Что такое пиар директор
PR-директор: от функции к должности
В последнее время все чаще раздаются голоса в пользу делегирования функции «связи с общественностью» самостоятельной структурной единице, которая находилась бы в прямом подчинении у генерального директора. Означает ли это, что в своей эволюции российский PR достиг нового этапа?
Говорить о самостоятельности и стратегическом значении PR в современной экономической ситуации особенно увлекательно. Одни компании уже научились критически относиться к опыту своих «глобальных» конкурентов, другие «доедают» советские активы, а среднее арифметическое, выведенное из этих двух крайностей, ничего не значит. Как создатель и руководитель российского PR-агентства я хорошо представляю себе логику развития бизнеса и могу, с одной стороны, моделировать «идеальное» место PR в управлении. С другой, благодаря сотрудничеству со службами, выполняющими функции связей с общественностью в компаниях различных бизнес-типов, я могу отслеживать практические трансформации этой модели.
От PR до пиарщика
Итак, в идеале (к этому выводу пришло большинство крупнейших международных и российских корпораций) специалист по связям с общественностью должен участвовать в стратегическом планировании развития компании наравне с директорами по развитию бизнеса, финансам, маркетингу, HR и т. д. В действительности же специалист по PR в большинстве компаний — это прежде всего тактик. Чаще всего он реализует более или менее внятно выработанную (а нередко лишь интуитивно предлагаемую) кем-то наверху стратегию, транслирует официальную позицию компании, сопровождает маркетинговые акции. Такой пиарщик подчиняется чаще всего директору по маркетингу или даже совмещает обязанности PR-менеджера с функциями специалиста по маркетингу или рекламе.
Однако пропасть между идеальным и реальным положением дел лишь кажется огромной. Не выделяя связи с общественностью в отдельную структуру, функции этого гипотетического подразделения берет на себя… топ-менеджмент. Насколько это эффективно — отдельный вопрос. Здесь же для нас важно понимать, что разделение обязанностей почти всегда происходит постепенно, по мере роста компании. Это неизбежный процесс. На мой взгляд, создание PR-департамента — вопрос формализации и закрепления в оргструктуре уже существующего положения дел. Связи с общественностью — естественная составляющая жизнедеятельности компании, а закрепление этой функции за специальным департаментом становится закономерным на определенном этапе развития как самого бизнеса, так и внешнего информационного пространства — на уровне отрасли и страны в целом.
Не будет преувеличением сказать, что PR как функция возникает практически одновременно с появлением компании. Это можно увидеть на примере самой общей схемы создания любого бизнеса. «Связи с общественностью» — абсолютно прозрачный термин, особенно если применить его к первым попыткам бизнесмена контактировать с окружающими уже не от себя лично, а от имени своей компании или в связи с ней. Интуитивно или осознанно — не имеет значения — он выберет такую коммуникативную стратегию (пока именно коммуникативную, поскольку можно предположить, что это будут в большей степени личные контакты), которая покажется ему наиболее эффективной.
Уже на этом этапе он увидит разницу в тактике общения с представителями крупнейших групп своей аудитории, закладывая основы government relations (пока это, возможно, будут лишь налоговики), internal public relations, human resources (даже если наемных рабочих пока не больше десятка), investor relations (собрать стартовый капитал, скорее всего, было непросто, и соучредители наверняка хотят гарантий) и т. д. И от того, насколько успешным «пиарщиком» окажется бизнесмен, во многом зависит дальнейшее развитие бизнеса в целом.
Впоследствии накопленный опыт будет суммирован, оформлен в виде рекомендаций, а функция «находить общий язык с внешними и внутренними аудиториями и добиваться их лояльности» передана помощнику. Хотя под словом «культура» обычно понимается некая высокоразвитая система, я считаю, что уже на уровне первых контактов владельца или организатора бизнеса с различными группами формируется коммуникационная культура этой компании. И это происходит задолго до того, как возникает хотя бы мысль о необходимости создания PR-службы, которая взяла бы на себя эти обязанности.
