Что такое песня в литературе
Дайте определение слова песня в литературе
У термина «песня» в литературе есть несколько значений.
1. Один из жанров лирической поэзии, который представляет собой стихотворение, написанное специально для пения. Песня состоит из нескольких строф (или куплетов), и припева (рефрена). Для песни специально создается мотив.
2. Эпическое или лиро‒эпическое произведение на историческую или героическую тему.
3. Часть поэмы, которая посвящена историко-героическим или легендарно-мифологическим событиям.
Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т. к. литература обладает материалом.
Литература как искусство слова.
Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
Что такое песня в литературе?
Песня в литературе – это стихотворное произведение, которое поют в одиночку или хором. В литературных песнях часто за основу берётся крестьянская жизнь. Песней называют стихотворные произведения разных жанров, предназначенные изначально или используемые для пения. Обязательными условиями для песни, как правило, являются: строфичность, рифма и доступность изложения. Нередко у песни есть припев или рефрен.
В песне можно выделить ряд тематических циклов:
– песни с антикрепостническим содержанием;
Песни с антикрепостническим содержанием
В таких песнях можно наблюдать антикрепостническое настроение народа, они наполнены горькой печалью злоупотреблений помещиков.
Солдатская служба отрывала парней от близких людей, родных мест. Когда-то солдатская служба была очень трудна и нередко заканчивалась трагически. В солдатских песнях описываются все сложности, касающиеся солдатской жизни.
Главными героями любовных песен являются молодые люди, их чувства и взаимоотношения. Любовные песни содержат переживания влюблённых. Очень часто встречаются песни о разлуке девушки с милым, проникнутые душевными муками.
Один из основных мотивов бытовых песен – противопоставление девичьей жизни с замужней жизнью. Сюжет содержит мысли о невольном браке.
Из-за непригодных для нормальной жизни условий крестьяне убегали в разбойники. Поступки разбойников в песнях показываются как социальная месть.
Вместе со статьёй «Что такое песня в литературе?» читают:
Что такое песня
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «песня» не нуждается в пояснении и расшифровке. Этот вокально-поэтический жанр сопровождает человека от рождения до смерти.
Песня помогает жить, переживать, реагировать на мир, переносить испытания, вспоминать о прошлом, мечтать о будущем. Для многих пение становится главной формой выражения собственной личности.
Песня – это живая история народной души, явленная в слове и переложенная на музыку.
В фольклоре песня была и остаётся самой распространённой формой устного поэтического творчества.
Она сопутствует бытовым обрядам и сакральным ритуалам, выполняет терапевтические, защитные, охранные функции, служит для передачи знаний и представлений о мире от поколения к поколению.
Песня представляет собой синтез поэзии и музыки.
В рамках жанра эти две составляющие существуют на равных правах. Мелодия и текст подчинены друг другу, при этом бывает трудно определить, какое из двух начал первично.
Уникальность песни в том, что словесная и музыкальная стихии органично слиты, что отражает историческую природу жанра.
Когда-то песни были единственной и главнейшей формой коллективного творчества. Они не отличались изысканной эстетикой: часто могли включать в себя лишь несколько повторяющихся предложений или фраз.
Важным осознавалось ритмическое повторение определённых словесных формул, которые сопровождались строго определёнными действиями. Трудовые, заклинательные, магические обряды первых людей сопровождались произведениями такого рода.
Развиваясь во времени, песня стала приобретать черты, которые отличают её сегодня:
В современной культуре песня ассоциируется исключительно с лирикой. Но так было не всегда.
Историческое развитие песни
Первобытнообщинные песни вызывают ассоциацию с невнятным мычанием, которое сопровождается притоптыванием вокруг костра. Возможно, со стороны первые попытки пения выглядели именно так.
Однако для людей далёкого прошлого песня имела жизненно важный смысл: она выполняла охранные функции, служила формой разговора с внешними силами (духами природы, отвечающими за погоду, милость земли, воды, неба и огня), помогала членам племени объединиться и настроиться на выполнение общей задачи (охота, переход на новое место и т.д.).
Фрагментарно дошедшие до нас песни эпохи античности сложнее по структуре. Изначально они были хоровыми. Например, произведения, предназначенные для исполнения на празднествах в честь бога Диониса, назывались дионисийскими песнями.
Они в образной форме воспевали идею возрождения после смерти, попутно вбирая в себя древние ритуалы, связанные с культом плодородия (сбором урожая винограда), помогали людям пережить коллективные страхи. Подобные песнопения в честь божеств греческого пантеона именовались гимнами.
