера уникальны и возрастают, их тип – целое число, возможно, и отрицательное. (Вообще, следует понимать, что уникальность ID – единственное объективное требование для пикетажа, упорядоченность же – искусственное требование, введенное в целях упрощения алгоритмов, времени конвертации и в силу достаточности для практического применения.)
По причине изменения трассы – врезки более коротких или более длинных (очень редко) участков и желания не изменять уже имеющиеся пикеты возникает явление «сбивки» пикетажа – резанности. Пикет – это интервал между двумя соседними пикетами. В обычном варианте от 0 до 1 – это интервал 1 пикета. Соответственно, и резаный пикет имеет номер его конца. В случае врезки более коротких участков длина может быть меньше интервала пикетажа (обычно, ста метров). А при врезке более длинных участков длина может быть больше интервала. (Обычно происходит переразбивка пикетажа на врезаемом участке. Тогда б о льшая длина получается между двумя СОСЕДНИМИ в ряду номерами. Но могут быть и другие варианты.)
Пикет является резаным в трех случаях: если номера отличаются больше чем на 1 (даже если длина = шагу), если длина меньше шага, если длина двух между двумя соседними номерами больше шага.
Т.е. мы имеем дело с трассой, уложенной на ось Х, – направленной линией, расположенной в конкретном месте оси в МСК, сжатой в одних местах, вплоть до ликвидации промежуточных точек, и растянутой в других.
Это ПСК трассы. В МСК ее начало, как отмечалось, может быть не в 0, а направление – быть одним из двух (возрастать или убывать).
Имеется таблица резаных (в общем случае) пикетов трассы.
Таблица состоит из четырех столбцов:
— номер пикета в начале резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета,
— номер пикета в конце резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета.
Таблица подчиняется определенным ограничениям – при вводе.
Можно сказать, что это «интервальный» способ описания явления сбивки, «резанности» (для АД «рубленности»).
Примечание. Эту таблицу можно представить и в альтернативном варианте:
— номер пикета в начале или конце резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета,
— признак 1-0: следующая часть трассы входит в резаный пикет.
Данная информация необходима и достаточна для нахождения так называемого внешнего представления (или по другому – пикетажного положения – ПП ) любой точки на трассе. При этом неоднозначности = неопределенности исключены (в отличие от способа скачков – см. ниже). В связи с однозначностью функций можно говорить о дополнительной ПСК для трассы – пикетажной.
Так, например, если на трассе нет сбивки (резаных пикетов), то все номера возрастают, и для любой точки ПП может быть представлено с «плюсом», например, 22+55, что соответствует длине от начала 2250 м. Минуса быть не может: всегда идет прибавка в направлении возрастания пикетажа, это просто разделитель.
Уже первый резаный пикет вносит в алгоритм значительные изменения. Например, номер начальной точки резаного пикета 22. ПП точек внутри интервала: 22+55, 22+99, 22+140, 22+450.
Номер конечной точки резаного пикета, например, 35.
После него ПП 35+30, 35+99.9
• длина от начала до каждой точки, естественно, однозначна. Длина – абсолютная величина, начиная с 0 от начала трассы и по возрастанию.
• ПП (внешнее представление) = пикет. Есть каноническое ПП: берется ближайший предыдущий пикет и от него плюс.
Все хорошо и справа от 0, и слева от 0, и даже при переходе через 0 – но если он есть.
В случае, если 0 нет вообще (пропал внутри резаного):
как вариант по умолчанию вводится искусственный пикет с номером 0 на минимальном положительном пикете (вырожденный резаный пикет с длиной 0 – аналог скачка, излома трассы).
Итак, имеются две функции (и еще одна дополнительная).
Первая функция по длине (координата X в криволинейной ПСК) находит ПП.
Вторая функция по числу с плюсами находит длину или делает вывод, что данному ПП не соответствует ни одна точка на трассе с данной таблицей резаных пикетов.
Внутри алгоритма удобно оперировать координатой X в МСК – так называемый внутренний пикет.
Например, 22+101, если на трассе номера 22, 23 и 22-23, – не резаный пикет.
Т.е. существует проблема форматирования ввода для «длинных» резаных пикетов (длина которых превышает стандартную длину интервала), и то только для тех ПП, значения плюса в которых превышают стандартную длину интервала, то есть редко.