За всем этим несложно узнать первую попытку разработки миссии компании. То, что в развитых компаниях поручается специалистам по PR, в самом начале делает сам бизнесмен. Именно на примере миссии мы можем видеть максимальное сближение управления и PR. С одной стороны, она призвана фиксировать определенный этап стратегического планирования. Но другая ее цель — продемонстрировать различным аудиториям общественную значимость компании. Очевидно, что квалификация специалиста пресс-службы или помощника директора по маркетингу не предполагает решения подобного рода задач.
Таким образом, глубинный смысл миссии организации и прочих стратегических документов, фиксирующих те или иные аспекты корпоративной культуры, опирается на логику создания и развития компании. Под этим же углом зрения отчетливо видно стратегическое назначение связей с общественностью, присутствие этой функции в деятельности компании любого происхождения, типа бизнес-стратегии или размера.
От функции к подразделению
Остается понять, до какой степени компании требуется формализовать функцию связей с общественностью в своей оргструктуре. Очевидно, что PR должен соответствовать уровню развития компании, ее размеру и даже рынку, на котором она работает. Возможно, для небольшого частного предприятия было бы достаточно, если бы его руководитель получил самое общее представление
о корпоративных коммуникациях и мог использовать этот инструмент более осознанно и эффективно. Однако я предлагаю рассмотреть ситуацию, наиболее актуальную сегодня в России практически во всех отраслях экономики, когда отечественная компания вынуждена конкурировать с иностранным гигантом, в том числе на уровне коммуникационной и корпоративной культуры. В этом случае придется признать: планку задает конкурент, находящийся в заведомо более выигрышной позиции. Его стандарты управления и корпоративных коммуникаций были выработаны в других экономических и политических условиях, а также в более широких временных рамках, они уже подтвердили свою успешность на других рынках.
Более того, вполне возможно, именно эта корпорация входит в число тех образцов успешности, с опыта которых срисованы всевозможные ИСО 9000 и аналогичные им российские ГОСТы управления качеством. Отечественная компания вынуждена принять не только этикет взаимодействия с внешними аудиториями, но еще и соответствовать международным стандартам на организационном уровне. Именно инструментами PR предприятие должно продемонстрировать уровень своей корпоративной культуры, и ожидается, что он будет сопоставим с уровнем западных транснациональных гигантов, работающих в России.
В такой ситуации привлечение PR к участию в управлении, стратегическом планировании — это вопрос выживания компании, удержания ее позиций на рынке. Онако должно ли это стимулировать россиян к тому, чтобы уже сейчас нанять специалиста, уровень которого соответствует поставленным задачам? Это возможно только при условии, что структура компании готова к появлению такой единицы.
О российском гиганте замолвите слово
Довольно интересный опыт с точки зрения развития направления PR в соответствии с требованиями конкурентоспособности демонстрирует газпромовская «дочка» «Газпромгеофизика». Она была основана на базе советской министерской структуры, далекой от рыночных реалий. Это вполне распространенный в России случай, когда укомплектованные производственные базы, кадры и даже заказчики у компании появились раньше, чем бизнес-идея. В то же время ситуация в отрасли не оставляла времени на промедление. Компания, с одной стороны, вынуждена конкурировать с крупнейшими международными сервисными гигантами, а с другой — находится под строжайшим контролем государства и головной компании — ОАО «Газпром». В 2002 г. в компании были начаты реформы на всех уровнях, и сегодня она экономически эффективна; полностью пересмотрена оргструктура; ведется подготовка к сертификации по системе ИСО 9000. В 2006 г. «Газпромгеофизика» приступила к формированию имиджа публичной компании.