Постепенно отходя от религиозно-культовых задач, древнегреческие гимны трансформировались в песнопения, предназначенные для одного исполнителя.
Сольное пение под аккомпанемент музыкального инструмента положило начало такому литературному роду, как лирика.
Получается, что песня – бабушка всей известной на данный момент лирической поэзии.
Певцы строили свои произведения по описательному принципу, лишь в период поздней античности в текстах стало проявляться индивидуально-авторское начало с оценкой тех или иных событий, лиц, рассказом о чувствах исполнителя.
Постепенно песни разделились на два вида: эпические и лирические. К эпическим можно отнести собственно исторические песни, сказания, былины. Позднее к ним прибавились баллады. О лирической народной песне поговорим отдельно.
Виды песен в фольклоре
По своим задачам и способу исполнения лирические песни делились на несколько категорий.
Основные два типа классификации: обрядовые и необрядовые (бытовые) песни.
Обрядовые песни приурочены к календарному циклу. Русский народ представлял год в виде колеса (коло). Время, бесконечно движущееся по кругу, вызывало в памяти человека ряд бесконечно повторяющихся ситуаций. За зимой приходила весна, за весной лето, затем наступала осень.
Перемены погоды определяли хозяйственную жизнь крестьянина. Время сева сменялось страдой, после чего наступала пора урожая и подготовки к зиме. Эти этапы ассоциировались и с более глубокими пластами бытия: рождением – взрослением – зрелостью – умиранием.
Таким образом, обрядовые песни становились ежедневными спутницами человеческой жизни, обеспечивали незыблемость традиционного уклада, гармонию народного космоса. Семейные и календарные праздники немыслимы без исполнения обрядовых песнопений.
Среди обрядовых выделяют следующие виды песен:
К ним же можно отнести песни:
Бытовые песни соотносятся с различными сферами трудовой и семейной жизни крестьянина и бывают:
Кроме того, выделяют корильные, хвалебные, игровые, заклинательные песни.
Примеры народных лирических песен разных видов и жанров можно обнаружить в хрестоматиях по фольклору и специальных собраниях, составленных К.Даниловым, И.В.Зыряновым, А.И.Соболевским, С.Г.Рыбаковым, П.Н.Рыбниковым и другими исследователями русской старины.
Также их можно скачать без регистрации здесь: https://ru12.intermusic.name/q/l_m987TS5PKR_YrstvcXs8eD46Hmt8a9wLbKpOyI72Kehp39tbCq1ej8/
Песня в литературе
Русские писатели высоко ценили народные песни, занимались их изучением и собиранием.
Н.В.Гоголь называл песню одним из трёх источников своеобразия русской поэзии. Герои многих классических произведений школьной программы поют.
Это и герои повестей А.С.Пушкина, и гоголевские казаки из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», и тургеневские «Певцы», и персонажи романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», и близкие к нам по времени герои рассказов Ю.Казакова и В.Шукшина.
Песня – это выражение народной души, вот почему самые проникновенные произведения русских поэтов имеют жанровый подзаголовок «Песнь» или «Песня».
Мы знаем «Песнь о купце Калашникове…» и «Казачью колыбельную песню» М.Ю.Лермонтова, «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе» С.А.Есенина, песни А.Кольцова, И.Никитина. Стихотворения с «геном народности», написанные А.С.Пушкиным, Н.А.Некрасовым, Н.М.Рубцовым, А.Д.Дементьевым, стали песнями.
Продолжать разговор о песне можно бесконечно. Но ничто не расскажет о ней лучше, чем она сама. Песня изменчива и многогранна, как сама жизнь. Среди песен дворовых, блатных, авторских (бардовских), эстрадных, популярных каждый непременно найдёт то, что близко его сердцу.
Ищите тексты и ноты новых и старых песен, пойте хором и сольно, сочиняйте новые композиции. И да будет Песня!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Современные песни какой-то тихий ужас, примитивные стихи, если эту чушь можно назвать стихами, мелодии в три ноты. Аккомпанемент тоже полный отстой, играет синтезатор, да и тот записан с помощью компьютера, ни одного живого музыканта за искусство не пострадало.
Самое забавное, что еще и поют часто под фонограмму, вот эти три ноты в живую исполнить не могут. В общем сейчас ни песен, ни певцов.
Современные песни далеко не всегда можно назвать искусством или поэзией, наложенной на музыку. И дело не только в разных вкусовых предпочтениях. Проблема в том, что индустрия стремиться привлечь слушателя не качеством, а количеством выпускаемых композиций.