Для этих случаев можно предусмотреть специальный лидирующий символ, например, «P», можно сделать его и настраиваемым, ведь есть же специальный символ для ввода относительных координат. Система будет знать, что следующее за этим символом число должно быть целым, и трактовать его следует как номер пикета (километра), далее можно либо дополнительно запросить размер «плюса», либо плюс так же можно отделять разделителем.
Третья функция – калькулятор – автоматическое преобразование
к нормальному виду – ПП.
Например, нормальное представление (направление пикетажа по возрастанию, резаные пикеты отсутствуют) 5+60, ему соответствуют, и в него при вводе должны быть преобразованы пары 4+160, 6-40, 1+460, пр. Естественно, при наличии резанных пикетов все их нужно учесть в пределах расчетного промежутка.
Этот калькулятор без резанных пикетов особого смысла не имеет, а при их наличии может быть довольно удобно.
Пример. Есть трасса с двумя резаными пикетами:
1,100-2,900 и 5,1200-6,1800.
(Для ясности пусть пикет начала=0, а трасса достаточно длинная. Резаные пикеты здесь заданы корректно.)
Нормализованным называется пикетажное положение с наименьшим возможным значением плюса или наименьшим по модулю значением минуса. Это и есть ПП.
К 1+700 должны быть преобразованы, например, введенные значения пар 1+700, 0+800, 4-300, 7-1100.
Пара 5+200 соответствует длине 1400.
6+100 соответствует длине 1900, и если оно будет введено, то должно быть преобразовано к нормализованному значению 7+00.
К 7+00 должны быть преобразованы также введенные значения 0+1900, 8-100, 4+800.
Можно рассмотреть еще задачи.
Например, подписать пикетаж через 100 м по всей трассе. Т.е. создать полную базу пикетажа.
Пользователю дается возможность вводить резаные пикеты.
Для большей наглядности строки пикетажа нужно выделять, например, бледно-зеленым цветом.
Если не врезать более длинных участков, дублирования номеров не будет.
Но если таковое сделать, возникнет дублирование.
Для первого пикета длина которого не совпадает, указывается
ПП точек при таком варианте всегда ДО 100 м (по определению).
В принципе такой вариант описания сбивок позволяет по длине однозначно определить ПП,
но по ПП при возникновении дубляжа (когда были врезки более длинного участка) пикеты выводятся для уточнения (выбора) с длиной. Т.е. автоматическая функция невозможна – неоднозначность.
Естественно, здесь также возможны ПП, которые не существуют.
Врезать в трассу кусок меньшей длины (или, очень редко, большей). При этом должен быть переразбит пикетаж в зависимости от способа описания сбивки (в варианте резаных пикетов – с учетом условия уникальности номеров, в варианте скачков с учетом стометровости интервала). Т.е. если при разбивке пикетажа возникают номера, которые уже есть дальше по трассе, то где-то ранее (обычно, на «твердых» точках делается резаный пикет.)
Т.е. любое редактирование, вызывающее изменение длины участка трассы автоматически приводит к неадекватности информации о резаных пикетах, как в пределах участка редактирования, так и оставшихся до конца трассы (они вообще могут улететь за пределы трассы). Хорошо то, что адекватность восстанавливается для всех последующих пикетов путем редактирования (только ручного) одного, ближайшего за участком редактирования резаного пикета и естественно всех в пределах участка редактирования. Land эту особенность игнорирует. А нужно хотя бы предупреждать пользователя выводом сообщения.
Корректность задания резанных пикетов необходимо контролировать на этапе ввода. При ручном вводе резаных пикетов перед начальным пикетом может возникать дополнительный (неявный) резаный пикет с длиной меньше интервала. Система должна вводить его автоматически, маркировать как неявный и информировать пользователя.
Т.е. трасса существует вместе с описанием ее пикетажной СК и вместе с программным комплексом поддержки.
Утверждение: возможна высшая степень свободы: одновременная поддержка (путем переключения) обоих способов описания. Они взаимно однозначны.
Если у Вас есть свои предложения по данному вопросу – с удовольствием их рассмотрим.
Разбивка трассы.
Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты линий.
Рис. 15.1 Закрепление точек на трассе:
а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;
б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок
Рис. 15.2 Углы поворота трассы
Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.
Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто «плюсы»), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.
Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.
Плановая привязка трассы. Начало и конец трассы привязывают к пунктам государственной геодезической сети, например, с помощью теодолитных ходов. В результате измеренные на трассе углы и расстояния совместно с ходами привязки образуют единый разомкнутый теодолитный ход. Это позволяет проконтролировать правильность выполненных линейных и угловых измерений и вычислить координаты вершин углов поворота трассы.