Это стало возможно в результате целого ряда внутренних преобразований, которые позволили оценить стоимость нематериальных активов, увидеть, каким образом репутация и лояльность способны повлиять на капитализацию предприятия. Сейчас реализуется несколько проектов, направленных на взаимодействие компании как с внешними, так и с внутренними аудиториями. Однако стоит отметить, что внешняя PR-структура контактирует напрямую с топ-менеджерами и даже генеральным директором компании, разрабатывает и предлагает решения, ориентируясь на общую стратегию развития, пока функции PR-управленца распределены между несколькими топ-менеджерами. Однако можно прогнозировать, что уже в ближайшее время в компании появится как минимум личный консультант генерального директора по вопросам PR.
Аналогичный путь был пройден подразделением АФК «Система» — «Система-Телеком». На сегодняшний день здесь сформирована PR-служба, которая централизованно управляет связями с общественностью всех компаний, входящих в группу. Лишь после такой централизации корпоративных коммуникаций стало возможно недавнее внедрение единого для компаний «СистемыТелеком» бренда.
С небес на землю: PR должен приносить деньги!
Очевидно, что оформление какого-то направления деятельности, особой функции в самостоятельное подразделение, бизнес-процесс происходит тогда, когда осознаются способности конкретного актива влиять на капитализацию компании. Подобный прорыв произошел сравнительно недавно с human resources, и сегодня HR-директор — одна из самых высокооплачиваемых должностей на рынке труда.
Хотя связи с общественностью — постоянная составляющая деятельности компании, сопровождающая ее развитие начиная с первых шагов, PR выводится в отдельную функцию и закрепляется за самостоятельной структурной единицей одним из последних. По мере роста компании связи с общественностью сначала не осознаются как естественная, уже присутствующая функция, а затем не выводятся на передний край в силу неочевидности их участия в повышении прибыли. Тот же рекламный отдел, который вроде бы должен следовать выработанным пиарщиками рекомендациям, дает более ощутимый и быстрый эффект, «отрабатывает» затраты, а потому нередко наделяется чрезмерными полномочиями.
Методики измерения стоимости имиджа, лояльности целевых групп, доверия клиентов и потребителей уже существуют и активно осваиваются российскими компаниями. Как только затраты на нематериальные активы станут экономически оправданными, а их влияние на капитализацию предприятия очевидным, специалист по PR займет свое место среди топ-менеджеров. Потому что главная цель любого бизнеса — и я хотел бы напомнить об этом в первую очередь специалистам по PR — это получение прибыли.
Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен обладать PR-специалист, несет ли он ответственность за продажи и как отличить хорошего пиарщика от плохого.
Текст основан на материалах вебинара «Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?», который провела вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Ксения Трифонова.
Мифы о профессии PR-менеджера
Многим кажется, что работа PR-менеджера легка и беззаботна: вечеринки, встречи, фуршеты, рассылка пресс-релизов и прочие необременительные обязанности. Фуршеты и правда бывают не так уж редко, но не стоит забывать, что работа с обманутыми дольщиками или ситуации, когда руководство компании попадает под следствие, — это тоже сфера ответственности PR-менеджера.
В шутку первым классическим PR-менеджером называют Остапа Бендера. Яркий пример «пиара по-бендеровски» — организация «Международного васюкинского шахматного турнира».
Во многом из-за образа пронырливого манипулятора «а-ля Бендер» профессия пиарщика и обросла мифами.
Давайте их разберем.
Миф 1. Журналисты не любят пиарщиков
Часто PR-специалист выступает щитом или препятствием на пути журналиста к спикеру компании или ее руководителю, у которого есть ценная информация. Да, такое бывает, но по большей части антагонизм искусственный. Обычно PR-специалисты и журналисты работают «рука об руку», помогают друг другу искать информацию и решать какие-то общие задачи.
Миф 2. PR-специалисты много зарабатывают
Стартовая зарплата начинающего пиарщика редко превышает30 000 рублей.
Важно!
Первые несколько лет любой PR-специалист работает на собственные связи, опыт и развитие.
И лишь затем переходит в статус, когда можно зарабатывать большие деньги. Но при этом все время надо развиваться в профессии. Остановился — отстал от рынка.