ПЕСНЯ
Смотреть что такое ПЕСНЯ в других словарях:
ПЕСНЯ
(музык.) — см. Русская песня.
ПЕСНЯ
наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются такж. смотреть
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
песня ж. 1) а) Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. б) Такое произведение в звучании, в момент исполнения. 2) перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера). 3) а) Название некоторых небольших музыкальных произведений. б) Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения. 4) То же, что: песнь (2).
ПЕСНЯ
песня ж.song; (напев) air; (весёлая) carol; (с припевом) roundelay народная песня — folk / popular song ♢ это старая песня разг. — it is the same ol. смотреть
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ, наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются та. смотреть
ПЕСНЯ
Песня (музык.) — см. Русская песня.
ПЕСНЯ
1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных. смотреть
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элем. смотреть
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
Библиография: I. Песни (русские): Киреевский П. В., Песни, собранные П. В. Киреевским, вып. I-X, Под редакцией П. А. Бессонова, М., 1860-1874; То же, Н. смотреть
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ. — Терминологически песня, как один из видов художественного слова, является родовым понятием. Она обнимает собой: а) первобытную, синкретиче. смотреть
ПЕСНЯ
песня беззаботная (Никитин, Скиталец); «Бескрылая, как пленная птица» (Фет); безотрадная (Ратгауз); беспечная (Ратгауз); бесшабашная (Гусев-Оренбургск. смотреть
ПЕСНЯ
Выпить до песен. Кар. Выпить достаточное количество спиртного. СРГК 1, 278.Дать (накласть) песен. Кар. Много и с удовольствием попеть. СРГК 1, 424; СРГ. смотреть
ПЕСНЯ
пе́сня сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? пе́сни, чему? пе́сне, (вижу) что? пе́сню, чем? пе́сней, о чём? о пе́сне; мн. что? пе́сни. смотреть
ПЕСНЯ
ПЕ́СНЯ, форма словесно-музыкального искусства. Следует различать П. фольклорную и П. как жанр письменной поэзии. В традиционном фольклоре текст П. и ее мелодия создавались одновременно; литературная П. служила лишь основой для последующих, часто различных музыкальных произведений. Народная П., один из древнейших жанров народного поэтического творчества, может быть эпической, лирической, лиро-эпической и лиро-драматической. Для эпической П. (напр., русских былин, украинских дум, гайдуцких и юнацких П. южных славян, испанских романсеро) характерна повествовательность. В лирической П. повествовательное начало обычно менее развито; в них выражено главным образом идейно-эмоциональное отношение к событиям. Лиро-эпические П. (причитания и др.) сочетают развернутое повествование с сильным эмоциональным звучанием. Примером лиро-драматических являются игровые и некоторые хороводные П., содержание которых разыгрывается.
В зависимости от условий бытования народные П. делятся на обрядовые (см. Обрядовая поэзия) и необрядовые. Календарные обряды сопровождались колядками, веснянками, подблюдными песнями, масленичными, купальскими П., зажиночными, дожиночными и др. П., призванными оказать воздействие на природу, вызвать хороший урожай. П. семейно-бытового обряда сопровождали наиболее знаменательные события в жизни человека; таковы родильные, крестильные, рекрутские, свадебные П. (см. Свадебная поэзия), похоронные плачи.
Расцвет необрядовой песенной поэзии приходится на поздние периоды в истории фольклора. Наряду с крупными эпическими формами, связанными с общественно-исторической тематикой (пример русские исторические песни XVIXVIII вв.), большое развитие получила народная лирическая П., преимущественно любовного и семейно-бытового содержания; многие из таких П. отмечены глубиной чувства, высокими поэтическими достоинствами. Большинство традиционных лирических П. проникнуто грустью, вместе с тем шуточные и плясовые народные П. пронизаны неподдельным юмором и весельем. С XVIII в. в России возникают солдатские и рабочие П.; в них преобладает социальная тематика, заметно влияние литературы (куплетность, силлабо-тоническое стихосложение, рифма). Во 2‑й половине XIX в. массовое распространение получает частушка, а среди городских низов и т. н. мещанский романс.
Большое значение приобрели песенные жанры в литературе. Уже поэты Древней Греции (VIIV вв. до н. э.) создают культовые, застольные, любовные П., пишут песни-элегии разнообразной тематики, сочиняют гимны в честь богов и победителей на состязаниях. В средние века провансальские трубадуры создают такие песенные формы, как канцона, альба, рондо, сирвента, серенада, баллада.
