Что такое песня ария
Значение слова «ария»
1. Вокальное произведение для одного голоса (обычно составная часть оперы, оратории и т. п.).
2. Инструментальная музыкальная пьеса певучего характера.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ария отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии предшествует речитатив. Разновидностью арии является арие́тта.
В своем историческом развитии ария как оперная форма прошла различные стадии. Для итальянской оперы-сериа характерно деление арий в зависимости от чувств, которые они выражали: арии мести, арии жалобы («ламенто»), любовные, героические. Ария в опере-сериа, как правило, имела трёхчастную форму, когда третья часть полностью повторяла первую (ария «да-капо», от итал. da capo — снова). Встречаются двухчастные арии, в которых через контраст медленной первой части и быстрой второй части раскрываются переживания персонажа. Выделяют также арию-рассказ и арию-монолог.
А’РИЯ, и, ж. [ит. aria] (муз.). Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно составная часть оперы, соответствующая драматическому монологу. Певец исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
а́рия I
1. муз. законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
2. вокальная или инструментальная пьеса, отличающаяся мелодичностью, напевностью
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дезодорант — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое песня ария
(итал. aria) законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый певцом с оркестром. В драматургическом развитии оперы А. смотреть
ария ж. муз.aria, air
АРИЯ (итал. aria),законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый певцом с оркестром. В драматургич. развитии оперы А. за. смотреть
Группа «АРИЯ» относиться к разряду супергрупп и лидирует в жанре хэви-металл второй десяток лет.Группа собралась в 1984 году. На следующий год группа в. смотреть
АРИЯ(лат.). Часть оперы, исполняемая в пении одним лицом.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.АРИЯЧасть оперы. смотреть
передача какой-либо вещи другому лицу для временного пользования. Первоначально ария была обязательной (ваджиб) для мусульман, а затем это повеление было отменено (насх). В настоящее время обязательной она может быть только в исключительных случаях, например, когда кому-нибудь необходима теплая одежда, чтобы не умереть от холода. О необходимости помощи людей друг другу упоминается в исламских первоисточниках. В Коране говорится: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (5: 2). Таким образом, ария является богоугодным делом в человеческих отношениях. В Сунне также имеются хадисы о том, что пророк Мухаммад брал различные вещи для временного пользования у других людей. В ханафитском мазхабе обязательным условием (рукном) арии является предложение владельца вещи. Но согласно кыясу (см. Кыяс) еще одним условием является принятие этой вещи со стороны того человека, которому она дается.
Другими условиями (шартами) являются:
— Здравомыслие хозяина вещи. Совершеннолетие является условием во всех мазхабах, помимо ханафитского;
— Наличие вещи, которая передается для временного пользования другого лица;
— право хозяина вещи на передачу вещи другому лицу;
— вещь должна быть такой, чтобы ее можно было вернуть после использования (т.е. например, арией не могут быть продукты питания);
— передача вещи возможна только в том случае, если она будет для чего-то использоваться.
Арией могут быть различные вещи и даже объекты: территории, дома, одежда, животные и т.д.
Что такое песня ария
Что такое ария, история арии
Опера. В нынешнее время это музыкально-драматическое произведение, в котором органично сливаются разные виды таких важнейших искусств как музыка, драматургия, живопись и хореография, относится не только к высоким, но и элитарным жанрам. Данное грандиозное действо весьма ценится почитателями классического искусства, ведь в опере восхищение и восторг вызывает всё: музыка, сочинённая композитором, чарующее звучание симфонического оркестра и прекрасные голоса вокалистов – исполнителей. При этом весьма важное значение в этом виде сценического искусства имеет драматургия и сюжетная линия произведения, главным двигателем которых являются сольные арии, раскрывающие не только характеры, но и чувства героев оперы.
Историю зарождения и развития арии, а также интересные факты о ней читайте на нашей странице.
Что такое ария?
Ария. Данным термином, имеющим итальянское происхождение и в переводе означающим «воздух», в музыкальном искусстве называется сольный номер, который является важным составляющим таких значительных вокальных жанров как опера, кантата, оратория и оперетта. Ария – это, завершённый по построению и обладающий целостностью эпизод, играющий в драматургии музыкального произведения весьма важную роль. Композитор в нем не только рисует музыкальный портрет того или иного героя, разносторонне раскрывая внутренний мир, но и отображает его душевные переживания и устремления. Помимо того, автор в данных вокальных композициях устами персонажей ярко и развёрнуто повествует о происходящих в произведении событиях и при этом даёт им эмоциональную оценку. Говоря иными словами, ария приравнивается к монологу в драме, но отличается тем, что не декламируется, а поётся в сопровождении оркестра либо другого инструментального ансамбля.
В опере у одного героя может быть несколько арий. В зависимости от характеристики персонажей и сюжетной линии произведения их мелодическая ткань может быть весьма разнообразной. Одни композиции отличаются широтой и распевностью, а другие виртуозной сложностью. При этом формы оперных вокальных композиций, тесно взаимосвязанные с содержанием текста, могут быть самыми различными: двухчастными, трёхчастными, а также иметь сложное, многочастное строение.
Разновидностей арии довольно много и вот некоторые из них:
Также важно дополнить, что термин «Ария» встречается не только в вокальной, но инструментальной музыке, где представляет собой миниатюрное произведение лирического характера.
Популярные арии
П.И. Чайковский «Евгений Онегин». Ария Ленского «Что день, грядущий мне готовит?» Композиция звучит в пятой картине музыкального спектакля перед поединком Ленского и Онегина. В данном эпизоде лирический герой с печалью и тоской размышляет об исходе дуэли, которая для него может закончиться трагически.
А. Бородин «Князь Игорь». Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Композиция, представленная автором оперы во втором действии, является яркой характеристикой главного героя. Князь Игорь – храбрый воин и любящий муж мучительно переживает за судьбу своей Родины. Он томиться в плену и сильно страдает от того, что потерпел позорное поражение в бою и теперь вынужден бездействовать, когда его Отчизна находиться в опасности.
В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро». Ария Фигаро. В ней главный герой, подтрунивая над молоденьким пажом Керубино, которого граф Альмавива решил отправить служить в полк солдатом, сам раскрывается как энергичный, темпераментный и весёлый человек.
Ж. Бизе «Кармен». «Хабанера». Данный номер звучит в первом действии оперы и представляет зрителям главную героиню – свободолюбивую цыганку с огненным темпераментом и неукротимым нравом. Кармен предупреждает, что она страстная и чувственная девушка, однако её любовь не только опасна, но и коварна.
История арии
Ария. Этот термин впервые в музыкальном лексиконе появился в XIV веке, а точнее в эпоху Ренессанса. В данный период так именовали особо изящную, «лёгко – воздушную» манеру исполнения вокальных композиций. Иное значение слово ария стало приобретать, когда на рубеже XVI и XVII веков в Италии начиналось зарождение оперного искусства. В то время музыка в театрализованных мистериях, которые именовались «dramma per musica», то есть «драма для музыки», ограничивалась только хорами, сопровождающими происходившие на сцене действия. Впрочем, вскоре основоположники нового жанра флорентийские композиторы Якопо Пери и Якопо Корси стали включать в свои музыкальные драмы одноголосные вокальные номера, которые именовали ариями. Необходимо отметить, что такое введение заметно ускорило развитие оперного искусства, в которое ария вписалась настолько органично, что стала его неотъемлемой частью.
Интересные факты
Ария. Сегодня это не только важная составляющая оперного искусства, а самодостаточный музыкальный жанр, который живёт полноценной жизнью на концертных площадках. Для вокалиста исполнение арии – это особое творческое достижение, при котором он получает возможность продемонстрировать всё своё мастерство и талант.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Что такое песня ария
Близкие по жанру вокальные пьесы, но в многоголосном изложении, входят в сборники английских композиторов Т. Морли («Canzonets or little short airs to five and six voices», 1597), Дж. Дауленда («The first book of songes or ayres…», 1600). Некоторые французский композиторы (М. Ламбер, M. Лабар) расширяют форму арии, включая в неё дополнительные куплеты с вариациями (т. н. дубли).
В качестве инструментального номера французские композиторы вводят арию в балеты, балетные интермедии. Танцевальные пьесы под названием ария встречаются в балетной музыке австрийский композитора И. Г. Шмельцера.
Немецкие композиторы (не без французского влияния) в середины 17 в. включают инструментальную арию как самостоятельную часть в оркестровые сюиты: впоследствии такие арии создавали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах (например, знаменитая флейтовая ария из оркестровой сюиты D-dur).
В неаполитанской оперной школе, в которой сложился жанр оперы-сериа и достигло высокого развития искусство сольного пения (см. Бельканто), ария да капо принимает иной характер. У А. Скарлатти она представляет собой замкнутую форму, свободная реприза которой дала певцам широкие возможности импровизации, показа блестящего вокального мастерства.
Появляются и арии с участием обязательных («облигатных») концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.). Однако круг эмоций, находящих отражение в арии, остаётся ограниченным. Обычно она воплощает один типический образ, выражает одно настроение.
Французской оперной арии того же периода присущи простота структуры, песенность. Итальянская ария, проникшая во Францию, в отличие от французской называлась ариеттой. В немецкой музыке были распространены французский и итальянский типы арии (в операх И. З. Куссера и Р. Кайзера), пользовались популярностью простые, песенного характера строфические арии, обычно с ритурнелем.
Тип итальянской арии с участием концертирующих инструментов получил высокохудожественное претворение в кантатном и ораториальном творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана. Итальянская ария да капо оказала влияние и на развитие инструментальной музыки: её обобщённо-абстрактный тематизм явился основой для формирования инструментального тематизма, а 3-частность подготовила соответствующее построение первых частей (Allegro) ранних симфонических циклов (симфонии Й. Гайдна).
Важнейшим рубежом в развитии арии явилась оперная реформа К. В. Глюка. Выражавшая ранее немногие типизированные состояния (аффекты), ария превращается в органический элемент музыкально-драматического действия, передаёт всё богатство эмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации.
У В. А. Моцарта старые оперные формы наполняются новым содержанием и органически связываются с действием. Появляются новые виды арии (например, концертная ария с инструментальным сопровождением, представленная в творчестве композиторов венской классической школы).
Типы оперных арий были обогащены каватиной (в итальянской опере-буффа, сыгравшей значительную роль в развитии формы арии), арией-рондо, позднее, динамичной арией-стретто. На основе органического сочетания свободной разработки, речитатива и сильно изменённой репризы арии да капо складывается более сложная форма «вокальной сцены» («сцена и ария», «речитатив и сцена», «сцена и каватина» и т.п.).
На формировании самобытных черт русской арии сказались особенности становления русской национальной оперы, которая складывалась в 18 в. в основном как бытовая комическая опера из народной жизни. Широкое использование композиторами народной крестьянской и городской песни, а также бытового романса как средств жанровой характеристики музыкально-сценических образов оказало влияние на интонационный строй арии, отчасти и на её структуру.
Вместе с тем в ранних русских ариях заметно и плодотворное воздействие сложившихся художественных традиций зарубежного оперного искусства. Первые художественно-весомые образцы русской арии представлены в оперном творчестве В. А. Пашкевича («Несчастье от кареты», пост. 1779) и в особенности Е. И. Фомина (например, героическая ария Боеслаевича из оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич», пост. 1786; лирическая ария Соретты и арии Фолета из комической оперы «Американцы», пост. 1800).
Дальнейшая эволюция арии связана с процессом интонационного обновления музыкального языка в русской опере 1-й трети 19 в. Так, в ариях, написанных С. И. Давыдовым к «Русалке» Ф. Кауэра (1803-07), ощущается стремление к созданию сквозной оперной формы (ария-полонез Тарабара), а в арии Лесты из 4-й части одноимённой оперы, использующей интонации русской протяжной песни, намечены линии развития, ведущие к ариям Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки) и Княгини («Русалка» Даргомыжского). Романтические тенденции характерны для некоторых арий в операх К. А. Кавоса.
На арии сказалось также влияние водевиля, народно-бытовой интермедии и дивертисмента. Арии применяется в оратории («Минин и Пожарский» С. А. Дегтярёва, 1811), в театральной музыке (например, «Эсфирь» О. А. Козловского, 1816). Этот исторический период развития арии завершается в творчестве А. Н. Верстовского, создавшего в своих операх замечательные образцы мелодически-характерной и эмоционально-насыщенной романтической арии («Аскольдова могила», 1835).
Расцвет арии в русской оперной музыке связан с оперным творчеством М. И. Глинки. Ария занимает важнейшее место в произведениях Глинки и других русских композиторов-классиков, придававших большое значение мелодическому обобщению, вокальной мелодике. Нередко эти композиторы используют традиционную 2- и 3-частную форму арии, однако трактуют её по-новому, наполняя самобытным содержанием.
Мелодика арий русских классических опер глубоко национальна, опирается на интонационные богатства русской народной песни. Русские оперные арии отличаются особенно тесной связью с действием; порой они представляют собой обобщение интонаций предшествующих речитативов и ариозо, составляя кульминационные пункты единой линии музыкального развития; это позволяет говорить о вокальном симфонизме русских классических опер.
У Глинки мелодика арий отличается особой пластичностью, широкой распевностью (например, ария Ивана Сусанина «Ты придёшь, моя заря»), у А. С. Даргомыжского в ариях песенность, напевность обогащены речевыми интонациями, широко использованы и интонации городской бытовой песни (первая ария Мельника из «Русалки»), у П. И. Чайковского темы арий драматичны и импульсивны. Развитие внутри арии в произведениях М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и М. П. Мусоргского нередко связано с вариационной «перекраской» музыкальной мысли (баллада Финна из оперы «Руслан и Людмила»), со свободным последованием мотивов; у П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова оно более едино, целостно, как бы вытекает из начального мотива-зерна (например, ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»).
Литература: Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952;Конен В., Опера и симфония, М., 1966; Goldschmidt H., Zur Entstehungsgeschichte der Arien- und Symphonien-Formen, «Monatshefte fьr Musikgeschichte», XXIII, 1901; Flegel В., Studien zur Arientechnik in den Opern Hцndeis, в сб.: Hцndel-Jahrbuch, II, Lpz., 1929; Godefroу J. V. L., Some aspects of the aria, «ML», XVII, 1936; Robinson M. F., The aria in opera seria. 1725-1780, в сб.: Proceedings of the Royal Musical Association, 88 session. 1961-1962, L., 1962; Hjelmborg В., Aspects of the aria in the early operas of Fr. Cavali, в кн.: Natalicia Musicologie. Festschrift Kn. Jeppesen, Kph., 1962.