Миф 3. Профессии PR-менеджера не нужно учиться
Многие думают, что если у вас хорошо подвешен язык и вы можете договориться с кем угодно, то входной билет в профессию вам обеспечен. Это далеко не так. Необходимо базовое образование в сфере гуманитарных наук: это может быть психология, социология, журналистика. И уже в дополнение к базовому образованию можно получить специальное образование в сфере PR.
Миф 4. Вся жизнь пиарщика — это вечеринки и фуршеты
Со стороны все выглядит красиво. Но на самом деле на этих вечеринках PR-специалист работает. Он курирует прессу или селебрити, занимается клиентами, которые представляют себя или свою продукцию.
Зачастую PR-менеджер находится не в толпе веселящихся людей с шампанским, а «за кадром» и следит за тем, чтобы все прошло благополучно.
Потом, когда уже мероприятие закончилось, можно в опустевшем зале открыть шампанское и выпить за успех мероприятия.
Миф 5. Надо со всеми дружить
Весьма распространенный миф, что PR-специалист должен быть со всеми на короткой ноге и что такие отношения являются непременным условием успешных публикаций в нужных СМИ. На самом деле часто достаточно простых уважительных деловых отношений.
Миф 6. Надо любить компанию, в которой работаешь
Многие думают, что PR-специалист должен любить компанию, в которой работает. Тогда он сможет доказать любому журналисту, что его компания или продукт лучшие на рынке и достоин самого позитивного освещения в прессе или на мероприятии. Но это не так!
PR-специалист — практически как чекист. Он должен обладать холодным умом.
А любовь и холодный ум практически несовместимы. Вы должны очень критично оценивать свою компанию и знать продукт в деталях, но точно не безоговорочно любить. Если вы влюбитесь в компанию, то не сможете эффективно управлять ее имиджем и продвигать ее продукты. Вы должны всегда знать положительные и отрицательные стороны и уметь ими управлять.
Ключевые показатели эффективности PR-менеджера
В постановке KPI PR-специалисту часто наблюдается путаница. Зачастую успех измеряют охватом аудитории, которая увидит ту или иную публикацию, а охват считают как производное от переходов на сайт из разных источников. Но подобные метрики справедливо ставить перед digital-командами. Главная, а может быть, и единственная метрика для PR-специалиста звучит так:
Убедить кого-то в чем-то.
А вот это уже настоящее искусство. Наиболее доступными механиками сейчас являются личный контакт, социальные сети и работа с лидерами мнений. PR в целом — это функция, которая позволяет выстраивать доверительные отношения между брендом и его целевыми аудиториями. Ключевое слово — «доверие».
Доверие в сегодняшней действительности — это живая валюта, которую продают, покупают. И утрата доверия к компании — это самое страшное, что может случиться.
Ошибкой будет считать, что главный KPI — это количество публикаций. Такой подход к оценке собственной эффективности — это прямой путь к тому, чтобы стать плохим, низкооплачиваемым и быстро уволенным PR-специалистом. А что вы будете делать, когда ставят прямо противоположную задачу — добиться как можно меньше публикаций, как можно меньше упоминаний компании в определенном контексте?
Важно!
Доверие завоевать очень трудно. А потерять его можно за считанные минуты — достаточно одной опрометчивой фразы в «Твиттере» или при ответе пользователям в социальных сетях.
Несет ли PR-менеджер ответственность за продажи?
Вокруг этого в отрасли сейчас ломаются копья. Ответ будет таким: нет, не несет, но может влиять. Есть хороший кейс одной девелоперской компании, которая в скриптах для сейлзов прописала несуществующие факты. После покупки возмущенные клиенты писали негативные отзывы на форумах и в социальных сетях о том, что их ввели в заблуждение.
Этот вал публикаций спровоцировал падение продаж, и компания всеми силами старалась убрать негатив из сети. Нанимала специальных людей, которые охотились за негативными отзывами и вступали в перепалку с их авторами. И так было до тех пор, пока один из специалистов по коммуникациям не зашел в отдел продаж и не послушал телефонные разговоры менеджеров.