Соединение литературной (куртуазной) и фольклорной традиций наблюдается также в П. французских труверов и немецких миннезингеров. В период господства классицизма П. в иерархии жанров было отведено весьма скромное место, но в эпоху сентиментализма, а затем романтизма литературная П. переживает расцвет: Р. Бёрнс в Англии, П. Ж. Беранже во Франции, Г. Гейне в Германии. В конце XVIII 1‑й половине XIX вв. жанр П. утверждается в русской литературе, в значительной мере благодаря А. В. Кольцову. Популярными П. стали многие стихи А. С. Пушкина («Узник», «Зимний вечер»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»), Н. А. Некрасова («Тройка», «Меж высоких хлебов затерялося», начало поэмы «Коробейники»), Н. Г. Цыганова, А. Ф. Мерзлякова, Я. П. Полонского, И. 3. Сурикова и других русских поэтов; на Украине Т. Г. Шевченко. Значительную роль в революционном движении сыграла литературная песня-гимн: «Интернационал» Э. Потье, «Варшавянка» Г. М. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. П. Радина и др. В советское время жанр П. интенсивно развивается как в фольклорных, так и преимущественно в литературных формах, вобрав в себя многообразное содержание общественной и личной жизни советских людей. Широкое распространение в народе получили песни Д. Бедного, Н. Н. Асеева, В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Суркова, Е. А. Долматовского, М. Л. Матусовского, Л. И. Ошанина, Б. Ш. Окуджавы и многих других советских поэтов.
Соболевский А. И., Великорус. народные песни, т. 17, СПБ, 18951902;
Песни и романсы рус. поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М., 1965.
Колпакова Н. П., Рус. народная бытовая песня, М.-Л., 1962;
Лазутин С. Г., Рус. народные песни, М., 1965;
Рус. народная песня. Библиография, указатель. 17351945, М., 1962.
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
ПЕ´СНЯ — небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения; отсюда — его обязательная строфичность, простота текста, отсутствие сложных пр. смотреть
ПЕСНЯ
ПЕСНЯ
Народные праздники в Израиле часто сопровождались песнопениями. Но полные тексты П. дошли до нас в ограниченном количестве (2Цар 1:19-27). П. пели на с. смотреть
Что такое песня?
Песня – это наиболее распространённый род вокальной музыки. Существует народная и авторская (профессиональная) песня. Эти виды песни во все времена взаимодействовали друг с другом: элементы народной песни использовались композиторами в своём творчестве, а широко известные авторские песни фольклоризировались. Песни различают также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. Песня может быть революционной и бытовой, лирической и гимнической, одноголосной и многоголосной, сольной и хоровой, с сопровождением и без него, также различают песни для профессиональных певцов и для массового исполнения.
Песне свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни представляет собой обобщённое, итоговое выражение образного содержания текста в целом. Песня никак не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста, чего не скажешь о романсе. При этом мелодия и текст похожи по структуре; они состоят из равных (в музыке – и одинаковых) построений: строф или куплетов (зачастую с рефреном – припевом).
Что такое песня в литературе?
Песня в литературе представляет собой стихотворное произведение, которое поётся в одиночку или хором, в центре внимания лирической песни – крестьянская жизнь. В песне как в литературном жанре можно выделить несколько тематических циклов:
1) Песни с антикрепостническим содержанием;
2) Любовные или лирические песни;
4) Солдатские песни;
5) Разбойничьи песни.
Песни с антикрепостническим содержанием
В таких песнях проявлялось антикрепостническое настроение народа, они переполнены горькой печалью злоупотреблений помещиков.
Любовные или лирические песни
Главными героями в подобных песнях традиционно являются молодые люди, их отношения. Песни раскрывают мысли возлюбленных, чувства и переживания – всё это является основными составляющими содержания этих песен. Большой печалью проникнуты песни, в которых поётся о разлуке девушки с милым.
Здесь, к примеру, может противопоставляться девичья жизнь с замужней жизнью. Присутствует сюжет, посвященный невольному браку.
Внезапная солдатская служба навсегда отрывала парней от своих любимых и близких. Очень трудна была солдатская служба и солдатская жизнь. Многим солдатам не удавалось вернуться, они погибали. В солдатской песне описываются сложности солдатской жизни.
Не справляясь с тяжёлыми условиями жизни, крестьяне убегали в разбойники. Поступки разбойников в песнях показываются как одна из форм социальной мести. Основным содержанием таких песен является уничтожение обретённой воли.
Вместе со статьёй «Что такое песня?» читают: