что такое пфр и снилс
Как получить, изменить и восстановить СНИЛС
Ежегодно 5 миллионов человек – и взрослых, и детей – регистрируются в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и получают сведения об уникальном СНИЛС
Помимо того что СНИЛС нужен для формирования пенсии, он необходим для получения государственных услуг в электронном виде и льгот, сокращения количества документов при получении различных услуг и др.
Как получить СНИЛС взрослым
Как получить СНИЛС детям
Для получения документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, со СНИЛС для ребенка до 14 лет мама или папа с собственным паспортом и свидетельством о рождении ребёнка могут обратиться в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в МФЦ, в случае если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии. При подаче анкеты в Пенсионный фонд России регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета и выдача документа, подтверждающего регистрацию, производится в режиме «реального времени». Дети старше 14 лет могут обратиться самостоятельно со своим паспортом.
ПФР рекомендует
Пенсионный фонд России рекомендует получить СНИЛС всем взрослым гражданам, которые по разным причинам пока его не имеют. Это, как правило, военнослужащие и сотрудники силовых ведомств без стажа на «гражданке», которые будут получать или уже получают пенсию по линии своего ведомства, а также граждане, не имеющие страхового стажа. Например, домохозяйки.
Чтобы получить СНИЛС, необходимо обратиться в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в МФЦ, в случае если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии.
Bоеннослужащие, которые служат в гарнизонах, отдаленных от мест расположения органов Пенсионного фонда Российской Федерации, также могут получить СНИЛС обратившись через свою войсковую часть по месту службы.
Иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), постоянно или временно проживающие на территории России получают СНИЛС лично в территориальном органе ПФР по месту жительства (пребывания) либо через своего работодателя.
ВАЖНО!
При получении документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, необходимо внимательно проверить анкетные данные, содержащиеся в нем. В случае обнаружения ошибок, сразу же сообщить об этом специалисту, выдавшему зарегистрированному лицу документ, подтверждающий регистрацию. Если документ, подтверждающий регистрацию, выдается в территориальном органе ПФР, исправления будут внесены так же в режиме он-лайн. Ситуация, когда у зарегистрированного лица находится документ, подтверждающий регистрацию, содержащий неверные анкетные данные может привести к проблемам при назначении пенсии, выплате СПН, МСК, выплате СПН НПФ, а также при представлении работодателем отчетности как в ПФР, так и в ФНС.
В случае потери документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета
СНИЛС предоставляется каждому гражданину один раз и навсегда закрепляется только за его индивидуальным лицевым счетом. А вот сам документ, содержащий СНИЛС, можно и потерять. Если случилась такая неприятность, восстановить его просто.
Если вы работаете, обратитесь в отдел кадров с заявлением о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Если Вы относитесь к категории самозанятого населения (индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус и т. д.), обратитесь в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанным заявлением. Неработающие граждане также могут подать заявление в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При подаче заявления о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации выдача документа производится в режиме «реального времени».
ВАЖНО! В Личном кабинете гражданина на сайте ПФР доступен сервис по получению документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в режиме «реального времени».
СНИЛС при смене фамилии
Личные данные, указанные в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, должны соответствовать данным паспорта, поэтому при смене фамилии их необходимо поменять. Для этого в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (через работодателя или лично) необходимо подать заявление об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица. Все изменения отражаются на индивидуальном лицевом счете гражданина, и ему выдается документ, подтверждающий регистрацию, с тем же СНИЛС, но с измененной фамилией.
Выдача документа, подтверждающего регистрацию, с измененными анкетными данными, при обращении в территориальный орган ПФР осуществляется в режиме «реального времени».
ПФР напоминает
Пенсионный фонд Российской Федерации напоминает гражданам, что получить документ, подтверждающий регистрацию, или изменить анкетные данные, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете, можно в любой Клиентской службе ПФР по всей России.
Клиентские службы проводят услугу по регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета и выдачу документа, подтверждающего регистрацию, сразу при обращении гражданина.
