Что такое петроглифы кратко
Петроглифы
Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
Существуют наскальные изображения, которые были выполнены краской, гравировкой, либо высеченные в виде рельефа. По мнению ученных они изначально выполняли обрядовые функции. Некоторые из обрядов были связаны с умилостивлением духа убитого животного. По этой причине возле наскальных изображений часто находят останки различных хищников.Подобные памятники существуют на территории всего обитаемого мира. Например, это Саймалуу-Таш в Кыргызстане, Тамгалы в Казахстане, Гобустан в Азербайджане, пещера Альтамира в Испании, Залавруга в Карелии (Россия), пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и другие во Франции.
Для древнейших петроглифов, которые известны только в пещерах, характерны изображения животных. Это олени, бизоны или зубры, кабаны, дикие лошади. Также запечатлены и уже вымершие виды животных: мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются эскизы человеческих фигур и голов, возможно, в ритуальных масках. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и обряды, содержание которых часто трудно интерпретировать. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают изображения зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. По мнению советского искусствоведа А.А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своебразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно.
Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).
Петроглифы — что это такое простыми словами.
Петроглифы – это изображения вырезанные или высеченные на скале. Иногда петроглифы принято называть первобытным наскальным искусством или наскальной живописью.
Петроглифы в истории.
Петроглифы являются одной из самых ранних форм искусства, которое существовало во всем мире начиная с доисторических времен. Некоторые изображения, имеют возраст более чем 10 000 лет. Стоит отметить, что петроглифы, как вид искусства существовали многие тысячи лет вплоть до относительно недавних времен. Некоторые коренные американцы практиковали создание подобных изображений практически до эпохи европейских завоеваний.
Суть, форма и значение петроглифов.
Подобные изображения могут состоять из множества типов различных элементов. Некоторые из них являются репрезентативными по своей природе, изображающими узнаваемые фигуры людей и животных, в то время как другие включают в себя геометрические формы и узоры. Бытует мнение, что именно такие узоры могли стать прародителями первой письменности, но из-за их возраста невозможно интерпретировать большинство петроглифов с какой-либо степенью определенности.
Таинственная природа доисторических петроглифов привлекла интерес многих ученых, хотя их интерпретации часто расходятся. Единственный консенсус в том, что данные рисунки имели большое значение для доисторических людей. Существуют теории, что некоторые из изображений являются некими астрономическими руководствами, историческими записями или ритуальными рисунками.
Особенно озадачивает тот факт, что многие петроглифы демонстрируют удивительное сходство на огромных расстояниях. Это значит, что несмотря на огромные расстояния вплоть до разных континентов, изображения по всему миру очень похожи. Неизвестно, связано ли это с коммуникацией и культурным обменом в доисторическую эпоху или дело заключается во врожденном сходстве человеческого мозга, но факт остается фактом.
Многие ученые пытались переводить данные изображения используя современную интерпретацию информации. Но увы, в результате всегда мнения расходились, и теории получались весьма невыразительными и неправдоподобными. Скорее всего, это связано с тем, что современным людям практически невозможно понять парадигму мышления древних людей. Дело в том, что все что мы можем трактовать используя современную модель мышления, для древних людей могло иметь совершенно другое значение. Таким образом, вероятней всего тайны петроглифов останутся в большинстве своем неразгаданными.
alexandr_palkin
МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО
БУДУЩЕЕ РОССИИ РОЖДАЕТСЯ В КАЖДОМ ИЗ НАС
О том, как жили наши предки, мы судим по находкам археологов. Но самыми красноречивыми, пожалуй, можно считать наскальные рисунки древних и первобытных людей.
Ведь это не просто бездушные предметы, а своего рода летопись той жизни, которая происходила в разных уголках планеты. Например, именно благодаря петроглифам мы знаем, что в самых дальних регионах России, где сейчас климат довольно суров, тысячелетия назад во всю кипела жизнь и водились довольно экзотические для современного россиянина животные.
