Что такое первый пас
Урок первого паса от Йерая Альвареса. Это тот самый защитник «Атлетика», который дважды победил рак
Современный защитник в эпоху Гвардиолы перестал быть чистым разрушителем с набором классических церберских качеств типа жесткого отбора и вечного стремления стелиться в подкатах.
Гвардиола свой футбол строит на нескольких китах, одним из которых является умение защитников начать атаку своей команды быстрым точным пасом. Он переводил в центр защиты условных опорников Яя Туре и Хавьера Маскерано без потери качества. И все ради пресловутого контроля мяча и максимально быстрого начала атаки.
Илья отдает короткий пас на Фернандо, потому что кроме бразильца в Спартаке попросту некому начинать атаки.
Зацепиться за мяч не удается. Эчейта под давлением Луиса Адриано вынужден играть на своего напарника по центру обороны, а тот, несмотря на сравнительно молодой для защитника возраст, выдает чумовой пас, которому будет аплодировать сам Гвардиола.
Есть такая интересная оценка передач, которая заключается в количестве отрезанных игроков соперника. Нет смысла отдавать точный пас своему игроку, если твоя команда не извлекает из этой точности никакой пользы.
Еще в прошлом году много писал об этом, что в Спартаке единственный кто умеет отдать быстрый точный длинный пас это Фернандо, но чаще всего адресатами его передач являются крайние защитники Комбаров и Ещенко, которые слабо обрабатывают мяч и теряют драгоценные секунды на лишние 2-3 касания, которых хватает, чтобы защитники соперника вернулись на позиции и захлопнули капкан. И поэтому толку от потенциально очень опасных передач Фернандо нет. Как правило следует обратный перевод в центр, и все по новой.
Альварес мог отдать более безопасный пас на Оскара Де Маркоса, но выбрал более острый вариант с Раулем Гарсией.
Пас Альвареса поставил в тупик всю спартаковскую оборону. Казалось бы только что отбились, и тут же получили обратку из почти той же зоны с тем же неудобным разрезающим пасом.
Целая серия ошибок, и все из-за неожиданного рискованного длинного паса Альвареса. Причем Йерай отдал пас настолько удобно, что Гарсии хватило всего одного касания, чтобы обработать мяч и положить его максимально удобно, вторым касанием он вырезал мяч на Адуриса. Тому оставалось как на тренировке исполнить буллит и закатить в пустые ворота.
Был ли шанс у защиты Спартака предотвратить взятие ворот?
Разрыв между Кутеповым и Комбаровым был максимально комфортным для таких разрезающих передач.
Но повторюсь почти патовая ситуация для защиты Спартака в данном эпизоде пришла после чумового решения Альвареса.
Это пример примерно похожей разрезающей передачи от Ромуло в матче против ЦСКА в прошлом сезоне. Динамика, конечно, другая. Баски разыграли все гораздо быстрее. Спартаковцы против армейцев долго катали мяч, расшатывая защитные порядки соперника.
Ромуло видит Промеса в прекрасной позиции и, скорее всего, дает мяч ему на ход. Голландец не понял задумку бразильца и пропустил мяч, на который хищником вылетает Зе Луиш.
А дальше вы помните. Василий Березуцкий выбросился в подкате, Зе Луиш спокойно убрал под левую, отправив ветерана сборной России в буфет, и так же спокойно покатил мимо Акинфеева.
Конечно, обидно видеть такую красоту в исполнении соперников моей любимой команды. Но даже из таких поражений можно и нужно извлекать уроки.
Современные защитники должны не только высоко выпрыгивать и жестко ставить корпус, они давно не классические костоломы по типу «бей, круши, выноси подальше». Они обязаны уметь начинать атаки, отрезая как можно больше игроков соперника, оставляя своих нападающих в максимально комфортной позиции для взятия ворот. В Баварии Гвардиола тоже не стеснялся экспериментировать, переводя в оборону Хави Мартинеса и даже Хаби Алонсо. Каррера вынужден опустить в опорную зону Фернандо, хотя в Италии бразилец играл выше по позиции. Просто в команде нет другого игрока с таким же длинным пасом.