Также на сайте ПФР в личном кабинете реализован сервис получения документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в режиме онлайн, что позволяет гражданину получить сведения о СНИЛС в электронном виде, не выходя из дома.
СНИЛС: что это такое и как его оформить?
Для получения СНИЛС нужно заполнить анкету по форме АДВ-1. Анкета может быть представлена лично в любой территориальный орган ПФР, а также через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В течение пяти рабочих дней со дня получения документа территориальный орган ПФР принимает решение об открытии индивидуального лицевого счета.
Получить Уведомление на новорожденных, а также на детей до 14 лет могут родители (законные представители), которым нужно обратиться в любой территориальный орган ПФР или в МФЦ со своим паспортом и свидетельством о рождении ребенка. Дети 14 лет и старше могут получить Уведомление самостоятельно.
С 15 июля 2020 года после поступления из реестра ЗАГС в информационную систему ПФР сведений о рождении ребенка, ему автоматически открывается индивидуальный лицевой счет, страховой номер которого ПФР направит маме в личный кабинет на ЕПГУ. Данный сервис доступен тем родителям, которые зарегистрированы на ЕПГУ. Для того, чтобы оперативно получить уведомление об оформленном СНИЛС по электронной почте или в смс, маме необходимо выбрать соответствующие настройки в личном кабинете.
Для семей, которые усыновили детей, сохраняется прежний заявительный порядок оформления СНИЛС, поскольку необходимые сведения могут представить только сами усыновители.
В случае утери или непригодности Уведомления для использования оформляется дубликат в любом территориальном органе ПФР или МФЦ. В настоящее время при обращении в Клиентскую службу Пенсионного фонда получение Уведомления производится в режиме «реального времени» (в режиме онлайн).
Дубликат Уведомления можно получить без личного посещения ПФР, используя мобильный офис «Личный кабинет» на портале Госуслуги и ПФР. В «Личном кабинете» в разделе «Индивидуальный лицевой счет» необходимо выбрать: «Подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства», уведомление сформируется в режиме онлайн и его можно распечатать или сохранить.
Напоминаем, что с 01.04.2019 пластиковое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, в котором указывался СНИЛС, не выдается. Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные ранее, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, поэтому гражданам не нужно обращаться в Пенсионный фонд России за обменом документов.
СНИЛС и Страховое свидетельство пенсионного страхования
Каждый гражданин Российской Федерации должен встать на учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. После постановки ему выдается Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (ССГПС), так называемая «зеленая карточка», в которой указаны следующие данные:
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), в формате ХХХ-ХХХ-ХХХ ХХ, где Х – цифры;ФИО гражданина;дата и место рождения;пол.
СНИЛС и ССГПС — в чем отличия?
Многие считают, что зеленая карточка и есть СНИЛС, но это неверно. В чем же различия? ССГПС является документом, который всего лишь подтверждает регистрацию человека в пенсионной системе, его СНИЛС и основные данные.
Сам же СНИЛС — это индивидуальный порядковый номер лицевого счета, который открыт для конкретного человека и на который заносятся все данные о его трудовом стаже, страховых начислениях (обязательных и дополнительных) и выплатах.
Таким образом, СНИЛС — единственный пожизненный счет человека, а ССГПС всего лишь бумага, документ, который подтверждает наличие счета. СНИЛС присваивается один раз в жизни и никогда не меняется, а вот зеленую карточку ССГПС вы можете поменять в следующих случаях:
- при смене имени, фамилии или отчества;при смене даты рождения;при изменении места рождения или пола;в случае установления неточностей или ошибок в оформленном документе;в случае порчи документа.
Что такое СНИЛС?
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС), который выдается один раз и на всю жизнь.
Одной из основных задач для чего необходим СНИЛС является учет пенсионных прав граждан.
Так, именно на этом счете учитывается вся информация о трудовой деятельности гражданина, страховые взносы начисляемые работодателями в ПФР, информация о трудовом стаже, чтобы по достижению гражданином соответствующего пенсионного возраста, ему была начислена соответствующая его рабочей деятельности пенсия, а также иные социальные выплаты.
Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащий СНИЛС, действителен только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Обращаем внимание! Что при попадании информации о паспортных данных и СНИЛС в руки мошенников, может быть осуществлено незаконное распоряжение средствами пенсионных накоплений. К примеру, перевод этих средств из одного негосударственного фонда в другой без волеизъявления гражданина, что может привести к потере инвестиционного дохода.
Кроме того, в случае если мошенники имеют доступ к информационным системам ведомств, которые оказывают услуги с использованием СНИЛС, то с использованием таких данных существует риск получения сведений о гражданине, например, о заработной плате, назначенной пенсии и других личных данных.
Следует помнить о том, что СНИЛС, паспортные данные следует предоставлять только при обращении в органы, оказывающие государственные услуги (функции), а также в МФЦ и не следует предоставлять третьим лицам.
Порядок получения страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
Что такое СНИЛС?
Зачем нужен СНИЛС?
На каждое зарегистрированное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. На индивидуальный лицевой счет заносятся все данные о страховом стаже, пенсионных коэффициентах и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в течение всей трудовой деятельности гражданина, которые впоследствии учитываются при назначении или перерасчете страховой пенсии. Присвоение страхового номера носит технологический характер и осуществляется в целях упрощения порядка учета и ускорения процедуры назначения зарегистрированным лицам пенсий.
Также СНИЛС является идентификатором гражданина в системе получения государственных и муниципальных услуг через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.
Кому выдается документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета?
Документ, подтверждающий регистрацию, выдается всем категориям граждан, зарегистрированных в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, включая детей, неработающих граждан, военных, трудовых мигрантов.
Как получить документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета?
Получить документ, подтверждающий регистрацию, можно самостоятельно в территориальном органе ПФР, в МФЦ либо через работодателя.
Примечание: если заявка на документ, подтверждающий регистрацию, оформляется одним из родителей, забрать готовый документ потом может и второй родитель при предъявлении паспорта и свидетельства о рождении ребенка.
Страхователь, получив документ, подтверждающий регистрацию, выдает его работнику.
Физическое лицо, уплачивающее за себя страховые взносы, получает документ, подтверждающий регистрацию, непосредственно в территориальном органе ПФР или в МФЦ.
Помимо паспорта РФ, что еще может входить в перечень «иных документов», которые удостоверяют личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству заявителя?
г) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы;
е) Свидетельство о рождении;
ж) Удостоверение личности офицера (военнослужащего);
з) Справка об освобождении из места лишения свободы;
и) Военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины);
л) Свидетельство о регистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем по существу;
м) Вид на жительство;
н) Удостоверение беженца в Российской Федерации;
п) Военный билет офицера запаса;
р) Иные документы, выдаваемые органами МВД России.
При дополнительных вопросах каким документом регламентируется: Перечень видов документов, удостоверяющих личность при оформлении СНИЛС, утвержден постановлением Правления ПФР от 11 января 2017 № 2п «Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 № 45509).
Документ, подтверждающий регистрацию, выдается бессрочно.
Для открытия индивидуального лицевого счета необходимо иметь при себе оригиналы документов
Для лиц, не достигших 14 лет:
Для несовершеннолетних лиц старше 14 лет:
Взрослым:
Иностранные граждане и лица без гражданства:
Что делать при утрате документа, подтверждающего регистрацию?
При утрате документа, подтверждающего регистрацию, Вы можете обратиться к страхователю (работодателю) с заявлением о выдаче документа, подтверждающего регистрацию. Так же Вы можете подать заявление о выдаче документа, подтверждающего регистрацию, в территориальный орган ПФР, который на основании данных индивидуального лицевого счета выдает документ, подтверждающего регистрацию. Кроме того, Вы можете получить документ, подтверждающий регистрацию, в электронном виде через «Личный кабинет гражданина».
Какая информация содержится в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета?
Документ, подтверждающий регистрацию, содержит:
— страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
— фамилия, имя, отчество;
— дата и место рождения;
— дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Что делать в случае изменения анкетных данных?
При изменении анкетных данных (например, фамилии) Вы можете, как самостоятельно обратиться в ПФР, так и к своему работодателю. Работодатель обязан поменять документ, подтверждающий регистрацию в связи со сменой анкетных данных. Территориальный орган ПФР отражает все изменения в индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица и выдает последнему новый документ, подтверждающий регистрацию, с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета.
Неработающие зарегистрированные лица должны сами подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда или МФЦ.
Нужно ли отдавать документ, подтверждающий регистрацию, работодателю на хранение?
Нет, не нужно. Хранится документ, подтверждающий регистрацию, должен непосредственно у гражданина, работодатель только снимает себе копию или переписывает страховой номер.
Зачем оформлять СНИЛС ребенку?
СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, где можно получить ключевые государственные услуги: бланки и информацию для получения паспорта, информацию о соцпомощи, налогах, штрафах в ГИБДД, выписку с индивидуального лицевого счета в ПФР и другое.
Для чего оформлять СНИЛС военнослужащим?
Если военнослужащие наряду со службой или после ее завершения дополнительно занимаются оплачиваемой деятельностью (например, педагогической, научной или творческой), то с вознаграждения (зарплаты) уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах, а также период работы после окончания военной службы учитываются на индивидуальном лицевом счете в ПФР. По достижении общеустановленного возраста выхода на страховую пенсию по старости на основании этих сведений будет определяться право на страховую пенсию.
СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, где можно получить ключевые государственные услуги: бланки и информацию для получения паспорта, информацию о соцпомощи, налогах, штрафах в ГИБДД, выписку с индивидуального лицевого счета в ПФР и другое.
Кроме этого, документ, СНИЛС важен для получения различных социальных льгот и государственных услуг.
Документ, подтверждающий регистрацию получить/поменять можно в любом ОПФР по месту фактического проживания или только по месту прописки?
Можно оформить в любом ПФР, вне зависимости от адреса регистрации. Отказать в приеме заявления не могут, это незаконно.
Если в клиентской службе ПФР отказываются это делать, то нужно жаловаться: руководителю клиентской службы по месту обращения, в онлайн приемную ПФР или в вышестоящий орган ПФР.
Каковы поэтапные действия работодателя при оформлении документа, подтверждающего регистрацию на работника?
Подробную информацию работодатель может самостоятельно найти на сайте www.pfrf.ru в разделе Работодателям.
Проверить корректность набора данных и далее обратиться в территориальный орган ПФР и уточнить данные о своем СНИЛС. Возможно, в системе госуслуг произошел какой-то сбой. Попробуйте еще раз. Также можно направить обращение в ПФР через сайт ПФР.
При замене документа, подтверждающего регистрацию из-за изменения анкетных данных, если прошло много времени (с момента изменения данных) будут ли какие-то штрафные санкции, если да, то какие?
Штрафные санкции к гражданину применяться не будет.
Что делать, если в документе, подтверждающем регистрацию обнаружена ошибка – неверное написание ФИО или субъекта РФ?
Обратиться в ПФР, указать на ошибку. Вам заменят документ, подтверждающий регистрацию.
Как можно узнать номер СНИЛС?
Он указан в документе, подтверждающем регистрацию. Также можно обратиться в ближайший офис ПФР, в МФЦ, или воспользоваться сервисом «Личный кабинет гражданина», если Вы зарегистрированы на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) со статусом «подтвержденная запись».
Что делать если ОПФР нарушают сроки оформления документов? Например, гражданин подал документы на получение документа, подтверждающего регистрацию, а ОПФР в установленный срок отказывается выдавать документ, подтверждающий регистрацию, мотивируя это тем, что им некогда. Писать в Исполнительную Дирекцию долго (как и на сайт), есть ли оперативные меры воздействия на ПФР?
При оплате взносов в программу государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений через Сбербанк отказывают в приёме платежей по причине того, что в СНИЛС 11 знаков (якобы должно быть 12 знаков). Правомерно ли это?
Номер документа, подтверждающего регистрацию состоит из 11 цифр, первых 9 – это сам номер документа, подтверждающего регистрацию, два последних числа проверочные, отказ в приеме платежей в Сбербанке не правомерен.
Какие документы предоставлять в ПФР при смене анкетных данных в документе, подтверждающем регистрацию
Вам необходимо предоставить следующие документы:
В какие сроки изготавливается документ, подтверждающий регистрацию при изменении анкетных данных
При смене анкетных данных документ, подтверждающий регистрацию, изготавливается не более 5 дней, но, как правило, документ, подтверждающий регистрацию, выдают сразу.
Отец не гражданин РФ, сможет ли получить документ, подтверждающий регистрацию на ребенка (ребенок гражданин РФ)?
Если ребенок иностранный гражданин, может ли он получить документ, подтверждающий регистрацию?
Да, если родители официально пребывают на территории РФ.
Получить документ, подтверждающий регистрацию совершеннолетнему студенту нужно самостоятельно или через учебное заведение?
Зачем школьников заставляют получать СНИЛС?
СНИЛС школьникам необходим в том числе для получения государственных услуг, предоставляемых школами ученикам.
Можно ли подать документы за другого человека на оформление СНИЛС? Что для этого нужно?
Можно, для этого понадобится нотариально заверенная доверенность на совершение данных действий в ПФР.
Должно ли подтверждаться место фактического проживания справкой о временной регистрации? (Например, для того, чтобы оформить СНИЛС в другом городе, не по месту прописки)
Нет не нужно. Можно оформить в любом ПФР, вне зависимости от адреса регистрации. Отказать в приеме заявления не могут, это незаконно.
Если в клиентской службе ПФР отказываются это делать, то нужно жаловаться: Руководителю клиентской службы по месту обращения, в онлайн приемную ПФР или в вышестоящий орган ПФР по Вашему региону.
Обязан ли страхователь менять за работника анкетные данные, содержащиеся в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в случае их изменения?
Положения законодательства (Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации») устанавливают обязанность страхователя контролировать соответствие реквизитов документа, подтверждающего регистрацию, выданного зарегистрированному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность.
При этом не исключена возможность самостоятельного обращения зарегистрированного лица с заявлением об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в территориальный орган ПФР.
Где возможно и как получить документ, подтверждающий регистрацию, если нет никакой регистрации на территории РФ?
Если регистрации нет вообще никакой, то через работодателя или в ПФР по месту фактического пребывания.
Есть ли различия при порядке получения документа, подтверждающего регистрацию для иностранного гражданина, не имеющего вида на жительство и иностранного гражданина, имеющего вид на жительство?
Различий нет, все иностранные граждане для трудоустройства обязаны получить документ, подтверждающий регистрацию.
Нужно ли при рождении ребенка обращаться в ПФР для оформления СНИЛС?
В ПФР из ЕГР ЗАГС автоматически передаются сведения о государственной регистрации рождения, на основании которых открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным СНИЛС.
Одновременно Вы можете обратиться в ПФР самостоятельно, и в случае, если сведения из ЕГР ЗАГС еще не успели поступить, в ПФР откроют индивидуальный лицевой счет на ребенка на основании свидетельства о рождении.
Можно ли подать заявление о замене документа, подтверждающего регистрацию через сайт ПФР?
В настоящий момент через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР можно подать заявление о выдаче дубликата документа, подтверждающего регистрацию. Подать заявление о замене документа, подтверждающего регистрацию в связи с изменением анкетных данных можно лишь обратившись в территориальный орган ПФР или МФЦ по месту жительства.