После этого PR-отдел подключился к работе и исправил ситуацию с недостоверной информацией. Можно ли считать это влиянием на продажи? Да, можно. Но несет ли PR-менеджер ответственность за продажи? Нет, не несет.
Важно!
PR-менеджер может повлиять на продажи, но несет за них ответственность.
Карта навыков грамотного PR-специалиста
Для того чтобы гордо носить звание PR-менеджера, специалист должен научиться базовым навыкам, обязательным в данной профессии, а именно:
Эти функции входят в профессиональный стандарт, который разработала Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и поддержало профессиональное сообщество.
Но это — в теории, а на практике… На практике в одной компании PR-менеджер — это человек, который отвечает за стратегическое позиционирование компании, в другой — заказывает визитки и печатает таблички, а в третьей — организует мероприятия.
Важно!
К числу важных умений PR-менеджера относится и способность находить интересный контент внутри самой компании. Не всегда масштаб бизнеса настолько велик, чтобы быть интересным федеральным СМИ.
Тогда приходится искать дополнительные возможности для того, чтобы привлечь внимание журналистов. Часто возникают заходы через хобби сотрудников, участие в благотворительных акциях. И уже в этом контексте можно подавать информацию о компании, в интересах которой это все делается.
Подведем итог
Все PR-менеджеры втайне мечтают, что когда-нибудь появится бот, который возьмет на себя все коммуникации, а они будут ходить по презентациям и фуршетам. Но если серьезно, лет 10–15 лет назад в PR-агентствах были целые отделы юных барышень, которые день за днем обзванивали журналистов и просили опубликовать пресс-релиз.
Сейчас ни в одном PR-агентстве такого отдела нет. Изменилась среда, а с ней меняются и задачи, которые приходится решать PR-менеджерам. Если раньше у PR, к примеру, в ситуации, когда охранник магазина избил покупателя, была пара часов, пока приедут журналисты, то сейчас кто-то снимает на смартфон и через секунду это на LifeNews. Всё, «тушить пожар» уже поздно, нужно разбираться в более глобальных последствиях этой ситуации. Соответственно, функция PR с каждым годом все больше и больше становится бизнес-функцией.
На сегодняшний день, помимо управления публичными коммуникациями и имиджем компании, PR-специалистам нужно все больше погружаться в бизнес-процессы и брать на себя ответственность за то, что происходит в организации.
Освоить эту непростую, но увлекательную профессию, сохранившую актуальность и в эпоху digital, вы сможете, начав с курса «PR-менеджер» от Skillbox: это не только единственный в стране цикл лекций и практических задач, сформированный в соответствии с профессиональным стандартом, но и возможность получить знания напрямую от лидеров отрасли, работающих в ней многие годы, узнать внутреннюю кухню PR-менеджмента и попрактиковаться в применении полученных знаний, превратив их в умения.
Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Связи с общественностью». Вице-президент по развитию в КРОС.
Кто такой PR-менеджер, зачем он нужен компании и как им стать
Здравствуйте, уважаемые посетители блога!
В нашем государстве пиар – технологии и методы по созданию определенного образа и репутации для общества, компании или отдельного человека – применяли с давних времен. К примеру, вспомним Петра I. Благодаря дипломатической миссии императора, мнение о России в Европе изменилось, а престиж вырос. Чем не PR-задача?
А вот официально пиарщики появились только в 2003 году. Правительство РФ 28 июля зарегистрировало профессию “Специалист по связям с общественностью”. Этот день считается официальным праздником всех PR-специалистов.
И хоть до праздника еще далеко, но все же давайте поговорим кто такой PR-менеджер, что он делает, для чего нужен в организации, что должен знать и уметь и как им стать.
Описание и особенности профессии
Специалист по связям с общественностью – это официальное название профессии. PR-менеджер – более короткая и лаконичная версия, поэтому этот англицизм чаще используют. Также в обиходе нередко можно услышать “пиарщик”. Такое название тоже имеет право на существование, но это скорее жаргонизм.