Пас в футболе в одно касание – Упражнение, которое оточит передачи как у испанцев
Доброго времени суток Уважаемый читатель! Сегодня поделюсь открытием, которое я сделал для себя несколько лет назад. Связано оно, как Вы уже естественно догадались, с передачей в одно касание. Пас в футболе – эффективное упражнение на развития этого навыка.
Брак в таких передачах есть на всех уровнях нашего футбола; он есть на детском уровне, на взрослом любительском уровне и даже на профессиональном. То, что в чемпионатах стран СНГ качество паса гораздо ниже, чем, к примеру, в Ла Лиге, это видно не вооруженным взглядом.
Уверен, Вы согласны со мной. Так есть и так будет, по крайней мере, в ближайшие 50 лет так и будет, не сомневаюсь. Но давайте немного порассуждаем, почему так сложилось?
Почему у европейцев культура паса выше? Наверное, потому что у них лучше школа. А что в себе подразумевает, такое понятие, как «футбольная школа»? Первое и основное – это методика. То есть у европейцев лучше методика обучения. И это факт.
Тогда следующий вопрос: на чем основана футбольная методика? Любая футбольная методика основана на комплексе своих упражнений и принципах их выполнения. О каких бы системах ни говорили люди: о голландских, немецких или испанских, скелет любой системы – это упражнения и принципы их выполнения.
Значит, как мне подсказывает логика, что-то не то в наших упражнениях и эффективность от них совсем не та, как мы предполагаем. Вот сегодня я и собираюсь поделиться с Вами одной, очень интересной, косточкой, которая отскочила от испанского скелета. Поехали…
Мы не смогли или мы не умеем?
Возвращаясь, домой после игры своей команды, всегда прокручиваю моменты игровых событий. И чаще всего это неудачные моменты. А львиную долю неудачных моментов составляют именно передачи, сделанные в касание. Идешь и думаешь, ну почему столько ошибок?
Вроде ситуации простейшие. На тренировках систематически работаем над передачей, уделяем время, ребята и делают неплохо, но на игре снова те же ошибки. Так хочется, чтобы мальчишки уже начали демонстрировать комбинации, с использованием четырех, пяти, шести подряд успешных передач.
Чтобы зрители не просто смотрели, а получали удовольствие от игры команды. Чтобы такие комбинации были фирменным стилем нашей дружины. Но, как к этому прийти, где и что мы делаем не так?
В эти моменты непроизвольно начинаешь и себя вспоминать; даже когда играешь иногда с друзьями, порой не проходит простейшая передача. И если быть честным перед собой, то она не проходит не потому, что не получилась, а потому, что нет школы на должном уровне.
Её мне не заложили в далеком детстве. Методика обучения, которую использовали в девяностых годах наши тренеры, мягко говоря, была малоэффективной. В этом и весь вопрос. Сравнивая технические кондиции наших профессионалов с профессионалами Старого Света, понимаешь, что наша методика обучения прилично отстает и на данный момент. Это еще более неопровержимый факт господа.
Эврика. Ребята будут прогрессировать в три раза быстрее!
И вот, несколько лет назад, мне совершенно случайным образом, попалось в руки одно прекрасное упражнение на развитие паса в одно касание. Это произошло во время телефонного разговора, когда я общался со знакомым молодым парнем, выступающим в премьер-лиге нашего чемпионата. Он в тот момент находился на предсезонных сборах в Турции, а их команда готовилась к чемпионату, под руководством нового главного тренера из Испании.
Мне, в свою очередь, было интересно узнать, что из себя представляет их новоиспеченный наставник. Какие взгляды у него на футбол? Что привнёс нового за это короткое время? Его основные требования к футболистам в плане организации игры и т.д.
В общем самый обычный диалог, который может быть между детским тренером и профессиональным футболистом. В течении разговора, переходя с темы на тему, я чувствовал себя совершенно непринужденно, расслаблено. Моё спокойное состояние продолжалось ровно до тех пор, пока мы не добрались до, собственно говоря, самого тренировочного процесса, упражнений испанца.
Слова, которые произнёс мой собеседник, заставили меня встать с дивана и ходить по комнате не останавливаясь. Меня как будто ведром холодной воды облили. И вот его слова:
«Слушай, мы здесь не занимаемся тактикой или какими-то сложными игровыми упражнениями, где задействовано по шесть – десять игроков. Мы занимаемся тем – чем в Испании занимаются дети! Наш тренер в шоке!
Он в ужасе от того, на каком уровне наша школа, культура паса и техника во всех её проявлениях. Испанец не может понять, как люди с такими игровыми кондициями, могут играть в премьер-лиге. Мы, конечно, работаем над организацией игры, но над школой, мы работаем больше.
Я такими вещами на сборах никогда не занимался. По мнению тренера, мы должны, до начала чемпионата, подтянуть, насколько это возможно, культуру паса в одно касание. По его словам, мы не умеем этого делать.
В связи с этим, мы каждый Божий день, выполняем одно и то же упражнение. Мы его делаем до тех пор, пока не забьются ноги, нас уже тошнит от него. Но ты знаешь, после него какое-то странное ощущение. Оно, на мой взгляд, самое эффективное упражнение на развитие паса, которое я когда-либо выполнял».
Когда я проанализировал возможности этого упражнения до той глубины, до которой мне позволил добраться мой мозг, я переосмыслил весь тренировочный процесс, которым я занимаюсь. Ответы на вопросы, которые меня интересовали, появлялись сами собой и кружились перед моим носом. Становилось, очевидно, почему после многих лет работы, ребята в Европе к 18 годам, имеют совершенно другие технические навыки.
Пас в футболе – Секрет качества испанской передачи
Есть упражнения, которые из-за своей эффективности, по праву можно называть «золотыми». Это упражнение для меня бесценное. И в то же время, оно основано на словах «всё гениальное просто». Да, действительно, оно простое, как хозяйственное мыло.
Но Дьявол спрятан в мелочах. Успешность кроется в принципах и правильной последовательности выполнения этой работы. Рассказываю:
Два игрока встают перед друг другом, буквально в трёх метрах, не больше. Начинать нужно именно с минимальных размеров. Цель – отдавать пас правой ногой, под правую ногу, своего партнёра. Продолжительность работы – чем больше, тем лучше.
Это и есть азы высокой культуры паса, её фундамент.
Вся таинственная химия, происходит именно тогда, когда у ребят во время выполнения передач, начинает появляться фон усталости.
Почему в этой работе, основную роль играет именно большая продолжительность упражнения? Потому что, в начале ребята, отдавая каждую передачу, полностью сконцентрированы на технике исполнения. Проходит минута, две, потом пять, начинает появляться небольшая усталость, хочешь ты этого или не хочешь, но в этот момент неизбежно растворяется концентрация внимания на своих действиях.
Это природа человека; через десять минут непрерывной работы, концентрация начинает постепенно, постепенно покидать игрока. И он уже в своей голове начинает думать о школе, о девочке, которая ему нравится, гадать, что его мама сегодня на ужин приготовит и т.д., но не о передаче, которую он выполняет.
То есть, он начинает работать без участия своего мозга, ноги все делают сами. Это и есть волшебный момент, когда мальчик, свой навык начинает улучшать до нового уровня. Наша с Вами задача, довести этот уровень до предела. До АВТОМАТИЗМА.
Не поленитесь, снимите один раз видео этого упражнения, выбрав любую пару из своих ребят.
Затем дома, в спокойной обстановке, посчитайте, сколько передач сделали дети. И каждая из этих передач будет сделана не просто в сторону партнера, а именно под правую ногу! Это важно, это и есть мелочь, которая бросает вишенку на макушку торта. Это упражнение одно из обязательных домашних заданий для моих ребят.
Когда в начале они меня спрашивали о том, сколько по времени его необходимо выполнять. Я отвечал – «До рвоты».
Второй момент, который хочу затронуть, это «последовательность» упражнения.
«Правильная последовательность» любого упражнения, по своей значимости не уступает «принципам выполнения», только при совокупности этих двух понятий, можно рассчитывать на действительно высокий результат.
Допустим, спустя два-четыре месяца, это зависит от способностей Ваших ребят, Вы видите, что на трёх метрах качество передач заметно улучшилось. Вы тренер, Вы обязаны такие моменты чувствовать, когда нужно переходить на следующий, более сложный уровень. И вот этот момент настал.
Что в этом случае сделают огромное большинство тренеров? Конечно, увеличат расстояние между игроками, и три метра превратятся в пять. И после того, как новый уровень будет также достигнут, снова перейдут на следующий, там уже будет метров семь.
Вроде бы всё правильно, принцип от простого к сложному, верно же? Но моё мнение на этот счет иное.
Когда ребята отлично справляются в передачах на дистанции трёх метров, не нужно увеличивать расстояние, не торопитесь. Начните требовать от них, чтобы теперь, они делали передачи более жесткими. На тех же трёх метрах. И Вы увидите, что процент брака трех месячной давности вернулся. Ваш новый уровень для преодоления, это пас сделанный с другой силой. И вот когда ребята будут прилично смотреться с более жесткими передачами на этом расстоянии, только тогда и следует увеличивать расстояние.
И увеличивать ни в коем случае по два метра не стану, учту постепенность. Метр, метр с более сильным пасом, два метра, два метра с более сильным пасом, три метра…я думаю понятно.
Расскажи нам футболист, как сильно ты устал на тренировке
Не знаю, как Вы, но лично мне нравится понравившееся, новое упражнение, перед его применением в тренировках, сначала испытать на себе. Да можно верить фактам, можно верить логике, но и они могут обмануть. А вот твои собственные ощущения, тебя навряд ли обманут.
Нас с товарищем хватило, с двумя перерывами, на сорок минут. После проделанной работы, уже сидя на лавочке, я осознал всю мощь этого упражнения. По моим грубым подсчетам, каждый из нас выполнил около 1500-1700 передач.
Это совершенно другой уровень работы на развитие мышечной памяти. И если у тебя есть цель и мечта играть в Англии, Германии или Испании, кто запрещает тебе делать больше? В этом простейшем упражнении, многократность повторения просто зашкаливает. А именно за счет нее, великие спортсмены и доводят свои навыки до автоматизма.
Мы на футбольном поле хуже испанцев не потому, что в нас меньше выносливости или скорости, а потому, что уровень передачи у них по сравнению с нами, на абсолютно другом уровне. Наш мальчик с 8 – до 18 лет обучения, сделает миллион передач в одно касание, а испанец, в свою очередь, сделает десять миллионов.
Фотографию юных спортсменок по художественной гимнастике, я выложил не случайно. Ведь они уже к 14 годам творят чудеса; как можно так ловко владеть мячом, лентой, булавой, да еще при этом танцуя?
Вы представляете, если мальчик будет уделять передаче в одно касание, хотя-бы полчаса в день, делая по одной тысяче повторений, за год он сделает 365.000 передач. За три года миллион. И, это количество без основных тренировок с командой, это только домашняя работа.
Именно вот с таким подходом друзья, работая по такой методике, мальчик уже к шестнадцати годам, будет на три головы лучше своих сверстников. Повторяю, это природа человека! При такой работе результата не может не быть!
К девятнадцати годам, для карьеры откроются границы туда, о которых другие будут только мечтать. Вопросов об эффективности этого упражнения возникать не может. Тут только один вопрос – «готов ли мальчик ради мечты, кропотливо и много трудиться?».
Когда мне впервые довелось увидеть игру Дениса Черышева за сборную России, я сделал для себя первые выводы, но не спешил публично утверждать их как факты. Нужно было время, чтобы познакомиться с игрой этого футболиста лучше.
Спустя некоторое время, стало понятно, что первое впечатление меня не обмануло. Если Вы помните, его игра поначалу не впечатляла, он как будто-то бы выпадал с общих действий команды. Но он это делал довольно странно.
То есть команда от него большой пользы не получала, но в то же время, когда Денис принимал мяч, было видно, что он достаточно хорош. По крайней мере у меня, сомнений в его отличном техническом оснащении никаких не возникало; заметить это не составляло никакого труда. Футболист выпадает в том случае, когда его игровые кондиции, отстают от игроков команды, когда он не дотягивает до всех остальных, а здесь ситуация была другой.
Поэтому после его первых двух игр за сборную, я и сделал для себя выводы, что Черышев не выпадает, а просто не вписывается в игру. Он играет в свой футбол, а сборная России в свой, он оказался не в привычной для себя тарелке, в другой футбольной ментальности.
Ему было необходимо время для того, чтобы освоится на поле и привыкнуть к немного другому футболу. И благодаря тому же времени, он показал свои истинные способности. На данный момент класс Дениса Черышева в сборной, один из самых высоких, однозначно. Это человек, который подписывал контракт с мадридским Реалом и какой год подряд играет в испанской Ла Лиге.
А теперь задайте себе вопрос и ответьте на него – «Если бы Денис Черышев воспитывался не в Испании, а в одной из российских академий, он бы достиг таких успехов?» У меня всё.
p.s.
Все мои мысли, которые я выражаю в этом блоге, направлены исключительно на тех ребят, родителей и тренеров, у которых поставлены максимально высокие цели в футболе! Кто готов ради нужного результата пойти на жертвы и без сомнений, поставить образование на второе место.
Кто ради мечты готов не просто много работать, а пахать как проклятый. А мечтать играть в Бундеслиге и при этом играть на фортепиано, в компьютерные игры, тренироваться один раз в день, сидеть в школе по восемь уроков, да еще и дома домашнее задание выполнять…ну извините, я в чудеса не верю. Пас в футболе – самое эффективное упражнение для футболистов на развитие этого навыка.
Я рад, если оказался сегодня для кого-то полезным. Всех Благ!
Футбольный букварь. Эволюция паса
Каким бы не был комплексным и разносторонним футбол как вид спорта, но по телевизору, особенно для неподготовленного зрителя, лучше всего смотрится пасовая игра. Защитники по большей части выглядят как киношные злодеи, которые как ни стараются, не могут победить главного героя; действия линейных с обеих сторон – суета массовки; спецбригады – необязательное продолжение рекламных пауз. Но вот пасовое нападение это совсем другое дело. Каждый раз, когда мне приходилось знакомить с футболом человека, который видел эту игру в первый раз в жизни, я начинал со слов «Смотри, какой классный пас!»
Точный пас смотрится как произведение искусства, как чудо. Только что мяч был где-то здесь, а спустя пару секунд он уже на противоположном конце поля в руках другого игрока, который – в прыжке! с поворотом! – выцарапывает его из воздуха и рук соперников. Красота. Элегантность. И убийственная эффективность. Три предыдущих розыгрыша подряд бегущие грызли землю ради жалких семи ярдов в сумме, а ресивер за раз набрал во много раз больше. Короче говоря, «воздушное» нападение прекрасно во всём. Следующая тема «букваря» как раз и посвящена этому аспекту футбола, но перед тем, как изучать современные пасовые тактики, нам придется серьезно углубиться в историю.
Ибо эволюция пасовой игры это и есть, собственно, эволюция самого футбола.
Как президент спас футбол
В первом выпуске «Букваря» я вскользь упоминал о том, что пас вперед в американском футболе разрешили использовать только в 1906-м году – спустя несколько десятилетий после того, как была изобретена сама игра. Главную причину, благодаря которой спортивные чиновники решились на столь кардинальные перемены, звали Теодор Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки.
В конце девятнадцатого – начале двадцатого века студенческий футбол был самым популярным видом спорта в Штатах и, одновременно социальной катастрофой. «Две вещи должны быть искоренены в нашем обществе» – писала NY Times в 1897-м – «линчевание и футбол». Объяснялось столь неоднозначное отношение к этому виду спорта очень просто: футбол тех времен был безумно жесток. После того, как в 1905-м на футбольных полях погибли 18 человек и еще 159 получили увечья – все молодые ребята, студенты или школьники, – Тео Рузвельт был готов пойти на то, чтобы запретить футбол в принципе. Единственной альтернативой запрету, которую президент предложил тренерам и спортивным чиновникам, было изменение правил с тем, чтобы сделать игру менее жестокой.
Истоки этой жестокости находились в самой сути тогдашнего футбола. Фактически, это были драки стенка на стенку с мячом. Самой популярной формацией являлась так называемая flying wedge, она же «клин» (на фото сверху), она же «свинья» в терминах российской истории. Прикрывая друг друга плечом к плечу линейным нападения было удобно блокировать защитников и пробивать дорогу игроку с мячом, но в столкновениях такого тарана с футболистами противоположной стороны ломалось бесчисленное количество рук и шейных позвонков. Нужно было придумать что-то, чтобы заставить игроков рассредоточиться по полю более равномерно.
На совете футбольных школ и университетов, состоявшемся осенью 1905-го, были приняты несколько радикальных решений, направленных на «растягивание» футбола по полю и уменьшение скученности игроков. Во-первых, было введено понятие «нейтральной зоны» между линиями нападения и защиты перед снэпом. Во-вторых, под запрет попала формация flying wedge. Наконец, чтобы стимулировать использование всей ширины поля и минимизировать использование тактики «а теперь мы проломимся через центр» была увеличена дистанция для дауна – с пяти ярдов до десяти. Последнее новшество повлекло за собой еще одно изменение в правилах: было разрешено делать пас вперед. Предполагалось, что одними выносами набирать по десять ярдов будет проблематично.
Изменения в правилах вступили в силу уже в 1906-м и существенно уменьшили травматичность футбола. Своим ультиматумом президент Рузвельт спас бесчисленное количество жизней, и, заодно спас от запрета и забвения вид спорта, который мы все любим.
Гадкий утенок
Первый официально разрешенный пас вперед был сделан в первой же игре сезона 1906-го года, но для большинства тренеров пас долгое время оставался чудачеством и чуждым элементом в их стратегии. Причин для подобного консерватизма было две: во-первых, разумеется, твердолобый традиционализм присущий большинству тренеров вообще; во-вторых, то, что правила для паса вперед были в те времена несравненно жестче, чем сейчас. Нельзя было делать пас через линию скриммиджа, находясь к ней ближе, чем в пяти ярдах. За неточный пас нападение получало штраф в 15 ярдов. Если же пас был настолько неудачен, что никто из игроков не успевал коснуться мяча до его падения на землю, то это влекло за собой смену владения, т.е., фактически, приравнивалось к перехвату.
Несмотря на драконовские условия, первая команда, поставившая во главу угла пасовое нападение, появилась уже в 1906-м году, усилиями Эдди Коукэмза (Eddie Cochems) из университета Сент-Луис. В первый сезон после легализации паса St. Louis Billikens были непобедимы (11-0), а всего за три года тренерства Коукэмза «Сент-Луис» одержал внушительные двадцать пять побед при всего пяти поражениях и двух ничьих. Две из этих побед были особо примечательны. 3 ноября 1906 в игре против университета Канзаса Брэдбери Робинсон (Bradbury Robinson, на фото слева) сделал уникальный тачдаун пасом на 87 ярдов. Долгое время этот розыгрыш был рекордным по дальности полета мяча от бросающего к ресиверу. А 30 ноября 1906 «Сент-Луис» разгромил сильную команду университета Айовы со счетом 39-0, при том, что годом ранее встреча этих же соперников закончилась совсем иначе: 0-31 в пользу «Айовы». К слову о пользе новых тактик, как говорится.
Но успешный опыт Коукэмза далеко не сразу пошел впрок остальным. Тренер одной из команд, проигравших Billikens, в послематчевом интервью заявил, что по его мнению его подопечные выиграли, т.к. «Сент-Луис» набрал все свои очки «этими неприличными пасами вперед». Потребовалось усилия многих энтузиастов пасового нападения и много лет, прежде чем пас стал считаться «приличным» в футбольном обществе. Но даже спустя почти пол века после того, как пас был разрешен правилами, многие тренеры как студенческих, так и профессиональных команд, обеими руками подписались бы под словами Вуди Хэйеса, коуча университета Огайо Стэйт: «Три вещи могут случиться, когда ты пасуешь, и две из них неприятные».
Первым, кто всерьез решился изменить подобный подход к делу, был тренер, о котором я писал уже много раз по разным поводам – Пол Браун.