Петроглиф на Чукотке.
Петроглифы, или, как их у нас еще называют, писаницы в России в основном находят на открытой местности, а не в замкнутых пещерах. В качестве краски предки современных художников использовали оксиды железа, угль или охру. Иногда в охру добавляли жир или кровь животных. Состав некоторых красок до сих пор не раскрыт. Больше всего наскальных рисунков в нашей стране найдено в окрестностях Байкала, Онежского озера и Белого моря. Писаницы находят на Урале и Алтае, Забайкалье и Якутии, а также в Карелии.
Капова пещера, расположенная на Южном Урале, хранит рисунки, которым примерно 16 000 лет. Почти все они выполнены красной краской, которая изготовлена путем смешивания охры и животного жира. На стенах изображены хижины, лестницы, геометрические фигуры.
Самые древние рисунки, как установили ученые, сделаны в эпоху палеолита, когда на планете жили кроманьонцы. Древние художники оставили после себя десятки изображений мамонтов, носорогов, бизонов, а также более привычных для этого региона животных – например, лошадей.
Здесь жили бизоны и мамонты
На склонах Боярского хребта в Сибири, помимо фигур людей и зверей, изображено много бронзовых котлов. Аналогичные, только не нарисованные, а настоящие, находят в тех же краях археологи. Еще Геродот писал, что скифы варили в таких емкостях мясо жертвенных животных, а их кости кидали в огонь. Боярские изображения, на которых наши предки именно это и делают, говорят о том, что ритуальные жертвоприношения практиковались когда-то и в этой части планеты.
Копия фрагмента Боярской писаницы
Копия фрагмента Боярской писаницы.
Представители тагарской культуры, которые жили здесь тысячелетия назад, оставили на скальных стенах данные и о своих жилищах. На писанице можно увидеть как дома из сруба, так и подобия юрт. Кстати, в качестве погребальных сооружений древние люди обычно возводили конструкции, имитирующие дома, в которых жили.
Боярские наскальные рисунки.
По древним рисункам можно судить и о животных, которых разводили скотоводы на Cреднем Енисее. Помимо лошадей, овец, коз и коров, это яки, длиннорогие туры, северные олени. Например, один неизвестный художник запечатлел стадо оленей, причем на одном из них сидит человек. Это означает, что на Среднем Енисее тысячи лет назад были распространены одомашненные северные олени, которых предки использовали также, как лошадей.
Настоящей сенсацией для ученых стало обнаружение в Курагинском районе Красноярского края огромного количества наскальных рисунков, которые называют Шалаболинской писаницей. По словам археологов, это явление мирового масштаба, ведь изображения на несколько тысяч лет старше Египетских пирамид. Многочисленные рисунки, найденные на берегу реки Тубы на высоте от 1,5 м до 150 м, очень интересны и познавательны: здесь изображены и стада животных, и сцены охоты, и человек, который доит лосиху, и даже некие химеры – животные, которых на самом деле не существовало.
Наскальный рисунок.
Ученые считают, что с помощью фантастических зверей авторы хотели донести зрителям какую-то ритуально-магическую информацию, и эти биоморфные объекты служили им для поклонения. Многие исследователи Шалаболинской писаницы видят в ее изображениях прообразы современных икон. Считается, что весь этот трехкилометровый скальный массив использовался для совершения религиозных ритуалов.
Некий странный ритуал. Шалаболинская писаница
Древние художники Шалаболинской писаницы использовали охру, битумную тушь, а также применяли технологии выбивки, шлифовки, полировки и гравировки.
В Иркутской области на отвесных скалах в верховьях Лены красуются древние рисунки людей в лодках, а также животных (в том числе и мифических), сцены охоты и дальних походов.
Шишкинская писаница
Шишкинские писаницы, как назвали эти петроглифы ученые, одни из самых древних: самым ранним около 15 тысяч лет. На тех изображениях, которым примерно 4 тысячи лет, запечатлены байкальская нерпа, медведи, олени, а также. верблюды.
Верблюды.
Как на юго-западе, так и на северо-востоке Якутии местные ученые также находят наскальные рисунки. По предварительным данным, они были сделаны 6 тысяч лет назад. Одна из таких писаниц, Малотарынская, расположена на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Этот объект тоже, скорее всего, был древним святилищем.
На одной из групп рисунков можно увидеть фигуры людей, большая часть которых нарисована вниз головой. По мнению ученых, художник таким образом изобразил духов умерших либо шаманов, которые спускаются в царство мертвых. Также обнаружены изображения животных и птиц, но каких конкретно – ученым пока установить не удалось. Нарисованы они, предположительно, еще до появления здесь современных эвенов и юкагиров.
А всадник с одного из наскальных рисунков даже украсил официальный герб республики Саха (Якутия).
Символ Якутии.
Хребет Черского – еще одно место в Якутии, где наши предки оставили след. Рисунки расположены в такой непроходимой местности, что добраться до них специалистам помогли местные жители на снегоходах. На большом камне нацарапан огромных размеров ромбовидный человек. Интересно, что с этим местом у эвенков связана древняя легенда: некая девушка решила соревноваться с солнцем, но поплатилась за это и окаменела, и произошло это, мол, именно здесь.
А еще в Якутии было обнаружено руноподобное письмо, расшифровать которое еще предстоит ученым.
На территории современной Якутии раньше писали рунами.
У Белого моря в Карелии, на островах реки Выг, также обнаружены рисунки, на которых изображены люди, животные и какие-то непонятные символы. Есть даже странная композиция, представляющая собой следы, перемешанные с разными животными, которые ведут к странному антропоморфному божеству.
Рисунки датируются 4–5,5 веками до н.э. Есть тут изображения наших предков на лодках, а также зафиксировано самое древнее на территории Европы изображение человека, который передвигается на лыжах.
Символ беломорских предков.
Древние лыжники.
Петроглифы
Петроглифы
Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.
Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.
Карельские петроглифы
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью, ценность которых сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны «Калевалы».
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Например, такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, так как считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их.
Наскальные изображения Карелии находятся в двух местах:
Беломорские петроглифы
(по материалам книги Надежды Лобановой «Тайны петроглифов Карелии»)
Территория Беломорских петроглифов не сохранилась в первоначальном виде. Она изменилась в связи со строительством ББК и ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной Выгостровской ГЭС. Над северной группой этого острова возведён защитный павильон из бетона.
Площадь распространения Беломорских петроглифов не превышает 1,5 кв.км. Известно 10 пунктов на больших (Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин) и маленьких безымянных островах. Рисунки выбиты на прочных кристаллических сланцах серого цвета. В древности они находились у самой воды. Большинство выбивок небольшие (20-50 см.), но есть и гиганты 3-3,5 м длиной; присутствуют и очень маленькие – менее 5 см.
Если онежские гравировки отличают фантастичность и необычность образов, связанных вероятно, с мифами и преданиями, то беломорским памятникам свойственны реалистическое начало, ярко выраженная хозяйственная направленность.
В Беломорье преобладают изображения лодок с экипажами, показанными в виде столбиков, или пустых. Загадочных образов почти нет, зато какие здесь развёрнутые повествовательные сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных, батальные композиции! Всегда в них участвует человек. Он идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке, сражается, охотится, пляшет. Можно только поражаться, как древний мастер смог передать столько экспрессии в этих профильных, часто очень небольших фигур.
Петроглифы на восточном берегу Онежского озера
Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах Бесова носа, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции.
Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 – 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.
Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая «триада» на оконечности мыса Бесов Нос: «бес» (двухметровая распластанная человеческая фигура), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов). Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский.
Петроглиф «Лебедь»
«Загадочные» рисунки Онежского побережья:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Петроглифы
Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.
Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.