Нанимают пиарщиков политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, общественные движения, коммерческие организации. Специалисты должны работать над благоприятным портретом для другой стороны: зрителей, избирателей, партнеров по бизнесу, покупателей, поклонников, спонсоров.
Кроме того, этот человек является посредником между своим клиентом и целевой аудиторией. Он распространяет информацию, поддерживает созданный имидж, отвечает за размещение новостей, публикацию отзывов и т. д. Часто пиарщики выступают на различных мероприятиях от лица своего клиента.
Также PR-менеджер собирает информацию о мнениях общественности о заказчике или компании. После чего анализирует данные и разрабатывает стратегию для изменения или поддержания образа.
При необходимости специалист может организовывать мероприятия, деловые встречи, интервью и презентации, контролировать разработку и наполнение сайта или страницы в социальной сети, обеспечивать информацией различные рекламные каналы.
Важнейшая часть работы пиарщика – это взаимодействие и поддержание дружелюбных отношений со СМИ. На плечи PR-менеджера ложится ответственность за каждую сказанную фразу, поэтому для него крайне необходимо грамотно подбирать слова и предоставляемые сведения.
В своей работе менеджер по связям с общественностью часто пересекается с другими специалистами, которые помогают ему в осуществлении целей. Это могут быть копирайтеры, иллюстраторы, бренд-менеджеры, графические дизайнеры и т. д.
В отличие от своих коллег, для которых работа в основном состоит из творческого процесса, пиарщики больше оценивают, мониторят, анализируют, прогнозируют и делают выводы. Креатив и творчество тоже присутствуют в большом объеме, но все же в меньшем, чем логика, анализ и оперативное реагирование.
PR-менеджер не является журналистом, маркетологом или продажником. Их сферы деятельности могут в чем-то совпадать, но все же это разные профессии. Пиарщик преподносит информацию только в выгодном для заказчика свете и не отвечает за продажи, а лишь влияет на мнение потребителей.
Обязанности специалиста
У большинства людей, далеких от PR-сферы, сложилось мнение, что все пиарщики – это заядлые тусовщики и прожигатели жизни. На самом деле у этих специалистов сложная, напряженная работа и множество обязанностей:
Главная цель – создание благоприятного имиджа. Она может осуществляться годами, т. к. это долгая и кропотливая работа. Новичкам стоит об этом помнить.
Виды PR-кампаний
Как разнообразны функции и задачи пиарщиков, так и выбор PR-кампаний достаточно широк. Одна из классификаций пиара – разделение по цветам. Так что же представляет собой PR-палитра?
Белый PR – это классика, т. е. СМИ выдается правдивая информация, на основе которой формируется образ компании или человека. В результате популяризируются достоверные факты и сведения, складываются прочные взаимоотношения между объектом и субъектом пиара.
Черный PR – это осознанное распространение ложной информации и компромата. Применяется в комплексе средств для устранения конкурентов и создания негативного имиджа.
Серый PR предполагает правдивые сведения без указания источника. Его можно считать непрямым черным пиаром, т. к. непосредственно на людей он не воздействует, но подрывает доверие на подсознательном уровне.
Желтый PR – это скандалы, сенсации, шокирующие новости и провокации, освещенные в СМИ. Главный инструмент такого пиара – эпатаж.
Розовый PR представляет собой легенды и выдуманные истории. За счет трогательного, вдохновляющего, необычного рассказа бренд или личность выставляет себя в выгодном свете и привлекает к себе больше почитателей.
Коричневый PR – пиар с акцентом на военной тематике. Такая техника придает продукту, компании или человеку брутальный, решительный и серьезный образ. Часто используются такие слова, как битва, огонь, в бой и т. д.
Зеленый PR занимает самую миролюбивую позицию. Такой пиар направлен на поддержание экологии и природной чистоты. Например, компания создает нетоксичные и безопасные для экологии товары.