Великий рационализатор
Помните историю с передатчиком для куотербека? Пол Браун не изобретал радио и футбольный шлем, но именно он первым оценил преимущество совмещения одного с другим. Брауну заслуженно приписывается множество футбольных инноваций, но не меньшей его заслугой было то, что он первым из тренеров стал рассматривать футбол как нечто требующее упорядочивания и системного подхода. Фактически, Браун был самым гениальным рационализатором футбола, и особенно ярко эта его черта проявилась в истории пасового нападения «Кливленд Браунз».
С начале своей тренерской карьеры Пол Браун, как и многие до него, считал пас лишь дополнением к выносу, главному оружию нападения. Но к тому времени, когда Браун стал главным тренером профессиональной команды, названной в его честь, в его голове уже созрела мысль о том, что именно пасовое нападение должно быть основным.
Как сделать «воздушное» нападение активным, не зависящим от действий защитников? Браун предложил следующее: пусть ресивер бежит вглубь поля по заранее заданному пути некое определенное количество ярдов до условной точки А. В какой-то момент времени куотербек должен кинуть мяч, но не туда, где принимающий находится сейчас, а туда, где он окажется – в точку А. Этой простой на первый идеей – пас на ход – главный тренер «Кливленда» принес в футбол понятия фиксированного маршрута (тот самый заранее заданный путь для принимающего) и ритма атаки, тайминга (синхронизации времени броска и скорости ресивера).
К маршрутам мы вернемся позже – практики Брауна в этой области будут улучшены очень серьезно, а вот реализация тайминга атаки дожила до наших дней практически в неизменном виде. Синхронизация куотербека и его ресиверов осуществляется с помощью шагов. Помните, я писал о том, что полезно считать, сколько шагов делает QB перед тем, как кинуть пас? Почему? Потому что именно так можно понять, какая примерная дальность будет у броска. Три шага куотербека соответствуют примерно шестью-семью шагам ресивера, т.е. шестью-семью метрам. Пять шагов QB это уже десять шагов WR, а семь – 14-15 шагов. Именно шаги являются лучшим метрономом для нападения, хотя, разумеется, в каждом индивидуальном случае требуется «тонкая настройка» – у кого-то шаги длиннее, у кого-то быстрее, и т.п.
Чтобы дать пасовому нападению еще больше независимости от защитников Браун так же придумал концепцию альтернативных маршрутов: если в точке А уже есть защитник, ресивер может изменить свой путь и бежать в другую заранее известную точку Б. Конечно, от куотербека тоже требуется правильно оценить ситуацию и вовремя изменить направление броска.
Эти и другие изобретения Пола Брауна позволили «Кливленду» быть доминирующей командой сначала в AAFC, а затем и в NFL – в течение десяти сезонов подряд Browns попадали в финальный матч сезона и выиграли семь титулов. Но даже та великая команда еще не играла в тот футбол, к которому мы привыкли. Браун рационализировал вертикальное нападение, но у футбольного поля оставалось еще одно, пока что незадействованное измерение.
Настоящим отцом современного пасового нападения стал один из учеников Брауна, вышедший на сцену истории как раз в то время, когда звезда его учителя стала закатываться.
Геометрия поля
Многие тренеры учились у Пола Брауна, но только Сиду Гиллману (Sid Gillman), тогдашнему хэд-коучу университета Цинциннати, пришла в голову простая идея, перевернувшая историю футбола. «Почему нужно использовать только пасы вглубь и облегчать этим жизнь защитников?» – подумал Гиллман – «можно ведь растянуть нападение еще и в ширину!»
Разумеется, попытки использовать пасовые атаки по флангам делались и ранее: тот же Браун одним из первых стал использовать растянутые вдоль линии скриммиджа формации и, фактически, изобрел отдельную позицию уайд-ресивера, т.е. стоящего далеко в стороне от линейных. Но Гиллман пошел еще дальше. «Мы разделим поле по вертикали на семь частей, и будем создавать угрозу атаки в каждой из них. Пусть соперники защищают каждый квадратный дюйм», – писал Гиллман в своем плейбуке.
Вот пример типичного розыгрыша, выстроенного в соответствии с этой стратегией:
Маршруты всех пяти потенциальных принимающих (линейные по правилам не могут ловить пас вперед) равномерно распеределены по всему полю. Во-первых, по глубине: два крайних ресивера угрожают дальними маршрутами, тай-энд ориентируется на средней длины пас, а бегущие могут принять короткие пасы. Во-вторых, и это то самое новшество Гиллмана, возможные точки атаки рассредоточены по ширине поля. Вариантов маршрутов может быть много, главное, чтобы соблюдался принцип рассредоточенности.
Но ведь защитники не стоят на месте, они активно перемещаются по полю и могут помешать ресиверам занять их позиции для приема. Чтобы компенсировать это, Гиллман развил идею Брауна об альтернативных маршрутах. Вот как это работало у Гиллмана:
Предположим, основной целью куотербека в данном розыгрыше является Z-ресивер. По умолчанию принимающий бежит свой маршрут (красная сплошная линия), и в какой-то момент QB бросает мяч в конечную точку маршрута (А). Теперь в дело вступает корнербек соперника, который успевает прикрыть эту точку атаки. Или лайнбейкер перекрывает линию паса. Что делать принимающему? У него есть альтернативный маршрут (off set route – красная прерывистая линия) и альтернативная точка атаки (В). Все это было уже у Пола Брауна. Гиллман добавил маленькую деталь – альтернативная точка атаки расположена так, что дистанция от нее до QB такая же, как от основной точки до QB. Две черные стрелки, обозначающие траекторию мяча, одинаковы по длине. Это значит, что тайминг у обоих вариантов атаки одинаковый, и куотербеку не придется изменять силу броска, а только направление.
Но если есть одна альтернативная точка атаки B, то почему бы ни добавить еще одну, допустим, C – пусть ресивер выбирает один из вариантов, руководствуясь текущей ситуацией. Для QB, опять же, это будет почти тот же самый бросок, но теперь всесто одного маршрута у принимающего есть три, и в три раза больше шансов обыграть защитника.
Разнообразие пасовых атакующих схем, которое открывалось с использованием этих двух принципов Гиллмана, позволило его командам быть необычайно продуктивными не только «по воздуху», но и «по земле». Лучшей иллюстрацией принципа «успешный пас улучшает игру на выносе» стал финальный матч AFL в сезоне 1963-го. San Diego Chargers, которых тренировал Гиллман, противостояли Boston Patriots, имевшие одну из лучших защит в лиге. «Патриоты» тщательно готовились играть против пасового нападения, но в итоге их смел с поля вынос «Чарджерс» – команда Гиллмана набрала только по земле больше, чем все нападение «Бостона» и выносом и пасом (318 ярдов против 261). Финальный счет того поединка – 51-10. Всего же Chargers с 1960-го по 1965-й пять сезонов из шести выходили в финал AFL, хотя и ограничились всего одним титулом.
Сид Гиллман (слева) и игроки Chargers Лэнс Олворт (19) и Джон Хэдл (21).
Именно идеи Гиллмана и результаты его команд окончательно изменили общепринятое в тренерских кругах мнение о пасовом нападении. Теперь это уже не было что-то неприличное, непривычное или второстепенное. После 60-х годов еще не раз и не два в истории NFL будут появляться команды, игравшие в нападении преимущественно через вынос, но с каждым сезоном баланс будет все больше и больше смещаться в сторону «воздуха».
В рисунке атакующей игры команд, выстроенных последующими гениями футбола – Доном Кориеллом, Диком Вермейлом, Биллом Уолшем, и прочими – без труда можно увидеть реализацию принципов Брауна и Гиллмана. Взять, к примеру, знаменитое West Coast нападение Уолша: его отличительная черта – растягивание защиты горизонтально для того, чтобы открывался простор для выноса и дальних пасов. Один в один то, что делали Chargers Гиллмана в той памятной игре против «Патриотов».
Окончательное же превращение NFL в пасовую лигу завершил еще один главный тренер из Сан-Диего, начавший работать на юге Калифорнии примерно в то же время, что и Сид Гиллман.
Следующая статья, продолжающая по смыслу эту, выйдет скорее всего в формате «Истории футбола в песнях», а затем я вновь вернусь к подзаголовку «Букварь» и закончу тему пасового нападения актуальной информацией.