Золотой PR – это вид пиара, при котором внимание потребителей фокусируется на цене товара и финансовой выгоде. В рекламе всячески подчеркивается экономия для покупателей.
Вирусный PR – это естественная реклама. Принцип работы как у сарафанного радио, т. е. люди неосознанно могут продвигать бренд или популяризировать человека, просто говоря о нем. Запускают такую рекламу чаще всего в социальных сетях. Например, двигателем рекламы для товаров нередко являются амбассадоры бренда.
Судебный PR направлен на защиту личности или компании от негативной информации во время судебных разбирательств.
Знания, навыки и личные качества PR-менеджера
Должность PR-менеджера очень ответственная. Один неправильный шаг может погубить всю проделанную ранее работу.
К специалисту предъявляются следующие требования:
Из личностных характеристик, присущих высококлассному пиарщику, можно выделить:
Кроме этого, важно иметь презентабельный внешний вид и уметь произвести хорошее впечатление.
Плюсы и минусы должности
К достоинствам этой профессии можно причислить:
К отрицательным моментам относятся:
Сферы деятельности, карьера и заработная плата
В наши дни PR-специалисты чрезвычайно востребованы во всех крупных компаниях и в большинстве менее известных организациях. Эта должность затрагивает такие сферы, как:
Кроме того, нередко пиарщиков нанимают для популяризирования какого-то массового мероприятия.
Трудиться PR-менеджер может в одиночку, а может и вместе с целым отделом компании или же командой из PR-агентства.
Заработная плата пиарщика-новичка начинается от 35 000 руб. в Москве и от 15 000 руб. в регионах. Да, эти специалисты часто в начале своего пути получают невысокую заработную плату. Первое время работник трудится не для денежной выгоды, а ради опыта.
Средние же зарплаты по России держатся на уровне 60–90 тыс. руб. Но для опытного пиар-менеджера вполне реально получать и 100–150 тыс. руб.
Кроме профессионального развития, когда пиарщик дополнительно изучает различные методики, технологии и нарабатывает опыт, для специалиста возможно карьерное движение в другую сферу. Например, бывшие PR-менеджеры могут полностью посвятить себя рекламе или продажам.
Есть и третий вариант для опытных сотрудников с наработанной клиентской базой и связями в СМИ – это работа на себя.
Каждый выбирает что-то свое: либо продвижение по карьерной лестнице в известной и солидной организации, либо переход в смежную область, либо открытие собственного дела.
Где обучиться
В большинстве случаев работодатели хотят видеть среди своих работников дипломированных специалистов. К счастью, в вузах готовят пиарщиков. Направление называется “Реклама и связи с общественностью”. Формулировка может несколько меняться, но суть остается та же.
Образование в таких смежных областях, как менеджмент, маркетинг, журналистика, социология или экономика, тоже подойдет.
Помимо университетского образования, существуют и более краткосрочные варианты обучения – онлайн-курсы. Площадки Нетология, Skillbox, GeekBrains, Hedu и Laba предоставляют программы по обучению PR-специалистов:
Краткосрочные курсы длительностью от месяца до года, в отличие от вузовского образования, привлекательны более низкой ценой, мобильным и удобным форматом обучения и возможностью выпуститься с уже готовым портфолио.
Дополнить и усовершенствовать знания можно с помощью книг. Вот самые полезные и интересные:
Заключение
Пиарщики создают такой образ компании или человека, который понравится конкретной целевой аудитории. Они контактируют со СМИ, формируют нужное представление о клиенте и организуют различные PR-мероприятия.
В 70 % случаев пиар-менеджеры – это девушки. Возраст же большинства специалистов не более 30 лет. Обычно это энергичные и активные люди с высшим образованием, умеющие анализировать и творчески мыслить, у которых есть навыки оратора, продажника и психолога.
В условиях высокой конкуренции выигрывают те специалисты, у которых уже имеются связи со СМИ, которые знают по опыту, что такое пиар, и умеют произвести впечатление на окружающих.